Jump to content

HMS Barham (04)

Координаты : 32 ° 34' с.ш. 26 ° 24' в.д.  /  32,567 ° с.ш. 26,400 ° в.д.  / 32,567; 26.400
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Бархем на малой скорости, середина 1930-х годов.
История
Великобритания
Имя Бархам
Тезка Адмирал Чарльз Миддлтон, первый барон Бархэм
Строитель Джон Браун и компания , Клайдбанк
Номер двора 424
Заложен 24 февраля 1913 г.
Запущен 31 декабря 1914 г.
Введен в эксплуатацию 19 октября 1915 г.
Идентификация Номер вымпела : 04
Судьба Потоплен U-331 25 ноября 1941 г.
Общие характеристики (в состоянии сборки)
Класс и тип Королева Елизавета класса Линкор
Смещение 32 590 длинных тонн (33 113 т )
Длина 643 футов 9 дюймов (196,2 м)
Луч 90 футов 7 дюймов (27,6 м)
Черновик 33 фута (10,1 м)
Установленная мощность
Движение 4 вала; 2 паротурбинные установки
Скорость 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час)
Диапазон 5000 миль (9260 км; 5750 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час)
Дополнить 1,016 (1916)
Вооружение
Броня

HMS Barham был одним из пяти Queen Elizabeth класса линкоров , построенных для Королевского флота в начале 1910-х годов. Построенный в 1915 году, он часто использовался в качестве флагмана и участвовал в Ютландской битве во время Первой мировой войны в составе Великого флота . До конца войны, за исключением безрезультатных действий 19 августа 1916 года , ее служба в основном состояла из обычного патрулирования и тренировок в Северном море .

В 1920-х и 1930-х годах корабль входил в состав Атлантического , Средиземноморского и Метропольного флотов . Бархам сыграл незначительную роль в подавлении палестинских беспорядков 1929 года и арабского восстания 1936–1939 годов в Палестине . Корабль находился в Средиземном море, когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война . Три месяца спустя, возвращаясь домой, он случайно столкнулся и потопил один из эсминцев сопровождения , HMS Duchess .

Она участвовала в битве при Дакаре в середине 1940 года, где повредила французский линкор Виши и в ответ получила легкие повреждения. Затем Barham был переведен на Средиземноморский флот, где он прикрывал несколько мальтийских конвоев . Он помог потопить итальянский тяжелый крейсер и эсминец во время битвы у мыса Матапан в марте 1941 года и был поврежден немецкой авиацией два месяца спустя во время эвакуации с Крита . В ноябре следующего года «Бархам» был потоплен у берегов Египта немецкой подводной лодкой U-331, в результате чего погибло 862 члена экипажа, примерно две трети ее экипажа.

Дизайн и описание

[ редактировать ]

Корабли класса «Куин Элизабет» были разработаны для формирования быстроходной эскадры флота, которая должна была действовать против ведущих кораблей противника . Для этого требовалась максимальная наступательная мощь и скорость на несколько узлов выше, чем у любого другого линкора, чтобы позволить им победить любой тип корабля. [1] [2]

Barham составляла Общая длина 643 фута 9 дюймов (196,2 м), ширина 90 футов 7 дюймов (27,6 м) и глубокая осадка 33 фута (10,1 м). Он имел нормальное водоизмещение 32 590 длинных тонн (33 113 т ) и водоизмещение 33 260 длинных тонн (33 794 т) при глубокой загрузке . Он был оснащен двумя комплектами паровых турбин Брауна-Кёртиса , каждый из которых приводил в движение два вала, используя пар от 24 котлов Ярроу . Турбины имели мощность на валу 75 000 лошадиных сил (56 000 кВт ) и рассчитаны на достижение максимальной скорости 25 узлов (46,3 км / ч; 28,8 миль в час). Во время сокращенных ходовых испытаний 6 июля 1916 года «Бархэм» достиг средней максимальной скорости всего 23,91 узла (44,28 км/ч; 27,52 миль в час). Корабль имел дальность плавания 5000 морских миль (9260 км; 5754 миль) при крейсерской скорости 12 узлов (22,2 км/ч; 13,8 миль в час). В 1916 году ее экипаж насчитывал 1016 офицеров и рядовых . [3]

Вооружение и управление огнем

[ редактировать ]

Класс «Куин Элизабет» был оснащен восемью казнозарядными (BL) 15-дюймовыми (381-мм) орудиями Mk I в четырех двухорудийных башнях , в двух сверхстрелковых парах в носовой и кормовой части надстройки , получивших обозначения «А», «В». , «X» и «Y» спереди назад. Двенадцать из четырнадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий BL Mk XII были установлены в казематах вдоль борта корабля корабля в миделе ; оставшаяся пара устанавливалась на палубе бака возле кормовой трубы и была защищена орудийными щитками . Зенитное (зенитное) вооружение состояло из двух скорострельных (QF) 3-дюймовых (76-мм) 20-кутных Mk I. [Примечание 1] пистолеты. Корабли были оснащены четырьмя подводными 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами , по два на каждом борту. [4]

Barham комплектовался двумя директорами управления огнем, оснащенными дальномерами длиной 15 футов (4,6 м) . Один устанавливался над боевой рубкой , защищенный бронекапотом, а другой находился в корректировщике над треножной мачтой . Каждая башня также была оснащена 15-футовым дальномером. Основное вооружение также могло управляться башней «Б». Вспомогательное вооружение в основном управлялось директорами, установленными по обе стороны компасной платформы на фок-мачте после их установки в июле 1917 года. [5]

Защита и авиация

[ редактировать ]

Ватерлиний класса « Куин Элизабет» состоял из цементированной брони Круппа (KC), толщина которой составляла 13 дюймов (330 мм) над жизненно важными органами корабля. Орудийные башни были защищены бронёй КС толщиной от 11 до 13 дюймов (279–330 мм) и поддерживались барбетами толщиной 7–10 дюймов (178–254 мм). Корабли имели несколько бронепалуб толщиной от 1 до 3 дюймов (от 25 до 76 мм). Основная боевая рубка была защищена бронёй толщиной 13 дюймов (330 мм). После Ютландской битвы был добавлен 1 дюйм (25 мм) высокопрочной стали к основной палубе над магазинами , а в магазинах было добавлено дополнительное противовспышечное оборудование. [6]

были установлены взлетные платформы В 1918 году на крыше башен «Б» и «Х» , с которых могли стартовать истребители и самолеты-разведчики . Во время ремонта в начале 1930-х годов платформы были сняты с башен, а ​​выдвижная катапульта на крыше башни «X» была установлена вместе с краном для подъема гидросамолета . Первоначально это был Fairey III F, пока в 1938 году его не заменил Fairey Swordfish . [7]

Основные изменения

[ редактировать ]

В 1920-х годах Бархэм претерпел серию незначительных ремонтов. В 1921–1922 годах дальномеры длиной 30 футов (9,1 м) заменили меньшие дальномеры в башнях «B» и «X». [8] Два года спустя ее противовоздушная оборона была модернизирована, когда оригинальные трехдюймовые зенитные орудия были заменены парой четырехдюймовых (102-мм) зенитных орудий QF Mk V в период с ноября 1924 по январь 1925 года и еще одной парой четырехдюймовых зенитных орудий. Позднее в том же году с октября по ноябрь были добавлены зенитные орудия. Для управления этими орудиями над кормовой вышкой управления торпедами был установлен временный пост управления большим углом обзора. В начале 1928 года он был заменен торпедным дальномером, когда постоянная позиция была установлена ​​в реконструированной вершине прицела. [9]

В период с января 1931 по январь 1934 года корабль был капитально переоборудован, стоимость которого составила 424 000 фунтов стерлингов. В ходе ремонта была перестроена кормовая надстройка и снята башня управления торпедами и ее дальномер, а также кормовой комплект торпедных аппаратов. Носовая воронка была объединена с кормовой, чтобы уменьшить задымление в верхней части корректора. Директор системы управления большим углом (HACS) Mk I был добавлен на крышу обзорной вершины, а грот-мачта была реконструирована в виде штатива, чтобы выдерживать вес второго директора HACS. Рядом с воронкой была добавлена ​​пара восьмиместных установок для 2-фунтовых (40 мм (1,6 дюйма)) зенитных орудий Mk VIII «Пом-Пом», а на новых платформах добавлены две позиции для их наводчиков рядом и под вершиной прицела. . ​​пара счетверенных установок для Vickers калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) . зенитных пулеметов Кроме того, рядом с боевой рубкой была добавлена [10]

Крыши башни были усилены до толщины 5 дюймов (127 мм), а броня над магазинами была добавлена ​​после того, как Ютландия была заменена 4-дюймовой нецементированной броней Круппа, первым британским линкором, получившим такую ​​броню. Кроме того, кормовая часть казематов шестидюймовых орудий была ограждена 1,5-дюймовой (38-мм) переборкой. Подводная защита была улучшена за счет установки торпедных выступов . Они были разработаны для снижения эффекта детонации торпед и повышения устойчивости. [11] за счет расширения ширины корабля почти с 14 футов (4,3 м) до 104 футов (31,7 м), [12] и уменьшила осадку до 32 футов 6 дюймов (9,9 м). Это увеличило ее метацентрическую высоту примерно до 7 футов (2,1 м) при глубокой нагрузке, несмотря на увеличение ее глубокого водоизмещения до 35 970 длинных тонн (36 550 т). [13] Когда 20 ноября 1933 года «Бархэм» провел ходовые испытания, ее скорость была снижена до 22,5 узлов (41,7 км/ч; 25,9 миль в час) с 65 655 л.с. (48 959 кВт). [14]

Более поздние изменения включали замену одиночных установок зенитных орудий на спаренные для 4-дюймовой пушки QF Mark XVI , удаление передних подводных торпедных аппаратов и дальномера с большим углом обзора в марте – мае 1938 года. Кроме того, башня управления торпедами Во время того же ремонта кормовая часть была заменена позицией ПВО. Во время ремонта в декабре 1939 г. - марте 1940 г. с невращающимися снарядами на крыше башни «Б» была установлена ​​20-ствольная реактивная установка (UP), а ее директора HACS Mk I были заменены на модели Mk III. В следующем году установка UP была заменена парой счетверенных 0,5-дюймовых пулеметных установок Vickers, а рядом с ее боевой рубкой была добавлена ​​еще пара восьмиствольных установок «помпов». [15]

Строительство и карьера

[ редактировать ]

Класс Queen Elizabeth был заказан в рамках военно-морской программы 1912 года, а контракт на Barham был заключен с John Brown & Company . [16] Корабль, названный в честь адмирала Чарльза Миддлтона, 1-го барона Барэма , [17] был заложен на верфи Клайдбанка 24 февраля 1913 года и спущен на воду 31 декабря 1914 года. [18] [19] [Примечание 2] Бархем обошелся в общей сложности в 2 470 113 фунтов стерлингов . [21] Он был готов к испытаниям 19 августа 1915 года, которые завершились до конца сентября под командованием капитана Артура Крейга Уоллера . На следующий день, 1 октября, контр-адмирал Хью Эван-Томас , командир 5-й боевой эскадры , водрузил свой флаг на борту своего нового флагмана. [22]

Первая мировая война

[ редактировать ]

На следующий день Бархэм присоединился к Великому флоту в Скапа-Флоу и участвовал в тренировочной операции флота к западу от Оркнейских островов в течение 2–5 ноября. [23] Во время очередных учений в начале декабря корабль случайно протаранил его однотипный корабль «Варспайт» 3 декабря . После временного ремонта в Скапе Бархем был отправлен в Кромарти-Ферт для дальнейшего ремонта в плавучем сухом доке , который продлился до 23 декабря. [24]

Великий флот отправился в круиз по Северному морю 26 февраля 1916 года; Джеллико намеревался использовать силы Харвича для зачистки Гельголандского залива , но плохая погода помешала операциям в южной части Северного моря. В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. Еще одна зачистка началась 6 марта, но на следующий день ее пришлось прекратить, поскольку погода стала слишком суровой для сопровождающих эсминцев . В ночь на 25 марта Бархэм и остальная часть флота отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать линейные крейсеры Битти и другие легкие силы, совершившие набег на базу немецких цеппелинов в Тондерне . К тому времени, когда Великий флот подошел к этому району 26 марта, британские и немецкие войска уже разошлись, и легкому кораблю угрожал сильный шторм , поэтому флоту было приказано вернуться на базу. 21 апреля Большой флот провел демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы отвлечь немцев, в то время как российский флот повторно установил оборонительные минные поля в Балтийском море . Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля, дозаправился и двинулся на юг в ответ на сообщения разведки о том, что немцы собираются запустить рейд на Лоустофт . 5-я боевая эскадра предшествовала остальной части Великого флота, чтобы усилить флот линейных крейсеров вице-адмирала Дэвида Битти , но британцы прибыли в этот район после того, как немцы отошли. 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы сосредоточить внимание Германии на Северном море. [25] 21 мая 5-я боевая эскадрилья была прикреплена к Битти, а его 3-я эскадрилья линейных крейсеров была выделена для артиллерийской подготовки и прибыла в Росайт на следующий день. [26]

Ютландская битва

[ редактировать ]
Британский флот отплыл из северной Британии на восток, а немцы — из Германии на юг; противоборствующие флоты встретились у датского побережья
Карты, показывающие маневры британского (синий) и немецкого (красный) флотов 31 мая - 1 июня 1916 г.

В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота, Флот открытого моря, состоящий из 16 дредноутов, 6 преддредноутов , 6 легких крейсеров и 31 торпедного катера , покинул « Нефрит» рано утром 31 мая. Флот действовал вместе с пятью линейными крейсерами контр-адмирала Франца фон Хиппера , а также крейсерами поддержки и торпедными катерами. Королевского флота Комната 40 перехватила и расшифровала немецкий радиопереговор, содержащий планы операции. В ответ Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывавшему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить накануне вечером вылазку, чтобы отрезать и уничтожить Флот открытого моря. [27] Бархэм сорвался с швартовки в 22:08, и за ним последовали остальные корабли Битти. [28] [Примечание 3]

Когда рассвело, Битти приказал своим войскам выстроиться в крейсерский строй, при этом 5-я линейная эскадра отставала от его линейных крейсеров на пять морских миль (9,3 км; 5,8 миль). В 14:15 Битти приказал повернуть на север на восток, чтобы встретиться с Великим флотом. Незадолго до разворота один из сопровождающих его легких крейсеров «Галатея» заметил дым на горизонте и продолжил свой курс для расследования. Десять минут спустя корабль сообщил по рации: «Видны два крейсера, вероятно, враждебные...» На самом деле это были два немецких эсминца, которые остановились, чтобы проверить документы датского торгового судна. В 14:32 Битти приказал изменить курс на юго-юго-восток в ответ на репортаж с места. Бархэма Связисты не смогли прочитать сигнал, и ее вахтенный офицер предположил, что это был ожидаемый зигзагообразный пункт слева от базового курса, и просигнализировал об изменении курса остальной части эскадрильи. Через несколько минут стало очевидно, что эскадра не соответствует другим кораблям Битти, но Эван-Томас отказался менять курс до тех пор, пока не будут получены четкие инструкции, несмотря на просьбы капитана. Бархама Капитан . Хотя точное время, когда Эван-Томас приказал своим кораблям повернуть вслед за Битти, неизвестно, по общему мнению, это было примерно семь минут спустя, что увеличило его расстояние от Битти не менее чем до десяти морских миль (19 км; 12 миль). ). [29] [Примечание 4]

Линейные крейсеры Хиппера заметили флот линейных крейсеров на западе в 15:20, но корабли Битти не видели немцев на востоке до 15:30. Две минуты спустя Битти приказал изменить курс на восток-юго-восток, расположив британские корабли так, чтобы отрезать немцам линию отступления, и подал сигнал боевым постам . Хиппер приказал своим кораблям повернуть на правый борт, подальше от британцев, чтобы занять юго-восточный курс, и снизил скорость до 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час), чтобы позволить трем легким крейсерам 2-й разведывательной группы догнать их. . Этим поворотом «Хиппер» отступал к Флоту открытого моря, находившемуся позади него в 60 милях (97 км). Затем Битти изменил курс на восток, так как он был все еще слишком далеко на севере, чтобы отрезать Хиппера. [31] Позже это было охарактеризовано как «Бег на юг», поскольку Битти изменил курс и направился с востока на юго-восток в 15:45, теперь параллельно курсу Хиппера на расстоянии менее 18 000 ярдов (16 000 м). К этому времени 5-я боевая эскадра находилась примерно в семи целых пяти морских милях (13,9 км; 8,6 миль) к северо-западу от Битти. Первыми в 15:48 открыли огонь немцы, за ними последовали британские линейные крейсеры. [32]

Легкие крейсеры 2-й разведывательной группы были первыми немецкими кораблями, видимыми кораблями Эвана-Томаса, и Бархэм открыл по ним огонь в 15:58, пока крейсеры не скрылись за своей дымовой завесой около 16:05. [33] Примерно через три минуты корабль открыл огонь по линейному крейсеру СМС фон дер Танн с дальности около 23 000 ярдов (21 000 м). [34] Через минуту она нанесла одно попадание в корму немецкого корабля, прежде чем ей было приказано переключить цели на линейный крейсер «СМС Мольтке » вместе со своей сестрой «Валиант» . Снаряд попал чуть ниже ватерлинии и разорвался при ударе о поясную броню. Удар пришелся прямо на стыки между несколькими броневыми листами, отбросил их внутрь и разрушил часть корпуса позади них. В результате повреждения более 1000 длинных тонн (1016 т) воды затопило корму и чуть не вывело из строя рулевой механизм корабля. Между собой Барэм и Валиант четыре раза ударили Мольтке с 16:16 по 16:26, но только одно из этих попаданий можно отнести на счет Валианта . Два других взорвались при ударе о ватерлинию, но не смогли пробить. Удары врезались в плиты, и их фрагменты вызвали сильное наводнение, повредив окружающие конструкции. Последний снаряд прошел через корабль, не взорвавшись; он ударил и сбил 100-миллиметровую (3,9 дюйма) броневую пластину на ватерлинии на другой стороне корабля, что также вызвало небольшое затопление. Сама Бархэм была дважды ранена во время «Бега на юг»: первым был снаряд фон дер Танна диаметром 28,3 см (11 дюймов) , который не причинил никакого ущерба при попадании в броню ватерлинии, а линейный крейсер СМС Лютцов выстрелил Снаряд диаметром 30,5 см (12 дюймов) взорвался в кормовой надстройке. В результате осколки разлетелись во все стороны и возник небольшой пожар, но в остальном существенного ущерба не было. [35]

В 16:30 легкий крейсер «Саутгемптон» , ведущий разведку перед кораблями Битти, заметил передовые части Флота открытого моря, идущие на север на максимальной скорости. Через три минуты она заметила стеньги линкоров вице-адмирала Рейнхарда Шеера , но не сообщала об этом еще пять минут. Битти продолжал двигаться на юг еще две минуты, чтобы подтвердить обнаружение, прежде чем приказать своим войскам повернуть на север, к Великому флоту, что стало известно как «Бег на север». [36] Его приказ распространялся только на его собственные силы; 5-я боевая эскадрилья продолжала двигаться на юг, пока в 16:51 не миновала Битти и направилась на северо-запад. Затем Битти приказал Эван-Томасу поочередно повернуть свои корабли, чтобы следовать за линейными крейсерами через три минуты. Это означало, что они были примерно на 4000 ярдов (3700 м) ближе к быстро наступающему флоту открытого моря. И теперь в пределах досягаемости линкоров 3-й эскадры, открывших огонь по 5-й эскадре, когда они подошли к своему повороту. [Примечание 5]

Эван-Томас продолжал свой ход, пока его корабли не повернули строго на север, в результате чего 5-я линейная эскадра оказалась между линейными крейсерами Хиппера. [38] который изменил курс около 16:48, чтобы следовать за Битти на север, [39] и корабли Битти. Делая поворот, [40] Начиная с 16:58, Бархам был поражен двумя 30,5-сантиметровыми снарядами, вероятно, с линейного крейсера SMS Derfflinger . Первый из них попал в верхнюю палубу корабля, а затем взорвался при ударе о главную палубу над отсеком медицинского склада, который полностью сгорел. В результате взрыва образовалась дыра размером 7 на 7 футов (2,1 на 2,1 м) в главной палубе, осколки разлетелись через среднюю и нижнюю палубы и сгорел каземат шестидюймовой пушки правого борта № 2. Через три минуты еще один снаряд попал в кормовую надстройку, перерезав антенные кабели главной радиостанции . Один осколок отрикошетил от верхней палубы и пробил бортовую обшивку противоположного борта корабля. [41] Либо первый, либо четвертый из этих снарядов разрушил лазарет корабля, убив персонал и всех пациентов, включая восемь корабельных мальчиков . [42] Бархэм открыл ответный огонь по линейным крейсерам в 17:02 вместе с «Валиантом» , двумя самыми северными кораблями Эвана-Томаса, и оба из них сделали три попадания по линейным крейсерам СМС Зейдлиц и Лютцов между 17:06 и 17:13, пока Бархэм был ударил еще дважды Дерффлингер ; хотя ни одно из попаданий не нанесло существенного ущерба. Напротив, попадание в Лютцов затопило магазин размером 15 см (5,9 дюйма), а попадания в Зейдлиц пробили дыру размером 10 на 13 футов (3,0 на 4,0 м) в боковой части ее носовой части. Осколки от этого попадания вызвали затопление, которое распространилось по всей носовой части, а скорость корабля привела к тому, что вода попала прямо через отверстие в борту. Другие осколки от второго попадания нанесли ущерб, позволивший воде распространиться еще дальше. Эти два удара в конечном итоге стали причиной мощного наводнения, которое чуть не затопило Зейдлиц после битвы. Третий снаряд взорвался в лобовой части башни правого крыла , хотя некоторые осколки попали в башню и причинили незначительные повреждения. [43]

Тем временем Битти повернул дальше на запад, чтобы увеличить расстояние между своими потрепанными линейными крейсерами и немцами. В 17:45 он повернул на восток, чтобы занять позицию перед Великим флотом и снова вступить в бой с кораблями Хиппера. Это означало, что 5-я линейная эскадра и легкие крейсеры были единственными целями, доступными для немецких кораблей до его хода, хотя ухудшение видимости затрудняло стрельбу обеих сторон. За это время Бархэм не пострадал, и она и Валиант , к которым позже присоединилась их сестра Варспайт , продолжали стрелять по 1-й разведывательной группе Хиппера до 18:02, когда Валиант потерял из виду немцев. Они поразили Лютцова , Дерффлингера и Зейдлица по три раза между 17:19 и примерно 18:05. Лютцов был лишь слегка поврежден этими попаданиями, в результате чего, по сути, были выведены из строя только основные и резервные помещения радиосвязи, в то время как снаряды, попавшие в Дерффлингер , попали в борт носовой части корабля, сбив несколько броневых листов, а осколки открыли дыры, которые в конечном итоге позволили примерно В носовую часть поступит 2000 тонн (1968 длинных тонн) воды. Одно из этих попаданий также привело к нескольким крупным пожарам внутри корпуса. Хиты на Зейдлиц в основном открывал новые ямы, которые способствовали затоплению. [44]

Хиппер повернул свои корабли на юг около 18:05, чтобы отступить от наступающих линкоров Шеера, а затем через пять минут изменил курс. Эван-Томас повернул на северо-восток около 18:06, а затем медленно повернул на юго-восток, как только заметил Великий флот. Он первым заметил линкор «Мальборо» , флагман 6-й дивизии 1-й боевой эскадры , и подумал, что он возглавляет Великий флот, выходящий из крейсерского строя в линию впереди . В 18:17 он понял, что Мальборо на самом деле находится в тылу строя, и приказал повернуть на север, чтобы выстроить свою эскадру в линию позади Великого флота. Это заняло некоторое время, и его кораблям пришлось замедлиться до 12–18 узлов (22–33 км / ч; 14–21 миль в час), чтобы не обогнать 6-ю дивизию и не блокировать ее огонь. 5-я линейная эскадра сосредоточила огонь на немецких линкорах, потеряв линейные крейсеры из виду, и Бархэм открыл огонь в 18:14. Никаких попаданий не наблюдалось, и корабли прекратили огонь после поворота на север, но Бархэм открыл огонь на короткое время, когда через несколько минут они выстроились в линию с Великим флотом, вероятно, не сделав ни одного попадания. [45]

За время боя Бархам выпустил 337 пятнадцатидюймовых и 25 шестидюймовых снарядов. Количество попаданий не может быть подтверждено, но считается, что они с «Валиантом» сделали между собой 23 или 24 попадания, что сделало их двумя из самых точных боевых кораблей британского флота. За время боя она получила шесть попаданий: пять раз снарядами калибра 30,5 см и один раз снарядом калибра 28,3 см, в результате чего потери составили 26 убитых и 46 раненых. [46]

Последующая деятельность

[ редактировать ]
Вид с воздуха на Бархем в Скапа-Флоу, 1917 год.

Вслед за Ютландией «Бархем» находился в ремонте до 5 июля 1916 года. [47] Вечером 18 августа Большой флот вышел в море в ответ на сообщение, расшифрованное Комнатой 40, в котором указывалось, что Флот открытого моря, за исключением 2-й эскадры, покинет гавань этой ночью. Целью Германии была бомбардировка Сандерленда 19 августа на основе обширной разведки, проведенной дирижаблями и подводными лодками. Великий флот имел 29 дредноутов и 6 линейных крейсеров, в то время как немцы собрали 18 дредноутов и 2 линейных крейсера. В течение следующего дня Джеллико и вице-адмирал Рейнхард Шеер, командующий Флотом открытого моря, получали противоречивые сведения; Достигнув места в Северном море, где они ожидали встретить Флот открытого моря, британцы повернули на север, ошибочно полагая, что они попали на минное поле. Шеер снова повернул на юг, затем направился на юго-восток, чтобы преследовать одинокую британскую боевую эскадру, замеченную дирижаблем, который на самом деле был Харвичским отрядом крейсеров и эсминцев под командованием коммодора Реджинальда Тирвитта . Осознав свою ошибку, немцы изменили курс домой. Единственный контакт произошел вечером, когда Тирвитт заметил флот открытого моря, но не смог занять выгодную позицию для атаки до наступления темноты и прервал контакт. Британский и немецкий флот вернулись домой; Британцы потеряли два крейсера в результате атак подводных лодок, а один немецкий дредноут был торпедирован. После возвращения в порт Джеллико издал приказ, запрещавший рисковать флотом в южной половине Северного моря из-за огромного риска, связанного с минами и Подводные лодки , если только шансы на победу над Флотом открытого моря в решающем сражении не были благоприятными. [48]

Она была переоборудована в Кромарти в период с февраля по март 1917 года. [47] и король Георг V проинспектировал корабль 22 июня в Инвергордоне . [49] Бархам был переоборудован в Росайте с 7 по 23 февраля 1918 г. [50] Уоллера сменил капитан Генри Буллер а 18 апреля . Последнего 1 октября сменил капитан Ричард Хорн. Она присутствовала, когда 21 ноября Флот открытого моря сдался для интернирования. [51]

Между войнами

[ редактировать ]
Бархам возглавляет Малайю и авианосец Аргус в конце 1920-х годов.

Барэм стал флагманом 1-й боевой эскадры Атлантического флота посетил порт Шербур , Франция. в апреле 1919 года и в том же месяце вместе с остальной частью эскадры [52] Капитан Робин Далглиш сменил Хорна 1 октября 1920 года. [53] Она сохранила свою позицию, когда в мае 1921 года 1-я и 2-я боевые эскадрильи были объединены. [54] Далглиша, в свою очередь, сменил капитан Перси Ноубл . 18 октября 1922 года [53] Бархэм участвовал в смотре флота 26 июля 1924 года в Спитхеде . Несколько месяцев спустя, теперь уже под командованием капитана Ричарда Хилла , [53] Корабль снова сохранил свое положение, поскольку 1-я боевая эскадра была разделена на две части, а корабли «Королевы Елизаветы » из новой 1-й боевой эскадры были переданы Средиземноморскому флоту . 1 ноября 1924 года [54] 14 октября 1925 года капитан Фрэнсис Мартен сменил Хилла, но сохранял командование только до 9 марта 1926 года, когда командование принял капитан Джозеф Хенли . [53] Вместе со своей сестрой Бархам Малайей была отправлена ​​в Александрию, Египет , в мае 1927 года во время волнений. [54] Сейчас под командованием капитана Хьюберта Монро. [53] В сопровождении линкора Ramillies он курсировал вдоль побережья Западной Африки с декабря 1927 по февраль 1928 года. он стал частным кораблем В январе того же года и был переоборудован на Королевской верфи Портсмута в феврале – июле. Вскоре после возвращения в Средиземное море «Бархэм» снова стала флагманом 1-й боевой эскадрильи в сентябре после того, как ее сестре Варспайт пришлось вернуться домой для ремонта после того, как она села на мель . [54] Капитан Джеймс Сомервилл сменил Монро 1 декабря, а 16 марта 1929 года его сменил капитан Джон К. Гамильтон. [53] Корабль был освобожден от должности флагмана компанией Revenge в июне. [54] в августе ей было приказано отправиться в Палестину, где ее команда помогала подавлять беспорядки в Хайфе , а также управляла железной дорогой Хайфа-Иерусалим . [55] В ноябре 1929 года корабль был передан в состав 2-й боевой эскадры Атлантического флота. [54] и вместе с Малайей посетили порт Тронхейма , Норвегия, в середине 1930 года, где они дали салют в честь рождения принцессы Рагнхильд 9 июня. [56]

В период с января 1931 по январь 1934 года «Бархэм» прошел капитальный ремонт. В то время как остальные четыре корабля класса Queen Elizabeth прошли второй, более масштабный ремонт в середине-конце 1930-х годов (который для Warspite , Valiant и Queen Elizabeth представлял собой полную реконструкцию с использованием нового оборудования и надстроек), изменения в Barham были относительно незначительными. [57] Теперь под командованием капитана Ричарда Скотта . [53] Бархам был назначен на Флот Метрополии в качестве флагмана 2-й боевой эскадры. [54] и в январе – феврале 1935 года был отправлен в Вест-Индию для обучения. Корабль участвовал в смотре флота в честь серебряного юбилея Георга V 16 июля в Спитхеде. [58] и затем в конце августа был передан Средиземноморскому флоту. [54] В это время капитан Норман Вудхаус Скотта сменил . Ее ненадолго направили в Хайфу в мае 1936 года, в начале арабского восстания в Палестине . Вскоре после этого ее направили в Гибралтар на несколько месяцев после начала гражданской войны в Испании в июле. [59]

Бархэм служил флагманом 1-й боевой эскадрильи с ноября 1936 года по май 1937 года и участвовал в коронационном смотре флота короля Георга VI 19 мая в Спитхеде. Он стал флагманом Средиземноморского флота 9 июня, пока не был заменен Варспайтом 8 февраля 1938 года. [54] Капитан Генри Хоран принял командование 28 июля 1937 года, хотя оставался им только до 22 апреля 1938 года, когда его сменил капитан Алджернон Уиллис . [60] Корабль возобновил свою прежнюю роль флагмана 1-й боевой эскадры в феврале 1938 года во время ремонта в Портсмуте, который длился до мая. [54] Уиллис был заменен капитаном Томасом Уокером 31 января 1939 года . Во время визита в порт Корфу в июле корабль посетил король Греции Георг II . [61]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Бархам оставался частью Средиземноморского флота с началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года. 1 декабря он стал частным кораблем и в тот же день покинул Александрию, чтобы присоединиться к Флоту метрополии. [62] 12 декабря он случайно протаранил один из своих эскортов, эсминец «Дюшес» , в густом тумане в девяти милях (14 км) к западу от Малл-оф-Кинтайр . Герцогиня перевернулась и затонула, в результате чего погибли 124 члена ее экипажа. [63]

Barham , линейный крейсер Repulse и эсминцы Fame , Icarus , Imogen , Isis и Nubian патрулировали у Батт-оф-Льюиса для защиты от возможного прорыва в Атлантику немецких военных кораблей, когда их заметила немецкая подводная лодка U-30. под командованием Фрица-Юлиуса Лемпа , 28 декабря. Лемп выпустил четыре торпеды по двум крупным кораблям . [64] и один попал в Бархем с левого борта, рядом с отсеками для башен «А» и «В». Противоторпедный выступ был практически разрушен рядом с ударом, четыре человека убиты и двое ранены. [65] Большая часть соседних отсеков затопилась, и корабль принял крен на 7 градусов , чему удалось противостоять переливом мазута на правый борт. Скорость Бархема под первоначально была снижена до 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), но примерно через полтора часа она была увеличена до 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час), и она смогла двигаться ее собственная сила [66] в Биркенхед на ремонт у Каммелла Лэрда , который продолжался до апреля 1940 года. [54]

Бархам в Средиземноморье

Капитан Джеффри Кук принял командование 25 марта. [53] и ВМФ воспользовался возможностью, чтобы усилить свое легкое зенитное вооружение и модернизировать его директора. [67] Бархам не играл никакой роли в Норвежской кампании, хотя в ней участвовали некоторые члены ее команды и морской пехоты . В рамках подготовки к операции «Угроза» , атаке британских военно-морских сил на Дакар , Сенегал , перед запланированной высадкой « Свободной Франции» , корабль был отделен от Флота Метрополии 28 августа и передан в состав Force M, компонента операции Королевского флота. . В тот же день она покинула Скапа-Флоу в сопровождении четырех эсминцев. [68] и встретились с конвоем войск, направлявшимся в Гибралтар. [69] куда она прибыла 2 сентября. Позже она стала флагманом командующего Force M вице-адмирала Джона Каннингема . [54] Четыре дня спустя, подкрепленный линкором «Резольюшн» и авианосцем « Арк Ройал» из состава «Форса H» , Бархэм покинул Гибралтар и направился во Фритаун , Сьерра-Леоне . [70]

Операция Угроза

[ редактировать ]

Отряд М покинул Фритаун и направился в Дакар 21 сентября и прибыл в Дакар еще до рассвета два дня спустя. После того, как эмиссары Свободной Франции были захвачены или изгнаны французами Виши , Каннингем приказал своим кораблям открыть огонь. [71] надводном в Шестидюймовые орудия Барэма первыми сделали это и обстреляли находившуюся французскую подводную лодку «Персе» положении . Они заявили как минимум об одном попадании [72] а подводную лодку добили два эсминца сопровождения и легкий крейсер «Дракон» . Ее главные орудия были нацелены на порт и линкор «Ришелье» . Из-за плохой видимости существенных повреждений нанесено не было, и Ришелье не пострадал до тех пор, пока бомбардировка не была прекращена через 20 минут. [73]

порта После истечения срока ультиматума о капитуляции на следующее утро линкоры в 09:30 атаковали 24-сантиметровые (9,4 дюйма) орудия береговой обороны и Ришелье . В последний попал только один осколок снаряда, прежде чем союзники прекратили бомбардировку в 10:07, хотя она однажды попала в Бархэма 155-мм (6,1 дюйма) снарядом. [74] который пробил дыру диаметром 4 фута (1,2 м) в выпуклости. [75] Французский эсминец Le Hardi вышел из гавани в 12:00, чтобы спасти британского пилота в воде, но в 12:53 был атакован линкорами на расстоянии 12 000 ярдов (11 000 м). Корабль не пострадал, но был вынужден вернуться в порт под прикрытием сильной дымовой завесы. Затем британские линкоры сменили цели, чтобы обстрелять гавань и Ришелье . Они подожгли несколько торговых судов, но снова не смогли поразить последнее на расстоянии 17 000 ярдов (15 500 м), прежде чем прекратить огонь в 13:20. [74] В это время в Бархема попал 24-сантиметровый снаряд, который пробил надстройку и взорвался с небольшим эффектом и без каких-либо жертв. Еще одна раковина, вероятно, тоже размером 24 см (хотя, возможно, раковина диаметром 38 см от Ришелье) [76] [77] взорвался в воде по правому борту рядом с воронками. Возникшая в результате ударная волна толкнула выпуклость внутрь на длину 7 футов (2,1 м), и она начала медленно затоплять. [75]

Позже в тот же день после совещания на борту «Бархема» командующие союзников решили продолжить атаку. Утром 25 сентября «Ришелье» был первым кораблем, открывшим огонь в 09:04 на дальности 24 000 ярдов (22 000 м). Пока британские линкоры маневрировали, чтобы занять свои позиции, подводная лодка «Бевезье» выпустила четыре торпеды на дальность 2700 ярдов (2500 м). Бархэм смог увернуться от них, но Резолюшн была поражена одной торпедой в миделе корабля, что привело к сильному крену, и она выпала из строя. Бархэм открыл огонь с дистанции 21 000 ярдов (19 000 м) и в 09:15 поразил Ришелье одним 15-дюймовым снарядом. Снаряд разрушил кают-компанию и вмятин на бронепалубе на глубину 8 сантиметров (3,1 дюйма), но жертв не было. [78] Из- за серьезного повреждения «Резольюшн» операция «Угроза» была прекращена, и Бархему пришлось отбуксировать ее во Фритаун для временного ремонта, а затем сопроводить конвой в Гибралтар, куда она прибыла 15 октября, где ее собственные повреждения были устранены. [79] Некоторое время она была приписана к отряду H, а затем в ноябре 1940 года была переведена на Средиземноморский флот. [80]

Barham , два крейсера и три эсминца, также входящие в состав Средиземноморского флота, получили обозначение Force F в рамках операции «Коатик», одной из сложных серий движений флота в Средиземноморье. Линкору и другим кораблям отряда F было поручено переправить войска на Мальту, а затем продолжить путь в Александрию. [81] Бархам был загружен 600 военнослужащими, включая солдат 12-го полевого полка Королевской артиллерии . [82] Отряд F покинул Гибралтар 7 ноября в сопровождении отряда H, три дня спустя встретился с основными силами Средиземноморского флота и позже в тот же день выгрузил свой груз на Мальте. Двигаясь на восток, авианосец «Илластриус» отделился от основных сил и атаковал Таранто в ночь с 11 на 12 ноября, повредив три итальянских линкора. Бархам , теперь приписанный к 1-му BS, и Малайя были отправлены для дозаправки в заливе Суда на Крите , прежде чем отправиться в Александрию и прибыли туда 14 ноября. [83] В рамках операции «Ошейник» в конце ноября Barham , Malaya и авианосец HMS Eagle прикрывали силы, встречающиеся с конвоем, идущим из Гибралтара. По пути « Игла » самолеты атаковали Триполи 26 ноября. [84] В декабре Бархам стал флагманом 1-й БС. [54]

Дозаправка Бархама в заливе Суда, февраль 1941 г.

3 января 1941 года корабль вместе с «Варспайтом» и «Валиантом» бомбардировал Бардию в качестве прелюдии к битве при Бардии . 26 марта итальянский флот предпринял попытку перехватить британские конвои, направлявшиеся в Грецию. Британцы недавно взломали итальянские коды и 27-го числа после наступления темноты отправились на перехват итальянцев. На следующее утро их заметил самолет авианосца «Грозный» , и началась битва у мыса Матапан . Множественные воздушные удары Formidable компании Fairey Swordfish торпедоносцев повредили линкор «Витторио Венето» и вывели из строя тяжелый крейсер «Пола» позже тем же вечером. Адмирал Анджело Якино , командующий итальянским флотом, приказал двум другим тяжелым крейсерам 1-й дивизии оказать помощь Поле в темноте. Итальянские корабли и британцы почти одновременно прибыли к Полы месту расположения , но итальянцы почти не подозревали, что британцы находятся поблизости. С другой стороны, британцы точно знали, где находятся итальянцы, благодаря своим кораблям, оборудованным радарами. [85] Они открыли огонь в упор , Бархэм нанес вред эсминцу Альфредо Ориани , а затем присоединился к Варспайту и Валианту в нанесении вреда Заре . [86]

В середине апреля она сопровождала быстрый транспорт MV Breconshire вместе с Warspite и Valiant из Александрии на Мальту перед тем, как линкоры бомбардировали Триполи вечером 20 апреля. 6–12 мая прикрывала конвой Александрия-Мальта в рамках операции «Тигр» . [87] Вместе со своей недавно прибывшей сестрой королевой Елизаветой Бархэм сопровождала Грозного , когда ее самолет с некоторым успехом атаковал итальянский аэродром в Скарпанто на рассвете 26 мая. На следующий день, прикрывая эвакуацию Крита, корабль был атакован бомбардировщиками Junkers Ju 88 из II./LG (Демонстрационный авиаполк) 1 и бомбардировщиками Heinkel He 111 из II./KG (Бомбардовый авиаполк) 26 . Одна 250-килограммовая (550 фунтов) бомба попала в башню «Y» и вызвала внутри башни пожар, на тушение которого потребовалось 20 минут. В результате промаха ее выпуклость по левому борту была повреждена на площади 20 на 16 футов (6,1 на 4,9 м) и вызвала крен на 1,5 градуса, который легко исправить путем откачки масла. Потери составили пять убитых и шесть раненых. Позже в тот же день она достигла Александрии, но была слишком велика для тамошнего плавучего дока, и ее пришлось отправить в другое место для ремонта. Она направилась на юг через Суэцкий канал в Момбасу , Кения , где ее повреждения были осмотрены. Все оказалось хуже, чем ожидалось, и «Бархем» пришлось отремонтировать в Дурбане , Южная Африка , так как он был неспособен совершить трансатлантический переход для ремонта в Соединенных Штатах. [88] Ремонт был завершен шесть недель спустя, 30 июля, и в августе корабль вернулся в Александрию, где возобновил свою роль флагмана 1-й боевой эскадры. [54]

Взрыв магазина, 25 ноября 1941 г.

Во второй половине дня 24 ноября 1941 года 1-я боевая эскадра « Бархэм» , «Куин Элизабет » и «Валиант» в сопровождении восьми эсминцев покинула Александрию, чтобы прикрыть 7-ю и 15-ю крейсерские эскадрильи , охотившиеся за итальянскими конвоями в Центральном Средиземноморье. [89] На следующее утро немецкая подводная лодка U-331 , которой командовал оберлейтенант цур Зее Ганс-Дидрих фон Тизенхаузен , обнаружила слабый шум двигателей британских кораблей и двинулась на перехват. К полудню подводная лодка и 1-я боевая эскадра уже были на встречных курсах, и Тизенхаузен приказал своей лодке занять боевые посты около 16:00 . Оператор ASDIC на борту одного из ведущих эсминцев «Джервис » обнаружил подводную лодку в 16:18 на предполагаемой дальности 900–1100 ярдов (820–1010 м), но контакт был проигнорирован, поскольку он составлял угол от 40 до 60 градусов. широкий, намного больше подводной лодки. Таким образом, U-331 прошла через экран и была в состоянии запустить свои торпеды после того, как головной корабль « Куин Элизабет » прошел мимо нее, а второй корабль, «Бархэм» , быстро приближался. Тизенхаузен приказал произвести выстрел всеми четырьмя носовыми торпедными аппаратами на дальность 375 метров (410 ярдов) в 16:25. Возможно, из-за ее близости к Валианта » « носовой волне и выпуска торпед, боевая рубка лодки вышла на поверхность и была безуспешно атакована одним из «помпов» линкора на расстоянии около 30 ярдов (27 м). Лодка вышла из-под контроля после того, как продвинулась вперед, достигнув указанной глубины 265 метров (869 футов), что значительно ниже нее. Расчетная глубина составляла 150 метров (490 футов), прежде чем она стабилизировалась без каких-либо повреждений. U-331 не была атакована эсминцами сопровождения и 3 декабря достигла порта. Тизенхаузен не был уверен в результатах своей атаки и сообщил по рации, что он поразил линкор класса «Куин Элизабет» одной торпедой. [90]

Времени на маневры уклонения не было, и три из четырех торпед ударили в мидель корабля так близко друг к другу, что подняли единый массивный столб воды. Бархэм быстро перевернулся налево и лежал на боку, когда примерно через четыре минуты после того, как он был торпедирован и затонул, произошел мощный взрыв магазина. Комиссия по расследованию затопления приписала последний взрыв пожару в 4-дюймовых магазинах за пределами основных 15-дюймовых магазинов, который затем распространился бы на содержимое основных магазинов и взорвал бы его. [91] Из-за скорости, с которой она затонула, погибли 862 офицера и рядового состава. [54] [92] в том числе двое, скончавшиеся от ран после спасения. Эсминец Hotspur спас 337 выживших, в том числе вице-адмирала Генри Придхэма-Уиппелла и пару человек, которые позже скончались от ран, а австралийский эсминец Nizam , как сообщается, спас 150 человек. [93] [Примечание 6] Капитан Джеффри Кук затонул вместе со своим кораблем. [96] Затопление было снято на пленку оператором Pathé News на борту Valiant . [97]

Последствия

[ редактировать ]

Чтобы скрыть затопление от немцев и защитить моральный дух британцев, Адмиралтейский совет подверг цензуре все новости о затоплении « Бархэма » . После задержки в несколько недель военное министерство уведомило ближайших родственников , но они добавили специальную просьбу о сохранении секретности: в письмах-уведомлениях содержалось предупреждение не обсуждать потерю корабля с кем-либо, кроме близких родственников, заявив, что это «самое важное». эта информация о событии, которое привело к гибели вашего мужа, не должна дойти до врага до тех пор, пока она не будет объявлена ​​официально...» [98] После неоднократных заявлений немецкого радио, [99] Адмиралтейство официально объявило о потере 27 января 1942 года и пояснило, что

в то время было ясно, что противник не знал, что он был потоплен, и важно было принять определенные меры до того, как потеря этого корабля станет достоянием общественности. [94]

Только когда Адмиралтейство признало, что «Бархем» был потоплен, и описало обстоятельства, Тизенхаузен узнал, что он потопил его. В тот же день он был награжден Рыцарским крестом Железного креста . [100] установлена В память об экипаже Бархэма ​​мемориальная скамейка , расположенная в Нот Гарденс , Уэймут . [101]

Хелен Дункан , считавшаяся последним человеком, заключенным в тюрьму по Закону о колдовстве 1735 года , привлекла внимание властей после того, как заявила, что связалась с духом моряка из Бархэма в то время, когда затопление корабля скрывалось от широкой публики. . [102]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Cwt» — это аббревиатура от центнера , 20 центнеров относятся к весу ружья.
  2. Любопытно, что Престон, Сильверстоун и Паркс называют дату запуска 31 октября; [16] [17] [20] однако современные справочники, такие как Jane's Fighting Ships , и другие современные источники, такие как Lenton, Colledge и http://clydeships.co.uk, согласны с датой 31 декабря 1914 года.
  3. ^ Время, используемое в этом разделе, указано по UT , на один час отстает от CET , которое часто используется в немецких работах.
  4. ^ Гордон посвящает этому вопросу целую главу, поскольку различные отчеты не могут быть сопоставлены с сохранившимися записями. [30]
  5. ^ Это еще один проблемный вопрос, источники которого различаются, и которому Гордон посвящает целую главу. [37]
  6. Джонс ссылается на 861 мужчину, перечисленных в списке пострадавших, опубликованном «Таймс» в 1942 году. [94] но самые большие расхождения касаются количества выживших. Историки военно-морского флота Алан Рэйвен и Джон Робертс приводят цифру в 396 человек. [95] а историк Юрген Ровер говорит, что 450. [92]
  1. ^ Берт 2012b, стр. 277
  2. ^ Паркс, стр. 560–561.
  3. ^ Берт 2012b, стр. 284–285, 287.
  4. ^ Берт 2012b, стр. 284–285, 288–289.
  5. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 20–21, 30.
  6. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 21, 26.
  7. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 30, 197, 203.
  8. ^ Берт 2012b, стр. 290
  9. ^ Рэйвен и Робертс, с. 137
  10. ^ Рэйвен и Робертс, с. 197
  11. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 129, 197, 200.
  12. ^ Кэмпбелл 1980, с. 7
  13. ^ Рэйвен и Робертс, с. 203
  14. ^ Берт 2012a, с. 75
  15. ^ Берт 2012a, с. 85; Рэйвен и Робертс, стр. 203, 205.
  16. ^ Jump up to: а б Престон, с. 33
  17. ^ Jump up to: а б Сильверстоун, с. 216
  18. ^ Берт 2012b, стр. 284
  19. ^ Рэйвен и Робертс, с. 17
  20. ^ Паркс, с. 562
  21. ^ Берт 2012b, стр. 285
  22. ^ Джонс, стр. 19, 21, 265.
  23. ^ Джеллико, стр. 249, 253
  24. ^ Джеллико, стр. 257–258; Джонс, стр. 26–29
  25. ^ Джеллико, стр. 271, 275, 279–80, 284, 286–290
  26. ^ Гордон, стр. 48–49.
  27. ^ Таррант, стр. 54–55, 57–58.
  28. ^ Гордон, с. 64
  29. ^ Гордон, с. 67, 74–77, 81–82, 85
  30. ^ Гордон, стр. 81–101.
  31. ^ Таррант, стр. 69, 71, 75.
  32. ^ Кэмпбелл 1986, стр. 34–35, 39.
  33. ^ Кэмпбелл 1986, стр. 43–46.
  34. ^ Гордон, стр. 113–115.
  35. ^ Кэмпбелл 1986, стр. 49, 76–77, 85–90.
  36. ^ Мэсси, стр. 598–600.
  37. ^ Гордон, стр. 129–151.
  38. ^ Гордон, стр. 404–407.
  39. ^ Брукс, с. 250
  40. ^ Гордон, стр. 143–144.
  41. ^ Кэмпбелл 1986, стр. 100, 126–129.
  42. ^ Гордон, с. 410
  43. ^ Кэмпбелл 1986, стр. 138–139.
  44. ^ Кэмпбелл 1986, стр. 101–102, 108–110, 115–116, 134–142.
  45. ^ Кэмпбелл 1986, стр. 147, 153, 158, 165.
  46. ^ Кэмпбелл 1986, стр. 340, 346, 349, 354–355, 358.
  47. ^ Jump up to: а б Престон, с. 34
  48. ^ Мэсси, стр. 682–684.
  49. ^ Джонс, с. 51
  50. ^ Кэмпбелл 1972, с. 42
  51. ^ Джонс, стр. 79–81, 265.
  52. ^ Берт 2012a, с. 134
  53. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джонс, с. 265
  54. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Берт 2012а, с. 135
  55. ^ Джонс, стр. 115–116.
  56. ^ Джонс, стр. 121–122.
  57. ^ Кэмпбелл 1980, с. 8
  58. ^ Джонс, стр. 127–131.
  59. ^ Джонс, стр. 135–136, 139, 149, 265.
  60. ^ Джонс, стр. 151, 265.
  61. ^ Джонс, стр. 164, 265.
  62. ^ Джонс, стр. 169, 172.
  63. ^ Английский, с. 60
  64. ^ Блэр, с. 125
  65. ^ Уитли, с. 103
  66. ^ Рэйвен и Робертс, с. 343
  67. ^ Рэйвен и Робертс, с. 205
  68. ^ Джонс, стр. 190, 192.
  69. ^ Ровер, стр. 38.
  70. ^ Джонс, с. 195
  71. ^ Джордан и Дюма, с. 141
  72. ^ Джонс, стр. 197–198.
  73. ^ Джордан и Дюма, стр. 101-1. 141–142
  74. ^ Jump up to: а б Джордан и Дюма, с. 143
  75. ^ Jump up to: а б Директор военно-морского строительства
  76. ^ «Корабли HM, поврежденные или затопленные действиями противника во Второй мировой войне» .
  77. ^ Джордан и Дюма, стр. 101-1. 410-4
  78. ^ Джордан и Дюма, стр. 101-1. 144–147
  79. ^ Джонс, стр. 201–206.
  80. ^ Исторический отдел Адмиралтейства, с. 6
  81. ^ Исторический отдел Адмиралтейства, с. 7
  82. ^ Джонс, с. 206
  83. ^ Исторический отдел Адмиралтейства, стр. 10–13.
  84. ^ Ровер, стр. 49–50.
  85. ^ Ровер, стр. 54, 65–66.
  86. ^ Джонс, с. 212
  87. ^ Ровер, стр. 72.
  88. ^ Джонс, стр. 219–220; Рэйвен и Робертс, с. 359; Шорс, Калл и Малиция, стр. 377, 386.
  89. ^ Исторический отдел Адмиралтейства, стр. 201–202.
  90. ^ Джонс, стр. 225–232.
  91. ^ Джонс, стр. 258–259.
  92. ^ Jump up to: а б Ровер, стр. 118.
  93. ^ Джонс, стр. 242–243.
  94. ^ Jump up to: а б Джонс, с. 262
  95. ^ Рэйвен и Робертс, с. 360
  96. ^ «Лейтенант-коммандер Джинджер Линд» . Телеграф . 8 августа 2006 г. ISSN   0307-1235 . Проверено 24 мая 2018 г.
  97. ^ "Видео British Pathé о затоплении Бархема". на YouTube
  98. ^ Дональд, с. 48
  99. ^ «Нацистское радио утверждает, что HMS Barham затонул» . Данди Курьер . 14 января 1942 г. с. 3 . Проверено 28 мая 2015 г. - из Архива британской газеты .
  100. ^ Уильямсон, стр. 10–11.
  101. ^ «Выжившие из HMS Barham 25-4-82» . Открытые скамейки . Проверено 13 марта 2019 г.
  102. ^ Эдмундс, Симеон. (1966). Спиритуализм: критический обзор. Аквариан Пресс, стр. 137–144.
  • Исторический отдел Адмиралтейства (2002). Королевский флот и Средиземноморье . Истории Уайтхолла, Истории штабов ВМФ. Том. II: ноябрь 1940 г. - декабрь 1941 г. Лондон: История Уайтхолла совместно с Фрэнком Кассом. ISBN  0-7146-5205-9 .
  • Блэр, Клэй (2000). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Лондон: Касселл. ISBN  0-304-35260-8 .
  • Брукс, Джон (2005). Дредноутная артиллерийская стрельба и Ютландское сражение . Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-40788-5 .
  • Берт, Р.А. (2012a). Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-052-8 .
  • Берт, Р.А. (2012b). Британские линкоры Первой мировой войны (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-863-7 .
  • Кэмпбелл, Джон (1972). Королевы Елизаветы Класс . Монографии военных кораблей. Том. II. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-052-5 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN  0-8317-0303-2 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1986). Ютландия: анализ боевых действий . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-324-5 .
  • Дональд, Грэм (2009). Незакрепленные пушки: 101 вещь о военной истории, о которой вам никогда не говорили . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  978-1-84603-377-3 .
  • Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго : британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Англия: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-64-9 .
  • Гордон, Эндрю (2012). Правила игры: Ютландия и британское военно-морское командование . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-336-9 .
  • Корабли HM, поврежденные или потопленные в результате действий противника с 3 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. (PDF) . Лондон: Директор военно-морского строительства: Адмиралтейство. 1952. OCLC   38570200 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2016 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
  • Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Джордж Х. Доран. OCLC   13614571 .
  • Джонс, Джеффри П. (1979). Линкор Бархам . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN  0-7183-0416-0 .
  • Джордан, Джон и Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры: 1922–1956 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-416-8 .
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  0-679-45671-6 .
  • Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior с 1860 по Vanguard 1950: история проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-075-4 .
  • Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-817-4 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит . Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-07-0 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Таррант, В.Е. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN  1-86019-917-8 .
  • Уитли, MJ (1999). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-184-Х .
  • Уильямсон, Гордон (2005). Лауреаты Рыцарского креста «Дубовые листья» в 1941–45 гг . Оксфорд: Оспри. ISBN  1-84176-642-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN  0-88365-300-1 .
  • Ходжкинсон, Хью (1944). Прежде чем прилив изменился . Лондон: Джордж Г. Харрап.
[ редактировать ]

32 ° 34' с.ш. 26 ° 24' в.д.  /  32,567 ° с.ш. 26,400 ° в.д.  / 32,567; 26.400

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c774918c99bc0e0b17d650a38d19672__1721293860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/72/5c774918c99bc0e0b17d650a38d19672.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Barham (04) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)