Jump to content

Конвои HX 229/SC 122

Координаты : 50 ° 38'00 ″ с.ш. 34 ° 46'00 ″ з.д.  /  50,6333 ° с.ш. 34,7667 ° з.д.  / 50,6333; -34,7667
(Перенаправлено с Wolfpack Raubgraf )

Конвой HX 229 (плюс задержанный 229А) /SC 122
Часть Второй мировой войны
Дата 16–19 марта 1943 г.
Расположение
Северная Атлантика
Результат Немецкая победа
Воюющие стороны
 Германия Великобритания
 Соединенные Штаты
 Канада
Командиры и лидеры
Адмирал Карл Дёниц Группа B4: Дж. Дж. Лютер; позже День ЕС
Группа B5: RC Boyle
Сила

Раубграф 10 подводных лодок
Подводные лодки Страйкер 18
Экипажи 11 подводных лодок

Всего: 39
ХХ229:
50 кораблей, 5 эскортов
СК122:
60 кораблей, 8 эскортов
плюс подкрепление
Жертвы и потери
1 подводная лодка уничтожена
7 повреждено
ХХ229:
13 кораблей (93 502 брт )
СК122:
9 кораблей (53 694 брт )

Во время битвы за Атлантику британское торговое судоходство было сформировано в конвои для защиты от нападения немецких подводных лодок. [1] В марте 1943 года конвои HX 229 и SC 122 оказались в центре крупнейшего конвойного сражения за всю войну . [2] В тактике Кригсмарине против конвоев использовалась тактика использования нескольких подводных лодок «волчьей стаи» в почти одновременных надводных атаках в ночное время. Патрульная авиация ограничила возможность подводных лодок приближаться к конвоям в светлое время суток. Североатлантические зимы предлагали самые длительные периоды темноты для сокрытия операций подводных лодок в надводном положении. Зимой 1942–43 годов наибольшее количество подводных лодок было переброшено в центр Атлантики, прежде чем в этот район можно было распространить комплексное патрулирование противолодочной авиации.

В марте произошла серия ожесточенных конвойных сражений, которые стали для союзников переломной точкой всей кампании. [3] Сотня торговых судов в торговых конвоях HX 229 и SC 122 столкнулась с тремя волчьими стаями по 38 подводных лодок в одном массовом бою, о котором немецкое радио сообщило как о «величайшем сражении конвоев всех времен» ( Die grösste Geleitzugschlacht aller Zeiten ). [4] Позже в отчете Королевского флота был сделан вывод: «Немцы никогда не были так близки к нарушению связи между Новым Светом и Старым, как в первые 20 дней марта 1943 года». [5]

Конвой СК 122

[ редактировать ]

SC 122 представлял собой медленный конвой из 60 кораблей, направлявшийся на восток из Нью-Йорка в Ливерпуль . (Это было в тот период, когда конвои SC были переведены из Сиднея , Кейп-Бретона , в Нью-Йорк; позже это было отменено из-за проблем с пробками там.) Он отплыл 5 марта 1943 года, сначала под защитой одного эсминца и корветов пяти Западный местный эскортный отряд . 6 марта у Кейп-Кода два корабля вернулись в Нью-Йорк из-за плохой погоды, а 8 марта еще шесть покинули переправу и вошли в Галифакс .

Конвой продолжил движение, сменив эскорт 13 марта у мыса Рейс . Западная местная группа ушла после того, как Срединно-океанских сил сопровождения B5 группа сопровождения присоединилась из Сент-Джонса . Группа сопровождения B5 состояла из восьми боевых кораблей под командованием командира Р. К. Бойла на эсминце HMS Havelock , эсминце USS Upshur , класса River фрегате HMS Swale , класса Flower корветах Buttercup , Godetia , Lavender , Pimpernel и Saxifrage , а также траулере . в качестве спасательного судна.

Конвой HX 229

[ редактировать ]

HX 229 также направлялся на восток и вышел из Нью-Йорка 8 марта в сопровождении 40 кораблей и местного эскорта. Еще 34 корабля, которые должны были быть включены, были задержаны из-за заторов в Нью-Йорке; на следующий день они отплыли под номером HX 229A. Первые несколько дней конвоя прошли без происшествий; HX 229 встретился со своими среднеокеанскими силами сопровождения 14 марта, и местный эскорт ушел. Океанским эскортом была группа сопровождения B4 из Сент-Джонса в составе четырех эсминцев и корвета. В этом случае его возглавил лейтенант-коммандер Гордон Джон Лютер из HMS Volunteer , поскольку его постоянный руководитель находился в доке на ремонте. Лютер, хотя и был специалистом по противолодочной обороне, недавно присоединился к группе, и это был лишь его второй переход. Другими кораблями B4 были эсминцы HMS Beverley , Mansfield и Witherington и корвет Anemone , хотя Witherington был вынужден отойти 15 марта и быть заменен корветом Pennywort для переправы.

HX 229A отплыл 9 марта и 15 марта встретил свой океанский эскорт, 40 Escort Group. В его состав входили шесть боевых кораблей шлюпового типа под командованием командира. Джей Дэлисон на корабле HMS Aberdeen . Пройдя более северным маршрутом, чем HX 229, конвой остался незамеченным немецкими патрульными линиями и 26 марта безопасно и своевременно достиг берега. Однако путешествие не обошлось без опасностей. Более северный маршрут привел его к ледяному полю, и два корабля были повреждены айсбергами и изменили маршрут в Исландию. Судно вице-коммодора конвоя «Свенд Фойн» также было повреждено и в конечном итоге затонуло 19 марта 1943 года. [6]

Волчьи стаи

[ редактировать ]

Против них были выстроены три патрульные линии (грабли) подводных лодок: [7]

  • Раубграф , («Барон-разбойник»), из восьми лодок уже был сформирован, только что принявший участие в бою с HX 228 ; его отправили патрулировать к востоку от Ньюфаундленда , на западном краю воздушного разрыва .
  • «Штюрмер» («Сорвиголова»), новая группа из 18 лодок, должна была сформироваться посреди воздушного зазора. Он был сформирован из катеров патрульной группы Вестмарк , которая ранее вступала в бой с SC 121 .
  • Еще одна группа, Dränger («Харриер») из одиннадцати лодок, сформировалась к востоку от Штюрмера . Некоторые из этих лодок были из Нойланда , который также участвовал в бою с HX 228; остальные были новичками.

Немецкая группа радиоразведки B-Dienst уведомила о направляющемся на восток конвое и к 20:00 13 марта определила местонахождение SC 122. Адмирал Карл Дёниц , командующий флотом подводных лодок, приказал Раубграфу перехватить, сформировав новый грабли на запад. Западный шторм ускорил SC 122, который прошел через зону патрулирования Раубграфа утром 15 марта, всего за 24 часа до формирования линии патрулирования.

Разведка Allied Ultra , которая расшифровывала немецкие сообщения, зашифрованные с помощью машины «Энигма» , и которая помогала Адмиралтейству отвлекать конвои от волчьих стай, была «ослеплена» 10 марта 1943 года в результате того, что немцы представили новый краткий прогноз погоды. . Это привело к тому, что британским дешифровщикам не хватило шпаргалок, необходимых для взлома «Акулы», шифра, используемого немецкими подводными лодками. Таким образом, комната слежения за подводными лодками в Центре оперативной разведки Адмиралтейства не могла отвлекать конвои от групп подводных лодок. Сообщение от подводной лодки сообщило ее местоположение, как только это положение было зафиксировано DF , и конвой SC 122 был направлен вокруг предполагаемой опасной зоны.

Союзный шифр номер 3, использовавшийся эскортом конвоя, был взломан немцами . Это позволило им расположить волчьи стаи на пути HX 229, который следовал аналогичным курсом. он прошел через Раубграфа грабли и В ночь с 15 на 16 марта не был замечен из-за плохой погоды. Утром 16 марта U-653 , которая отделилась от Раубграфа , чтобы вернуться на базу из-за механических проблем, заметила HX 229, направлявшуюся на восток, и отправила отчет о наблюдении. Дёниц немедленно приказал Раубграфу преследовать и перехватить, а Штюрмеру и Дренгеру было приказано на западе выстроиться в линию впереди конвоя. всю ширину воздушного зазора Он увидел в этом возможность атаковать направлявшийся на восток конвой, полный военных материалов, направлявшихся в Европу, пересекая .

Раубграф догнал HX 229 вечером 16 марта и той же ночью предпринял атаку. Утром 17 марта были потоплены три корабля и еще пять, всего восемь всего за 8 часов. Сообщалось, что эскорт был слабым, поскольку два корабля выбыли, чтобы забрать выживших. За ночь конвой выследил 3 контактных лица, но безрезультатно. В оставшуюся часть дня катера из Штюрмера стали прибывать . Один из них был атакован эсминцем, но снова безуспешно.

5072 брт « Грузовой пароход водоизмещением Кинг Граффид» , член SC 122, затонувший U-338 17 марта.

На северо-восточном конце немецкая Штюрмера . граблей подводная лодка U-338 заметила SC 122, направлявшуюся на восток, примерно в 120 милях от позиции HX 229 Отправив отчет о наблюдении, она атаковала, быстро потопив четыре корабля подряд. Пятый, Fort Cedar Lake , был поврежден и в тот же день затонул. В течение дня были потеряны еще два корабля HX 229. Два катера из Штюрмера смогли прорвать оборону около полудня 17 марта, но эскорт смог отразить любые дальнейшие атаки, чему способствовали краткие визиты самолетов сверхдальнего радиуса действия (VLR), летевших на большой дальности. SC 122 также смог противостоять дальнейшим атакам до вечера.

В ночь с 17 на 18 марта атака на оба конвоя, находившиеся теперь на расстоянии всего 70 миль друг от друга, продолжалась. U-338 вечером потопила грузовое судно «Грэнвиль » SC 122, пережив ожесточённую контратаку эскорта, а после полуночи U-305 потопила ещё два корабля ( «Порт-Окленд» и «Зуав» ).

Эскорт HX 229 пострадал от удара, когда HMS Mansfield был вынужден отделиться в ночь с 17 на 18 марта. Помощь уже была в пути в виде эсминца HMS Highlander под командованием командующего ECL Day. Прибыв 18 марта, Дэй, как старший и более опытный офицер, принял на себя командование группой B4 до конца боя. Также из Хвалфьорда в Исландии следовали эсминцы HMS Vimy и USS Babbitt для HX 229 и катер береговой охраны США USCGC Ingham для SC 122. Они были отправлены утром 18 марта и прибыли на следующий день.

Днем 18 марта U-221 удалось потопить два корабля HX 229, но дальнейших потерь удалось избежать. В тот же день к нему присоединился HMS Highlander , что было долгожданным дополнением, поскольку к этому времени B4 сократился до пяти кораблей.

В ночь с 18 на 19 марта два конвоя шли в тандеме, хотя и шли независимо. Этой ночью все атаки на оба конвоя были отбиты, шесть прочных контактов были атакованы, но ущерб был нанесен небольшой. Один корабль с HX 229 был потерян, комбинезон откололся и продолжил движение самостоятельно; этот корабль, «Мэттью Лукенбах» , попал в рукопашную схватку около SC 122 и был торпедирован и затоплен позже, 19 марта. Отставшая от SC 122 Кларисса Рэдклифф также была полностью потоплена U-663.

19 марта эскорт был усилен за счет прибытия Вими и Бэбита для HX 229 и Ингэма для SC 122. К HX 229 также присоединился корвет HMS Abelia , отделенный от другого конвоя. Также 19 марта U-384 была атакована воздушным патрулем севернее SC 122 и затонула. Больше потерь среди конвоев в тот день не было; Столкнувшись с усиливающимся сопротивлением и почувствовав, что без непропорциональных потерь ничего не будет достигнуто, Дёниц отменил штурм.

Конвои продолжили путь на восток. Дальнейшие изменения в эскорте произошли 20 марта, когда прибыло подкрепление в виде корвета HMCS Sherbrooke , а Апшур и Ингхэм были отделены. Местные группы сопровождения встретились 23 марта, и HX 229 с 27 уцелевшими кораблями прибыл в Ливерпуль 23 марта . SC 122 с 42 оставшимися кораблями прибыл позже в тот же день.

В двойном сражении приняли участие 90 торговых судов и 16 кораблей сопровождения (хотя не все присутствовали одновременно). Потоплено 22 торговых судна (13 с HX 229 и 9 с SC 122), потеря 146 000 тонн. Погибло более 300 моряков торгового флота. Всего в бою приняли участие 38 подводных лодок (правда, на протяжении всего боя не все находились в контакте). Одна подводная лодка погибла целиком, хотя несколько получили повреждения. Битва, несомненно, увенчалась успехом для немцев. Однако им не удалось в какой-либо степени прервать маршрут конвоев в Северной Атлантике; 68 кораблей (две трети участвующих) прибыли благополучно и своевременно, а 38 кораблей HX 229A, которые были отправлены в Нью-Йорк для отдельной переправы, прибыли невредимыми.

Это было крупнейшее конвоевое сражение Атлантической кампании. Позже в отчете Королевского военно-морского флота был сделан вывод: «Вполне возможно, что мы не сможем рассматривать конвой как эффективную систему защиты». [5]

Март 1943 года ознаменовал низшую точку успехов союзников в атлантической кампании. В этом месяце было совершено нападение на четыре конвоя, направлявшихся домой, и в общей сложности было потоплено 39 кораблей; тем не менее, из этих четырех конвоев более 200 прибыли благополучно, а четыре других конвоя, направлявшихся на восток, не пострадали. Ни один из восьми конвоев, направлявшихся на запад в марте, не подвергся нападению. [8] Также в течение марта в Атлантике было уничтожено девять подводных лодок, еще больше получили повреждения, что привело к перерыву в операциях подводных лодок в апреле. Когда в мае наступление возобновилось, оно ознаменовалось крупным поражением подводных лодок и стало поворотным моментом кампании.

Союзные корабли

[ редактировать ]

НХ 229

Дата Имя Флаг Потери Тоннаж (GRT) Потоплен
16 марта 1943 г. Элин К  Норвегия 0 5,214 У-603
16/17 марта 1943 г. Заанланд  Нидерланды 0 6,513 Ю-758
16/17 марта 1943 г. Южная принцесса  Великобритания 4 12,156 У-600
16/17 марта 1943 г. Гарри Лукенбах  Соединенные Штаты 80 6,366 Ю-91
16/17 марта 1943 г. кирасир  Великобритания 5 7,252 Ю-384
16/17 марта 1943 г. Теркоэли  Нидерланды 36 5,158 Ю-631 , Ю-384 ?
17 марта 1943 г. Джеймс Оглторп  Соединенные Штаты 44 7,176 Ю-758 , Ю-91
17 марта 1943 г. Уильям Юстис  Соединенные Штаты 0 7,196 Ю-435 , Ю-91
17 марта 1943 г. Нарива  Великобритания 0 8,714 У-600 , У-91
17 марта 1943 г. Ирен Дюпон  Соединенные Штаты 24 6,125 У-600 , У-91
18 марта 1943 г. Уильям Кью Грешем  Соединенные Штаты 27 7,191 У-221
18 марта 1943 г. Канадская звезда  Великобритания 29 8,293 У-221
19 марта 1943 г. Мэтью Лукенбах  Соединенные Штаты ? 5,848 У-523 , Ю-527

СК 122

Дата Имя Флаг Потери Тоннаж (GRT) Потоплен
16/17 марта 1943 г. Кингсбери  Великобритания 4 4,898 Ю-338
16/17 марта 1943 г. Король Граффид  Великобритания 22 5,072 Ю-338
16/17 марта 1943 г. Альдерамин  Нидерланды 0 7,886 Ю-338
17 марта 1943 г. Форт Сидар Лейк  Великобритания 0 7,134 Ю-338 , Ю-665
17 марта 1943 г. Порт-Окленд  Великобритания 8 8,789 У-305
18 марта 1943 г. Зуав  Великобритания 13 4,256 У-305
18 марта 1943 г. Гранвиль  Панама 12 4,071 Ю-338
18/19 марта 1943 г. Автомобили  Греция 0 5,234 Ю-333 , Ю-666
19 марта 1943 г. Кларисса Рэдклифф [9]  Великобритания 53 5,754 Ю-663

Подводные лодки

[ редактировать ]
Подводные лодки уничтожены
Дата Число Тип Группа подводных лодок Потери Потоплен
19 марта 1943 г. Ю-384 VIIC Штюрмер 49 RAF B-17 Flying Fortress 206- й эскадрильи
Подводные лодки повреждены
Дата Число Тип Группа подводных лодок Конвой атакован Примечания [10]
19 марта 1943 г. Ю-134 VIIC Штюрмер НХ 229 d/c , поврежден Анемоной , Волонтер
18 марта 1943 г. У-305 VIIC Штюрмер СК 122 д/с самолетом x4; вынужден прерваться и вернуться на базу
19 марта 1943 г. Ю-338 VIIC Штюрмер СК 122 d/c Лаванды , Апшур (17-й): d/c, поврежден Сандерлендом / 423 Sqdn
19 марта 1943 г. Ю-439 VIIC Штюрмер НХ 229 д/к «Либерейтор» /86-я эскадрилья (17-я); DC, урон от Highlander
17 марта 1943 г. Ю-530 VIIC Штюрмер НХ 229 округ Колумбия, ущерб от Беверли
20 марта 1943 г. Ю-598 VIIC Штюрмер СК 122, ХХ 229 d/c, повреждение Sund. / 201-я эскадрилья
20 марта 1943 г. Ю-631 VIIC Штюрмер НХ 229 d/c, повреждение Sund. / 201-я эскадрилья
19 марта 1943 г. Ю-666 VIIC Штюрмер СК 122 d/c Lib/86 Sqdn, Годеция , Упшур (17-й); DC, урон от Fortress /220 Sqdn

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гордон Смит; Дон Кинделл; Дональд А. Бертке (апрель 2012 г.). Морская война Второй мировой войны, Том 9: Волчьим стаям в намордниках . Лулу.com. п. 34. ISBN  978-1-937470-16-6 .
  2. ^ Джек Маллманн Шоуэлл (19 марта 2009 г.). Гитлеровский флот: Справочник по Кригсмарине 1935-1945 гг . Издательство Сифорт. п. 84. ИСБН  978-1-78346-917-8 .
  3. ^ Питц, Джон (9 сентября 2016 г.). «Том III военно-морской разведки Германии, глава 4, раздел 2» . ибиблио . HyperWar Foundation публикует Агентство национальной безопасности, Центральную службу безопасности.
  4. ^ Миддлбрук стр.276
  5. ^ Jump up to: а б Роскилл стр. 367.
  6. ^ Лоусон, Сири (21 марта 2024 г.). «Конвой НХ 229А» . Боевые моряки . Проверено 21 марта 2024 г.
  7. ^ Питц, Джон. «Том III военно-морской разведки Германии, глава 4, раздел 4» . ибиблио . HyperWar Foundation публикует Агентство национальной безопасности, Центральную службу безопасности . Проверено 20 сентября 2016 г.
  8. ^ Блэр стр.272
  9. ^ «РЕГИСТР ЛЛОЙДА, ПАРОВЫЕ КОРАБЛИ И МОТОРЫ» (PDF) . Данные о судне Плимсолла . Проверено 19 февраля 2009 г.
  10. ^ Приложение Миддлбрук. 4 (стр.316-320)

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

50 ° 38'00 ″ с.ш. 34 ° 46'00 ″ з.д.  /  50,6333 ° с.ш. 34,7667 ° з.д.  / 50,6333; -34,7667

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96948b35cfc18caedb61ae60a579f4df__1714128060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/df/96948b35cfc18caedb61ae60a579f4df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoys HX 229/SC 122 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)