Jump to content

Операция «Каменная стена»

Координаты : 45 ° 30' с.ш. 04 ° 24' з.д. /  45,500 ° с.ш. 4,400 ° з.д. / 45,500; -4400

Вторая мировая война
Часть кампании Operation Stonewall of the Atlantic.

Бискайский залив
Дата 26–27 декабря 1943 г.
Расположение 45 ° 30' с.ш. 04 ° 24' з.д. /  45,500 ° с.ш. 4,400 ° з.д. / 45,500; -4400
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
Нацистская Германия Германия
Фашистская Италия Италия
Японская империя Япония
Великобритания Великобритания
 Соединенные Штаты
Канада Канада
Австралия Австралия
 Новая Зеландия
Чехословацкое правительство в изгнании Чехословакия
Варгас Эра Бразилия
Командиры и лидеры
Карл Дёниц Ральф Летэм
Задействованные подразделения
подводных лодок Командир
Marine-Gruppencommando West (Военно-морская группа Запад)
ВВС ( Летающий лидер Атлантик )
Королевский флот
ВМС США (корабли и самолеты)
Королевский канадский флот
Королевский флот Новой Зеландии
Королевские ВВС
Королевские ВВС Канады
Королевские ВВС Австралии
Бразильские ВВС
Чехословацкие ВВС (на британской службе)
Жертвы и потери
1 блокадный бегун
1 Разрушитель
2 торпедных катера
1 подводная лодка
2 эсминца
Нейтральные корабли из Ирландии и Испании спасли выживших немцев

Операция «Стоунволл» — военно-морская и воздушная операция союзников во Второй мировой войне , проводившаяся с 26 по 27 декабря 1943 года по перехвату блокадников, направлявшихся в оккупированную немцами Францию ​​через Бискайский залив . Операции «Барьер» и «Freecar», проводимые военно-морскими силами союзников и ВВС Бразилии , проводились в южной и средней части Атлантического океана. Корабли отслеживались с помощью OP-20-G (ВМС США) и британских (Государственная школа кодов и шифров (GC&CS) в Блетчли-парке дешифраторов ), которые расшифровывали японские машинные шифры и передачи немецких машин Enigma подводным лодкам (шифр Shark). ) и блокадников (шифр Sunfish).

В западной части Бискайского залива корабли Королевского флота и союзников вместе с самолетами берегового командования операции «Стоунволл» охотились за прорывателями блокады при поддержке групп сопровождения конвоев и групп поддержки, отвлеченных от близлежащих конвоев. Осорно и Альстеруфер были первыми двумя блокадниками сезона конца 1943 – начала 1944 года. «Осорно» уклонился от перехвата и был препровожден в устье Жиронды немецкими эсминцами и торпедными катерами (малыми эсминцами).

27 декабря Альстеруфер был замечен истребителем американского эскортного авианосца, затем атакован австралийскими, британскими и канадскими летающими лодками Берегового командования и Сандерленда , но не получил особых повреждений. В 16:07 Liberator GR Mk V "H" из 311-й (Чешской) эскадрильи совершил на малой высоте атаку на Альстеруфер ракетами и бомбами, поджег корабль. На следующий день «Альстеруфер» затонул, а 74 выживших были спасены через 48 часов канадскими корветами.

Немецкие эсминцы и торпедные катера, сопровождавшие «Осорно» в порт, направились на встречу с «Альстеруфером» , немцы не знали о бомбардировке корабля. Используя расшифровку своих позиций «Энигмой», немецкие корабли были разбомблены американскими «Либерейторами», а затем перехвачены крейсерами HMS Glasgow и Enterprise из операции «Стоунволл». В бою в Бискайском заливе во время сильного шторма были потоплены один из эсминцев и два миноносца. Отправления блокадников из Франции были отменены, а три бегуна из Японии были потоплены ВМС США в южной Атлантике в январе 1944 года.

Союзническая блокада Германии

[ редактировать ]

С началом войны 3 сентября 1939 года союзники объявили блокаду Германии, чтобы предотвратить импорт товаров. В Германии не было каучука , нефти, олова и вольфрама . До операции «Барбаросса» ( вторжения Германии в Советский Союз) он избегал блокады через Транссибирскую магистраль . После закрытия маршрута снабжения в начале «Барбароссы» и после вступления Японии в войну немецкие и итальянские корабли оказались на мели в Японии и оккупированном японцами Сингапуре . Корабли использовались в качестве прорывателей блокады , направляясь в порты оккупированной Франции после середины 1940 года, когда Германия взяла под свой контроль европейское побережье от Норвегии до французско-испанской границы. С апреля 1941 по май 1942 года 32 корабля пытались достичь Франции, и 14 это удалось. [ 1 ] В 1941 и 1942 годах немецкие и итальянские корабли доставили 70 000 длинных тонн (71 000 тонн) товаров и экспортировали 32 540 длинных тонн (33 060 тонн) в Японию. [ 2 ] С августа 1942 года по апрель 1943 года пятнадцать кораблей пытались прорвать блокаду, четырем удалось прорваться. [ 3 ]

Проход блокады

[ редактировать ]
Карта мыса Доброй Надежды в Южной Африке

Пройдя из Японии через Тихий и Индийский океан к мысу Доброй Надежды , блокадники хранили радиомолчание и проходили перестановку пунктов в запланированное время. Когда корабль должен был прибыть, подводным лодкам и самолетам было запрещено атаковать торговые суда на полосе шириной 200 миль (370 км; 230 миль) в средней части Атлантического океана, к северо-востоку от линии, находящейся на уровне Канарских островов, к востоку. от Азорских островов, а затем на восток до Бордо. Сопровождение осуществлялось через Бискайский залив, и корабли время от времени получали поддержку от подводных лодок. После выгрузки груза корабль был переоборудован для следующего рейса. Для экипажа и пассажиров было построено больше жилых помещений, усилены палубы, установлены магазины орудий и боеприпасов. Минимум четыре затопленных заряда массой до 165 фунтов (75 кг) были размещены в нижней части корпуса и вооружены во время плавания корабля 7–9-минутными взрывателями; Команда держала свои вещи наготове на случай, если они покинут корабль. Судно зашло в сухой док для очистки корпуса для увеличения скорости, а также прошло ходовые испытания, иногда включая доставку грузов в порт. Бассенс или в другой порт Бискайи. Готовый к отплытию, корабль ждал в Жиронде эскорт тральщиков. В начале войны график плавания мало чем отличался от графика коммерческих рейсов мирного времени. [ 4 ]

Сезон 1943–1944 гг.

[ редактировать ]

В 1943 году подводные лодки использовались для перевозки небольших объемов товаров, в то время как строились более крупные транспортные подводные лодки, но к зиме немецкой промышленности потребовалось несколько кораблей с каучуком и другими грузами. Несмотря на риски, несколько кораблей придется отправить из Японии. В Японии было пять теплоходов, и считалось, что, если они будут выходить через довольно частые промежутки времени, союзники могут отвлечься на охоту за одним и позволить другому ускользнуть от их блокады. Корабли будут путешествовать самостоятельно, но при прохождении через Бискайский залив могут помочь надводные корабли и самолеты. Пять кораблей будут перевозить 33 095 длинных тонн (33 626 тонн) каучука и других товаров и плавать с интервалами, которые позволят силам эскорта Бискайского острова встретить один из них примерно в 400 морских милях (460 миль; 740 км) от Бордо, сопровождать его в порт и затем плывите навстречу следующему. Лучшим временем для попыток прорыва блокады станет середина зимы 1943–1944 годов. [ 5 ] [ а ] MV Osorno (6951 GRT , кодовое имя Bernau , Kapitän Paul Hellmann) линии Hamburg America Line (HAPAG) с 3882 длинными тоннами (3944 тонны) каучука, 1797 длинными тоннами (1826 тонн) олова и 177 длинными тоннами (180 тонн) ) из вольфрама, отплыл из Кобе 2 октября под видом британского корабля «Пром» , обогнув мыс Доброй Надежды 15 ноября. [ 7 ] За Осорно следовал грузовой рефрижератор (рефрижератор) Alsterufer (2729 брутто, кодовое название Trave , Kapitan Piatek) линии Роберта М. Сломана-младшего в Гамбурге, перевозивший 344 длинных тонны (350 т) вольфрама, годовой запас потребление в немецкой военной экономике. [ 8 ] Рио-Гранде отплыл третьим 4 октября 1943 года из Иокогамы; Везерланд и Бургенланд уехали позже в том же месяце. Шпионы союзников сообщили о прибытии первых трех кораблей в Сайгон (ныне Хошимин ), что подняло тревогу. [ 9 ]

Карта-локатор Азорских островов

За поражением наступления немецких подводных лодок в битве за Атлантику в 1943 году последовала последняя попытка немцев провести блокадников через Бискайский залив в сторону Японской империи и обратно. С мая 1943 года расшифровка японского дипломатического беспроводного трафика показала союзникам, что потери сезона 1942–1943 годов не помешали странам Оси предпринять еще одну попытку осенью. Семь торговых судов должны были выйти из Европы с грузоподъемностью 50 000 длинных тонн (51 000 тонн) экспорта, и что немцы строили специальные подводные лодки для импорта 3 000 длинных тонн (3 000 тонн) товаров из Японии в 1943 году. В июле и августе фотографические разведка и агентура из французских атлантических портов сообщали, что готовится отход на Дальний Восток, и к 6 сентября стало ясно, что семь кораблей близки к отплытию. [ 10 ]

4 октября, после того как прорыватель блокады « Кульмерланд» был сбит бомбардировщиками союзников, сигнал японского посла в Берлине показал союзникам, что экспортная программа была сокращена до 35 000 длинных тонн (36 000 тонн) из-за бомбардировки. [ 10 ] 18 июля британцы и португальцы достигли соглашения о базировании Азорских островов, которое вступило в силу 8 октября и могло удержать страны Оси от попыток прорвать блокаду. [ 11 ] 23 октября немцы ввели новые методы W/T для сигнализации между подводными лодками и участниками блокады в Бискайском заливе, а в начале ноября Дрезден , который, как предполагалось, был участником блокады, подорвался на мине. Британцы думали, что пять кораблей готовятся покинуть залив и что четыре корабля готовятся вернуться с Дальнего Востока. Позже в ноябре еще одна расшифровка японского посла показала, что экспортная программа Германии снова была сокращена до 29 000 длинных тонн (29 000 тонн). Патрули ВМС США в Южной Атлантике были увеличены. [ 12 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Союзная разведка

[ редактировать ]

Министерство экономической войны в Лондоне знало, что зима будет лучшим временем для прорывателей блокады, а фоторазведка показала, что количество немецких военных кораблей во французских портах Бискайи увеличилось. Расшифровки «Энигмы» и отчеты агентов с Дальнего Востока предупредили союзников. [ 5 ] Доказательства того, что начался новый раунд отхода с Дальнего Востока, были обнаружены в расшифровке «Ультра» от 16 ноября, запрещающей атаки подводных лодок к западу от линии в южной Атлантике. Командующим ВМФ и авиации сообщили, что приближается направлявшийся на север блокатор и, возможно, еще восемь человек, включая Осорно и Альстеруфер . [ 13 ] (USN), мало что сообщила До 26 ноября OP-20-G , организация по взлому кодов ВМС США о том, что накануне ограничения на подводные лодки (« Каммераррест ») в южной Атлантике были наложены севернее на 1 декабря. [ 14 ] [ б ] 26 ноября итальянский корабль «Пьетро Орсеоло» отплыл из Бордо в Конкарно на южном побережье Бретани и 1 декабря был безрезультатно атакован самолетами Берегового командования. [ 15 ]

Операция Барьер

[ редактировать ]

Операция «Барьер» началась с оперативной группы 41 (TF.41), состоящей из пяти оперативных групп, по крейсеру и эсминцу в каждой, а также патрулей самолетов ВМС США из Натала в Бразилии и ВВС Бразилии патрулей из Ресифи (воюющих с Германией и Италией с 22 августа). 1942 г.) и полеты патрульных бомбардировщиков ВМС США с острова Вознесения 1 декабря. [ 14 ] 5 декабря союзники получили дополнительную информацию о том, что ограничения вступают в силу к северу от экватора со следующего дня. [ 16 ] Осорно был замечен 8 декабря самолетом Liberator B-8 из VPB-107 с острова Вознесения, но TG.41.4 (крейсер USS Marblehead и эсминец Winslow ) преследовали еще один контакт, который оказался независимым греческим кораблем, а затем начал охоту за Подводная лодка и Осорно скрылись. [ 14 ] [ с ] Адмиралтейство легкий подчеркнуло важность предотвращения прибытия прорывателей блокады 12 декабря, и Королевского флота крейсер HMS Glasgow отправился в патрулирование с Азорских островов. [ 16 ] Поиски на северо-западе ничего не обнаружили, кроме того, что Осорно была замечена U-510 , отчет которой был расшифрован OP-20-G 13 декабря. [ 14 ]

Операция Фрикар

[ редактировать ]

Freecar начался вскоре после Barrier с вооружением торговых крейсеров HMS Corfu и Cilicia , французского крейсера Suffren и итальянских крейсеров Abruzzi и d'Aosta . [ 14 ] Barrier и Freecar были отстранены, позволяя Альстеруферу пройти незамеченным. [ 14 ] 18 декабря сообщение Sunfish, отправленное 13 декабря в Осорно и Астеруфер, было расшифровано, а 22 декабря расшифровка шифра подводной лодки Shark показала, что ограничения для подводных лодок действуют к западу от Бискайского залива. [ 16 ]

Операция «Каменная стена»

[ редактировать ]

Плимут Командование

[ редактировать ]

Береговое командование подготовило бомбардировщики «Галифакс» и «Либерейтор» к атаке на прорывателей блокады, когда они пересекали Бискайский залив. Легкий крейсер Королевского военно-морского флота Новой Зеландии (RNZN) HMNZS Gambia , недавно переоборудованный, прибыл в Плимут из Шотландии 5 декабря 1943 года. Гамбия должна была присоединиться к «Глазго» и «Энтерпрайзу» под командованием главнокомандующего «Плимута» (адмирала Ральфа Литэма ) для операции против блокадников. [ 18 ] Подводные лодки плыли в далеких водах, что требовало дополнительных сигналов от адмирала Карла Дёница Бефельшабера дер U-Boote (командующего подводными лодками) о нарушителях блокады. Шифр «Акула» для подводных лодок часто быстро расшифровывался Государственной школой кодов и шифров (GC&CS), которая затем взломала ключ Sunfish Enigma, используемый прорывателями блокады. [ 12 ]

Коды конвоев [ 19 ]
Код Маршрут
НА Внешний север (от Великобритании до США)
ХХ из Галифакса в Великобританию
СК Сидней/Галифакс/Нью-Йорк – Великобритания
ГУС Порт-Саид в США медленно
ПХГ Из США в Порт-Саид/Гибралтар
КМФ Великобритания – Средиземноморский пост
МКС Средиземноморье в Великобританию медленно
СЛ из Фритауна в Великобританию
С Кюрасао/Нью-Йорк в Великобританию (танкеры)
КМС Великобритания – Средиземноморье Медленно
ТЫ Исходящий на юг (из Великобритании во Фритаун)

После того, как Осорно удалось пройти пересечение Натал-Фритаун, Литэм начал операцию «Каменная стена». Гамбия и Глазго отправились из Плимута в Орту на Азорских островах, по очереди патрулируя и заправляясь топливом из танкера в Орте. Осорно повернул на восток, к Гранд-Бэнкс Ньюфаундленда . С 16 по 17 декабря Осорно ( Бернау ) незамеченным пересек маршрут конвоя из США в Гибралтар. [ 20 ] [ 13 ] 18 декабря «Осорно» выдал себя за британский «Ландсман», направлявшийся из Кейптауна в Ливерпуль к летающей лодке «Сандерленд», которая его исследовала. Ночью британский эсминец прошел рядом и предупредил Осорно , что поблизости находится подводная лодка, прежде чем начать атаку глубинными бомбами на предполагаемую подводную лодку; Осорно удалось ускользнуть. [ 17 ]

Береговое командование атаковало исходящий «Пьетро Орсеоло» 18 декабря шестью торпедоносцами «Торбо» из 254-й эскадрильи и шестью истребителями «Бофайтер» из 248-й эскадрильи для подавления зенитной артиллерии в сопровождении восьми истребителей «Тайфун» , дважды поразив его торпедами в миделе корабля; корабль взорвался и затонул у Лорьяна . На следующее утро [ 21 ] 19 декабря Осорно прошёл по маршруту США-Великобритания возле конвоя ON 215, пройдя день позади конвоя HX 270 и день перед конвоем SC 149. [ 22 ] С 21 по 22 декабря Осорно повернул на восток в сторону Бискайского залива и пересек путь конвоя KMF 27 и конвоя MKS 33/SL 142, которых сопровождала группа сопровождения B4 и группа поддержки на базе HMS Fencer . Немцы были так же неосведомлены о позиции Осорно , как и Союзники, и Волчья стая Боркум была сформирована из самых южных лодок Волчьей стаи Коронель для атаки на Конвой MKS 33/SL 142 и прикрытия возвращения Орсорно . [ 22 ] [ д ]

Немецкие сигналы об установлении «Волчьей стаи Боркум» были расшифрованы союзниками и TG.21.15, включавшим эскортный авианосец USS Core с эсминцами USS Greene , Belknap , George E. Badger и Goldsborough, выделенными из конвоя GUS 24 для охоты на подводные лодки. TG.21.14 с эскортным авианосцем Card и эсминцами Leary , Schenck и Decatur присоединились к охоте, а Wolfpack Borkum помогал пять бомбардировщиков FW 200 Kondor, летевших днем, летающую лодку BV 222 , летавшую в ночь с 20 на 21 декабря, и На следующий день еще больше самолетов, но ни один корабль не был потоплен. [ 22 ] Немецкая авиация трижды, 22 и 23 декабря, сообщала об авианосных группах сопровождения. [ 22 ] Гамбия и Глазго поддержали Осорно . [ 20 ] 23 декабря истребитель F4F из Карда заметил корабль примерно в 500 морских милях (930 км; 580 миль) к юго-западу от Ушана ; Осорно не смог дать правильный ответ на вызов, несмотря на то, что летал под Красным Прапорщиком . У эсминцев TG.21.14 было слишком мало топлива, и они не могли покинуть Кард, когда было известно о близости подводных лодок. Карду пришлось закрыть кабину экипажа после аварий, после чего оперативная группа была отвлечена атаками Волчьей стаи Боркум, у которой было преимущество в том, что самолеты летали с наземных баз. [ 23 ] [ и ] Вечером 24 декабря конвой OS 62/KMS 36 с севера с группой сопровождения B1 и группой поддержки авианосца сопровождения HMS Striker натолкнулся на Wolfpack Borkum . U-415 потопила HMS Hurricane торпедой Т5. [ 25 ]

Компания Бернау

[ редактировать ]

В полдень 24 декабря Zerstörerflotille (8-я флотилия эсминцев, капитан Эрдменгер) Z 27 , Z 23 , Z 24 , Z 32 , Z 37 и ZH 1 была отправлена на сопровождение Осорно ​​8 - я . Korvettenkapitän Franz Kohlauf) с Т 22 , Т 23 , Т 24 , Т 25 , Т 26 и Т 27 также принимал участие в Unternehmen Bernau , отправляясь из портов Бискайи на встречу с Осорно и сопровождение его в порт. С рассвета 25 декабря «Сандерленда» летающие лодки из 201-й эскадрильи RAF, 422-й эскадрильи RCAF и 461-й эскадрильи RAAF находились в контакте с Осорно , и одна из них, как утверждается, была сбита Осорно после того, как она подошла слишком близко и, казалось, упала в море. В полдень пасмурного дня, когда примерно в 450 морских милях (520 миль; 830 км) к западу от французского побережья, наблюдатели на Осорно заметили эсминцы с характерными немецкими воронками. [ 23 ]

Через час Осорно был окружен одиннадцатью эсминцами и торпедными катерами. Корабли имели комплекс из 207 орудий калибра от 20 до 150 мм и 76 торпед; Над головой пролетели дальние истребители Ju 88 , посланные флигерфюрером Атлантиком . [ 23 ] Несмотря на прикрытие с воздуха, бомбардировщики Halifax GR.Mk.II, в том числе восемь из 502-й эскадрильи, атаковали с 16:20 до 19:15, при этом «Q» заявил, что сбил один корабль. С наступлением ночи 58 торпедоносцев «Москитос» и «Торбо» 19-й группы берегового командования не смогли обнаружить немецкие корабли. Осорно достиг охваченного руслом устья Жиронды, затем наткнулся на затонувший корабль «Сперрбрешер -21», и его пришлось высадить на берег в Ле-Вердон-сюр-Мер у входа в устье. [ 26 ] В ночь с 29 на 30 декабря бомбардировочное командование отправило пять минных заградителей «Стирлинг» , и вода вокруг корабля была заминирована, чтобы помешать выгрузке груза с каучуком, но немцы вынесли большую часть его на берег. [ 27 ]

Альстер банк

[ редактировать ]
Карта, показывающая местоположение Альстеруфера во время его затопления и места битвы в Бискайском заливе.

Альстеруфер незамеченным миновал узкие места Южной Атлантики и пересек маршрут США – Гибралтар 20 декабря, недалеко от TG.21.16, в составе которого находился авианосец USS Block Island и четыре эсминца. Альстеруфер находился позади идущего на запад конвоя GUS 23 и рядом с идущим на восток конвоем UGS 27. К 23 декабря Альстеруфер находился далеко от конвоя CU 9 на востоке, TG.21.16 на юго-востоке и конвоя SC 149 на севере. [ 28 ] 8-я флотилия эсминцев (8. Zerstörerflotille ) и 4-я флотилия торпедных катеров (4. Torpedobootflottille ), за исключением ZH 1, у которой возникла неисправность двигателя, снова вошли в Бискайский залив на Унтернемен-Траве (операция «Луч») 26 декабря, чтобы встретиться Альстеруфера и сопроводить его в Жиронду. [ 29 ] Альстеруфер был замечен в 10:15 27 декабря примерно в 500 морских милях (580 миль; 930 км) к северо-западу от мыса Финистерре и держал Сандерленд «Т» 201-й эскадрильи на расстоянии зенитным огнем. «Сандерленд» кружил вокруг корабля в течение двух с половиной часов, к нему присоединились «Q» из 422-й эскадрильи RCAF и «U» также из 201-й эскадрильи. Когда «Т» пришлось повернуть домой, он атаковал, но промахнулся, Альстеруфер развил скорость 15,5 узлов (28,7 км / ч; 17,8 миль в час). [ 30 ]

Пятек беспокоился о дисциплине среди экипажа, поскольку они надеялись прибыть в порт до Рождества, и он не позволил им попробовать ни одну из 6000 бутылок пива на борту, чтобы избежать суровых условий перехода через Бискайский залив «подвыпившим». экипаж". Утром Альстеруфер был атакован Сандерлендом «Q» из 422-й эскадрильи RCAF и «U» из 201-й эскадрильи, которым пилотировал Лесли Бэвейсток, который позже написал:

Альстеруфер подвергся атаке самолета чехословацким экипажем RAF Liberator с

К тому времени, когда мы заметили корабль, мы уже опустились на высоту 200 футов, а наша добыча находилась прямо впереди, в идеальной позиции. Если бы я сбросил наши бомбы, мы просто не могли бы промахнуться, но их скорость движения, такая же, как у наших самолетов, привела бы к взрывам прямо под нами с последующим тяжелым ущербом для нас самих. На это я не мог рисковать. [ 31 ]

артиллеристы обстреляли Альстеруфер , и «Сандерленд» поднялся на высоту 1000 футов (300 м), бомбя и нанося глубинные бомбы с помощью радара, но без особого эффекта. Бэйвейсток «проклял глупое Управление вооружений за то, что оно не предоставило нам взрыватели замедленного действия для наших бомб, как он должен был сделать». [ 31 ] [ ж ]

Компания Траве

[ редактировать ]

Флигерфюрер «Атлантик» пообещал самолеты, но морская группа «Запад» не смогла предложить корабли до следующего утра. [ 32 ] Легкому крейсеру « Энтерпрайз » к востоку от Альстеруфера и Глазго в 300 морских милях (560 км; 350 миль) к западу было приказано развивать максимальную скорость до точки в 300 морских милях (560 км; 350 миль) к северо-западу от мыса Финистерре. [ 29 ] В 16:07 Liberator GR Mk V "H" из 311-й (Чешской) эскадрильи заметил Альстеруфера . [ 33 ] [ г ] «Либерейтор» совершил атаку с пикирования под зенитным огнем « Альстеруфера» и выпустил восемь установленных на крыле полубронебойных ракетных снарядов (SAP60). Пять ракет попали в корабль выше ватерлинии, а бомба массой 500 фунтов (230 кг) и бомба массой 250 фунтов (110 кг) попали в корабль позади воронки, в результате чего погибли два моряка и поджег корабль. [ 33 ] Альстеруфер открыл огонь из зенитных орудий и парашютно-тросовых ракет, попав в правый внешний двигатель «Либерейтора», но самолет вернулся на базу Королевских ВВС Больё в Англии. Четыре часа спустя два «Либерейтора» из 86-й эскадрильи добили корабль. Альстеруфер затонул во второй половине дня 28 декабря. Четыре спасательные шлюпки с 74 выжившими были подобраны два дня спустя четырьмя канадскими корветами. [ 34 ] [ ч ]

Битва в Бискайском заливе

[ редактировать ]
Вид с Z27 на обстреливаемые Т25 и Т26 , сделанный Гансом Гельмутом Каршем, немецким моряком, во время его интернирования в лагере Карра . ( Национальный морской музей Ирландии )

Гамбия отбыла с острова Фаял на Азорских островах 27 декабря, ее капитан Уильям Паулетт был назначен командующим Отрядом 3, корабли уже в море, легкий крейсер «Пенелопа» и быстрый минный заградитель «Ариадна» из Гибралтара, а также «Свободной Франции» большие эсминцы Le Fantasque и Le Malin с Азорских островов. [ 29 ] Капитанам крейсеров союзников сообщили, что около дюжины немецких эсминцев могут быть на пути к месту встречи с прорывателем блокады. [ 29 ] Военно-морская группа «Запад» узнала о потере «Альстеруфера» только утром 28 декабря и отменила «Унтернемен Бернау» , приказав кораблям вернуться. Флотилия была замечена американским «Либерейтором» VPB-105 и атакована еще пятнадцатью «Либераторами» из этой эскадрильи и VPB-103 , что позволило «Глазго» и «Энтерпрайзу» перехватить их в полдень. [ 36 ]

Одиннадцать кораблей флотилии имели двадцать пять 150-мм и двадцать четыре 105-мм орудий против девятнадцати 6-дюймовых и тринадцати 4-дюймовых орудий крейсеров. Немецкая флотилия попыталась атаковать крейсера с обоих флангов, но шторм на море не позволил кораблям двигаться с максимальной скоростью. Z 27 (капитан Гюнтер Шульц с командующим флотилией капитаном Эрдменгером на борту), Т 25 и Т 26 были потоплены. З 24, Т 23, Т 24 и Т 27 вернулись в Брест; Z 32 и Z 37 достигли Жиронды, а Z 23 с Т 22, повернув на юг, зашли в порт Сен-Жан-де-Люз. Шестьдесят четыре выживших были спасены тральщиками Королевского флота, 168 — ирландским каботажным судном «Керлог» , шесть — испанскими эсминцами и 55 — немецкой подводной лодкой U-505 и немецкой подводной лодкой U-618 . Глазго , Энтерпрайз и Ариадна вернулись в Плимут под атакой планерной бомбы, а Пенелопа , Ле Фантаск и Ле Малин - в Гибралтар . Гамбия и Маврикий до 1 января патрулировали север Азорских островов в поисках участников блокады. [ 37 ]

Последствия

[ редактировать ]

Моральный дух Кригсмарине еще больше ухудшился из-за известия о том, что линкор «Шарнхорст» был потоплен 26 декабря в битве у Нордкапа . [ 38 ] Осорно был последним прорывателем блокады, достигшим порта, и его груз каучука удовлетворял потребности Германии до ноября 1944 года. [ 39 ] В 1984 году Гарри Хинсли написал в официальной истории британской разведки во время войны, что поражение немецкой флотилии эсминцев, как и затопление «Шарнхорста» , могло произойти только потому, что Адмиралтейство получало расшифрованные сообщения «Энигмы» почти так же быстро, как их немецкие адресаты. Это сражение также наконец заставило Адмиралтейство признать, что немецкие эсминцы типа 1936А (для британцев - класс «Нарвик») имели 6-дюймовые (150-мм) орудия. [ 40 ]

Трое мужчин на Альстеруфере были убиты и 74 спасены. [ 41 ] Из 672 человек на трех немецких военных кораблях 93 были спасены с Z27 , 100 с T25 и 90 с T26 . [ 42 ] Около 62 выживших были подобраны британскими тральщиками, 168 - "Керлог" и четверо - испанскими эсминцами. небольшим ирландским пароходом [ 43 ] В 2003 году Герхард Куп и Клаус-Петер Шмолке писали, что на трех кораблях находилось 740 человек и что 293 человека выжили, 21 был спасен U-618, 34 - U-505, шесть - испанскими эсминцами, 64 - британскими тральщиками и 168 - ирландским торговым судном. [ 44 ]

Последующие операции

[ редактировать ]

Последние три прорывателя блокады — Везерланд , Бургенланд и Рио-Гранде — были известны союзникам благодаря расшифровкам их плаваний с Дальнего Востока. Военно-морские силы США перехватили их в южной Атлантике с 3 по 5 января 1944 года. Еще через девять дней расшифровка Sunfish показала, что немцы не знали о перехватах и ​​приказали двум своим блокадникам подготовиться к отплытию. 21 января выяснилось, что всем четырем блокадникам, готовившимся к походу на Дальний Восток, было приказано отойти из-за риска перехвата. [ 40 ] [ я ]

Боевые порядки

[ редактировать ]

Данные Rohwer and Hümmelchen (2005), если не указано иное. [ 46 ]

Корабли ВМС США

[ редактировать ]

Королевский флот

[ редактировать ]

Операция «Стоунволл» (Плимутское командование)

[ редактировать ]

Корабли (Сила 3)

Самолет

Операция Фрикар

[ редактировать ]

Операция Барьер

[ редактировать ]
    • ВМС США
    • Бразильские ВВС

Нейтральные цвета

[ редактировать ]

немецкий

[ редактировать ]

Блокадники

[ редактировать ]
  • Осорно
  • Альстер банк

Командир подводных лодок

[ редактировать ]

Волчья стая Боркум

Морская группа Запад

[ редактировать ]
  • 8-я флотилия эсминцев
  • 4-я флотилия миноносцев

Атлантический пилот

[ редактировать ]

Данные Форсайта (2017). [ 47 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ на каждом корабле будет находиться арестованный человек в Европу; один заключенный, как предполагалось, был коммунистом и членом шпионской сети, которой руководил Рихард Зорге . Гестапо . в Японии приказало оставить мужчин под стражей в случае затопления кораблей, чтобы они не могли разговаривать с союзниками Адмирал Пауль Веннекер , военно-морской атташе в Токио, поставил под сомнение приказы Seekriegsleitung в Берлине и передал приказы, но намекнул, что, возможно, им не придется следовать. [ 6 ]
  2. О плавании пяти блокадников стало известно американским взломщикам кодов с помощью шифров Purple и Bertok/Barnacle. [ 14 ]
  3. Подводной лодкой была немецкая подводная лодка U-510, большая тип IXD2, направлявшаяся на Дальний Восток за грузом для доставки в Европу. [ 17 ]
  4. ^ Волчья стая Коронель действовала дальше на север, и Боркума в состав входили U-801 , U-107 , U-667 , U-618 , U-270 , U-541 , U-645 , U-962 , U-415 , U-305 , Ю-275 , Ю-382 и Ю-641 . [ 22 ]
  5. В ночь с 23 на 24 декабря U-305 заметила TG.21.14, но была остановлена ​​одним из эсминцев, который обнаружил его с помощью HF/DF (Хафф-Дафф). U-415 выпустила три FAT ( Flächenabuchender Torpedo [торпеда для поиска местности]) по Карду , но промахнулась, а также не попала в Декейтер с акустической торпедой G7es (T5). U-645 не попала в Шенк из Т5 и была потоплена глубинными бомбами; U-275 поразила эсминец «Лири» из Т5, который позже был потоплен торпедой U-382 ; Затем TG.21.14 был вынужден отступить из-за нехватки топлива. [ 24 ]
  6. Бавейсток направился к базе Касл-Арчдейл в Северной Ирландии, но у него не хватило топлива, и он приземлился возле острова Сент-Мэри на островах Силли. [ 31 ]
  7. ^ Капитан, пилот-офицер Олдржих Долежал с сержантом Робертом Прохазкой, вторым пилотом, летным офицером Зденеком Ханушем, штурманом / бомбардировщиком, прапорщиком Йозефом Косеком, воздушным стрелком, летным сержантом Йиндржихом Ханом, оператором радара / воздушным стрелком, летным сержантом Марселем Людикаром, Радист/воздушный стрелок, сержант Иван Шварц, радист Оператор/воздушный стрелок и сержант Франтишек Вейтл, бортинженер. [ 33 ]
  8. Выжившие высоко оценили экипаж Czech Liberator, который «невозмутимо пролетел сквозь самый сильный заградительный огонь». [ 35 ]
  9. После войны выяснилось, что 18 января 1944 года Дёниц предложил Гитлеру отменить блокаду. [ 45 ]
  1. ^ Роскилл 1957 , стр. 64–65, 551–552.
  2. ^ Брайс 1981 , с. 100.
  3. ^ Роскилл 1962 , стр. 273, 4483–484.
  4. ^ Брайс 1981 , стр. 100–101.
  5. ^ Jump up to: а б Брайс 1981 , с. 18.
  6. ^ Брайс 1981 , стр. 17–18.
  7. ^ Форсайт 2017 , с. 113; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 290.
  8. ^ Форсайт 2017 , с. 114.
  9. ^ Брайс 1981 , стр. 18–19.
  10. ^ Jump up to: а б Хинсли 1984 , с. 247.
  11. ^ Роскилл 1960 , стр. 46–47.
  12. ^ Jump up to: а б Хинсли 1984 , стр. 247–248.
  13. ^ Jump up to: а б Брайс 1981 , с. 137.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 290.
  15. ^ Роскилл 1960 , с. 74.
  16. ^ Jump up to: а б с Хинсли 1984 , стр. 248–249.
  17. ^ Jump up to: а б Брайс 1981 , с. 19.
  18. ^ Роскилл 1960 , стр. 72–73.
  19. ^ Гаага 2000 , стр. 109–114.
  20. ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 292.
  21. ^ Несбит 2000 , с. 123.
  22. ^ Jump up to: а б с д и Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 293.
  23. ^ Jump up to: а б с Брайс 1981 , с. 20.
  24. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , стр. 293–294.
  25. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 294.
  26. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 294; Сондерс 1975 , с. 71.
  27. ^ Роскилл 1960 , стр. 73–74.
  28. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , стр. 293, 292.
  29. ^ Jump up to: а б с д Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 295; Уотерс 1956 , с. 354.
  30. ^ Брайс 1981 , с. 21.
  31. ^ Jump up to: а б с МакКинстри 2023 , с. 204.
  32. ^ Сондерс 1975 , стр. 70–71.
  33. ^ Jump up to: а б с Ванчата 2013 , с. 64.
  34. ^ Ванчата 2013 , с. 64; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 295.
  35. ^ Сондерс 1975 , с. 71.
  36. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 295.
  37. ^ Уотерс 1956 , с. 355; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 295.
  38. ^ Уитли 1983 , стр. 193–199.
  39. ^ Мюллер 2003 , с. 581.
  40. ^ Jump up to: а б Хинсли 1984 , с. 251.
  41. ^ Уотерс 1956 , с. 354.
  42. ^ О'Хара 2004 , стр. 277–279.
  43. ^ Уотерс 1956 , с. 355; Уитли 1983 , стр. 193–199.
  44. ^ Куп и Шмолке, 2014 , с. 104.
  45. ^ Хинсли 1984 , стр. 251–252.
  46. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , стр. 290–295.
  47. ^ Форсайт 2017 , стр. 113–115.
  • Брайс, Мартин (1981). Блокадники стран Оси во время Второй мировой войны . Лондон: BT Бэтсфорд. ISBN  0-7134-2686-1 .
  • Форсайт, Роберт (2017). Тень над Атлантикой: Люфтваффе и подводные лодки: 1943–45 (изд. в формате PDF). Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-4728-2046-4 .
  • Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Лондон: Чатем. ISBN  1-86176-147-3 .
  • Хинсли, Ф.Х.; Томас, Э.Э.; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1984). Британская разведка во Второй мировой войне, ее влияние на стратегию и операции (Часть I) . История Второй мировой войны. Том. III (1-е изд.). Лондон: HMSO. ISBN  0-11-630935-0 .
  • Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2014) [2003]. Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Перевод Брукса, Джеффри (Repr. Eng. Trans. Ed.). Барнсли: Издательство Seaforth, Pen & Sword. ISBN  978-1-84832-193-9 . Перевод книги «Немецкие эсминцы 1939–1945» Бернарда и Грефе Верлаг, Бонн (1995). Первоначально опубликовано на английском языке издательством Greenhill book, Лайонел Левенталь (2003).
  • Кренер, Бернхард Р.; Мюллер, Рольф Дитер; Умбрейт, Ганс (2003) [1999]. Организация и мобилизация немецкой сферы власти: Часть 2 Управление, экономика и человеческие ресурсы военного времени 1942–1944/5 . Германия и Вторая мировая война. Том V. Перевод Кука-Рэдмора, Дерри; Осерс, Эвальд; Смерин, Барри; Уилсон, Барбара (перевод Clarendon Press, Оксфордское изд.). Штутгарт: Deutsche-Verlags-Anstalt GMBH для исследовательского бюро военной истории (Научно-исследовательский институт военной истории), Потсдам, Германия. ISBN  0-19-820873-1 .
    • Мюллер, Рольф-Дитер. «Часть II Альберт Шпеер и политика вооружений в тотальной войне, III Основные условия производства военного времени и гражданские факторы. 4, Организация и эксплуатация «крепости Европы». (c) Снижение внешней торговли во время войны (xiii) Япония». В Кронер, Мюллер и Умбрайт (2003) .
  • МакКинстри, Лео (2023). Мальчики-Золушки: Забытые силы Королевских ВВС, выигравшие битву за Атлантику (электронная книга). Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-1-5293-1938-5 .
  • Несбит, Рой Коньерс (2000) [1997]. Прибрежное командование Королевских ВВС в действии 1939–1945 (переиздание Budding Books, изд. Страуда). Челтнем: Издательство Sutton Publishing. ISBN  1-84015-112-9 .
  • О'Хара, Винсент П. (2004). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-651-8 .
  • Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   881709135 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года.
  • Роскилл, SW (1962) [1957]. Война на море 1939–1945 годов: период равновесия . История Второй мировой войны . Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC   174453986 . Проверено 4 июня 2018 г. - через Hyperwar.
  • Роскилл, Стивен (1960). Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945 гг.: Наступление, часть I, 1 июня 1943 г. – 31 мая 1944 г. Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC   987392618 .
  • Сондерс, Х. Сент-Джордж (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–45: битва выиграна . Том. III (pbk. repr. HMSO ed.). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-771594-3 .
  • Ванчата, Павел (2013). 311-я эскадрилья . Сандомир: Stratus, для публикаций о моделях грибов. ISBN  978-83-61421-43-6 .
  • Уотерс, С.Д. (1956). «Глава 23, Новозеландские крейсеры». Королевский флот Новой Зеландии (онлайн-сканирование) . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–1945 (изд. Новозеландского электронного собрания текстов). Веллингтон: Отделение исторических публикаций. стр. 352–356. OCLC   173284131 .
  • Уитли, MJ (1983). Разрушитель!: Немецкие эсминцы во Второй мировой войне . Лондон: Arms & Armor Press. ISBN  978-0-85368-258-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 270e2521d77ef341fa5ce67e90cd1231__1721738460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/31/270e2521d77ef341fa5ce67e90cd1231.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Stonewall - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)