Немецкий миноносец Т23.
Однотипный корабль Т35 на вооружении США, август 1945 г.
| |
История | |
---|---|
Нацистская Германия | |
Имя | Т23 |
Заказал | 10 ноября 1939 г. |
Строитель | Шихау , Эльбинг , Восточная Пруссия |
Номер двора | 1482 |
Заложен | 1 августа 1940 г. |
Запущен | 14 июня 1941 г. |
Завершенный | 14 июня 1942 г. |
Судьба | Передан Великобритании в качестве военных репараций , 1945 г.; затем во Францию, 4 февраля 1946 г. |
Франция | |
Имя | Эльзасский |
Тезка | Эльзасский |
Приобретенный | 4 февраля 1946 г. |
повторно введен в эксплуатацию | декабрь 1949 г. |
Не работает | 9 июня 1954 г. |
Переименован | 4 февраля 1946 г. |
пораженный | 17 февраля 1954 г. |
Судьба | Продан на металлолом , после 9 июня 1954 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Тип 39 Торпедный катер |
Смещение |
|
Длина | 102,5 м (336 футов 3 дюйма) в год |
Луч | 10 м (32 фута 10 дюймов) |
Черновик | 3,22 м (10 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 33,5 узла (62,0 км/ч; 38,6 миль в час) |
Диапазон | 2400 миль (4400 км; 2800 миль) на скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 206 |
Датчики и системы обработки | |
Вооружение |
|
Немецкий миноносец Т23 был одним из пятнадцати торпедных катеров Тип 39, построенных для Кригсмарине (ВМС Германии) во время Второй мировой войны . Построенный в середине 1942 года, позднее в том же году лодка была размещена во Франции, где она сопровождала участников блокады и подводные лодки через Бискайский залив . Т23 также ставил минные поля в Ла-Манше в середине 1943 года. Позже в том же году она участвовала в битве при Септ-Иле и битве в Бискайском заливе , не получив и не причинив никакого ущерба.
После возвращения в Германию в начале 1944 года лодка была направлена для поддержки немецких операций на Балтийском море . Она сопровождала конвои и более крупные военные корабли, бомбардирующие советские войска, а также сама их бомбардировала. В мае Т23 помогала эвакуировать войска и беженцев от наступающих советских войск. Лодка после войны была передана Великобритании, но в 1946 году ее передали Франции. ВМС Франции переименовали ее в L'Alsacien и повторно приняли в строй в 1949 году. После службы в различных частях Средиземноморской эскадры она была осуждена в 1954 году и впоследствии продан на металлолом .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Торпедный катер Тип 39 задумывался как универсальная конструкция, намного крупнее предыдущих немецких миноносцев. [ 1 ] Лодки имели общую длину 102,5 метра (336 футов 3 дюйма) и длину по ватерлинии 97 метров (318 футов 3 дюйма) . Они имели ширину 10 метров (32 фута 10 дюймов), осадку 3,22 метра (10 футов 7 дюймов) при глубокой нагрузке и водоизмещение 1294 метрических тонны (1274 длинных тонны ) при стандартной нагрузке и 1754 метрических тонны (1726 длинных тонн). при глубокой нагрузке. [ 2 ] Их экипаж насчитывал 206 офицеров и матросов. [ 3 ] Тип 39 был оснащен парой паротурбинных высокого давления агрегатов с редуктором, каждый из которых приводил в движение один гребной винт, использующий пар от четырех водотрубных котлов . Турбины были рассчитаны на мощность 32 000 лошадиных сил на валу (24 000 кВт ), что должно было обеспечить кораблям максимальную скорость 33,5 узла (62,0 км / ч ; 38,6 миль в час ). У них было достаточно мазута, чтобы обеспечить дальность полета 2400 морских миль (4400 км; 2800 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). [ 4 ]
В заводском состоянии на кораблях Типа 39 были установлены четыре 10,5-см (4,1 дюйма) орудия SK C/32 в одиночных установках, защищенных орудийными щитами ; один в носовой части надстройки , один между трубами и два в кормовой части, один сверху над другим. Противовоздушную оборону обеспечивали четыре 3,7-см (1,5 дюйма) зенитных орудия SK C/30 в двух спаренных артиллерийских установках на платформах за задней трубой, шесть 2-см (0,8 дюйма) зенитных орудий C/38 в одной счетверенной установке на кормовая надстройка и пара одиночных креплений на крыльях мостика . Они несли шесть надводных торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21,0 дюйма) в двух тройных установках на миделе корабля , а также могли нести 30 мин ; Полный комплект из 60 мин делал корабли тяжелыми, что могло быть опасно в плохую погоду. Для противолодочной борьбы лодки были оснащены S-Gerät гидролокатором и четырьмя пусковыми установками глубинных бомб . Тип 39 был оснащен пушкой FuMO 21. [ Примечание 1 ] радар . В январе-феврале 1944 г. одиночные 2-см крепления в крыльях мостика были заменены счетверенными креплениями FuMB7. [ Примечание 2 ] «Наксос» и FuMB8 «Wanz G» радар-детекторы Установлены . К началу 1945 года четверные 2-см установки на крыльях мостика и сдвоенные 3,7-см установки могли быть заменены одинарными установками для 3,7-см орудий либо Flak M42 , либо Flak M43 , либо 4-см (1,6 дюйма) орудий Bofors . [ 5 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Первоначально заказанный как торпедный катер Тип 37 30 марта 1939 года, Т23 был повторно заказан 10 ноября 1939 года в Шихау . Заложена Эльбинге 1 августа 1940 года на верфи в , Восточная Пруссия , заводским под номером 1482, спущена на воду 14 июня 1941 года и вступила в строй 14 июня 1942 года. После доработки лодка в ноябре была передана Франции. T23 , ее сестра T22 и торпедные катера Falke и Kondor сопровождали итальянского блокадника SS Cortellazzo из Бордо через Бискайский залив 29–30 ноября. Другой итальянский блокадник, Гималаи , потерпел неудачу в своей попытке прорваться через Бискайский залив 30 марта 1943 года, когда он повернул назад после того, как был замечен британскими самолетами-разведчиками , несмотря на сильный эскорт Т23 , Фальке и торпедных катеров Т2 , Т12. и Т18 . Гималаи предприняли еще одну попытку 9–11 апреля в сопровождении Т23 , Т2 , Т22 , Кондора и торпедного катера Т5 , но были вынуждены вернуться из-за сильных воздушных атак. 5–8 мая 2-я флотилия миноносцев с Т23 , Т2 , Т5 , Т18 и Т22 заложила три минных поля в Ла-Манше. [ 6 ]
Теперь приписанный к 4-й флотилии торпедных катеров , T23 вернулся в Бискайский залив, чтобы помогать сопровождать подводные лодки через залив в июле. Обеспечивая дальнее прикрытие небольшого конвоя в ночь с 3 на 4 октября, 4-я флотилия заметила отряд из пяти британских эсминцев у берегов Септ-Иля недалеко от побережья Бретани в Ла-Манше и атаковала с полной неожиданностью. Первый залп из пяти торпед все промахнулся, но англичане их не заметили и продолжили свой курс. Только когда Т23 включила радар, чтобы определить дальность второго залпа, они отреагировали, когда один из британских эсминцев обнаружил радар; они изменили курс как раз вовремя, чтобы второй залп торпед не промахнулся. Два британских корабля смогли преследовать отступающих немцев на высокой скорости, но оба были повреждены немецким обстрелом и были вынуждены выйти из боя. [ 7 ]
Битва при Септ-Иле
[ редактировать ]22 октября 4-я флотилия, теперь состоящая из Т23 , Т24 и их сестёр Т25 , Т26 и Т27 , вышла из Бреста, чтобы обеспечить прикрытие незагруженного блокадника «Мюнстерланд» и его ближайшего эскорта из 2-й тральной флотилии, когда они плыли вверх по реке. Канал. Британцы знали о Мюнстерланде и попытались перехватить его в ночь на 23-е число с помощью специального отряда, состоящего из легкого крейсера «Харибда» и эсминцев «Гренвилл» , «Рокет » , «Лимбурн» , «Уэнслидейл» , «Талибонт» и «Стивенстон» . Т22 Гидрофоны Франц Кохлауф маневрировал своей флотилией , достичь обнаружили британские корабли у Септ-Иля в 00:25, и корветтенкапитан чтобы перехватить их, прежде чем они смогут Мюнстерланда . Лимбурн подслушал радиопередачи около 01:20, когда немецкие корабли развернулись, и предупредил другие британские корабли. В 01:36 радар « Харибды » обнаружил немецкие торпедные катера на расстоянии 8100 ярдов (7400 м) и выпустил звездные снаряды в безуспешной попытке обнаружить их визуально. Примерно в это время, Т23 заметил силуэт Харибды на светлом горизонте, и Кохлауф приказал всем лодкам запустить все свои торпеды. Два из них попали в крейсер, который вскоре затонул, а еще один оторвал носовую часть у Лимбурна , который позже пришлось затопить . Потеря флагмана привела британцев в замешательство, поскольку они не работали вместе перед атакой, и торпедные катера успешно вышли из боя до того, как старший выживший британский капитан понял, что командует он. [ 8 ]
Битва в Бискайском заливе
[ редактировать ]24–26 декабря T23 сопровождал блокадоход 6951 GRT водоизмещением MV Osorno через Бискайский залив. водоизмещением 2729 брт Другой нарушитель блокады, рефрижераторный грузовой корабль MV Alsterufer , отставал от Осорно на несколько дней, и 27 декабря четыре эсминца 8-й флотилии эсминцев и шесть торпедных катеров 4-й флотилии отправились в путь, чтобы сопровождать его через залив. Союзники знали об этих нарушителях блокады благодаря их «Ультра» усилиям по взлому кодов и разместили крейсеры и самолеты в Западной Атлантике, чтобы перехватить их в ходе операции «Стоунволл» . Consolidated B-24 Liberator Позже в тот же день тяжелый бомбардировщик из 311-й эскадрильи Королевских ВВС затонул Альстеруфер . [ 9 ]
Немецкие корабли не знали о затоплении до следующего дня и продолжили путь к месту встречи. Они были замечены американским бомбардировщиком «Либерейтор» утром 28-го числа, и британские легкие крейсеры «Глазго» и «Энтерпрайз» , приписанные к Стоунволлу, предприняли маневр, чтобы их перехватить. [ 10 ] К этому времени погода значительно ухудшилась, и немецкие корабли направлялись домой, чему мешало бурное море, которое обрызгивало их передние орудия, что затрудняло их управление. Кроме того, брызги сильно ухудшали видимость и затрудняли работу дальномеров и прицелов орудий и торпед. Используя свой радар, Глазго первой открыла огонь в 13:46 на расстоянии 19 600 метров (21 400 ярдов), а «Энтерпрайз» несколько минут спустя за ним последовал . Примерно в это же время эсминцы начали вести ответный огонь из орудий и торпед; последние все промахнулись, и один удар был нанесен по Глазго в 14:05. Kapitän zur See Ганс Эрдменгер , командующий 8-й флотилией, решил разделить свои силы и в 14:18 приказал эсминцам Z23 , Z27 , а также T22 , T25 и T26 изменить курс на север. Крейсеры преследовали северную группу и потопили Z27 , T25 и T26 . Все корабли южной группы, включая Т23 , смогли успешно выйти из боя. [ 11 ]
Последующая деятельность
[ редактировать ]В начале февраля 1944 года Т23 и Т22 вернулись в Германию через Ла-Манш , а Т23 начал ремонт в Бремене , который длился до июня. Затем катер был приписан к 5-й флотилии миноносцев, действовавшей на Балтике. Он был придан 6-й флотилии торпедных катеров для помощи в установке минного поля в Нарвском заливе у побережья Эстонии в ночь с 17 на 18 августа. Лодки Т23 , Т22 и их сестры Т30 и Т32 загрузили по 54 мины в Хельсинки , Финляндия , и отправились вечером 17 числа. Вскоре после полуночи они начали закладывать мины, но только начали, когда около 00:25 Т30 подорвался на паре мин, в результате чего была отключена вся электроэнергия. Примерно через минуту после этого Т-32 также подорвался на паре мин, оторвавших ее носовую часть и выведших из строя двигатели. При этом Т22 экипаж начал обезвреживать мины и выбрасывать их за борт, чтобы освободить квартердек для буксировки. В 00:30 Т30 взорвался и разломился пополам, вероятно, после наезда на другую мину. Т22 Экипаж закончил обезвреживание мин в 00:40 и подал сигнал Т32 , чтобы проверить, готова ли она к буксировке. Т32 ответила, что ее невозможно буксировать вперед, а это значит, что ее придется буксировать кормой вперед. Около 00:50 Т22 начал приближаться к Т32, несмотря на предупреждение о наличии мин, подорвался на двух из них и взорвался около 01:14. Через четыре минуты наблюдатели сообщили, что в кормовой части корабля быстро движется торпедный катер , а гидрофоны уловили шум двигателя. Корветтенлейтенант Вайнлиг, полагая, что взрывы, потопившие T22, были торпедами, а не минами, решил, что T23 необходимо отвести, чтобы он тоже не был потоплен, несмотря на наличие выживших в воде и поврежденный T32 . [ Примечание 3 ] В 01:20 он вызвал по рации лодки с мелкой осадкой для спасения выживших и направился на запад, получив многочисленные сообщения о других кораблях поблизости в течение следующих нескольких часов. В 01:50 Т23 столкнулась с подводной лодкой U-679 , и Вайнлиг готовилась к атаке, прежде чем в ней опознали немецкую подводную лодку. Советы никогда не заявляли, что в ту ночь потопили какой-либо из торпедных катеров, и в репортаже с места в 01:18, несомненно, речь шла о Т катере -30 , который вытаскивал выживших из воды. [ 13 ]
20–21 августа Т23 и ее сестра Т28 помогали сопровождать тяжелый крейсер «Принц Ойген» , когда он поддерживал немецкую контратаку возле Тукумса , Латвия . Когда в середине сентября немцы эвакуировали Таллинн (Эстония), сестры помогли установить дополнительные минные поля в Финском заливе , чтобы лишить Советы доступа к западным частям залива. 22 октября Т23 и Т28 обстреляли советские позиции возле Сворбе на эстонском острове Сааремаа , отразив советскую атаку. Месяц спустя они оказали поддержку во время советской атаки 19 ноября, но через несколько дней немцы были вынуждены эвакуироваться. В середине декабря 6-я флотилия эсминцев ( Z35 , Z36 и Z43 ), усиленная Т23 и Т28 , получила задание установить новое минное поле между эстонским побережьем и существующим минным полем чуть дальше в море. Т23 должен был сопровождать остальные корабли, а эсминцы были загружены по 68 мин каждый. Флотилия отплыла утром 11 числа, и погода в течение дня постепенно ухудшалась, а брызги и дождь затрудняли навигацию. Немного отклонившись от курса на север, Z35 и Z36 попали на минное поле Нашорн (Носорог), которое находилось всего в 2,5 морских милях (4,6 км; 2,9 миль) к северу от предполагаемого положения нового минного поля. Оба они подорвались на минах и затонули около 02:00; так близко к минному полю, что в темноте не было предпринято никаких усилий по спасению выживших. [ 14 ]
Prinz Eugen , два эсминца, Т23 и Т28, поддерживали немецкую контратаку против наступающих советских войск у Кранца , Восточная Пруссия, 29–30 января 1945 года. Через несколько дней лодка сопровождала тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер » вместе со своими сестрами Т28 и Т35. у побережья Восточной Пруссии 2–5 февраля. «Адмирал Шеер» , Т23 , Т28 и Т36 обстреливали советские позиции возле Фрауэнбурга в поддержку 4-й армии 9–10 февраля . Т23 и Т28 прикрывали тяжелый крейсер «Лютцов» обстреливал советские позиции к югу от Данцига , когда он 27 марта . В начале апреля катер проверял эвакуационные конвои из Хелы , Восточная Пруссия, на дружественную территорию. 5 мая компания T23 помогла переправить 45 000 беженцев из Восточной Пруссии в Копенгаген , Дания , а вернулась, чтобы помочь перевезти еще 20 000 беженцев в Глюксбург , Германия. 9 мая [ 15 ]
Послевоенная деятельность
[ редактировать ]После войны лодка была передана британцам, когда в конце 1945 года союзники разделили между собой уцелевшие корабли Кригсмарине. После протестов Франции Королевский флот передал Т23 4 февраля 1946 года. [ 16 ] и французский флот переименовал ее в L'Alsacien . [ 17 ] Затем она начала длительный капитальный ремонт в Шербуре , в ходе которого ее радар был заменен на американскую систему, а ее 3,7-см орудия - на 4-см орудия Bofors . Лодка была вновь введена в строй в декабре 1949 года и приписана к авианосной группе Средиземноморской эскадры в Тулоне . Позже L'Alsacien был передан в состав Противолодочной группы, прежде чем 9 июля 1954 года был осужден и впоследствии продан на металлолом. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уитли 1991, с. 52
- ^ Грёнер, с. 195
- ^ Сиехе, с. 239
- ^ Уитли 1991, стр. 54, 203.
- ^ Фридман, с. 205; Уитли 1991, стр. 52–55; Уитли 2000, с. 73
- ^ Ровер, стр. 215, 241, 249; Уитли, стр. 144, 211–212.
- ^ Ровер, с. 279; Уитли, стр. 145, 147.
- ^ Ровер, с. 282; Уитли, стр. 147–148.
- ^ Ровер, стр. 294–295; Уитли, с. 149
- ^ Эрвье, с. 98
- ^ Эрвье, с. 98; Ровер, с. 295; Уитли 1991, стр. 149–153
- ^ Уитли 1991, с. 179
- ^ Грёнер, с. 195; Эрвье, с. 101; Ровер, с. 338; Уитли 1991, стр. 156, 175–179, 211
- ^ Ровер, стр. 351, 359, 361, 373, 377; Уитли 1991, стр. 180–186, 212.
- ^ Эрвье, стр. 101–102; Ровер, стр. 387, 398, 414; Уитли 1991, стр. 187, 189, 191.
- ^ Уитли, стр. 199, 212.
- ^ Рош, с. 33
- ^ Джордан и Мулен, с. 284
Ссылки
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1981). Военно-морской радар . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-238-2 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Эрвье, Пьер (1986). «Торпедные катера класса «Эльбинг» на войне». В Ламберте, Эндрю (ред.). Военный корабль Х. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 95–102. ISBN 0-85177-449-0 .
- Джордан, Джон и Мулен, Жан (2015). Французские эсминцы: Torpilleur d'Escadre и Contre-Torpilleur 1922–1956 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-198-4 .
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней . Полет. II: 1879–2006. Тулон, Франция: Ж.-М. Рош. ISBN 2952591717 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Сиече, Эрвин (1980). "Германия". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-302-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитби, Майкл (2022). «Задачи операции «Туннель», сентябрь 1943 г. — апрель 1944 г.». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 29–46. ISBN 978-1-4728-4781-2 .