Jump to content

Конвой HX 79

Конвой HX.79
Часть битвы за Атлантику во Второй мировой войне.

Схема района западных подходов
Дата 19–20 октября 1940 г.
Расположение
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Военно-морской  Королевский флот
Командиры и лидеры
Адмирал Карл Дёниц
Сила
5 подводных лодок 49 кораблей (1 досрочное возвращение)
17 эскортов (11 во время атаки)
Жертвы и потери
Никто 12 кораблей потоплены
1 поврежден

HX 79 союзников конвой в Северной Атлантике серии HX , шедший на восток из Галифакса, Новая Шотландия . Конвой состоялся во время битвы за Атлантику во время Второй мировой войны . Один корабль выбыл и вернулся в порт, оставив 49, чтобы пересечь Атлантику и добраться до Ливерпуля. Два вооруженных торговых крейсера и подводная лодка сопровождали конвой, защищая его от немецких торговых рейдеров.

Океанский эскорт отделился от конвоя в полдень 18 октября на западных подходах , где в ночь с 18 на 19 октября конвой SC 7 был атакован «Волчьей стаей» , которая потопила множество кораблей и рассеяла выживших. Адмиралтейство до направило десять кораблей и подводную лодку в сопровождение конвоя OB 229 для защиты конвоя HX 79, который прибыл с 8:00 полудня 19 октября.

В ночь с 19 на 20 октября подводные лодки атаковали конвой и потопили двенадцать кораблей. Сопровождение конвоев было неопытным и не обученным общепринятой противолодочной тактике, четыре корвета были новыми и укомплектованы неопытными новобранцами военного времени; подводная лодка встала на пути и дважды была атакована кораблями. Подводные лодки, израсходовав торпеды, повернули домой.

Немецкие военные коммюнике преувеличивали результаты атак на конвои SC 7 и HX 79, заявляя о еще большей победе, чем достигнутая. Британцы начали пересматривать свою тактику и организацию, создавая постоянные группы сопровождения и торопясь с поставкой нового оборудования, такого как R / T, для связи противолодочных кораблей и самолетов.

Подводные лодки

[ редактировать ]
Роколл, Банк Роколл и Северный канал

С 22 сентября подводные лодки Ю-29 , Ю-43 , Ю-31 , Ю-32 , Ю- 46 , Ю-37 , Ю-38 , Ю-137 и Ю-123 должны были атаковать самостоятельно идущие корабли и атаковать конвои в районе между Северным каналом и банкой Роколл . Первая попытка перехватить конвой с линией подводных лодок 7 октября провалилась, но несколько независимых лодок были потоплены, в том числе три из конвоя SC 6. [ 1 ]

Конвой СК 7

[ редактировать ]

SC 7 был медленным конвоем, который покинул Сидней 5 октября 1940 года, опередив более быстрый конвой HX 79, направлявшийся в Ливерпуль с 34 кораблями. 17 октября четыре корабля отступили, и их встретили шлюпы HMS Scarborough и Fowey с корветом HMS Bluebell . Подводная лодка U-48 потопила два корабля, прежде чем летающие лодки Берегового командования заставили подводную лодку отойти. [ 2 ]

Конвой HX 79

[ редактировать ]

Convoy HX 79 — конвой, следовавший на восток из Галифакса 8 октября 1940 года в Ливерпуль . [ 3 ] Двадцать кораблей присоединились к Галифаксу, девятнадцать из Сиднея, Новой Шотландии, а затем десять кораблей с Бермудских островов, один корабль выбыл и вернулся раньше времени. [ 4 ] Скудный океанский эскорт вооруженных торговых крейсеров HMS Alaunia и Montclare с нидерландской подводной лодкой HNLMS O 14 сопровождал конвой в случае нападения надводного рейдера. [ 2 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Нападение на Конвой SC 7

[ редактировать ]
HMS Aubretia — образец корвета цветочного класса.

Получив отчет об обнаружении U-48, адмирал Карл Дёниц , Befehlshaber der U-Boote (командир подводных лодок) установил еще одну линию патрулирования с U-101 , U-46 , U-123 , U-99 , U- 100 . В ночь с 17 на 18 октября U-38 дважды атаковала, один корабль потопил в огне и был вынужден отступить корветом HMS Heartsease , который вместе со шлюпом HMS Leith присоединился к конвою. Позже вечером конвой достиг линии патрулирования подводных лодок, и присутствовавшие сопровождающие Лейт , Фоуи и Блюбелл не смогли бросить вызов U-101 , U-46 , U-99 (атакующие изнутри конвоя), U-123. и U-100 , которая массированными атаками сокрушила эскорт конвоя, потопила шестнадцать кораблей, повредила один и рассеяла выживших. [ 2 ]

19 октября 49 кораблей конвоя HX 79 вошли на западные подходы , где был атакован медленный конвой SC 7. [ 5 ] Поздно утром 19 октября Алауния и Монклер повернули на запад, передав конвой HX 79 1-й группе сопровождения (1-й EG). [ 5 ] Адмиралтейство ожидало нападения на Конвой HX 79 после катастрофы, постигшей Конвой SC 7, и послало 1-й EG, эскорт Конвоя OB 229, для усиления конвоя; одиннадцать кораблей прибыли с 8:00 до полудня. [ 6 ] В состав группы сопровождения входили эсминцы HMS Whitehall (лейтенант-командир Арчибальд Рассел, командир эскорта) и Sturdy , тральщик HMS Jason , корветы HMS Hibiscus , Heliotrope , Coreopsis и Arabis с противолодочными траулерами HMT Lady Elsa , Blackfly и Angle. . подводная лодка HNLMS O 21 . Утром 19 октября к ним присоединилась и [ 6 ]

Действие

[ редактировать ]

День: 19 октября

[ редактировать ]
Разрез подводной лодки типа VIIC

Конвой HX 79 был замечен U-47 ( капитанлейтенант Гюнтер Прин ). Прин передал отчет о наблюдении и следил за конвоем. Подводные лодки U-99 , U-101 и U-123 выпустили все свои торпеды при атаке конвоя SC 7 и направились домой; те, кто еще был в рабочем состоянии, были направлены на место происшествия; U-100 ( Иоахим Шепке ), U-46 ( Энгельберт Эндрасс ) и U-28, не сумевшие вовремя добраться до конвоя SC 7, а также U-38 ( Генрих Либе ) и U-48 ( Генрих Бляйхродт ) были направлены в конвой HX. 79 на U-47 , присоединившаяся в течение дня. [ 2 ] Подводные лодки, не сумевшие вовремя добраться до конвоя HX 79, продолжали атаковать корабли, идущие самостоятельно. В хвосте левой колонны британский лайнер Brocklebank Matheran был торпедирован U-38 вне конвоя. Торпеда попала в трюм № 3, и корабль затонул за семь минут с грузом в 3000 длинных тонн (3000 т) железа и 1200 длинных тонн (1200 т) цинка, зерна, машин и генеральных грузов. Капитан Дж. Гринхолл и восемь членов экипажа погибли; 72 человека покинули корабль и позже были подобраны Лох-Ломондом , который выполнял роль спасательного корабля. [ 7 ]

U-38 вошла в конвой и через шесть минут произвела второй залп торпед по трапу Маклая и Макинтайра в Уганде в третьей колонне, перевозя 2006 длинных тонн (2038 т) стали и 6200 длинных тонн (6300 т) древесины. Только одна спасательная шлюпка не была уничтожена взрывом, но обошлось без жертв: капитан К. Маккиннон и 39 членов экипажа были спасены Джейсоном . U-47 атаковала также на поверхности, потопив сначала голландско -голландско-американское генеральное грузовое судно Bilderdijk , загруженное 8640 длинными тоннами (8780 тонн) зерна и генеральных грузов, экипаж из 39 человек выжил. [ 7 ] Потопив второе судно второй колонны, U-47 торпедировала судно Балтийской торговой компании «Ширак » , шестое судно второй колонны, перевозившее 7771 длинную тонну (7896 т) нефтепродуктов. Экипаж покинул корабль, а капитан Л. Р. Моррисон со своей командой был спасен Blackfly ; Пока конвой плыл дальше, U-48 добила Ширака . U-47 атаковала новый трамповый пароход Ropner Wandby во время его первого путешествия с 1700 длинными тоннами (1700 тонн) свинца, цинка и 7200 длинными тоннами (7300 тонн) древесины из Ванкувера; экипаж спасает Энгл . 21 октября Вандби медленно затонул. [ 7 ]

Тральщик Halcyon класса . HMS Jason , фотография 1941 года

U-46 также обстреляла Уэндби и около полуночи торпедировала британский трамповый пароход «Руперра», полный стального лома и самолетов, корабль быстро затонул, а капитан, Д.Т. Дэвис, 29 членов экипажа и морской артиллерист были убиты; семь человек были спасены Индуной . U-100 потопила два танкера британской Anglo-Saxon Petroleum Company. Капрелла (капитан П. Прайор, из Кюрасао с грузом 11 300 длинных тонн (11 500 т) мазута. был поражен в 23:15. Топливо не взорвалось, но торпеда попала в него между мостиком и машинным отделением, сломав кораблю спину. Спасательные шлюпки на миделе и корме были спущены без старшего офицера, который был на мостике и погиб от удара. Взрыв торпеды. Когда капитан Прайор и его команда покинули корабль, они увидели горящий неподалеку Ширак выживших были подобраны Леди Эльзой примерно через два часа, . 52 атаковавшая Ситалу , также направлявшуюся в Стэнлоу с грузом 8 444 длинных тонны (8 580 тонн). ) сырой нефти, в результате чего погиб член машинного отделения капитан Дж. Л. Морганс и 42 члена экипажа были спасены; Леди Эльза . [ 8 ]

Ночь 19/20 октября

[ редактировать ]

Было уже за полночь, и Прин обстрелял грузовое судно Бериеса Маркса « Ла Эстансия» . И снова один человек внизу погиб вместе с 8 333 длинными тоннами (8 467 т) сахара. Капитан Дж. Менили, 24 члена экипажа и пассажир были спасены Кореопсисом , а семь человек взяты на борт Индуной . U-47, все еще находящаяся на поверхности, торпедировала Уитфорд-Пойнт в задней части конвоя, перевозя 7840 длинных тонн (7970 т) стали и быстро затонув вместе с капитаном Дж. Э. Янгом и 35 людьми; выживший был спасен Стерди . После остановки для спасения выживших при Матеране корабль Маклая и Макинтайра «Лох-Ломонд» , перевозивший 6000 длинных тонн (6100 т) древесины и 1858 длинных тонн (1888 т) стали, был атакован и потоплен U-100 . Капитана У. Дж. Пака, 38 членов экипажа и выживших с Матерана подобрал Джейсон . Отставший шведский нефтяной танкер «Джонсон Лайн» «Янус» , новый корабль водоизмещением 9965 брт, был потоплен U-46 . «Янус» был последним кораблем Конвоя HX 79, который был потоплен, но U-47 повредила танкер «Ательмонарх» , который вошел в порт. Конвой HX 79 прибыл в Ливерпуль без дальнейших потерь 23 октября. [ 9 ] Конвой потерял двенадцать кораблей из 49 водоизмещением 75 069 брутто-регистровых тонн (GRT) без потерь для подводных лодок. [ 2 ]

Последствия

[ редактировать ]
Фотография Карла Дёница, контр-адмирала подводных лодок ( и командира BdU)

Основываясь на коротких сигналах и путанице массированных ночных атак, Дёниц в штаб-квартире подводных лодок в Париже объявил преувеличенные цифры по затопленным кораблям, некоторые из которых позже были скорректированы после того, как экипажи подводных лодок вернулись и дали более подробные отчеты. Семнадцать затоплений были заявлены против послевоенного анализа двенадцати затопленных кораблей, проведенного Юргеном Ровером. [ 10 ] Несмотря на количество эскорта, их противолодочные усилия оказались неэффективными; корабли были разрозненными, четыре корвета были новыми, с неопытными в боевых действиях экипажами, корабли не привыкли действовать вместе и применяли разную тактику. Эскорт прибыл поодиночке, и командование перешло к присутствующему старшему офицеру и могло измениться, если вновь прибывшим командовал более старший офицер. [ 11 ]

Тактику приходилось разрабатывать на месте и сообщать по сигнальной лампе каждому кораблю. Провал эскорта привел к ряду изменений в политике. Были сформированы постоянные группы сопровождения во главе с лидером, что позволяло использовать последовательную тактику и лучше работать в команде. [ 11 ] В немецкой полуофициальной истории « Германия и Вторая мировая война » (2015) Бернд Штегеманн писал, что наибольшего успеха за день подводные лодки добились в октябре 1940 года, в период, который подводники назвали Счастливое время . Зимой 1940–1941 годов подводные лодки имели меньший успех из-за сезонной погоды, британско-американского соглашения об использовании эсминцев в качестве баз , прибытия большего количества корветов , добавления радаров и радиотелефонов к британским эсминцам. и медленное увеличение количества самолетов Берегового командования. [ 12 ]

Среди жертв в Капрелле погиб один человек и 51 выживший, в Матеране девять человек были убиты, тридцать человек были убиты и семь выжили на Руперре , один человек был убит и 43 выжили на Ситаре было трое выживших и 36 человек , а на Уитфорд-Пойнт . . [ 13 ] Подводные лодки потопили 21 корабль водоизмещением 79 592 брт в составе конвоя SC 7 и отставших; Затем подводные лодки потопили 12 кораблей Конвоя HX 79 водоизмещением 75 069 брутто** и повредили танкер. Расхождение в шесть GRT в таблице претензий по подводным лодкам объясняется тем, что оно взято из издания Юргена Ровера «Успехи подводных лодок Оси 1939–1945» (1983), а более крупная цифра взята из «Хронологии войны на море » (2005) автора. Ровер и Хюммельхен. [ 2 ]

Потерянный тоннаж

[ редактировать ]
Список тоннажа, потопленного SC 7, HX 79, отставшими и разбросанными кораблями [ а ]
подводная лодка затонул ОРТ Примечания
Ю-48 6 37,083 1 поврежден U-47 (6032 брт)
У-101 4 14,562 1 общий с U-100 и U-123 (4155 брт), 1 поврежден с U-100 (5458 брт)
Ю-93 3 13,214
Ю-124 5 20,061
Ю-46 5 22,966 1 общий с U-47 (4947 брт)
Ю-99 6 27,396 1 общий с U-123 (4144 брт)
У-100 3 19,900 1 общий с U-101 и U-123 (4155 брт), 1 поврежден с U-101 (5458 брт)
Ю-47 3 17,065 1 общий с U-48 (6023 брт), 1 общий с U-46 (4947 брт), 1 поврежденный (8995 брт)

Претензии к подводным лодкам

[ редактировать ]
Претензии штаб-квартиры подводных лодок к Convoy HX 79 и послевоенный анализ, данные Блэра (2000). [ 10 ]
подводная лодка Капитан Дёниц ОРТ Ровер ОРТ
Ю-38 Генрих Лав 2 13,000 2 12,619
Ю-46 Энгельберт Эндрасс 3 23,000 * 16,987
Ю-47 Гюнтер Прин 8 50,500 4 22,552
Ю-48 Генрих Бляйхродт 1 7,000 ½ * 3,011
У-100 Иоахим Шепке 3 19,600 3 19,894
Итоги * совместно с U-47 17 113,100 12 ** 75,063

Боевые порядки

[ редактировать ]

Торговые корабли союзников

[ редактировать ]

Двадцать кораблей присоединились к Галифаксу, девятнадцать из Сиднея, Новая Шотландия, а затем десять кораблей с Бермудских островов, причем один корабль вернулся раньше. [ 4 ]

Имя Флаг Тоннаж (GRT) Примечания
Ательмонарх (1928)  Великобритания 8,995 Повреждена U-47, потерь нет. [ 14 ]
Атланд (1910)  Швеция 5,203
Аксель Джонсон (1925)  Швеция 4,915 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Барон Карнеги (1925)  Великобритания 3,178 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Бенвуд (1910)  Норвегия 3,931 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Биафра (1933)  Великобритания 5,405
Бильдердейк (1922)  Нидерланды 6,856 Потоплена U-47 , потерь нет. [ 15 ]
Блерневис (1930)  Великобритания 4,155 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Бретань (1928)  Великобритания 4,772 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Кадиллак (1917)  Великобритания 12,062
Каирнвалона (1918)  Великобритания 4,929 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Кампус (1925)  Великобритания 3,667 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Мыс Корс (1929)  Великобритания 3,807
Коза (1931)  Великобритания 8,230 Потоплена U-100: один погиб, 51 выжил. [ 16 ]
Город Ланкастер (1924)  Великобритания 3,041
Эгда (1939)  Норвегия 10,050
Империя Лебедь (1921)  Великобритания 7,964
Империя торговца (1908)  Великобритания 9,990 Присоединился к Ex BHX 79
Знак Мориса Прехака (1924)  Великобритания 4,578 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Эрна III (1930)  Великобритания 1,590 Вернулся рано
Флауэргейт (1911)  Великобритания 5,161
Гунда (1930)  Швеция 1,770
Харбери (1933)  Великобритания 5,081
Харлесден (1932)  Великобритания 5,483
Хойянгер (1926)  Норвегия 4,624 Присоединился к Ex BHX 79
Начальник (1925)  Великобритания 5,086 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Янус (1939)  Швеция 9,965 Потопленная U-46, все 38 членов экипажа выжили. [ 17 ] [ 18 ]
Кируна (1921)  Швеция 5,484 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Пребывание (1940)  Великобритания 5,185 Присоединился к бывшему BHX 79, потопленному U-47. [ 19 ]
Лох-Ломонд (1934)  Великобритания 5,452 Отправлялся в Сидней, Новая Шотландия . Потоплен экипажем U-100 из 39 человек и 72 выживших, спасенных Джейсоном.
Марафон (1919)  Греция 7,926
Матеран (1919)  Великобритания 7,653 Потоплена U-38 , девять человек убиты. [ 20 ]
Воронья гора (1938)  Норвегия 1,339 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Рио Бланко (1922)  Великобритания 4,086 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Руперра (1925)  Великобритания 4,548 Отправлялся в Сидней, Новая Шотландия . Потоплена U-46, 30 человек погибли, семь выживших [ 19 ] [ 21 ]
Ридбохольм (1933)  Швеция 3,197
Салация (1937)  Великобритания 5,495
Святой Роберт (1922)  Великобритания 5,890
Сандангер (1938)  Норвегия 9,432
Ширак (1926)  Великобритания 6,023 Присоединился к Ex BHX 79. Потоплен U-47 и U-48 , потерь нет. [ 19 ] [ 22 ]
Сэр Эрнест Кассель (1910)  Швеция 7,739 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Звезда (1937)  Великобритания 6,218 Присоединился к Ex BHX 79. Потоплен U-100 , один погиб, 43 выживших. [ 16 ]
Тайра (1920)  Норвегия 1,655 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Прибытие (1938)  Нидерланды 5,239 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Соплеменник (1937)  Великобритания 6,242 Присоединился к Ex BHX 79
Тритон (1930)  Норвегия 6,607 Присоединился к Ex BHX 79
Уганда (1927)  Великобритания 4,966 Отправлялся в Сидней, Новая Шотландия . потоплен U-38 [ 19 ]
Вандби (1940)  Великобритания 4,947 Присоединился к Ex BHX 79. Потоплен U-47 , потерь нет, затонул 21 октября. [ 23 ] [ 22 ]
Веллингтон Корт (1930)  Великобритания 4,979 Отплыл в Сидней, Новая Шотландия
Уитфорд-Пойнт (1928)  Великобритания 5,026 Потоплен U-47 , трое выживших, 36 убитых. [ 24 ]

Сопровождение конвоев

[ редактировать ]

Военные корабли время от времени сопровождали конвой во время его путешествия. Данные Rohwer and Hümmelchen (2005), если не указано иное. [ 2 ]

Имя Флаг Тип Период
HMS/ HMT Угол  Королевский флот противолодочный траулер (ПЛО ) 19 октября 1940 г.
HMS Арабис  Королевский флот класса «Цветок» Корвет 19–23 октября 1940 г.
HMS/ HMT Блэкфлай  Королевский флот Противолодочный траулер 19 октября 1940 г.
HMS Кореопсис  Королевский флот Корвет класса «Цветок» 19–22 октября 1940 г.
HMCS французский  Королевский канадский флот Вооруженная яхта 8–9 октября 1940 г.
HMS Гелиотроп  Королевский флот Корвет класса «Цветок» 19–23 октября 1940 г.
HMS Гибискус  Королевский флот Корвет класса «Цветок» 19–23 октября 1940 г.
HMCS Хаски  Королевский канадский флот Вооруженная яхта 9–10 октября 1940 г.
HMS Джейсон  Королевский флот «Безмятежный» класса Тральщик 9 октября 1940 г.
HMS/ HMT Леди Эльза  Королевский флот Противолодочный траулер 19 октября 1940 г.
HMS Монклер  Королевский флот Вооруженный торговый крейсер 9–18 октября 1940 г.
ВНЛМС О 14  Королевский флот Нидерландов О 12 класса Подводная лодка 9–18 октября 1940 г.
HMCS Северный олень  Королевский канадский флот Вооруженная яхта 9–10 октября 1940 г.
HMCS Сагеней  Королевский канадский флот класса «Ривер» Эсминец 8–9 октября 1940 г.
HMS Сардоникс  Королевский флот Адмиралтейский эсминец класса S 20 октября 1940 г.
HMS Крепкий  Королевский флот Эсминец S-класса 19 октября 1940 г.
HMS Уайтхолл  Королевский флот W-класса Модифицированный эсминец 19–21 октября 1940 г.

Подводные лодки

[ редактировать ]
Подводные лодки атакуют конвой HX 79. Данные Rohwer and Hümmelchen (2005), если не указано иное. [ 2 ]
подводная лодка Капитан Примечания
Ю-38 Генрих Лав Тип IX
Ю-46 Энгельберт Эндрасс Тип VIIB , разбомблен и поврежден тремя «Хадсонами» берегового 233-й эскадрильи командования, к западу от Ставангера на обратном пути, один человек убит. [ 25 ]
Ю-47 Гюнтер Прин Тип ВИБ
Ю-48 Генрих Бляйхродт Тип ВИБ
У-100 Иоахим Шепке Тип ВИБ

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Данные Ровера и Хюммельхена (2005), если не указано иное. [ 2 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Блэр, Клэй (2000) [1996]. Война Гитлера на подводных лодках: Охотники, 1939–1942 (Современная библиотека в мягкой обложке, изд. Нью-Йорка). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  978-0-307-87437-5 .
  • Эдвардс, Бернард (2011). Сбор волчьих стай: хаос на западных подступах, 1940 год . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84468-271-3 .
  • Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Лондон: Чатем. ISBN  1-86176-147-3 .
  • Майер, Клаус А.; Роде, Хорст; Стегеманн, Бернд; Умбрейт, Ганс (2015) [1991]. Фалья, PS (ред.). Германия и Вторая мировая война : первые завоевания Германии в Европе . Том II. Перевод Макмерри, Дина С.; Осерс, Эвальд (пер. pbk. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Фрайбург-им-Брайсгау: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN  978-0-19-873834-3 .
    • Стегеманн, Бернд. «Часть VI. Битва за гегемонию в Западной Европе. Часть VIII. Второй этап войны на море (до весны 1941 года) I. Подводная война». В Майер и др. (2015) .
  • Милнер, Марк (2011) [1985]. Битва за Атлантику (электронная книга). Страуд: Заклинательное крепление. ISBN  978-0-75246646-0 . Впервые опубликовано как «Бег по Северной Атлантике: Королевский флот Канады и битва за конвои» (1985) University of Toronto Press.
  • Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Вудман, Ричард (2013) [2004]. Настоящее жестокое море: Торговый флот в битве за Атлантику 1939–1943 (3-е (повторное издание) Pen & Sword Maritime, изд. Барнсли). Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-1-84884-415-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Каррутерс, Боб, изд. (2013) [2011]. Подводная война в Атлантике: 1939–1941 гг . Вторая мировая война из первоисточников. Том. Я (Pen & Sword Maritime, изд. Барнсли). Книги Коды. ISBN  978-1-47384-651-7 .
  • Эдвардс, Бернард (1996). Дёниц и волчьи стаи – Подводные лодки на войне . Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN  0-304-35203-9 .
  • Лунд, Пол; Лудлам, Гарри (1973). Ночь подводных лодок . Лондон: ISBN W. Foulsham & Co.  0-450-01833-4 .
  • Ровер, Юрген (1983). Успехи подводных лодок Оси во Второй мировой войне: успехи немецких, итальянских и японских подводных лодок, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-85059-695-3 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   881709135 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года.
  • Ват, Дэн ван дер (1988). Атлантическая кампания: Великая борьба на море во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN  978-0-06-015967-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00b719b7b3bb3160a1e209c790e67623__1719943740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/23/00b719b7b3bb3160a1e209c790e67623.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy HX 79 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)