Конвой HX 79
Конвой HX.79 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Атлантику во Второй мировой войне. | |||||||
Схема района западных подходов | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Адмирал Карл Дёниц | |||||||
Сила | |||||||
5 подводных лодок |
49 кораблей (1 досрочное возвращение) 17 эскортов (11 во время атаки) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
12 кораблей потоплены 1 поврежден |
HX 79 — союзников конвой в Северной Атлантике серии HX , шедший на восток из Галифакса, Новая Шотландия . Конвой состоялся во время битвы за Атлантику во время Второй мировой войны . Один корабль выбыл и вернулся в порт, оставив 49, чтобы пересечь Атлантику и добраться до Ливерпуля. Два вооруженных торговых крейсера и подводная лодка сопровождали конвой, защищая его от немецких торговых рейдеров.
Океанский эскорт отделился от конвоя в полдень 18 октября на западных подходах , где в ночь с 18 на 19 октября конвой SC 7 был атакован «Волчьей стаей» , которая потопила множество кораблей и рассеяла выживших. Адмиралтейство до направило десять кораблей и подводную лодку в сопровождение конвоя OB 229 для защиты конвоя HX 79, который прибыл с 8:00 полудня 19 октября.
В ночь с 19 на 20 октября подводные лодки атаковали конвой и потопили двенадцать кораблей. Сопровождение конвоев было неопытным и не обученным общепринятой противолодочной тактике, четыре корвета были новыми и укомплектованы неопытными новобранцами военного времени; подводная лодка встала на пути и дважды была атакована кораблями. Подводные лодки, израсходовав торпеды, повернули домой.
Немецкие военные коммюнике преувеличивали результаты атак на конвои SC 7 и HX 79, заявляя о еще большей победе, чем достигнутая. Британцы начали пересматривать свою тактику и организацию, создавая постоянные группы сопровождения и торопясь с поставкой нового оборудования, такого как R / T, для связи противолодочных кораблей и самолетов.
Фон
[ редактировать ]Подводные лодки
[ редактировать ]
С 22 сентября подводные лодки Ю-29 , Ю-43 , Ю-31 , Ю-32 , Ю- 46 , Ю-37 , Ю-38 , Ю-137 и Ю-123 должны были атаковать самостоятельно идущие корабли и атаковать конвои в районе между Северным каналом и банкой Роколл . Первая попытка перехватить конвой с линией подводных лодок 7 октября провалилась, но несколько независимых лодок были потоплены, в том числе три из конвоя SC 6. [ 1 ]
Конвой СК 7
[ редактировать ]SC 7 был медленным конвоем, который покинул Сидней 5 октября 1940 года, опередив более быстрый конвой HX 79, направлявшийся в Ливерпуль с 34 кораблями. 17 октября четыре корабля отступили, и их встретили шлюпы HMS Scarborough и Fowey с корветом HMS Bluebell . Подводная лодка U-48 потопила два корабля, прежде чем летающие лодки Берегового командования заставили подводную лодку отойти. [ 2 ]
Конвой HX 79
[ редактировать ]Convoy HX 79 — конвой, следовавший на восток из Галифакса 8 октября 1940 года в Ливерпуль . [ 3 ] Двадцать кораблей присоединились к Галифаксу, девятнадцать из Сиднея, Новой Шотландии, а затем десять кораблей с Бермудских островов, один корабль выбыл и вернулся раньше времени. [ 4 ] Скудный океанский эскорт вооруженных торговых крейсеров HMS Alaunia и Montclare с нидерландской подводной лодкой HNLMS O 14 сопровождал конвой в случае нападения надводного рейдера. [ 2 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Нападение на Конвой SC 7
[ редактировать ]
Получив отчет об обнаружении U-48, адмирал Карл Дёниц , Befehlshaber der U-Boote (командир подводных лодок) установил еще одну линию патрулирования с U-101 , U-46 , U-123 , U-99 , U- 100 . В ночь с 17 на 18 октября U-38 дважды атаковала, один корабль потопил в огне и был вынужден отступить корветом HMS Heartsease , который вместе со шлюпом HMS Leith присоединился к конвою. Позже вечером конвой достиг линии патрулирования подводных лодок, и присутствовавшие сопровождающие Лейт , Фоуи и Блюбелл не смогли бросить вызов U-101 , U-46 , U-99 (атакующие изнутри конвоя), U-123. и U-100 , которая массированными атаками сокрушила эскорт конвоя, потопила шестнадцать кораблей, повредила один и рассеяла выживших. [ 2 ]
19 октября 49 кораблей конвоя HX 79 вошли на западные подходы , где был атакован медленный конвой SC 7. [ 5 ] Поздно утром 19 октября Алауния и Монклер повернули на запад, передав конвой HX 79 1-й группе сопровождения (1-й EG). [ 5 ] Адмиралтейство ожидало нападения на Конвой HX 79 после катастрофы, постигшей Конвой SC 7, и послало 1-й EG, эскорт Конвоя OB 229, для усиления конвоя; одиннадцать кораблей прибыли с 8:00 до полудня. [ 6 ] В состав группы сопровождения входили эсминцы HMS Whitehall (лейтенант-командир Арчибальд Рассел, командир эскорта) и Sturdy , тральщик HMS Jason , корветы HMS Hibiscus , Heliotrope , Coreopsis и Arabis с противолодочными траулерами HMT Lady Elsa , Blackfly и Angle. . подводная лодка HNLMS O 21 . Утром 19 октября к ним присоединилась и [ 6 ]
Действие
[ редактировать ]День: 19 октября
[ редактировать ]
Конвой HX 79 был замечен U-47 ( капитанлейтенант Гюнтер Прин ). Прин передал отчет о наблюдении и следил за конвоем. Подводные лодки U-99 , U-101 и U-123 выпустили все свои торпеды при атаке конвоя SC 7 и направились домой; те, кто еще был в рабочем состоянии, были направлены на место происшествия; U-100 ( Иоахим Шепке ), U-46 ( Энгельберт Эндрасс ) и U-28, не сумевшие вовремя добраться до конвоя SC 7, а также U-38 ( Генрих Либе ) и U-48 ( Генрих Бляйхродт ) были направлены в конвой HX. 79 на U-47 , присоединившаяся в течение дня. [ 2 ] Подводные лодки, не сумевшие вовремя добраться до конвоя HX 79, продолжали атаковать корабли, идущие самостоятельно. В хвосте левой колонны британский лайнер Brocklebank Matheran был торпедирован U-38 вне конвоя. Торпеда попала в трюм № 3, и корабль затонул за семь минут с грузом в 3000 длинных тонн (3000 т) железа и 1200 длинных тонн (1200 т) цинка, зерна, машин и генеральных грузов. Капитан Дж. Гринхолл и восемь членов экипажа погибли; 72 человека покинули корабль и позже были подобраны Лох-Ломондом , который выполнял роль спасательного корабля. [ 7 ]
U-38 вошла в конвой и через шесть минут произвела второй залп торпед по трапу Маклая и Макинтайра в Уганде в третьей колонне, перевозя 2006 длинных тонн (2038 т) стали и 6200 длинных тонн (6300 т) древесины. Только одна спасательная шлюпка не была уничтожена взрывом, но обошлось без жертв: капитан К. Маккиннон и 39 членов экипажа были спасены Джейсоном . U-47 атаковала также на поверхности, потопив сначала голландско -голландско-американское генеральное грузовое судно Bilderdijk , загруженное 8640 длинными тоннами (8780 тонн) зерна и генеральных грузов, экипаж из 39 человек выжил. [ 7 ] Потопив второе судно второй колонны, U-47 торпедировала судно Балтийской торговой компании «Ширак » , шестое судно второй колонны, перевозившее 7771 длинную тонну (7896 т) нефтепродуктов. Экипаж покинул корабль, а капитан Л. Р. Моррисон со своей командой был спасен Blackfly ; Пока конвой плыл дальше, U-48 добила Ширака . U-47 атаковала новый трамповый пароход Ropner Wandby во время его первого путешествия с 1700 длинными тоннами (1700 тонн) свинца, цинка и 7200 длинными тоннами (7300 тонн) древесины из Ванкувера; экипаж спасает Энгл . 21 октября Вандби медленно затонул. [ 7 ]

U-46 также обстреляла Уэндби и около полуночи торпедировала британский трамповый пароход «Руперра», полный стального лома и самолетов, корабль быстро затонул, а капитан, Д.Т. Дэвис, 29 членов экипажа и морской артиллерист были убиты; семь человек были спасены Индуной . U-100 потопила два танкера британской Anglo-Saxon Petroleum Company. Капрелла (капитан П. Прайор, из Кюрасао с грузом 11 300 длинных тонн (11 500 т) мазута. был поражен в 23:15. Топливо не взорвалось, но торпеда попала в него между мостиком и машинным отделением, сломав кораблю спину. Спасательные шлюпки на миделе и корме были спущены без старшего офицера, который был на мостике и погиб от удара. Взрыв торпеды. Когда капитан Прайор и его команда покинули корабль, они увидели горящий неподалеку Ширак выживших были подобраны Леди Эльзой примерно через два часа, . 52 атаковавшая Ситалу , также направлявшуюся в Стэнлоу с грузом 8 444 длинных тонны (8 580 тонн). ) сырой нефти, в результате чего погиб член машинного отделения капитан Дж. Л. Морганс и 42 члена экипажа были спасены; Леди Эльза . [ 8 ]
Ночь 19/20 октября
[ редактировать ]Было уже за полночь, и Прин обстрелял грузовое судно Бериеса Маркса « Ла Эстансия» . И снова один человек внизу погиб вместе с 8 333 длинными тоннами (8 467 т) сахара. Капитан Дж. Менили, 24 члена экипажа и пассажир были спасены Кореопсисом , а семь человек взяты на борт Индуной . U-47, все еще находящаяся на поверхности, торпедировала Уитфорд-Пойнт в задней части конвоя, перевозя 7840 длинных тонн (7970 т) стали и быстро затонув вместе с капитаном Дж. Э. Янгом и 35 людьми; выживший был спасен Стерди . После остановки для спасения выживших при Матеране корабль Маклая и Макинтайра «Лох-Ломонд» , перевозивший 6000 длинных тонн (6100 т) древесины и 1858 длинных тонн (1888 т) стали, был атакован и потоплен U-100 . Капитана У. Дж. Пака, 38 членов экипажа и выживших с Матерана подобрал Джейсон . Отставший шведский нефтяной танкер «Джонсон Лайн» «Янус» , новый корабль водоизмещением 9965 брт, был потоплен U-46 . «Янус» был последним кораблем Конвоя HX 79, который был потоплен, но U-47 повредила танкер «Ательмонарх» , который вошел в порт. Конвой HX 79 прибыл в Ливерпуль без дальнейших потерь 23 октября. [ 9 ] Конвой потерял двенадцать кораблей из 49 водоизмещением 75 069 брутто-регистровых тонн (GRT) без потерь для подводных лодок. [ 2 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]
Основываясь на коротких сигналах и путанице массированных ночных атак, Дёниц в штаб-квартире подводных лодок в Париже объявил преувеличенные цифры по затопленным кораблям, некоторые из которых позже были скорректированы после того, как экипажи подводных лодок вернулись и дали более подробные отчеты. Семнадцать затоплений были заявлены против послевоенного анализа двенадцати затопленных кораблей, проведенного Юргеном Ровером. [ 10 ] Несмотря на количество эскорта, их противолодочные усилия оказались неэффективными; корабли были разрозненными, четыре корвета были новыми, с неопытными в боевых действиях экипажами, корабли не привыкли действовать вместе и применяли разную тактику. Эскорт прибыл поодиночке, и командование перешло к присутствующему старшему офицеру и могло измениться, если вновь прибывшим командовал более старший офицер. [ 11 ]
Тактику приходилось разрабатывать на месте и сообщать по сигнальной лампе каждому кораблю. Провал эскорта привел к ряду изменений в политике. Были сформированы постоянные группы сопровождения во главе с лидером, что позволяло использовать последовательную тактику и лучше работать в команде. [ 11 ] В немецкой полуофициальной истории « Германия и Вторая мировая война » (2015) Бернд Штегеманн писал, что наибольшего успеха за день подводные лодки добились в октябре 1940 года, в период, который подводники назвали Счастливое время . Зимой 1940–1941 годов подводные лодки имели меньший успех из-за сезонной погоды, британско-американского соглашения об использовании эсминцев в качестве баз , прибытия большего количества корветов , добавления радаров и радиотелефонов к британским эсминцам. и медленное увеличение количества самолетов Берегового командования. [ 12 ]
Потери
[ редактировать ]Среди жертв в Капрелле погиб один человек и 51 выживший, в Матеране девять человек были убиты, тридцать человек были убиты и семь выжили на Руперре , один человек был убит и 43 выжили на Ситаре было трое выживших и 36 человек , а на Уитфорд-Пойнт . . [ 13 ] Подводные лодки потопили 21 корабль водоизмещением 79 592 брт в составе конвоя SC 7 и отставших; Затем подводные лодки потопили 12 кораблей Конвоя HX 79 водоизмещением 75 069 брутто** и повредили танкер. Расхождение в шесть GRT в таблице претензий по подводным лодкам объясняется тем, что оно взято из издания Юргена Ровера «Успехи подводных лодок Оси 1939–1945» (1983), а более крупная цифра взята из «Хронологии войны на море » (2005) автора. Ровер и Хюммельхен. [ 2 ]
Потерянный тоннаж
[ редактировать ]подводная лодка | затонул | ОРТ | Примечания |
---|---|---|---|
Ю-48 | 6 | 37,083 | 1 поврежден U-47 (6032 брт) |
У-101 | 4 | 14,562 | 1 общий с U-100 и U-123 (4155 брт), 1 поврежден с U-100 (5458 брт) |
Ю-93 | 3 | 13,214 | |
Ю-124 | 5 | 20,061 | |
Ю-46 | 5 | 22,966 | 1 общий с U-47 (4947 брт) |
Ю-99 | 6 | 27,396 | 1 общий с U-123 (4144 брт) |
У-100 | 3 | 19,900 | 1 общий с U-101 и U-123 (4155 брт), 1 поврежден с U-101 (5458 брт) |
Ю-47 | 3 | 17,065 | 1 общий с U-48 (6023 брт), 1 общий с U-46 (4947 брт), 1 поврежденный (8995 брт) |
Претензии к подводным лодкам
[ редактировать ]подводная лодка | Капитан | Дёниц | ОРТ | Ровер | ОРТ |
---|---|---|---|---|---|
Ю-38 | Генрих Лав | 2 | 13,000 | 2 | 12,619 |
Ю-46 | Энгельберт Эндрасс | 3 | 23,000 | 2½ * | 16,987 |
Ю-47 | Гюнтер Прин | 8 | 50,500 | 4 | 22,552 |
Ю-48 | Генрих Бляйхродт | 1 | 7,000 | ½ * | 3,011 |
У-100 | Иоахим Шепке | 3 | 19,600 | 3 | 19,894 |
Итоги | * совместно с U-47 | 17 | 113,100 | 12 | ** 75,063 |
Боевые порядки
[ редактировать ]Торговые корабли союзников
[ редактировать ]Двадцать кораблей присоединились к Галифаксу, девятнадцать из Сиднея, Новая Шотландия, а затем десять кораблей с Бермудских островов, причем один корабль вернулся раньше. [ 4 ]
Имя | Флаг | Тоннаж (GRT) | Примечания |
---|---|---|---|
Ательмонарх (1928) | ![]() |
8,995 | Повреждена U-47, потерь нет. [ 14 ] |
Атланд (1910) | ![]() |
5,203 | |
Аксель Джонсон (1925) | ![]() |
4,915 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Барон Карнеги (1925) | ![]() |
3,178 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Бенвуд (1910) | ![]() |
3,931 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Биафра (1933) | ![]() |
5,405 | |
Бильдердейк (1922) | ![]() |
6,856 | Потоплена U-47 , потерь нет. [ 15 ] |
Блерневис (1930) | ![]() |
4,155 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Бретань (1928) | ![]() |
4,772 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Кадиллак (1917) | ![]() |
12,062 | |
Каирнвалона (1918) | ![]() |
4,929 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Кампус (1925) | ![]() |
3,667 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Мыс Корс (1929) | ![]() |
3,807 | |
Коза (1931) | ![]() |
8,230 | Потоплена U-100: один погиб, 51 выжил. [ 16 ] |
Город Ланкастер (1924) | ![]() |
3,041 | |
Эгда (1939) | ![]() |
10,050 | |
Империя Лебедь (1921) | ![]() |
7,964 | |
Империя торговца (1908) | ![]() |
9,990 | Присоединился к Ex BHX 79 |
Знак Мориса Прехака (1924) | ![]() |
4,578 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Эрна III (1930) | ![]() |
1,590 | Вернулся рано |
Флауэргейт (1911) | ![]() |
5,161 | |
Гунда (1930) | ![]() |
1,770 | |
Харбери (1933) | ![]() |
5,081 | |
Харлесден (1932) | ![]() |
5,483 | |
Хойянгер (1926) | ![]() |
4,624 | Присоединился к Ex BHX 79 |
Начальник (1925) | ![]() |
5,086 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Янус (1939) | ![]() |
9,965 | Потопленная U-46, все 38 членов экипажа выжили. [ 17 ] [ 18 ] |
Кируна (1921) | ![]() |
5,484 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Пребывание (1940) | ![]() |
5,185 | Присоединился к бывшему BHX 79, потопленному U-47. [ 19 ] |
Лох-Ломонд (1934) | ![]() |
5,452 | Отправлялся в Сидней, Новая Шотландия . Потоплен экипажем U-100 из 39 человек и 72 выживших, спасенных Джейсоном. |
Марафон (1919) | ![]() |
7,926 | |
Матеран (1919) | ![]() |
7,653 | Потоплена U-38 , девять человек убиты. [ 20 ] |
Воронья гора (1938) | ![]() |
1,339 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Рио Бланко (1922) | ![]() |
4,086 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Руперра (1925) | ![]() |
4,548 | Отправлялся в Сидней, Новая Шотландия . Потоплена U-46, 30 человек погибли, семь выживших [ 19 ] [ 21 ] |
Ридбохольм (1933) | ![]() |
3,197 | |
Салация (1937) | ![]() |
5,495 | |
Святой Роберт (1922) | ![]() |
5,890 | |
Сандангер (1938) | ![]() |
9,432 | |
Ширак (1926) | ![]() |
6,023 | Присоединился к Ex BHX 79. Потоплен U-47 и U-48 , потерь нет. [ 19 ] [ 22 ] |
Сэр Эрнест Кассель (1910) | ![]() |
7,739 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Звезда (1937) | ![]() |
6,218 | Присоединился к Ex BHX 79. Потоплен U-100 , один погиб, 43 выживших. [ 16 ] |
Тайра (1920) | ![]() |
1,655 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Прибытие (1938) | ![]() |
5,239 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Соплеменник (1937) | ![]() |
6,242 | Присоединился к Ex BHX 79 |
Тритон (1930) | ![]() |
6,607 | Присоединился к Ex BHX 79 |
Уганда (1927) | ![]() |
4,966 | Отправлялся в Сидней, Новая Шотландия . потоплен U-38 [ 19 ] |
Вандби (1940) | ![]() |
4,947 | Присоединился к Ex BHX 79. Потоплен U-47 , потерь нет, затонул 21 октября. [ 23 ] [ 22 ] |
Веллингтон Корт (1930) | ![]() |
4,979 | Отплыл в Сидней, Новая Шотландия |
Уитфорд-Пойнт (1928) | ![]() |
5,026 | Потоплен U-47 , трое выживших, 36 убитых. [ 24 ] |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]Военные корабли время от времени сопровождали конвой во время его путешествия. Данные Rohwer and Hümmelchen (2005), если не указано иное. [ 2 ]
Подводные лодки
[ редактировать ]подводная лодка | Капитан | Примечания |
---|---|---|
Ю-38 | Генрих Лав | Тип IX |
Ю-46 | Энгельберт Эндрасс | Тип VIIB , разбомблен и поврежден тремя «Хадсонами» берегового 233-й эскадрильи командования, к западу от Ставангера на обратном пути, один человек убит. [ 25 ] |
Ю-47 | Гюнтер Прин | Тип ВИБ |
Ю-48 | Генрих Бляйхродт | Тип ВИБ |
У-100 | Иоахим Шепке | Тип ВИБ |
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , стр. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 44.
- ^ Гаага 2000 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс 2011 , стр. 130–131.
- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2013 , с. 245.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс 2011 , с. 157; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с Вудман, 2013 , стр. 246–247.
- ^ Вудман 2013 , с. 247.
- ^ Вудман 2013 , стр. 247–249.
- ^ Перейти обратно: а б Блэр 2000 , с. 342.
- ^ Перейти обратно: а б Милнер 2011 , с. 37.
- ^ Стегеманн 2015 , с. 346.
- ^ Эдвардс 2011 , стр. 131–157.
- ^ Эдвардс 2011 , с. 156.
- ^ Гаага 2000 , с. 131; Эдвардс 2011 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Гаага 2000 , с. 131; Эдвардс 2011 , с. 142.
- ^ Блэр 2000 , с. 343; Эдвардс 2011 , с. 157.
- ^ Эдвардс 2011 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гаага 2000 , с. 131.
- ^ Гаага 2000 , с. 131; Эдвардс 2011 , с. 135.
- ^ Эдвардс 2011 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс 2011 , с. 138.
- ^ Гаага 2000 , с. 141.
- ^ Гаага 2000 , с. 131; Эдвардс 2011 , с. 153.
- ^ Вудман 2013 , с. 249.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (2000) [1996]. Война Гитлера на подводных лодках: Охотники, 1939–1942 (Современная библиотека в мягкой обложке, изд. Нью-Йорка). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-307-87437-5 .
- Эдвардс, Бернард (2011). Сбор волчьих стай: хаос на западных подступах, 1940 год . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84468-271-3 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-147-3 .
- Майер, Клаус А.; Роде, Хорст; Стегеманн, Бернд; Умбрейт, Ганс (2015) [1991]. Фалья, PS (ред.). Германия и Вторая мировая война : первые завоевания Германии в Европе . Том II. Перевод Макмерри, Дина С.; Осерс, Эвальд (пер. pbk. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Фрайбург-им-Брайсгау: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN 978-0-19-873834-3 .
- Стегеманн, Бернд. «Часть VI. Битва за гегемонию в Западной Европе. Часть VIII. Второй этап войны на море (до весны 1941 года) I. Подводная война». В Майер и др. (2015) .
- Милнер, Марк (2011) [1985]. Битва за Атлантику (электронная книга). Страуд: Заклинательное крепление. ISBN 978-0-75246646-0 . Впервые опубликовано как «Бег по Северной Атлантике: Королевский флот Канады и битва за конвои» (1985) University of Toronto Press.
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Вудман, Ричард (2013) [2004]. Настоящее жестокое море: Торговый флот в битве за Атлантику 1939–1943 (3-е (повторное издание) Pen & Sword Maritime, изд. Барнсли). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-1-84884-415-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каррутерс, Боб, изд. (2013) [2011]. Подводная война в Атлантике: 1939–1941 гг . Вторая мировая война из первоисточников. Том. Я (Pen & Sword Maritime, изд. Барнсли). Книги Коды. ISBN 978-1-47384-651-7 .
- Эдвардс, Бернард (1996). Дёниц и волчьи стаи – Подводные лодки на войне . Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 0-304-35203-9 .
- Лунд, Пол; Лудлам, Гарри (1973). Ночь подводных лодок . Лондон: ISBN W. Foulsham & Co. 0-450-01833-4 .
- Ровер, Юрген (1983). Успехи подводных лодок Оси во Второй мировой войне: успехи немецких, итальянских и японских подводных лодок, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85059-695-3 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года.
- Ват, Дэн ван дер (1988). Атлантическая кампания: Великая борьба на море во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-015967-2 .