HMS Сардоникс (1919)
![]() Сардоникс в 1944 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Сардоникс |
Тезка | Сардоникс |
Заказал | июнь 1917 г. |
Строитель | Стивен , Линхаус |
Заложен | 25 марта 1918 г. |
Запущен | 27 мая 1919 г. |
Завершенный | 12 июля 1919 г. |
Не работает | 23 июня 1945 г. |
Судьба | Продан, чтобы быть разбитым |
Общие характеристики | |
Класс и тип | S-класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 265 футов (80,8 м) стр. |
Луч | 26 футов 8 дюймов (8,13 м) |
Черновик | Среднее значение 9 футов 10 дюймов (3,00 м) |
Установленная мощность | 3 котла Ярроу , 27 000 л.с. (20 000 кВт ) |
Движение | 2 Брауна -Кертиса с редуктором паровые турбины , 2 вала |
Скорость | 36 узлов (41,4 миль в час; 66,7 км / ч) |
Диапазон | 2750 миль (5090 км) при скорости 15 узлов (28 км/ч) |
Дополнить | 90 |
Вооружение |
|
HMS Sardonyx — адмиралтейский S-класса эсминец , служивший в составе Королевского флота во время Второй мировой войны . Класс S был развитием класса R, созданного во время Первой мировой войны как более дешевая альтернатива классам V и W. Корабли имели общее основное вооружение, состоящее из трех 4-дюймовых (102-мм) орудий и четырех 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов . Спущенный на воду в 1919 году вскоре после перемирия , корабль первоначально был принят в состав Резервного флота . Позже в том же году эсминец был отправлен в Латвию, прибыл сразу после прекращения войны за независимость этой страны и вскоре после этого вернулся в резерв. Судно вернулось в строй для поиска пропавших подводных лодок М1 в 1925 году и М2 в 1932 году, а в 1935 году помогло спасти пароход «Бромптон Мэнор» в штормовую погоду возле Селси Билл .
Сардоникс принял участие в радиолокационных испытаниях в 1939 году и был обновлен вскоре после начала Второй мировой войны, увеличив зенитные и противолодочные возможности. глубинных бомб На смену торпедным аппаратам и всему основному вооружению , кроме баковой пришли метатели пушки. Также был установлен радар Тип 286М , хотя последующие антенны оказались уязвимыми для штормов и были потеряны. На протяжении 1940 года «Сардоникс» сопровождал конвои на западных подступах . Судно также было призвано для поддержки одиночных кораблей, таких как поврежденный лайнер RMS Empress of Britain , хотя в этом случае присутствия эсминца было недостаточно, чтобы удержать немецкую подводную лодку U-32 от потопления лайнера.
В 1941 году корабль вошел в состав Пятой эскортной группы , которая уничтожила немецкие подводные лодки U-99 и U-100 , хотя «Сардоникс» ни о каких попаданиях не заявлял. Эсминец все чаще получал возможность сопровождать конвои, не теряя при этом ни одного торгового судна в результате атаки подводной лодки, и эта особенность сохранялась и в следующем году. В то же время увеличение доступности более современных конвоев означало, что потребность в старых кораблях уменьшалась, и Сардоникс сократился с двадцати конвоев в 1942 году до девяти в 1943 году. В то же время суровые условия службы означали, что эсминец все больше тратить время на ремонт, а не на эксплуатацию. После участия в сопровождении десантных групп при высадке в Нормандии в 1944 году судно ненадолго было направлено на обучение, а затем было выведено из эксплуатации и продано на разборку в 1945 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Сардоникс был одним из тридцати трех эсминцев класса S, заказанных Британским Адмиралтейством во время Первой мировой войны в июне 1917 года в рамках программы строительства Двенадцатой войны. Этот дизайн представлял собой развитие класса R , представленного одновременно с классами V и W и как более дешевую и быструю альтернативу классам V и W. [ 1 ] Они должны были служить кораблями общего назначения в Харвичских силах , в то время как более мощные классы V и W будут развернуты для поддержки Великого флота в Скапа-Флоу . [ 2 ] Отличия от класса R были незначительными, например, перенос прожектора на корму и возможность установки дополнительной пары торпедных аппаратов . [ 3 ] Эсминцы были известны как «Модифицированный Тренчард» или класс S, так как большинство из них имели названия, начинающиеся с буквы S. [ 4 ]
Сардоникс имел общую длину 276 футов (84 м) и длину между перпендикулярами 265 футов (81 м) . Ширина составляла 26 футов 8 дюймов (8,13 м), а средняя осадка - 9 футов 10 дюймов (3,00 м). Водоизмещение составляло 1075 длинных тонн (1092 т) в нормальном режиме и 1221 длинную тонну (1241 т) в глубоком режиме . Три котла Ярроу подавали пар в два комплекта Брауна с редуктором паровых турбин -Кертиса мощностью 27 000 лошадиных сил на валу (20 000 кВт ) и приводили в движение два вала , обеспечивая расчетную скорость 36 узлов (67 км / ч ; 41 миль в час ) при нормальной нагрузке и 32,5. узлов (60,2 км/ч; 37,4 миль в час) при глубокой нагрузке. две воронки Были установлены . Была перевезена полная загрузка 301 длинная тонна (306 т) мазута , что давало расчетную дальность полета 2750 морских миль (5090 км; 3160 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 5 ] корабле было рядовых 90 офицеров и На . [ 6 ]
Вооружение в первоначальном виде состояло из трех одиночных орудий QF 4 дюйма (102 мм) Mk IV, корабля расположенных в центральной части . [ 7 ] Один был установлен на баке , один на платформе между трубами и один в кормовой части. [ 8 ] На корабле также была установлена одна 2-фунтовая 40-мм (1,6 дюйма) пушка «помпон» зенитная для противовоздушной обороны. Четыре торпедных аппарата диаметром 21 дюйм (533 мм) размещались в двух сдвоенных вращающихся установках в кормовой части. [ 7 ] четыре желоба для глубинных бомб В кормовой части также были установлены . Обычно имелось десять глубинных бомб. [ 9 ] Корабль был спроектирован для установки двух дополнительных диаметром 18 дюймов (457 мм) торпедных аппаратов по обе стороны от надстройки , но для этого потребовалось срезать обшивку бака, что сделало судно очень мокрым, поэтому их сняли до того, как судно было введено в эксплуатацию. [ 3 ] Сэкономленный вес позволил более тяжелую 21-дюймовую торпеду Mark V. нести [ 1 ] Управление огнем , предназначенного только для обучения включало в себя директора , один Dumaresq аналоговый компьютер и часы дальности Vickers . [ 10 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Заложенный 25 марта 1918 года, незадолго до окончания Первой мировой войны, компанией «Александр Стивен и сыновья» на верфи в Линтхаусе , Глазго , «Сардоникс» был спущен на воду 27 мая следующего года и завершен 12 июля. [ 6 ] Судно было первым судном Королевского флота, носившим имя полудрагоценного камня . [ 11 ] С окончанием войны Королевский флот вернулся к уровню мирного времени, и для экономии денег необходимо было сократить количество кораблей и личный состав. [ 12 ] Даже после вывода всех своих довоенных эсминцев Королевский флот все равно обнаружил, что в наличии имеется больше кораблей, чем необходимо для активной службы. [ 13 ] «Сардоникс» был введён в состав Резервного флота . [ 14 ]
Межвоенная служба
[ редактировать ]Хотя война на западном фронте закончилась подписанием перемирия , эскалация гражданской войны царили волнения в России продолжалась, и в Балтийском море . Это достигло пика, когда народ Латвии провозгласил независимость, которую после войны за независимость он добился 14 ноября 1919 года. [ 15 ] Сардоникс был одним из кораблей Королевского флота, посланных для наблюдения за ситуацией в течение следующего месяца. [ 16 ] Корабль вернулся в Соединенное Королевство и 3 марта 1920 года был переведен в резерв. [ 17 ] В ноябре 1925 года «Сардоникс» был ненадолго выведен из резерва для участия в поисковых операциях по поиску пропавшей подводной лодки М1 . [ 18 ] М1 была затоплена всеми руками в результате столкновения 12 ноября, но обломки подводной лодки не были найдены до 1967 года. [ 19 ]
6 августа 1931 года «Сардоникс» был повторно введен в строй в Портсмуте . [ 20 ] 27 января 1932 года «Сардоникс» и однотипный корабль «Сэйбр» приняли участие в поисках пропавшей подводной лодки М2 . [ 21 ] М2 затонул накануне. [ 22 ] 17 сентября 1935 года, когда сильный шторм обрушился на британские воды, пароход «Бромптон Мэнор» подал сигнал бедствия, находясь у маяка Оуэрс , недалеко от Селси Билла . Сардониксу было приказано из Портсмута найти пароход, который был успешно найден позже в тот же день. Капитана «Бромптон-Мэнора » смыло за борт сильным волнением, и груз корабля сместился , образовав крен на 30 градусов. Сардоникс стоял у Бромптон-Мэнора , пока буксир не смог отбуксировать пароход в Саутгемптон . [ 23 ] [ 24 ] «Сардоникс» сел на мель у берегов Саутси 31 января 1938 года, но вскоре был снят с мели и не получил никаких повреждений. [ 25 ]
В 1939 году Сардоникс присоединился к проекту по использованию радара для обнаружения кораблей. На первых испытаниях в качестве одной из целей был выбран эсминец. [ 26 ] Они оказались достаточно успешными для того, чтобы в июне 1939 года Сардоникс был оснащен экспериментальной радиолокационной установкой - радаром L-диапазона 50 см (20 дюймов), получившим название «Комбинированный беспроводной дальномер и наблюдательный комплект». [ 27 ] Испытания также прошли успешно: корабли были идентифицированы на расстоянии 5 миль (8,0 км), а низколетящие самолеты - на расстоянии 25 миль (40 км). [ 28 ] После испытаний предполагалось, что эсминец присоединится к родственным кораблям Saladin Scout , Stronghold , Sturdy , Thanet и Thracian на Китайской станции, чтобы сформировать флотилию местной обороны Сингапура и Гонконга. Однако к концу испытаний началась Вторая мировая война , и Королевский флот решил оставить эсминец в британских водах. [ 29 ] Сардоникс присоединился к флотилии местной обороны в Портсмуте. [ 30 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале войны Королевский флот остро нуждался в эскорте для борьбы с угрозой немецких подводных лодок . [ 31 ] Это потребовало переосмысления роли эсминца, который до сих пор рассматривался военно-морским флотом как член флотилии, поддерживающей линкоры флота . Вместе с другими эсминец был выведен из эксплуатации и переоборудован для противолодочного сопровождения. [ 32 ] Торпедные аппараты были сняты, освободилось место для установки дополнительных глубинных бомб, а два метателя глубинных бомб рядом с новыми стойками в кормовой части были установлены . Первоначально было предъявлено 30 зарядов, хотя по ходу войны их число увеличивалось. [ 9 ] Мидель пушки с большим углом обзора, установленной и кормовая пушка были удалены, а противовоздушная оборона была улучшена за счет 12-фунтовой на эстраде за средней воронкой, и двух счетверенных пулеметов Vickers .50, установленных на надстройке для ближней обороны. [ 33 ] Эсминец снова вошел в строй, но 31 мая 1940 года подбил и потопил траулер « Сент-Аполло» у Гебридских островов . [ 34 ] Вскоре после этого, в июне, Тип 286М установили радар в Лондондерри . Антенна оказалась слишком тяжелой для мачты и была потеряна во время шторма, как и замена в течение двух месяцев. [ 35 ]
Большую часть войны «Сардоникс» сопровождал конвои. Когда Конвой HX 79 был атакован U-47 , которая впоследствии вызвала волчью стаю 19 октября 1940 года из четырех других лодок, Сардоникс был одним из тех, кого послали защищать конвой. [ 36 ] [ 37 ] Несмотря на то, что к месту происшествия спешили десять военных кораблей Королевского флота, 12 кораблей конвоя были потоплены. Это был первый успех волчьей стаи. [ 38 ] 27 октября эсминец был отправлен на сопровождение подбитого лайнера RMS Empress of Britain , атакованного самолетом Focke-Wulf Fw 200 Condor морским патрульным . Несмотря на маневры уклонения, лайнер был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-32 . [ 39 ] В течение следующих пяти месяцев эсминец помогал 16 конвоям в Атлантическом океане: OB 236, HX 82, OB 239, HX 86, OB 245, HX 99, OB 256, SL/MKS 58, OB 262, HX 106, ОБ 269, СК 19, ОБ 278, СЛ/МКС 62, OB 283 и SC 69, редко оставаясь более одного или двух дней, прикрывая западные подходы . [ 40 ]
Долгосрочным решением было сформировать группы сопровождения из нескольких военных кораблей. Сардоникс присоединился к Пятой группе сопровождения , которая была сформирована в марте 1941 года. 15 марта группа под руководством командира Дональда Макинтайра присоединилась к Конвою HX 112 в качестве эскорта. Конвой следовал из Галифакса, Новая Шотландия , с 1 марта. [ 41 ] С наступлением вечера конвой подвергся нападению волчьей стаи, в которую входили подводные лодки U-99 , U-100 и U-110 . [ 42 ] Несмотря на потерю шести торговых судов, Группа успешно уничтожила U-99 и U-100, хотя «Сардоникс» не зафиксировал ни одного попадания. [ 43 ] Последующие операции были более успешными. 16 августа «Сардоникс» входил в состав 8-й группы сопровождения, которая формировала восточный океанский эскорт конвоя HX 143. [ 44 ] 4 октября группа снова благополучно сопровождала ON(S) 23 до места встречи с эскортом Королевского военно-морского флота Канады . [ 45 ] 1 ноября группа сопровождала 42 корабля ON 30 до передачи их эсминцам ВМС США . [ 46 ] На эту роль ответили взаимностью 15 ноября, когда Группа получила HX 160 от эскорта ВМС США. Ни одно торговое судно не погибло ни в одной из этих операций. [ 47 ] Всего за 1941 год эсминец сопровождал 21 конвой. [ 40 ]
В следующем году наблюдалась аналогичная картина. С 14 по 16 февраля «Сардоникс» входил в состав Второй группы сопровождения , сопровождавшей Конвой ON 66 на первом этапе его путешествия. И снова ни один корабль не был потерян. [ 48 ] Эсминец впоследствии сопровождал пять конвоев UR, следовавших между Лох-Эве и Рейкьявиком , шесть конвоев RU, идущих обратно, WS 19W, WS 21S, WS 24 и MKS 3Y, шедших с юга, а также переходы TA 21, AT 22, TA 22 и HX 206. между Великобританией и Северной Америкой. [ 40 ] За это время эсминец был снова модернизирован четырьмя одиночными 20-мм пушками Oerlikon, заменившими пулеметы Vickers, и передан вместе с пятью оставшимися однотипными кораблями в состав 21-й группы сопровождения. Была надежда, что сохранение боевых кораблей вместе поможет им в оперативном плане. [ 49 ] [ 50 ]
Как и все остальные корабли класса S, «Сардоникс» начал проявлять признаки старения, усугубляемые требованиями службы в Северной Атлантике и воздействием относительно большого вооружения на небольшой корпус. После каждого развертывания, когда корабль возвращался в гавань, редко не было никаких повреждений из-за плохой погоды, а это означало, что эсминец тратил все больше средств на ремонт, а не на обслуживание. Как следствие, это судно стало одним из самых популярных среди обслуживающих моряков, поскольку они могли проводить больше времени вне службы на берегу. [ 50 ] [ 51 ] Среди экипажа в то время был будущий адмирал флота Генри Лич , который служил гардемарином, прежде получил звание младшего лейтенанта . чем 1 октября 1942 года [ 52 ] Другим членом экипажа был американский доброволец Дерек Ли, который работал палубным офицером и по совместительству работал офицером службы безопасности. В его обязанности входило цензурирование фотографий, например, фотографий выживших с торгового судна SS Yorktown , потопленного U-619 28 сентября 1942 года, сделанных, когда они поднимались на борт эсминца. [ 53 ] [ 54 ]
В начале 1943 года в строй вступило более специализированное эскортное судно, а старые суда, такие как «Сардоникс», можно было перевести на менее требовательные роли. [ 55 ] В период с 21 по 23 января судно вместе с однотипным кораблем Scimitar отвезло торговое судно Leinster в Исландию и вернулось через два дня. [ 56 ] [ 57 ] Та же самая картина повторилась еще три раза в течение следующих семи месяцев. Последним конвоем из более чем одного торгового судна, который поддерживал Сардоникс , был WS 30, который видел эсминец только в течение первых двух дней пути во Фритаун 19 и 20 мая. [ 40 ] Вместе с Sabre , Saladin и Scimitar эсминец принял участие в операции Rosegarden в июне 1943 года — попытке нанести удар по немецким подводным лодкам, проходившим через промежуток между Исландией и Шотландией. [ 58 ] Операция не увенчалась успехом, поскольку стареющие эсминцы не смогли поддерживать скорость в суровую погоду, и аналогичное развертывание следующим летом было отменено. [ 50 ] 8 июня 1944 года эсминец сопровождал корабли с десантами, участвовавшими в высадке в Нормандии , но в самих высадках участия не принимал. [ 59 ] В октябре корабль был выведен из боевой службы и направлен на обучение в Престон . [ 60 ] Эсминец присоединился к однотипному кораблю «Сикари» , приданному Третьей флотилии подводных лодок для обучения экипажей подводных лодок. [ 50 ] После окончания войны в Европе Сардоникс был отправлен в отставку и 23 июня 1945 года передан на разборку Тосу . У. Уорд в Инверкейтинге . [ 61 ]
Номера вымпела
[ редактировать ]Номер вымпела | Дата |
---|---|
F34 | июнь 1919 г. [ 62 ] |
Д95 | ноябрь 1919 г. [ 63 ] |
F53 | декабрь 1920 г. [ 64 ] |
H26 | Январь 1922 г. [ 65 ] |
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Престон 1985 , с. 85.
- ^ Март 1966 г. , с. 223.
- ^ Jump up to: а б Март 1966 года , с. 221.
- ^ Март 1966 г. , с. 222.
- ^ Фридман 2009 , с. 297.
- ^ Jump up to: а б Паркс и Прендергаст 1969 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Престон 1985 , с. 84.
- ^ Фридман 2009 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Фридман 2009 , с. 236.
- ^ Фридман 2009 , с. 146.
- ^ Мэннинг и Уокер 1959 , с. 394.
- ^ Морец 2002 , с. 79.
- ^ Мэннинг 1961 , с. 28.
- ^ «V Суда в резерве в портах приписки и на других базах» . Список ВМФ : 708. Октябрь 1919 г. Проверено 16 июня 2022 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
- ^ Глава 2009 , с. 147.
- ^ Данн 2020 , с. 235.
- ^ «787 Сардоникс» . В списке ВМФ : 861. Январь 1921 г. Проверено 16 июня 2022 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
- ^ «Потерянная подводная лодка» . Таймс . № 44125. 21 ноября 1925 г. с. 14 – через Цифровой архив Times.
- ^ Кемп 1999 , стр. 89–90.
- ^ «Сардоникс» . Список ВМФ : 328. Сентябрь 1939 г. Проверено 16 июня 2022 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
- ^ «Маленькая надежда на М2: Офицеры и экипаж» . Таймс . № 46042. 28 января 1932 г. с. 10 – через Цифровой архив Times.
- ^ Кемп 1999 , с. 93.
- ^ «Великая буря» . Таймс . № 47172. 18 сентября 1935 г. с. 10 – через Цифровой архив Times.
- ^ «Истории бури» . Таймс . № 47173. 19 сентября 1935 г. с. 12 – через Цифровой архив Times.
- ^ «Коротко о новостях: эсминец на мели» . Таймс . № 47907. 1 февраля 1938 г. с. 14 – через Цифровой архив Times.
- ^ Бернс 1988 , с. 59.
- ^ Хауз 1993 , с. 40.
- ^ Хауз 1993 , с. 43.
- ^ Брэди 1986 , с. 15.
- ^ «II. Местные оборонные и учебные заведения, патрульные флотилии и т. д.» . Список ВМФ : 242. Сентябрь 1939 г. Проверено 16 июня 2022 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
- ^ Брэди 1986 , с. 17.
- ^ Фридман 2008 , стр. 10, 11.
- ^ Уитли 2002 , с. 83.
- ^ Джексон 1997 , с. 171.
- ^ Хауз 1993 , с. 79.
- ^ Брюнинг 2013 , стр. 100.
- ^ Кинделл, Дон. «Конвой HX.79» . Серия HX Convoy: База данных конвоев Арнольда Гаага . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Брюнинг 2013 , стр. 100–103.
- ^ Хауз 1993 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д Кинделл, Дон. «Конвойная паутина» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Оуэн 2007 , с. 60.
- ^ Ровер 2005 , стр. 63.
- ^ Оуэн 2007 , стр. 61–62.
- ^ Ровер 2005 , стр. 90.
- ^ Ровер 2005 , стр. 104.
- ^ Ровер 2005 , стр. 111.
- ^ Ровер 2005 , стр. 115.
- ^ Кинделл, Дон. «Конвой ПО.66» . Серия ON Convoy: База данных конвоев Арнольда Гаага . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Фридман 2009 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б с д Брэди 1986 , с. 19.
- ^ Март 1966 г. , с. 230.
- ^ Хиткот 2002 , с. 151.
- ^ Дитрих-Берриман и Хаммонд, 2013 , стр. 54–55.
- ^ Шаум 2015 , с. 41.
- ^ Фридман 2008 , с. 133.
- ^ Кинделл, Дон. «Конвой ДС.36» . Серия DS Convoy: База данных конвоев Арнольда Гаага . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Кинделл, Дон. «Конвой СД.36» . Серия SD Convoy: База данных конвоев Арнольда Гаага . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Rayner 1955 , p. 143.
- ^ Ровер 2005 , стр. 331.
- ^ Уиллмотт 2010 , с. 585.
- ^ Колледж и Варлоу 2006 , с. 310.
- ^ Буш и Варлоу, 2021 , с. 47.
- ^ Буш и Варлоу, 2021 , с. 42.
- ^ Буш и Варлоу, 2021 , с. 49.
- ^ Буш и Варлоу, 2021 , с. 71.
Библиография
[ редактировать ]- Брэди, Марк (1986). «Старые эсминцы класса S». В Ламберте, Эндрю (ред.). Военный корабль, том X. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 12–23. ISBN 978-0-85177-449-7 .
- Брюнинг, Джон Р. (2013). Битва за Северную Атлантику: стратегическая военно-морская кампания, выигравшая Вторую мировую войну в Европе . Миннеаполис: Зенит Пресс. ISBN 978-0-76033-991-6 .
- Бернс, Рассел В. (1988). Разработка РЛС до 1945 года . Лондон: Питер Перегринус. ISBN 978-0-86341-139-7 .
- Буш, Стив; Варлоу, Бен (2021). Номера на подвесках Королевского флота: полная история присвоения номеров на подвесках военным и вспомогательным кораблям Королевского флота . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-526793-78-2 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006). Корабли Королевского флота: полный список всех боевых кораблей Королевского флота с 15 века до наших дней . Лондон: Чатем. ISBN 978-1-85367-566-9 .
- Дитрих-Берриман, Эрик; Хаммонд, Шарлотта (2013). Паспорт не требуется: добровольцы США в Королевском флоте, 1939–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-385-0 .
- Данн, Стив (2020). Битва на Балтике: Королевский флот и борьба за спасение Эстонии и Латвии 1918-20 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-52674-273-5 .
- Фридман, Норман (2008). Британские эсминцы и фрегаты: Вторая мировая война и после нее . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-015-4 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы: от древнейших дней до Первой мировой войны . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-049-9 .
- Руководитель, Майкл (2009). «Прибалтийский поход 1918-1920 годов: Часть I» . Военный корабль Интернешнл . 46 (2): 134–150.
- Хиткот, Томас Энтони (2002). Британские адмиралы флота 1734–1995: Биографический словарь . Барнсли: Лео Купер. ISBN 978-0-85052-835-0 .
- Хауз, Дерек (1993). Радар на море: Королевский флот во Второй мировой войне . Бейзингсток: Макмиллан. ISBN 978-1-34913-060-3 .
- Джексон, Роберт (1997). Королевский флот во Второй мировой войне . Шрусбери: Эйрлайф. ISBN 978-1-85310-714-6 .
- Кемп, Пол (1999). Сожаление Адмиралтейства: потери британских военных кораблей в ХХ веке . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN 0-7509-1567-6 .
- Мэннинг, Томас Дэвис (1961). Британский эсминец . Лондон: Патнэм. OCLC 6470051 .
- Мэннинг, Томас Дэвис; Уокер, Чарльз Фредерик (1959). Названия британских военных кораблей . Лондон: Патнэм. OCLC 780274698 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Морец, Джозеф (2002). Королевский флот и крупный корабль в межвоенный период . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-71465-196-5 .
- Оуэн, Дэвид (2007). Противолодочная война: иллюстрированная история . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-84415-703-7 .
- Паркс, Оскар ; Прендергаст, Морис (1969). Боевые корабли Джейн, 1919 год . Ньютон Эбботт: Дэвид и Чарльз. OCLC 907574860 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинере, Роберт; Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 1–104. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Рейнер, Денис Артур (1955). Роскилл, Стивен Вентворт (ред.). Эскорт: Битва за Атлантику . Лондон: Уильям Кимбер. OCLC 504605037 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шаум, Джек (2015). «Пароходы, которые пошли на войну» . Морская классика (48): 36–42, 64.
- Уитли, MJ (2002). Эсминцы Второй мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-30435-675-1 .
- Уиллмотт, HP (2010). Последний век морской мощи, Том 2: От Вашингтона до Токио, 1922–1945 гг . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-25400-409-2 .