Конвои ON/ONS
Конвои ON , а затем и ONS, представляли собой серию североатлантических торговых конвоев, курсировавших с Британских островов в Северную Америку во время атлантической кампании Второй мировой войны .Конвои ON заменили более раннюю серию исходящих конвоев OA/OB в июле 1941 года и действовали до конца кампании в мае 1945 года. Они были организованы как чередующиеся быстрые и медленные конвои до марта 1943 года, когда на смену им пришла серия ONS. медленное трансатлантическое движение, после которого все в серии ON были быстрыми.
НА конвоях
[ редактировать ]С 7 сентября 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны , все исходящие перевозки из Великобритании были организованы в серии OA и OB: из Лондона через Ла-Манш (OA) и из Ливерпуля через канал Святого Георгия (OB) в Юго -западные подходы . Их сопровождали до тех пор, пока они не выходили за пределы досягаемости патрулей подводных лодок , прежде чем корабли рассеялись и достигли своих пунктов назначения.После падения Франции в июне 1940 года они были последовательно реорганизованы. По мере того как немецкие самолеты, подводные лодки и надводные корабли проникали все дальше и дальше в Атлантику, пока корабли, ранее приписанные к конвоям OA/OB, не были сформированы в конвои ON, идущие из Ливерпуля через Северный канал и сопровождаемые на всем пути до гавани Галифакса . Эти конвои имели последовательные нумерации от ON 1, отплывшего 26 июля 1941 года, до ON 305, отплывшего 27 мая 1945 года. [1]
С августа 1942 года Среднеокеанские силы сопровождения, состоящие из британских и канадских кораблей (с несколькими катерами береговой охраны США ), доставляли конвои ON Королевского военно-морского флота Канады Западным местным силам сопровождения (WLEF) у Галифакса; и WLEF сопровождал большинство конвоев от ON 125 до ON 301 в Нью-Йорк . [2]
Большинство судов в конвоях ВКЛ находились в балласте, хотя некоторые перевозили уголь или другие экспортные товары. Всего в составе 307 конвоев ОН прошло 14 864 корабля. Один конвой ВКЛ шел на участках «Быстрый» и «Медленный», а два других были отменены. Подводные лодки потопили 81 из этих кораблей, а еще 23 погибли в результате аварий на море. Эти цифры не включают отставших; хотя большинство жертв подводных лодок составили корабли, выпавшие из конвоев или плававшие самостоятельно. Также были потеряны десять военных кораблей, несших эскортное дежурство.
Конвои УНС
[ редактировать ]До апреля 1943 года корабли, способные развивать скорость от 9 до 13 узлов (от 17 до 24 км / ч; от 10 до 15 миль в час), входили в состав нечетных (быстрых) конвоев, иногда обозначаемых ON (F); в то время как корабли, способные развивать скорость от 6 до 9 узлов (от 11 до 17 км / ч; 6,9 и 10,4 миль в час), были отнесены к четным (медленным) конвоям, иногда обозначаемым ON (S) или (двусмысленно) ONS. Эта ситуация, которая сбивает с толку современных историков, преобладала до тех пор, пока не была организована новая отдельная серия конвоев ONS (Outbound North Slow). Эти конвои были пронумерованы последовательно от ONS 1, отплывшего 4 апреля 1943 года, до ONS 51, отплывшего 21 мая 1945 года. [3] ОН 171 был быстрым конвоем, как и все последующие конвои ОН. Серия ОНС была приостановлена летом 1944 года, поскольку группы сопровождения были перенаправлены на прикрытие высадки в Нормандии . Всего в составе 51 конвоя УНС плавало 1873 корабля. Только 5 из них подверглись нападению (около 10%), хотя два из этих сражений имели большое значение; ONS 5 считается поворотным моментом кампании, а ONS 20 стал последним крупным сражением с конвоями в кампании. Девятнадцать кораблей были потеряны (около 1%) от конвоев ОНС.
Заметные бои вокруг конвоев ON и ONS.
[ редактировать ]Исходящие северные конвои стали свидетелями некоторых из крупнейших конвойных сражений атлантической кампании; из 40 конвоев, потерявших 6 и более кораблей, 8 входили в серию ON (из них 5 - Медленные, 3 - Быстрые) и один - в серию ONS.
- Конвой ON 67 был одним из немногих торговых конвоев в Северной Атлантике в начале 1942 года, подвергшихся нападению нескольких подводных лодок. За четыре дня боя было потоплено восемь кораблей и повреждена одна подводная лодка. [4]
- Конвой ON 92 потерял семь кораблей за три дня
- Convoy ON 122 был первым, кто продемонстрировал оборонительную ценность HF/DF и радара типа 271 сантиметровой длины волны . [5]
- Конвой ON 127 был единственным торговым конвоем в Северной Атлантике 1942 или 1943 годов, где все подводные лодки, развернутые против конвоя, выпустили торпеды. [6]
- Конвой ON 144 продемонстрировал возможности класса Flower, корветов оснащенных радаром с длиной волны 271 сантиметр. [7]
- Конвой ON 154 Гибель 486 человек на 14 кораблях во время «Рождественского конвоя» в декабре 1942 года вызвала переоценку сопровождения канадских конвоев. [8]
- Конвой ПО 166 . Атакованный в конце февраля 1943 года, ON 166 потерял 13 торговых судов и спасательное судно Конвоя « Стокпорт» . Три подводные лодки были уничтожены, а США, катер класса «Казначейство» береговой охраны возглавлявший группу сопровождения А-3, был выведен из строя.
- Конвой ОНС 5 . Атакованный в апреле – мае 1943 года, ONS 5 за недельную серию действий потерял 12 кораблей и уничтожил 6 подводных лодок. Он положил начало периоду, известному как «Черный май» , и широко считается поворотным моментом в атлантической кампании.
- Конвои ОНС 18/ОН 202 . Атакованные в сентябре 1943 года, эти два конвоя потеряли 6 кораблей и 3 эскорта, а также уничтожили 3 подводные лодки в первом бою осеннего наступления КМ после «Черного мая».
- Конвой ONS 19 : В сентябре 1943 года силы, сопровождавшие этот ONS 19, уничтожили три подводные лодки, встреченные в Средней Атлантике. Конвой не подвергся нападению, ни один корабль не погиб.
- Конвои ONS 20/ON 206 : подверглись нападению в октябре 1943 года, шесть подводных лодок были уничтожены, а одно торговое судно потоплено.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война «Охотники», 1939–1942 гг . Случайный дом. ISBN 0-394-58839-8 .
- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–1945 гг . Случайный дом. ISBN 0-679-45742-9 .
- Дэн ван дер Ват . Атлантическая кампания (1988). ISBN 0-340-37751-8
- Арнольд Хейг. Система союзных конвоев 1939–1945 (2000). ISBN (Канада) 1 55125 033 0 . ISBN (Великобритания) 1 86176 147 3
- Лентон, Х.Т. и Колледж, Дж.Дж. (1968). Британские военные корабли и корабли Доминиона времен Второй мировой войны . Даблдэй и компания.
- Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-450-0 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1975). История военно-морских операций США во Второй мировой войне, том I Битва за Атлантику 1939–1943 гг . Литтл, Браун и компания.
- Ровер Дж. и Хаммельхен Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .