Конвой HX 90
Конвой | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Атлантику во время Второй мировой войны. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Германия Италия |
Великобритания Канада | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Контр-адмирал Карл Дёниц |
Командир сопровождения: М.С. Таунсенд Коммодор конвоя : Вице-президент Аллейн | ||||||
Сила | |||||||
7 подводных лодок 3 итальянские подводные лодки |
41 корабль 5 сопровождающих | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
никто | Потоплено 11 кораблей (73 495 брт ). |
Convoy HX 90 — североатлантический конвой серии HX, участвовавший во время битвы за Атлантику в обеих мировых войнах, причем это был конвой Второй мировой войны .
Фон
[ редактировать ]HX 90 представлял собой конвой из 41 корабля, направлявшийся на восток, который отплыл из Галифакса , Новая Шотландия , Канада , 21 ноября 1940 года в Ливерпуль , Англия , с военными материалами. Конвой, состоящий из контингентов из Галифакса, Сиднея и Бермудских островов, возглавлял коммодор конвоя В. П. Аллейн в Ботавоне . [ 1 ]
Эскорт на переправе был скудным, как это было обычно на этом этапе кампании, и эскорт западных подходов обычно не встречал прибывающие конвои до юга Исландии , что считалось пределом выносливости любой патрулирующей подводной лодки. Океанским эскортом HX 90 был Королевского флота вооруженный торговый крейсер HMS Laconia , и он должен был встретиться с эскортом западных подходов 2 декабря. [ 2 ]
Также в море находилось еще несколько конвоев; Конвой SC 13 находился к северу от HX 90 и также направлялся на восток, а к ним направлялся идущий на запад конвой OB 251 . Южнее, направляясь в Великобританию из Гибралтара , находился конвой HG 47 . Против них выступила группа из семи немецких подводных лодок , усиленных тремя итальянскими подводными лодками BETASOM, действовавшими вместе с ними в Атлантическом океане . Они были развернуты в патрульной линии на окраине западных подходов, надеясь перехватить идущие на восток конвои до того, как они встретят свой эскорт.
Действие
[ редактировать ]1 декабря 1940 года, примерно в 500 морских милях (580 миль; 930 км) к югу от Исландии, HX 90 была замечена U-101 , которая сообщила о своем местоположении. Ее капитану Менгерсену было приказано следить и докладывать. В течение дня с ОБ 251 прибыл первый эскорт западных подходов, эсминец Королевского флота HMS Viscount под командованием лейтенанта-коммандера М. С. Таунсенда. В тот вечер Менгерсен уже не мог сопротивляться атаке. Он выпустил все двенадцать своих торпед , в результате чего четыре корабля были потоплены и два повреждены; Фактически, за ночь он потопил три корабля — «Апалачи» , «Кавак» и «Леди Гланели» — и повредил еще один, «Лох-Ранза» . [ 2 ]
Сразу после полуночи 2 декабря к нему присоединилась U-47 под командованием Гюнтера Прина ; его атака потопила один корабль, Ville D'Arlon , отделившийся от конвоя, и повредила другой, Conch . Прин атаковал третий корабль, «Дансли» , из своей палубной пушки, но был отогнан кораблем сопровождения. Позже присоединилась U-95 , атаковавшая поврежденную Раковину ; Конч снова получил удар, но остался на плаву. U-99 под командованием другого аса, Отто Кречмера , направлялась присоединиться к атаке, но столкнулась с вооруженным торговым крейсером Королевского флота HMS Forfar, направлявшимся к OB 251 в качестве океанского эскорта. Кречмер атаковал ее и пять раз поразил Форфар торпедами; она затонула, потеряв 172 члена экипажа, в результате чего в живых остался 21 человек. U-43 также пропустила конвой, но столкнулась с OB 251, потопив два корабля, тогда как « Арго» , атаковав HG 43, также пропустила HX 90, но нашла SC 13, атаковавшую и потопившую один корабль.
Утром 2 декабря к стае присоединилась U-52 , которая потопила два корабля, «Тассо» и «Гудли» . К конвою присоединились еще два эскорта, британский шлюп HMS Folkestone и корвет HMS Gentian , также из OB 251. Им помогал Королевского военно-морского флота Канады эсминец HMCS St. Laurent , который путешествовал с Форфаром , но отделился для подкрепления. Эскорт HX 90-х. Виконт и Сен-Лоран атаковали многочисленные с асдиками контакты , совершив тринадцать атак глубинными бомбами за четыре часа. Ни одна подводная лодка не пострадала, но все они находились под водой и молчали, что позволило HX 90 уйти.
Вечером того же дня конвой снова был замечен вновь прибывшей U-94 ; она атаковала в ночь со 2 на 3 декабря и потопила еще два корабля, «Стерлингшир» и «Вильгельмина» . Также той ночью U-99 нашла и потопила отставший корабль «Виктория-Сити» , хотя другие источники говорят, что она была потоплена U-140 и поврежденным кораблем «Конч» , который она также потопила. [ 3 ] [ 4 ] Никаких дальнейших атак подводных лодок HX 90 не было, хотя 3 декабря В. Хендрик был разбомблен немецкой авиацией и затонул. 5 декабря конвой встретил местный эскорт и позже в тот же день прибыл в Ливерпуль. [ 1 ]
Заключение
[ редактировать ]Командование подводных лодок ( BdU ) в лице контр-адмирала Карла Дёница было в восторге от атаки, полагая, что его подводные лодки потопили восемнадцать кораблей водоизмещением более 120 000 брт . Фактически подтвержденная потеря HX 90 составила одиннадцать кораблей водоизмещением 73 495 брт; другие источники дают 73 958 брт. [ 3 ] [ 5 ] За тот же период группа также потопила HMS Forfar , два корабля из OB 251 и еще один из SC 13, а также повредила эскорт HG 47. Ни одна из атакующих подводных лодок не была потоплена или повреждена. Тридцать кораблей HX 90 прибыли благополучно, а также 41 корабль SC 13, 30 кораблей HG 47 и 31 корабль OB 251. Тем не менее атака на HX 90 стала неудачей для союзников и одной из наиболее серьезных. потери конвоев атлантической кампании.
Стол
[ редактировать ]Дата | Имя | Национальность | Потери | Тоннаж ( GRT ) |
Потоплен... |
---|---|---|---|---|---|
1 декабря 1940 г. | Аппалачи | Великобритания | 7 | 8,824 | У-101 |
2 декабря 1940 г. | Тополь | Великобритания | 25 | 2,782 | У-101 |
2 декабря 1940 г. | Леди Гланели | Великобритания | 32 | 5,497 | У-101 |
2 декабря 1940 г. | Город Арлон | Бельгия | 56 | 7,555 | Ю-47 |
2 декабря 1940 г. | Барсук | Великобритания | 5 | 1,586 | Ю-52 |
2 декабря 1940 г. | Гудли | Великобритания | 1 | 5,448 | Ю-52 |
2 декабря 1940 г. | Стерлингшир | Великобритания | 0 | 6,022 | Ю-94 |
2 декабря 1940 г. | Вильгельмина | Великобритания | 5 | 6,725 | Ю-94 |
3 декабря 1940 г. | Раковина | Великобритания | 0 | 8,376 | U-47 повреждена U-95 повреждена U-99 затонула |
3 декабря 1940 г. | Виктория Сити | Великобритания | 43 | 4,739 | Ю-140 |
3 декабря 1940 г. | Хендрик | Великобритания | ? | 4,360 | Самолет |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гаага 2000 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Блэр 1996 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б Блэр 1996 , с. 211.
- ^ u-лодочная сеть
- ^ убоатнет
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система союзных конвоев 1939–1945 гг.: Ее организация, защита и эксплуатация . Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-147-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 .