Конвой SQ-36
Конвой SQ 36 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны , Битва за Атлантику , Битва на реке Святого Лаврентия. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
Карл Дёниц Эберхард Хоффманн Пол Хартвиг | |||||
Сила | |||||
2 подводные лодки |
22 торговых корабля 7 сопровождающих | ||||
Жертвы и потери | |||||
3 корабля потоплены 2 корабля повреждены |
Convoy SQ-36 — торговый конвой торговых судов во время Второй мировой войны . Это был один из номерных конвоев SQ, следовавших из Сиднея в Квебек . Конвой был обнаружен 15 сентября 1942 года U-517 , которая затем уничтожила два корабля конвоя, а U-165 потопила еще один и повредила два.
Фон
[ редактировать ]Конвои SQ представляли собой серию торговых судов в сопровождении военных кораблей размером от эсминцев до моторных катеров для защиты от нападения немецких подводных лодок на реке Св. Лаврентия и заливе Св. Лаврентия . Конвои следовали из Сиднея, Новая Шотландия , в Квебек, Квебек , и шли в обратном направлении речному движению конвоев QS . Конференция Св. Лаврентия в марте 1942 года рассмотрела планы создания конвоев Квебек-Сидней для защиты от подводных лодок в заливе Св. Лаврентия и на реке Св. Лаврентия, а также создание базы в Гаспе, Квебек, для патрульных сил Св. Лаврентия. по имени Гаспе Форс. [ 1 ] Однако к весне 1942 года единственным сдерживающим фактором на острове Святого Лаврентия было воздушное патрулирование. В начале мая на остров Святого Лаврентия прибыла первая подводная лодка U-553 . Он вошел в залив Святого Лаврентия и потопил два торговых судна. [ 2 ]
После атак все независимые рейсы были отменены и была принята система конвоев QS-SQ. [ 2 ] В результате потерь торговых судов в Атлантическом океане многие медленные озерные грузовые суда, построенные для судоходства по Великим озерам , были введены в эксплуатацию для снабжения портов Св. Лаврентия. Большое количество медленных кораблей не позволяло использовать медленные и быстрые торговые конвои, в результате чего все конвои имели одинаковую скорость с максимальной скоростью 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). [ 3 ]
С 6 по 10 сентября 1942 года U-517 и U-165 успешно атаковали конвой QS-33 и нанесли тяжелые потери путешествующим в нем торговцам. [ 4 ] 11 сентября U-517 потопила корвет HMCS Charlottetown в реке Святого Лаврентия. [ 5 ] После провала QS-33, который, несмотря на прикрытие с воздуха и сопровождение военных кораблей, штаб военно-морской службы в Оттаве передал два эсминца из Западных местных эскортных сил для усиления эскорта конвоев в будущих плаваниях. [ 4 ]
Корабли в конвое
[ редактировать ]Торговые суда
[ редактировать ]SQ-33 был одним из самых крупных конвоев в серии. В конвое было двадцать два торговых судна. Тринадцать ехали в балласте, шесть были загружены углем и три — бумагой. Сосуды были расположены в семь колонн, в среднем ряду находились четыре сосуда. Каждый корабль должен был располагаться на расстоянии пяти кабельтовых друг от друга (примерно 971 м (3186 футов)) и 366 м (1201 фут) от корабля, идущего впереди него. Командир конвоя находился на борту «Лланголлена» , а вице-коммодор конвоя — на борту «Эссекс Лэнс» . Коммодор конвоя отвечал за поддержание положения среди торговцев и передавал любые приказы остальному торговому флоту от старшего офицера эскорта. [ 6 ]
Торговые суда [ 7 ] | |||
---|---|---|---|
Имя | Флаг | Тоннаж (GRT) | Примечания |
Агиос Георгиос (1911) | ![]() |
4,248 | |
Анна (1897) | ![]() |
1,043 | |
Аскот (1938) | ![]() |
1,323 | |
Крэгпул (1928) | ![]() |
5,133 | |
Эссекс Лэнс (1918) | ![]() |
6,625 | Повреждён U-165 |
Ингер Элизабет (1920) | ![]() |
2,166 | Потоплен U-517. |
Джанет (1929) | ![]() |
4,312 | |
Джон (1909) | ![]() |
3,667 | Потоплен U-165. |
Катинго Хаджипатера (1913) | ![]() |
3.661 | |
Лланголлен (1928) | ![]() |
5,056 | |
Норт-Брук (1919) | ![]() |
2,373 | |
Пан Йорк (1901) | ![]() |
4,750 | Повреждён U-165 |
Петерстон (1925) | ![]() |
4,680 | |
Пикоти (1913) | ![]() |
4,307 | |
Эрл Рольф (1920) | ![]() |
1,917 | |
Роялит (1916) | ![]() |
2,052 | |
Сатурн (1909) | ![]() |
4,307 | Потоплен U-517. |
Сан-Харбор (1918) | ![]() |
1,630 | |
Тренора | |||
Винха (1904) | ![]() |
3,391 | |
Йилдум (1913) | ![]() |
3,731 |
Эскорт
[ редактировать ]Первоначально в состав эскорта входили пять судов во главе с класса Flower корветом HMCS Arrowhead , в состав которого также входили Bangor класса тральщик HMCS Vegreville и три моторных катера Fairmile B. Эсминец HMS Salisbury под командованием лейтенанта Крайтона присоединился к эскорту поздно вечером в первый день. Солсбери был одним из эсминцев, временно переданных в состав Гаспе Форса. Эсминец был оснащен радаром Тип 271 , что позволяло судну обнаруживать надводные подводные лодки. [ 8 ] [ 9 ] Fairmiles Q-082 и Q-063 остались в составе конвоя. [ 10 ]
Конвой обеспечивался прикрытие с воздуха отрядами, базировавшимися в Мон-Жоли и Гаспе, Квебеке, Шарлоттауне и Саммерсайде, на острове Принца Эдуарда и Чатеме, Нью-Брансуик . Самолет -амфибия Canso сопровождал конвой в качестве прикрытия с воздуха от восхода до наступления темноты. 15 сентября эскорт конвоя был усилен корветом HMCS Summerside и тральщиком HMCS Chedabucto . [ 11 ]
Суда сопровождения [ 7 ] | |||
---|---|---|---|
Имя | Флаг | Тип | Примечания |
HMCS Чедабукто | ![]() |
Бангор класса Тральщик | Сопровождение 15–16 сентября |
HMCS Стрелка | ![]() |
класса «Цветок» Корвет | Сопровождение 13–16 сентября |
HMS Солсбери | ![]() |
городского типа Эсминец | Сопровождение 13–16 сентября |
HMCS Саммерсайд | ![]() |
класса «Цветок» Корвет | Сопровождение 15–16 сентября |
Q-082 | ![]() |
Запуск двигателя Fairmile B | Сопровождение 13–16 сентября |
Q-063 | ![]() |
Запуск двигателя Fairmile B | Сопровождение 13–16 сентября |
Боевой
[ редактировать ]
Атака U-517
[ редактировать ]SQ-36 должен был отправиться 11 сентября в Квебек. Однако из-за атак на QS-33 и принятого в результате решения о сопровождении эсминцев конвоев в Персидском заливе выход SQ-36 был отложен до 13 сентября, чтобы позволить Солсбери присоединиться к эскорту. Конвой покинул Сидней в 05:30 13 сентября, а Солсбери присоединился к экрану конвоя в 17:45 прямо из Сент-Джонса, Ньюфаундленда и Лабрадора , где эсминец находился в ремонте. 15 сентября эскорт Саммерсайд и Чедабукто присоединились к заслону конвоя у бухты Шалёр . В этот период U-517 начала перемещать зону патрулирования с островов Магдалины в Гаспе. 15 сентября во время перехода подводная лодка заметила над головой «Кансо» и восприняла это как признак находящегося поблизости конвоя. Подводная лодка заметила конвой в 12:00, и командир подводной лодки капитан-лейтенант Пауль Хартвиг применил ту же тактику, которая успешно сработала во время атаки на QS-33. Хартвиг направил подводную лодку на предполагаемый путь конвоя и позволил конвою плыть к нему. Однако конвой изменил направление, и подводная лодка оказалась у правого борта конвоя. [ 12 ] [ 13 ]
Последовательность последующих событий была запутанной. В исследованиях историков Майкла Л. Хэдли и Роджера Сарти журналы подводной лодки и конвоя не совпадают, и некоторые события не могут быть подтверждены. Более того, химически обработанная бумага, использованная в , выцвела Солсбери декларациях так быстро, что даже в ходе расследования, проведенного непосредственно после нападения командного состава в Галифаксе, Новая Шотландия сочла ее бесполезной. [ 14 ] [ 15 ]
Когда U-517 двинулась, чтобы избежать Солсбери , который несся обратно в тыл конвоя. Согласно журналу Хартвига, в 13:33 он выпустил четыре торпеды по двум судам отдельными колоннами. Вскоре после выстрела он был вынужден нырнуть и получил только одно попадание. Он не знал, что две его торпеды поразили цели, а две другие взорвались в скалах ниже Кап-де-Розье примерно в 6,5 км (4,0 мили) от него. Первое торговое судно «Ингер Элизабет» было головным судном в одной из колонн и пострадало от взрыва в середине корабля между трюмом №2 и котельной. Судно перевозило уголь в Порт-Альфред, Квебек , и затонуло через пять минут после торпедирования. Двадцать три из двадцати шести были спасены. Вторым пострадавшим судном стал Saturnus , торговое судно с оборонительным оснащением (DEMS), направлявшееся в Балласте в Монреаль . Сатурнус был вторым кораблем в колонне, в мертвой точке конвоя. Наблюдатели на борту «Сатурна» заметили торпеду, когда она приблизилась к кораблю, увеличила скорость и попыталась развернуться. Однако торпеда попала в корму судна. Сатурнус затонул за пятнадцать минут, тридцать пять из тридцати шести членов его экипажа были спасены. [ 16 ] [ 17 ] Выжившие были высажены к северу от Гаспе и доставлены в город на грузовиках, а затем сели на поезд до Монреаля. [ 18 ]
Согласно записям конвоя, Лланголлен , еще одна служба DEMS, заметил перископ между колоннами через несколько минут после по Сатурну удара . Лланголлен открыл огонь из своих орудий, а в 13:45 DEMS Cragpool и Janetta также начали стрелять по контактам. [ 17 ] [ 19 ] Между первой торпедой и реакцией сопровождения конвоя прошла шестнадцатиминутная задержка, которая, по утверждению Хэдли, была результатом того, что Королевский флот Солсбери не был знаком с распорядком дня и процедурами канадской тактики в конвоях в Персидском заливе. [ 18 ] Солсбери повернулся на звук выстрелов и заметил перископ, который исчез в 13:50, когда Хартвиг нырнул на высоту 180 метров (590 футов). Солсбери установил прямой контакт с подводной лодкой и в 14:00 сбросил пять глубинных бомб . Arrowhead , который несся впереди конвоя, присоединился к Солсбери на месте контакта с асдиком и сбросил девять глубинных бомб, некоторые из которых были установлены на 46 метров (151 фут), а другие - на 92 метра (302 фута). «Эрроухед» и «Солсбери» предприняли еще две атаки, прежде чем Саммерсайд прибыл на помощь эсминцу. Корветы продолжали охотиться в этом районе, пока «Фэрмайлы» не прибыли на смену: «Эрроухед» отправился воссоединиться с конвоем в 15:40, а «Саммерсайд» - в 16:20. Глубинные бомбы, сброшенные эскортом, повредили хранилища запасных торпед на внешней стороне корпуса подводной лодки . Хартвиг держал подводную лодку под водой до наступления темноты и отказался от преследования конвоя, когда наступил густой туман. [ 20 ] [ 21 ]
Атака U-165
[ редактировать ]После первой атаки конвой изменил свою структуру на пять колонн по четыре торговых судна. Солсбери располагался в 3,2 км (2 мили) впереди центральной колонны, с Вегревиллем , Саммерсайдом и Q-063 на левом борту колонны, а Чедабукто , Эрроухед и Q-082 на правом борту. [ 22 ] U-165 патрулировала у Ле-Мешена, Квебек , на реке Святого Лаврентия, примерно в 250 километрах (160 миль) к западу от того места, где конвой подвергся атаке U-517 . 16 сентября конвой подошел к району патрулирования U-165 , где подводная лодка была предупреждена U-517 о прибытии конвоя. Под командованием фрегаттенкапитана Эберхарда Хоффмана подводная лодка двинулась в атаку на конвой, находясь под водой, войдя в конвой между позициями Вегревилль и Саммерсайд . В 07:09 наблюдатели на борту «Эссекс Ланс» , направлявшегося в балласте в Монреаль, заметили след торпеды в воде в 1300 метрах (4200 футов) от правого борта . «Эссекс Ланс» был головным кораблем в колонне левого борта, ближайшей к берегу. Торпеда попала в корабль в 07:10 между рулем направления и гребным винтом . «Эссекс Лэнс» присел на корму, но не затонул. Экипаж из пятидесяти человек перебрался в спасательные шлюпки , но один из членов экипажа утонул. [ 23 ] [ 24 ]
Через несколько минут торговец Джоаннис заметил внутри колонны перископ. Джоаннис шел позади «Эссекса Ланса» в той же колонне и плыл в балласте в Монреаль. [ 25 ] [ а ] Когда судно начало маневр уклонения, в кормовую часть корабля попала торпеда. Джоаннис быстро затонул, хотя весь экипаж из тридцати семи человек покинул корабль. Выжившие оба торпедированных торговца были погружены на борт Q-082 и приземлились в Сен-Полен-Далибер (ныне часть Ле Мешен). Солсбери двинулся туда, где был замечен перископ, и в 07:17 получил контакт по Асдику, но у него возникли проблемы с маневрированием внутри конвоя. «Эрроухед» и «Саммерсайд» , переехавшие в Солсбери , не смогли изменить контакт. Вегревиль попытался отбуксировать Essex Lance, который не затонул. Корма Essex Lance опустилась еще на 11,6 метра (38 футов) в воду, и нос судна начал наклоняться вверх, что вынудило Вегревиля отказаться от буксира. Тральщик покинул судно, которое оставалось на свободе в реке Святого Лаврентия до прибытия 17 сентября спасательного буксира Lord Strathcona , который отбуксировал поврежденный торговец в Квебек, прибывший 22 сентября. Essex Lance был отремонтирован и возвращен в строй. U-165 торпедировала еще одно судно конвоя, Pan York , которое уцелело. Солсбери и «Эрроухед» не сообщила совершили еще несколько атак глубинными бомбами в 08:04, о которых U-165 . [ 15 ] [ 25 ] [ 26 ]
Последствия
[ редактировать ]16 сентября в 11:00 Солсбери покинул экран конвоя, чтобы присоединиться к следующему конвою. Остальная часть конвоя прибыла в Квебек 16 сентября. U-165 израсходовала все свои торпеды и начала обратный путь домой. В 10:00 подводная лодка была поймана в надводном положении «Худсон» лёгким бомбардировщиком 113- й эскадрильи RCAF . Бомбардировщик вошел в крутое пикирование, используя маскировку, чтобы незаметно приблизиться к подводной лодке. «Хадсон» произвел 361 пулеметный выстрел, обстреляв подводную лодку, а затем сбросил четыре глубинные бомбы, взорвавшиеся на расстоянии 7,6 метра (25 футов). Глубинные бомбы зафиксировали подводную лодку, но не причинили ей ущерба. Позднее U-165 была потоплена в Бискайском заливе по возвращении на базу во Франции. 21 сентября U-517 чуть не протаранила и потопила авианосец HMCS Georgia при подходе к SQ-38. 29 сентября подводная лодка была разбомблена другим самолетом из 113-й эскадрильи, причем в -517 застряла U носовой части одна неразорвавшаяся глубинная бомба . Подводная лодка покинула этот район 2 октября. [ 15 ] [ 27 ]
Эти потери способствовали решению канадского правительства закрыть Персидский залив и реку Святого Лаврентия для морского судоходства. Кроме того, острая потребность в сопровождении во время предстоящего вторжения в Северную Африку войск союзных не позволила Канаде выделить дополнительные подкрепления для конвоев Персидского залива. 9 сентября канадское правительство сообщило своим союзникам, что все зарубежные суда, направляющиеся в порты реки Святого Лаврентия, будут перенаправлены в Сент-Джон, Нью-Брансуик , Сидней или Галифакс. Кроме того, правительство намеревалось закрыть серию конвоев QS в течение двух недель. [ 15 ] [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шулл 1961 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Милнер 2010 , стр. 105–107.
- ^ Сарти 2012 , стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 152.
- ^ Хэдли 1985 , с. 122.
- ^ Сарти 2012 , стр. xvi, 171.
- ^ Jump up to: а б с «Конвой» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 142.
- ^ Сарти 2012 , стр. 170–171.
- ^ Сарти 2012 , с. XVIII.
- ^ Сарти 2012 , стр. 171–172.
- ^ Сарти 2012 , стр. 170–172.
- ^ Хэдли 1985 , с. 125.
- ^ Сарти 2012 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с д Хэдли 1985 , с. 127.
- ^ Сарти 2012 , стр. xvi, 173.
- ^ Jump up to: а б Гринфилд 2004 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Хэдли 1985 , с. 126.
- ^ Сарти 2012 , с. 173.
- ^ Сарти 2012 , с. 174.
- ^ Гринфилд 2004 , стр. 146, 148.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 151.
- ^ Сарти 2012 , стр. xvi, 174.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , стр. xvi, 175.
- ^ Гринфилд 2004 , стр. 152, 154.
- ^ Сарти 2012 , с. 175.
- ^ Сарти 2012 , с. 153.
Библиография
[ редактировать ]- Гринфилд, Натан М. (2004). Битва при реке Святого Лаврентия: Вторая мировая война в Канаде . Торонто: HarperCollins Publishers Limited. ISBN 0-00-200664-2 .
- Хэдли, Майкл Л. (1985). Подводные лодки против Канады: немецкие подводные лодки в водах Канады . Монреаль, Квебек и Кингстон, Онтарио: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-0811-2 .
- Милнер, Марк (2010). ВМС Канады: первый век (второе изд.). Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-9604-3 .
- Сарти, Роджер (2012). Война на острове Святого Лаврентия: забытые сражения подводных лодок на берегах Канады . Торонто: Группа Пингвинов. ISBN 978-0-670-06787-9 .
- Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли: официальный отчет о канадских военно-морских операциях во Второй мировой войне . Оттава: Королевский принтер. OCLC 19974782 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История SQ-36 на сайтеvetets.gc.ca. Архивировано 22 февраля 2014 г. на Wayback Machine.