Jump to content

Конвой SQ-36

Конвой SQ 36
Часть Второй мировой войны , Битва за Атлантику , Битва на реке Святого Лаврентия.
Дата 12–16 сентября 1942 г.
Расположение
Воюющие стороны
 Германия Канада Канада
Великобритания Великобритания
Королевство Греции Греция
Норвегия Норвегия
Соединенные Штаты Соединенные Штаты
Нидерланды Нидерланды
Командиры и лидеры
Карл Дёниц
Эберхард Хоффманн
Пол Хартвиг
Сила
2 подводные лодки 22 торговых корабля
7 сопровождающих
Жертвы и потери
3 корабля потоплены
2 корабля повреждены

Convoy SQ-36 — торговый конвой торговых судов во время Второй мировой войны . Это был один из номерных конвоев SQ, следовавших из Сиднея в Квебек . Конвой был обнаружен 15 сентября 1942 года U-517 , которая затем уничтожила два корабля конвоя, а U-165 потопила еще один и повредила два.

Конвои SQ представляли собой серию торговых судов в сопровождении военных кораблей размером от эсминцев до моторных катеров для защиты от нападения немецких подводных лодок на реке Св. Лаврентия и заливе Св. Лаврентия . Конвои следовали из Сиднея, Новая Шотландия , в Квебек, Квебек , и шли в обратном направлении речному движению конвоев QS . Конференция Св. Лаврентия в марте 1942 года рассмотрела планы создания конвоев Квебек-Сидней для защиты от подводных лодок в заливе Св. Лаврентия и на реке Св. Лаврентия, а также создание базы в Гаспе, Квебек, для патрульных сил Св. Лаврентия. по имени Гаспе Форс. [ 1 ] Однако к весне 1942 года единственным сдерживающим фактором на острове Святого Лаврентия было воздушное патрулирование. В начале мая на остров Святого Лаврентия прибыла первая подводная лодка U-553 . Он вошел в залив Святого Лаврентия и потопил два торговых судна. [ 2 ]

После атак все независимые рейсы были отменены и была принята система конвоев QS-SQ. [ 2 ] В результате потерь торговых судов в Атлантическом океане многие медленные озерные грузовые суда, построенные для судоходства по Великим озерам , были введены в эксплуатацию для снабжения портов Св. Лаврентия. Большое количество медленных кораблей не позволяло использовать медленные и быстрые торговые конвои, в результате чего все конвои имели одинаковую скорость с максимальной скоростью 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). [ 3 ]

С 6 по 10 сентября 1942 года U-517 и U-165 успешно атаковали конвой QS-33 и нанесли тяжелые потери путешествующим в нем торговцам. [ 4 ] 11 сентября U-517 потопила корвет HMCS Charlottetown в реке Святого Лаврентия. [ 5 ] После провала QS-33, который, несмотря на прикрытие с воздуха и сопровождение военных кораблей, штаб военно-морской службы в Оттаве передал два эсминца из Западных местных эскортных сил для усиления эскорта конвоев в будущих плаваниях. [ 4 ]

Корабли в конвое

[ редактировать ]

Торговые суда

[ редактировать ]

SQ-33 был одним из самых крупных конвоев в серии. В конвое было двадцать два торговых судна. Тринадцать ехали в балласте, шесть были загружены углем и три — бумагой. Сосуды были расположены в семь колонн, в среднем ряду находились четыре сосуда. Каждый корабль должен был располагаться на расстоянии пяти кабельтовых друг от друга (примерно 971 м (3186 футов)) и 366 м (1201 фут) от корабля, идущего впереди него. Командир конвоя находился на борту «Лланголлена» , а вице-коммодор конвоя — на борту «Эссекс Лэнс» . Коммодор конвоя отвечал за поддержание положения среди торговцев и передавал любые приказы остальному торговому флоту от старшего офицера эскорта. [ 6 ]

Торговые суда [ 7 ]
Имя Флаг Тоннаж (GRT) Примечания
Агиос Георгиос (1911)  Греция 4,248
Анна (1897)  Финляндия 1,043
Аскот (1938)  Норвегия 1,323
Крэгпул (1928)  Великобритания 5,133
Эссекс Лэнс (1918)  Великобритания 6,625 Повреждён U-165
Ингер Элизабет (1920)  Норвегия 2,166 Потоплен U-517.
Джанет (1929)  Великобритания 4,312
Джон (1909)  Греция 3,667 Потоплен U-165.
Катинго Хаджипатера (1913)  Греция 3.661
Лланголлен (1928)  Великобритания 5,056
Норт-Брук (1919)  Великобритания 2,373
Пан Йорк (1901)  Соединенные Штаты 4,750 Повреждён U-165
Петерстон (1925)  Великобритания 4,680
Пикоти (1913)  Великобритания 4,307
Эрл Рольф (1920)  Норвегия 1,917
Роялит (1916)  Великобритания 2,052
Сатурн (1909)  Нидерланды 4,307 Потоплен U-517.
Сан-Харбор (1918)  Норвегия 1,630
Тренора
Винха (1904)  Великобритания 3,391
Йилдум (1913)  Великобритания 3,731

Первоначально в состав эскорта входили пять судов во главе с класса Flower корветом HMCS Arrowhead , в состав которого также входили Bangor класса тральщик HMCS Vegreville и три моторных катера Fairmile B. Эсминец HMS Salisbury под командованием лейтенанта Крайтона присоединился к эскорту поздно вечером в первый день. Солсбери был одним из эсминцев, временно переданных в состав Гаспе Форса. Эсминец был оснащен радаром Тип 271 , что позволяло судну обнаруживать надводные подводные лодки. [ 8 ] [ 9 ] Fairmiles Q-082 и Q-063 остались в составе конвоя. [ 10 ]

Конвой обеспечивался прикрытие с воздуха отрядами, базировавшимися в Мон-Жоли и Гаспе, Квебеке, Шарлоттауне и Саммерсайде, на острове Принца Эдуарда и Чатеме, Нью-Брансуик . Самолет -амфибия Canso сопровождал конвой в качестве прикрытия с воздуха от восхода до наступления темноты. 15 сентября эскорт конвоя был усилен корветом HMCS Summerside и тральщиком HMCS Chedabucto . [ 11 ]

Суда сопровождения [ 7 ]
Имя Флаг Тип Примечания
HMCS Чедабукто  Королевский канадский флот Бангор класса Тральщик Сопровождение 15–16 сентября
HMCS Стрелка  Королевский канадский флот класса «Цветок» Корвет Сопровождение 13–16 сентября
HMS Солсбери  Королевский флот городского типа Эсминец Сопровождение 13–16 сентября
HMCS Саммерсайд  Королевский канадский флот класса «Цветок» Корвет Сопровождение 15–16 сентября
Q-082  Королевский канадский флот Запуск двигателя Fairmile B Сопровождение 13–16 сентября
Q-063  Королевский канадский флот Запуск двигателя Fairmile B Сопровождение 13–16 сентября
HMS Salisbury около 1941–42 гг.

Атака U-517

[ редактировать ]

SQ-36 должен был отправиться 11 сентября в Квебек. Однако из-за атак на QS-33 и принятого в результате решения о сопровождении эсминцев конвоев в Персидском заливе выход SQ-36 был отложен до 13 сентября, чтобы позволить Солсбери присоединиться к эскорту. Конвой покинул Сидней в 05:30 13 сентября, а Солсбери присоединился к экрану конвоя в 17:45 прямо из Сент-Джонса, Ньюфаундленда и Лабрадора , где эсминец находился в ремонте. 15 сентября эскорт Саммерсайд и Чедабукто присоединились к заслону конвоя у бухты Шалёр . В этот период U-517 начала перемещать зону патрулирования с островов Магдалины в Гаспе. 15 сентября во время перехода подводная лодка заметила над головой «Кансо» и восприняла это как признак находящегося поблизости конвоя. Подводная лодка заметила конвой в 12:00, и командир подводной лодки капитан-лейтенант Пауль Хартвиг ​​применил ту же тактику, которая успешно сработала во время атаки на QS-33. Хартвиг ​​направил подводную лодку на предполагаемый путь конвоя и позволил конвою плыть к нему. Однако конвой изменил направление, и подводная лодка оказалась у правого борта конвоя. [ 12 ] [ 13 ]

Последовательность последующих событий была запутанной. В исследованиях историков Майкла Л. Хэдли и Роджера Сарти журналы подводной лодки и конвоя не совпадают, и некоторые события не могут быть подтверждены. Более того, химически обработанная бумага, использованная в , выцвела Солсбери декларациях так быстро, что даже в ходе расследования, проведенного непосредственно после нападения командного состава в Галифаксе, Новая Шотландия сочла ее бесполезной. [ 14 ] [ 15 ]

Когда U-517 двинулась, чтобы избежать Солсбери , который несся обратно в тыл конвоя. Согласно журналу Хартвига, в 13:33 он выпустил четыре торпеды по двум судам отдельными колоннами. Вскоре после выстрела он был вынужден нырнуть и получил только одно попадание. Он не знал, что две его торпеды поразили цели, а две другие взорвались в скалах ниже Кап-де-Розье примерно в 6,5 км (4,0 мили) от него. Первое торговое судно «Ингер Элизабет» было головным судном в одной из колонн и пострадало от взрыва в середине корабля между трюмом №2 и котельной. Судно перевозило уголь в Порт-Альфред, Квебек , и затонуло через пять минут после торпедирования. Двадцать три из двадцати шести были спасены. Вторым пострадавшим судном стал Saturnus , торговое судно с оборонительным оснащением (DEMS), направлявшееся в Балласте в Монреаль . Сатурнус был вторым кораблем в колонне, в мертвой точке конвоя. Наблюдатели на борту «Сатурна» заметили торпеду, когда она приблизилась к кораблю, увеличила скорость и попыталась развернуться. Однако торпеда попала в корму судна. Сатурнус затонул за пятнадцать минут, тридцать пять из тридцати шести членов его экипажа были спасены. [ 16 ] [ 17 ] Выжившие были высажены к северу от Гаспе и доставлены в город на грузовиках, а затем сели на поезд до Монреаля. [ 18 ]

Согласно записям конвоя, Лланголлен , еще одна служба DEMS, заметил перископ между колоннами через несколько минут после по Сатурну удара . Лланголлен открыл огонь из своих орудий, а в 13:45 DEMS Cragpool и Janetta также начали стрелять по контактам. [ 17 ] [ 19 ] Между первой торпедой и реакцией сопровождения конвоя прошла шестнадцатиминутная задержка, которая, по утверждению Хэдли, была результатом того, что Королевский флот Солсбери не был знаком с распорядком дня и процедурами канадской тактики в конвоях в Персидском заливе. [ 18 ] Солсбери повернулся на звук выстрелов и заметил перископ, который исчез в 13:50, когда Хартвиг ​​нырнул на высоту 180 метров (590 футов). Солсбери установил прямой контакт с подводной лодкой и в 14:00 сбросил пять глубинных бомб . Arrowhead , который несся впереди конвоя, присоединился к Солсбери на месте контакта с асдиком и сбросил девять глубинных бомб, некоторые из которых были установлены на 46 метров (151 фут), а другие - на 92 метра (302 фута). «Эрроухед» и «Солсбери» предприняли еще две атаки, прежде чем Саммерсайд прибыл на помощь эсминцу. Корветы продолжали охотиться в этом районе, пока «Фэрмайлы» не прибыли на смену: «Эрроухед» отправился воссоединиться с конвоем в 15:40, а «Саммерсайд» - в 16:20. Глубинные бомбы, сброшенные эскортом, повредили хранилища запасных торпед на внешней стороне корпуса подводной лодки . Хартвиг ​​держал подводную лодку под водой до наступления темноты и отказался от преследования конвоя, когда наступил густой туман. [ 20 ] [ 21 ]

Атака U-165

[ редактировать ]

После первой атаки конвой изменил свою структуру на пять колонн по четыре торговых судна. Солсбери располагался в 3,2 км (2 мили) впереди центральной колонны, с Вегревиллем , Саммерсайдом и Q-063 на левом борту колонны, а Чедабукто , Эрроухед и Q-082 на правом борту. [ 22 ] U-165 патрулировала у Ле-Мешена, Квебек , на реке Святого Лаврентия, примерно в 250 километрах (160 миль) к западу от того места, где конвой подвергся атаке U-517 . 16 сентября конвой подошел к району патрулирования U-165 , где подводная лодка была предупреждена U-517 о прибытии конвоя. Под командованием фрегаттенкапитана Эберхарда Хоффмана подводная лодка двинулась в атаку на конвой, находясь под водой, войдя в конвой между позициями Вегревилль и Саммерсайд . В 07:09 наблюдатели на борту «Эссекс Ланс» , направлявшегося в балласте в Монреаль, заметили след торпеды в воде в 1300 метрах (4200 футов) от правого борта . «Эссекс Ланс» был головным кораблем в колонне левого борта, ближайшей к берегу. Торпеда попала в корабль в 07:10 между рулем направления и гребным винтом . «Эссекс Лэнс» присел на корму, но не затонул. Экипаж из пятидесяти человек перебрался в спасательные шлюпки , но один из членов экипажа утонул. [ 23 ] [ 24 ]

Через несколько минут торговец Джоаннис заметил внутри колонны перископ. Джоаннис шел позади «Эссекса Ланса» в той же колонне и плыл в балласте в Монреаль. [ 25 ] [ а ] Когда судно начало маневр уклонения, в кормовую часть корабля попала торпеда. Джоаннис быстро затонул, хотя весь экипаж из тридцати семи человек покинул корабль. Выжившие оба торпедированных торговца были погружены на борт Q-082 и приземлились в Сен-Полен-Далибер (ныне часть Ле Мешен). Солсбери двинулся туда, где был замечен перископ, и в 07:17 получил контакт по Асдику, но у него возникли проблемы с маневрированием внутри конвоя. «Эрроухед» и «Саммерсайд» , переехавшие в Солсбери , не смогли изменить контакт. Вегревиль попытался отбуксировать Essex Lance, который не затонул. Корма Essex Lance опустилась еще на 11,6 метра (38 футов) в воду, и нос судна начал наклоняться вверх, что вынудило Вегревиля отказаться от буксира. Тральщик покинул судно, которое оставалось на свободе в реке Святого Лаврентия до прибытия 17 сентября спасательного буксира Lord Strathcona , который отбуксировал поврежденный торговец в Квебек, прибывший 22 сентября. Essex Lance был отремонтирован и возвращен в строй. U-165 торпедировала еще одно судно конвоя, Pan York , которое уцелело. Солсбери и «Эрроухед» не сообщила совершили еще несколько атак глубинными бомбами в 08:04, о которых U-165 . [ 15 ] [ 25 ] [ 26 ]

Последствия

[ редактировать ]

16 сентября в 11:00 Солсбери покинул экран конвоя, чтобы присоединиться к следующему конвою. Остальная часть конвоя прибыла в Квебек 16 сентября. U-165 израсходовала все свои торпеды и начала обратный путь домой. В 10:00 подводная лодка была поймана в надводном положении «Худсон» лёгким бомбардировщиком 113- й эскадрильи RCAF . Бомбардировщик вошел в крутое пикирование, используя маскировку, чтобы незаметно приблизиться к подводной лодке. «Хадсон» произвел 361 пулеметный выстрел, обстреляв подводную лодку, а затем сбросил четыре глубинные бомбы, взорвавшиеся на расстоянии 7,6 метра (25 футов). Глубинные бомбы зафиксировали подводную лодку, но не причинили ей ущерба. Позднее U-165 была потоплена в Бискайском заливе по возвращении на базу во Франции. 21 сентября U-517 чуть не протаранила и потопила авианосец HMCS Georgia при подходе к SQ-38. 29 сентября подводная лодка была разбомблена другим самолетом из 113-й эскадрильи, причем в -517 застряла U носовой части одна неразорвавшаяся глубинная бомба . Подводная лодка покинула этот район 2 октября. [ 15 ] [ 27 ]

Эти потери способствовали решению канадского правительства закрыть Персидский залив и реку Святого Лаврентия для морского судоходства. Кроме того, острая потребность в сопровождении во время предстоящего вторжения в Северную Африку войск союзных не позволила Канаде выделить дополнительные подкрепления для конвоев Персидского залива. 9 сентября канадское правительство сообщило своим союзникам, что все зарубежные суда, направляющиеся в порты реки Святого Лаврентия, будут перенаправлены в Сент-Джон, Нью-Брансуик , Сидней или Галифакс. Кроме того, правительство намеревалось закрыть серию конвоев QS в течение двух недель. [ 15 ] [ 28 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Согласно базе данных конвоев Арнольда Хейга, Джоаннис перевозил антрацит . [ 7 ]
  1. ^ Шулл 1961 , с. 106.
  2. ^ Jump up to: а б Милнер 2010 , стр. 105–107.
  3. ^ Сарти 2012 , стр. 92–93.
  4. ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 152.
  5. ^ Хэдли 1985 , с. 122.
  6. ^ Сарти 2012 , стр. xvi, 171.
  7. ^ Jump up to: а б с «Конвой» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 24 февраля 2014 г.
  8. ^ Гринфилд 2004 , с. 142.
  9. ^ Сарти 2012 , стр. 170–171.
  10. ^ Сарти 2012 , с. XVIII.
  11. ^ Сарти 2012 , стр. 171–172.
  12. ^ Сарти 2012 , стр. 170–172.
  13. ^ Хэдли 1985 , с. 125.
  14. ^ Сарти 2012 , с. 172.
  15. ^ Jump up to: а б с д Хэдли 1985 , с. 127.
  16. ^ Сарти 2012 , стр. xvi, 173.
  17. ^ Jump up to: а б Гринфилд 2004 , с. 146.
  18. ^ Jump up to: а б Хэдли 1985 , с. 126.
  19. ^ Сарти 2012 , с. 173.
  20. ^ Сарти 2012 , с. 174.
  21. ^ Гринфилд 2004 , стр. 146, 148.
  22. ^ Гринфилд 2004 , с. 151.
  23. ^ Сарти 2012 , стр. xvi, 174.
  24. ^ Гринфилд 2004 , с. 152.
  25. ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , стр. xvi, 175.
  26. ^ Гринфилд 2004 , стр. 152, 154.
  27. ^ Сарти 2012 , с. 175.
  28. ^ Сарти 2012 , с. 153.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гринфилд, Натан М. (2004). Битва при реке Святого Лаврентия: Вторая мировая война в Канаде . Торонто: HarperCollins Publishers Limited. ISBN  0-00-200664-2 .
  • Хэдли, Майкл Л. (1985). Подводные лодки против Канады: немецкие подводные лодки в водах Канады . Монреаль, Квебек и Кингстон, Онтарио: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  0-7735-0811-2 .
  • Милнер, Марк (2010). ВМС Канады: первый век (второе изд.). Торонто: Университет Торонто Press. ISBN  978-0-8020-9604-3 .
  • Сарти, Роджер (2012). Война на острове Святого Лаврентия: забытые сражения подводных лодок на берегах Канады . Торонто: Группа Пингвинов. ISBN  978-0-670-06787-9 .
  • Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли: официальный отчет о канадских военно-морских операциях во Второй мировой войне . Оттава: Королевский принтер. OCLC   19974782 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00732a8e4b6cc4187f55bce482f49669__1715552460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/69/00732a8e4b6cc4187f55bce482f49669.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy SQ-36 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)