HMS Джейсон (J99)
![]() Джейсон в 1941 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Джейсон |
Строитель | Ailsa Shipbuilding Co. Ltd., Трун |
Заложен | 12 декабря 1936 г. |
Запущен | 6 октября 1937 г. |
Введен в эксплуатацию | 9 июня 1938 г. |
Почести и награды |
|
Судьба | Списан в 1950 году. |
Значок | На поле Красное, золотое руно. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Безмятежный» Тральщик класса |
Смещение |
|
Длина | 245 футов 9 дюймов (74,90 м) |
Луч | 33 фута 6 дюймов (10,21 м) |
Черновик | 9 футов (2,7 м) |
Движение | 2 × Адмиралтейских 3-барабанных водотрубных котла, 2 × турбины с редуктором, приводящие в движение 2 вала мощностью 2000 л.с. |
Скорость | 17 узлов |
Диапазон |
|
Дополнить | 80 (мирное время) |
Вооружение |
|
HMS Jason — «Halcyon» класса тральщик . Он был назван в честь героя греческой мифологии и был шестнадцатым кораблем Королевского флота, носившим имя Джейсон . Он был заложен 12 декабря 1936 года, спущен на воду 6 октября 1937 года и завершен 9 июня 1938 года. Он пережил Вторую мировую войну и был продан в 1946 году, чтобы стать грузовым судном. В конце концов она распалась в 1950 году. Первоначально ее номер на вымпеле был N99, но в мае 1940 года был изменен на J99.
Дизайн
[ редактировать ]Класс Halcyon представлял собой класс специализированных тральщиков двойного назначения (тральщик и колониальный патрульный корабль), , спроектированных так, чтобы быть меньше и дешевле, чем шлюпы-тральщики которые строились с конца 1920-х годов (т.е. Bridgewater класс , Hastings класс и Shoreham класс ). , которые по мере развития своей конструкции все больше ориентировались на функции сопровождения и становились слишком большими для использования в качестве тральщиков. [ 1 ] [ 2 ]
Джейсон имел общую длину 245 футов 6 дюймов (74,83 м) и 230 футов 0 дюймов (70,10 м) между перпендикулярами , ширину 33 фута 6 дюймов (10,21 м) и осадку 10 футов 3 дюйма (3,12 м) на глубине. нагрузка. [ 3 ] [ 4 ] Водоизмещение стандартное 835 длинных тонн (848 т). [ 4 ] и глубинная нагрузка 1330 длинных тонн (1350 т). [ 3 ] Два Адмиралтейских трехбарабанных водотрубных котла снабжали паром зубчатые паровые турбины, приводившие в движение два вала. Мощность оборудования на валу составляла 1750 лошадиных сил (1300 кВт), что обеспечивало скорость 17 узлов (20 миль в час; 31 км / ч). [ 3 ]
Вооружение состояло из двух 4-дюймовых (102-мм) орудий QF Mk V на высокоугольных установках, которые можно было использовать для зенитных целей . [ 3 ] с ближним вооружением из одной счетверенной пулеметной установки Vickers .50. [ 4 ] Одно из 4-дюймовых орудий было снято во время Второй мировой войны, а залповые пулеметы были заменены 4–8 20-мм пушками Oerlikon . до 40 глубинных бомб . При использовании в роли сопровождения можно было нести [ 5 ] Корабль имел экипаж из 80 офицеров и других чинов. [ 3 ] [ 4 ]
Услуга
[ редактировать ]Довоенные обязанности
[ редактировать ]Перед войной HMS Jason провел исследование Английского и Бристольского проливов . Она провела два основных исследования в 1938 и 1939 годах. Она была безоружна до начала Второй мировой войны.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Домашние воды
[ редактировать ]Хотя HMS Jason проектировался как тральщик , в сентябре 1939 года он был переоборудован в противолодочный корабль и приписан к 1-му противолодочному ударному отряду в Белфасте . Ее первое незначительное повреждение было получено 12 октября, когда она была остановлена в Роу-Пойнт. Ремонт был завершен к 17 октября, и он был отправлен в свои воды для защиты конвоя, но 3 августа 1940 года он был отправлен на дополнительный ремонт, на этот раз из-за проблем с котлами.
После ремонта его снова направили для защиты конвоя, на этот раз на северо-западных подходах, во время которого он неоднократно подвергался атакам немецких подводных лодок U-32 и U-28 . Хотя HMS Jason не пострадал в результате атак, четыре торговых корабля были потеряны, а Джейсон подобрал 18 выживших. После одного месяца в этой роли потребовался еще один ремонт после столкновения со спасательным буксиром «Шельдт» , в результате которого был нанесен значительный структурный ущерб ее форштевню. На этот раз ремонт был завершен на верфи HM Dockyard в Росайте , и после освобождения он был направлен в состав эскортных сил Росайта для защиты судоходства в Клайд и обратно .
В составе эскортных сил Росайта он снова подвергся нападению подводных лодок в октябре, сопровождая конвой HX 79 (всего 49 кораблей) у Роколла . Это была часть самой жестокой атаки подводных лодок за всю войну: только от конвоя HX 79 было потеряно десять кораблей . HMS Jason , однако, не пострадал и подобрал 78 выживших 19 октября и еще 111 выживших 20 октября. Ни одна из восьми атакующих подводных лодок не была потоплена.
После этого Джейсону в первую очередь была поручена роль противовоздушной обороны, а количество зенитных орудий было увеличено примерно в 1941 году. В начале 1941 года ей несколько раз приходилось использовать это дополнительное вооружение для отражения атак немецкой авиации. Ни один корабль не пострадал ни в одной из этих атак, иногда в результате прямого Джейсона зенитного огня .
21 июля 1941 года его снова отправили на ремонт в Лейт , после чего он сопровождал новые конвои в более спокойные времена. В середине 1942 года он снова поступил на ремонт и переоборудование, которые вместе с испытаниями продолжались до начала 1943 года. Часть переоборудования проводилась в рамках подготовки к ее новому заданию, которое должно было действовать в арктических водах с кораблями. Советского Союза .
Советские воды
[ редактировать ]Ее первым заданием в этой новой роли было сопровождение арктического конвоя JW 53 в Мурманск 15 февраля. Дела начались не очень хорошо: несколько кораблей не смогли даже начать путешествие. Конвой с самого начала столкнулся с ужасной погодой, одной из худших, с которыми когда-либо сталкивался любой из российских конвоев. HMS Jason был головным кораблем под командованием командира. ХГА Льюис. Льюис проделал замечательную работу по поддержанию порядка в суматохе, в результате которой несколько кораблей были повреждены. В первый же день штормом на море у HMS Sheffield оторвало броню одной из башен. Видимость была настолько плохой, что редко было ясно, сколько кораблей следует за конвоем, а связь всегда была затруднена.
На третий день эскортный траулер HMS Lord Middleton пострадал от наводнения и был вынужден отступить в Скапа-Флоу , другой эскорт, HMS Dianella , также покинул конвой, чтобы сопровождать лорда Миддлтона . Также в тот день траулер «Комилес» получил повреждения и был вынужден отступить к Фарерским островам . Сигнал SOS был получен от Комилес два дня спустя, поскольку во время шторма ее корпус был поврежден.
Следующий день принес еще больший хаос. Сильное волнение сделало визуальную связь практически невозможной, а Джейсон был поврежден непогодой и был вынужден ремонтировать вентиляционные каналы. К полудню в конвое осталось всего 22 корабля, остальные отступили. В течение следующих нескольких дней еще эсминцы и корветы к эскорту присоединились , но HMS Pytchley и HMS Middleton отправились в Сейдис-фьорд в Исландии для дозаправки.
23 февраля погода начала проясняться, но немецкая авиация заметила конвой, и через день он был атакован U-255 и U-622 . Конвою удалось защитить конвой, ни один корабль не пострадал. В течение следующих двух дней последовали воздушные атаки 21 Ju 88 , но эскорт снова не позволил им нанести какой-либо ущерб конвою.
26 февраля к эскорту присоединились советские эсминцы, и на следующий день он прибыл в Кольский залив в Мурманске, и в советский порт добрались всего 15 кораблей.
Вместе с HMS Britomart HMS Jason в течение следующих нескольких месяцев находился на севере России в качестве тральщика и патруля. На протяжении всего этого периода они находились под постоянными воздушными атаками, но ни один из них не получил существенных повреждений (две бомбы попали в HMS Britomart и прокатились по палубе, но ни одна не взорвалась). Было отмечено, что уровень экипажа значительно снизился со времени эксплуатации в советских водах, но оба корабля показали себя настолько хорошо, что русские предложили их купить. 1 ноября 1943 года она присоединилась к конвою RA 54 в качестве эскорта и вернулась в Соединенное Королевство.
Высадка в Нормандии
[ редактировать ]
С 22 ноября 1943 года до начала 1944 года он проходил еще один масштабный ремонт в HMNB Portsmouth . По завершении переоборудования он был номинирован в недавно сформированную 1-ю тральщиковую флотилию вместе с HMS Britomart , Gleaner , Halcyon , Harrier , Hussar , Salamander , Seagull и Speedwell . В течение февраля и марта они выполняли свои обязанности в Северном море и впоследствии были назначены на роль поддержки во время высадки в Нормандии . Перед высадкой Джейсону было поручено прочесать 9-й канал перед десантом, мин не обнаружено, но по нему обстреляли береговые батареи. Она продолжала оказывать поддержку в течение следующих нескольких дней, а также обеспечивала сопровождение своего флагмана HMS Scylla . 18 июня она попала в аварию, которая привела к значительному ущербу и наводнению, поэтому ей пришлось вернуться в Портсмут для ремонта.
Траление мин после вторжения
[ редактировать ]В августе после переоборудования она возобновила службу в 1-й тральной флотилии. Теперь они действовали из гавани Малберри в Арроманше , получив инструкции держать канал между ним и Портсмутом свободным от мин. 22 августа они были отправлены на очистку магнитного минного поля у Кап-д'Антифер в рамках подготовки HMS Warspite , Erebus и Roberts к продвижению и бомбардировке позиций противника в Гавре . 26 августа им было приказано вернуться в свой район между Арроманшем и Портсмутом, но по специальному запросу командующего Крика из Джейсона , который отметил, что район Кап д'Антифер еще небезопасен, им разрешили остаться в этом районе еще на некоторое время. еще один день и выполнить задание.
Инцидент с дружественным огнем
[ редактировать ]
«Внезапно раздались взрывы и зазвучали боевые станции. Моей боевой станцией была флагманская палуба под мостиком. Когда я вышел на палубу, я увидел, как один корабль сильно кренится, экипаж покидает корабль. Подойдя к трапу на мостик, я увидел два «спитфайра» направились к кораблю на уровне моря. Первый открыл огонь по кораблю, и я нырнул за шкафчик. |
Томас Джексон на корабле HMS Jason |
- Хотя это была ответственная просьба внимательного командира, и хотя продолжение операций у Кап-д'Антифер было официальным, на следующий день это закончилось катастрофой, когда флаг-офицер не смог сообщить всем, кто связан с воздушными операциями, о разрешении на продление срока действия. минно-тральные операции в этом районе.
- Джейсон руководил 1-й тральной флотилией в траловых операциях, когда около полудня над ним низко пролетел разведывательный самолет Королевских ВВС (RAF), пилот отражал волны от рот кораблей. Однако примерно через девяносто минут 16 ракетных « Тайфунов » британских ВВС из 263-й и 266-й эскадрилий, действовавших из Кана , в сопровождении польской эскадрильи «Спитфайров» вылетели из-под солнца и атаковали Бритомарт . Затем они вернулись для второй атаки, поразив Гусара. и Саламандра . Многие моряки двух кораблей сейчас находились в воде, подвергаясь обстрелу немецких береговых батарей. В результате этого дружеского пожара « Бритомар» и «Гусар» затонули, а «Саламандра» превратилась в затонувший корабль, плававший в спокойной воде. Джейсон был поврежден, но не уничтожен и начал спасать выживших. Она также поставила дым, чтобы помешать немецким береговым батареям, и взяла Саламандру на буксир. Корабль удалось спасти от затопления, но он был поврежден и не подлежал ремонту. Вскоре другие корабли в этом районе помогли спасти пострадавших моряков. HMS Gozo и корабли 6-й тральной флотилии находились в этом районе, готовясь присоединиться к Джейсону , и стали свидетелями атаки.
«Чувствуется, что ярость и жестокость согласованных атак ряда самолетов «Тайфун», вооруженных ракетами и пушками, — это испытание, которое нужно выдержать, чтобы его по-настоящему оценить». |
А/командир. Тревор Крик из HMS Jason |
- Сто семнадцать военнослужащих Королевского флота были убиты и 149 ранены, многие серьезно. Это была самая жестокая атака, которую пережил любой корабль во время операции «Нептун» , и командир HMS Jason , исполняющий обязанности командующего Тревор Крик, был удостоен военного Ордена Британской империи за «хладнокровие, храбрость и преданность долгу». Четыре других командира корабля были удостоены степени MBE, в том числе лейтенант Джон Салман с HMS Colsay , который во время инцидента был ранен в спину. Королевские ВВС были реабилитированы, но исполняющий обязанности командующего Д.Н. Венейблс DSC получил строгий выговор за халатность, не проинформировавшую флаг-офицера Британского штурмового района об изменении приказа.
Затем Джейсона отправили на ремонт в Портсмут. Пройдет месяц, прежде чем она вернется на действительную военную службу. Последние два месяца 1944 года она действовала из Остенде, прочесывая побережье Бельгии. В январе 1945 года 1-я флотилия тральщиков была переведена в Харвич для противодействия минированию немецких катеров и сверхмалых подводных лодок . В феврале Джейсона номинировали на переподготовку в Лондоне .
В апреле 1945 года он присоединился к 1-й тральной флотилии в Харвиче и продолжил траление в Северном море . Это была одна задача, которая не была завершена с наступлением Дня Победы , и она продолжала выполнять эту работу до тех пор, пока серьезное столкновение в Северном море с HMS Hazard не вызвало серьезных структурных повреждений, вынудивших вернуться в Портсмут для ремонта. После ремонта ее вновь отправили продолжать разминирование в Северном море.
Грузовое судно
[ редактировать ]Он был продан компании Wheelock Marden & Co. 3 сентября 1946 года, переименован в Jaslock и переоборудован в грузовое судно. Эта карьера продлилась недолго, и в 1950 году она распалась.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Браун 2012 , стр. 121–123.
- ^ Гаага 1993 , с. 13
- ^ Jump up to: а б с д и Гардинер и Шено 1980 , с. 63
- ^ Jump up to: а б с д Лентон и Колледж 1973 , стр. 201–202.
- ^ Гардинер и Шено 1980 , стр. 63–64
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К. (2012). От Нельсона до авангарда: проектирование и разработка военного корабля 1923–1945 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-149-6 .
- Гардинер, Роберт; Шено, Роджер, ред. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Гаага, Арнольд (1993). Шлюпы: история 71 шлюпа, построенного в Великобритании и Австралии для военно-морских сил Великобритании, Австралии и Индии в 1926–1946 годах . Кендал, Англия: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-67-3 .
- Лентон, ХТ; Колледж, Джей-Джей (1973). Военные корабли Второй мировой войны (Второе изд.). Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0403-Х .