Немецкий эсминец Z25
![]() Корабль-близнец Z29 , 1945 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Z25 |
Заказал | 23 апреля 1938 г. |
Строитель | AG Weser ( Дешимаг ), Бремен |
Номер двора | W959 |
Заложен | 15 февраля 1939 г. |
Запущен | 16 марта 1940 г. |
Завершенный | 30 ноября 1940 г. |
Захваченный | 6 мая 1945 г. |
![]() | |
Имя | Кивок |
Тезка | Генерал Лазар Ош |
Приобретенный | 2 февраля 1946 г. |
Выведен из эксплуатации | 20 августа 1956 г. |
В эксплуатации | август 1946 г. |
Переименован | Q102 , 2 января 1958 г. |
пораженный | 2 января 1958 г. |
Судьба | Списано , 1961 год. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Эсминец типа 1936А |
Смещение |
|
Длина | 127 м (416 футов 8 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Черновик | 4,43 м (14 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 паротурбинных агрегата с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 2500 миль (4600 км; 2900 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 332 |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Командиры: | Карл-Хайнц Бирнбахер |
Z25 был одним из пятнадцати эсминцев типа 1936А, построенных для Кригсмарине (ВМС Германии) во время Второй мировой войны . Построенный в 1940 году, корабль провел большую часть войны в норвежских водах , сопровождая немецкие корабли и устанавливая минные поля , несмотря на то, что в начале 1942 года отправился во Францию для прохода по Ла-Маншу , сопровождая два линкора и тяжелый крейсер домой через Ла-Манш . Она активно атаковала арктические конвои, перевозившие военные материалы в Советский Союз в 1941–1942 годах, но помогла потопить только один корабль союзников.
ее перевели на Балтику Проблемы с двигателем в 1943 году сильно ограничили ее деятельность, и в начале 1944 года после завершения ремонта . Z25 провел большую часть оставшейся части войны, сопровождая корабли во время немецкой эвакуации из Восточной Пруссии и бомбардируя советские войска. Корабль был захвачен союзниками в мае 1945 года и провел остаток года под британским контролем, пока союзники решали, как распорядиться захваченными немецкими кораблями.
В конечном итоге в начале 1946 года он был передан Франции и переименован в Hoche . Позже в том же году он вступил в строй и в 1947 году совершил круиз по французским колониям в Африке. В начале 1949 года корабль был выведен в резерв , а затем с 1950 по 1953 год началась реконструкция, в ходе которой он превратился в эскортный быстроходный эсминец . Изношенный к 1956 году, Хош был признан слишком дорогим в ремонте и был выведен из эксплуатации позже в том же году . Корабль был списан в 1958 году и сдан на слом в 1961 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]
Эсминцы типа 1936А были немного крупнее предыдущего типа 1936 года и имели более тяжелое вооружение. Они имели общую длину 127 метров (416 футов 8 дюймов) и длину по ватерлинии 121,90 метра (399 футов 11 дюймов) . Корабли имели ширину 12 метров (39 футов 4 дюйма) и максимальную осадку 4,43 метра (14 футов 6 дюймов). Их водоизмещение 2543 длинных тонны (2584 т) при стандартной загрузке и 3543 длинных тонны (3600 т) при глубокой загрузке . Две паровые турбины с зубчатой передачей Вагнера , каждая из которых приводит в движение один гребной вал , были спроектированы для производства 70 000 л.с. (51 000 кВт ; 69 000 л.с. ) с использованием пара, подаваемого шестью водотрубными котлами Вагнера , для расчетной скорости 36 узлов (67 км / ч ; 41 миль в час ). Z25 перевозил максимум 791 метрическую тонну (779 длинных тонн) мазута , что обеспечивало дальность полета 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Ее экипаж состоял из 11 офицеров и 321 матроса. [ 1 ]
Корабль нес четыре 15-сантиметровых (5,9 дюйма) орудия ТбцК С/36 в одиночных установках с орудийными щитками : одно в носовой части надстройки и три в кормовой части. Им были присвоены номера от 1 до 4 спереди назад. Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-сантиметровых (1,5 дюйма) орудий С/30 в двух спаренных установках рядом с задней воронкой и пяти 2-сантиметровых (0,8 дюйма) орудий С/30 в одиночных установках. Z25 нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 сантиметра (21 дюйм) в двух механических установках. [ 1 ] Для каждой установки предусматривалось две перезарядки. У него было четыре пусковые установки глубинных бомб , а на задней палубе можно было установить минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла 60 мин . «GHG» ( Gruppenhorchgerät ) Пассивные гидрофоны были установлены для обнаружения подводных лодок , а S-Gerät также, вероятно, был установлен гидролокатор . Корабль был оборудован FuMO 24/25, радиолокационной станцией установленной над мостиком . [ 1 ] [ 2 ]
Модификации
[ редактировать ]Z25 Единственная передняя 15-см пушка была заменена на двухорудийную 15-см башню LC/38 во время ее ремонта в середине 1942 года. Это усугубило склонность Type 36A забирать воду через носовую часть и снизило их скорость до 32,8 узлов (60,7 км/ч; 37,7 миль в час). [ 3 ] Орудие № 3 позже было снято, чтобы освободить место для дополнительных зенитных орудий по программе «Барбара» 1944 года. К концу войны ее зенитный комплекс состоял из десяти 3,7-см орудий в одинарных и спаренных установках и шестнадцати 2-см орудий в спаренных и счетверенных установках. Большинство, если не все, 3,7-см орудий должны были представлять собой более скорострельную модель Flak M42 . [ 4 ] [ Примечание 1 ]
Радар FuMO 21 заменил FuMO 24/25 в 1944 году, и FuMB 1 Metox , FuMB 3 Bali и FuMB 6 Palau радар-детекторы в том же году были добавлены был установлен радар FuMO 63 Hohentwiel . В 1944–1945 годах вместо кормового прожектора . [ 7 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Z25 был заказан у AG Weser ( Deschimag ) 23 апреля 1938 года. Корабль был заложен на верфи Deschimag в Бремене под номером W959 15 февраля 1939 года, спущен на воду 16 марта 1940 года и вступил в строй 30 ноября. Он закончил работу 26 июня 1941 года и отплыл в Норвегию, но сел на мель у Хаугесунна , повредив оба гребных винта , и был вынужден вернуться в Бремен для ремонта. Z25 был назначен для сопровождения Балтийского флота, временного формирования, построенного вокруг линкора «Тирпиц» , во время его выхода в Аландское море 23–29 сентября, чтобы предотвратить любую попытку советского Краснознаменного Балтийского флота прорваться из Финского залива . [ 8 ]
Два месяца спустя Z25 сопровождала свои однотипные корабли Z23 и Z27 из Германии в Норвегию и 6 декабря прибыла в Тромсё, где была приписана к 8-й Zerstörerflottile (8-й флотилии эсминцев). После прибытия в Киркенес корабль заменил Z26 в качестве флагмана zur See (капитана) Ганса Эрдменгера командующего флотилией Kapitän , так как у последнего эсминца возникли проблемы с двигателем, и он был вынужден вернуться в Германию для ремонта. 16 декабря 1941 года она повела своих сестер Z23 , Z24 и Z27 в Баренцево море на поиски кораблей союзников у побережья Кольского полуострова . На следующий день Z25 радар заметил два корабля в сильном тумане на расстоянии 37,5 километров (23,3 мили). Немцы думали, что это советские эсминцы, но на самом деле это были два британских тральщика , «Хазард» и «Спиди» , шедшие на встречу с конвоем QP 6 . Немцы их перехватили, но сильный туман и гололед не позволили вести точный огонь. Британские корабли смогли уйти, несмотря на четыре попадания в Спиди и большой расход боеприпасов; Z25 и Z27 попытались выпустить 11 торпед между собой, но смогли запустить только по одной. 13 января 1942 года Z25 сопровождал Z23 и Z24 при установке минного поля в западном канале Белого моря . [ 9 ]
29-го числа Z25 отплыл из Киркенеса на встречу с эсминцем Z7 Hermann Schoemann во Флиссингене , Нидерланды , а затем вместе продолжил путь в Брест , Франция , куда они прибыли 7 февраля в рамках подготовки к проходу через Ла-Манш . Немецкие корабли покинули Брест 11 февраля, совершенно удивив британцев. Известно , что во время спорадических атак британцев Z25 не вступал в бой с какими-либо британскими кораблями или самолетами и не был каким-либо образом поврежден. Вскоре после этого корабль присоединился к четырем другим эсминцам в сопровождении тяжелых крейсеров «Принц Ойген» и «Адмирал Шеер» в Тронхейм . Тяжелая погода вынудила три эсминца вернуться в порт, не дойдя до пункта назначения, а «Принц Ойген» был серьезно поврежден британской подводной лодкой после их разделения. [ 10 ]
Противоконвойные операции
[ редактировать ]6 марта «Тирпиц » в сопровождении Z25 и трех других эсминцев совершил боевой вылет для атаки на возвращающийся конвой QP 8 и направлявшийся в Россию PQ 12 в рамках операции «Спортпаласт» («Дворец спорта»). На следующее утро адмирал Отто Сильякс , командующий операцией, приказал эсминцам самостоятельно искать корабли союзников, и они наткнулись на советское грузовое судно водоизмещением 2815 брутто-тонн (GRT) SS Ijora , отставшее от QP 8, позже в тот же день и затонули. ее. Вскоре после этого к ним присоединился Тирпиц , и 8-го числа Цилиакс приказал эсминцам вернуться в Тронхейм после того, как накануне вечером не удалось дозаправить их из-за сильного волнения на море и обледенения. [ 11 ]
28 марта Z26 и ее сестры Z24 и Z25 покинули Варангер-фьорд в попытке перехватить конвой PQ 13 . Позже той же ночью они спасли 61 выжившего с затонувшего грузового судна SS Empire Ranger, а затем потопили отстающее грузовое судно SS Bateau водоизмещением 4687 брт . Они спасли семерых выживших, прежде чем возобновить поиски конвоя. Легкий крейсер HMS Trinidad в сопровождении эсминца HMS Fury заметил немецкие корабли своим радаром в 08:49 29-го числа и примерно в то же время был замечен сам. Обе стороны открыли огонь в упор на расстоянии 3200 ярдов (2900 м) во время метели. Тринидад вступил в бой с ведущим немецким эсминцем Z26 , сильно повредив его, а затем переключился на Z25, не сделав ни одного попадания. В общей сложности эсминцы выпустили по крейсеру 19 торпед, все из которых промахнулись после того, как Тринидад отвернулся, и дважды поразили его из своих 15-см орудий, причинив лишь незначительные повреждения. Британские корабли маневрировали, чтобы избежать попадания торпед, что вынудило их выйти из боя, и Z26 случайно отделилась от своих сестер. [ 12 ]
После того как Фьюри отвернулся, чтобы оказать помощь крейсеру, эсминец HMS Eclipse преследование продолжил , повредив Z26 к 10:20. «Эклипс» маневрировал, чтобы нанести немецкий эсминец удар торпедой, когда снежная буря закончилась и видимость увеличилась, показывая Z24 и Z25 приближающиеся . Они быстро открыли огонь по Эклипс , дважды ранив ее и ранив девять человек, прежде чем она смогла найти укрытие под шквалом в 10:35. Немецкие корабли не стали преследовать «Затмение» , предпочитая подняться и снять с Z26 88 выживших . [ 13 ]
Два эсминца, теперь усиленные Z7 Hermann Schoemann и приписанные к Zerstörergruppe Arktis (группа эсминцев Арктика) под командованием Kapitän zur See Alfred Schulze-Hinrichs безуспешно искали конвои PQ 14 и QP 10 . , 11 апреля [ 14 ] 30 апреля немецкая подводная лодка U-456 торпедировала и повредила легкий крейсер «Эдинбург» , входивший в состав непосредственного эскорта конвоя QP 11 . Позже в тот же день троице эсминцев было приказано перехватить ее. На следующий день они столкнулись с основной частью конвоя и атаковали в условиях ограниченной видимости. В течение следующих четырех часов они предприняли пять попыток сблизиться с конвоем, но четыре сопровождающих британских эсминца смогли удержаться между немцами и конвоем. Получив отпор, Шульце-Хинрихс решил прекратить атаку и заняться поисками своей первоначальной цели. Немецкие корабли смогли потопить только грузовое судно водоизмещением 2847 брт «Циолковский» торпедами Z24 и Z25 и сильно повредить эскортный эсминец «Амазонка» артиллерийским огнем. Британские корабли не нанесли ни одного удара по немецким эсминцам. [ 15 ]
Позже в тот же день Эдинбурга первоначальный эскорт из двух эсминцев был дополнен четырьмя британскими тральщиками и небольшим российским буксиром . К утру 2 мая крейсер двигался своим ходом со скоростью около 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) под управлением буксира. Ее заметили немцы, и Z7 Hermann Schoemann вступила в перестрелку с тральщиком Harrier примерно в 06:27 . Затем «Эдинбург» отвязал буксир и увеличил скорость до максимальной примерно 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час), двигаясь по кругу. Пока Z7 Hermann Schoemann маневрировал, чтобы занять удобную позицию для торпедной стрельбы, крейсер открыл огонь в 06:36, почти сразу же перерезав главный паропровод, что вывело из строя двигатели. Z25 первоначально вступил в бой с эсминцем Forester , трижды поразив его примерно в 06:50, в результате чего были выведены из строя два орудия и выведена из строя его мощность попаданием в переднюю котельную . Через несколько минут ее сестра Форсайт прошла перед Форестером, чтобы привлечь внимание Z24 и Z25 , которые преуспели слишком хорошо, поскольку к 07:24 в нее ударили четыре раза, в результате чего двигатели были отключены, и у нее осталась только одна работоспособная пушка. Тем временем в 07:02 крейсер еще раз попал под торпеду, однако она лишь вывела из строя его двигатели и дала ему крен на левый борт. Вместо того, чтобы потопить какой-либо из трех вышедших из строя британских кораблей или легковооруженных тральщиков, Z24 и Z25 сосредоточились на спасении экипажа дрейфующего Z7 Hermann Schoemann , несмотря на случайные британские снаряды. Первый предпринял несколько попыток приблизиться к нему, чтобы убрать около 210 выживших, а второй поставил дымовую завесу. Затем Z7 Hermann Schoemann был затоплен собственными глубинными бомбами. Z24 не пострадал во время боя, но Z25 был ранен в радиорубке, в результате чего четыре человека были убиты и семь ранены. В ходе операции Zauberflote («Волшебная флейта») Z25 , эсминец Z5 Paul Jacobi и два торпедных катера сопровождали сильно поврежденный Prinz Eugen из Тронхейма в Киль с 16 по 18 мая. Вскоре после прибытия на эсминце начался длительный ремонт, продлившийся до ноября. [ 16 ]
11 ноября корабль сопровождал легкий крейсер «Нюрнберг» из Свинемюнде в Тронхейм. В феврале 1943 года он отплыл в Германию, готовясь продолжить путь во Францию, но из-за проблем с двигателем этот план был отменен 5 марта. Z25 вернулась в воды Норвегии 22 апреля, но из-за продолжающихся проблем с двигателем она практически не работала до возвращения в Германию для капитального ремонта в августе. Во время ходовых испытаний в заливе Данциг ударная волна от взрыва близлежащей шахты вывела из строя левую турбину и потребовала дальнейшего ремонта. [ 17 ]
Балтийские операции
[ редактировать ]Теперь приписанный к 6-й Zerstörerflotille , Z25 и три других эсминца флотилии были переброшены в Финский залив для поддержки там минных постановок, Z25 прибыл в Ревель , Эстония , 13 февраля 1944 года. Первоначально флотилия получила задание сопровождать конвои. между Либавой , Латвией , и Ревелем, но заложила свое первое минное поле в Нарвском заливе 12 марта, обстреливая советские позиции на восточном берегу залива. До июля им в первую очередь было поручено выполнять роль минных заградителей. [ 18 ] В рамках подготовки к операции «Танне Вест» — оккупации Аландских островов в случае капитуляции Финляндии — флотилия 28 июня сопровождала тяжелый крейсер «Лютцов» к острову Утё , но операция была отменена, и корабли вернулись в порт. [ 19 ]
30 июля и 1 августа Z25 и три других эсминца флотилии вошли в Рижский залив для бомбардировки советских позиций внутри страны. 5 августа они сопровождали «Принц Ойген», когда она поражала цели на острове Эзель в Эстонии и в Латвии 19–20 августа. С 15 по 20 сентября корабль помог эвакуировать 23 172 человека из Ревеля перед лицом наступающих Советов. 21 августа корабль вместе с эсминцем Z28 переправил 370 человек из Балтишпорта , Эстония, в Либаву. На следующий день она сопровождала корабли с эвакуированными людьми из Аландского моря в Готенхафен , Германия. 10 октября Z25 переправила 200 подкреплений в Мемель и на следующий день эвакуировала 200 женщин-вспомогательных военно-морских сил. По возвращении корабль обстрелял цели возле Мемеля. Затем он был слегка поврежден в результате предполагаемого попадания торпеды, а вибрация от ее собственных орудий вызвала утечку масла в одном из ее топливных баков. [ 20 ]
4 ноября Z25 был переведен в 8-ю Zerstörerflotille и поддерживал Лютцова и Принца Ойгена, когда они занимали советские позиции в Сворбе на эстонском острове Сааремаа в период с 19 по 24 ноября. Он был переоборудован в декабре, а затем бомбардировал советские войска к востоку и югу от Кенигсберга вместе с «Принцем Ойгеном» и двумя торпедными катерами 29–30 января 1945 года и снова 2–5 февраля, чтобы позволить отрезанным частям немецкой армии прорваться в дружественные части. территория. Затем корабль сопровождал множество кораблей с беженцами, перевозивших эвакуированных между Готенхафеном и Засницем, а 20-го числа он подверг бомбардировке советские позиции возле бывшего города. Месяц спустя Z25 и Z5 Paul Jacobi сопровождали океанский лайнер Potsdam , военный корабль SS Goya и целевой корабль Canonier, когда они переправляли 22 000 беженцев в Копенгаген, Дания, 26 марта. Корабль продолжал сопровождать корабли беженцев между Хелой и дружественной территорией в течение апреля и мая. 5-го числа она помогла переправить 45 000 беженцев в Копенгаген и вернулась, чтобы переправить еще 20 000 в Копенгаген. Глюксбург , Германия, 9-го числа. На следующий день Z25 был выведен из эксплуатации . [ 21 ]
Французский сервис
[ редактировать ]После войны Z25 отплыл в Вильгельмсхафен и был отремонтирован, чтобы сохранить мореходные качества , пока союзники решали, как разделить уцелевшие корабли Кригсмарине между собой в качестве военных репараций . Корабль был передан Великобритании в конце 1945 года и прибыл в Росайт , Шотландия , 6 января 1946 года. После протестов Франции по поводу его исключения британцы передали четыре из выделенных им эсминцев, и Z25 прибыл в Шербур. 2 февраля . Двумя днями позже он был зачислен во французский флот под именем Hoche , в честь генерала Лазара Гоша . Корабль был приписан к 1-й дивизии больших эсминцев ( контре-торпиллеров ) и поступил в строй в сентябре, когда проводил тренировки с лёгким авианосцем «Арроманш» . В марте-июне 1947 года входил в состав эскорта линкора « Ришелье» во время Франции президента Винсента Ориоля визита в Западную и Северную Африку . Хош посетил Портсмут , Англия, в декабре 1948 года, а 1 января 1949 года был переведен в резерв. С 1950 по 1953 год корабль был перестроен в Escorteur Rapide (быстрый эсминец сопровождения) с новым вооружением и электроникой и базировался в Тулоне для противолодочных испытаний. К 1956 году потребовался капитальный ремонт, но он был неэкономичным, и 20 августа он был выведен в резерв, а 1 сентября был выведен из эксплуатации. Хош был осужден и переименован в Q102 2 января 1958 года; она была выставлена на продажу 30 июня и списана на слом в 1961 году. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Источники расходятся во мнениях относительно количества зенитных орудий на борту корабля. Куп и Шмолке не приводят общих итогов, но утверждают, что цифры, указанные Уитли, были в дополнение к исходному оружию. [ 5 ] Грёнер говорит, что в конце войны на корабле было установлено десять 3,7-см и семнадцать 2-см орудий. [ 6 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Грёнер, стр. 203–04.
- ^ Уитли, стр. 68, 71–72.
- ^ Грёнер, с. 203; Куп и Шмолке, с. 105
- ^ Уитли, стр. 73–74.
- ^ Куп и Шмолке, с. 34
- ^ Грёнер, с. 203
- ^ Грёнер, с. 204; Куп и Шмолке, с. 40
- ^ Куп и Шмолке, стр. 24, 105; Ровер, с. 103
- ^ Куп и Шмолке, с. 105; Ровер, стр. 127, 135; Уитли, стр. 131–32
- ^ Куп и Шмолке, с. 105; Ровер, с. 143; Уитли, стр. 118–20, 132–33.
- ^ Уитли, стр. 133–34.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, 2007 г., стр. 27–29; Уитли, стр. 135–36.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, 2007 г., стр. 29–30; Уитли, с. 136
- ^ Ровер, с. 158; Уитли, стр. 136–37.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, 2007 г., стр. 37–39; Ровер, с. 162; Уитли, стр. 136–38.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, 2007 г., стр. 40–42; Куп и Шмолке, с. 105; Уитли, стр. 138–40.
- ^ Куп и Шмолке, стр. 105–06; Уитли, стр. 145–46.
- ^ Куп и Шмолке, с. 106; Уитли, стр. 173–75.
- ^ Ровер, стр. 339.
- ^ Куп и Шмолке, с. 106
- ^ Куп и Шмолке, стр. 106–07; Ровер, с. 414; Уитли, с. 180
- ^ Куп и Шмолке, с. 107; Уитли, стр. 196–97.
Ссылки
[ редактировать ]- Исторический отдел Адмиралтейства (2007). Королевский флот и арктические конвои . Истории штабов ВМФ. Абингдон, Великобритания: История Уайтхолла совместно с Routledge. ISBN 978-0-7146-5284-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2003). мировой войны Немецкие эсминцы Второй Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .