Немецкий эсминец Z24
![]() Корабль-близнец Z29 , 1945 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Z24 |
Заказал | 23 апреля 1938 г. |
Строитель | AG Weser ( Дешимаг ), Бремен |
Номер двора | W958 |
Заложен | 2 января 1939 г. |
Запущен | 7 марта 1940 г. |
Завершенный | 23 октября 1940 г. |
Судьба | Потоплен в результате воздушной атаки 25 августа 1944 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Эсминец типа 1936А |
Смещение |
|
Длина | 127 м (416 футов 8 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Черновик | 4,65 м (15 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 паротурбинных агрегата с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 2500 миль (4600 км; 2900 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 332 |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Командиры: |
Z24 был одним из пятнадцати эсминцев типа 1936А, построенных для Кригсмарине (ВМС Германии) во время Второй мировой войны . Построенный в 1940 году, корабль первую половину войны провел в норвежских водах . Она очень активно атаковала арктические конвои, перевозившие военные материалы в Советский Союз в 1941–1942 годах, но сама помогла потопить только один корабль союзников.
После перевооружения в конце 1942 года Z24 был переведен во Францию, где провел 1943 год, сопровождая Оси блокадников через Бискайский залив , и сыграл второстепенную роль в битве в Бискайском заливе в конце года. После высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года он был одним из немногих оставшихся эсминцев во французских водах и несколько дней спустя был серьезно поврежден во время битвы при Ушане . После завершения ремонта в начале августа корабль был поврежден истребителями-бомбардировщиками союзников в середине августа. Позже в том же месяце еще одна атака истребителей-бомбардировщиков потопила Z24 .
Дизайн и описание
[ редактировать ]
Эсминцы типа 1936А были немного крупнее предыдущего типа 1936 года и имели более тяжелое вооружение. Они имели общую длину 127 метров (416 футов 8 дюймов) и длину по ватерлинии 121,90 метра (399 футов 11 дюймов) . Корабли имели ширину 12 метров (39 футов 4 дюйма) и максимальную осадку 4,62 метра (15 футов 2 дюйма). Их водоизмещение 2603 длинных тонны (2645 т) при стандартной загрузке и 3605 длинных тонн (3663 т) при глубокой загрузке . Две паровые турбины с зубчатой передачей Вагнера , каждая из которых приводит в движение один гребной вал , были спроектированы для выработки 70 000 л.с. (51 000 кВт ; 69 000 л.с. ) с использованием пара, подаваемого шестью водотрубными котлами Вагнера , для расчетной скорости 36 узлов (67 км / ч ; 41 миль в час ). Z24 перевозил максимум 791 метрическую тонну (779 длинных тонн) мазута , что обеспечивало дальность полета 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Ее экипаж состоял из 11 офицеров и 321 матроса. [ 1 ]
Корабль нес четыре 15-сантиметровые (5,9 дюйма) орудия ТбцК С/36 в одиночных установках с орудийными щитками : одно в носовой части надстройки и три в кормовой части. Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-сантиметровых (1,5 дюйма) орудий С/30 в двух спаренных установках рядом с задней воронкой и пяти 2-сантиметровых (0,8 дюйма) орудий С/30 в одиночных установках. Z24 нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 сантиметра (21 дюйм) в двух механических установках. [ 1 ] Для каждой установки предусматривалось две перезарядки. У него было четыре пусковые установки глубинных бомб , а на задней палубе можно было установить минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла 60 мин . «GHG» ( Gruppenhorchgerät ) Пассивные гидрофоны были установлены для обнаружения подводных лодок , а S-Gerät также, вероятно, был установлен гидролокатор . Корабль был оборудован FuMO 21, радиолокационной станцией установленной над мостиком . [ 1 ] [ 2 ]
Модификации
[ редактировать ]Z24 Единственная передняя 15-см пушка была заменена на двухорудийную 15-см башню LC/38 во время ее переоборудования в конце 1942 года. Это усугубило склонность Type 36A забирать воду через носовую часть и снизило их скорость до 32,8 узлов (60,7 км/ч; 37,7 миль в час). Примерно в то же время Z24 получила пару счетверенных 2-см орудий и еще три одиночные 2-см пушки, что в общей сложности составило шестнадцать 2-см орудий. Позже был добавлен радар- детектор FuMB 1 Metox . Когда корабль пришвартовался в Бресте, Франция , в июне 1944 года, пара счетверенных 2-сантиметровых установок заменила одиночные орудия, установленные на миделе корабля . [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Z24 был заказан у AG Weser ( Deschimag ) 23 апреля 1938 года. Корабль был заложен на верфи Deschimag в Бремене под номером W958 2 января 1939 года, спущен на воду 7 марта 1940 года и вступил в строй 23 октября. После отработки в марте 1941 года он начал сопровождать корабли между Балтикой и Норвегией. 12–13 июня Z24 был одним из эскортов тяжелого крейсера Lützow, когда последний корабль пытался прорваться в Атлантику . Несколько самолетов «Бристоль Бофорт» заметили Лютцов и ее эскорт у норвежского побережья, а одному удалось застать их врасплох и торпедировать крейсер рано утром 13 июня, что вынудило его вернуться в Германию для ремонта. Z24 была переброшена в Брест 16 числа вместе со своей сестрой Z23 , и они помогали сопровождать линкор «Шарнхорст» через Бискайский залив 20–24 июля и прикрывали переход торгового рейдера «Орион» через залив 21–28 августа. . 23 октября им было приказано отправиться в северную Норвегию. [ 4 ]
В конце ноября «Сестры» достигли Тромсё и были приписаны к 8-й Zerstörerflottile (8-й флотилии эсминцев). 17 декабря Z24 со своими сестрами Z23 , Z25 и Z27 вместе совершил вылет в Баренцево море 16 декабря 1941 года в поисках кораблей союзников у побережья Кольского полуострова . На следующий день Z25 радар заметил два корабля в сильном тумане на расстоянии 37,5 километров (23,3 мили). Немцы думали, что это советские эсминцы, но на самом деле это были два британских тральщика , «Хазард» и «Спиди» , шедшие на встречу с конвоем QP 6 . Немцы их перехватили, но сильный туман и гололед не позволили вести точный огонь. Британские корабли смогли уйти, несмотря на четыре попадания в Спиди и большой расход боеприпасов. 13 января 1942 года Z25 сопровождал Z23 и Z24 при установке минного поля в западном канале Белого моря . Неделю спустя Z23 случайно протаранил Z24 в сильном тумане 20 января, вынудив последнего вернуться в Везермюнде для ремонта. [ 5 ]
Противоконвойные операции
[ редактировать ]корабль сопровождал тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» После их завершения 18 марта в Норвегию. Десять дней спустя Z24 и ее сестры Z25 и Z26 покинули Варангер-фьорд в попытке перехватить конвой PQ 13 . Позже той же ночью они спасли 61 выжившего с затонувшего грузового судна SS Empire Ranger, а затем потопили отстающее водоизмещением 4687 брутто-тонн (GRT) грузовое судно SS Bateau . Они спасли семерых выживших, прежде чем возобновить поиски конвоя. Легкий крейсер HMS Trinidad в сопровождении эсминца HMS Fury заметил немецкие корабли своим радаром в 08:49 29-го числа и примерно в то же время был замечен сам. Обе стороны открыли огонь в упор на расстоянии 3200 ярдов (2900 м) во время метели. Тринидад вступил в бой с ведущим немецким эсминцем Z26 , сильно повредив его, а затем переключился на Z25, не сделав ни одного попадания. В общей сложности эсминцы выпустили по крейсеру 19 торпед, все из которых промахнулись после того, как Тринидад отвернулся, и дважды поразили его из своих 15-см орудий, причинив лишь незначительные повреждения. Британские корабли маневрировали, уклоняясь от торпед, что вынудило их выйти из боя и Z26 случайно разлучилась со своими сестрами. Тринидад и Фьюри преследовали Z26 и еще больше повредили ее, прежде чем Тринидад был поврежден одной из ее собственных торпед. [ 6 ]
Эсминец HMS Eclipse начал преследование после того, как Фьюри отвернулся, чтобы оказать крейсеру помощь. После шестого попадания британского эсминца Z26 потерял мощность в 10:20 и накренился на левый борт с затопленной кормой. «Эклипс» маневрировал, чтобы нанести немецкий эсминец удар торпедой, когда снежная буря закончилась и видимость увеличилась, показывая Z24 и Z25 приближающиеся . Они быстро открыли огонь по Эклипс , дважды ранив ее и ранив девять человек, прежде чем она смогла найти укрытие под шквалом в 10:35. Немецкие корабли не стали преследовать «Затмение» , предпочитая подняться и снять с Z26 88 выживших . [ 7 ]
Два эсминца, теперь усиленные Z7 Hermann Schoemann и приписанные к Zerstörergruppe Arktis (Группа эсминцев Арктика) под командованием Kapitän zur See (капитана) Альфреда Шульце-Хинрихса безуспешно искали конвои PQ 14 и QP 10 . , 11 апреля [ 8 ] 30 апреля немецкая подводная лодка U-456 торпедировала и повредила легкий крейсер «Эдинбург» , входивший в состав непосредственного эскорта конвоя QP 11 . Позже в тот же день троице эсминцев было приказано перехватить ее. На следующий день они столкнулись с основной частью конвоя и атаковали в условиях ограниченной видимости. В течение следующих четырех часов они предприняли пять попыток сблизиться с конвоем, но четыре сопровождающих британских эсминца смогли удержаться между немцами и конвоем. Получив отпор, Шульце-Хинрихс решил прекратить атаку и заняться поисками своей первоначальной цели. Немецкие корабли смогли потопить только грузовое судно водоизмещением 2847 брт «Циолковский» торпедами Z24 и Z25 и сильно повредить эскортный эсминец «Амазонка» артиллерийским огнем. Британские корабли не нанесли ни одного удара по немецким эсминцам. [ 9 ]
Позже в тот же день Эдинбурга первоначальный эскорт из двух эсминцев был дополнен четырьмя британскими тральщиками и небольшим российским буксиром . К утру 2 мая крейсер двигался своим ходом со скоростью около 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) под управлением буксира. Ее заметили немцы, и Z7 Hermann Schoemann вступила в перестрелку с тральщиком Harrier около 06:27 . Затем «Эдинбург» отвязал буксир и увеличил скорость до максимальной примерно 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час), двигаясь по кругу. Z7 Hermann Schoemann маневрировал на скорости 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час), чтобы занять хорошую позицию для стрельбы торпедами, как только дальность приблизится к 2800 метрам (3100 ярдов). В 06:36 крейсер открыл огонь, причем первый залп промахнулся всего на 100 метров (110 ярдов). Эсминец немедленно отвернулся, увеличил скорость до 31 узла (57 км/ч; 36 миль в час) и начал дымить , но безрезультатно, так как второй залп поджег его и перерезал главный паропровод, что вывело из строя двигатели. Z25 первоначально вступил в бой с эсминцем Forester , трижды поразив его примерно в 06:50, в результате чего были выведены из строя два орудия и выведена из строя его мощность попаданием в переднюю котельную . Через несколько минут ее сестра Форсайт прошла перед Форестером, чтобы привлечь внимание Z24 и Z25 , что преуспело слишком хорошо, поскольку к 07:24 она получила четыре попадания, в результате чего двигатели были отключены, и у нее осталась только одна работающая пушка. Тем временем в 07:02 крейсер еще раз был поражен торпедой, однако она лишь вывела из строя его двигатели и дала ему крен на левый борт. Вместо того, чтобы потопить какой-либо из трех вышедших из строя британских кораблей или легковооруженных тральщиков, Z24 и Z25 сосредоточились на спасении экипажа дрейфующего Z7 Hermann Schoemann , несмотря на случайные британские снаряды. Первый предпринял несколько попыток приблизиться, чтобы убрать около 210 выживших, а второй поставил дымовую завесу. Затем Z7 Hermann Schoemann был затоплен собственными глубинными бомбами. Z24 в ходе боя остался невредимым, но Z25 был поражен один раз. [ 10 ]
Корабль принял участие в предварительных этапах операции Rösselsprung — попытке перехватить конвой PQ 17 в начале июля. Лютцов и ее сестра адмирал Шеер сформировали одну группу в Нарвике с Z24 и четырьмя ее сестрами, а адмирал Хиппер и линкор «Тирпиц» составили другую. По пути к месту встречи в Лютцов Альтафьорде и три эсминца сели эскорта Тирпица на мель , вынудив всю группу отказаться от операции. 12 июля Z24 сопровождал один из поврежденных эсминцев в Киль , а затем начал длительный ремонт в Везермюнде, который длился до января 1943 года. [ 11 ]
Операции во Франции
[ редактировать ]5 марта 1943 года 8-й флотилия Zerstörer ( Z23 , Z24 , Z32 и Z37 ) была переброшена через Ла-Манш к французскому атлантическому побережью в рамках операции «Карин». Несмотря на атаки британской береговой артиллерии и торпедных катеров , флотилия сумела пройти через Дуврский пролив невредимой, но Z37 сел на мель в Гавре по пути . Флотилия обеспечивала дальнее прикрытие попытки итальянского блокадника Гималаев отплыть на Дальний Восток 28 марта, но кораблю пришлось вернуться в Бордо после того, как его заметил британский самолет-разведчик. Двумя днями позже флотилия сопровождала итальянского блокадника Пьетро Орсеоло через Бискайский залив, несмотря на то, что корабль был торпедирован американской подводной лодкой и подвергся сильной атаке истребителей-бомбардировщиков Bristol Beaufighter и бомбардировщиков-торпедоносцев Beaufort ; немецкие эсминцы сбили пять атакующих самолетов. 9 апреля «Гималаи» предприняли еще одну попытку прорыва, но корабли были замечены «Шорт Сандерленд» летающей лодкой . После изменения курса на них напали Бомбардировщики Vickers Wellington и Handley Page Hampden торпедоносцы . Пятеро нападавших были сбиты. 14 июня Z24 и Z32 отправились в Бискайский залив, чтобы поднять на борт выживших с затонувшей немецкой подводной лодки U-564 , которую спасла U-185 . До конца лета флотилия сопровождала подводные лодки через залив. 24–26 декабря корабль сопровождал блокадник MV Osorno водоизмещением 6951 брутто через Бискайский залив. [ 12 ]
водоизмещением 2729 брт Другой нарушитель блокады, рефрижераторный грузовой корабль MV Alsterufer , отставал от Осорно на несколько дней, а четыре эсминца, включая Z24 , из 8-й флотилии и шесть торпедных катеров из 4-й торпедоботфлотилии (4-й флотилии торпедных катеров) вышли в плавание 27 декабря. проводить ее через бухту. Союзники знали об этих нарушителях блокады благодаря их «Ультра» усилиям по взлому кодов и разместили крейсеры и самолеты в Западной Атлантике, чтобы перехватить их в ходе операции «Стоунволл» . Consolidated B-24 Liberator Позже в тот же день тяжелый бомбардировщик из 311-й эскадрильи Королевских ВВС затонул Альстеруфер . Около полудня 28 декабря британские крейсеры «Глазго» и «Энтерпрайз» , патрулировавшие Бискайский залив с целью перехвата блокадников, перехватили немецкие эсминцы и торпедные катера, что привело к битве в Бискайском заливе . Тяжелое волнение на море не позволило немецким войскам использовать свое теоретическое преимущество в скорости и огневой мощи: эсминец Z27 и торпедные катера T25 и T27 были затоплены. Z24 не был атакован британскими крейсерами, не стрелял из своего оружия, и во время боя у него возникли проблемы с двигателем. [ 13 ]
14 января 1944 года корабль начал ремонт в Ла-Паллисе , который завершился в начале мая. получил известие о высадке союзников в Нормандии После того, как 6 июня капитан цур Зее Теодор фон Бехтольсхайм , командир 8-й Zerstörerflottile приказал трем оставшимся эсминцам Z24 , Z32 , ZH1 и торпедному катеру T24 отправиться в Брест. начать операции против флота вторжения. Во время путешествия они были атакованы истребителями Beaufighter: Z32 был поврежден парой ракет, а один самолет был вынужден броситься на посадку . Достигнув Бреста, Z24 и Z32 получили усиление зенитных комплексов. В ночь с 8 на 9 июня четыре корабля отправились из Бреста в Шербур , но были перехвачены восемью эсминцами союзников из 10-й флотилии эсминцев в битве при Ушане . Немецкие корабли были замечены первыми, и британцы первыми открыли огонь, на что немцы ответили залпом из четырех торпед с каждого эсминца, который промахнулся, когда корабли союзников повернулись, чтобы уклониться от них. Их огонь был чрезвычайно эффективен. Z24 получила серьезные повреждения всего через несколько секунд после первого залпа. Расстояние было настолько близким, что обе стороны вступили в бой из своих 40-мм (1,6 дюйма) или 37-мм зенитных орудий, что значительно увеличило ущерб, нанесенный Z24 . Корабли союзников поразили немецкий эсминец пятью снарядами калибра 4,7 дюйма (120 мм), прежде чем он смог задымить и выйти из боя. Первый снаряд попал в 15-сантиметровое погрузочное отделение башни, прервав всякую связь с башней, а другой снаряд разрушил носовую надстройку, убив 13 человек, и поджег радиорубку. Другие снаряды попали в носовое машинное отделение , подожгли кормовую трубу и несколько готовых боеприпасов и разрушили одну из на миделе корабля счетверенных 2-сантиметровых артиллерийских установок . Два канадских эсминца преследовали Z24 и T24, пока немецкие корабли не прошли мимо минного поля и позже тем же вечером не достигли Бреста. [ 14 ]
Корабль находился в ремонте в Бордо с 13 июля по 5 августа, но 14-го числа у острова Руайан был атакован истребителями-бомбардировщиками союзников . В нее попали пять ракет и девяносто 20-мм снарядов, повредивших ее надстройку и орудийную башню. Z24 был атакован ракетоносцами Beaufighter у Ле-Вердон-сюр-Мер вернулся в Бордо для ремонта, но 24 августа . Корабль получил три удара, в результате атаки один человек погиб, а другой был ранен. ей удалось подойти к пристани На следующий день , но позже она перевернулась и затонула. Ее экипаж вошел в состав защитника Festung Gironde (Крепости Жиронды), продержавшегося до капитуляции Германии в мае 1945 года. [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Грёнер, стр. 203–04.
- ^ Уитли, стр. 68, 71–72.
- ^ Грёнер, с. 203; Куп и Шмолке, стр. 40, 105; Уитли, с. 159
- ^ Куп и Шмолке, стр. 24, 102; Ровер, с. 78, 110; Уитли, стр. 116, 122–24
- ^ Куп и Шмолке, стр. 102, 104; Ровер, стр. 127, 135; Уитли, стр. 131–32
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, 2007 г., стр. 27–29; Уитли, стр. 135–36.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, 2007 г., стр. 29–30; Уитли, с. 136
- ^ Ровер, с. 158; Уитли, стр. 136–37.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, 2007 г., стр. 37–39; Ровер, с. 162; Уитли, стр. 136–38.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, 2007 г., стр. 40–42; Куп и Шмолке, с. 104; Уитли, стр. 138–40.
- ^ Куп и Шмолке, с. 104; Уитли, с. 141
- ^ Куп и Шмолке, с. 105; Ровер, стр. 236, 241, 256, 294; Уитли, стр. 145–46, 148
- ^ Ровер, с. 295; Уитли, с. 149
- ^ Ровер, с. 332; Уитли, стр. 158–161.
- ^ Куп и Шмолке, с. 105; Ровер, с. 347; Уитли, стр. 162–63.
Ссылки
[ редактировать ]- Исторический отдел Адмиралтейства (2007). Королевский флот и арктические конвои . Истории штабов ВМФ. Абингдон, Великобритания: История Уайтхолла совместно с Routledge. ISBN 978-0-7146-5284-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2003). мировой войны Немецкие эсминцы Второй Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .