Немецкий эсминец Z33
![]() Корабль-близнец Z39 на ходу после войны
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Z33 |
Заказал | 19 сентября 1939 г. |
Строитель | AG Weser ( Дешимаг ), Бремен |
Номер двора | W1003 |
Заложен | 22 декабря 1940 г. |
Запущен | 15 сентября 1941 г. |
Введен в эксплуатацию | 6 февраля 1943 г. |
Выведен из эксплуатации | Конец апреля 1945 г. |
Не работает | начало апреля 1945 г. |
Захваченный | 9 мая 1945 г. |
Судьба | Передан Советскому Союзу 2 января 1946 г. |
![]() | |
Имя | Provornyy (Проворный) |
Тезка | Русское слово "шустрый". |
Приобретенный | 2 января 1946 г. |
Введен в эксплуатацию | 1946 |
Выведен из эксплуатации | 22 апреля 1955 г. |
реклассифицирован |
|
Судьба | Списано , 1962 год. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Тип 1936А (Моб) Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 127 м (416 футов 8 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Черновик | 4,62 м (15 футов 2 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 2950 миль (5460 км; 3390 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 316–336 |
Вооружение |
|
Z33 — эсминец типа 1936A (Mob), построенный для Кригсмарине (ВМС Германии) во время Второй мировой войны . Построенный в 1943 году, корабль был поврежден во время налета на остров Шпицберген в сентябре и весь 1944 год провел в норвежских водах. он был поврежден британской авиацией, атаковавшей линкор «Тирпиц» В июле . Z33 сопровождал конвои с войсками из северной Норвегии, когда немцы начали эвакуацию этого региона, начиная с октября. , он сел на мель В начале 1945 года, направляясь в Балтийское море и был сильно поврежден. Пока корабль буксировали в порт для ремонта, он и его эскорт подверглись союзников нападению истребителей-бомбардировщиков . Z33 наконец достиг Балтики в начале апреля, но был переведен в резерв из-за нехватки топлива . Корабль был переведен в Куксхафен и выведен из эксплуатации незадолго до окончания войны.
Z33 был передан Советскому Союзу в конце 1945 года и сдан в начале 1946 года. переименованный в «Проворный» Корабль, , впоследствии служил в составе ВМФ СССР . В 1954 году он стал учебным кораблем был переоборудован в жилой корабль , а в следующем году . «Проворный» сильно пострадал от пожара в 1960 году и был сдан на слом в 1962 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Эсминцы типа 1936А (Моб) были немного крупнее предыдущего типа 1936А и имели более тяжелое вооружение. Класс имел общую длину 127 метров (416 футов 8 дюймов) и длину по ватерлинии 121,9 метра (399 футов 11 дюймов) . Корабли имели ширину 12 метров (39 футов 4 дюйма) и максимальную осадку 4,62 метра (15 футов 2 дюйма). Их водоизмещение 2657 длинных тонн (2700 т ) при стандартной загрузке и 3691 длинную тонну (3750 т) при глубокой загрузке . Две паровые турбины с зубчатой передачей Вагнера , каждая из которых приводит в движение один гребной вал , были спроектированы для производства 70 000 лошадиных сил (51 000 кВт ; 69 000 л.с. ) с использованием пара, подаваемого шестью водотрубными котлами Вагнера . Корабли имели расчетную скорость 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час), а максимальная скорость составляла 36,1 узла (66,9 км/ч; 41,5 миль в час). [ 1 ] Эсминцы Типа 1936А (Mob) имели достаточно топлива , чтобы обеспечить дальность действия 2239 морских миль (4147 км; 2577 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Экипаж кораблей насчитывал 11–15 офицеров и 305–21 рядовой, плюс еще 4 офицера и 19 рядовых, если они служили флагманом флотилии . [ 2 ]
Корабли типа 1936А (Моб) имели на вооружении пять 15-сантиметровых (5,9 дюйма) орудий ТБЦК С/36 в двухорудийной башне в носовой части и три одиночные установки с орудийными щитками в корме от главной надстройки . Их зенитное было различным, и Z33 вооружение состояли из четырех 3,7-сантиметровых (1,5 дюйма) орудий Flak M42 в паре спаренных установок рядом с задней воронкой и десяти 2-сантиметровых (0,79 дюйма) орудий C/38 в двух счетверенных и два одиночных крепления. Корабли несли восемь торпедных аппаратов диаметром 53,3 сантиметра (21 дюйм) в двух механических установках. Для каждой установки предусматривалась пара торпед перезарядки. У них было четыре пусковые установки глубинных бомб , а на задней палубе можно было установить минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла 60 мин . была установлена система пассивных гидрофонов, обозначенная как «GHG» ( Gruppenhorchgerät ) Для обнаружения подводных лодок . S -Gerät Вероятно , также был установлен гидролокатор . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Корабль был оборудован FuMO 24/25, радаром установленным над мостиком , а также FuMB 3 Bali , FuMB 6 Palau , FuMB 26 Tunis и FuMB 31 радар-детекторами . [ 6 ]
Модификации
[ редактировать ]в 1944–1945 После завершения строительства был добавлен радар-детектор FuMB 4 Sumatra, а был установлен радар FuMO 63 Hohentwiel годах вместо кормового прожектора . В начале апреля 1945 года одну 15-см пушку передали ее сестре Z34 для замены поврежденного орудия. Примерно в это же время с нее сняли зенитные орудия. Когда позднее в том же месяце эсминец был отправлен в Немецкую бухту , его заменили вооружением, взятым с затонувшего тяжелого крейсера «Лютцов» . К концу войны комплекс Z33 зенитный состоял из десяти 3,7-см орудий в пяти спаренных установках и дюжины 2-см орудий в одной счетверенной, двух спаренных и четырех одиночных установок. [ 7 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Z33 был впервые заказан у Seebeckwerft ( вердовой номер 665) как эсминец типа 1938B 28 июня 1939 года, но Кригсмарине отменила заказ в сентябре 1939 года, перезаказав корабль у AG Weser ( Deschimag ) (вердовый номер W1003) как Type Эсминец 1936A (Mob) 19 сентября 1939 года. Корабль был заложен на верфи Deschimag в Бремене 22 декабря 1940 года и спущен на воду 15 сентября 1941 года. Строительство замедлялось из-за нехватки рабочей силы и материалов, и Z33 не был введен в эксплуатацию до 6 февраля 1943 года. [ 8 ]
Корабль отправился в Норвегию вскоре после завершения работы 22 июля. Она приняла участие в операции «Цитронелла» — немецком рейде на остров Шпицберген в сентябре, где по ней 33 раза попала береговая артиллерия , в результате чего 3 члена экипажа были убиты и 25 ранены. [ 9 ] Z33 был одним из эскортов линкора «Шарнхорст» во время операции «Остфронт» 25 декабря — попытки перехватить британский конвой JW 55B , направлявшийся в Советский Союз . На следующий день весь эскорт линкора был отделен, чтобы увеличить вероятность перехвата конвоя, и не участвовал в последовавшем сражении у Нордкапа . [ 10 ] Он оставался в норвежских водах до 1944 года. 17 июля 1944 года Z33 был обстрелян истребителями Vought F4U Corsair флота во Королевского воздушной армии время операции «Талисман» , атаки на линкор «Тирпиц» , но получил лишь поверхностные повреждения. [ 11 ] Начиная с октября корабль сопровождал конвои во время операции «Нордлихт» — эвакуации северной Норвегии. 27 декабря Z33 заложила минное поле у Хоннингсваага вместе со своей сестрой Z31 . два корабля заложили еще одно минное поле у Хаммерфеста . 3 января 1945 года [ 9 ] [ 12 ]

Z33 вылетел в Германию 5 февраля, но сел на мель в Бруфьорде через два дня . В результате удара были серьезно повреждены левый гребной вал и гребной винт , выведены из строя обе турбины и возникло наводнение. [ 9 ] Два дня спустя , находясь на буксире в Тронхейме, он был атакован союзными Bristol Beaufighter, истребителями-бомбардировщиками когда стоял на якоре во фьорде Фёрде . Эсминец получил дополнительные повреждения во время атаки, но он и его сопровождающие сбили семь истребителей Beaufighter, что позже стало известно участвующим эскадрильям как авиаудар «Черная пятница» из-за тяжелых потерь, которые они понесли. [ 13 ] После завершения ремонта он отплыл в Свинемюнде 26 марта и прибыл туда 2 апреля. Из-за нехватки топлива в Германии корабль был поставлен на прикол и дальнейших боев не участвовал. Все ее зенитные орудия были сняты вскоре после ее прибытия. Прежде чем Z33 покинул Свинемюнде 27 апреля для списания в Куксхафене , ее зенитное вооружение было заменено орудиями, взятыми с места крушения Лютцова . [ 14 ]
После войны Z33 отплыл в Вильгельмсхафен и был отремонтирован, чтобы сохранить мореходные качества , пока союзники решали, как разделить уцелевшие корабли Кригсмарине между собой в качестве военных репараций . Корабль был передан Советскому Союзу в конце 1945 года и передан 2 января 1946 года перед отправкой в Лиепаю , Латвия . [ 15 ] Его переименовали в « Проворный » и приписали к Краснознамённому Балтийскому флоту . 30 ноября 1954 года он ненадолго стал учебным кораблем, а 22 апреля 1955 года был реклассифицирован в жилой корабль. В 1960 году «Проворный» сильно пострадал от пожара и затонул у причала . ее сняли с мели , а затем сдали на слом. Два года спустя [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Грёнер (1990), с. 204
- ^ Куп и Шмолке (2014), с. 27
- ^ Уитли (1991), стр. 68, 71–72, 201.
- ^ Грёнер (1990), стр. 203, 206.
- ^ Сиехе (1980), с. 234
- ^ Куп и Шмолке (2014), с. 40
- ^ Куп и Шмолке (2014), стр. 35, 40
- ^ Куп и Шмолке (2014), стр. 24–25; Уитли (1991), с. 34
- ^ Jump up to: а б с д Куп и Шмолке (2014), с. 114
- ^ Уитли (1991), с. 172
- ^ Браун (2009), с. 28
- ^ Ровер (2005), стр. 378, 384.
- ^ Коньерс Несбит (1995), стр. 228–230; Гоултер (1995), с. 254
- ^ Куп и Шмолке (2014), стр. 35, 114
- ^ Уитли (1991), стр. 191–92.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2 .
- Коньерс Несбит, Рой (1995). Ударные крылья: специальные противокорабельные эскадрильи 1942–1945 гг . Лондон: HMSO. ISBN 0-11-772687-7 .
- Гултер, Кристина Дж. М. (1995). Забытое наступление: кампания против судоходства прибрежного командования Королевских ВВС, 1940–1945 гг . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-4147-8 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2014). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-193-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Сиече, Эрвин (1980). "Германия". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 0-85177-146-7 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .