Немецкий эсминец Z20 Карл Гальстер
Чертеж Z20 Карл Гальстер по состоянию на 1945 год.
| |
История | |
---|---|
Нацистская Германия | |
Имя | Карл Гальстер |
Тезка | Карл Гальстер |
Заказал | 6 января 1936 г. |
Строитель | AG Weser ( Дешимаг ), Бремен |
Номер двора | W922 |
Заложен | 14 сентября 1936 г. |
Запущен | 15 июня 1937 г. |
Завершенный | 21 марта 1939 г. |
Судьба | Выделен Советскому Союзу в качестве военного приза. |
История | |
Советский Союз | |
Имя | Prochnyy |
Приобретенный | 6 февраля 1946 г. |
Переименован | ПКЗ 99 , 28 ноября 1954 г. |
реклассифицирован |
|
Судьба | Списано , 1958 год. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Эсминец типа 1936 г. |
Смещение |
|
Длина | 125,1 м (410 футов 5 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 11,8 м (38 футов 9 дюймов) |
Черновик | 4,5 м (14 футов 9 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 2050 миль (3800 км; 2360 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 323 |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Командиры: |
|
Z20 Karl Galster был одним из шести эсминцев типа 1936, построенных для Кригсмарине (ВМС Германии) в конце 1930-х годов. Построенный в начале 1939 года, корабль большую часть времени проводил в тренировках. В сентябре, в начале Второй мировой войны , он первоначально был направлен для постановки минных полей у побережья Германии, но вскоре был переведен на Скагеррак , где проверял нейтральные суда на предмет контрабанды. В конце 1939 — начале 1940 года Z20 «Карл Гальстер» помог установить три наступательных минных поля у английского побережья, которые уничтожили один британский эсминец, рыболовный траулер и двадцать торговых судов. После ремонта, который помешал ему участвовать во вторжении Германии в Норвегию в апреле, корабль был отправлен в Норвегию для выполнения функций сопровождения. Позже в том же году Z20 Karl Galster был переведен во Францию, где совершил несколько атак на британское судоходство.
Корабль вернулся в Германию в начале 1941 года для ремонта и был переведен в Норвегию в июне в рамках подготовки к операции «Барбаросса» — вторжению Германии в Советский Союз. Z20 Карл Гальстер провел некоторое время в начале кампании, проводя патрулирование против судоходства в советских водах, но в целом это было безрезультатно. она сопровождала несколько немецких конвоев в Арктике Позже в том же году , пока проблемы с двигателем не отправили ее обратно в Германию для ремонта. Корабль вернулся в Норвегию в середине 1942 года, но был сильно поврежден, когда сел на мель в июле, и вернулся только в декабре. Z20 «Карл Гальстер» участвовал в нападении Германии ( операция «Цитронелла» ) на норвежский остров Шпицберген , значительно севернее Полярного круга , в сентябре 1943 года. Из-за проблем с двигателем корабль находился в ремонте с ноября по август 1944 года, а затем провел следующий шесть месяцев выполнял обязанности по сопровождению конвоев на юге Норвегии, когда не ставил минные поля.
Примерно в марте 1945 года Z20 «Карл Гальстер» была переведена в Балтийское море , где она помогала сопровождать конвои кораблей с беженцами, а также сама спасала эвакуированных в мае, примерно в то время, когда Германия капитулировала. Когда после войны уцелевшие немецкие военные корабли были разделены между союзниками , корабль в конечном итоге был передан Советскому Союзу. Z20 Карлу Гальстеру был передан в 1946 году и переименован в Прочный . Корабль был переоборудован в учебный корабль стал жилым кораблем в 1950 году, а затем в 1954 году он был списан на слом . Четыре года спустя .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Z20 Karl Galster имел общую длину 120 метров (393 фута 8 дюймов) 125,10 метра (410 футов 5 дюймов) и длину по ватерлинии . Корабль имел ширину 11,8 метра (38 футов 9 дюймов) и максимальную осадку 4,5 метра (14 футов 9 дюймов). Его водоизмещение 2411 длинных тонн (2450 т) при стандартной загрузке и 3415 длинных тонн (3470 т) при глубокой загрузке . Две паровые турбины с зубчатой передачей Вагнера , каждая из которых приводит в движение один гребной вал , были спроектированы для производства 70 000 л.с. (51 000 кВт ; 69 000 л.с. ) с использованием пара, подаваемого шестью котлами Вагнера , для расчетной скорости 36 узлов (67 км / ч ; 41 миль в час ). . [ 1 ] Во время Z20 Karl Galster 16 ходовых испытаний мая 1939 года он достиг скорости 39 узлов (72,2 км / ч; 44,9 миль в час) при мощности 76 500 л.с. (56 300 кВт; 75 500 л.с.). [ 2 ] Корабль перевозил максимум 739 метрических тонн (727 длинных тонн) мазута , что давало дальность полета 2050 морских миль (3800 км; 2360 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Ее экипаж состоял из 10 офицеров и 313 матросов. [ 1 ]
Корабль нес пять 12,7-сантиметровых (5,0 дюймов) орудий SK C/34 в одиночных установках с орудийными щитами , по два наложенных друг на друга , в носовой и кормовой части надстройки . Пятая установка располагалась на крыше задней рубки. Орудия имели номера от 1 до 5 спереди назад. Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-сантиметровых (1,5 дюйма) орудий SK C/30 в двух спаренных установках рядом с задней воронкой и шести 2-сантиметровых (0,8 дюйма) орудий C/30 в одиночных установках. Корабль нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) в двух механических установках. [ 1 ] Для каждой установки предусматривалось две перезарядки. У него было четыре пусковые установки глубинных бомб , а на задней палубе можно было установить минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла 60 мин . [ 3 ] «GHG» ( Gruppenhorchgerät ) Пассивные гидрофоны были установлены для обнаружения подводных лодок активная гидролокационная система. , а к концу 1939 года была установлена [ 4 ]
Модификации
[ редактировать ]на корабле была установлена РЛС FuMO В 1942 году над мостиком 24/25 , а также две РЛС FuMO 63 Hohentwiel , одна из которых заменила кормовой прожектор . FuMB 1 Metox радар-детектор В том же году был установлен . Детали изменений, внесенных в ее зенитный комплекс, недостаточно документированы, но фотосвидетельства показывают, что к началу 1944 года была добавлена счетверенная 2-см установка. Перед концом войны на корабле мидель заменили 2-см орудия. парой 3,7-см пушек Flak M42 в одиночных установках и четырьмя спаренными 2-см орудиями, вероятно, добавленными в носовую надстройку. [ 5 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Z20 Карл Гальстер был назван в честь капитанлейтнанта (лейтенанта) Карла Гальстера, который командовал торпедным катером S22 и погиб в бою 21 марта 1916 года. Корабль был заказан компанией AG Weser ( Deschimag ) 6 января 1936 года. Он был заложен на верфи Дешимаг в Бремене. верфь под номером W922 14 сентября 1937 года, спущена на воду 15 июня 1938 года и введена в эксплуатацию 21 марта 1939 года. В июле она посетила Ондалснес , Норвегия, а затем в следующем месяце приняла участие в учениях по торпедной подготовке. [ 6 ]
Когда в сентябре началась Вторая мировая война, Z20 Karl Galster первоначально был развернут в Немецкой бухте , где закладывал оборонительные минные поля. Затем корабль патрулировал Скагеррак, чтобы проверить нейтральные суда на предмет контрабанды. [ 7 ] В ночь с 17 на 18 октября контр- адмирал Гюнтер Лютьенс на борту своего флагманского корабля Z21 «Вильгельм Хайдкамп » возглавил Z16 «Фридрих Экольдт» , Z17 «Дитер фон Рёдер» , Z18 «Ганс Людеманн» , Z19 «Герман Кюнне » и Z20 «Карл Гальстер» , когда они заложили минное поле у устья р. Ривер Хамбер . Британцы не знали о существовании минного поля и потеряли семь кораблей общим водоизмещением 25 825 брутто-регистровых тонн (GRT). Миссии в ночь с 8 на 9 и с 10 на 11 ноября пришлось прервать из-за загрязнения морской воды Z19 Hermann Künne . топливом В ночь с 12 на 13 ноября Z21 Вильгельм Хайдкамп , ныне флагман фюрера дер Церстёрера (FdZ) (командующего эсминцами), Kapitän zur See (KzS) (капитан) Фридриха Бонте , сопровождал Z18 Ганса Людеманна , Z19 Германа Кюнне , и Z20 Карл Гальстер, как они лежали 288 магнитных мин в устье Темзы . Опять не подозревая о существовании минного поля, британцы потеряли эсминец «Бланш» и тринадцать торговых судов водоизмещением 48 728 брт. Оставшуюся часть года корабль провел в патрулировании в Немецкой бухте. [ 8 ]
Бонте и Z21 Wilhelm Heidkamp возглавили минный вылет в район Ньюкасла. в ночь с 10 на 11 января 1940 года вместе с Z16 Friedrich Eckoldt , Z20 Karl Galster и Z22 Anton Schmitt Эсминцы Z14 Friedrich Ihn и Z4 Richard Beitzen также должны были совершить минный вылет. участвовать, но у первой возникли проблемы с котлами, из-за чего максимальная скорость снизилась до 27 узлов. (50 км/ч; 31 миля в час), и последний корабль должен был сопровождать ее обратно в Германию. Минное поле уничтожило только один рыболовный траулер водоизмещением 251 брт. [ 9 ]
В ответ на «Альтмарк» инцидент , когда Королевский флот захватил пленных британских моряков с немецкого танкера «Альтмарк» 16 февраля в нейтральных норвежских водах, Кригсмарине организовала операцию «Нордмарк» по поиску торговых судов союзников в Северном море вплоть до Шетландских островов . Z20 «Карл Гальстер» и Z21 «Вильгельм Хайдкамп» сопровождали линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» во время боевого вылета 18 февраля. По ее возвращению Z20 Карл Гальстер начал ремонт, который продлился до 27 мая. [ 10 ]
После катастрофических потерь эсминцев в боях при Нарвике в апреле Кригсмарине реорганизовала уцелевшие эсминцы, и стал Z20 Karl Galster флагманом FdZ . В июне кораблю было поручено возглавить эскорт Шарнхорста , Гнейзенау и адмирала Хиппера во время операции «Юнона» , запланированного нападения на Харстад , Норвегия, с целью ослабить давление на немецкий гарнизон в Нарвике . 8 июня корабли совершили боевой вылет и потопили военный транспорт «Орама» , нефтяной танкер «Ойл Пионер» и тральщик « Джунипер», следовавшие по пути, а Z20 «Карл Гальстер» помогал спасать Орамы выживших . Немецкий командующий адмирал Вильгельм Маршал затем приказал адмиралу Хипперу и всем четырем эсминцам из-за плохой погоды отправиться в Тронхейм , куда они прибыли утром 9 июня. Z20 Карл Гальстер оставалась там до тех пор, пока ей не пришлось помогать прикрывать искалеченного Гнейзенау , когда она возвращалась в Киль 25 июля. После непродолжительного ремонта корабль помогал ставить минные поля в Северном море с 14 августа по 7 сентября. [ 11 ]
Z20 Karl Galster , ныне флагман KzS Fritz Berger , командующего 5-й флотилией эсминцев ( 5. Zerstörerflotille ), переброшен во Францию 9 сентября в рамках подготовки к операции Sealion — запланированному вторжению в Великобританию. Базирующийся сейчас в Бресте , корабль помогал ставить минное поле в заливе Фалмут в ночь с 28 на 29 сентября. На этом минном поле было потоплено пять кораблей общим водоизмещением всего 2037 брт. [ 12 ] На борту своего флагманского корабля Z10 «Ганс Лоди» фюрер торпедобооте (командир торпедных катеров ) KzS Эрих Бей возглавил Z20 «Карл Гальстер» и три других эсминца во время вылазки на юго-западные подходы 17 октября и были перехвачены британскими силами из двух легких кораблей . крейсера и пять эсминцев. Британцы открыли огонь с предельной дистанции и были вынуждены отойти от дальних торпедных залпов и атак бомбардировщиков Люфтваффе, не поразив ни одного немецкого корабля. В ночь с 24 на 25 ноября Z20 «Карл Гальстер» , больше не являющийся флагманом Бергера, Z4 «Ричард Байтцен» и Z10 «Ганс Лоди» вышли из Бреста, направляясь в район Края Земли . По пути они встретили несколько рыболовных судов к юго-западу от Волчьей скалы и открыли по ним артиллерийский огонь, но без особого эффекта. Затем немецкие корабли заметили небольшой конвой, а Z20 «Карл Гальстер» потопил один из трех торговых судов и повредил другой. Вспышка орудий насторожила пять эсминцев 5-й британской флотилии эсминцев , но до рассвета им не удалось перехватить немецкие эсминцы. Три ночи спустя немецкие корабли снова вышли в тот же район. Они столкнулись с двумя буксиры и баржу , но потопил только один из первых и баржу общим водоизмещением 424 брт. На этот раз 5-я флотилия эсминцев смогла перехватить около 06:30 29 ноября. Немцы открыли огонь первыми, каждый эсминец выпустил по четыре торпеды, из которых только две с Z10 Hans Lody поразили цель — эсминец HMS Javelin . Торпеды попали в оба конца корабля и оторвали его нос и корму, но британцы смогли отбуксировать его домой. Z20 Карл Гальстер вернулся домой 5 декабря для капитального ремонта турбины в Везермюнде, который длился до 9 июня 1941 года. [ 13 ]
Арктический сервис
[ редактировать ]Двумя днями позже корабль сопровождал тяжелый крейсер «Лютцов» из Киля в Норвегию, когда последний корабль пытался прорвать британскую блокаду. Несколько «Бристоль Бофорт» торпедоносцев заметили Лютцов и ее эскорт в пути, а одному удалось застать врасплох корабли и торпедировать крейсер рано утром 13 июня, что вынудило его вернуться в Германию для ремонта. [ 14 ] Затем Z20 Карл Гальстер был отправлен в Киркенес , Норвегия, и прибыл туда 11 июля. Теперь входящий в состав 6-й флотилии эсминцев ( 6. Zerstörerflottille ), он участвовал в вылазке 12–13 июля, в ходе которой были потоплены два небольших советских корабля, израсходовав 80% их боеприпасов. В другом вылете 22 июля Z20 «Карл Гальстер» временно служил флагманом KzS Альфреда Шульце-Хинрихса , командира 6-й Zerstörerflottille , когда у его обычного флагмана Z10 «Ганс Лоди» возникли проблемы с конденсатором . Эсминцы потопили небольшой исследовательский корабль и летающую лодку , а также неоднократно подвергались безрезультатным атакам советской авиации до возвращения 24-го числа. Когда 29 июля британские авианосцы «Викториус» и «Фьюриос» атаковали Петсамо и Киркенес, эсминцы находились далеко на востоке и не смогли догнать британские корабли до того, как они покинут этот район. Z20 «Карл Гальстер» теперь был назначен сопровождать конвои между Тромсё и Киркенесом; во время одного из таких вылетов подводная лодка «Трайдент» потопила два грузовых судна с десантными войсками. Баия Лаура и Донау II, несмотря на эсминцы. Z20 Карл Гальстер спас более 500 выживших с двух кораблей. Когда в конце сентября Z10 Hans Lody потребовался ремонт, Шульце-Хинрихс передал свой флаг Z20 Karl Galster, пока у нее не возникли проблемы с двигателем, и 23 ноября отплыл в Германию, чтобы начать ремонт, который длился до 5 мая 1942 года. [ 15 ]
Корабль, ныне флагман KzS Готфрида Пёница, командира 8-й Zerstörerflottile (8-й флотилии эсминцев), отплыл в Тронхейм 11 июня. Он был одним из четырех эсминцев, которым было поручено сопровождать линкор «Тирпиц» во время операции «Рёссельспрунг» — нападения на направлявшийся в Россию конвой PQ 17 . Корабли вышли из Тронхейма 2 июля для первого этапа операции, хотя три эсминца, в том числе Z20 Karl Galster , приписанный к Тирпица эскорту , сели на мель в темноте и сильном тумане и были вынуждены вернуться в порт для экстренных случаев. ремонт. Эсминец повредил левую турбину и погнул левый гребной вал. В сопровождении двух других эсминцев Z20 Karl Galster отплыл в Киль 12 июля, двигаясь только на одной турбине. Капитальный ремонт был закончен к середине ноября, но корабль проработал до 8 декабря, когда он был одним из эскортов во время путешествия Лютцова в Норвегию, хотя повреждения, причиненные штормом в пути, вынудили эсминец зайти в Тронхейм для ремонта, который продолжался до 9 января 1943 года. Из-за повреждения котла ее вернули на верфь до 27 февраля. [ 16 ]
11 марта Z20 Карл Гальстер проверил Тирпиц на пути к заливу Боген и продолжил путь к Альтафьорду с Тирпицем , Шарнхорстом и Лютцовом . Несколько недель спустя Z20 Karl Galster и эсминцы Z5 Paul Jacobi и Z6 Theodor Riedel 31 марта отплыли к острову Ян-Майен, чтобы встретиться с блокадником MV Regensburg . Они искали несколько дней, прежде чем ухудшение погоды вынудило их вернуться в порт из-за повреждений, причиненных штормом. Без ведома немцев «Регенсбург» был перехвачен и потоплен британским крейсером 30 марта. Z20 Karl Galster принимала участие в рейде на остров Шпицберген 6–9 сентября, в ходе которого высадила на острове десант. Два месяца спустя корабль отплыл в Бремен, чтобы начать капитальный ремонт. [ 17 ]
Дальнейшее обслуживание
[ редактировать ]Проблемы с турбиной правого борта после завершения капитального ремонта в апреле 1944 года заставили Z20 Karl Galster вернуться на верфь для дальнейших работ примерно до августа, когда он начал сопровождать конвои в южной Норвегии и помогать ставить минные поля в Скагерраке. Корабль продолжал выполнять эти обязанности, пока не начал краткий ремонт в Осло , Норвегия, с 20 декабря по 13 января 1945 года. Z20 Карл Гальстер помог установить минное поле в Северном море 8 марта. После этого ее перевели на Балтику и назначили на конвойную и патрульную службу. [ 18 ]
В мае кораблю было поручено эвакуировать мирное население и войска, оказавшиеся в портах Балтийского моря наступающими советскими войсками. Выжившие были доставлены в Копенгаген , Дания . Когда 5 мая немецкие войска в Дании сдались, Z20 Карл Гальстер перевел выживших на меньшие корабли за пределами гавани, чтобы избежать необходимости сдаваться. Там корабль получил открытую радиопередачу гросс-адмирала ( гросс-адмирала ) Карла Дёница с просьбой «всем «Карри», кто сможет дожить до рассвета 8-го числа». Дёниц выбрал слово «Карри», чтобы скрыть тот факт, что он хотел, чтобы корабли отправились на спасательную операцию. Немецкие капитаны знали, что «Карри» — это прозвище их бывшего инструктора военно-морской академии адмирала Августа Тиле , командующего Хелой на полуострове Хель . [ 19 ]
Таким образом, последняя миссия корабля привела обратно на полуостров, который 8 мая был одним из немногих оставшихся плацдармов на побережье, находившихся под контролем Германии. В 22:00, за два часа до вступления капитуляции в силу, Z20 Karl Galster , Z14 Friedrich Ihn , эсминец Z25 и два торпедных катера, T23 и T28 , подобрали от 1200 до 2000 солдат каждый. [ 20 ] Каждое немецкое судно, находившееся к востоку от Борнхольма , в полночь должно было вернуться в порт, находившийся под советским контролем, но Z20 «Карл Гальстер» , используя свою превосходящую скорость, сумел обогнать преследующие советские торпедные катера и направился во Фленсбург . Оттуда корабль был отправлен в Киль, где сдался англичанам и был выведен из эксплуатации 10 мая. [ 21 ]
Послевоенная деятельность
[ редактировать ]После войны Z20 Карл Гальстер отплыл в Вильгельмсхафен, пока союзники решали, как разделить уцелевшие корабли Кригсмарине между собой в качестве военных репараций . Корабль был передан Советскому Союзу в конце 1945 года и передан Советам 6 февраля 1946 года в Лиепае , Латвия . он был переименован в «Прочный» и приписан к Краснознамённому Балтийскому флоту 5 ноября . «Прочный» был переоборудован в учебный корабль в 1950 году, а затем 28 ноября 1954 года переклассифицирован в жилой корабль, получив обозначение ПКЗ 99. В 1958 году корабль был списан на слом. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гренер, с. 202
- ^ Куп и Шмолке, стр. 99–100
- ^ Уитли, с. 68
- ^ Уитли, стр. 71–72.
- ^ Куп и Шмолке, стр. 35, 40, 101, 165; Уитли, стр. 26, 73.
- ^ Куп и Шмолке, стр. 24, 99–100; Уитли, с. 82
- ^ Ровер, стр. 2, 5.
- ^ Эрвье, с. 112; Куп и Шмолке, с. 100; Ровер, с. 11; Уитли, стр. 86–92
- ^ Эрвье, с. 113; Куп и Шмолке, с. 100; Уитли, с. 92
- ^ Куп и Шмолке, с. 100; Ровер, с. 15
- ^ Куп и Шмолке, с. 100; Ровер, с. 26; Уитли, стр. 105–06.
- ^ Уитли, стр. 106–107.
- ^ Куп и Шмолке, с. 100; Уитли, стр. 107–114.
- ^ Уитли, стр. 122–24.
- ^ Куп и Шмолке, с. 100; Уитли, стр. 124–129.
- ^ Куп и Шмолке, с. 100; Уитли, стр. 141–142.
- ^ Куп и Шмолке, с. 100; Уитли, стр. 165–167.
- ^ Куп и Шмолке, стр. 100–101; Ровер, стр. 347, 394; Уитли, стр. 168, 170–171
- ^ «Всегда страх на моей шее» . Гамбургер Абендблатт (на немецком языке). 30 января 1981 года.
- ^ Беккер, с. 360
- ^ Куп и Шмолке, с. 101; Мюллер и Крамер, с. 24
- ^ Куп и Шмолке, с. 101; Уитли, стр. 191–192, 198.
Ссылки
[ редактировать ]- Беккер, Каюс (1971). Престол Вердамте (на немецком языке). НП: Задержка. OCLC 259998246 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Эрвье, Пьер (1980). «Операции по постановке мин немецких эсминцев у побережья Англии (1940–1941)». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль . Том. IV. Гринвич, Англия: Conway Maritime Press. стр. 110–17. ISBN 0-87021-979-0 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2003). мировой войны Немецкие эсминцы Второй Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Мюллер, Вольфганг и Крамер, Рейнхард (1996). Затонувшие и потерянные (на немецком языке). Том 1: Судьбы людей и кораблей на Балтийском море 1945 г. (2-е, переработанное издание). Гамбург: Издательство Koehlers. ISBN 3782206657 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .