с Альтмарком Инцидент
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2018 г. ) |
с Альтмарком Инцидент | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Странной войны . Второй мировой войны | |||||||
![]() Пострадавших немцев доставляют на берег для захоронения после инцидента. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
3 эсминца | 1 танкер | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 раненый [ 1 ] |
8 убитых [ 2 ] 10 раненых | ||||||
299 британских пленных спасены |



Инцидент Альтмарке в ( норвежский : Altmark -affæren; немецкий : Altmark-Zwischenfall ) — военно-морской инцидент времен Второй мировой войны между британскими эсминцами и немецким танкером «Альтмарк» , произошедший 16–17 февраля 1940 года. Он произошел на территории нейтральной Норвегии. воды. На борту «Альтмарка» находилось около 300 [ а ] Пленные союзники (официально интернированные), чьи корабли были потоплены карманным линкором «Граф Шпее» в южной части Атлантического океана.
Британские военно-морские силы загнали танкер в угол, а позже эсминец HMS Cossack поднялся на борт «Альтмарка» возле Йоссинг-фьорда и освободил всех пленных. Восемь немецких моряков были убиты и десять ранены в ходе рукопашного боя , произошедшего при абордаже. В ходе боя также был ранен британский моряк. Правительство Германии заявило, что абордаж был нарушением международного права и нейтралитета Норвегии , и позже использовало этот инцидент в пропагандистских передачах « Лорд Хау-Хау ». [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В феврале 1940 года немецкий танкер «Альтмарк» возвращался в Германию с 299 пленными британскими моряками на борту. [ 4 ] Это были военнопленные , которых подобрали с кораблей, потопленных карманным линкором «Адмирал Граф Шпее» .
На пути из южной Атлантики в Германию « Альтмарк» прошел через воды Норвегии. Международное право не запрещало перевозку военнопленных через нейтральные воды. По настоянию британских контактов, преследовавших судно, 15 февраля оно трижды расследовалось Королевским военно-морским флотом Норвегии . Сначала на танкер поднялись офицеры торпедного катера HNoMS Trygg у Линесойи , затем офицеры торпедного катера HNoMS Snøgg в Согне-фьорде и, наконец, лично адмирал Карстен Танк-Нильсен и военно-морской состав эсминца HNoMS Garm в Хьельтефьорд . В каждом случае люди, поднимавшиеся на борт корабля, проводили беглые обыски и верили немцам на слово, что судно вело чисто коммерческий бизнес. корабля, Сообщается, что британские пленные, удерживаемые в трюме прилагали все усилия, чтобы сигнализировать о своем присутствии, но норвежские поисковые группы не осмотрели трюм и позволили кораблю продолжить путь. [ нужна ссылка ]
После третьего абордажа «Альтмарк» сопровождали на юг торпедные катера HNoMS Skarv и HNoMS Kjell и сторожевой катер HNoMS Firern .
Инцидент
[ редактировать ]Позже в тот же день Альтмарк был замечен у Эгерсунда британскими самолетами, что подняло тревогу в Королевском флоте. Самолеты находились на авиабазе RAF Thornaby на северо-востоке Англии. После перехвата эсминцем HMS Cossack под командованием Филиппа Виана « Альтмарк» искал убежища в Йоссинг-фьорде , но «Казак» на следующий день » последовал за ней. Норвежский военно-морской эскорт «Альтмарка блокировал первоначальные попытки подняться на борт корабля и нацелил свои торпедные аппараты на « Казака» . Затем капитан Виан запросил инструкции у Британского Адмиралтейства и получил следующие приказы непосредственно от Первого лорда Адмиралтейства Черчилля Уинстона :
Если норвежский миноносец не возьмется конвоировать «Альтмарк» в Берген с совместной англо-норвежской охраной на борту и совместным эскортом, вам следует подняться на борт «Альтмарка» , освободить пленных и завладеть кораблем в ожидании дальнейших инструкций. Если норвежский миноносец вмешается, вы должны предупредить его, чтобы он держался подальше. Если она стреляет в вас, вам не следует отвечать, если нападение не является серьезным; в этом случае вам следует защищаться, не применяя больше силы, чем необходимо, и прекращая огонь, когда она отказывается. Внушите норвежскому эсминцу, что честь будет оказана подчинением превосходящим силам. [ 5 ]
Британское правительство не возражало против того, чтобы тюремный корабль пересекал нейтральные воды. Фактически, в официальных документах, касающихся инцидента, отмечалось, что Королевский флот сделал то же самое, например, в декабре 1939 года, когда крейсер HMS Despatch проходил через Панамский канал , который находился в нейтральных водах, с немецкими пленными на борту из грузовое судно «Дюссельдорф» . Но экипаж «Альтмарка » преодолел сотни миль, чтобы совершить долгий путь через норвежские воды в Германию. Кроме того, норвежское правительство не разрешило немцам перевозить пленных через норвежские воды (судно «Альтмарк» ложно утверждало, что не перевозит пленных), а экипаж HMS Despatch был правдив в отношении характера своего груза и путешествия. [ 6 ]
Норвежские военно-морские силы отказались принимать участие в совместном эскорте и подтвердили, что их предыдущие поиски Альтмарка ничего не нашли. Затем Виан заявил, что намерен подняться на борт «Альтмарка» , и пригласил норвежцев принять участие, но и в этом ему было отказано. В ходе последовавшей акции «Альтмарк» сел на мель. Затем британцы поднялись на борт в 22:20 16 февраля и после рукопашной схватки в штыках сокрушили команду корабля и спустились в трюм. [ 7 ] : 227–239 Один из освобожденных заключенных заявил, что впервые они узнали об операции, когда услышали крик: «Здесь есть англичане?» из абордажной группы. Когда заключенные кричали в ответ: «Да! Мы все британцы!», в ответ было: «Ну, военно-морской флот здесь!», что вызвало аплодисменты. [ 8 ]
Этот инцидент часто называют последней Королевского флота операцией с использованием абордажных абордажных саблей . Однако в Ассоциации казаков ГМС не верят в это. Бартон и МакГрат, авторы книги «Британские военно-морские мечи и фехтование» , также считают это сомнительным и отмечают, что Фришауэр и Джексон, авторы «Дела Альтмарка» , опросили большое количество членов экипажа, ни один из которых не подтвердил использование абордажных абордажных саблей. Бартон и МакГрат предполагают, что эта идея могла возникнуть из-за обвинений Германии в том, что британцы были «морскими пиратами». [ 9 ] Однако Джим Роудс, бывший член экипажа «Казака» , написал в информационном бюллетене Ассоциации за апрель 2002 года, что он был свидетелем того, как один из абордажников нес абордажную саблю. Роудс не принимал участия в бою, наблюдал за происходящим с палубы B Gun и был слишком далеко, чтобы опознать держателя абордажной абордажной сабли. Роудс заявил, что на борту для церемониальных целей хранились четыре абордажные сабли.
В ходе боев семь немецких моряков были убиты и одиннадцать ранены, шестеро серьезно. Погибшие немцы были похоронены на кладбище Согндал над Йоссинг-фьордом. [ 7 ] : 246 HMS Cossack покинул Йоссинг-фьорд сразу после полуночи 17 февраля. Норвежские сопровождающие выразили протест, но не вмешались. Официальное объяснение, данное позже норвежским правительством, заключалось в том, что согласно международному договору нейтральная страна не обязана сопротивляться значительно превосходящим силам. [ нужна ссылка ]
Последствия
[ редактировать ]Норвежцы были возмущены тем, что их нейтралитет был нарушен, поскольку они не хотели, чтобы их втягивали в войну. Тем не менее инцидент в Альтмарке посеял сомнения в нейтралитете Норвегии среди союзников и в Германии. Адольф Гитлер , который ранее 14 декабря 1939 года принял решение о вторжении в Норвегию после переговоров с адмиралом Эрихом Редером и Видкуном Квислингом , приказал 19 февраля 1940 года усилить планирование нападения на Норвегию и Данию, которое в конечном итоге произошло 9 апреля 1940 года под кодовое название «Операция Weserübung» . [ 7 ] : 244 Однако, как отметил британский политик Морис Хэнки , инцидент «похоже, не дал Гитлеру того предлога, который он искал для начала вторжения в Норвегию». [ 10 ]
Инцидент с Альтмарком дал британцам кратковременный, но крайне необходимый моральный подъем во время Странной войны . Этот инцидент также имел длительный пропагандистский эффект в оккупированной немцами Норвегии во время войны, когда норвежское коллаборационистское правительство пыталось нейтрализовать свое прозвище « квислинги », используя место стычки, Йоссинг-фьорд, для создания уничижительного термина « йоссинг », имея в виду для сторонников союзников и антинацистов. Усилия имели неприятные последствия, поскольку термин « джёссинг » был немедленно принят широкой общественностью как положительный термин, и к 1943 году он был запрещен к официальному использованию. [ 11 ]
Фраза «Военно-морской флот здесь» стала хорошо известна в Великобритании и использовалась в качестве названия книги об инциденте; [ 7 ] издатель сослался на «простое заявление, которое взбудоражило воображение всего мира». [ 12 ] Популярная песня была написана Россом Паркером и Хьюи Чарльзом и приветствовала этот инцидент, сравнивая его с событиями Дрейка , Нельсона , Битти и Фишера . [ 13 ] [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В официальных документах Германии упоминается 303 интернированных, а британцы сообщили, что освободили 299 человек.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Великий военно-морской подвиг: возвращение HMS Cossack». Таймс . Лондон. 19 февраля 1940 г. с. 10.
- ^ Ее стр. 378.
- ^ «BBC - Пресс-служба - Архив BBC раскрывает влияние загадочного лорда Хоу-Хоу на Великобританию» .
- ^ Симпсон, Брайан (2005). Верховенство права в международных отношениях . Том. 125. Издательство Оксфордского университета. стр. 213–264. ISBN 978-0-19-726324-2 . Проверено 9 апреля 2010 г.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ NA-ADM 1/25843. Последнее предложение опущено в отчете Черчилля: Черчилль, сэр Уинстон (1948). Том 1 книги «Вторая мировая война: надвигающаяся буря» . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-395-41055-4 .
- ^ Хаарр, Гейрр (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1591143314 .
- ^ Jump up to: а б с д Вилли Фришаур и Роберт Джексон (1955). Дело Альтмарка . Нью-Йорк: Макмиллан .
- ^ «Трудности заключенных». Таймс . Лондон. 19 февраля 1940 г. с. 8.
- ^ Марк Бартон, Джон МакГрат, Британские военно-морские мечи и фехтование , стр. 21, Издательство Сифорт, 2013 г. ISBN 184832135X .
- ^ Хэнки, Морис (1950). Политика, пробы и ошибки . Обмен юридическими книгами. ISBN 978-158477228-6 .
- ^ «Норвегия и Криген 1939-45» . NorgesLexi (на норвежском языке). Университет Бергена . Архивировано из оригинала 19 сентября 2005 года . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ Паркер, Росс и Хью Чарльз (1940). «Флот здесь» . Национальная библиотека Австралии . Проверено 9 апреля 2010 г.
- ^ «Здравствуй и прощай». Таймс Лондон. 11 ноября 1941 г. с. 5.
Библиография
[ редактировать ]- Вилли Фришауэр и Роберт Джексон (1955). «Военно-морской флот здесь!» Дело Альтмарка . Голланц . Проверено 16 февраля 2015 г. Американское издание под названием The Altmark Affair . Макмиллан, Нью-Йорк, 1955 год.
- Януш Пекалкевич : Вторая мировая война с предисловием Себастьяна Хаффнера. Дюссельдорф 1985, ISBN 3-89350-544-X
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мартин А. Доэрти: Нападение на Альтмарк – пример пропаганды военного времени , Журнал современной истории 38/2003, стр. 187–200.
- Гейрр Х. Хаарр: Надвигающийся шторм - Морская война в Европе, сентябрь 1939 г. - апрель 1940 г. , (стр. 352–389.) Seaforth Publishing, Барнсли / Великобритания, 2013 г., ISBN 9781848321403 . (только частично онлайн)
- Кертис, Моника (1941). Норвегия и война . Сентябрь 1939 г. - декабрь 1940 г. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
58 ° 19'01 ″ с.ш. 6 ° 20'11 ″ в.д. / 58,31694 ° с.ш. 6,33639 ° в.д.