Битва при Исефьорде
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2015 г. ) |
Битва при Исефьорде | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть операции Сафари | |||||||
Нильс Юэль во время атаки немецкой «Штуки» в Исе-фьорде | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Дания | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Карл Вестерманн | Неизвестный | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
HDMS Нильс Юэль | |||||||
Сила | |||||||
1 корабль береговой обороны ~300 моряков |
1 корабль противоминной обороны 2 торпедных катера Неизвестное количество самолетов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 убит 4 раненых Остаток захвачен 1 корабль береговой обороны остановлен | По крайней мере 1 самолет поврежден |
Битва при Исефьорде — столкновение, произошедшее, когда корабль береговой обороны HDMS Niels Juel подвергся нападению немецких войск при попытке бежать в нейтральную Швецию .
Фон
[ редактировать ]Политическая ситуация в Дании
[ редактировать ]К концу августа 1943 года политическая ситуация в Дании становилась напряженной. Первоначально приняв свою судьбу в качестве немецкого протектората, действия Дании против немецкой оккупации становились все более смелыми и разрушительными после поражений Оси в Советском Союзе и Средиземноморье . 28 августа Германия предъявила датскому правительству ультиматум, потребовав от него приостановить действие многих гражданских свобод общества и разрешить немцам усилить надзор за делами, касающимися деятельности сопротивления. Парламент королю счел эти требования неконституционными, категорически отказался и впоследствии подал прошение об отставке Кристиану X. На следующий день немцы ввели в стране военное положение и начали операцию «Сафари» , направленную на захват датских военных активов.
Однако Королевский флот Дании предвидел это и получил приказ от вице-адмирала А. Х. Веделя бежать в Швецию и, если это невозможно, затопить свои корабли. [ 1 ]
Нильс Юэль
[ редактировать ]Нильс Юэль провел лето 1943 года в учебном походе в Исе-фьорде, единственном месте, где немцы разрешили датскому флоту действовать без присмотра. [ 2 ] 27 августа он получил приказ от командования ВМФ быть в боевой готовности и быть готовым в кратчайшие сроки солгать немцам. На следующий вечер командир Карл Вестерманн провел встречу с офицерами корабля. Было решено, что все моряки должны оставаться на борту и быть готовыми отправиться в кратчайшие сроки. Утром 29 августа он бросил якорь в Хольбеке. [ 2 ]
Попытка побега
[ редактировать ]Полет
[ редактировать ]Между 04:10 и 04:20 Нильс Юэль получил три панических сообщения от секретного радиопередатчика в Копенгагене . Была поднята общая тревога, и корабль приготовился отправиться в путь. В это время немецкий самолет сообщил, что экипаж слоняется по палубе и из его труб идет пар, прекрасно понимая, что Нильс Юэль собирается уйти. Примерно через полтора часа задержки, вызванной погодой, она выбралась из гавани.
Незадолго до отбытия на борт поднялся местный полицейский, чтобы сообщить командующему Вестерманну, что немцы заняли две местные армейские казармы и два полицейских участка, а также что военно-морские подразделения в Копенгагене были затоплены.
«Нильс Юэль» направился на север на полном ходу в 15 узлов, с артиллерийскими расчетами наготове.
К югу от Линэс-Санд были замечены три немецких корабля, охранявших фьорд. Также в это время несколько «Штук» и других бомбардировщиков начали кружить над позицией корабля. Когда она проходила мимо Хундестеда, ей передали информацию о том, что от командования ВМФ поступают дальнейшие приказы. Командир Вестерманн приказал своей команде снизить скорость и задержаться на время, достаточное для получения новых приказов. Эти приказы на самом деле были навязаны немцами датчанам и направлялись в порт.
Прежде чем эти новые приказы были переданы, местный немецкий командующий в Хундестеде получил известие, что Нильс Юэль с вооруженными орудиями на полной скорости направляется к устью фьорда. Он приказал Люфтваффе атаковать.
Боевой
[ редактировать ]В 08:55 немецкий самолет сбросил с правого борта две бомбы и открыл огонь из пулеметов. Полагая, что это не более чем тактика запугивания, командир Вестерманн приказал своему экипажу воздерживаться от огня. Когда корабль повернул на юг, другой самолет совершил обстрел, на что датчане ответили, повредив его правое крыло. [ 2 ]
Затем Вестерманн отклонил просьбу своего старшего артиллерийского офицера открыть огонь по немецким кораблям и приказал своим расчетам зенитной артиллерии искать укрытие под палубой.
Корабль подвергся дальнейшим атакам, кульминация которых достигла в 09:35, когда немецкая авиация снова начала сбрасывать бомбы. Командир Вестерманн понял, что немцы сейчас пытаются вывести корабль из строя, и отозвал свои зенитные расчеты. В сообщениях очевидцев на суше говорилось, что немецкий самолет позже разбился после попадания в него датского зенитного огня.
Наконец, две бомбы упали менее чем в десяти метрах от борта корабля, частично подняв его из воды и забрызгав шрапнелью зенитчиков. В результате последней атаки пять моряков были ранены, один смертельно, а также были выведены из строя системы электроснабжения и управления огнем корабля.
Последствия
[ редактировать ]Видя, что побег теперь практически невозможен, командующий Вестерманн высадил корабль на берег к югу от Нюкёбинга Сьелланда . После того, как попытка взорвать его не удалась, все важные припасы и оборудование были выброшены за борт или уничтожены, а морские клапаны открылись, затопив нижние палубы. [ 3 ]
На следующий день два миноносца с солдатами Вермахта захватили затопленный корабль. был Военно-морской флаг поврежден, а командующему Вестерманну сообщили, что ему будут предъявлены обвинения в диверсии в немецком военном суде. Оставшийся экипаж был интернирован в Копенгагене. [ 2 ]
Позже немцы вновь спустили на воду корабль и вновь ввели его в строй под названием « Нордланд» , прежде чем он был затоплен ими в 1945 году. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кобургер, Чарльз В. (1994). Военно-морская война на Балтике, 1939–1945: Война в узком море (иллюстрированное изд.). Прегер. п. 60. ИСБН 9780275950279 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Нападение НИЛЬСА на ИУЭЛЬ – 1943» . Navalhistory.dk. Архивировано из оригинала 29 июня 2015 года . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ «Нильс Юэль» . Ellingeling.dk . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ «HDMS Нильс Юэль (1918)» . Мемим.com. Архивировано из оригинала 6 июня 2015 года . Проверено 5 июня 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]