Руководитель операции
Руководитель операции | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
Пикирующий бомбардировщик ВМС США «Бесстрашный» летит недалеко от побережья Норвегии во время операции «Лидер». | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты Великобритания Норвегия | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Брюс Фрейзер Олаф М. Хустведт | |||||||
Сила | |||||||
42 самолета | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
4 самолета |
5 кораблей уничтожено 7 кораблей повреждено 2 самолета | ||||||
Операция «Лидер» — воздушная атака, проведенная против немецких кораблей в окрестностях Будё , Норвегия, 4 октября 1943 года во время Второй мировой войны . Рейд был осуществлен самолетами, летевшими с ВМС США авианосца USS Ranger , который был прикреплен к британскому флоту метрополии . Американские летчики обнаружили в этом районе множество немецких и норвежских кораблей, уничтожили пять и, предположительно, повредили еще семь. Два немецких самолета, искавших флот союзников, были сбиты. В ходе операции три американских самолета были уничтожены в бою, еще один разбился при приземлении.
Атака последовала за двухлетним затишьем в операциях авианосцев союзников против Норвегии и застала немецкие оккупационные силы врасплох. Выбор цели основывался на разведданных, полученных в результате расшифровки немецких радиосигналов и отчетов агентов норвежской секретной разведывательной службы ; два норвежских летчика прилетели вместе с ударной группой, чтобы дать советы по местной географии. Помимо потопления кораблей, операция «Лидер» нанесла ущерб военным усилиям Германии, значительно нарушив систему конвоев в регионе и сократив поставки железной руды.
Фон
[ редактировать ]В середине-конце 1943 года Флот метрополии , главная ударная сила Королевского флота , дислоцированная в Соединенном Королевстве, был дополнен двумя силами военных кораблей ВМС США для замены британских кораблей, отправленных в Средиземное море и Тихий океан. Эти подкрепления считались необходимыми для того, чтобы флот оставался в состоянии противостоять базирующейся в Норвегии немецкой боевой группе, построенной вокруг линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» , а также тяжелого крейсера «Лютцов» . [ 1 ]
Первоначальная оперативная группа ВМС США прибыла в мае и включала линкоры USS Alabama и South Dakota , тяжелый крейсер USS Tuscaloosa и пять эсминцев . Эти силы находились под командованием контр-адмирала Олафа М. Хустведта и патрулировали Норвежское море с британскими военными кораблями, но не вступали в контакт с немецкими войсками. Два линкора и эсминцы были выведены в августе и направились в Тихий океан. [ 2 ] [ 3 ]
Вторая оперативная группа, построенная на базе авианосца USS Ranger, заменила два линкора в сентябре 1943 года. Другими элементами этой группы были тяжелые крейсеры USS Augusta и Tuscaloosa , а также пять эсминцев; Хустведт остался командовать. [ 4 ] [ 5 ] Рейнджера Douglas эскадрилий Воздушное крыло состояло из трех и : VF-4 с 27 Grumman F4F Wildcat истребителями , VB-4 с 27 SBD Dauntless пикирующими бомбардировщиками VT -4 с 18 Grumman TBF Avenger торпедоносцами . [ 6 ] До Рейнджера прибытия Флот метрополии имел в своем распоряжении только один авианосец, старый HMS Furious , который в то время был недоступен для операций, поскольку находился на ремонте. [ 3 ] В последний раз Рейнджер участвовал в боях против французских войск Виши во время поддержки высадки операции «Факел» в Марокко в ноябре 1942 года, а позже использовался для переправки самолетов в Северную Африку и обучения экипажей у восточного побережья Соединенных Штатов. [ 7 ] 8 сентября 1943 года основные силы Флота Метрополии, включая американскую оперативную группу, совершили боевое вылет в ответ на сообщения о «Тирпица» , «Шарнхорста» выходе в море и девяти эсминцев. Войска союзников вернулись на главную базу Флота метрополии в Скапа-Флоу на следующий день после того, как стало известно, что немецкие корабли вернулись в порт после непродолжительной атаки позиций союзников на Шпицбергене . [ 8 ]
22 сентября немецкая боевая группа в Норвегии была атакована несколькими британскими сверхмалыми подводными лодками . Этот рейд нанес «Тирпицу» значительный ущерб , в результате чего линкор не смог выйти в море до завершения ремонта. Как только об этом стало известно союзникам, командующий Флотом Метрополии адмирал Брюс Фрейзер решил, что изменившийся баланс сил позволит его силам взять на себя более наступательную роль, атакуя немецкие корабли у берегов Норвегии и возобновив движение арктических конвоев к Советскому Союзу. Союз . [ 9 ]
Препараты
[ редактировать ]После операции по созданию сверхмалых подводных лодок Фрейзер решил направить основные силы Флота Метрополии для проведения воздушной атаки на порты и немецкие суда в северной Норвегии. Рейнджеру была поручена атака на порт Будё , который был важным местом встречи немецких и контролируемых Германией норвежских судов. [ Примечание 1 ] Фрейзер также первоначально планировал использовать авианосец HMS Formidable для нападения на суда в порту Брённёйсунд . [ 12 ] южнее Будё, но этот элемент операции был отменен из-за неблагоприятных погодных условий. [ 5 ] [ 13 ] Медленному «Фейри Альбакорам» на борту «Грозного» требовалась облачность, чтобы действовать над враждебной территорией. [ 12 ] Хотя несколько баз Люфтваффе (ВВС Германии) располагались недалеко от Будё, большая часть самолетов, ранее дислоцированных в северной Норвегии, была переброшена в другие места, а те, что остались, не представляли особой угрозы для флота союзников. [ 14 ] В случае, если корабль не был обнаружен, в качестве альтернативных целей американским пилотам были предоставлены аэродром Будё , нефтебаза в Будё и радиолокационные установки в Рёсте . [ 12 ]
Планы Флота Метрополии основывались на обширной разведывательной информации о передвижениях немецких кораблей и силах в северной Норвегии. Королевского флота Центр оперативной разведки собирал информацию по этим темам и регулярно предоставлял оценки Флоту метрополии и другим командованиям. Решение атаковать район Будё было принято на основе разведданных «Ультра» , полученных в результате расшифровки немецких радиосигналов, из которых союзники узнали, что среди кораблей в этом районе находился большой нефтяной танкер «Шлезвиг» , перевозивший топливо для немецкой боевой группы в районе Будё. Альтафьорд . [ 15 ] Кроме того, на момент операции «Лидер» две группы агентов Норвежской секретной разведывательной службы (SIS) управляли радиопередатчиками на побережье Хельгеланда : «Crux III» на острове Ренга и «Рыбы» на Лурой . [ Примечание 2 ] Обе группы предоставили союзникам отчеты о погоде и движении судов в целевой зоне накануне атаки. Начиная с 3 октября, «Crux III» каждые полчаса передавал по радио сводки погоды. [ 17 ] [ 18 ]
Атака
[ редактировать ]Флот Метрополии отплыл из Скапа-Флоу 2 октября 1943 года. В состав британских сил входили линкоры HMS Duke of York Фрейзера ( флагман ) и Anson , легкий крейсер HMS Belfast и семь эсминцев. В состав ВМС США входили Ranger , Tuscaloosa и четыре эсминца. [ 5 ] [ 19 ] Корабли союзников не были обнаружены немецкими войсками во время их путешествия на север и прибыли на стартовую позицию воздушного крыла Рейнджера . примерно в 140 милях (230 км) от Будё незадолго до рассвета 4 октября [ 13 ] [ 14 ]
Ударные силы ВМС США были разделены на две группы самолетов: Северную ударную группу, которая должна была нанести удар по судам в Будё, и Южную ударную группу, которая должна была атаковать корабли возле города Санднессйен на расстоянии почти 100 миль (160 км) от юг. [ 20 ] В обеих группах ведущим самолетом был один норвежский штурман из 333-й эскадрильи RAF , который обеспечивал знание местной географии. [ 21 ]
Северная ударная группа, в состав которой входили 20 пикирующих бомбардировщиков «Даунтлесс» в сопровождении восьми истребителей «Уайлдкэт», начала взлет в 6:18 утра. Эти самолеты летели на малой высоте в направлении Будё, пока их экипажи не заметили маяк Микен , а затем повернули на север и набрали высоту, приближаясь к целевой зоне. [ 14 ] Погодные условия были ясными, экипажам была обеспечена хорошая видимость. [ 19 ] Четыре «Даунтлесса» и пара «Уайлдкэтов» были выделены из состава отряда вскоре после того, как он миновал маяк Микен, для поиска немецких кораблей возле острова Омёйя . Вскоре они заметили водоизмещением 8000 тонн немецкий грузовой корабль La Plata , и два пикирующих бомбардировщика атаковали корабль. Американцы считали, что Ла-Плата сильно повреждена, и шесть самолетов присоединились к основным силам Северной ударной группы. [ 14 ] [ 17 ] [ 20 ]
Тем временем другие американские самолеты продолжали двигаться на север, обнаруживая, но не атакуя множество небольших грузовых и рыболовецких судов. В 7:30 утра они обнаружили немецкий конвой в составе парохода «Керкплейн» и танкера «Шлезвиг» под эскортом тральщика М-365 . Восемь Бесстрашных атаковали Шлезвиг , а еще одна пара нацелилась на Керкплейн , нанеся обоим значительный урон. Один из сопровождающих Wildcats был поврежден обстрелом во время нападения и вернулся в Рейнджер . [ 14 ] [ 22 ] «Шлезвиг» выбросили на берег, чтобы избежать затопления, а затем подняли и доставили в Будё для ремонта. [ 17 ] После этого боя восемь «Даунтлессов», которые еще не сбросили бомбы, продолжили путь в Будё, где атаковали четыре небольших немецких грузовых корабля: рудовоз «Рабат» водоизмещением 2719 брт был потоплен, Кап-Гир был серьезно поврежден, Малага получила незначительные повреждения в результате попадания в цель. , а небольшой пароход «Ибис» был обстрелян из пулемета. [ 21 ] [ 23 ] Два пикирующих бомбардировщика были сбиты зенитками, расположенными на берегу и кораблях. Экипаж одного из самолетов выжил и попал в плен после падения в море, но оба человека на другом «Бесстрашном» погибли. [ 14 ] [ 24 ]
Южная ударная группа начала запуск с корабля «Рейнджер» в 7:08 утра. В его состав входили десять торпедоносцев «Эвенджер» и шесть «Уайлдкэтов». [ 14 ] Двое «Мстителей» атаковали норвежское грузовое судно «Топика » водоизмещением 4991 брутто у острова Локта к югу от Санднессйёна; корабль был подожжен и выброшен на берег, чтобы не затонуть. В результате нападения погибли трое норвежских членов экипажа Топики , а также несколько немецких солдат, укомплектовавших зенитные орудия на борту корабля. Один из атакующих самолетов был сбит зенитным огнем с берега, в живых остался только его пилот, лейтенант Джон Х. Палмер. [ 21 ] [ 24 ] Топика перевозил груз цемента и леса и до вечера предыдущего дня плыл в сопровождении немецкого конвоя. Местные рыбаки пробрались к горящему судну, чтобы помочь спасти находящихся на борту людей. [ 25 ]
После нападения на Топику американские самолеты продолжили путь на север, разбомбили и потопили норвежский грузовой лайнер Vaagan водоизмещением 687 GRT у Фагервики без человеческих жертв. [ 21 ] [ 26 ] Экипаж «Ваагана» наблюдал за бомбардировкой Топики и подвел свой невооруженный корабль близко к берегу, спустив спасательные шлюпки , готовясь к возможной атаке. Вааган перевозил груз, в основном продукты питания для гражданского потребления, и затопление привело к нехватке маргарина в некоторых частях северной Норвегии. [ 27 ] [ Примечание 3 ] Затем силы разбомбили Ла-Плату , в результате чего она была выброшена на берег на острове Рёдёя , где боеприпасы на борту взорвались, и она горела несколько дней. [ 31 ] Самолет также бомбил Кригсмарине военный корабль водоизмещением 4300 брт « Скрамстад» (норвежский грузовой корабль, реквизированный вместе с экипажем немецкими оккупационными властями ), на борту которого находились около 850 немецких солдат и который находился под защитой двух эскортов. Скрамстад был серьезно поврежден, выброшен на берег и горел несколько дней. Число жертв на борту этого корабля неясно: некоторые источники утверждают, что погибло 200 военнослужащих, в то время как другие сообщают, что погибли только один норвежский моряк и несколько немецких солдат. Норвежское движение сопротивления погибло около 360 немцев после нападения заявило, что в результате бомбардировки Скрамстада , тогда как в официальных немецких отчетах говорится, что погибло 37 солдат. [ 31 ] [ 32 ] Американские самолеты также обстреляли немецкий грузовой корабль Wolsum и атаковали баржу с боеприпасами F231 , которая была подорвана бомбой и выброшена на берег. [ 33 ] После того, как все самолеты завершили атаки, силы вернулись в Рейнджер . незадолго до 9:00 [ 24 ] [ 34 ] Помимо четырех уничтоженных американских самолетов, шесть получили повреждения от зенитной артиллерии. [ 35 ]
Реакция Германии на рейд была затруднена из-за нехватки пропускной способности местной военной сети связи. После атак в немецком отчете их каналы связи описывались как «постоянно шумные с перебоями» во время атаки. Это помешало немцам послать предупреждения после начала атаки. [ 36 ]
Последствия
[ редактировать ]Около 14:00 4 октября, когда Флот Метрополии плыл на запад, три немецких самолета-разведчика приблизились к Рейнджеру , который прикрывал боевой воздушный патруль из двух пар Wildcats, которые были направлены на перехват немецких самолетов. Одна пара сбила Junkers Ju 88 бомбардировщик в 22 милях (35 км) от авианосца, а другая пара сбила Heinkel He 115 гидросамолет в 13 милях (21 км) от Рейнджера . Оставшийся самолет, Ju 88, не был замечен и скрылся. Это были первые немецкие самолеты, сбитые самолетами ВМС США. Один из Wildcats разбился при приземлении; его пилот выжил. [ 24 ] [ 37 ] [ 38 ] Все элементы Флота метрополии, отправленные для операции «Лидер», вернулись в Скапа-Флоу к 6 октября. [ 13 ]
Военные командиры союзников во время войны и послевоенные историки сочли операцию «Лидер» успешной. Контр-адмирал Хустведт считал, что лучшим результатом атаки было то, что она продемонстрировала, что американские и британские корабли могут работать вместе с «эффективностью, взаимопониманием и полным сотрудничеством». Адмирал Патрик Н.Л. Беллинджер ВМС США , командующий авиацией Атлантического флота , также остался доволен работой экипажей. [ 37 ] Капитан Гордон Роу , командир «Рейнджера» , тем не менее, отметил, что самолеты «Даунтлесс» и «Уайлдкэт», задействованные в операции, устарели и что ВМС США «...не должны просить наших пилотов сражаться на устаревших самолетах, когда доступны лучшие типы. ..». [ 39 ] По итогам операции командующий Южной ударной группой командир Дж. А. Радди был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги , а другие военнослужащие, участвовавшие в операции, были награждены Воздушной медалью и Пурпурным сердцем . [ 40 ] Официальный британский историк Стивен Роскилл оценил атаку как «выдающийся успех», тем более что это был первый боевой вылет для шестидесяти процентов участвовавших в ней экипажей. [ 13 ]
Историк Роберт С. Стерн писал в 2012 году, что было трудно определить, сколько кораблей было потоплено во время операции «Лидер», поскольку некоторые из судов, выброшенных на берег, возможно, были сняты с мели и отремонтированы. По его оценкам, пять кораблей общей грузоподъемностью около 19 000 брутто-регистровой вместимостью: «Кап-Гир» , «Ла-Плата» , «Рабат» , «Скрамстад» и «Вааган» , вероятно, были уничтожены. [ 24 ] Согласно норвежским источникам, датированным десятилетиями раньше, чем оценка Стерна, два корабля, «Рабат» и «Вааган» , были потоплены. [ 21 ] и три, Ла-Плата , Скрамстад и Топика , были повреждены и не подлежали ремонту. [ 31 ] [ 41 ] [ 42 ] Немецкий военно-морской историк Юрген Ровер перечисляет корабли, уничтоженные авиацией в ходе операции «Лидер», как «Ла-Плата» , «Рабат» , «Скрамстад» , «Топика» и «Вааган» . [ 43 ] «Кап-Гуир» , который, по оценке Штерна, вероятно, был уничтожен, уцелел и в конечном итоге был потоплен советскими бомбардировщиками-торпедоносцами на Балтике в апреле 1945 года. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] В своей книге Deutschlands Handelsschiffe 1939–1945 1974 года немецкий морской историк Карл-Хайнц Швадтке приводит тот же список, что и Ровер, для немецких кораблей, уничтоженных в ходе операции «Лидер». Швадтке утверждает, что «Ла-Плата» и «Рабат» были немецкими судами, потерянными в районе Будё 4 октября 1943 года. [ 47 ] и сообщает, что Кап-Гир затонул в 1945 году. [ 48 ]
В то время как немецкие и норвежские источники в основном приводят одинаковое количество и названия кораблей, уничтоженных в ходе операции «Лидер», англоязычные авторы более разнятся в своих оценках. В то время как писатели, такие как британский автор авиации Кристофер Чант, американский военный историк Эрик М. Хаммел , американский историк Джеймс П. Леви , британский военный историк Крис Манн и американский автор авиации Барретт Тиллман , перечисляют пять кораблей как уничтоженные, другие, такие как американские военные историки Кермит Боннер и Спенсер К. Такер пишут, что было потоплено шесть кораблей. [ 49 ] Стерн также написал, что нарушение движения конвоев у берегов Норвегии, вызванное операцией «Лидер», нанесло бы даже больший ущерб военным усилиям Германии, чем потери при транспортировке. [ 24 ] Это соответствует оценке военного времени, проведенной британским министерством экономической войны , согласно которой рейд стал основным фактором, ответственным за 58-процентное сокращение количества железной руды, отправленной из важного северного норвежского порта Нарвик в октябре 1943 года. [ 15 ]
Операция «Лидер» была одновременно единственной наступательной операцией, предпринятой ВМС США в водах северной Европы во время Второй мировой войны, и последней крупной американской операцией на этом театре военных действий. [ 19 ] [ 50 ] Рейнджер оставался в составе Флота метрополии до тех пор, пока в конце ноября 1943 года его не заменили британские авианосцы, в течение которых он принимал участие в патрулировании Норвежского моря. Авианосец вылетел из Скапа-Флоу 26 ноября и прибыл в Бостон 6 декабря. Рейнджер использовался для обучения экипажей и транспортных самолетов до конца войны без дальнейших боевых действий. [ 7 ] [ 19 ]
Немецкие войска в Норвегии были застигнуты врасплох во время операции «Лидер». В течение двух лет этот район не подвергался налетам палубной авиации, и подготовка к такому нападению была недостаточной. Были приняты меры против дальнейших налетов, и британские авианосные силы, которые неоднократно атаковали Норвегию до конца войны, не столкнулись с какими-либо скоплениями кораблей, подобными тем, которые были обнаружены Рейнджера летчиками у Будё. [ 50 ] Операция «Лидер» выявила серьезную слабость в составе немецких вооруженных сил в оккупированной Норвегии, которым не хватало достаточного количества боевых самолетов для эффективного реагирования на атаки союзников. [ 39 ] После нападения немцы обыскали местность в поисках радиопередатчиков, арестовали нескольких местных норвежцев и едва не пропустили агентов группировки «Рыбы». Два члена команды «Рыбы» были эвакуированы в Великобританию на Consolidated PBY Catalina летающей лодке 24 ноября 1943 года. [ 51 ] Последние агенты СИС группы «Крус» были эвакуированы из Ренги 330-й эскадрильей Королевских ВВС « Каталина» 6 июня 1944 года, но передатчик на острове продолжал отправлять отчеты в Соединенное Королевство на протяжении всей войны, укомплектованный местный волонтер, прошедший обучение у агентов. [ 52 ] [ 53 ]
Обломки сбитого в ходе операции бомбардировщика-торпедоносца Avenger были обнаружены у берегов Фагервики с помощью местных норвежцев в 1987 году. [ 54 ] и частично спасен Королевским флотом Норвегии . [ 55 ] [ 56 ] Останки двух погибших в ходе операции летчиков были извлечены из моря. [ 57 ] Мемориал в честь погибших в ходе операции летчиков установлен на месте бывшей позиции немецкой береговой артиллерии в Фагервике. [ 58 ] Мемориал был открыт 4 октября 1987 года в присутствии высокопоставленных лиц США и родственников одного из летчиков, погибших в ходе операции «Лидер». [ 59 ] В мемориал включена одна из трех лопастей винта , найденных после крушения «Эвенджера», две другие лопасти выставлены в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, штат Флорида , и на базе норвежского ополчения в Сёвике , недалеко от Санднессйёна. [ 56 ] Мемориал в Фагервике использовался как место поминальных церемоний, организованных Норвежской федерацией офицеров запаса с участием американских ветеранов операции «Лидер». [ 60 ]
Один из двух сбитых в ходе операции пикирующих бомбардировщиков Douglas SBD Dauntless был обнаружен в 1990 году и частично восстановлен в 1993 году, а его двигатель выставлен в Норвежском музее авиации в Будё. [ 56 ] Останки двух членов экипажа «Бесстрашного», лейтенанта Клайда А. Такера-младшего, и его башенного стрелка, ARM2c Стивена Д. Бакрана, были извлечены из места крушения и опознаны в Центральной больнице Нордланда в Будё. [ 61 ] 50-летие операции «Лидер» 4 октября 1993 года было отмечено в Норвегии выпуском почтовой конверта первого дня и открытием скульптуры в аэропорту Будё . [ 62 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ К началу Второй мировой войны Норвегия имела четвертый по величине торговый флот в мире. После завоевания Норвегии Германией в 1940 году около 15 процентов общего тоннажа норвежского торгового флота оказалось на территориях, контролируемых немцами. Эти корабли курсировали по оккупированной Норвегии, а также между Норвегией и другими оккупированными Германией странами, экспортируя норвежскую продукцию и доставляя ее обратно в Норвегию. На норвежском побережье норвежские торговые суда доставляли припасы и пассажиров в прибрежные поселения. Многие суда были конфискованы немцами, а другие были вынуждены перевозить немецкие войска и военные грузы, что сделало их мишенью для атак союзников. За годы войны на оккупированных территориях погибло 237 норвежских кораблей, погибло 1071 человек. [ 10 ] [ 11 ]
- ↑ Во время Второй мировой войны британская секретная разведывательная служба сотрудничала с норвежскими властями в изгнании, отправив более 100 радиопередатчиков с норвежскими операторами в оккупированную немцами Норвегию. Первый передатчик вступил в строй 10 июня 1940 года, в тот же день, когда регулярные боевые действия в Норвегии прекратились . Агенты СИС, располагавшиеся почти исключительно вдоль побережья, в основном сообщали о движении судов. В общей сложности около 200 агентов норвежской СИС тайно действовали в оккупированной Норвегии при поддержке около 2000 местных помощников. Из причастных к этому людей 26 агентов и по меньшей мере 9 местных жителей погибли либо в бою с немецкими войсками, либо казненные, либо умерли в результате плена. [ 16 ]
- ↑ После затопления нескольких прибрежных пароходов, начиная с 1941 года, изгнанные норвежские власти лоббировали союзников, чтобы они не нападали на норвежские прибрежные суда. В конечном итоге это привело к соглашению в 1943 году, согласно которому британские власти издали инструкции пилотам не атаковать корабли без сопровождения водоизмещением менее 1500 брт у побережья Норвегии. В ряде случаев эти инструкции не смогли предотвратить нападения на небольшие норвежские каботажные суда. [ 28 ] [ 29 ] Прежде чем нанести удар по Ваагану, американские самолеты заметили и уклонились от нападения на многочисленные норвежские рыболовные суда. [ 30 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Роскилл 1960 , стр. 57–58.
- ^ Морисон 2001 , стр. 229–230.
- ^ Перейти обратно: а б Роскилл 1960 , с. 58.
- ^ Роскилл 1960 , стр. 58, 72.
- ^ Перейти обратно: а б с Морисон 2001 , стр. 231–232.
- ^ Браун 2009 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б «Рейнджер IX (CV-4)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия. 16 сентября 2005 г. Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Стерн 2012 , с. 192.
- ^ Роскилл 1960 , с. 69.
- ^ Таусен 1995а , стр. 157.
- ^ Таусен 1995b , стр. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с Мелиен 2002 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роскилл 1960 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Морисон 2001 , с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б Хинсли 1984 , с. 282.
- ^ Ноклеби 1995 , стр. 371–373.
- ^ Перейти обратно: а б с Хафстен и др. 2005 , стр. 197.
- ^ Ульштейн 1990 , стр. 263–265.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фолкнер 2012 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Стерн 2012 , с. 193.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хафстен и др. 2005 , стр. 198.
- ^ Стерн 2012 , с. 194.
- ^ Стерн 2012 , стр. 194–195.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стерн 2012 , с. 195.
- ^ Нордангер 1975 , стр. 86–87.
- ^ Морское ведомство 1949 , стр. 12.
- ^ Нордангер 1975 , стр. 87.
- ^ Нильсен и Таусен 1990 , стр. 102–104.
- ^ Петтерсен 1992 , стр. 179–182.
- ^ Мелиен 2002 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристенсен 1988 , стр. 138–139.
- ^ Хафстен и др. 2005 , стр. 199.
- ^ Томас 2010 , с. 27.
- ^ Морисон 2001 , стр. 232–233.
- ^ Томас 2010 , стр. 23–25.
- ^ Томас 2010 , стр. 25–27.
- ^ Перейти обратно: а б Морисон 2001 , с. 233.
- ^ Тиллман 1995 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Мелиен 2002 , с. 34.
- ^ Томас 2010 , с. 31.
- ^ Нордангер 1975 , стр. 86.
- ^ Лилегаард 1986 , с. 123.
- ^ Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2007). «Потери немецких торговых судов 1939-1945 годов и иностранных судов, плававших под немецким флагом: 1943 год» . Хроника Морской войны 1939–1945 гг. (на немецком языке). Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ « Кап Гуир (1148927)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 31 мая 2016 г.
- ^ Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2007). «Операция «Ганнибал»: Потери корабля с наибольшим количеством жертв при эвакуации беженцев и солдат через Балтийское море». Хроника Морской войны 1939–1945 гг. (на немецком языке). Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2007). « Морская война 1945 года, апрель». Хроника Морской войны 1939–1945 гг. (на немецком языке). Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Швадтке 1974 , стр. 42–43, 72–73.
- ^ Швадтке 1974 , стр. 50–51.
- ^ Чант 2013 , с. 112; Хаммель 2010 , с. 193; Леви 2003 , с. 138; Манн 2012 , с. 33; Тиллман 1995 , с. 80; Боннер 1996 , с. 16; Такер 2012 , с. 1599.
- ^ Перейти обратно: а б Браун 2009 , с. 23.
- ^ Ульштейн 1990 , стр. 266.
- ^ Кристенсен 1988 , стр. 202–203.
- ^ Рёрхольт и Торсен 1990 , стр. 447.
- ^ Томас, Джеральд В. «1. Руководитель операции: инициирование над Норвегией» . Авиагруппа 4 — «Касабланка — Токио» . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Бродрескифт 2009 , стр. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с Томас, Джеральд В. «Ветераны USS Ranger возвращаются в Норвегию» . Авиагруппа 4 — «Касабланка — Токио» . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Томас 2010 , с. Благодарности.
- ^ Бернтсен и Хауглид 1995 , стр. 9–10.
- ^ Томас, Джеральд В. «Посвящение памятника погибшим в ходе операции Фагервика, Норвегия, 4 октября 1987 года» . Авиагруппа 4 — «Касабланка — Токио» . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Крокстранд, Матс (5 июля 2013 г.). «Почтим память павших товарищей» [Помимо памяти павших товарищей]. Хельгеленден (на норвежском языке). Мушён . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Томас, Джеральд В. «Пропавшие без вести летчики (пропавшие без вести) и военнопленные (военнопленные) из авиагруппы 4» . Авиагруппа 4 — «Касабланка — Токио» . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Томас, Джеральд В. «Норвегия: благодарная нация помнит» . Авиагруппа 4 — «Касабланка — Токио» . Проверено 29 августа 2016 г.
Консультации по работам
[ редактировать ]- Бернтсен, Гуннар; Хауглид, Мартинус А. (1995). «От ловушки до немецкой крепости». Отец ног на север (на норвежском языке). Будё: Муниципалитет округа Нурдланд. ISBN 978-8-29-113818-3 . Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 29 августа 2016 г.
- Боннер, Кермит (1996). Последние путешествия . Издательство Тернер. ISBN 978-1-56311-289-8 .
- Brødreskift, Audhild, изд. (2009). «Королевская медаль за заслуги перед Стейнбьёрном Менцони» [Королевская медаль за заслуги перед Стейнбьёрном Менцони]. Краеведческий журнал (на норвежском языке). XIX (4). Тронхейм: Норвежский институт местной истории . ISSN 0802-8931 . Проверено 29 августа 2016 г.
- Браун, Дэвид (2009). Хоббс, Дэвид (ред.). Авианосные операции во Второй мировой войне . Барнсли, Южный Йоркшир: линия фронта. ISBN 978-1-84832-042-0 .
- Чант, Кристофер (2013) [1986]. Энциклопедия кодовых названий Второй мировой войны . Милтон-Парк, Оксфордшир: Рутледж. ISBN 978-1-134-64787-3 .
- Кристенсен, Даг (1988). Шпион выходит на берег: невероятные усилия братьев Снефьелло на норвежском побережье во время войны [ Скрытая рука: История Эйнара Йохансена — главного агента британцев в северной Норвегии во время войны ] (на норвежском языке). Осло: Плотина. ISBN 978-8-25-900508-3 .
- Фолкнер, Маркус (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-560-8 .
- Хаммел, Эрик М. (2010). Воздушная война в Европе: хронология: Воздушная война Америки против Германии в Европе и Северной Африке, 1942–1945 гг . Пасифика, Калифорния: Военная история Тихоокеанского региона. ISBN 978-1-890988-09-8 .
- Хафстен, Бьёрн; Ларсстуволд, Ульф; Олсен, Бьёрн; Стенерсен, Стен (2005). Air Alert - Воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг. [ Air Alert - Воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг .] (на норвежском языке) (2-е, исправленное изд.). Осло: Издательство Sem & Stenersen. ISBN 978-8-27-046074-8 .
- Хинсли, Ф.Х.; и др. (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции (Часть 1) . Том. III. Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 978-0-11-630935-8 .
- 1945 г. ] Норвежские корабли, потерянные в результате войны: 3 сентября 1939 г. - 8 мая . Осло: Морское управление, Grøndahl & Søn. 1949. OCLC 938241577 .
- Леви, Джеймс П. (2003). Флот метрополии Королевского флота во Второй мировой войне . Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-51156-9 .
- Лиллегаард, Лейф Б. (1986). ( Через все океаны на норвежском языке). Осло: Атенеум. ISBN 978-8-27-334126-6 .
- Манн, Крис (2012). Британская политика и стратегия в отношении Норвегии, 1941–45 . Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-21022-6 .
- Мелиен, Тор Йорген (2002). Сурлиен, Кнут Амунд (ред.). «ВМС США в районах Норвегии, 1939–1945 гг.» [ВМС США в районах Норвегии, 1939–1945 гг.] (PDF) . Оборонные исследования (на норвежском языке) (3). Осло: Норвежский институт оборонных исследований . ISSN 0333-3981 . Проверено 16 сентября 2016 г.
- Морисон, Сэмюэл Элиот (2001) [1956]. Выигранная битва за Атлантику: май 1943 г. – май 1945 г. История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Том. X. Эдисон, Нью-Джерси: Castle Books. ISBN 978-0-78-581311-8 . Проверено 24 мая 2018 г.
- Нильсен, Торе Л.; Таусен, Атл (1990). Торговый флот в войне 1939–1945 гг. [ Торговый флот в войне 1939–1945 гг .] (на норвежском языке). Берген: Морской музей Бергена. ISBN 978-8-27-064026-3 .
- Нёклеби, Берит (1995). «Секретная разведывательная служба, СИС» . В Дале ; Героя ; Ноклебю ; Рингдал ; Соренсен (ред.). Норвежская военная энциклопедия 1940–1945 гг. (на норвежском языке). Осло: Каппелен. ISBN 978-8-20-214138-7 .
- Нордангер, Трюгве (1975). Длинный берег! - рассказ о судах и людях на норвежском побережье во время войны [ Длинная береговая линия! - Повесть о кораблях и людях на норвежском побережье во время войны ] (на норвежском языке). Берген: Нордангер. ISBN 978-8-27-051041-2 .
- Петтерсен, Лауриц (1992). Торговый флот в войне 1939–1945: Флот метрополии - между другом и врагом [ Торговый флот в войне 1939–1945: Флот метрополии - между другом и врагом ] (на норвежском языке). Осло: Grøndahl og Dreyers Forlag A/S. ISBN 978-8-25-041897-4 .
- Рёрхольт, Бьёрн ; Торсен, Бьярне (1990). Солдаты-невидимки: рассказ норвежцев в секретной службе [ Солдаты-невидимки: рассказ норвежцев в секретной службе ] (на норвежском языке). Осло: Ашехог. ISBN 978-8-20-316046-2 .
- Роскилл, Юго-Запад (1960). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть I. Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 58588186 .
- Швадтке, Карл-Хайнц (1974). Торговые суда Германии 1939–1945 [ Торговые суда Германии 1939–1945 ] (на немецком языке). Ольденбург: Verlag Gerhard Stalling AG. ISBN 978-3-7979-1840-6 .
- Стерн, Роберт С. (2012). ВМС США и война в Европе . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-896-8 .
- Томас, Джеральд В. (2010). Четвертая торпедная эскадрилья – вид из кабины Второй мировой войны . Лас-Крусес: Публикации Doc45. ISBN 978-0-9828709-0-7 .
- Таусен, Атл (1995a). «торговый флот» [Торговый флот]. В Дале ; Героя ; Ноклебю ; Рингдал ; Соренсен (ред.). Норвежская военная энциклопедия 1940–1945 гг. (на норвежском языке). Осло: Каппелен. ISBN 978-8-20-214138-7 .
- Таусен, Атл (1995b). «Флот метрополии» [The Home Fleet]. В Дале ; Героя ; Ноклебю ; Рингдал ; Соренсен (ред.). Норвежская военная энциклопедия 1940–1945 гг. (на норвежском языке). Осло: Каппелен. ISBN 978-8-20-214138-7 .
- Тиллман, Барретт (1995). Дикие асы Второй мировой войны . Лондон: Оспри. ISBN 978-1-85532-486-2 .
- Такер, Спенсер К. (2012). Альманах американской военной истории . Том. Я. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-59884-530-3 .
- Ульштейн, Рагнар (1990). служба Норвегии 1940–1945 ( Разведывательная на норвежском языке). Том II. Осло: Каппелен. ISBN 978-8-20-212421-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тиллман, Барретт (2012) [1998]. SBD Бесстрашные юниты Второй мировой войны . Лондон: Блумсбери. ISBN 978-1-78200-719-7 .
- Конфликты 1943 года
- 1943 год в Норвегии.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием США.
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- История Нурланда
- Действия и бои морской авиации