Jump to content

Операция «Коробка передач II»

Координаты : 78 ° 14'48 "N 15 ° 40'38" E  /  78,24667 ° N 15,67722 ° E  / 78,24667; 15,67722

Операция «Коробка передач II»
Часть Арктической кампании Второй мировой войны.

Общий вид Норвегии (Шпицберген обведен кружком)
Дата Сентябрь 1942 г. - 7 сентября 1943 г.
Расположение 78 ° 14'48 "N 15 ° 40'38" E  /  78,24667 ° N 15,67722 ° E  / 78,24667; 15,67722
Результат Норвежско-британская победа
Воюющие стороны
 Норвегия
 Великобритания
 Германия
Командиры и лидеры
Альберт Торнеруд
Жертвы и потери
31 военнопленный

Operation Gearbox II (17 сентября 1942 — 7 сентября 1943) — норвежско-британская операция во время Второй мировой войны на арктическом острове Шпицберген в архипелаге Шпицберген . Операция «Фритам» , первая попытка создать базу, потерпела поражение, когда Люфтваффе 14 мая два корабля с этими силами были потоплены бомбардировщиками .

В ходе операции «Коробка передач» (30 июня - 17 сентября 1942 г.) 2 июля на крейсере прибыло 57 норвежских подкреплений со 116 длинными тоннами (118 т) припасов. Подкрепления укрепили оборону бывшего поселения в Баренцбурге и подготовили Gearbox II, еще одно подкрепление норвежцев и часть плана Конвоя PQ 18 , чтобы предотвратить повторение Конвоя PQ 17 (27 июня - 10 июля 1942 г.) в 24 из 35 грузовых судов конвоя были потоплены.

Отряд P (Заправочные силы Шпицбергена), в состав которого вошли нефтяники RFA Blue Ranger и RFA Oligarch, а также четыре эскортных эсминца, отплыл из Скапа-Флоу 3 сентября и несколько дней спустя бросил якорь в проливе Лоу ( Ван Миенфьорден ). С 9 по 13 сентября эстафеты эсминцев были отправлены из PQ 18 для дозаправки перед тем, как конвой пройдет Бьёрнёйя ( Медвежий остров ) в зону досягаемости Люфтваффе, бомбардировщиков и торпедоносцев базирующихся на севере Норвегии.

После того, как в июне 1943 года норвежцы прогнали с острова еще одну немецкую группу метеорологов, немецкая флотилия, включая Тирпиц , совершила рейд на Шпицберген в рамках операции «Цитронелла» 7 сентября, взяла 31 пленного и уничтожила большую часть инфраструктуры и оборудования Gearbox II. 19 октября крейсер USS Tuscaloosa и четыре эсминца доставили дополнительные норвежские войска.

Шпицберген

[ редактировать ]

Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане , в 650 милях (1050 км) от Северного полюса . Острова гористые, с постоянно покрытыми снегом вершинами, некоторые покрыты льдом; На дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин встречаются редкие речные террасы. Зимой острова покрываются снегом, а заливы покрываются льдом. На западном побережье острова Шпицберген есть несколько больших фьордов, а ширина Исфьорда достигает 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду , и летом море освобождается ото льда. Поселения были созданы в Лонгйирбюене и Баренцбурге в бухтах вдоль южного берега Исфьорда, в Кингс-Бей (Куэйд-Хок) дальше на север вдоль побережья и в Ван-Мийен-фьорде (Лоу-Саунд) на юге. Поселения привлекали колонистов разных национальностей, а Шпицбергенский договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права стран-участниц на добычу полезных ископаемых и рыболовство. До 1939 года население насчитывало около 3000 человек, в основном норвежцев и русских, которые работали в горнодобывающей промышленности. Шахты были связаны с берегом воздушными канатными дорогами или рельсами, а сброшенный зимой уголь после летней оттепели собирался на кораблях. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (510 000 тонн) в год, которое было разделено между Норвегией и Россией. [ 1 ]

Сигнальная разведка

[ редактировать ]

В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), расположенной в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа специалистов по взлому кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году группы перехвата под кодовым названием « Головные боли» были отправлены на военные корабли, а с мая 1942 года компьютеры плавали вместе с адмиралами крейсеров, командующими эскортом конвоев, для считывания сигналов Люфтваффе W/T, которые не могли быть перехвачены станциями в Великобритании. Адмиралтейство отправило подробную информацию о частотах беспроводной связи Люфтваффе , позывных и ежедневных местных кодах. на компьютеры . В сочетании со знанием Люфтваффе процедур компьютеры могли давать довольно точные сведения о немецких разведывательных вылетах и ​​иногда предсказывать атаки за двадцать минут до того, как они были обнаружены радаром. [ 2 ] В феврале 1942 года немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Kriegsmarine Marinenachrichtendienst ( MND, Служба военно-морской разведки) взломал британский военно-морской шифр № 3 и смог прочитать его до января 1943 года. [ 3 ]

[ редактировать ]
Топографическая карта Шпицбергена

Немцы оставили острова Шпицберген в покое во время вторжения в Норвегию в 1940 году, и, за исключением нескольких норвежцев, перешедших на корабли союзников, мало что изменилось; радиостанции на островах продолжали ясно передавать сводки погоды, которые были полезны обеим сторонам. [ 4 ] С 25 июля по 9 августа 1940 года крейсер «Адмирал Хиппер» отплыл из Тронхейма для обыска района от Тромсё до острова Медвежий ( Бьёрнёя ) и Шпицбергена, чтобы перехватить британские корабли, возвращавшиеся из Петсамо , но обнаружил только финское грузовое судно. [ 5 ] 12 июля 1941 года Адмиралтейству было приказано собрать отряд кораблей для действий в Арктике во взаимодействии с СССР, несмотря на возражения адмирала Джона (Джека) Тови , командующего Флотом Метрополии , который предпочитал действовать южнее. , где было больше целей и лучшее прикрытие с воздуха. [ 6 ]

Контр-адмиралы Филип Виан и Джеффри Майлз прилетели в Полярное, а Майлз основал британскую военную миссию в Москве. [ 6 ] Виан сообщил, что Мурманск находится близко к территории, контролируемой немцами, что его противовоздушная оборона недостаточна и что перспективы наступательных операций на немецкие корабли плохие. Виан был отправлен осмотреть западное побережье Шпицбергена , главного острова Шпицбергена, который был в основном свободен ото льда и находился в 450 милях (720 км) от северной Норвегии, чтобы оценить его потенциал в качестве базы. Крейсеры HMS «Нигерия» , HMS «Аврора» и два эсминца покинули Исландию 27 июля, но Виан счел очевидные преимущества Шпицбергена как базы неудовлетворительными. [ 7 ] Эти силы дважды приближались к норвежскому побережью и каждый раз были обнаружены самолетами-разведчиками Люфтваффе . [ 8 ]

Операция «Перчатка»

[ редактировать ]

Когда в Исландии собирался первый арктический конвой операции «Дервиш», 19 августа 1942 года Виан вместе с отрядом А отправился на Шпицберген в рамках операции «Перчатка». Норвежское и российское гражданское население должно было быть эвакуировано с использованием одних и тех же двух крейсеров в сопровождении пяти эсминцев сопровождения, нефтяника и RMS Empress of Canada , военного транспорта, на борту которого находились 645 человек, в основном канадская пехота. [ 9 ] [ а ] Экспедиция высадилась в Баренцбурге , чтобы саботировать угольную промышленность, эвакуировать норвежское и советское гражданское население и захватить все корабли, которые можно было найти. Около 2000 русских были доставлены в Архангельск на «Императрице Канады» в сопровождении одного из крейсеров и трех эсминцев, которые встретились с остальными силами группы А у Баренцбурга 1 сентября. [ 8 ] Нормальную работу на радиостанции в Баренцбурге поддерживал назначенный норвежским военным губернатором лейтенант Рагнвальд Тамбер ; три угольщика, отправленные с материка, были угнаны вместе с тюленьим кораблем MS Selis , ледоколом SS Isbjørn , буксиром и двумя рыболовецкими лодками. Канадский десант снова высадился на борт 2 сентября, а 3 сентября отряд отплыл домой с 800 норвежскими гражданскими лицами и призами . [ 10 ] Два крейсера направились к норвежскому побережью для охоты за немецкими кораблями и рано утром 7 сентября в штормовую погоду и плохую видимость обнаружили немецкий конвой у Поршангера недалеко от мыса Нордкап . Крейсеры потопили учебный корабль «Бремзе» , но двум транспортникам с 1500 людьми на борту удалось спастись. Нигерия была повреждена, предположительно потерпела крушение, но военно-морские силы достигли Скапа-Флоу . 10 сентября [ 11 ] [ б ]

Немецкие базы, 1941–1942 гг.

[ редактировать ]
Карта расположения, Лонгйирбиен красным цветом

После операции «Перчатка» (25 августа – 3 сентября 1941 г.) британцы ожидали, что немцы оккупируют Шпицберген в качестве базы для атак на арктические конвои. Немцев больше интересовали метеорологические данные, поскольку Арктика является источником большей части погоды в Западной Европе. К августу 1941 года союзники уничтожили немецкие метеостанции в Гренландии, на острове Ян-Майен , Бьёрнойе и гражданские сводки погоды со Шпицбергена. Немцы использовали сводки погоды с подводных лодок, самолетов-разведчиков, траулеров и других кораблей, но они были слишком уязвимы для атак. Кригсмарине . и Люфтваффе обследовали наземные площадки для размещения метеостанций в зоне действия морского и воздушного снабжения, некоторые из которых будут пилотируемыми, а другие автоматическими Wettererkundungsstaffel 5 ( Wekusta 5) входил в состав Luftflotte 5 базировался в Банаке , после того как был готов, на севере Норвегии. He 111 и Ju 88 из Wekusta 5 пролетели над Северным Ледовитым океаном, мимо Шпицбергена и Ян-Майена в направлении Гренландии; Приобретенный опыт позволил подразделению осуществлять транспортировку и снабжение пилотируемых и автоматических метеостанций. [ 13 ]

После того, как в начале сентября радиосвязь на Шпицбергене загадочным образом прекратила передачу, немецкие разведывательные полеты из Банака обнаружили канадские разрушения, горящие угольные свалки и увидели одного человека, отказника от военной службы по соображениям совести, который отказался уехать, махавшего им рукой. Доктор Эрих Этьен , бывший полярный исследователь, командовал операцией по установке обитаемой станции на островах, но из-за приближающейся зимы времени было мало. Залив Адвент ( Адвент-фьорден ) был выбран из-за его широкой долины, что делает подход к нему более безопасным для самолетов; его недра из аллювиального гравия были приемлемыми для посадочной площадки. Юго-восточная ориентация возвышенности не препятствовала беспроводной связи с Банаком, а поселение Лонгйир (город Лонгйир) находилось неподалеку. Была выделена взлетно-посадочная полоса с северо-запада на юго-восток размером примерно 1800 на 250 ярдов (1650 на 230 м), которая была твердой в сухом состоянии и твердой в замерзшем, но могла заболачиваться после дождя и весенней оттепели. Немцы использовали хижину Ганса Лунда в качестве диспетчерской и радиостанции, а хижину Внутренний Йортхамн на юго-востоке готовили в качестве замены. Сайт получил кодовое название Бансё (из Банака и Шпицбергена-Оя) и переправа людей, оборудования и припасов начались 25 сентября. Пилоты He 111, Ju 88 и Ju 52 получили опыт посадки на мягкий грунт, изрезанный колеями и валунами. [ 14 ]

Вид на Лонгйирбюен, Адвентсфьорд и Адвентдален (2006 г.)

Британцы следили за событиями от Блетчли-Парка до «Ультры» , чему было легче благодаря готовности Германии регулярно использовать радиосвязь. Четыре британских тральщика, следовавшие из Архангельска, были направлены на расследование и 19 октября достигли Исфьорда. Экипаж самолета Wekusta 5 заметил корабли, готовившиеся к приземлению, и тридцать человек в Бансо были в спешке доставлены в безопасное место самолетом и двумя транспортными самолетами Ju 52. Когда прибыли британцы, Бансо был покинут, но некоторые кодовые книги удалось восстановить; когда корабли ушли, немцы вернулись. После 38 рейсов снабжения прибыл доктор Альбрехт Молль и трое мужчин, чтобы отправить сводки погоды зимой 1941–1942 годов. 29 октября 1941 года Ганс Кноспель и пять метеорологов были размещены Кригсмарине в Лиллиехёкфьорде , ответвлении Кроссфьорда на северо-западе Шпицбергена. [ 15 ] [ с ] Посадка самолета была более рискованной зимой, когда посадочная площадка или залив, покрытый льдом, были промерзшими, поскольку мягкий снег сверху мог скопиться перед колесами самолета и резко остановить его или помешать ему достичь взлета. сбросить скорость при выезде. Снежный покров может также закрыть ямы, в которые может упасть колесо, что может привести к повреждению ходовой части или гребного винта. [ 17 ]

Группа Молля в Бансё вызвала самолет, когда погода была подходящей, и, сделав низкие и медленные проходы, чтобы проверить посадочную площадку на наличие препятствий, пилот решил, приземлиться ли. [ 17 ] 2 мая 1942 года аппарат для автоматической метеостанции, термометр, барометр, передатчик и батарейки прибыли в Банак в ящике, прозванном «Крёте» летным экипажем («жаба»). Как только позволит погода, его должны были доставить самолетом в Бансо, а группу Молля вернуть обратно. Лишь 12 мая благоприятный прогноз погоды достиг Банака, и были отправлены He 111 и Ju 88 с припасами и техническими специалистами для установки Kröte . Самолет достиг Бансо в 5:45 утра , и после тщательного осмотра земли пилот «Хейнкеля» в конце концов приземлился, держа хвост высоко над снегом. Перед основными колесами быстро скопился сугроб утрамбованного снега, и самолет чуть не перевернулся. Десять членов экипажа и пассажиров присоединились к наземной группе, которая приветствовала их, пробывших в одиночестве шесть месяцев; Пилот Ju 88 был предупрежден сигнальной ракетой и вернулся в Банак. [ 18 ]

Операция Фритэм

[ редактировать ]
Баренцбург, на восточном берегу Грён-фьорда (Зеленая гавань), сфотографировано с северо-запада в 2003 году.

30 апреля 1942 года Исбьёрн и Селис (лейтенант Х. Ои Королевского флота Норвегии ) ​​и около двадцати членов экипажа отплыли из Гринока с норвежским десантом из 60 человек в сопровождении трёх британских офицеров связи. [ 19 ] На каждом корабле было 20-мм зенитное орудие «Эрликон», но никто из отряда не был обучен их использованию. Майор Амхерст Ватман , полярный исследователь и специалист по сигналам, ремонтировал и эксплуатировал радиоприемник, но он сломался по пути в Исландию и не был надежным до конца путешествия. Корабли прижались к полярным льдам с небольшим риском быть замеченными самолетами Люфтваффе , когда они находились к северо-востоку от Ян-Майена. [ 20 ] Корабли достигли Шпицбергена 13 мая и вошли в Исфьорд в 20:00. Грён-фьорд (Зеленый фьорд или Зеленая гавань для британцев) был покрыт льдом толщиной до 4 футов (1,2 м). Раскол льда был отложен до полуночи 14 мая, и группы были отправлены на разведку Баренцбурга на восточном берегу и полуострова Финнесет . [ 21 ] Разведывательные группы никого не нашли, но им потребовалось время до 17:00 , чтобы вернуться, когда Исбьёрн прорубил во льду длинный канал, но все еще был далеко от Финнесета. Ju 88 пролетел вдоль Исфьордена также в 17:00 , но Свердруп настоял на том, чтобы добраться до пристани в Баренцбурге, чтобы быстрее разгрузиться. [ 21 ]

Focke -Wulf Fw 200 Condor того же типа, что потопил D/S Isbjørn и MS Selis .

В 20:30 появились четыре дальних бомбардировщика-разведчика FW 200 Condor; склоны долины были настолько высокими, что бомбардировщики прибыли без предупреждения, а третий бомбардировщик поразил Исбьёрн , который сразу же затонул; Вскоре Селис был подожжен. [ 22 ] Тринадцать человек были убиты, в том числе Свердруп и Годфри, девять человек были ранены, двое смертельно. было потеряно оборудование В Исбьёрне , оружие, боеприпасы, продовольствие, одежда и радиосвязь. Баренцбург находился всего в нескольких сотнях ярдов по льду, и еды было найдено много, потому что на Шпицбергене был обычай запасаться перед зимой. Местное стадо свиней было забито во время Перчатки, и арктический холод сохранил мясо; дикую утку можно было разграбить на яйца, а также был найден лазарет, в котором все еще хранились перевязочные материалы для раненых. Бомбардировщики Ju 88 и He 111 вернулись 15 мая, но выжившие укрылись в шахтах. [ 22 ] Сантехники в Баренцбурге ухаживали за ранеными и залегли на дно, когда поблизости были Люфтваффе . Лейтенант Уве Ролл Лунд отправил группы на юг, к Свеагрува (Шведская шахта) в Ван Миенфьорде , чтобы провести разведку немцев в заливе Адвент вокруг взлетно-посадочной полосы в Бансё. [ 23 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Люфтваффе , 14 июня — 3 июля 1942 г.

[ редактировать ]
Пример транспортного самолета Ju 52.

Немцы в Бансё сообщили о полете британцев 26 мая, а 12 июня сообщили, что посадочная площадка достаточно сухая для попытки приземления. Ju 88 подлетел к острову и приземлился, но повредил винты во время руления, в результате чего экипаж увеличил немецкую группу до 18 человек. Самолеты Люфтваффе отправлялись на Шпицберген каждый день, но до 26 июня их предупреждали красные сигнальные ракеты, выпущенные наземной группой. На следующий день рейс также был отправлен обратно, и немцы подумали об использовании гидросамолетов, но восточная оконечность Исфьордена и залив Адвент были слишком полны дрейфующего льда. Под полуночным солнцем (20 апреля – 22 августа) с приближением середины лета лед дальше на запад, возле позиций союзников, очистился быстрее, чем на немецкой (восточной) оконечности фьорда. [ 24 ] Немцы сообщили об атаке Каталины на Ju 88 27 июня, в результате чего он был списан со счетов и заявили, что повредили британский самолет ответным огнем. 30 июня партия отправила сообщение о том, что взлетно-посадочная полоса достаточно сухая для самолетов Junkers Ju 52 и полеты снабжения возобновились. За самолетом наблюдала норвежская группа, которая отправилась в неудавшуюся экспедицию с целью уничтожить немецкую радиосвязь в хижине Ханса Лунда в заливе Адвент. В ясные дни немецкие летчики летели прямо над горами, а в пасмурные и туманные дни, когда они были сильно нагружены, шли по прибрежному маршруту мимо Баренцбурга. Крете был установлен на северной стороне залива Адвент в Хьортхамне. [ 25 ]

Операция «Коробка передач»

[ редактировать ]
Карта Баренцева моря

Оставшаяся часть сил Фритама в Баренцбурге была консолидирована за счет подкреплений в ходе операции «Коробка передач» и ее продолжений, была установлена ​​метеостанция и восстановлена ​​беспроводная связь с Адмиралтейством. Улльринг сообщил о наблюдении за пулеметами «Кольт», организовал полеты снабжения «Каталины», предоставил отчеты о погоде и наблюдениях, защитил Ватмана и его аппарат для исследования ионосферы и приготовился атаковать немецкие метеостанции, где бы они ни находились. [ 26 ] После запуска Gearbox личный состав Шпицбегена мог делать больше, чем просто существовать и уклоняться от атак немецкой авиации. Каталина Н-Натс вылетела на Шпицберген 13 июля с запчастями для Кольтов и другими припасами, а оттуда на север России для поиска выживших PQ 17. Экипаж «Каталины» сообщил британским военно-морским властям в Мурманске, что Баренцево море свободно ото льда. Многие выжившие, в том числе около сорока человек, которых видели во время полета на север России, были спасены, а корабли, которые, как сообщается, укрылись на Новой Земле, были благополучно сопровождены в порт. [ 27 ]

Выжившие в операции «Фритэм» отлично знали местность, и как только детали «Кольта» были доставлены, Уллринг установил одну из них на катер . 15 июля Уллринг отправился под полуночным солнцем с десятью людьми, чтобы атаковать немцев в Лонгйире в заливе Адвент. Группа обнаружила, что последние немцы на Шпицбергене, включая резидента группы метеорологов с конца 1941 года, улетели обратно в Норвегию 9 июля. Немцы ушли, но расстрелянный 1 июля Ju 88 все еще был на месте, беспроводной передатчик и другое оборудование были в рабочем состоянии, запасов было много, а здания, используемые отрядом, находились в хорошем состоянии, что позволяет предположить, что отход немцев не был направлен на быть постоянным. «Крёте » у берега в Йортхамне был найден, разобран и возвращен в Баренцбург для отправки в Великобританию. В начале августа Улльринг повел группу из девяти человек на север вдоль побережья и в Конгсфьорд (Кингсфьорд) на катере, чтобы найти еще одну немецкую метеостанцию, но нашел только след. 20 августа подводная лодка вошла в Исфьорд и обстреляла береговые сооружения в Грин-Харборе и заливе Адвент из своей палубной пушки. В Баренцбурге норвежцы открыли ответный огонь с пришвартованного у пирса катера и 20-мм пушка «Эрликон», установленная на возвышении за деревней, вынуждала подводную лодку вести огонь с большей дистанции; Норвежцы снова не понесли потерь. [ 28 ]

HMS Cumberland (на фото 1946 г.)

После неудачной попытки достичь Шпицбергена 26 июля «Каталина П-Питер» вылетела в 9:00 утра 29 июля с противостолбнячным токсином и другими предметами для операции «Коробка передач». Глен и часть немецкого оборудования были забраны из Баренцбурга и доставлены обратно в Саллом-Во, несмотря на густой туман, но с перерывами в высоких облаках, что позволило команде сделать астрономические снимки ; Также использовался новый указатель воздушного положения. Глен был удовлетворен норвежским контролем над Исфьордом и Грин-Харбором и тем, что этот район пригоден для использования в качестве базы гидросамолетов. Каталина доставила Глена из Саллома Во в Саутгемптон на южном побережье, чтобы он посетил Адмиралтейство для обсуждения предстоящего конвоя PQ 18. [ 29 ]

Чтобы избежать еще одной катастрофы, подобной PQ 17, Адмиралтейство планировало оказать гораздо большую поддержку PQ 18, включая группу на Шпицбергене. Глен должен был стать британским офицером связи с норвежцами, а операция «Коробка передач II» должна была начаться с использования конвоя в качестве прикрытия. Бонэм-Картер с крейсерами HMS Cumberland и HMS Sheffield в сопровождении HMS Eclipse и еще четырьмя эсминцами должен был нести партию Gearbox II и около 200 длинных тонн (200 т) запасов. В поставку вошли сорок ездовых собак «Хаски» , три 40-мм зенитных орудия «Бофорс», два трактора, лодки, еще несколько радиооборудования, включая пеленгатор и запасы на зиму. [ 30 ]

После катастрофы PQ 17 командующий береговым командованием Королевских ВВС Филип Жубер возобновил предложение о размещении сил торпедоносцев на севере России, которое проходило как операция «Оратор». Две эскадрильи торпедоносцев «Хэмпден» , отряд из десяти «Каталин» из 210-й эскадрильи и четырех сверхдальних самолетов-разведчиков «Спитфайр» совершили в начале сентября долгий и рискованный перелет из Шотландии на север России и сформировали Поисково -ударное крыло . [ 31 ] Отряд P, нефтяники флота RFA Blue Ranger и RFA Oligarch в сопровождении четырех эсминцев, должен был отправиться на Шпицберген 3 сентября и поставить якорь в Лоу-Саунд (Ван-Мийен-фьорден) в качестве временной передовой базы дозаправки. [ 32 ]

Операция «Коробка передач II»

[ редактировать ]

Сентябрь 1942 г. - 7 июня 1943 г.

[ редактировать ]
Радиолокационная фотография; внизу справа показаны Акселёйя и Мариахольмен острова в Беллсунде и Ван Миенфьорд за его пределами ( Envisat , 2011)

Камберленд . «Эклипс» и еще четыре эсминца прибыли 17 сентября со 130 длинными тоннами (130 т) припасов и партией норвежских войск (подполковник Альберт Торнеруд , также преемник Ульринга на посту военного губернатора). Более тяжелые предметы были перевезены на берег на плоту, сделанном из бочек с нефтью емкостью 50 имп галлонов (230 л; 60 галлонов США). Уллринг поднялся на борт «Камберленда» , чтобы сообщить о последних шести неделях работы. Шеффилд прибыл 18 сентября с еще 110 длинными тоннами (110 т) припасов. Когда Уллринг доложил капитану А. В. Кларку о Шеффилде , Кларк подарил Gearbox две глубинные бомбы и включил в свой отчет, что Уллринг «... атаковал подводную лодку с весельной лодки, вооруженной консервным ножом». Корабли повторили практику: двигатели оставались включенными, а экипажи закрывались для зенитных действий; крейсерам удалось разгрузиться и уйти за шесть часов. Глен начал готовить локальные аспекты Gearbox II, и Уллринг передал командование Торнеруду; Ватман оставался британским офицером связи и оставался там зимой 1942–1943 годов, прежде чем его сменили. [ 33 ]

Небольшая дальность действия некоторых эсминцев сопровождения, участвовавших в PQ 18, привела к отправке Шпицбергенских заправочных сил (Force P), флотских нефтяников Blue Ranger и Oligarch , а также четырех эсминцев сопровождения. Корабли отплыли с PQ 18 3 сентября и повернули на север, в сторону Шпицбергена 9 сентября, чтобы сформировать временную передовую базу дозаправки в Ван Миджен-фьорде (пролив Лоу) длиной 52 мили (84 км). Фьорд отделен от Беллсунда островами Аксельёйя и Мариахольмен . В Свеагруве на северном берегу все еще находился гарнизон первоначального отряда Фритама, который был перевооружен во время визита Уллринга и Гирбокса II в июле. 11 сентября крейсер HMS Scylla возглавил пять эсминцев 3-й флотилии эсминцев из PQ 18, прибывших в Беллсунд вечером 12 сентября; Корабли прошли мимо эсминца HMS Windsor, выполнявшего функции сторожевого корабля, чтобы встретиться с двумя нефтяниками и четырьмя эсминцами сопровождения в Аксельфьорде, чтобы заправиться перед самой опасной частью маршрута конвоя, к востоку от Бьёрнойя . Флотилия отправилась в 4:00 утра 13 сентября и достигла конвоя в 14:30. Нефтяники и конвоиры отправились домой 21 сентября. [ 34 ]

Хили и Пи-Питер приняли участие в «Ораторе» и 25 сентября покинули Грасную и направились на Шпицберген, чтобы забрать Глена и вернуться в Шотландию. Плохая погода вынудила вернуться в Мурманск, и в 13:29, примерно в 70 морских милях (130 км; 81 миль) от побережья, Ju 88 атаковал «Каталину», прошел к передней части «Каталины» и был подбит. Ответный огонь Ju 88 попал в кабину «Каталины» и убил Хили. [ 35 ] После войны выжившие члены экипажа обнаружили, что Ju 88 из 1 Staffel, Fernaufklärungsgeschwader 22 (22-я дальняя разведывательная группа) из Банака на севере Норвегии разбился в тот день у острова Тамсой, что приписывают столкновению с «российским летающим самолетом». лодка". [ 36 ] 19 октября HMS Argonaut и два эсминца доставили припасы на Шпицберген, а норвежское судно совершило рейс в ноябре. [ 37 ] Выжившие с SS Chulmleigh были обнаружены двумя норвежскими лыжными отрядами из Gearbox II 2 января 1943 года. Баренцбург находился всего в 12 милях (19 км) от места выхода на берег выживших; только капитан и восемь членов экипажа выжили и были репатриированы в Терсо в Шотландии 15 июня 1943 года. [ 38 ] 7 июня 1943 года крейсеры «Камберленд» , «Бермуды» и два эсминца вышли из Исландии под прикрытием Флота Метрополии, высадив 10 июля подкрепление и припасы для Gearbox II. [ 39 ]

Немецкие базы 1942–1943 гг.

[ редактировать ]

Нуссбаум , еще одна метеорологическая группа Кригсмарине под командованием доктора Франца Нуссера, покинула Норвегию на U-377, чтобы вернуться на Шпицберген и вновь занять базу Кноспе в Сигнехамне, которая провела зиму 1941–1942 годов, собирая данные о погоде. Было совершено два рейса на Шпицберген, и Нуссбаум вступил в строй в ноябре 1942 года. Зимой 1942–1943 годов станция не нуждалась в подаче воздуха, но в мае потребовались запасные части для ее двигателя и водородных генераторов. Припасы были сброшены с самолета Fw 200 из KG 40, который вылетел из Вернеса 6, 8 и 18 мая, собирая по пути данные о погоде. 20 июня 1943 года Нуссбаум был застигнут врасплох норвежским патрулем коммандос под командованием капитана Э. Уллринга и Фенрика Аугенсена, который обследовал Конгс-фьорд и Кросс-фьорд на канонерской лодке. Пятеро из шести немцев бежали к побережью полуострова Митра, но Хайнц Колер, находившийся ближе к воде, был убит норвежцами возле Сигнехамны. Метеорологи успели послать сигнал бедствия, прежде чем они скрылись. U-302 ( капитанлейтенант Герберт Сикель), курсировавшая у Шпицбергена, встала на борт 22 июня. Группа Нуссбаума видела над головой Fw 200 , но не была замечена. 26 июня U-302 встретилась с U-625 ( капитанлейтенант Ганс Бенкер) для передачи группы, прибывшей в Нарвик 28 июня. [ 40 ]

Операция Цитронелла

[ редактировать ]

20 июня 1943 года еще одна немецкая группа метеорологов была вытеснена норвежцами со Шпицбергена и эвакуирована в Норвегию на подводной лодке. Партия сообщила, что у норвежцев есть собственная метеостанция в Исфьорде, и 6 сентября 1943 года «Тирпиц» , «Шарнхорст» и десять эсминцев отплыли из Альтафьорда в Унтернемен-Цитронелла (также Унтернемен-Сизилиен , операция «Сицилия») и незамеченными достигли Шпицбергена. [ 41 ] 7 сентября при поддержке береговой бомбардировки (единственный случай, когда Тирпиц в гневе открыл горизонтальный огонь), батальон пехоты высадился и захватил объекты в Баренцбурге; после разрушения угольных складов и других объектов немецкие войска отступили. Капитан Мортен Бредсдорф и 30 норвежцев попали в плен, но остальная часть группы бежала вглубь страны и пряталась, пока берег не очистился, а затем вернулась, чтобы устранить ущерб. [ 42 ] [ 43 ] Адмиралтейство было предупреждено 8 сентября, и Флот метрополии отплыл, но вернулся, когда стало ясно, что немецкая эскадра вне досягаемости. [ 44 ] 22 сентября «Каталина» доставила новое беспроводное оборудование для восстановления связи, а 19 октября военный корабль США « Тускалуса » в сопровождении одного американского и трёх британских эсминцев доставил в Баренцбург дополнительные норвежские войска. Членов Gearbox II забрали из разных точек островов и доставили в Исландию и Шотландию. [ 41 ] [ д ]

Последствия

[ редактировать ]

После катастрофы операции «Фритэм » база в Баренцбурге была усилена подкреплениями операции «Гирбокс». Прибытие большего количества войск и техники в Gearbox II в рамках операции «Оратор » обеспечило некоторую защиту PQ 18, которая потеряла тринадцать кораблей по сравнению с 24 потопленными во время PQ 17. Исключительно большое количество эсминцев сопровождения поддерживалось за счет отсоединения реле ( 9–13 сентября) для дозаправки двух флотских нефтяников, стоящих на якоре в Ван Миенфьорде (пролив Лоу) на юге Шпицбергена. [ 45 ] Операция «Цитронелла» прошла успешно, но о восстановлении немецкой базы на Шпицбергене не могло быть и речи, учитывая превосходство союзников в море и в воздухе. В 1956 году официальный военно-морской историк США Сэмюэл Элиот Морисон назвал его «чрезмерным»; атака была усилена немецкой пропагандой, несмотря на то, что предприятию требовалось немногим больше, чем эсминец. На Шпицберген было отправлено больше норвежских войск, и база восстановлена; Норвежское присутствие сохранялось до конца войны. [ 46 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Командир: бригадный генерал Артур Поттс , 527 канадцев, 25 норвежцев (капитан Обер), 93 британца, включая 57 королевских инженеров . [ 9 ]
  2. После войны предполагалось, что Нигерия подорвалась на мине. [ 12 ]
  3. 24 августа 1942 года группа Кноспеля была репатриирована U-435 после нападения группы из операции Gearbox . [ 16 ]
  4. Таскалузы Военный дневник утверждал, что корабль зашел дальше всех на север из всех кораблей США во время войны (78°18'30" северной широты). [ 41 ]
  1. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 61–62.
  2. ^ Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
  3. ^ Хинсли 1994 , стр. 126, 135.
  4. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 62.
  5. ^ Роскилл 1957 , с. 260.
  6. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 10–11.
  7. ^ Роскилл 1957 , с. 488.
  8. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 10–11, 35–36.
  9. ^ Jump up to: а б Стейси 1956 , с. 304.
  10. ^ Роскилл 1957 , с. 489.
  11. ^ Вудман 2004 , стр. 35–36; Роскилл 1957 , с. 489.
  12. ^ Вудман 2004 , с. 36.
  13. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 63–64.
  14. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 64–67, 95.
  15. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 67.
  16. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 95.
  17. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 95–96.
  18. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 96–99.
  19. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 63, 94–95.
  20. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 94–95.
  21. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 105–106.
  22. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 105–110.
  23. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 110–112.
  24. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 134–135.
  25. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 166–167.
  26. ^ Хатсон 2012 , с. 125.
  27. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 166–173.
  28. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 166–173, 190.
  29. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 174–176.
  30. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 176–177.
  31. ^ Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 80–81.
  32. ^ Роскилл 1962 , стр. 280–283.
  33. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 177, 189–190.
  34. ^ Роскилл 1962 , стр. 280–283; Вудман 2004 , стр. 265, 267.
  35. ^ Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 84–85.
  36. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 210–212.
  37. ^ Роскилл 1962 , с. 287; Хатсон, 2012 , стр. 126–127.
  38. ^ Вудман 2004 , стр. 302–305.
  39. ^ Роскилл 1960 , с. 59.
  40. ^ Кингтон и Селинджер 2006 , стр. 170–171, 208.
  41. ^ Jump up to: а б с Морисон 1956 , с. 231.
  42. ^ Шиотц 2007 , с. 202.
  43. ^ Морисон 1956 , с. 232.
  44. ^ Роскилл 1960 , стр. 59, 63.
  45. ^ Schofield & Nesbit 2005 , стр. 168–171; Роскилл 1962 , стр. 282–283.
  46. ^ Морисон 1956 , стр. 230–231.

Книги

  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (2-е изд. Сокращенное изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Хатсон, ХК (2012). Арктическая интерлюдия: Независимость от Севера России (6-е изд.). Независимое издательство CreateSpace. ISBN  978-1-4810-0668-2 .
  • Кингтон, Дж.А.; Селинджер, Ф. (2006). Wekusta: Подразделения и операции метеорологической разведки Люфтваффе 1938–1945 (1-е изд.). Оттрингем, Э. Йоркс: Публикации бортовых самописцев. ISBN  978-0-9545605-8-4 .
  • Морисон, SE (1956). Победа в битве за Атлантику, май 1943 – май 1945 года . История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Том. X (изд. онлайн-сканирования). Бостон, Массачусетс: Little, Brown and Co. OCLC   59074150 . Проверено 23 апреля 2018 г.
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . История Второй мировой войны , Военная серия Великобритании. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC   881709135 . Проверено 14 марта 2016 г.
  • Роскилл, SW (1962) [1956]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945 годов: период равновесия . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   174453986 . Проверено 19 марта 2018 г.
  • Роскилл, Юго-Запад (1960). Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Наступление, часть I: 1 июня 1943 г. – 31 мая 1944 г. История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC   570500225 .
  • Ричардс, Денис; Сондерс, Х. Ст. Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-771593-6 . Проверено 22 марта 2018 г.
  • Шиоц, Эли (2007). Офицер и военнопленный: норвежские офицеры в немецком военном плену: из полковника Джона Шиотца дневника (на норвежском языке) (1-е изд.). Подвал: издательство «Генезис». ISBN  978-82-476-0336-9 .
  • Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (2005). Арктические летчики: Королевские ВВС на Шпицбергене и на севере России, 1942 г. (2-е изд.). Лондон: В. Кимбер. ISBN  978-1-86227-291-0 .
  • Стейси, CP (1956) [1955]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн, 2008 г., Департамент национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC   317352934 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .

Веб-сайты

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04aecd3e51a4216a1c28ed46ca69ae58__1707985800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/58/04aecd3e51a4216a1c28ed46ca69ae58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Gearbox II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)