СС Чулмли
История | |
---|---|
Имя | СС Чулмли |
Владелец |
|
Строитель | William Pickersgill & Sons Ltd. , Саутвик |
Номер двора | 238 |
Запущен | 8 декабря 1937 г. |
Завершенный | Май 1938 г. |
Судьба | Разбился 5 ноября 1942 г. |
Общие характеристики | |
Тоннаж |
|
Длина | 447,2 футов (136,3 м) |
Луч | 56,2 футов (17,1 м) |
Черновик | 25 футов 9 дюймов (7,85 м) |
Установленная мощность | 502 л.с. |
Движение |
|
Скорость | 10,5 узлов (19,4 км / ч; 12,1 миль в час) |
SS Chulmleigh — британское торговое судно середины 20 века. Он находился на вооружении в первые годы Второй мировой войны и погиб в ноябре 1942 года во время операции FB — серии индивидуальных плаваний из Исландии на север России. Корабль сел на мель в Сёркаппе на южной оконечности Шпицбергена . Выжившие подверглись шестинедельным испытаниям, прежде чем были спасены; выжили только капитан и восемь членов экипажа.
Строительство
[ редактировать ]Чулмли был построен в 1938 году компанией William Pickersgill & Sons Ltd. из Саутвика для Dulverton Steamship Co., одной из компаний WJ Tatem , зарегистрированной в Лондоне, и предназначался для перевозки генеральных грузов. Его длина составляла 447 футов 2 дюйма (136,30 м), ширина - 56 футов 2 дюйма (17,12 м), формованная глубина - 25 футов 9 дюймов (7,85 м), грузоподъемность 5 445 брутто-тонн и дедвейт 10 050 тонн . [ 1 ] Корабль был оснащен паровой машиной тройного расширения, питаемой двумя односторонними котлами, что обеспечивало максимальную скорость 10,5 узлов (19,4 км/ч; 12,1 миль в час). У него была однопалубная палуба с укрытием и крейсерской кормой . «Чалмли» был спущен на воду 8 декабря 1937 года и завершен в мае 1938 года. «Чалмли» имел беспроводной позывной GJGM. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Chulmleigh поступил на вооружение в 1938 году в компанию Dulverton, но позже был переведен в Atlantic Shipping & Trading Co., еще одну компанию Татема. Начало Второй мировой войны в сентябре 1939 года застало ее в Колоне, Панама , после завершения путешествия в Британскую Колумбию и возвращавшегося в Великобританию через Карибское море . После возвращения в течение следующих двух лет она совершила несколько дальних путешествий. В октябре 1939 года он покинул Великобританию, путешествуя в составе конвоя OB 27 до отправки в порты Южной Америки; она вернулась в январе 1940 года с SL 18. После нескольких прибрежных путешествий она покинула Великобританию в марте 1940 года с OB 107 и направилась в Северную Америку, вернувшись с HX 34 в апреле. В мае 1940 года Чулмли ушел с OB 155, присоединившись к OG 31 для Западной Африки и Южной Атлантики, а в августе прибыл в Австралию. Она вернулась через мыс и Западную Африку, присоединившись к SL 62 для перехода обратно в Великобританию, и прибыла в феврале 1941 года. [ 3 ]
В марте 1941 года корабль был загружен в Саут-Шилдс для Такоради самолетами в ящиках, а затем отправился в Конвое OB 308 в Лагос , Аккру и Фритаун, чтобы принять груз какао-бобов, пальмовых ядер и красного дерева для Халла , вернувшись с Конвоем SL 77 в июне. В Халле военные запасы были загружены для Рейкьявика в Исландии, где на разгрузку ушло шесть недель, затем отплыли в Нью-Йорк и были загружены для рейса на север России, возвращающегося на SC 54 по пути в Исландию с по ленд-лизу грузом для Советского Союза . [ 4 ] В ноябре 1941 года он отплыл в составе конвоя PQ 5 в Архангельск , оставаясь там всю зиму скованным льдом. После оттепели в июне 1942 года Чалмли отплыл домой с конвоем QP 13, перевозя древесину, гусиные перья, смолу и мышьяк. [ 5 ] В сентябре 1942 года Чулмли вернулся в Исландию для дальнейшего переезда в Советский Союз. После отмены Конвоя PQ 19, катастрофы Конвоя PQ 17 , потерь Конвоя PQ 18 и требований операции «Факел» (вторжение союзников в Северную Африку) она была выбрана для самостоятельного перехода в Мурманск в рамках операции FB . [ 6 ]
Путешествие
[ редактировать ]Операция FB представляла собой попытку в зимние месяцы с октября по декабрь 1942 года переправить одиночные корабли с добровольческими экипажами на север России. В ноябре SS Chulmleigh был направлен к северу от Ян-Майена, затем к югу от Шпицбергена, чтобы повернуть на юг в сторону Белого моря , в путешествии длиной 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль). Капитану было приказано поторопиться, чтобы избежать перехвата, а также потому, что полярный лед накапливался и покрывал большую часть Северного Ледовитого океана. Капитану помешали небесные навигации сплошная облачность и снегопады; только точный расчет позволил определить время поворота на Ян-Майен в полночь 3 ноября 1942 года. Быстрый выстрел звезды сквозь разрыв облаков показал, что магнитный компас находился на 8 ° . Ночью радист сообщил о сигналах бедствия от других проходивших кораблей, и рано утром 5 ноября Адмиралтейство приказало кораблю двигаться на север за 77° северной широты , прежде чем взять курс на Шпицберген. Капитан отложил изменение курса на четыре часа в надежде на еще один звездный выстрел; около полудня облака разошлись, и, к ужасу экипажа, Появился Blohm & Voss BV 138 (BV 138). [ 7 ]
Корабль повернул на юго-восток, и в снегу и послеполуденной темноте капитан опасался, что они не смогут пройти Шпицберген. В полночь капитан почувствовал, что они покинули южный мыс острова Шпицберген, и повернул на восток. Произошла точная ошибка счисления на 20 миль (37 км; 23 мили) к северу, и 6 ноября в 12:30 Чулмли наткнулся на риф у Южного мыса и приземлился на корме, нос плыл на более глубокой воде. вне. Конфиденциальные книги были выброшены, и команда в спешке покинула корабль, но одна из четырех спасательных шлюпок была повреждена, а двое мужчин упали в море; одного мужчину удалось спасти, но другой умер от облучения. На борту остались два офицера, и через пару часов некоторые члены экипажа снова поднялись на борт, чтобы попытаться отвести корабль от рифа, но попытка не удалась. Когда три лодки достигли открытой воды, пять Ju 88 разбомбили корабль и подожгли его; Позже U-625 торпедировала затонувший корабль. [ 8 ] [ а ]
В 4 часа утра был передан сигнал бедствия, и команда ждала в спасательных шлюпках сумерек, самых легких условий, которые наблюдались в это время года, чтобы преодолеть рифы вокруг корабля. Лодки направились вдоль западного побережья Шпицбергена в Баренцбург в Исфьорде в 150 морских милях (280 км; 170 миль) к северу. Самая маленькая лодка была признана непригодной к плаванию и вскоре заброшена; пассажирам пришлось протиснуться на борт оставшихся двух лодок, всего 28 человек в одной и 29 человек в другой. Лодки разделились в темноте, но 7 ноября продолжили путь на север. 8 ноября разразился шторм, и экипажи начали страдать от переохлаждения . 10 ноября от холода умер член экипажа; при лучшей видимости берег снова был виден, и в 3 часа ночи 12 ноября один экипаж лодки сошёл на берег в Исфьорде. Несколько попыток найти помощь не увенчались успехом из-за зимних метелей, и экипаж был обнаружен только двумя норвежскими лыжными отрядами из Gearbox II 2 января 1943 года, несмотря на то, что Баренцбург находился всего в 12 милях (19 км) от места выхода на берег. Только капитан и восемь членов экипажа выжили и были репатриированы на родину. Также в Шотландии 15 июня 1943 года. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Джордан 2006 , с. 189.
- ^ Хатсон 2006 , с. 132.
- ^ Купер и.д.
- ^ Хатсон 2006 , стр. 67–68.
- ^ Рюгг и Гаага 1993 , стр. 23, 41.
- ^ Рюгг и Гаага 1993 , стр. 45–46.
- ^ Вудман 2004 , стр. 300–301.
- ^ Вудман 2004 , стр. 301–302, 305; Иордания, 2006 г. , с. 491.
- ^ Вудман 2004 , с. 305.
- ^ Вудман 2004 , стр. 302–305.
Ссылки
[ редактировать ]- Купер, Тони (nd). «СС Чалмли» . Конвойвеб . Проверено 13 марта 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - Хатсон, ХК (2006). Арктическая интерлюдия: Независимость от Севера России (1-е изд.). Беннингтон, Вирджиния: Мерриам Пресс. ISBN 978-1-57638-118-2 .
- Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN 978-1-86176-293-1 .
- Рюгг, Р.; Гаага, А. (1993) [1992]. Конвои в Россию: конвои союзников и надводные операции ВМФ в арктических водах 1941–1945 (2-е изд., англ. Ред.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уоллинг, Майкл (2012). Забытая жертва . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84908-718-6 .
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- корабли 1937 года
- Морские инциденты в ноябре 1942 г.
- Корабли, построенные на реке Уир
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Северном Ледовитом океане
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.