Японский линкор Киришима
![]() Киришима в заливе Цукумо 10 мая 1937 года. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Киришима |
Тезка | Гора Киришима |
Заказал | 1911 |
Строитель |
|
Заложен | 17 марта 1912 г. |
Запущен | 1 декабря 1913 г. |
Введен в эксплуатацию | 19 апреля 1915 г. |
Судьба | Затоплен после морского сражения за Гуадалканал 15 ноября 1942 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Конго класса Линейный крейсер |
Смещение | 36 600 длинных тонн (37 187 т) [1] |
Длина | 222 м (728 футов 4 дюйма) [1] |
Луч | 31 м (101 фут 8 дюймов) [1] |
Черновик | 9,7 м (31 фут 10 дюймов) [1] |
Движение | Паровые турбины, 4 вала |
Скорость | 30 узлов (35 миль в час; 56 км / ч) [1] |
Диапазон | 10 000 миль (19 000 км) при скорости 14 узлов (26 км/ч) [1] |
Дополнение | 1360 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Киришима ( 霧島 ) — военный корабль Императорского флота Японии , принимавший участие в Первой и Второй мировых войнах . Разработанный британским военно-морским инженером Джорджем Терстоном , он был третьим спущенным на воду линейным Kongō класса крейсером . Заложенный в 1912 году на верфи Mitsubishi в Нагасаки , «Кирисима» был официально сдан в эксплуатацию в 1915 году, в тот же день, что и его однотипный корабль « Харуна» . Киришима время от времени патрулировал побережье Китая во время Первой мировой войны и помогал в спасательных операциях после Великого землетрясения Канто 1923 года .
Начавшаяся в 1927 году Киришимы первая реконструкция превратила его в линкор , укрепив его броню и улучшив скорость. С 1934 года в ходе второй реконструкции полностью перестроили его надстройку , модернизировали моторный завод, оснастили стартовыми катапультами для гидросамолетов . флот Японии Теперь достаточно быстрый, чтобы сопровождать растущий авианосный , он был реклассифицирован в быстрый линкор . Во время Второй китайско-японской войны « Кирисима» действовал в первую очередь как судно поддержки и транспорт для войск, перебрасывая армейские войска в материковый Китай. Накануне Второй мировой войны он плавал в составе вице-адмирала Тюичи Нагумо » «Кидо Бутай в качестве эскорта шести авианосцев, атаковавших Перл-Харбор 7 декабря 1941 года.
В составе линкоров Третьей дивизии Киришима участвовал во многих первых действиях Императорского флота Японии в 1942 году, оказывая поддержку вторжению в Голландскую Ост-Индию (ныне Индонезия) и в рейде в Индийском океане в апреле 1942 года . На полпути он обеспечивал сопровождение четырех авианосцев Нагумо, прежде чем передислоцироваться на Соломоновы острова во время битвы за Гуадалканал . Она сопровождала японский авианосный флот во время сражений у Восточных Соломоновых островов и островов Санта-Крус , а затем отплыла в составе бомбардировочной группы под командованием адмирала Нобутаке Кондо во время морского сражения за Гуадалканал .
Вечером 13 ноября 1942 года «Кирисима» вступила в бой с американскими крейсерами и эсминцами вместе со своим однотипным кораблем «Хиеи» . В ночь с 14 на 15 ноября, в одной из двух дуэлей линкоров Тихоокеанской войны , Киришима атаковал и повредил американский линкор USS South Dakota, после чего был смертельно поврежден линкором USS Washington под командованием тогдашнего капитана Гленна Б. Дэвис . Киришима перевернулся и затонул рано утром 15 ноября 1942 года в проливе Айронботтом .
Проектирование и строительство [ править ]


Киришима был третьим Японии » Императорского флота «Конго линейным крейсером класса , группой крупных кораблей, спроектированных британским военно-морским инженером Джорджем Терстоном . [2] Этот класс был заказан в 1910 году в Законе о чрезвычайном расширении военно-морского флота Японии после ввода в строй HMS Invincible в 1908 году. [3] Четыре линейных крейсера класса «Конго» были спроектированы так, чтобы соответствовать военно-морским возможностям других крупных держав того времени; их называли линейным крейсером британского (ранее турецкого ) линкора HMS Erin . [1] [4] С их тяжелым вооружением и броневой защитой (которая занимала 23,3% от их примерно 30-тысячного водоизмещения), [1] Киришима и ее однотипные корабли значительно превосходили любой другой японский крупный корабль, находившийся на плаву в то время. [4]
Киль « Киришимы » был заложен на в Нагасаки верфях компании «Mitsubishi Heavy Industries» 17 марта 1912 года, причем большая часть деталей, использованных в его конструкции, была произведена в Японии. [1] [3] Из-за нехватки стапелей « Кирисима » и ее однотипный корабль «Харуна» были первыми двумя крупными кораблями Императорского флота Японии, построенными на частных японских верфях. [1] 1 декабря 1913 года Киришимы в том же месяце началось оснащение воду После спуска на . [4] 15 декабря 1914 года капитан Камая Рокуро был назначен ее начальником по оснащению. [3] и она была завершена 19 апреля 1915 года. [1]
Вооружение [ править ]
Основная батарея Киришимы ( две состояла из восьми 14-дюймовых (36-см) крупнокалиберных орудий в четырех спаренных башнях в носовой части, две в кормовой). [2] Управление военно-морской разведки США отметило, что башни «похожи на британские 15-дюймовые башни». [5] с улучшениями, внесенными в герметичность. Каждое из ее основных орудий могло стрелять осколочно-фугасными или бронебойными снарядами на максимальную дальность 38 770 ярдов (19,14 морских миль; 35,45 км) со скорострельностью два снаряда в минуту. [6] Корабельные магазины вмещали девяносто патронов для каждого из основных орудий, ориентировочный ресурс ствола которых составлял 250–280 выстрелов. [5] В 1941 году были введены красители для бронебойных снарядов четырех линкоров класса «Конго» причем для снарядов Киришимы , использовался синий краситель. [5]
Ее вторичная батарея изначально состояла из шестнадцати 6-дюймовых (15 см) средних орудий 50-го калибра в одиночных казематах (все они расположены на миделе корабля). [4] восемь 3-дюймовых (7,6 см) зенитных орудий и восемь подводных 21-дюймовых (53 см) торпедных аппаратов. [2] [7] Шестнадцать орудий калибра 6 дюймов/50 были способны стрелять 5–6 выстрелов в минуту, ресурс ствола составлял 500 выстрелов. [8] Орудие калибра 6 дюймов/50 было способно стрелять как зенитными, так и противокорабельными снарядами, хотя расположение орудий на Киришиме делало зенитную стрельбу непрактичной. [4] Во время второй реконструкции 3-дюймовые орудия были сняты и заменены восемью 5-дюймовыми (13 см) орудиями. Эти орудия могли стрелять от 8 до 14 выстрелов в минуту, с ресурсом ствола 800–1500 выстрелов. [9] Разработанный для стрельбы зенитными, противокорабельными и осветительными снарядами, 5-дюймовый 40-й калибр имел самый широкий выбор типов выстрелов среди Киришимы орудий . [9] Во время второй реконструкции «Кирисима» также была оснащена небольшим количеством 1-дюймовых (2,5 см) зенитных автопушек Тип 96 .
Сервис [ править ]
: Линейный крейсер 1914–1927

Киришима был официально введен в строй 19 апреля 1915 года и вместе с Харуной был направлен в 1-ю дивизию линкоров Первого флота . [3] После семи месяцев испытаний его перевели в 3-ю дивизию линкоров Второго флота под общим командованием кораблем капитан Шима Такеши. В апреле 1916 года Киришима и Харуна покинули военно-морскую базу Сасебо, чтобы в течение десяти дней патрулировать Восточно-Китайское море . Он оставался в Сасебо до апреля 1917 года, когда снова направился к китайскому побережью вместе со своими родственными кораблями «Харуна» и «Конго» . Ее последняя патрульная операция во время Первой мировой войны была проведена у берегов Китая и Кореи в апреле 1918 года. В июле 1918 года Киришима выступал в качестве транспорта принца Артура Коннахтского в его длительном круизе в Канаду перед возвращением в Японию. [3]
После окончания Первой мировой войны Японская империя получила контроль над бывшими немецкими владениями в центральной части Тихого океана в соответствии с условиями Версальского договора . [10] Из-за теплых отношений Японии с Британской империей и Соединенными Штатами в то время Киришима и другие японские военные корабли стали значительно менее активными, чем во время войны. 1 декабря 1920 года его перевели в Третью дивизию Второго флота. За исключением патруля вместе с Конго и Нагато у побережья Китая в августе 1921 года, Киришима оставался в Сасебо. [3] 10 сентября 1922 года во время маневров флота он столкнулся с эсминцем «Фудзи» , при этом оба корабля получили незначительные повреждения. После Великого землетрясения Канто в сентябре 1923 года крупные корабли Императорского флота Японии помогали в спасательных работах до конца месяца. В декабре 1923 года ее вывели в резерв. [3]
С завершением Первой мировой войны и подписанием Вашингтонского военно-морского договора размер Императорского флота Японии был значительно уменьшен, при этом соотношение крупных кораблей Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и США составляло 5:5:3. и Япония. [11] Договор также запрещал Японии строить любые новые крупные корабли до 1931 года, при этом ни один крупный корабль не имел права водоизмещением превышать 35 000 тонн. [12] При условии, что новые пополнения не превышали 3000 тонн, существующие крупные корабли разрешалось модернизировать с помощью улучшенных торпедных выступов и палубной брони. [12] К тому времени, когда Вашингтонский договор был полностью реализован в Японии, только три класса крупных кораблей времен Первой мировой войны - «Фусо» и «Исэ» линкоры классов и линейные крейсеры класса «Конго» - оставались активными. [13]
: Линкор 1927–1934

Лишенный возможности строить новые крупные корабли, Императорский флот Японии вместо этого решил значительно модернизировать и переконфигурировать свои существующие линкоры и линейные крейсеры. [14] Киришима был помещен в Третий резерв в декабре 1926 года, прежде чем начать свою первую реконструкцию в начале 1927 года. Горизонтальная броня магазинов с боеприпасами была усилена, а также она была оснащена противоторпедными выступами, как это разрешено Вашингтонским договором. [3] Чтобы повысить Киришимы скорость , 36 угольных котлов Ярроу были сняты и заменены десятью новыми котлами Кампон смешанного типа. [15] Чтобы можно было установить на борт больше оборудования, ее носовая надстройка была реконструирована в стиле мачты «Пагода» , что потребовало удаления одной из трех воронок. [3] Реконструкция линейных крейсеров типа «Конго» добавила кораблям дополнительно 4000 тонн брони, прямо нарушив условия Вашингтонского договора. [4] 16 апреля 1930 года реконструкция была объявлена завершенной. [Н 1]
Через шесть дней после военно Лондонский завершения реконструкции Киришимы Япония обязалась сдать на слом несколько линкоров и подписала -морской договор , который налагал дальнейшие запреты на строительство крупных кораблей до 1937 года. [16] С августа по октябрь 1930 года он был оснащен оборудованием, необходимым для оснащения гидросамолетов-разведчиков. Киришима патрулировала побережье Китая недалеко от Шанхая в апреле 1932 года, прежде чем ее снова поместили в Третий резерв. [3]
В сентябре 1931 года Япония вторглась в Маньчжурию . 25 февраля 1933 года на основании отчета Комиссии Литтона Лига Наций признала, что Япония нарушила суверенитет Китая во время вторжения в Маньчжурию. [16] Отказавшись принять решение организации, Япония в тот же день вышла из Лиги Наций. [16] Сразу после этого Япония также вышла из Вашингтонского и Лондонского военно-морских договоров , сняв тем самым все ограничения на количество и размер своих крупных кораблей. [17]
1934–1941: Быстрый . линкор

18 ноября 1934 года «Кирисима» был поставлен в сухой док военно-морского арсенала Сасебо в рамках подготовки к второй реконструкции, которая позволит ему функционировать вместе с растущим флотом быстроходных авианосцев Японии. Ее корма была удлинена на 26 футов (7,9 м), а надстройка была перестроена с учетом новых механизмов управления огнем. [3] Ее котлы были сняты и заменены восемью новыми котлами Кампон, работающими на жидком топливе, и она получила новые турбины с редуктором. [4] Была увеличена высота ее главной и вторичной батареи, и она была оснащена двумя Nakajima E8N «Dave» и Kawanishi E7K «Alf» разведчиками гидросамолетами- . Для этого были также переоборудованы авиационные катапульты и стартовые рельсы. [3] Ее старые 3-дюймовые орудия были сняты и заменены восемью 5-дюймовыми орудиями двойного назначения. Он также был оснащен двадцатью 25-мм зенитными орудиями Тип 96 в спаренных башнях, а два 6-дюймовых орудия и оставшиеся торпедные аппараты были сняты. [7]
Киришимы Броня также была значительно улучшена. Ее основной пояс был усилен до одинаковой толщины 8 дюймов (в отличие от разной толщины 6–8 дюймов до модернизации), а диагональные переборки глубиной от 5 до 8 дюймов (от 127 до 203 мм) усиливали основную броню. пояс. [18] Броня башни была усилена до 10 дюймов (254 мм), а части палубной брони были увеличены на 4 дюйма (102 мм). [18] В ходе ремонта также была усилена броня вокруг магазинов с боеприпасами. , способный развивать скорость до 30,5 узлов (56,5 км / ч; 35,1 миль в час), Реконструкция была объявлена завершенной 8 июня 1936 года. Киришима был переклассифицирован в быстрый линкор. [17]
В августе 1936 года Киришима покинул Сасебо вместе с Фусо, чтобы патрулировать китайское побережье у Сямэнь . С марта 1937 по апрель 1939 года он часто использовался в качестве судна обеспечения и военного транспорта во время Второй китайско-японской войны . В ноябре 1938 года «Кирисима» был назначен командным судном Третьей дивизии линкоров и находился под командованием контр-адмирала Тюичи Нагумо . В ноябре 1939 года его вывели в резерв и оснастили дополнительной броней лобовые части башен и барбетов. [3]
11 ноября 1941 года, после серии переводов между японскими военно-морскими базами, «Кирисима» был экипирован для подготовки к предстоящим боевым действиям и направлен вместе со своими однотипными кораблями в Третью дивизию линкоров. 26 ноября Киришима покинул залив Хитокаппу , Курильские острова, в компании Хиэя и шести японских быстрых авианосцев Первого ударного отряда воздушного флота ( Акаги , Кага , Сорю , Хирю , Сёкаку и Дзуйкаку ). [19] 7 декабря 1941 года самолеты этих шести авианосцев атаковали Тихоокеанский флот США на их базе Перл-Харбор , потопив четыре линкора ВМС США и множество других судов. После нападения и объявления войны Соединенными Штатами Киришима вернулся в Японию. [20]
: Бои и потери 1942

8 января 1942 года Киришима покинул Японию и направился на военно-морскую базу Трук на Каролинских островах вместе с авианосным ударным отрядом. Она обеспечивала сопровождение во время вторжения в Новую Британию 17 января, прежде чем вернуться в Трук. Он снова совершил боевой вылет в ответ на рейды американских авианосцев на Маршалловы острова и острова Гилберта . [3] В марте 1942 года, поддерживая операции флота у берегов Явы в Голландской Ост-Индии , один из Киришимы гидросамолетов бомбил вражеское торговое судно. К югу от Явы японский флот был удивлен появлением эсминца USS Edsall . Хиеи и Чикума сначала открыли огонь по кораблю, но не смогли ни разу попасть. После того, как пикирующие бомбардировщики трех авианосцев адмирала Нагумо обездвижили эсминец, Киришима и два других корабля возобновили огонь по Эдсоллу , пока он не затонул. [3]
В апреле 1942 года Киришима и Третья дивизия линкоров присоединились к пяти авианосцам и двум крейсерам в атаке на британские военно-морские базы в Индийском океане . 5 апреля, в пасхальное воскресенье, японский флот атаковал гавань Коломбо на Цейлоне , а гидросамолеты с острова Тоне заметили два убегающих британских крейсера, оба из которых позже были потоплены в результате воздушной атаки. [21] Гидросамолет с острова Киришима также обстрелял отходящий нефтяной танкер . [3] 8 апреля японские авианосцы атаковали базу Королевского флота в Тринкомали на Цейлоне и обнаружили, что все оставшиеся военные корабли адмирала Джеймса Сомервилля отошли накануне вечером. Возвращаясь из атаки, гидросамолет Киришимы « родственного корабля Харуна» заметил авианосец HMS Hermes и сопровождающий его эсминец HMAS Vampire , которые были быстро потоплены в результате массированной воздушной атаки. [22] [23] По возвращении в Японию «Кирисима» была поставлена в сухой док, а ее дополнительная конфигурация вооружения была модифицирована за счет добавления 25-мм зенитных орудий в спаренных установках. [3] [24]
В июне 1942 года Киришима отплыл в составе авианосного ударного отряда во время битвы за Мидуэй , обеспечивая сопровождение четырёх быстрых авианосцев адмирала Нагумо вместе с Харуной . [25] После катастрофического сражения, в ходе которого все четыре японских авианосца были уничтожены, она приняла на себя выживших с авианосцев, прежде чем вернуться в Японию. [3] В августе 1942 года он покинул Японию и направился на Соломоновы острова в компании «Хиеи» , трёх авианосцев, трёх крейсеров и одиннадцати эсминцев в ответ на американское вторжение на Гуадалканал . Она сопровождала японские авианосцы во время битвы на Восточных Соломоновых островах , во время которой был потоплен легкий авианосец «Рюдзё» . [25] После боя флот вернулся на военно-морскую базу Трук. Во время битвы за острова Санта-Крус Киришима входил в состав контр-адмирала Хироаки Абэ , который обеспечивал дальнее прикрытие авианосных групп Нагумо. Авангарда [25] 26 октября он подвергся нападению американских пикирующих бомбардировщиков, но остался неповрежденным.
10 ноября 1942 года «Кирисима» покинул Трук вместе с «Хиеи» и одиннадцатью эсминцами, готовясь обстрелять американские позиции на Гуадалканале перед крупным транспортным конвоем японских войск. были развернуты силы ВМС США в составе двух тяжелых крейсеров, трех легких крейсеров и восьми эсминцев под командованием контр-адмирала Дэниела Дж. Каллагана . в проливе Айронботтом Самолеты-разведчики ВМС США заметили японский флот за несколько дней до этого, и для встречи с ними [26] 13 ноября в 01:24 японские войска были обнаружены на расстоянии 28 000 ярдов (26 км) легким крейсером USS Helena . В последовавшем за этим Первом морском сражении за Гуадалканал американская оперативная группа сосредоточила большую часть своей огневой мощи на линкоре « Хиеи» . [25] Это позволило Киришиме нанести несколько ударов по « Хелене» и тяжелому крейсеру « Сан-Франциско» . [27] и Хиеи , и Киришима Затем обстреляли Сан-Франциско , убив контр-адмирала Каллагана. [28] Однако «Хиеи» , в свою очередь, был поврежден «Сан-Франциско» и несколькими американскими эсминцами. Когда Хиеи фактически вышел из боя, Киришима и уцелевшие эсминцы отошли на север. Утром 13 ноября ей было приказано отбуксировать Хиэй в безопасное место. [3] Однако сильно поврежденный линкор подвергся воздушной атаке, в конечном итоге был брошен и затоплен. [29] [30]
Вечером 13 ноября к «Кирисиме» и сопровождающим ее эсминцам присоединилась четвертая крейсерская дивизия, и они были готовы вновь войти в пролив Саво, Соломоновы острова, — «пролив Железное дно» под командованием адмирала Нобутаке Кондо . Ранним утром 14 ноября три японских тяжелых крейсера обстреляли Гуадалканал, а затем отступили. [3] Осознавая ущерб, нанесенный его кораблям прошлой ночью, адмирал Уильям Хэлси усилил американские военно-морские подразделения новыми линкорами USS South Dakota и USS Washington . [29] Два флота вступили в контакт 14 ноября в 23:01. Они обменялись артиллерийским огнем и торпедами, в результате чего четыре американских эсминца были выведены из строя (три позже затонули), а эсминец « Аянами» был поврежден «Вашингтоном» и «Южной Дакотой» . [31]
Киришима и тяжелый крейсер «Атаго» осветили Южную Дакоту прожекторами, и почти все силы Кондо открыли по ней огонь. [32] Киришима поразил Южную Дакоту как минимум тремя 14-дюймовыми залпами. [Н 2] не пробившего ее броню, и несколько залпов ПМК, выведших из строя системы управления огнем и связью линкора. В 23:40 в Южной Дакоте произошла серия сбоев в электросети, в результате чего был поврежден ее радар, радио и артиллерийские батареи. [32]
Вашингтон , незамеченный, в полночь начал стрелять по Киришиме с дистанции 5800 ярдов (5300 м) в упор из Вашингтона 16-дюймовых орудий 45 калибра, которые были легко способны пробить Киришимы броню на максимальной дальности. [32] [34] В Киришиму попало не менее двадцати снарядов основной и семнадцати снарядов вторичной батареи, пробив магазины ее передних 14-дюймовых башен (магазины были затоплены до того, как они взорвались), разрушив гидравлические насосы, которые приводили в действие ее задние 14-дюймовые башни и рулевое управление, установив ее надстройка загорелась, что привело к наводнению, которое привело к крену на правый борт на 18 градусов. [Н 3] Первоначально легкий крейсер «Нагара» попытался отбуксировать ее из залива Айронботтом. Когда стало ясно, что его невозможно спасти, уцелевшие японские эсминцы эвакуировали капитана Ивабути и оставшихся в живых. [3] Киришима перевернулся и затонул в 03:25 утра 15 ноября 1942 года, при этом погибло 212 членов экипажа. [29]
Крушение [ править ]
Киришимы Затонувший корабль был обнаружен Робертом Баллардом во время экспедиции по нанесению на карту затонувших кораблей битвы за Гуадалканал в 1992 году. Он лежит вверх ногами, а носовая часть мостика отсутствует из-за взрыва магазина. Якорная цепь обернута вокруг кормовой части.К сожалению, расследование Балларда по поводу крушения было прервано из-за технической аварии, в результате чего погружение продлилось всего около девяти минут.Это серьезно ограничивало любую полученную информацию или изображения.Дальнейшая экспедиция на затонувшее Пола Аллена в судно « Буревестник» январе 2019 года предоставила подробную информацию как о повреждениях, полученных во время боя, так и подтвердила последующий взрыв ее передних основных магазинов во время процесса затопления.
Примечания [ править ]
Сноски [ править ]
- ↑ Источники расходятся во мнениях относительно точных дат реконструкции. В то время как в книге «Все боевые корабли мира» Конвея начала — март 1927 года, а дата окончания — 31 марта 1930 года, Киришимы флота в табличном отчете о движении объединенного дата указано, что это было с мая 1927 года по 16 апреля 1930 года. [1] [3]
- ↑ Лундгреном и Окуном Анализ боевых повреждений Южной Дакоты, проведенный с использованием современных методов компьютерного моделирования, показывает, что Южная Дакота была поражена тремя различными типами 14-дюймовых снарядов, что указывает на попадание как минимум трех залпов. [33]
- ^ Количество реальных обращений является лишь предположением. Военный корабль США « Вашингтон» зафиксировал восемь попаданий главных батарей, в то время как Исследование стратегических бомбардировок США оценило девять попаданий основного калибра и 40 попаданий вторичных батарей на основе одного послевоенного интервью с младшим офицером. Киришимы Офицер аварийной службы выявил на схематическом чертеже двадцать попаданий главной батареи и 17 5-дюймовых попаданий, включая несколько подводных попаданий, которые были бы невидимы для Вашингтона , а обследование затонувшего корабля подтвердило местоположение трех из этих подводных попаданий. придавая доверие его рассказу. [35]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гардинер и Грей (1980), с. 234
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Объединенный флот – линейный крейсер типа Конго » . Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Эллин Невитт . Проверено 15 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «Объединенный флот – табличная история Киришимы » . Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Эллин Невитт . Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Джексон (2008), с. 27
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ДиДжулиан, Тони. «Японский тип 14 дюймов/45 (35,6 см) 41-го года» . Navweaps.com . Проверено 26 февраля 2009 г. .
- ^ «Объединенный флот – 14-дюймовая/45 военно-морская пушка» . Паршалл, Джон; Боб Хэкетт, Сандер Кингсепп и Аллин Невитт . Проверено 11 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тихо, стр. 17.
- ^ ДиДжулиан, Тони. «Японский 6»/50» . Navweaps.com . Дата обращения 26 февраля 2009 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ДиДжулиан, Тони. «Японский 5»/40» . Navweaps.com . Дата обращения 26 февраля 2009 .
- ^ Уиллмотт, с. 22
- ^ Джексон (2000), с. 67
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон (2000), с. 68
- ^ Джексон (2000), с. 69
- ^ Уиллмотт, с. 45
- ^ Уитли, стр. 178, 180.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джексон (2000), с. 72
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уиллмотт, с. 35
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакКерти, с. 185
- ^ Уиллмотт, с. 50
- ^ Уиллмотт, с. 51
- ^ Джексон (2000), с. 119
- ^ Джексон (2000), с. 120
- ^ «Флотилия железного лома» (1976), с. 148-149
- ^ Тихо, стр. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тихо, стр. 19.
- ^ Хаммель, стр. 99–107.
- ^ Стилле, стр. 19–20.
- ^ Морисон, с. 247
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тихо, стр. 20.
- ^ Шом, с. 417
- ^ Фрэнк, с. 478
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шом, с. 424
- ^ Лундгрен, Роберт; Окунь, Натан. «Анализ повреждений военного корабля США в Южной Дакоте» . www.navweapons.com . Военно-технический совет . Проверено 21 сентября 2015 г. стр.158
- ^ Гарцке и Дулин, с. 44
- ^ Лундгрен, Роберт. «Анализ повреждений Киришимы» (PDF) . www.navweapons.com . Военно-технический совет . Проверено 20 сентября 2015 г. стр.5-8
Ссылки [ править ]
- Брейер, Зигфрид (1973). Линкоры и линейные крейсеры, 1905–1970 гг . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. OCLC 702840 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1980). Линкоры: Линкоры союзников во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-100-5 . OCLC 6355577 .
- Хаммель, Эрик (1988). Гуадалканал: Решение на море: Морское сражение за Гуадалканал, 13–15 ноября 1942 года . (Калифорния): Пасифика Пресс. ISBN 0-517-56952-3 .
- Кингсепп, Сандер; Лундгрен, Роберт и Уорт, Ричард (2007). «Вопрос 39/43: Потеря HIJMS Киришимы ». Военный корабль Интернешнл . XLIV (4): 329–3331. ISSN 0043-0374 .
- Джексон, Роберт (2000). Великие линкоры мира . Коричневые книги. ISBN 1-89788-460-5
- Джексон, Роберт (редактор) (2008). 101 великий военный корабль . Лондон. Янтарные книги. ISBN 978-1-905704-72-9
- Ленгерер, Ганс и Альберг, Ларс (2019). Крупные корабли Императорского флота Японии 1868–1945: Броненосцы, линкоры и линейные крейсеры: краткая история их проектирования, постройки и эксплуатации . Том. I: от броненосных «Фусо» до линейных крейсеров класса «Конго» . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-26-2 .
- Лундгрен, Роберт. «Анализ повреждений Киришимы» (PDF) . www.navweapons.com . Военно-технический совет . Проверено 20 сентября 2015 г.
- Лундгрен, Роберт (2008). «Вопрос 39/43: Потеря HIJMS Киришимы ». Военный корабль Интернешнл . XLV (4): 291–296. ISSN 0043-0374 .
- Лундгрен, Роберт; Окунь, Натан. «Анализ повреждений военного корабля США в Южной Дакоте» . www.navweapons.com . Военно-технический совет . Проверено 21 сентября 2015 г.
- МакКёрти, Фрэнсис (1989) [1945]. Боевые корабли Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Книги Бракена. ISBN 1-85170-194-X
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1958). «Морской бой за Гуадалканал, 12–15 ноября 1942 г.». Борьба за Гуадалканал, август 1942 г. - февраль 1943 г. , т. 1, с. 5 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Бостон: Литтл, Браун и компания . ISBN 0-316-58305-7 .
- Шом, Алан (2004). Орел и восходящее солнце; Японско-американская война 1941–1943 гг . Нортон и компания. ISBN 0-39332-628-4 .
- Стилле, командир Марк (2008). Линкор Императорского флота Японии 1941–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-280-6
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 155750184X .
- Уиллмотт, HP и Киган, Джон [1999] (2002). Вторая мировая война на Дальнем Востоке . Смитсоновские книги. ISBN 1-58834-192-5
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Киришимой (корабль, 1915 г.) на Викискладе?
- Строительство Киришимы
- Линейные крейсеры типа Конго
- Корабли постройки Mitsubishi Heavy Industries
- корабли 1913 года
- Военно-морские корабли Японии во время Второй китайско-японской войны
- Линкоры Японии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения в проливе Айронботтом
- Морские инциденты в ноябре 1942 г.
- Археологические открытия 1992 г.