Jump to content

Японский линкор Киришима

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Киришима в заливе Цукумо 10 мая 1937 года.
История
Японская империя
Имя Киришима
Тезка Гора Киришима
Заказал 1911
Строитель
Заложен 17 марта 1912 г.
Запущен 1 декабря 1913 г.
Введен в эксплуатацию 19 апреля 1915 г.
Судьба Затоплен после морского сражения за Гуадалканал 15 ноября 1942 года.
Общие характеристики
Класс и тип Конго класса Линейный крейсер
Смещение 36 600 длинных тонн (37 187 т) [1]
Длина 222 м (728 футов 4 дюйма) [1]
Луч 31 м (101 фут 8 дюймов) [1]
Черновик 9,7 м (31 фут 10 дюймов) [1]
Движение Паровые турбины, 4 вала
Скорость 30 узлов (35 миль в час; 56 км / ч) [1]
Диапазон 10 000 миль (19 000 км) при скорости 14 узлов (26 км/ч) [1]
Дополнение 1360
Вооружение
Броня
  • Палуба: 2,3–1,5 дюйма (58–38 мм) (позже усилена +101 мм по боеукладке, +76 мм по машинному отделению)
  • Башни: 9 дюймов (230 мм)
  • Барбеты: 10 дюймов (250 мм)
  • Ремень: 8–11 дюймов (200–280 мм)

Киришима ( 霧島 ) — военный корабль Императорского флота Японии , принимавший участие в Первой и Второй мировых войнах . Разработанный британским военно-морским инженером Джорджем Терстоном , он был третьим спущенным на воду линейным Kongō класса крейсером . Заложенный в 1912 году на верфи Mitsubishi в Нагасаки , «Кирисима» был официально сдан в эксплуатацию в 1915 году, в тот же день, что и его однотипный корабль « Харуна» . Киришима время от времени патрулировал побережье Китая во время Первой мировой войны и помогал в спасательных операциях после Великого землетрясения Канто 1923 года .

Начавшаяся в 1927 году Киришимы первая реконструкция превратила его в линкор , укрепив его броню и улучшив скорость. С 1934 года в ходе второй реконструкции полностью перестроили его надстройку , модернизировали моторный завод, оснастили стартовыми катапультами для гидросамолетов . флот Японии Теперь достаточно быстрый, чтобы сопровождать растущий авианосный , он был реклассифицирован в быстрый линкор . Во время Второй китайско-японской войны « Кирисима» действовал в первую очередь как судно поддержки и транспорт для войск, перебрасывая армейские войска в материковый Китай. Накануне Второй мировой войны он плавал в составе вице-адмирала Тюичи Нагумо » «Кидо Бутай в качестве эскорта шести авианосцев, атаковавших Перл-Харбор 7 декабря 1941 года.

В составе линкоров Третьей дивизии Киришима участвовал во многих первых действиях Императорского флота Японии в 1942 году, оказывая поддержку вторжению в Голландскую Ост-Индию (ныне Индонезия) и в рейде в Индийском океане в апреле 1942 года . На полпути он обеспечивал сопровождение четырех авианосцев Нагумо, прежде чем передислоцироваться на Соломоновы острова во время битвы за Гуадалканал . Она сопровождала японский авианосный флот во время сражений у Восточных Соломоновых островов и островов Санта-Крус , а затем отплыла в составе бомбардировочной группы под командованием адмирала Нобутаке Кондо во время морского сражения за Гуадалканал .

Вечером 13 ноября 1942 года «Кирисима» вступила в бой с американскими крейсерами и эсминцами вместе со своим однотипным кораблем «Хиеи» . В ночь с 14 на 15 ноября, в одной из двух дуэлей линкоров Тихоокеанской войны , Киришима атаковал и повредил американский линкор USS South Dakota, после чего был смертельно поврежден линкором USS Washington под командованием тогдашнего капитана Гленна Б. Дэвис . Киришима перевернулся и затонул рано утром 15 ноября 1942 года в проливе Айронботтом .

Проектирование и строительство [ править ]

Строительство на верфи Mitsubishi в Нагасаки, 1914 год.
Киришима спускается на воду, 1 декабря 1913 г.

Киришима был третьим Японии » Императорского флота «Конго линейным крейсером класса , группой крупных кораблей, спроектированных британским военно-морским инженером Джорджем Терстоном . [2] Этот класс был заказан в 1910 году в Законе о чрезвычайном расширении военно-морского флота Японии после ввода в строй HMS Invincible в 1908 году. [3] Четыре линейных крейсера класса «Конго» были спроектированы так, чтобы соответствовать военно-морским возможностям других крупных держав того времени; их называли линейным крейсером британского (ранее турецкого ) линкора HMS Erin . [1] [4] С их тяжелым вооружением и броневой защитой (которая занимала 23,3% от их примерно 30-тысячного водоизмещения), [1] Киришима и ее однотипные корабли значительно превосходили любой другой японский крупный корабль, находившийся на плаву в то время. [4]

Киль « Киришимы » был заложен на в Нагасаки верфях компании «Mitsubishi Heavy Industries» 17 марта 1912 года, причем большая часть деталей, использованных в его конструкции, была произведена в Японии. [1] [3] Из-за нехватки стапелей « Кирисима » и ее однотипный корабль «Харуна» были первыми двумя крупными кораблями Императорского флота Японии, построенными на частных японских верфях. [1] 1 декабря 1913 года Киришимы в том же месяце началось оснащение воду После спуска на . [4] 15 декабря 1914 года капитан Камая Рокуро был назначен ее начальником по оснащению. [3] и она была завершена 19 апреля 1915 года. [1]

Вооружение [ править ]

Основная батарея Киришимы ( две состояла из восьми 14-дюймовых (36-см) крупнокалиберных орудий в четырех спаренных башнях в носовой части, две в кормовой). [2] Управление военно-морской разведки США отметило, что башни «похожи на британские 15-дюймовые башни». [5] с улучшениями, внесенными в герметичность. Каждое из ее основных орудий могло стрелять осколочно-фугасными или бронебойными снарядами на максимальную дальность 38 770 ярдов (19,14 морских миль; 35,45 км) со скорострельностью два снаряда в минуту. [6] Корабельные магазины вмещали девяносто патронов для каждого из основных орудий, ориентировочный ресурс ствола которых составлял 250–280 выстрелов. [5] В 1941 году были введены красители для бронебойных снарядов четырех линкоров класса «Конго» причем для снарядов Киришимы , использовался синий краситель. [5]

Ее вторичная батарея изначально состояла из шестнадцати 6-дюймовых (15 см) средних орудий 50-го калибра в одиночных казематах (все они расположены на миделе корабля). [4] восемь 3-дюймовых (7,6 см) зенитных орудий и восемь подводных 21-дюймовых (53 см) торпедных аппаратов. [2] [7] Шестнадцать орудий калибра 6 дюймов/50 были способны стрелять 5–6 выстрелов в минуту, ресурс ствола составлял 500 выстрелов. [8] Орудие калибра 6 дюймов/50 было способно стрелять как зенитными, так и противокорабельными снарядами, хотя расположение орудий на Киришиме делало зенитную стрельбу непрактичной. [4] Во время второй реконструкции 3-дюймовые орудия были сняты и заменены восемью 5-дюймовыми (13 см) орудиями. Эти орудия могли стрелять от 8 до 14 выстрелов в минуту, с ресурсом ствола 800–1500 выстрелов. [9] Разработанный для стрельбы зенитными, противокорабельными и осветительными снарядами, 5-дюймовый 40-й калибр имел самый широкий выбор типов выстрелов среди Киришимы орудий . [9] Во время второй реконструкции «Кирисима» также была оснащена небольшим количеством 1-дюймовых (2,5 см) зенитных автопушек Тип 96 .

Сервис [ править ]

: Линейный крейсер 1914–1927

Киришима пришвартовался в Сасебо в декабре 1915 года.

Киришима был официально введен в строй 19 апреля 1915 года и вместе с Харуной был направлен в 1-ю дивизию линкоров Первого флота . [3] После семи месяцев испытаний его перевели в 3-ю дивизию линкоров Второго флота под общим командованием кораблем капитан Шима Такеши. В апреле 1916 года Киришима и Харуна покинули военно-морскую базу Сасебо, чтобы в течение десяти дней патрулировать Восточно-Китайское море . Он оставался в Сасебо до апреля 1917 года, когда снова направился к китайскому побережью вместе со своими родственными кораблями «Харуна» и «Конго» . Ее последняя патрульная операция во время Первой мировой войны была проведена у берегов Китая и Кореи в апреле 1918 года. В июле 1918 года Киришима выступал в качестве транспорта принца Артура Коннахтского в его длительном круизе в Канаду перед возвращением в Японию. [3]

После окончания Первой мировой войны Японская империя получила контроль над бывшими немецкими владениями в центральной части Тихого океана в соответствии с условиями Версальского договора . [10] Из-за теплых отношений Японии с Британской империей и Соединенными Штатами в то время Киришима и другие японские военные корабли стали значительно менее активными, чем во время войны. 1 декабря 1920 года его перевели в Третью дивизию Второго флота. За исключением патруля вместе с Конго и Нагато у побережья Китая в августе 1921 года, Киришима оставался в Сасебо. [3] 10 сентября 1922 года во время маневров флота он столкнулся с эсминцем «Фудзи» , при этом оба корабля получили незначительные повреждения. После Великого землетрясения Канто в сентябре 1923 года крупные корабли Императорского флота Японии помогали в спасательных работах до конца месяца. В декабре 1923 года ее вывели в резерв. [3]

С завершением Первой мировой войны и подписанием Вашингтонского военно-морского договора размер Императорского флота Японии был значительно уменьшен, при этом соотношение крупных кораблей Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и США составляло 5:5:3. и Япония. [11] Договор также запрещал Японии строить любые новые крупные корабли до 1931 года, при этом ни один крупный корабль не имел права водоизмещением превышать 35 000 тонн. [12] При условии, что новые пополнения не превышали 3000 тонн, существующие крупные корабли разрешалось модернизировать с помощью улучшенных торпедных выступов и палубной брони. [12] К тому времени, когда Вашингтонский договор был полностью реализован в Японии, только три класса крупных кораблей времен Первой мировой войны - «Фусо» и «Исэ» линкоры классов и линейные крейсеры класса «Конго» - оставались активными. [13]

: Линкор 1927–1934

Киришима в 1932 году, после первой реконструкции.

Лишенный возможности строить новые крупные корабли, Императорский флот Японии вместо этого решил значительно модернизировать и переконфигурировать свои существующие линкоры и линейные крейсеры. [14] Киришима был помещен в Третий резерв в декабре 1926 года, прежде чем начать свою первую реконструкцию в начале 1927 года. Горизонтальная броня магазинов с боеприпасами была усилена, а также она была оснащена противоторпедными выступами, как это разрешено Вашингтонским договором. [3] Чтобы повысить Киришимы скорость , 36 угольных котлов Ярроу были сняты и заменены десятью новыми котлами Кампон смешанного типа. [15] Чтобы можно было установить на борт больше оборудования, ее носовая надстройка была реконструирована в стиле мачты «Пагода» , что потребовало удаления одной из трех воронок. [3] Реконструкция линейных крейсеров типа «Конго» добавила кораблям дополнительно 4000 тонн брони, прямо нарушив условия Вашингтонского договора. [4] 16 апреля 1930 года реконструкция была объявлена ​​завершенной. [Н 1]

Через шесть дней после военно Лондонский завершения реконструкции Киришимы Япония обязалась сдать на слом несколько линкоров и подписала -морской договор , который налагал дальнейшие запреты на строительство крупных кораблей до 1937 года. [16] С августа по октябрь 1930 года он был оснащен оборудованием, необходимым для оснащения гидросамолетов-разведчиков. Киришима патрулировала побережье Китая недалеко от Шанхая в апреле 1932 года, прежде чем ее снова поместили в Третий резерв. [3]

В сентябре 1931 года Япония вторглась в Маньчжурию . 25 февраля 1933 года на основании отчета Комиссии Литтона Лига Наций признала, что Япония нарушила суверенитет Китая во время вторжения в Маньчжурию. [16] Отказавшись принять решение организации, Япония в тот же день вышла из Лиги Наций. [16] Сразу после этого Япония также вышла из Вашингтонского и Лондонского военно-морских договоров , сняв тем самым все ограничения на количество и размер своих крупных кораблей. [17]

1934–1941: Быстрый . линкор

Киришима и быстроходный авианосец «Акаги» у Сукумо, апрель 1939 года.

18 ноября 1934 года «Кирисима» был поставлен в сухой док военно-морского арсенала Сасебо в рамках подготовки к второй реконструкции, которая позволит ему функционировать вместе с растущим флотом быстроходных авианосцев Японии. Ее корма была удлинена на 26 футов (7,9 м), а надстройка была перестроена с учетом новых механизмов управления огнем. [3] Ее котлы были сняты и заменены восемью новыми котлами Кампон, работающими на жидком топливе, и она получила новые турбины с редуктором. [4] Была увеличена высота ее главной и вторичной батареи, и она была оснащена двумя Nakajima E8N «Dave» и Kawanishi E7K «Alf» разведчиками гидросамолетами- . Для этого были также переоборудованы авиационные катапульты и стартовые рельсы. [3] Ее старые 3-дюймовые орудия были сняты и заменены восемью 5-дюймовыми орудиями двойного назначения. Он также был оснащен двадцатью 25-мм зенитными орудиями Тип 96 в спаренных башнях, а два 6-дюймовых орудия и оставшиеся торпедные аппараты были сняты. [7]

Киришимы Броня также была значительно улучшена. Ее основной пояс был усилен до одинаковой толщины 8 дюймов (в отличие от разной толщины 6–8 дюймов до модернизации), а диагональные переборки глубиной от 5 до 8 дюймов (от 127 до 203 мм) усиливали основную броню. пояс. [18] Броня башни была усилена до 10 дюймов (254 мм), а части палубной брони были увеличены на 4 дюйма (102 мм). [18] В ходе ремонта также была усилена броня вокруг магазинов с боеприпасами. , способный развивать скорость до 30,5 узлов (56,5 км / ч; 35,1 миль в час), Реконструкция была объявлена ​​завершенной 8 июня 1936 года. Киришима был переклассифицирован в быстрый линкор. [17]

В августе 1936 года Киришима покинул Сасебо вместе с Фусо, чтобы патрулировать китайское побережье у Сямэнь . С марта 1937 по апрель 1939 года он часто использовался в качестве судна обеспечения и военного транспорта во время Второй китайско-японской войны . В ноябре 1938 года «Кирисима» был назначен командным судном Третьей дивизии линкоров и находился под командованием контр-адмирала Тюичи Нагумо . В ноябре 1939 года его вывели в резерв и оснастили дополнительной броней лобовые части башен и барбетов. [3]

11 ноября 1941 года, после серии переводов между японскими военно-морскими базами, «Кирисима» был экипирован для подготовки к предстоящим боевым действиям и направлен вместе со своими однотипными кораблями в Третью дивизию линкоров. 26 ноября Киришима покинул залив Хитокаппу , Курильские острова, в компании Хиэя и шести японских быстрых авианосцев Первого ударного отряда воздушного флота ( Акаги , Кага , Сорю , Хирю , Сёкаку и Дзуйкаку ). [19] 7 декабря 1941 года самолеты этих шести авианосцев атаковали Тихоокеанский флот США на их базе Перл-Харбор , потопив четыре линкора ВМС США и множество других судов. После нападения и объявления войны Соединенными Штатами Киришима вернулся в Японию. [20]

: Бои и потери 1942

Такао (в центре) и «Кирисима» направляются к Гуадалканалу, 14 ноября 1942 года.

8 января 1942 года Киришима покинул Японию и направился на военно-морскую базу Трук на Каролинских островах вместе с авианосным ударным отрядом. Она обеспечивала сопровождение во время вторжения в Новую Британию 17 января, прежде чем вернуться в Трук. Он снова совершил боевой вылет в ответ на рейды американских авианосцев на Маршалловы острова и острова Гилберта . [3] В марте 1942 года, поддерживая операции флота у берегов Явы в Голландской Ост-Индии , один из Киришимы гидросамолетов бомбил вражеское торговое судно. К югу от Явы японский флот был удивлен появлением эсминца USS Edsall . Хиеи и Чикума сначала открыли огонь по кораблю, но не смогли ни разу попасть. После того, как пикирующие бомбардировщики трех авианосцев адмирала Нагумо обездвижили эсминец, Киришима и два других корабля возобновили огонь по Эдсоллу , пока он не затонул. [3]

В апреле 1942 года Киришима и Третья дивизия линкоров присоединились к пяти авианосцам и двум крейсерам в атаке на британские военно-морские базы в Индийском океане . 5 апреля, в пасхальное воскресенье, японский флот атаковал гавань Коломбо на Цейлоне , а гидросамолеты с острова Тоне заметили два убегающих британских крейсера, оба из которых позже были потоплены в результате воздушной атаки. [21] Гидросамолет с острова Киришима также обстрелял отходящий нефтяной танкер . [3] 8 апреля японские авианосцы атаковали базу Королевского флота в Тринкомали на Цейлоне и обнаружили, что все оставшиеся военные корабли адмирала Джеймса Сомервилля отошли накануне вечером. Возвращаясь из атаки, гидросамолет Киришимы « родственного корабля Харуна» заметил авианосец HMS Hermes и сопровождающий его эсминец HMAS Vampire , которые были быстро потоплены в результате массированной воздушной атаки. [22] [23] По возвращении в Японию «Кирисима» была поставлена ​​в сухой док, а ее дополнительная конфигурация вооружения была модифицирована за счет добавления 25-мм зенитных орудий в спаренных установках. [3] [24]

В июне 1942 года Киришима отплыл в составе авианосного ударного отряда во время битвы за Мидуэй , обеспечивая сопровождение четырёх быстрых авианосцев адмирала Нагумо вместе с Харуной . [25] После катастрофического сражения, в ходе которого все четыре японских авианосца были уничтожены, она приняла на себя выживших с авианосцев, прежде чем вернуться в Японию. [3] В августе 1942 года он покинул Японию и направился на Соломоновы острова в компании «Хиеи» , трёх авианосцев, трёх крейсеров и одиннадцати эсминцев в ответ на американское вторжение на Гуадалканал . Она сопровождала японские авианосцы во время битвы на Восточных Соломоновых островах , во время которой был потоплен легкий авианосец «Рюдзё» . [25] После боя флот вернулся на военно-морскую базу Трук. Во время битвы за острова Санта-Крус Киришима входил в состав контр-адмирала Хироаки Абэ , который обеспечивал дальнее прикрытие авианосных групп Нагумо. Авангарда [25] 26 октября он подвергся нападению американских пикирующих бомбардировщиков, но остался неповрежденным.

10 ноября 1942 года «Кирисима» покинул Трук вместе с «Хиеи» и одиннадцатью эсминцами, готовясь обстрелять американские позиции на Гуадалканале перед крупным транспортным конвоем японских войск. были развернуты силы ВМС США в составе двух тяжелых крейсеров, трех легких крейсеров и восьми эсминцев под командованием контр-адмирала Дэниела Дж. Каллагана . в проливе Айронботтом Самолеты-разведчики ВМС США заметили японский флот за несколько дней до этого, и для встречи с ними [26] 13 ноября в 01:24 японские войска были обнаружены на расстоянии 28 000 ярдов (26 км) легким крейсером USS Helena . В последовавшем за этим Первом морском сражении за Гуадалканал американская оперативная группа сосредоточила большую часть своей огневой мощи на линкоре « Хиеи» . [25] Это позволило Киришиме нанести несколько ударов по « Хелене» и тяжелому крейсеру « Сан-Франциско» . [27] и Хиеи , и Киришима Затем обстреляли Сан-Франциско , убив контр-адмирала Каллагана. [28] Однако «Хиеи» , в свою очередь, был поврежден «Сан-Франциско» и несколькими американскими эсминцами. Когда Хиеи фактически вышел из боя, Киришима и уцелевшие эсминцы отошли на север. Утром 13 ноября ей было приказано отбуксировать Хиэй в безопасное место. [3] Однако сильно поврежденный линкор подвергся воздушной атаке, в конечном итоге был брошен и затоплен. [29] [30]

Вечером 13 ноября к «Кирисиме» и сопровождающим ее эсминцам присоединилась четвертая крейсерская дивизия, и они были готовы вновь войти в пролив Саво, Соломоновы острова, — «пролив Железное дно» под командованием адмирала Нобутаке Кондо . Ранним утром 14 ноября три японских тяжелых крейсера обстреляли Гуадалканал, а затем отступили. [3] Осознавая ущерб, нанесенный его кораблям прошлой ночью, адмирал Уильям Хэлси усилил американские военно-морские подразделения новыми линкорами USS South Dakota и USS Washington . [29] Два флота вступили в контакт 14 ноября в 23:01. Они обменялись артиллерийским огнем и торпедами, в результате чего четыре американских эсминца были выведены из строя (три позже затонули), а эсминец « Аянами» был поврежден «Вашингтоном» и «Южной Дакотой» . [31]

Киришима и тяжелый крейсер «Атаго» осветили Южную Дакоту прожекторами, и почти все силы Кондо открыли по ней огонь. [32] Киришима поразил Южную Дакоту как минимум тремя 14-дюймовыми залпами. [Н 2] не пробившего ее броню, и несколько залпов ПМК, выведших из строя системы управления огнем и связью линкора. В 23:40 в Южной Дакоте произошла серия сбоев в электросети, в результате чего был поврежден ее радар, радио и артиллерийские батареи. [32]

Вашингтон , незамеченный, в полночь начал стрелять по Киришиме с дистанции 5800 ярдов (5300 м) в упор из Вашингтона 16-дюймовых орудий 45 калибра, которые были легко способны пробить Киришимы броню на максимальной дальности. [32] [34] В Киришиму попало не менее двадцати снарядов основной и семнадцати снарядов вторичной батареи, пробив магазины ее передних 14-дюймовых башен (магазины были затоплены до того, как они взорвались), разрушив гидравлические насосы, которые приводили в действие ее задние 14-дюймовые башни и рулевое управление, установив ее надстройка загорелась, что привело к наводнению, которое привело к крену на правый борт на 18 градусов. [Н 3] Первоначально легкий крейсер «Нагара» попытался отбуксировать ее из залива Айронботтом. Когда стало ясно, что его невозможно спасти, уцелевшие японские эсминцы эвакуировали капитана Ивабути и оставшихся в живых. [3] Киришима перевернулся и затонул в 03:25 утра 15 ноября 1942 года, при этом погибло 212 членов экипажа. [29]

Крушение [ править ]

Киришимы Затонувший корабль был обнаружен Робертом Баллардом во время экспедиции по нанесению на карту затонувших кораблей битвы за Гуадалканал в 1992 году. Он лежит вверх ногами, а носовая часть мостика отсутствует из-за взрыва магазина. Якорная цепь обернута вокруг кормовой части.К сожалению, расследование Балларда по поводу крушения было прервано из-за технической аварии, в результате чего погружение продлилось всего около девяти минут.Это серьезно ограничивало любую полученную информацию или изображения.Дальнейшая экспедиция на затонувшее Пола Аллена в судно « Буревестник» январе 2019 года предоставила подробную информацию как о повреждениях, полученных во время боя, так и подтвердила последующий взрыв ее передних основных магазинов во время процесса затопления.

Примечания [ править ]

Сноски [ править ]

  1. Источники расходятся во мнениях относительно точных дат реконструкции. В то время как в книге «Все боевые корабли мира» Конвея начала — март 1927 года, а дата окончания — 31 марта 1930 года, Киришимы флота в табличном отчете о движении объединенного дата указано, что это было с мая 1927 года по 16 апреля 1930 года. [1] [3]
  2. Лундгреном и Окуном Анализ боевых повреждений Южной Дакоты, проведенный с использованием современных методов компьютерного моделирования, показывает, что Южная Дакота была поражена тремя различными типами 14-дюймовых снарядов, что указывает на попадание как минимум трех залпов. [33]
  3. ^ Количество реальных обращений является лишь предположением. Военный корабль США « Вашингтон» зафиксировал восемь попаданий главных батарей, в то время как Исследование стратегических бомбардировок США оценило девять попаданий основного калибра и 40 попаданий вторичных батарей на основе одного послевоенного интервью с младшим офицером. Киришимы Офицер аварийной службы выявил на схематическом чертеже двадцать попаданий главной батареи и 17 5-дюймовых попаданий, включая несколько подводных попаданий, которые были бы невидимы для Вашингтона , а обследование затонувшего корабля подтвердило местоположение трех из этих подводных попаданий. придавая доверие его рассказу. [35]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гардинер и Грей (1980), с. 234
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Объединенный флот – линейный крейсер типа Конго » . Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Эллин Невитт . Проверено 15 августа 2010 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «Объединенный флот – табличная история Киришимы » . Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Эллин Невитт . Проверено 23 мая 2010 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Джексон (2008), с. 27
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ДиДжулиан, Тони. «Японский тип 14 дюймов/45 (35,6 см) 41-го года» . Navweaps.com . Проверено 26 февраля 2009 г. .
  6. ^ «Объединенный флот – 14-дюймовая/45 военно-морская пушка» . Паршалл, Джон; Боб Хэкетт, Сандер Кингсепп и Аллин Невитт . Проверено 11 февраля 2009 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тихо, стр. 17.
  8. ^ ДиДжулиан, Тони. «Японский 6»/50» . Navweaps.com . Дата обращения 26 февраля 2009 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ДиДжулиан, Тони. «Японский 5»/40» . Navweaps.com . Дата обращения 26 февраля 2009 .
  10. ^ Уиллмотт, с. 22
  11. ^ Джексон (2000), с. 67
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон (2000), с. 68
  13. ^ Джексон (2000), с. 69
  14. ^ Уиллмотт, с. 45
  15. ^ Уитли, стр. 178, 180.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джексон (2000), с. 72
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уиллмотт, с. 35
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакКерти, с. 185
  19. ^ Уиллмотт, с. 50
  20. ^ Уиллмотт, с. 51
  21. ^ Джексон (2000), с. 119
  22. ^ Джексон (2000), с. 120
  23. ^ «Флотилия железного лома» (1976), с. 148-149
  24. ^ Тихо, стр. 18.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тихо, стр. 19.
  26. ^ Хаммель, стр. 99–107.
  27. ^ Стилле, стр. 19–20.
  28. ^ Морисон, с. 247
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тихо, стр. 20.
  30. ^ Шом, с. 417
  31. ^ Фрэнк, с. 478
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шом, с. 424
  33. ^ Лундгрен, Роберт; Окунь, Натан. «Анализ повреждений военного корабля США в Южной Дакоте» . www.navweapons.com . Военно-технический совет . Проверено 21 сентября 2015 г. стр.158
  34. ^ Гарцке и Дулин, с. 44
  35. ^ Лундгрен, Роберт. «Анализ повреждений Киришимы» (PDF) . www.navweapons.com . Военно-технический совет . Проверено 20 сентября 2015 г. стр.5-8

Ссылки [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2de8f4538c20d9db603e6180c6b8ecea__1710216360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/ea/2de8f4538c20d9db603e6180c6b8ecea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese battleship Kirishima - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)