Японский авианосец Кага
![]() Кага после модернизации, с характерной воронкой , обращенной вниз.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Акаги |
Преемник | Рюдзё |
Построен | 1920–1928 |
В эксплуатации | 1928–1942 |
В комиссии | 1928–1942 |
Завершенный | 1 |
Потерянный | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | От тебя |
Тезка | Из провинции |
Строитель | Кавасаки и Военно-морской арсенал Йокосука |
Расходы | 53 миллиона йен ( 36,45 миллиона долларов США ) [ 1 ] |
Заложен | 19 июля 1920 г. |
Запущен | 17 ноября 1921 г. |
Завершенный | 31 марта 1928 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 ноября 1929 г. |
реклассифицирован | 21 ноября 1923 г. как авианосец. |
Ремонт | 20 октября 1933 г. - 25 июня 1935 г. |
пораженный | 10 августа 1942 г. |
Судьба | Потоплен пикирующими бомбардировщиками авианосца Энтерпрайз . во время битвы за Мидуэй , 4 июня 1942 года |
Общие характеристики (после модернизации 1935 г.) | |
Тип | Авианосец |
Смещение | 38 200 длинных тонн (38 813 т ) ( стандарт ) |
Длина | 247,65 м (812 футов 6 дюймов) |
Луч | 32,5 м (106 футов 8 дюймов) |
Черновик | 9,48 м (31 фут 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) |
Выносливость | 10 000 миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 1708 (после реконструкции) |
Вооружение |
|
Броня | |
Самолет перевезен |
|
Кага ( яп . 加賀 , назван в честь древней провинции Кага ) — авианосец, построенный для Императорского флота Японии (IJN). Первоначально задуманный как один из двух «Тоса» линкоров класса , «Кага» в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора был преобразован в авианосец в качестве замены линейного крейсера «Амаги» , который был непоправимо поврежден во время Великого землетрясения Канто 1923 года . Кага была перестроена в 1933–1935 годах, увеличив ее максимальную скорость, усовершенствовав выхлопные системы и адаптировав кабины экипажа для размещения более современных и тяжелых самолетов.
Корабль сыграл заметную роль в разработке доктрины авианосных ударных сил IJN, согласно которой авианосцы группировались вместе, чтобы придать большую массу и концентрацию их военно-воздушным силам. Революционная стратегическая концепция того времени, ее применение сыграло решающую роль в достижении Японией своих первоначальных стратегических целей в течение первых шести месяцев войны на Тихом океане .
Каги . Самолеты впервые поддерживали японские войска в Китае во время Шанхайского инцидента 1932 года и участвовали во Второй китайско-японской войне в конце 1930-х годов Вместе с другими авианосцами он принял участие в рейде на Перл-Харбор в декабре 1941 года и вторжении в Рабаул Тихого океана в январе 1942 части в . юго - года западной голландскую Ост-Индию японскими войсками. В апреле она пропустила рейд в Индийском океане , так как ей пришлось вернуться в Японию для ремонта после столкновения с рифом в феврале.
После ремонта «Кага» воссоединился с 1-м воздушным флотом для битвы за Мидуэй в июне 1942 года. После бомбардировки американских войск на атолле Мидуэй « Кага» и три других авианосца IJN были атакованы американскими самолетами с Мидуэя и авианосцами « Энтерпрайз» , «Хорнет» и «Йорктаун» . Пикирующие бомбардировщики с «Энтерпрайза» серьезно повредили Кагу ; когда стало очевидно, что ее невозможно спасти, затопили японские эсминцы ее, чтобы не допустить попадания в руки врага. Потеря Каги и трех других авианосцев IJN на Мидуэе стала решающей неудачей для Японии и внесла значительный вклад в окончательное поражение Японии. В 1999 году обломки «Каги», включая большую часть ее корпуса, были обнаружены на дне океана к северо-западу от острова Мидуэй. [ 2 ] В 2019 году НИС « Буревестник» обнаружил на дне океана свое затонувшее судно.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Kaga был заложен как Tosa линкор типа и спущен на воду 17 ноября 1921 года на верфи Kawasaki Heavy Industries в Кобе . 5 февраля 1922 года оба корабля класса «Тоса» были списаны и должны были быть списаны в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора . [ 3 ]
Договор разрешал переоборудовать два корпуса линкоров или линейных крейсеров в авианосцы стандартным водоизмещением до 33 000 длинных тонн (34 000 т ). Первоначально были выбраны недостроенные линейные крейсеры «Амаги» и «Акаги» , но Великое землетрясение Канто 1923 года повредило корпус «Амаги » , не подлежавший ремонту, и «Кага» в качестве его замены была выбрана . Официальное решение о преобразовании Каги в авианосец было принято 13 декабря 1923 года, но работы не велись до 1925 года, поскольку были составлены новые планы и повреждения военно-морского арсенала Йокосука, устранены причиненные землетрясением. Официально он был принят в строй 31 марта 1928 года, но это означало лишь начало ходовых испытаний. Она присоединилась к Объединенному флоту ( Рэнго Кантай ) 30 ноября 1929 года в качестве третьего авианосца IJN, вступившего в строй после Хосё (1922 г.) и Акаги (1927 г.). [ 4 ]
длина Каги составила 238,5 метра (782 фута 6 дюймов) Общая . У нее была ширина 31,67 метра (103 фута 11 дюймов) и осадка при полной нагрузке 7,92 метра (26 футов). Его водоизмещение составляло 26 900 длинных тонн (27 300 т) при стандартной нагрузке и 33 693 длинных тонны (34 234 т) при полной нагрузке , что почти на 6 000 длинных тонн (6 100 т) меньше, чем его проектное водоизмещение как линкора. [ 5 ] Ее экипаж насчитывал 1340 членов экипажа. [ 6 ]
Устройство кабины экипажа
[ редактировать ]
«Кага» , как и «Акаги» , имел три наложенные друг на друга кабины экипажа — единственные авианосцы, когда-либо спроектированные таким образом. Британские авианосцы, переоборудованные из «больших легких крейсеров», «Glorious », «Courageous» и «Furious» , имели по две полетные палубы каждый, однако нет никаких свидетельств того, что японцы скопировали британскую модель. Более вероятно, что это был случай сближения параллельных конструкций в отдельных попытках улучшить гибкость цикла запуска и восстановления за счет обеспечения возможности одновременного запуска и восстановления самолетов. [ 7 ] . ) Основная кабина экипажа Каги имела длину 171,2 метра (561 фут 8 дюймов) и ширину 30,5 метра (100 футов [ 8 ] ее средняя полетная палуба имела длину всего около 15 метров (49 футов 3 дюйма) и начиналась перед мостиком, а ее нижняя полетная палуба имела длину примерно 55 метров (180 футов 5 дюймов). Полезность ее средней полетной палубы была сомнительной, поскольку она была настолько короткой, что ее могли использовать только некоторые из легконагруженных самолетов, даже в эпоху, когда самолеты были намного легче и меньше, чем во время Второй мировой войны. [ 9 ] Постоянно растущий рост характеристик, размеров и веса самолетов в 1930-е годы означал, что даже нижняя кабина экипажа больше не могла выдерживать взлетный разбег, необходимый для новых поколений самолетов, которые были приняты на вооружение, и она была покрыта металлическим покрытием, когда корабль был модернизирован в середине 1930-х годов. [ 10 ] В Каге не было острова , пока он не был добавлен во время модернизации. [ 11 ]
В завершенном состоянии корабль имел две основные ангарные палубы и третий вспомогательный ангар общей вместимостью 60 самолетов. Ангары выходили на среднюю и нижнюю полетную палубу, что позволяло самолетам взлетать прямо из ангаров, пока на главной полетной палубе производилась посадка. Катапульты не были установлены. [ 12 ] Ее передний лифт самолета был смещен вправо и имел размеры 10,67 на 15,85 метра (35 на 52 фута). Ее кормовой руль высоты находился на центральной линии и имел размеры 12,8 на 9,15 метра (42 на 30 футов). Ее тормозное устройство представляло собой французскую поперечную систему, которая использовалась на их авианосце «Беарн» как Модель Фью ( Фью сики ). и известную на японской службе [ 13 ] Первоначально Кага нес авиагруппу из 28 торпедоносцев Mitsubishi B1M3 , 16 Nakajima A1N истребителей и 16 самолетов-разведчиков Mitsubishi 2MR . [ 5 ] [ Примечание 1 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]
«Кага» был вооружен десятью 20-см (7,9 дюйма) орудиями «Тип 3-го года» , одной двухорудийной башней «Тип B» с каждой стороны средней полетной палубы и шестью в кормовых казематах . Они выпустили 110-килограммовые (240 фунтов) снаряды со скоростью от трех до шести выстрелов в минуту с начальной скоростью 870 м/с (2900 футов/с); при угле 25 ° они имели максимальную дальность от 22 600 до 24 000 м (от 24 700 до 26 200 ярдов). Башни типа B номинально имели угол возвышения 70 ° для обеспечения дополнительного зенитного (зенитного) огня, но на практике максимальный угол возвышения составлял всего 55 °. Низкая скорострельность и фиксированный угол заряжания 5° сводили к минимуму реальную зенитную эффективность. [ 14 ] Это тяжелое артиллерийское вооружение было предусмотрено на случай, если он будет застигнут врасплох вражескими крейсерами и вынужден дать бой, но его большая и уязвимая полетная палуба, ангары и другие особенности делали его большей мишенью в любых надводных действиях, чем боевой военный корабль. Доктрина авианосцев в то время все еще развивалась, и невозможность участия авианосцев в перестрелках еще не была осознана. [ 15 ] [ Примечание 2 ]
Ей было предоставлено зенитное вооружение из шести спаренных 12-сантиметровых (4,7 дюйма) артиллерийских установок модели А2 10-го года, установленных на спонсонах ниже уровня воронок, где они не могли вести огонь через кабину экипажа, по три установки на каждую сторону. [ 16 ] Эти орудия стреляли снарядами массой 20,3 кг (45 фунтов) с начальной скоростью 825–830 м/с (2707–2723 фута/с); при угле 45 ° это обеспечивало максимальную дальность полета 16 000 метров (17 000 ярдов), а максимальный потолок составлял 10 000 метров (33 000 футов) при угле возвышения 75 °. Их эффективная скорострельность составляла от 6 до 8 выстрелов в минуту. [ 17 ] У нее было два директора Типа 89 для управления ее 20-см орудиями и два зенитных директора Типа 91 с ручным приводом ( Кошаки ) для управления ее 12-см орудиями. [ 18 ] Каги » « Броневой пояс по ватерлинии был уменьшен с 280 до 152 мм (от 11 до 6 дюймов) во время ее реконструкции, а верхняя часть торпедного выступа получила броню 127 мм (5 дюймов). Ее палубная броня также была уменьшена со 102 до 38 мм (от 4 до 1 дюйма). [ 13 ]
Движение
[ редактировать ]
Когда проектировалась «Кага» , проблема обращения с выхлопными газами при работе авианосца не была решена. Поворотные воронки Хосё не оказались успешными, и испытания в аэродинамической трубе не дали ответа. В результате Акаги и Кага получили разные выхлопные системы для проверки в реальных условиях. Газы из воронки Каги . собирались в паре длинных горизонтальных каналов, которые выходили в заднюю часть каждой стороны кабины экипажа, несмотря на предсказания ряда выдающихся военно-морских архитекторов, что они не будут удерживать горячие газы вдали от летного экипажа палуба. Прогнозы оказались верными, хотя бы потому, что «Кага» был медленнее «Акаги» , что позволяло газам подниматься вверх и мешать десантным операциям. Еще одним недостатком было то, что нагрев газов делал почти непригодными для проживания помещения экипажа, расположенные сбоку корабля у труб. [ 13 ]
Кага была укомплектована четырьмя паровыми турбинами с редуктором Kawasaki Brown-Curtis общей мощностью 91 000 лошадиных сил (68 000 кВт ) на четырех валах. В качестве линкора ее ожидаемая скорость составляла 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час), но уменьшение водоизмещения с 39 900 до 33 693 длинных тонн (с 40 540 до 34 234 т) позволило увеличить ее до 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час), что было продемонстрировано на ее ходовых испытаниях 15 сентября 1928 года. На ней было двенадцать котлов Kampon Type B (Ro) с рабочим давлением 20 кг/см. 2 (2000 кПа ; 280 фунтов на квадратный дюйм ), хотя только восемь из них работали на жидком топливе. Остальные четыре использовали смесь нефти и угля. Он перевозил 8000 длинных тонн (8128 т) мазута и 1700 длинных тонн (1727 т) угля, что обеспечивало дальность полета 8000 морских миль (15000 км; 9200 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). . [ 13 ]
Раннее обслуживание и развитие доктрины авианосца
[ редактировать ]
1 декабря 1931 года Кага был назначен флагманом Первой авианосной дивизии под командованием контр-адмирала Такаёси Като . [ 19 ] Первая авианосная дивизия вместе с Хосё отправилась в китайские воды 29 января 1932 года для поддержки Императорской японской армии войск во время Шанхайского инцидента в составе 3-го флота IJN . [ 20 ] B1M3 Каги и Хосё были основными бомбардировщиками, использовавшимися во время коротких боев над Шанхаем. [ 21 ]

Самолеты Каги Каги авианосца, так и с временной базы на аэродроме Кунда в Шанхае, в течение февраля 1932 года выполняли вылеты в поддержку японских сухопутных войск. Во время одного из этих вылетов три , действовавшие как с истребителя Накадзима A1N2, в том числе один, пилотируемый Будущий ас Тошио Куроива , сопровождавший три торпедоносца Mitsubishi B1M3, одержал первую победу IJN в бою воздух-воздух 22 февраля, когда они сбили Boeing P-12, пилотируемый американским пилотом-добровольцем. [ 19 ] [ 22 ] Кага вернулся в свои воды после объявления о прекращении огня 3 марта и возобновил тренировки флота вместе с остальной частью Объединенного флота. [ 19 ]
В то время разработка авианосной доктрины IJN все еще находилась на самой ранней стадии. Каге и другим авианосцам изначально была отведена роль усилителя тактических сил, поддерживающего линкоры флота в доктрине « решающего сражения » IJN. В этой роли Каги самолеты должны были атаковать линкоры противника бомбами и торпедами. Позднее, примерно в 1932–1933 годах, удары с воздуха по авианосцам противника считались не менее важными для установления превосходства в воздухе на начальных этапах боя. Важным компонентом этой стратегии было то, что японская авианосная авиация должна иметь возможность первыми нанести массированный воздушный удар. В результате на учениях флота авианосцы стали действовать совместно перед основной боевой линией или вместе с ней. Эта революционная стратегия делала упор на максимальную скорость как авианосцев, так и самолетов, которые они несли, а также более крупные самолеты с большей дальностью полета. Таким образом, для обслуживания новых, более тяжелых самолетов, поступающих на вооружение, на авианосцах требовались более длинные полетные палубы. [ 23 ]
Вскоре Кага была признана уступающей Акаги из-за ее более медленной скорости, меньшей кабины экипажа (на 64 фута (19,5 м) короче) и проблемного расположения воронки. Из-за Каги предполагаемых ограничений ей был отдан приоритет в модернизации перед Акаги . [ 24 ] Кага был переведен в резервный статус 20 октября 1933 года, чтобы начать вторую крупную реконструкцию с официальной датой начала 25 июня 1934 года. [ 20 ]
Реконструкция
[ редактировать ]Во время второй реконструкции две нижние полетные палубы «Каги » были преобразованы в ангары и вместе с основной полетной палубой были расширены до носовой части. Это увеличило длину кабины экипажа до 248,55 метров (815 футов 5 дюймов) и увеличило вместимость самолетов до 90 (72 рабочих и 18 на хранении). [ 25 ] Третий носовой лифт размером 11,5 на 12 метров (37 футов 9 дюймов × 39 футов 4 дюйма) обслуживал расширенные ангары. [ 5 ] Бомбовые и торпедные лифты были модифицированы для доставки боеприпасов непосредственно в кабину экипажа. Ее пламегаситель был заменен системой Типа 1 японской разработки. Также была установлена небольшая островная надстройка правого борта. [ 12 ]

Ее силовая установка была полностью заменена, как и ее гребные винты. Кага была оснащена восемью усовершенствованными маслосжигающими моделями Кампон Тип Б (Ро) с рабочим давлением 22 кг/см. 2 (2157 кПа; 313 фунтов на квадратный дюйм) при температуре 300 ° C (572 ° F). Были установлены новые многоступенчатые турбины с редуктором Kampon, которые увеличили ее мощность с 91 000 до 127 400 л.с. (с 67 859 до 95 002 кВт) во время испытаний. Корпус был удлинен на 10,3 метра (33 фута 10 дюймов) в корме, чтобы уменьшить лобовое сопротивление, и ему дали еще одну торпедную выпуклость над бортовой броней рядом с верхней частью существующей выпуклости, чтобы увеличить ее ширину и понизить центр тяжести в качестве Результат уроков, извлеченных из с Томодзуру инцидента в начале 1934 года. Это значительно увеличило ее стандартное водоизмещение - с 26 900 до 38 200 длинных тонн (с 27 332 до 38 813 т). Дополнительная мощность и дополнительное водоизмещение примерно компенсировали друг друга, и ее скорость увеличилась менее чем на узел, до 28,34 узла (52,49 км / ч; 32,61 миль в час) на испытаниях. Ее запас топлива был увеличен до 7500 длинных тонн (7620 т) мазута , что увеличило ее запас хода до 10 000 миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). Длинный воздуховод воронки был заменен единственной загнутой вниз воронкой правого борта, смоделированной по образцу той, что использовалась на Акаги с системой водяного охлаждения выхлопных газов и крышкой, которую можно было поднять, чтобы выхлопные газы могли выйти наружу, если у корабля возник сильный крен и устье воронки коснулось моря. Освободившееся за счет удаления дымоходных каналов пространство было разделено на две палубы и переоборудовано под жилые помещения расширенной авиагруппы. [ 26 ] Численность авианосца увеличилась до 1708 членов экипажа. [ 27 ]
Две спаренные башни на средней полетной палубе были удалены, а вперед были добавлены четыре новых 20-см орудия 3-го года Тип № 1 в казематах. Ее 12-см зенитные орудия были заменены восемью 12,7-сантиметровыми (5,0 дюйма) орудиями Тип 89 в спаренных установках. Они выпустили снаряды массой 23,45 кг (51,7 фунта) со скоростью от 8 до 14 выстрелов в минуту с начальной скоростью 700–725 м/с (2300–2380 футов/с); при угле 45 ° это обеспечивало максимальную дальность полета 14 800 метров (16 200 ярдов) и максимальный потолок 9 400 метров (30 800 футов). [ 28 ] Их спонсоны были подняты на одну палубу, чтобы обеспечить некоторую возможность ведения межпалубного огня. одиннадцать спаренных 25-мм артиллерийских установок Тип 96 Было добавлено , также на спонсонах. Они выпустили снаряды массой 0,25 кг (0,55 фунта) с начальной скоростью 900 м/с (3000 футов/с); под углом 50 ° это обеспечивало максимальную дальность действия 7500 метров (8202 ярда) и эффективный потолок 5500 метров (18000 футов). Максимальная эффективная скорострельность составляла всего от 110 до 120 выстрелов в минуту из-за частой замены магазинов на пятнадцать патронов. [ 29 ] Также имелось шесть 6,5-миллиметровых (0,26 дюйма) Тип 11 . пулеметов [ 26 ] Для управления новыми 25-мм орудиями были установлены шесть директоров Тип 95, но Кага сохранила устаревшие зенитные директора Тип 91. [ 27 ]
Несколько серьезных недостатков Каги конструкции не были устранены. Авиационные топливные баки «Каги » были встроены непосредственно в конструкцию авианосца, а это означало, что удары по кораблю, например, вызванные попаданиями бомб или снарядов, передавались непосредственно в баки, что приводило к образованию трещин или утечек. Кроме того, полностью закрытая конструкция новых ангарных палуб затрудняла тушение пожара, по крайней мере отчасти потому, что в ангарах могли скапливаться пары топлива. К опасности добавляло требование доктрины японского авианосца, согласно которому самолеты обслуживались, заправлялись и вооружались, когда это возможно, в ангарах, а не на кабине экипажа. Кроме того, ангар и летная палуба авианосца имели слабую бронезащиту. При этом в корабельных системах пожаротушения не было резервирования. Эти слабости позже станут решающими факторами гибели корабля. [ 30 ]
Китайско-японская война
[ редактировать ]Кага вернулся в строй в 1935 году и был направлен во Вторую авианосную дивизию . Авианосец принял на вооружение новый комплект самолетов, в том числе 16 истребителей Nakajima A2N Type 90, 16 пикирующих бомбардировщиков Aichi D1A Type 94/96 и 28 Mitsubishi B2M Type 89. торпедоносцев [ 31 ]

Возобновление военных действий с Китаем у моста Марко Поло в июле 1937 года застало Кагу в родных водах. Истребительная эскадрилья корабля завершила обучение в Омуре, Нагасаки, затем помогала сопровождать корабли, доставляющие армейские подкрепления из Японии в Китай. 15 августа вместе с «Хосё» и «Рюдзё» корабль занял стоянку в Восточно-Китайском море в составе 3-го флота и начал поддерживать военные операции Японии вдоль побережья центрального Китая вокруг Шанхая и дальше вглубь страны. [ 32 ] [ 33 ]
Самолеты Кага провели свой первый бой 15 августа 1937 года, когда тринадцать пикирующих бомбардировщиков Aichi D1A1 (Тип 94) столкнулись китайских ВВС Curtiss A-12 Shrike на авиабазе Чаоэр с штурмовиками из 26-й и 27-й эскадрилий, готовившихся к нанесению ударов по японцам. позиции в Шанхае, и между двумя маловероятными противниками завязался воздушный бой; два D1A1 были сбиты; третий сильно раненый D1A1 вернулся в Кагу со смертельно раненым членом экипажа, а рейс D1A1 унес трех сорокопутов. [ 34 ] 16 августа 1937 года шесть истребителей Тип 90 атаковали четыре китайских самолета над Цзянванью , сбив три без потерь. В период с 17 августа по 7 сентября истребители «Кага » «Тип 90» и два истребителя «Мицубиси» А5М «Тип 96», присоединившиеся к авианосцу 22 августа, еще несколько раз вступали в бой с китайскими самолетами. -истребители Каги Летчики заявили, что в этих боях сбили без потерь 10 китайских самолетов. [ 35 ] 17 августа двенадцать бомбардировщиков авианосца атаковали Ханчжоу без сопровождения истребителей и 11 из них были сбиты китайскими истребителями. [ 36 ] 7 сентября три истребителя Тип 96 (А5М) сопровождали шесть бомбардировщиков Тип 96 (D1A2) и были атакованы тремя китайскими истребителями Hawk III возле озера Тайху ; два бомбардировщика Тип 96 были быстро сбиты, но последовавший получасовой воздушный бой не привел к дальнейшим потерям ни для одной из сторон, несмотря на заявления. [ 37 ] Начиная с 15 сентября на аэродром Кунда с корабля для поддержки наземных операций были временно переброшены шесть истребителей «Тип 90» и шесть «Тип 96», 18 пикирующих бомбардировщиков и 18 торпедоносцев. [ 38 ]

26 сентября авианосец отправился в Сасебо на дооборудование. В Сасебо авианосец получил новые самолеты на замену, в том числе 32 Yokosuka B4Y палубных штурмовика Type 96 (торпедоносцы), 16 палубных бомбардировщиков Aichi D1A2 Type 96 (пикирующие бомбардировщики) и еще 16 истребителей Type 96. Несколько истребителей Nakajima A4N Type 95 пополнили истребительную группу авианосца позднее, неустановленная дата. [ 38 ]
Кага вернулся на фронт в начале октября 1937 года и, за исключением двух коротких поездок в Сасебо, оставался за пределами Китая до декабря 1938 года. Используя Тайвань (тогда входивший в состав Японской империи ) в качестве своей базы, авианосец преодолел 29 048 морских миль (53 797 км). 33 428 миль) для поддержки военных операций в Южно- и Восточно-Китайском морях. В это время бомбардировщики «Кага» поддерживали операции армии, атакуя железнодорожные мосты, аэродромы и транспортные средства противника. Летчики-истребители авианосца заявили, что уничтожили в воздушных боях не менее 17 китайских самолетов, потеряв при этом пять самолетов. 12 декабря 1937 года самолет Кага участвовал в инциденте в Панай . [ 39 ]
китайских ВВС 11 ноября 1937 года три самолета Northrop Gamma 2EC из 2-й BG 14-й эскадрильи под командованием капитана Ю YC атаковали Кагу у островов Мааньшань недалеко от Шанхая; Бомбы упали вслед за Кагой боевого , а китайские «Гаммы» были преследованы и перехвачены тремя А5М CAP) Каги ( воздушного патруля под командованием командира звена Дзиро Тёно , которые сбили два «Гаммы», в то время как Ю сумел сбежать в облака и вернуться на базу на своей поврежденной Гамме. [ 40 ]
Шесть истребителей «Кага» были направлены на наземные базы недалеко от Шанхая и Нанкина в период с 9 декабря 1937 года по 15 января 1938 года. Девять истребителей временно базировались в Нанкине с 3 марта по 4 апреля 1938 года. 13 апреля 1938 года «Кага» запустила восемнадцать D1A1 и по три каждый из них. A4N и A5M нанесли удар по Кантону , и их встретили две эскадрильи «Гладиаторов Глостер» 5-й истребительной группы под командованием капитана Джона Синьжуя Хуана и капитана Луи Йим-цюня ; Хуан совершит тройное убийство в этой битве против рейда Кага , в то время как Дзиро Чоно (A5M) и Хацуо Хидака (A4N) заявляют о двойных убийствах, включая убийство Чоно Хуана, который был ранен при выпрыгивании. [ 41 ] Каги В истребительную группу в это время входили будущие асы Дзиро Тёно, Осаму Кудо , Ёсио Фукуи , Ватари Ханда , Масаичи Кондо , Хацуо Хидака, Киичи Ода , Сатору Оно и Титоши Исодзаки . [ 42 ] ВМС США расшифровали сообщение IJN, в котором, как сообщается, указывалось, что нападение на « Панай» и другие нейтральные корабли на реке Янцзы было сознательно и преднамеренно спланировано офицером авиации на Каге . [ 43 ]
Кага вошла на верфь 15 декабря 1938 года, где ее тормозное устройство было заменено на систему Типа 3, а мостик был модернизирован. Были увеличены летная палуба и ангары, что увеличило вместимость авианосца. Корабль прошел полный капитальный ремонт с 15 ноября 1939 г. по 15 ноября 1940 г., прежде чем вернуться в строй. Тем временем на вооружение поступило новое поколение самолетов, и Кага принял на вооружение 12 истребителей A5M, 24 пикирующих бомбардировщика D1A и 36 торпедоносцев B4Y. Еще 18 самолетов были перевезены в ящиках в качестве запасных. [ 20 ] [ 44 ] [ Примечание 3 ]
Опыт японских авиаперевозчиков в Китае помог дальнейшему развитию авианосной доктрины IJN. Одним из уроков, извлеченных в Китае, была важность концентрации и массовости при проецировании военно-морской авиации на берег. Поэтому в апреле 1941 года IJN сформировал Первый воздушный флот , чтобы объединить все авианосцы своего флота под единым командованием. 10 апреля 1941 года Кага был направлен в Первую авианосную дивизию вместе с Акаги в составе нового авианосного флота, в который также входили Вторая и Пятая авианосные дивизии. IJN сосредоточил свою доктрину на авиаударах, которые объединяли авиагруппы внутри авианосных дивизий, а не каждый отдельный авианосец. При совместном действии более чем одной авианосной дивизии авиагруппы дивизий объединялись друг с другом. Эта доктрина объединенных массированных авианосных группировок была самой передовой в своем роде среди всех военно-морских сил мира. Однако IJN по-прежнему был обеспокоен тем, что концентрация всех его авианосцев вместе сделает их уязвимыми для одновременного уничтожения массированным воздушным или надводным ударом противника. Таким образом, IJN разработал компромиссное решение, при котором авианосцы флота будут действовать тесно вместе в рамках своих авианосных дивизий, но сами дивизии будут действовать рыхлыми прямоугольными формированиями, на расстоянии примерно 7000 метров (7700 ярдов) между авианосцами. [ 45 ] [ Примечание 4 ]
Хотя концентрация такого количества авианосцев в одном подразделении была новой и революционной наступательной стратегической концепцией, Первый воздушный флот страдал от ряда недостатков в обороне, которые, по Марка Питти словам , придавали ему « стеклянную челюсть »: он мог нанес удар, но не смог его выдержать». [ 46 ] Японские авианосные зенитные орудия и связанные с ними системы управления огнем имели ряд недостатков конструкции и конфигурации, которые ограничивали их эффективность. Флот CAP IJN состоял из слишком небольшого количества истребителей, и ему мешала неадекватная система раннего предупреждения, включая отсутствие радара . Плохая радиосвязь с истребительной авиацией препятствовала эффективному управлению КАП. Военные корабли сопровождения авианосцев использовались в качестве визуальных разведчиков в кольце на большом расстоянии, а не в качестве непосредственного зенитного сопровождения, поскольку им не хватало подготовки, доктрины и достаточного количества зенитных орудий. Эти недостатки в конечном итоге обрекли Кагу и другие авианосцы Первого воздушного флота на гибель. [ 47 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Перл-Харбор
[ редактировать ]В ноябре 1941 года Объединенный флот IJN под командованием Исороку Ямамото готовился принять участие в развязывании Японией официальной войны с Соединенными Штатами, нанеся упреждающий удар по США флота базе Тихоокеанского в Перл-Харборе , Гавайи. 17 ноября Кага под командованием капитана Дзисаку Окада загрузил 100 торпед в заливе Саэки в Хиросиме; эти торпеды были специально разработаны для использования на мелководье якорной стоянки Перл-Харбора. 19 ноября Кага и остальная часть мобильной ударной группы Объединенного флота ( Кидо Бутай ) под командованием Тюичи Нагумо , включая шесть авианосцев из Первой, Второй и Пятой авианосных дивизий, собрались в заливе Хитокаппу на острове Эторофу . Флот покинул Итуруп 26 ноября и проследовал курсом через северо-центральную часть Тихого океана, избегая коммерческих морских путей. [ 48 ]
Для атаки на Перл-Харбор Кага имел в общей сложности 18 Mitsubishi A6M Zero истребителей , 27 Nakajima B5N торпедоносцев и 27 Aichi D3A. [ Примечание 5 ] пикирующие бомбардировщики, а также по три самолета каждого типа в ящиках для операции. Утром 7 декабря 1941 года самолеты «Кага» участвовали в обоих ударах Первого воздушного флота, нанесенных по Оаху с позиции в 230 морских милях (430 км) к северу от острова. В первом ударе из 183 самолетов (шесть прерванных) 26 Kaga авианосных бомбардировщиков B5N атаковали американские корабли, стоящие на якоре, бомбами и торпедами в сопровождении девяти Зеро. Во втором ударе 167 самолетов (четыре прерванных) 26 пикирующих бомбардировщиков Kaga D3A нацелились на аэродром на острове Форд в центре гавани, в то время как девять Зеро обеспечивали сопровождение и атаковали самолеты на земле. [ 49 ] Всего в ходе двух ударов с корабля было потеряно пять B5N, четыре Zero и шесть D3A вместе с их экипажами, всего 31 человек личного состава. [ 50 ] и торпедоносцев Каги Экипажи бомбардировщиков заявили о попаданиях в линкоры «Невада» , «Оклахома» , «Аризона» , «Калифорния» , «Западная Вирджиния» и «Мэриленд» . [ 51 ] Летчики-истребители корабля заявили, что сбили один американский самолет и уничтожили 20 на земле. [ 52 ] [ Примечание 6 ] По завершении атаки Первая и Пятая авианосные дивизии, включая «Кага» , немедленно вернулись в Японию. [ 48 ]
Тихоокеанское завоевание
[ редактировать ]В январе 1942 года вместе с остальными авианосцами Первой и Пятой авианосной дивизии, выйдя из Трука (ныне Чуук) в Микронезии, Кага поддержал вторжение в Рабаул на островах Бисмарка . Кага предоставил 27 бомбоносцев B5N и 9 Zeros для первого авиаудара по Рабаулу 20 января 1942 года, во время которого один B5N был сбит зенитным огнем. На следующий день Первая авианосная дивизия атаковала позиции союзников в соседнем Кавиенге , из которых Кага предоставил девять Зеро и шестнадцать D3A. го числа D3A и Zeros Каги 22 - снова атаковали Рабаул, и двум пикирующим бомбардировщикам пришлось совершить вынужденную посадку, но экипажи были спасены. Кага вернулся в Трук 25 января, а к февралю Рабаул и Кавиенг были успешно оккупированы японскими войсками. [ 53 ]
9 февраля «Кага» наткнулась на риф в Палау после неудачного вылета против американских авианосных сил, атаковавших Маршалловы острова 1 февраля. Повреждения снизили скорость авианосца до 18 узлов. [ 48 ] [ Примечание 7 ] После временного ремонта он продолжил путь в Тиморское море , где 19 февраля 1942 года вместе с другими авианосцами Первой и Второй авианосных дивизий нанес воздушные удары по Дарвину , Австралия, из точки в 100 морских милях (190 км) к юго-востоку от самая восточная оконечность Тимора . Кага направил в атаку 27 B5N (с бомбами), 18 D3A и 9 Zero, что застало защитников врасплох. Восемь кораблей были потоплены, включая эсминец «Пири» и еще четырнадцать были повреждены, ценой всего лишь одного Каги , B5N . В марте 1942 года Кага , базировавшаяся в Старинг-бааи , помогала прикрывать вторжение на Яву , хотя ее единственным вкладом, похоже, была авиация для авиаудара по Тджилатчапу 5 марта 1942 года . В этой атаке Кага использовал 27 бомбардировщиков B5N в сопровождении девяти Зеро. Атакующая авиация бомбила торговые суда в гавани, потопив восемь из них, без потерь атаковала зенитные батареи и склад. Большая часть союзных войск в Голландской Ост-Индии сдалась японцам позже в марте. Кага не смогла участвовать в рейде в Индийском океане в апреле из-за повреждений, полученных в феврале. Вместо этого 15 марта он отплыл в Сасебо для ремонта и вошёл в сухой док 27 марта. Ремонт завершился 4 мая. [ 54 ] [ Примечание 8 ]
Битва за Мидуэй
[ редактировать ]Мидуэй рейд
[ редактировать ]Обеспокоенный ударами американских авианосцев, такими как рейд Дулиттла на Маршалловы острова и рейды Лаэ-Саламауа , Ямамото был полон решимости заставить ВМС США вступить в схватку, чтобы устранить угрозу со стороны американских авианосцев. Ямамото решил вторгнуться и занять остров Мидуэй , что, как он был уверен, втянет в бой американские авианосные силы. Вторжение на Мидуэй было названо японцами под кодовым названием «Операция МИ». [ 55 ]
В поддержку MI 27 мая 1942 года Кага покинула Внутреннее море вместе с Объединенным флотом для выполнения своей последней миссии в компании авианосцев Акаги , Хирю и Сорю , которые составляли Первую и Вторую авианосные дивизии. В ее авиационном составе было 27 Зеро, 20 D3A и 27 B5N. [ 56 ] [ Примечание 9 ] Когда на рассвете 4 июня 1942 года флот находился в 250 морских милях (460 км; 290 миль) к северо-западу от острова Мидуэй, Кага предоставил восемнадцать D3A под командованием лейтенанта Сёити Огавы в сопровождении девяти Зеро для удара по острову. B5N авианосца были вооружены торпедами и находились наготове на случай обнаружения вражеских кораблей во время рейда на Мидуэй. По одному D3A и Zeros было сбито зенитным огнем над Мидуэем, еще четыре D3A были повреждены. Каги Пилоты «Зеро » заявили, что сбили 12 американских самолетов над островом Мидуэй. Один Kaga B5N был спущен на воду для улучшения разведки флотом окружающего океана. [ Примечание 10 ] Перевозчик также поставил два нуля на CAP. [ 52 ] [ 57 ] Еще пять «Зеро» усилили ее CAP в 07:00, а семь истребителей помогли защитить «Кидо Бутай» от первых воздушных атак США с острова Мидуэй в 07:10. Неизвестно японцам, что ВМС США угадали японский MI план по радиоразведке и подготовили засаду, используя три имеющихся авианосца, расположенных к северо-востоку от Мидуэя. [ 58 ]
В 07:15 адмирал Нагумо приказал B5N, все еще находящимся на Каге и Акаги, перевооружить бомбами для новой атаки на сам Мидуэй. Этот процесс был ограничен количеством артиллерийских тележек, используемых для перевозки бомб и торпед, а также ограниченным количеством артиллерийских подъемников. Таким образом, торпеды не могли быть поражены внизу до тех пор, пока все бомбы не были выдвинуты из магазина , собраны и установлены на самолет. Обычно этот процесс занимал около полутора часов; больше времени потребуется, чтобы вывести самолет в кабину экипажа, разогреть и запустить ударную группу. Около 07:40 Нагумо отменил свой приказ, когда получил сообщение о том, что американские авианосцы были замечены. В 07:30 Кага восстановила три своих CAP. [ 59 ]
Тонущий
[ редактировать ]CAP Каги Четыре оставшихся истребителя находились в процессе приземления, когда 16 пикирующих бомбардировщиков морской пехоты SBD Dauntless с Мидуэя под командованием Лофтона Р. Хендерсона атаковали Хирю около 07:55. безрезультатно [ 60 ] Пять Зеро были запущены в 08:15, и три перехватили дюжину базирующихся на Мидуэе армии США, самолетов B-17 Flying Fortress пытавшихся бомбить три других авианосца с высоты 20 000 футов (6 100 м), но тяжелым бомбардировщикам был нанесен лишь ограниченный ущерб. хотя все их атаки промахнулись. Примерно в это же время к CAP присоединились пять D3A. Еще одна тройка Зеро была запущена в 08:30. Кага начала высадку возвращающегося ударного отряда Мидуэя на борт около 08:35 и закончила к 08:50; один пилот Зеро погиб после аварийной посадки своего самолета. [ 61 ]
Пять Зеро, запущенных в 08:15, были подняты на борт в 09:10 и заменены еще шестью Зеро, запущенными в 09:20. В 09:22 они перехватили первый атаковавший авианосец США, «Девастатор» торпедоносцы-бомбардировщики VT-8 с американского авианосца « Хорнет» , и сбили все 15, оставив в живых только одного, Джорджа Х. Гей-младшего . вода. Вскоре после этого были замечены 14 «Девастаторов» VT-6 американского авианосца «Энтерпрайз » под руководством Юджина Э. Линдси . Они попытались зажать Кагу , но CAP, усиленный еще шестью Зеро, запущенными Кагой в 10:00, сбил все «Девастаторы», кроме четырех, и авианосец увернулся от торпед. [ 62 ]
Вскоре после атаки торпедоносцев американские пикирующие бомбардировщики почти незамеченными пролетели над японскими авианосцами и начали пикирование. В 10:22 25 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless с «Энтерпрайза» под командованием К. Уэйда МакКласки поразили Кагу одной 1000-фунтовой (450-кг) бомбой и как минимум тремя 500-фунтовыми (230-кг) бомбами. Первая упала возле ее заднего лифта и подожгла спальные отсеки, а следующая бомба попала в носовой лифт и проникла в верхний ангар, вызвав взрывы и пожары среди вооруженных и заправленных топливом самолетов на ее ангарной палубе. Третья бомба взорвалась прямо на острове, разрушив мост, убив Окаду и большую часть его командного состава. 1000-фунтовая бомба попала в мидель корабля, пробила кабину экипажа и взорвалась в верхнем ангаре. корабля В результате взрывов были повреждены газопроводы , повреждены пожарные магистрали левого и правого борта, а также аварийный генератор, питающий пожарные насосы, а также выведена из строя углекислым газом . система пожаротушения [ 63 ] Подпитываемый бензином, льющимся на ангарную палубу, пожар привел к детонации 80 000 фунтов (36 000 кг) бомб и торпед, разбросанных по ангарной палубе, в результате серии катастрофических множественных топливно-воздушных взрывов, которые взорвали стены ангара. [ 64 ] Почти в то же время пикирующие бомбардировщики нанесли удар по Акаги и Сорю и нанесли им смертельные повреждения . [ 65 ] [ Примечание 11 ]
Не сумев сдержать огонь, выжившие с «Каги » были сняты эсминцами «Хагикадзе» и «Маикадзэ» между 14:00 и 17:00. [ Примечание 12 ] Около 19:25 он был затоплен двумя торпедами Хагикадзе и затонул кормой вперед на позиции. 30 ° 23' с.ш. 179 ° 17' з.д. / 30,383 ° с.ш. 179,283 ° з.д. . [ 66 ] Уорент-офицер Такеши Маэда, раненый член экипажа Kaga B5N, спасенный Хагикадзе , описал сцену: «Мой товарищ отнес меня на палубу, чтобы я мог увидеть последние мгновения нашего любимого авианосца, который был рядом. Хотя мне было больно слезы потекли по моим щекам, и все вокруг плакали, это было очень печальное зрелище». [ 67 ]
В экипаже авианосца погибло 811 человек, в основном среди авиамехаников и оружейников, находившихся на ангарных палубах, и корабельных инженеров, многие из которых оказались в ловушке внизу, в котельном и машинном отделениях, из-за неконтролируемых пожаров, бушующих на палубах над ними. Двадцать один авиатор корабля погиб. [ 68 ] [ Примечание 13 ] Каги Выжившие члены экипажа были помещены без связи с внешним миром на авиабазу на Кюсю в течение одного-двух месяцев после возвращения в Японию, чтобы скрыть от японской общественности информацию о поражении на Мидуэе. [ 69 ] Многих из выживших затем перевели обратно в передовые части, не разрешив им связаться с семьей. Некоторые из пострадавших почти год находились на карантине в больницах. [ 70 ] Это была самая высокая потеря среди всех японских авианосцев, потерянных в Мидуэе.
Потеря Каги и трех других авианосцев IJN в Мидуэе ( Хирю также был потоплен во время боя) с их самолетами и пилотами-ветеранами стала решающим стратегическим поражением Японии и внесла значительный вклад в окончательное поражение Японии в войне. [ 71 ]
Обследование затонувших кораблей
[ редактировать ]В мае 1999 года корпорация Nauticos в сотрудничестве с ВМС США обнаружила обломки Каги . [ 72 ] Они использовали исследовательское судно Melville во время обследования района учений флота с помощью недавно модифицированной системы акустического изображения SEAMAP ВМС США. Последующий поиск, проведенный USNS Sumner в сентябре 1999 года, обнаружил обломки и сфотографировал их. [ 73 ] Обломки включали в себя секцию переборки ангара длиной 50 футов (15 м), две 25-мм зенитные артиллерийские установки и посадочную фару. Артефакты находились на глубине 17 000 футов (5 200 м). [ 74 ]
18 октября 2019 года затонувший «Кага» был обнаружен директором подводных операций Vulcan Inc. Робом Крафтом, Дэвидом В. Журданом и историком Командования военно-морской истории и наследия Фрэнком Томпсоном на борту научно-исследовательского корабля « Буревестник » . Он сидит вертикально на глубине около 18 000 футов (5,4 км), закопанный до уровня проводов размагничивания на морском дне, а большая часть его надстройки и кабины экипажа отсутствует. Место крушения окружено большим полем обломков и густо заселено морской растительностью. [ 75 ] обломки «Акаги» . Два дня спустя тот же экипаж обнаружил [ 76 ] Более обширное исследование затонувшего корабля было проведено электромобилем « Наутилус» в сентябре 2023 года. [ 77 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хата, с. 24, первоначальный состав авианосца включает 12 истребителей Тип 3 (плюс три запасных в ящиках), шесть самолетов-разведчиков (с двумя запасными) и 18 бомбардировщиков-торпедоносцев (шесть запасных).
- ↑ ВМС США сделали то же самое, установив на свои «Лексингтон» авианосцы класса четыре спаренные 8-дюймовые (203-мм) артиллерийские башни . См. Гардинер и Грей, с. 110.
- ^ Хата, с. 27, состав самолетов Каги после капитального ремонта включает 12 истребителей с четырьмя запасными , 18 пикирующих бомбардировщиков с шестью запасными и 48 торпедоносцев с 16 запасными.
- ↑ По словам Паршалла и Талли, стр. 86–87, японцы обычно не запускали все свои авианосные группы в единую массированную атаку. Вместо этого каждый авианосец нанесет «палубный удар» по всем своим самолетам, которые можно будет заметить одновременно на каждой кабине экипажа. Последующие волны атак состояли из очередной палубы самолетов. Таким образом, воздушные атаки 1-го воздушного флота часто состояли как минимум из двух массированных волн самолетов. Питти (стр. 152) и Джисабуро Одзава (Гольдштейн, стр. 78–80) подчеркивают, что Первый воздушный флот не был основной стратегической ударной силой IJN. IJN по-прежнему считал Первый воздушный флот неотъемлемым компонентом решающей боевой группы Объединенного флота, сосредоточенной на линкорах.
- ^ Отчетные имена союзников для этих самолетов были «Зик», «Кейт» и «Вэл» соответственно.
- ↑ Четырнадцать B5N первой волны несли бомбы, а остальные 12 торпед. Выполнение 15-го бомбардировочного B5N вылетело из-за неисправности двигателя. Пять самолетов-торпедоносцев и два «Зеро» были потеряны в первой волне, а два «Зеро» и шесть пикирующих бомбардировщиков — во второй волне (Вернет, стр. 111).
- ↑ Такеши Маэда, член экипажа B5N на Каге , утверждает, что авианосец приземлился в Старинг Бэй в марте, а не в Палау в феврале. Расхождение в источниках не поясняется. (Вернет, стр. 116)
- ↑ Пока Кага находился в сухом доке 18 апреля, 12 Зеро из авиагруппы авианосца, базирующейся на аэродроме Кисарадзу, участвовали в неудавшейся контратаке против американских авианосцев, запустивших рейдовые бомбардировщики «Дулиттл» . Атаковая группа, включающая 29 сухопутных бомбардировщиков и 12 «Зеро» из 26-й воздушной флотилии в дополнение к истребителям «Кага» , пролетела на восток 600 морских миль (1100 км; 690 миль), прежде чем повернуть обратно, поскольку не смогла обнаружить американские авианосцы, которые уже покинул этот район (Хата, стр. 148). После рейда в Индийском океане «Кага» использовался для ограниченной подготовки к воздушным операциям всеми авиационными частями Первого воздушного флота в мае, поскольку другие авианосцы находились на верфи для переоборудования. (Паршалл и Талли, стр. 88)
- ↑ Девять Зеро предназначались для размещения на Мидуэе после вторжения и принадлежали 6-й авиагруппе. Два D3A находились в ящиках и были либо заменой Сорю, либо также членами 6-й авиагруппы. (Паршалл и Талли, стр. 451)
- ^ Всего двадцать пять самолетов США были потеряны над Мидуэем во время воздушного налета. (Уиллмотт, стр. 380)
- ^ Военный корабль США «Наутилус» выпустил по авианосцу четыре торпеды; одна дала осечку, двое других промахнулись, а один попал в горящую Кагу около 14:05, но это была неудача . (Паршалл и Талли, стр. 302–303) Торпеда раскололась надвое, и боеголовка затонула. Плавающая половина позже использовалась в качестве спасательного круга несколькими выжившими из Каги . (Уиллмотт, стр. 427)
- ↑ Паршалл и Талли (стр. 337) утверждают, что два эсминца спасли более 700 членов экипажа авианосца. Поскольку, как сообщается, на авианосце было 1708 человек (Паршалл и Талли, стр. 467), выживших должно было быть около 900 человек, но расхождение в цифрах не объясняется источниками.
- ^ Питти, с. В документе № 338 говорится, что восемь летчиков Кага погибли в воздухе и 13 погибли на борту корабля. Из 15 Kaga CAP Zeros, находившихся в воздухе на момент поражения авианосца, пять были уничтожены в воздушном бою, а остальные были возвращены Хирю . Двое впоследствии участвовали во втором авиаударе Хирю по Йорктауну, а четыре других увеличили CAP оставшегося авианосца. Все 10 пилотов выжили (Паршалл и Талли, стр. 502–503; Лундстрем, стр. 351, 414).
Сноски
[ редактировать ]- ^ Паршалл и Талли, с. 535
- ^ Морской
- ^ Гардинер и Грей, с. 232; Йентшура, с. 35
- ^ Длиннее, стр. 128.
- ^ Перейти обратно: а б с Длиннее, стр. 129.
- ^ Дженчура, с. 42
- ^ Браун, с. 2
- ^ Питти, с. 231
- ^ Длиннее, стр. 130, 134.
- ^ Длиннее, стр. 130, 136.
- ^ Питти, стр. 54–55.
- ^ Перейти обратно: а б Ирландия, стр. 102–103.
- ^ Перейти обратно: а б с д Длиннее, стр. 134.
- ^ Кэмпбелл, с. 187
- ^ Питти, стр. 53, 55.
- ^ Длиннее, стр. 131.
- ^ Кэмпбелл, с. 194
- ^ Паршалл и Талли, стр. 140, 467.
- ^ Перейти обратно: а б с Даже, с. 24
- ^ Перейти обратно: а б с Длиннее, стр. 172.
- ^ Питти, с. 37
- ^ Питти, стр. 50–51.
- ^ Питти, стр. 72–76, 152; Тем не менее, п. 13; Гольдштейн ( Дзисабуро Одзава ), стр. 76–78
- ^ Питти, стр. 55–56.
- ^ Питти, с. 56
- ^ Перейти обратно: а б Длиннее, стр. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Паршалл и Талли, с. 467
- ^ Кэмпбелл, стр. 192–193.
- ^ Кэмпбелл, с. 200
- ^ Питти, стр. 65, 70, 159; Стилле, стр. 15–16; Уиллмотт, с. 415; Паршалл и Талли, с. 245
- ^ Даже, стр. 24–25
- ^ Питти, стр. 103–104.
- ^ Даже, с. 25
- ^ Чунг, с. 15
- ^ Даже, стр. 25–26
- ^ Ховарт, с. 213
- ^ Густавссон, Хаканс. «Китайские асы-бипланы-истребители – Лу Цзи-Чунь» . Асы-истребители-бипланы – Китай . Проверено 24 ноября 2020 г.
7 сентября три истребителя Тип 96 (А5М) под командованием лейтенанта Игараси сопровождали шесть авианосных бомбардировщиков Тип 96 (D1A2) с Каги... они были перехвачены группой из трех самолетов Curtiss Hawk III под командованием лейтенанта Лу Цзи- Чун, лейтенант Лай Мин-Тан и Чжоу Гэн-Сюй возле Тай Ху. Лу и Чжоу атаковали бомбардировщики и забрали по одному... затем они были атакованы A5M и сцепились с ними в течение получаса, прежде чем все разбились... в то время как Игараси заявил, что "три Хоука", а PO1c Ханда заявил об одном, ни один из них китайские истребители фактически были потеряны в этом бою.
- ^ Перейти обратно: а б Даже, с. 26
- ^ Хата, стр. 26–27; Вернет, с. 160; Толанд, с. 49
- ^ Густавссон, Хокан. «Лейтенант (младший разряд) Хацу-о Хидака» . Асы-истребители-бипланы времен Второй мировой войны . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Чунг, с. 65
- ^ Даже, стр. 28, 322, 346, 353, 361, 366, 368
- ^ Толанд, с. 49
- ^ Даже, с. 27
- ^ Паршалл и Талли, стр. 82, 86, 137–138 и 416; Питти, стр. 124–125, 147–153; Талли; Стилле, стр. 13–14.
- ^ Питти, с. 159
- ^ Паршалл и Талли, стр. 85 и 136–145; Питти, стр. 155–159; Стилле, стр. 14–15, 50–51.
- ^ Перейти обратно: а б с Талли
- ^ Зима, стр. 153.
- ^ Длиннее, стр. 174; Тихо, стр. 19; Вернет, стр. 111; Эванс и Фучида, стр. 54.
- ^ Длиннее, стр. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Даже, с. 28
- ^ Лонгерер, стр. 175–176; Вернет, стр. 140.
- ^ Лонгерер, стр. 176–177, 305–307; Талли; Вернет, стр. 140; Джилл, стр. 590.
- ^ Тихо, стр. 22.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 450–451.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 126, 515; Эванс и Фучида, с. 138; Лундстрем, стр. 330–331.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 151, 154; Стилле, с. 59
- ^ Паршалл и Талли, стр. 156–159, 508.
- ^ Паршалл и Талли, с. 180
- ^ Паршалл и Талли, стр. 196, 199.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 213–214; Стилле, с. 62
- ^ Паршалл и Талли, стр. 228, 234–236, 248–250; Стилле, стр. 62–63.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 255–256; Уиллмотт, стр. 426–427.
- ^ Тихо, стр. 63.
- ^ Паршалл и Талли, с. 338; Талли; Вернет, с. 142
- ^ Вернет, с. 121
- ^ Паршалл и Талли, с. 476
- ^ Вернет, с. 156
- ^ Паршалл и Талли, стр. 386–387.
- ^ Фучида и Окумия, стр. 231.
- ^ «Анализ идентификации обломков авианосца IJN» . Корпорация Наутикос. Архивировано из оригинала 5 марта 2011 года . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «Военно-морской флот и промышленность сотрудничают в поисках исторических находок» . Корпорация Наутикос. 20 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2010 г. Проверено 21 мая 2010 г.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 491–493.
- ^ Шарман, Джон (18 октября 2019 г.). «Глубоководные исследователи обнаружили обломки японского авианосца времен Второй мировой войны, затонувшего в решающей битве за Мидуэй» . Независимый . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Бомонт, Питер (21 октября 2019 г.). « В Тихом океане обнаружены «унизительные» обломки японских кораблей битвы за Мидуэй» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 21 октября 2019 г.
- ↑ Руссель, Кристина, « Подводное видео потерянных авианосцев времен Второй мировой войны дает новые подсказки об их драматических последних моментах », Fox News , 7 октября 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1977). Авианосцы . Нью-Йорк: Издательская компания Arco. ISBN 0-668-04164-1 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Чунг, Раймонд; Дэйви, Крис (2015). Асы ВВС Китайской Республики . Самолет асов. Том. 126. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-0561-4 .
- Крессман, Роберт Дж.; Стив Юинг; Барретт Тиллман ; Марк Хоран; Кларк Г. Рейнольдс ; Стэн Коэн (1990). Славная страница нашей истории: битва за Мидуэй 4–6 июня 1942 года . Миссула, Монтана: Издательство Pictorial Histories Publishing Company, Inc. ISBN 978-0-929521-40-4 .
- Фучида, Мицуо (1986). Эванс, Дэвид С. (ред.). Японский флот во Второй мировой войне: словами бывших японских военно-морских офицеров (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-316-4 .
- Фучида, Мицуо ; Масатаке Окумия (1955). Мидуэй: битва, которая обрекла Японию, История японского флота . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. OCLC 607018642 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). Том I - Королевский флот Австралии, 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг ., Серия 2: Военно-морской флот (1-е изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал . Архивировано из оригинала 25 мая 2009 года.
- Гольдштейн, Дональд М.; Диллон, Кэтрин В., ред. (2004). Документы Тихоокеанской войны: японские документы Второй мировой войны . Даллес , Вирджиния: Потомакские книги. ISBN 1-57488-632-0 .
- Хата, Икухико ; Идзава, Ясухо (1989) [1975]. Японские военно-морские асы и истребительные подразделения во Второй мировой войне . Перевод Дона Сирила Горэма. Аннаполис , Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-315-6 .
- Ховарт, Стивен (1983). Боевые корабли восходящего солнца: драма Императорского флота Японии 1895–1945 гг . Фэрфилд, Пенсильвания: Fairfield Graphics. ISBN 0-689-11402-8 .
- Ирландия, Бернард (2007). Авианосцы мира . Лондон: Саутуотер. ISBN 978-1-84476-363-4 .
- Йентшура, Хансгеорг; Янг, Дитер; Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис , Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Ленгерер, Ганс (1982). «Акаги и Кага». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль VI . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-87021-981-2 .
- Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-189-7 .
- Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2005). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Даллес, Вирджиния: Потомакские книги. ISBN 1-57488-923-0 .
- Питти, Марк (2001). Санберст: рост японской военно-морской авиации 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-432-6 .
- Сакаида, Генри (2002). Асы восходящего солнца, 1937–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-618-6 .
- Стилле, Марк (2007). USN Carriers против IJN Carriers: Тихий океан, 1942 год . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-248-6 .
- Толанд, Джон (2003) [1970]. Восходящее солнце: упадок и падение Японской империи, 1936–1945 гг . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 0-8129-6858-1 .
- Талли, Энтони П. (2000). «IJN Kaga: Табличный отчет о движении » Кидо Бутай Сайт Combinedfleet.com . Получено 15 июня.
- ООО «Наутикос» (1999 г.). «Анализ идентификации обломков авианосца IJN» . nauticos.com. Архивировано из оригинала 17 августа 2013 года . Проверено 6 июня 2013 г.
- Вернет, Рон (2008). За пределами Перл-Харбора: нерассказанные истории японских военно-морских летчиков . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера. ISBN 978-0-7643-2932-6 .
- Уиллмотт, HP (1983). Барьер и копье: стратегии Японии и союзников на Тихом океане, февраль-июнь 1942 года . Аннаполис , Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-949-1 .
- Зимм, Алан Д. (2011). Нападение на Перл-Харбор: стратегия, бой, мифы, обманы . Хавертаун, Пенсильвания: Издательство Casemate. ISBN 978-1-61200-010-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стоит, Ричард. (2010). «Вопрос 13/46: Катапульты на японских авианосцах времен Второй мировой войны». Военный корабль Интернешнл . XLVII (2): 102–03. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Из базы данных Второй мировой войны
- Линкоры типа Тоса
- Корабли постройки Kawasaki Heavy Industries
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Йокосука
- корабли 1921 года
- Авианосцы Императорского флота Японии
- Военно-морские корабли Японии во время Второй китайско-японской войны
- Авианосцы Японии времен Второй мировой войны
- Нападение на Перл-Харбор
- Корабли битвы за Мидуэй
- Авианосец горит
- Затопленные суда
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в июне 1942 г.
- Археологические открытия 1999 г.
- Археологические открытия 2019 года
- Открытия кораблекрушения Пола Аллена