HMAS Куттабул (корабль)
![]() Куттабул в том виде, в каком он построен. 1922 год
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Куттабул |
Тезка | Слово аборигенов, означающее чудесный |
Владелец | Сидней Феррис Лимитед |
Порт приписки | Сидней |
Маршрут | Круговая набережная - Милсонс-Пойнт |
Строитель | Верфь и машиностроительный завод на острове Уолш , Ньюкасл |
Номер двора | 54 |
В эксплуатации | 1922 |
Не работает | 1940 |
![]() | |
Имя | HMAS Куттабул |
Владелец | Королевский флот Австралии |
Приобретенный | 7 ноября 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 26 февраля 1941 г. |
Идентификация | Артикул 150185 |
Судьба | Потоплен 1 июня 1942 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Портовый паром |
Тоннаж | 447 брт |
Длина | 183 футов (56 м) |
Луч | 36,9 футов (11,2 м) |
Емкость | 2,250 |
HMAS Kuttabul , ранее SS Kuttabul — Королевского военно-морского флота Австралии корабль-база , переоборудованный из парома Sydney Ferries Limited .
«Куттабул» и его однотипный корабль «Кумпарту » были крупнейшими и последними паромами класса К. построенными У Куттабула была самая высокая пассажировместимость среди всех паромов в гавани Сиднея, и он был заказан для многолюдного маршрута от Милсонс-Пойнт до Круговой набережной .
Во время нападения японской сверхмалой подводной лодки на гавань Сиднея 31 мая 1942 года «Куттабул» был потоплен, на борту находился 21 военнослужащий.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]
Чтобы обслужить быстрорастущий рост населения на Северном берегу до строительства моста, компания Sydney Ferries Limited заказала самые большие и последние « К-класса паромы ». Это были Kuttabul и Koompartoo , паромные паромы, построенные в 1922 году на верфи и машиностроительном заводе острова Уолш в Ньюкасле . По размеру они были похожи на паромы Мэнли, они имели грузоподъемность 448 брутто и 201 регистровую тонну нетто (1269 и 569 м³), длину 183 фута (56 м) и ширину 36 футов (11 м). Это были самые большие паромы, когда-либо работавшие на паромных маршрутах внутренней гавани, хотя у Куттабула была большая пассажировместимость (2250 человек), чем у Кумпарту (2089 человек). Их пассажировместимость была самой большой из когда-либо существовавших паромов в гавани Сиднея, превосходя даже самые большие паромы Мэнли на 500 пассажиров, и это рекорд, который не был побит ни одним последующим паромом.
Оба парома имели стальную конструкцию с деревянной надстройкой. [ 1 ] Оба судна имели 18 водонепроницаемых отсеков, считались непотопляемыми и поэтому не требовали наличия на борту спасательного оборудования. [ 2 ] [ 3 ]
Паромы из Сиднея
[ редактировать ]
Куттабул и Кумпарту были заказаны специально для короткого пригородного сообщения для тяжелых грузов через гавань между Серкулар-Куэй и Милсонс-Пойнт , маршрута, который примерно совпадал с местоположением ожидаемого строительства моста Харбор-Бридж в Сиднее . До открытия моста паромы в часы пик отправлялись по обе стороны гавани со скоростью одно полностью загруженное судно каждые шесть минут. Поддержкой больших близнецов со стальным корпусом обычно были деревянные «К-класса» Курамия (1914 г.), Кай Кай и Кулгоа . [ 4 ]
С открытием моста Харбор-Бридж в Сиднее в 1932 году этот маршрут стал ненужным. Куттабул и Кумпарту считались слишком большими для использования на других маршрутах, и их поставили на прикол, но позже они были доступны для туристических круизов в гавани. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] Пристань Милсонс-Пойнт, используемая этими паромами, теперь является частью Луна-парка . [ 7 ]
Королевский флот Австралии и тонущий
[ редактировать ]
После начала Второй мировой войны Куттабул был реквизирован Королевским флотом Австралии 7 ноября 1940 года и пришвартован на военно-морской базе Гарден-Айленд, чтобы предоставить жилье военно-морскому персоналу союзников, пока они ожидали перевода на свои корабли. [ 8 ] [ 5 ]
В ночь с 31 мая на 1 июня 1942 года три -хётэки» сверхмалые подводные лодки Императорского флота Японии класса « Ко вошли в гавань Сиднея с намерением атаковать военные корабли союзников . По официальной версии, только одна из подводных лодок, получившая обозначение М-24 , смогла запустить торпеды, но обе не достигли намеченной цели: тяжелого крейсера USS Chicago . [ 5 ] Торпеды, выпущенные около 00:30, продолжили путь к острову Гарден: одна безвредно села на мель, а другая попала в волнорез, у которого были пришвартованы «Куттабул» и голландская подводная лодка K-IX . [ 9 ] [ 10 ]
В результате нападения погибли 19 Королевских военно-морских сил Австралии и два моряка Королевского флота, спящие на борту парома, а еще 10 были ранены. [ 11 ] На поиск тел погибших моряков ушло несколько дней, церемония захоронения состоялась 3 июня. [ 12 ] Одна из рулевых рубок парома была утилизирована и использована в качестве гауптвахты военно-морской полиции на военно-морской базе Гарден-Айленд; [ нужна ссылка ] база была введена в эксплуатацию 1 января 1943 года как каменный фрегат HMAS Kuttabul в память о пароме и погибших. [ 11 ] Позднее рулевая рубка перешла во владение Австралийского военного мемориала и выставлена рядом с композитной подводной лодкой, построенной из обломков двух японских сверхмалых подводных лодок. [ 13 ]
Хронологическая галерея
[ редактировать ]-
В своей оригинальной ливрее из лакированного дерева, серого корпуса, черной воронки и белой отделки.
-
В качестве экскурсионного катера в 1937 году после того, как в 1932 году его сняли с регулярного паромного сообщения.
-
В своих новых цветах после Сиднейского моста Харбор-Бридж, 1930-е годы.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Прескотт, Энтони (1984). Сиднейский паромный флот . Рональд Х. Парсонс. ISBN 0-909418-30-6 .
- ^ « Куттабул. Новый пароход » . Сидней Морнинг Геральд . Август 1922 года . Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Паромы SS Kuttabul из Сиднея
- ^ Эндрюс, Грэм (1994). Паромы Сиднея (Третье изд.). Сидней: Издательство Оксфордского университета / Издательство Сиднейского университета. стр. 87–89. ISBN 0-424-00202-7 .
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, Battle Surface , с. 215
- ^ Справочник улиц Грегори в Сиднее и пригородах , с. 214
- ^ Эндрюс, Грэм (1975). Паромы Сиднея . АХ и А.В. Рид. ISBN 0589071726 .
- ^ HMAS Kuttabul Королевский флот Австралии
- ^ Дженкинс, Battle Surface , стр. 213–5.
- ^ Гроуз, Очень грубое пробуждение , с. 139
- ^ Jump up to: а б Эльбурн, чудесный Куттабул
- ^ Каррутерс, Японские подводные рейдеры 1942 , с. 151
- ^ Гроуз, Очень грубое пробуждение , стр. 253–5.
Ссылки
[ редактировать ]- Каррутерс, Стивен (2006) [1982]. Японские подводные рейдеры 1942: морская тайна (пересмотренная ред.). Наррабин: Публикации Каспера. ISBN 0-9775063-0-4 .
- Эльбурн, Шон (зима 2006 г.). «Чудесный Куттабул – долгая история службы» (PDF) . Морской разговор (зима 2006 г.) . Королевский флот Австралии. стр. 11–19. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2009 года . Проверено 7 сентября 2008 г.
- Справочник улиц Грегори в Сиднее и пригородах (1-е (переиздание) изд.). 2006 [1934].
- Гроуз, Питер (2007). Очень грубое пробуждение . Воронье гнездо: Аллен и Анвин. ISBN 978-1-74175-219-9 .
- Дженкинс, Дэвид (1992). Боевая поверхность! Подводная война Японии против Австралии 1942–44 . Милсонс-Пойнт: Random House Australia. ISBN 0-09-182638-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Куттабулом, на Викискладе?
- Вспомогательные корабли Королевского флота Австралии
- Паромы Нового Южного Уэльса
- Паромный транспорт в Сиднее
- Железные и стальные пароходы Австралии
- Морские инциденты в июне 1942 г.
- Корабли, построенные в Новом Южном Уэльсе
- Корабли, потопленные японскими подводными лодками
- Кораблекрушения в районе восточного пригорода Сиднея
- корабли 1922 года
- 1942 год в Австралии
- Сиднейские паромы класса K