HMSAS Парктаун (T39)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Южное небо [ 1 ] |
Владелец | Южная китобойная и тюленичная компания, Лондон |
Строитель | Smiths Dock & Co Ltd, Мидлсбро |
Запущен | 1929 |
Порт приписки | Кейптаун |
Судьба | Продан в 1936 году. |
![]() | |
Имя | Сидни Смит [ 1 ] |
Владелец | Union Sealing and Whaling Company, Дурбан |
Порт приписки | Дурбан, Южная Африка |
Судьба | Реквизирован 8 августа 1940 г. |
![]() | |
Имя | HMSAS Парктаун [ 1 ] |
Тезка | Парктаун, Йоханнесбург , Южная Африка |
Владелец | Южноафриканские военно-морские силы |
Порт приписки | Саймонс-Таун |
Идентификация | Номер вымпела : T39 [ 2 ] |
Почести и награды |
|
Судьба | Потоплен немецкими катерами у Тобрука 21 июня 1942 года. |
Общие характеристики | |
Тип | Китобойный тральщик [ 1 ] |
Смещение | 250 тонн стандарт |
Длина | 35,36 м (116,0 футов) |
Луч | 7,38 м (24,2 фута) |
Черновик | 3,87 м (12,7 футов) |
Движение | Один угольный 3-цилиндровый поршневой двигатель тройного расширения. |
Скорость | максимум 12 узлов |
Вооружение |
|
HMSAS Parktown — минный китобойный тральщик ВМС ЮАР, затонувший во время Второй мировой войны. Он был построен как китобойное судно Southern Sky для Южной китобойной и тюленьей компании в 1929 году и продан в 1936 году Union Whaling Company, получив новое имя Sidney Smith . Он был реквизирован 8 августа 1940 года как HMSAS Parktown и переоборудован для траления магнитных мин. Она прибыла в Тобрук 10 июня 1942 года как раз вовремя, чтобы принять участие в эвакуации союзных войск. Он был последним кораблем, покинувшим гавань Тобрука до его капитуляции перед немецкими войсками 20 июня 1942 года. [ 1 ] Парктаун погрузил на борт 60 военнослужащих и взял на буксир за пределами гавани. Ее пониженная скорость привела к тому, что на нее напали немецкие электронные лодки , скорее всего, немецкие электронные лодки из Дерны . Стрельба с моторных лодок разрушила мост, разрушила котел, убила или ранила половину людей на борту и привела к взрыву бортовых боеприпасов, в результате чего она наконец перестала двигаться и подожгла корабль. Наконец, вечером 21 июня 1942 года он был потоплен МТБ союзников , прибывшим забрать выживших. [ 1 ]
Гражданская карьера
[ редактировать ]Лондонская компания Southern Whaling and Sealing Company заказала закладку двух дополнительных кораблей для своих операций в Южной Африке в 1929 году. Заказ был размещен у Smiths Dock Company в Мидлсбро и предназначался для двух китобойных судов, которые будут называться Southern Sun и Southern Sky. оба из которых должны быть зарегистрированы в Кейптауне . Корабли были заложены и спущены на воду в 1929 году. В 1936 году оба корабля были куплены Union Whaling Company и зарегистрированы в Дурбане как Albert Hulett и Sidney Smith соответственно. Оба корабля использовались для китобойного промысла в Южном океане и Антарктике до 1940 года. [ 1 ]
После начала Второй мировой войны перед Военно-морской службой ЮАР была поставлена задача обеспечить свободный доступ к основным портам Южной Африки. [ Примечание 4 ] для кораблей союзников, проходящих через мыс. Отсутствие военно-морских тральщиков привело к программе реквизиции гражданских кораблей и переоборудования их для этой роли. Альберт Хьюлетт и Сидни Смит были реквизированы 8 августа 1940 года, при этом Альберт Хьюлетт был переименован в HMSAS Langlaagte , а Сидни Смит - в HMSAS Parktown в честь пригорода Йоханнесбурга Парктаун . [ 1 ]
Военно-морская служба
[ редактировать ]Переоборудование и первоначальное обслуживание
[ редактировать ]И Ланглаагте , и Парктаун оказались в очень плохом состоянии после длительного использования в Южном океане и длительного отсутствия надлежащих средств технического обслуживания, и поэтому были непригодны для переоборудования в обычные тральщики. Было решено переоборудовать их в магнитные тральщики, используя магнитный трал LL, представляющий собой систему из двух плавучих тросов, снабженных на концах электродами и питаемых от генератора мощностью 35 кВт, пульсирующего 3000 ампер в течение 5 секунд в минуту. Преобразование было завершено в Кейптауне в феврале 1941 года. [ 1 ] Парктаун отплыл в компании с Ланглаагте из Кейптауна в Средиземное море в апреле 1942 года, чтобы присоединиться к 167-й тральной группе, работавшей из Александрии, Египет. [ 1 ]
Средиземноморский
[ редактировать ]10 июня 1942 года «Парктаун» прибыл в Тобрук гавань из Александрии для выполнения работ по магнитному тралению. Во время перехода она спасла выживших с двух кораблей союзников, торпедированных у Мерса-Матруха . [ 1 ] В течение десяти дней она продолжала траление мин у гавани, в то время как 8-я армия была отброшена наступающими немецкими и итальянскими войсками.
Затопление Тобрука
[ редактировать ]20 июня 1942 года генерала Роммеля Немецко-итальянская танковая армия атаковала гарнизон Тобрука с юга и юго-востока. К 18:00 немецкие и итальянские войска прорвали основные линии обороны и приближались к гавани, и всем кораблям союзников было приказано погрузить персонал для эвакуации. [ 3 ]

К 19:00 немецкие танки и бронемашины вошли в город и начали обстреливать корабли в гавани. HMSAS Bever получила прямое попадание при отчаливании, а когда Парктаун покинула причал, она подверглась огню из стрелкового оружия со стороны немецкой пехоты на пристани. Она также пострадала от обстрела приближающегося танка. [ 3 ] Под прикрытием дымовой завесы, поставленной торпедным катером, но продолжая подвергаться артиллерийскому обстрелу из города, два корабля вышли из гавани в открытое море. Ночью Парктаун и Бевер разошлись. [ Примечание 5 ] Парктаун взял на буксир небольшой буксир с эвакуированными солдатами и замедлился до скорости 5 узлов (9,3 км/ч). Ночью [ 3 ] 21 июня в 06:45 экипаж « Парктауна » заметил, по их мнению, итальянский торпедный катер «MAS» , который был направлен на тихоходное судно немецким самолетом-разведчиком. Согласно немецким сообщениям, Парктаун фактически был атакован флотилией немецких катеров, базировавшейся в Дерне. [ 4 ] [ 5 ] В течение 30 минут еще несколько миноносцев приблизились и открыли огонь. Защищаясь с помощью единственного «Эрликона» и зенитных пулеметов, Парктаун превосходил по численности и вооружению корабли оси. Прямое попадание в мостик привело к гибели капитана лейтенанта (SAN) Лесли Джона Джаггера, а также рулевого. В течение 15 минут «Парктаун» стоял на месте с пробоиной в котле, половиной экипажа и эвакуированными солдатами в качестве раненых, без боеприпасов и с горящей верхней палубой. [ 3 ]
Оставшийся экипаж и солдаты покинули корабль и цеплялись за поплавки . [ 6 ] В это время самолет отогнал вражеские корабли. Буксир, который находился на буксире, не был задействован электронными катерами, и ему удалось спасти некоторых выживших, а некоторые из оставшихся в живых были спасены моторным торпедным катером союзников (MTB), который обнаружил их недалеко от горящего тральщика. [ 3 ] Затем MTB потопил горящие обломки Парктауна глубинными бомбами, а вечером того же дня вернулся в Мерса-Матрух . [ 1 ]
Отчеты о последних часах Парктауна различаются :
- Орпен утверждает, что итальянские корабли были отогнаны южноафриканским самолетом. Он также сообщает, что в бою участвовали четыре итальянских торпедных катера. [ 3 ]
- Дю Туа утверждает, что в инциденте участвовало шесть итальянских торпедных катеров и что на самом деле это был немецкий самолет, который по ошибке атаковал итальянские корабли. [ 1 ]
- Харрис поддерживает тот факт, что там было четыре торпедных катера, и заявляет, что немецкая авиация намеренно атаковала итальянские корабли, когда они вели огонь по выжившим в воде. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Парктауна Командир лейтенант Лесли Джеймс Джаггер был посмертно упомянут в депешах за свое поведение в последние часы корабля. Это название использовалось для другого HMSAS Parktown , бывшего MV Suderoy , реквизированного у Suderoy Whaling Company 3 июля 1941 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Для операций в радиусе 1000 морских миль от побережья Южной Африки, включая Юго-Западную Африку.
- ^ Для операций на берегу, между Порт-Саидом и Бенгази.
- ^ Для операций во всем Средиземноморье западной границей является линия, соединяющая мыс Спартель и мыс Трафальгар.
- ^ Уолфиш-Бей, Салдана-Бей, Кейптаун, Порт-Элизабет, Восточный Лондон и Дурбан.
- ↑ HMSAS Bever достиг Мерса-Матруха на следующее утро (21 июня 1942 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Дю Туа, Аллан (1992). Боевые корабли ЮАР: прошлое и настоящее . Ашанти. стр. 78–81. ISBN 1-874800-50-2 .
- ^ «Номера вымпела в ВМФ СА» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 19 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Орпен, Нил (1971). Южноафриканские вооруженные силы Вторая мировая война: Том III. Война в пустыне . Пурнелл: Кейптаун. стр. 319–320.
- ^ Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945 годов: военно-морская история Второй мировой войны . Чатем, с. 174. ISBN 1-86176-257-7
- ^ «Южноафриканское военно-историческое общество» . Военно-исторический журнал – Том 9 № 1. История герба военного корабля Ф. В. Демартиниса (бывший SA 69947) .
- ^ Возраст (газета). «Последние корабли, сбежавшие» . Мельбурн, четверг, 25 июня 1942 года .
- ^ Харрис, CJ (капитан SAN) (1991). Война на море: морские операции Южной Африки во время Второй мировой войны . Ашанти: Ривония. п. 51. ИСБН 1-874800-16-2 .