Японский авианосец Сорю
![]() Сорю на испытаниях, январь 1938 г.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Рюдзё |
Преемник | Хирю |
Построен | 1934–1937 |
В комиссии | 1937–1942 |
Завершенный | 1 |
Потерянный | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | Сорю |
Тезка | Цанлун , «Синий (или зеленый) дракон» |
Строитель | Удаленный военно-морской арсенал |
Заложен | 20 ноября 1934 г. |
Запущен | 23 декабря 1935 г. |
Введен в эксплуатацию | 29 декабря 1937 г. |
пораженный | 10 августа 1942 г. |
Судьба | Затоплен во время битвы за Мидуэй , 4 июня 1942 года. |
Общие характеристики | |
Тип | Авианосец |
Смещение |
|
Длина | 227,5 м (746 футов 5 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 21,3 м (69 футов 11 дюймов) |
Черновик | 7,6 м (24 фута 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 4 паротурбинных агрегата с редуктором |
Скорость | 34 узла (63 км/ч; 39 миль в час) |
Диапазон | 7750 миль (14350 км; 8920 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 1,100 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|
Сорю ( яп . 蒼龍 , что означает « Синий (или Зеленый) Дракон») — авианосец , построенный для Императорского флота Японии (IJN) в середине 1930-х годов. Родственный корабль , Hiryū , должен был следовать за Sōryū , но конструкция Hiryū была сильно изменена , и его часто рассматривают как отдельный класс . [ Примечание 1 ] Сорю Самолеты использовались в операциях во время Второй китайско-японской войны в конце 1930-х годов и поддерживали вторжение Японии во Французский Индокитай в середине 1940 года. В первые месяцы войны на Тихом океане она принимала участие в нападении на Перл-Харбор , битве при острове Уэйк , поддержала завоевание Голландской Ост-Индии . В феврале 1942 года ее самолет бомбил Дарвин, Австралия , и она продолжала оказывать помощь в голландской Ост-Индской кампании. В апреле помогли самолеты Сорю потопить два британских тяжелых крейсера и несколько торговых судов во время рейда в Индийском океане .
После непродолжительного переоборудования Сорю и три других авианосца 1-го воздушного флота ( Кидо Бутай ) участвовали в битве за Мидуэй в июне 1942 года. После бомбардировки американских войск на атолле Мидуэй авианосцы были атакованы самолетами с острова и авианосцами «Энтерпрайз». , Хорнет и Йорктаун . Пикирующие бомбардировщики из Йорктауна покалечили Сорю и подожгли ее. Японские эсминцы спасли выживших, но корабль спасти не удалось, и его было приказано затопить , чтобы освободить сопровождающие его эсминцы для дальнейших операций. Он затонул, потеряв 711 офицеров и рядовых из 1103 человек, находившихся на борту. Потеря Сорю и трех других авианосцев IJN у Мидуэя стала решающим стратегическим поражением Японии и внесла значительный вклад в окончательную победу союзников в Тихом океане.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Сорю Императорского флота Японии был одним из двух крупных авианосцев, одобренных к строительству в рамках Дополнительной программы на 1931–32 годы (второй был ее ближайшей сестрой Хирю ). В отличие от некоторых более ранних японских авианосцев, таких как «Акаги» и «Кага» , которые представляли собой переоборудованные линейного крейсера и линкора корпуса соответственно, «Сорю» начала проектировался с самого как авианосец и учитывал уроки, извлеченные из легкого авианосца «Рюдзё ». [ 4 ]
длину 227,5 метра (746 футов 5 дюймов) Корабль имел общую , ширину 21,3 метра (69 футов 11 дюймов) и осадку 7,6 метра (24 фута 11 дюймов). Его водоизмещение 16 200 тонн (15 900 длинных тонн ) при стандартной нагрузке и 19 100 тонн (18 800 длинных тонн) при нормальной нагрузке. Ее экипаж состоял из 1100 офицеров и рядовых . [ 5 ]
Машины
[ редактировать ]
Сорю был оснащен четырьмя паровыми турбинами с зубчатой передачей общей мощностью на валу 152 000 лошадиных сил (113 000 кВт ), каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, подаваемый восемью Кампон водотрубными котлами . [ 5 ] Турбины и котлы были такими же, как и на «Могами» типа крейсерах . Мощность корабля и тонкий корпус крейсерского типа с соотношением длины к ширине 10:1 обеспечивали ему скорость 34,5 узла (63,9 км/ч; 39,7 миль в час). [ 6 ] и сделал ее самым быстрым авианосцем в мире на момент ввода в эксплуатацию. [ 7 ] Сорю перевозила 3730 метрических тонн (3670 длинных тонн) мазута , что давало ей дальность полета 7750 морских миль (14350 км; 8920 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 5 ] котла Воздухозаборники были выведены по правому борту корабля в миделе корабля и выведены наружу чуть ниже уровня кабины экипажа через две изогнутые вниз воронки . [ 8 ]
Летная палуба и ангары
[ редактировать ]
Полетная палуба авианосца длиной 216,9 метра (711 футов 7 дюймов) имела ширину 26 метров (85 футов 4 дюйма) и нависала над надстройкой с обоих концов, поддерживаемая парами колонн. [ 8 ] Сорю . Остров был построен на выступе правого борта , который выступал за борт корпуса, чтобы не вторгаться в ширину полетной палубы девять поперечных тормозных тросов На кабине экипажа были установлены , которые могли остановить самолет массой 6000 кг (13000 фунтов). Кабина экипажа находилась всего на высоте 12,8 метра (42 фута) над ватерлинией , и конструкторы корабля сохранили это расстояние на низком уровне за счет уменьшения высоты ангаров. [ 9 ] Верхний ангар имел размеры 171,3 на 18,3 метра (562 на 60 футов) и приблизительную высоту 4,6 метра (15 футов 1 дюйм); нижний был 142,3 на 18,3 метра (467 на 60 футов) и имел приблизительную высоту 4,3 метра (14 футов 1 дюйм). Вместе они имели приблизительную общую площадь 5736 квадратных метров (61742 квадратных футов). [ 8 ] Это вызвало проблемы с управлением самолетами, поскольку крылья Nakajima B5N «Kate» торпедоносца нельзя было ни разложить, ни сложить в верхнем ангаре. [ 10 ]
Самолеты перевозились между ангарами и кабиной экипажа с помощью трех лифтов : передний был расположен по центру острова, а два других - смещены по правому борту. [ 11 ] Передняя платформа имела размеры 16 на 11,5 метров (52 фута 6 дюймов × 37 футов 9 дюймов), средняя — 11,5 на 12 метров (37 футов 9 дюймов × 39 футов 4 дюйма), а задняя — 11,8 на 10 метров (38 футов 9 дюймов). дюйм × 32 фута 10 дюймов). [ 8 ] Они были способны переносить самолеты массой до 5000 кг (11000 фунтов). [ 9 ] У Сорю был запас авиационного бензина 570 000 литров (130 000 имп галлонов; 150 000 галлонов США) при запланированной вместимости самолетов в шестьдесят три плюс девять запасных. [ 11 ]
Вооружение
[ редактировать ]вооружение «Сорю » Основное зенитное (зенитное) состояло из шести спаренных артиллерийских установок, оснащенных 50- калиберными 12,7-сантиметровыми орудиями двойного назначения «Тип 89», установленными на выступающих спонсонах , по три с каждой стороны корпуса авианосца. [ 10 ] Орудия имели дальность действия 14 700 метров (16 100 ярдов) и потолок 9 440 метров (30 970 футов) при высоте +90 градусов. Их максимальная скорострельность составляла четырнадцать выстрелов в минуту, но постоянная скорострельность составляла около восьми выстрелов в минуту. [ 12 ] Корабль был оборудован двумя системами управления огнем Тип 94 для управления 12,7-сантиметровыми (5,0 дюйма) орудиями, по одному на каждый борт корабля. [ 13 ] хотя директор правого борта на острове мог управлять всеми орудиями Типа 89. [ 10 ]
Легкое зенитное вооружение корабля состояло из четырнадцати спаренных артиллерийских установок для лицензионных Hotchkiss 25-мм (1 дюйм) зенитных орудий Type 96. Три из них были расположены на платформе чуть ниже носовой части кабины экипажа. [ 10 ] Это орудие было стандартным японским легким зенитным оружием во время Второй мировой войны, но имело серьезные конструктивные недостатки, которые делали его практически неэффективным. По словам историка Марка Стилле, у оружия было много недостатков, в том числе неспособность «сражаться с высокоскоростными целями, потому что его нельзя было натренировать или поднять достаточно быстро ни рукой, ни силой, его прицелы были неадекватны для высокоскоростных целей, оно обладало чрезмерным вибрация и дульный взрыв». [ 14 ] Эти орудия имели эффективную дальность стрельбы 1500–3000 метров (1600–3300 ярдов) и потолок 5500 метров (18000 футов) при высоте +85 градусов. Эффективная скорострельность составляла всего от 110 до 120 выстрелов в минуту из-за частой замены магазинов на 15 патронов . [ 15 ] Орудиями «Тип 96» управляли пять директоров «Тип 95», по два с каждого борта и один в носовой части. [ 13 ]
Броня
[ редактировать ]Для экономии веса Сорю имел минимальную броню; ее ватерлинийный пояс толщиной 41 миллиметр (1,6 дюйма) из стали Ducol защищал только машинные отделения и магазины . Сопоставимые цифры для Хирю составляли 90 миллиметров (3,5 дюйма) над машинными отделениями, а резервуары для хранения авиационного бензина увеличивались до 150 миллиметров (5,9 дюйма) над магазинами. Сорю переборка поддерживала внутренняя противоосколочная . Ватерлинию корабля Палуба имела толщину всего 25 мм над машинными помещениями и 55 миллиметров (2,2 дюйма) над магазинами и резервуарами для хранения авиационного бензина. [ 9 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]
В соответствии с японскими соглашениями о присвоении авианосцам Сорю был назван «Синий (или Зеленый) Дракон». [ 16 ] Корабль был заложен на Военно-морском арсенале Куре 20 ноября 1934 года, спущен на воду 23 декабря 1935 года и вступил в строй 29 декабря 1937 года. [ 5 ] [ 17 ] После ввода в строй ее направили во Вторую авианосную дивизию . Первоначально предполагалось, что ее авиагруппа будет состоять из восемнадцати Mitsubishi A5M («Клод») истребителей -монопланов , двадцати семи пикирующих бомбардировщиков Aichi D1A2 («Сьюзи») Тип 96 и двенадцати Yokosuka B4Y («Жан») Тип 96 торпедоносцев , но A5M были в дефиците, и вместо них были выпущены бипланы Nakajima A4N1 . 25 апреля 1938 года девять A4N, восемнадцать D1A2 и девять B4Y были переброшены в Нанкин для поддержки сил, наступающих вверх по реке Янцзы . Авиагруппа продвигалась вперед, ведя успешное японское наступление, несмотря на оборону китайских ВВС и советской добровольческой группы ; его перевели в Уху в начале июня , а затем в Аньцин . О ее операциях там мало что известно, но ее основной ролью в то время была противовоздушная оборона. Один летчик-истребитель группы погиб после того, как сбил китайский самолет. Оставив несколько истребителей и их пилотов в качестве ядра новой истребительной части, авиагруппа вернулась в г. Сорю , 10 июля. Корабль поддерживал операции над Кантоном в сентябре, но его самолеты не участвовали в воздушных боях. Она вернулась домой в декабре и провела большую часть следующих полутора лет, тренируясь. [ 18 ]
В сентябре–октябре 1940 года корабль базировался на острове Хайнань для поддержки японского вторжения во Французский Индокитай . В феврале 1941 года Сорю переехал на Тайвань, чтобы усилить блокаду южного Китая. [ 19 ] 2-я авианосная дивизия была передана в состав Первого воздушного флота , или Кидо Бутай . Два месяца спустя 10 апреля [ 20 ] группа Сорю Авиационная была выделена в середине июля и переброшена на остров Хайнань для поддержки оккупации южного Индокитая. [ 19 ] Сорю вернулся в Японию 7 августа и стал флагманом 2-й дивизии. Она была освобождена от этой должности 22 сентября, когда начала небольшой ремонт, который завершился 24 октября. Через два дня корабль прибыл в Кагосиму , и он вернулся к своей прежней роли флагмана дивизии. [ 20 ]
Перл-Харбор и последующие операции
[ редактировать ]
В ноябре 1941 года Объединенный флот IJN под командованием адмирала Исороку Ямамото готовился принять участие в развязывании Японией войны с Соединенными Штатами, нанеся упреждающий удар по флота США базе Тихоокеанского в Перл-Харборе , Гавайи. 22 ноября Сорю под командованием капитана Рюсаку Янагимото и остальная часть Кидо Бутай под командованием вице-адмирала Тюичи Нагумо , включая шесть авианосцев из Первой, Второй и Пятой авианосных дивизий, собрались в заливе Хитокаппу на Эторофу острове . Флот покинул Итуруп 26 ноября. [ 19 ] и следовал курсом через северо-центральную часть Тихого океана, чтобы избежать торговых путей. [ 21 ] В это время Сорю принял на борт 21 Mitsubishi A6M Zero истребитель , 18 пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A «Val» и 18 торпедоносцев Nakajima B5N. С позиции в 230 морских милях (430 км; 260 миль) к северу от Оаху Сорю . и другие пять авианосцев запустили две волны самолетов утром 8 декабря 1941 года (по японскому времени) [ 22 ] [ Примечание 2 ]
В первой волне восемь Сорю B5N должны были атаковать авианосцы, которые обычно стояли на стоянке на северо-западной стороне острова Форд , но ни один из них в тот день не находился в Перл-Харборе; шесть B5N атаковали присутствовавшие корабли, торпедировав корабль-мишень «Юта» , в результате чего он перевернулся , и старый легкий крейсер «Роли» , повредив его. Два пилота B5N направились к своей вторичной цели, корабли пришвартовались у пирса 1010, где обычно швартовался флагман флота . Этот линкор находился в сухом доке, а его позицию занимали легкий крейсер «Хелена» и минный заградитель «Оглала» . Одна торпеда прошла под Оглалой и поразила Хелену в одном из ее машинных отделений; другой пилот отклонил эти цели и атаковал линкор «Калифорния» . Другим десяти ее B5N было поручено сбросить 800-килограммовые (1800 фунтов) бронебойные бомбы на линкоры, стоящие на юго-восточной стороне острова Форд («Роу линкора»), и, возможно, нанести по ним одно или два попадания. [ 23 ] Ее восемь A6M Zeros обстреляли самолеты, припаркованные на авиабазе морской пехоты Ева , заявив, что двадцать семь самолетов были уничтожены в дополнение к пяти сбитым самолетам. [ 19 ]
волна Сорю Вторая состояла из девяти A6M Zeros и семнадцати D3A. [ 24 ] Первый атаковал военно-морскую авиабазу Канеохе-Бей , потеряв один «Зеро» от американских зенитных орудий. На обратном пути пилоты «Зеро» заявили, что сбили два американских самолета, потеряв при этом два своих. [ 19 ] D3A атаковали различные корабли в Перл-Харборе, но невозможно определить, какой самолет атаковал какой корабль. [ 25 ] Двое из них были сбиты во время атаки. [ 26 ]
Возвращаясь в Японию, вице-адмирал Тюичи Нагумо , командующий Первым воздушным флотом, приказал 16 декабря отделить Сорю и Хирю для атаки на защитников острова Уэйк , которые уже отразили первую атаку японцев на остров. [ 20 ] Два авианосца достигли окрестностей острова 21 декабря и запустили двадцать девять D3A и два B5N в сопровождении восемнадцати Зеро для атаки наземных целей. Они не встретили воздушного сопротивления и на следующий день запустили тридцать пять B5N и шесть A6M Zero. Их перехватили два уцелевших истребителя Grumman F4F Wildcat из морской истребительной эскадрильи пехоты VMF-211 . «Уайлдкэтс» сбили два B5N, прежде чем «Зеро» сбили их самих. Гарнизон сдался на следующий день после высадки японских войск. [ 27 ]
Авианосцы прибыли в Куре 29 декабря. Они были приписаны к Южным силам 8 января 1942 года и через четыре дня отправились в Голландскую Ост-Индию . Корабли поддержали вторжение на острова Палау и битву при Амбоне . [ 20 ] атаковали позиции союзников на острове 23 января пятьдесят четырьмя самолетами. Четыре дня спустя авианосцы выделили восемнадцать Зеро и девять D3A для действий с наземных баз в поддержку японских операций в битве за Борнео . 30 января они уничтожили два самолета на земле и сбили летающую лодку Qantas Short Empire, летевшую в Сурабаю, чтобы забрать беженцев. [ 28 ]
Сорю и Хирю прибыли в Палау 28 января и ждали прибытия авианосцев Кага и Акаги . Все четыре авианосца покинули Палау 15 февраля и четыре дня спустя нанесли авиаудары по Дарвину, Австралия . Сорю направил в атаку восемнадцать B5N, восемнадцать D3A и девять Зеро, управляя боевыми воздушными патрулями (CAP) над авианосцами. Ее самолет атаковал корабли в порту и его объекты, потопив или поджег восемь кораблей, а три других пришлось выбросить на берег, чтобы они не затонули. Зеро уничтожили одну Consolidated PBY Catalina летающую лодку ; один D3A был потерян. Японские самолеты заметили корабль на обратном пути, но израсходовали все свои боеприпасы, и их пришлось перевооружить и дозаправить, прежде чем они смогли атаковать судно. Несколько часов спустя девять Сорю D3A обнаружили и разбомбили американское судно снабжения водоизмещением 3200 брутто-тонн (GRT) «Дон Исидро» , поразив его пять раз, но не сумев потопить. [ 29 ] Сорю и другие авианосцы прибыли в залив Старинг на острове Целебес 21 февраля, чтобы пополнить запасы и отдохнуть, прежде чем через четыре дня отправиться для поддержки вторжения на Яву . [ 20 ] 1 марта 1942 года корабельные D3A настолько сильно повредили эсминец USS Edsall , что его поймали и потопили японские крейсеры. Позже в тот же день пикирующие бомбардировщики потопили нефтяной танкер USS Pecos . 5 марта четыре авианосца нанесли авиаудар по Тджилатжепу с участием 180 самолетов , потопив пять небольших кораблей, повредив еще девять настолько сильно, что их пришлось затопить , и подожгли город. Двумя днями позже они атаковали остров Рождества , а 11 марта вернулись в залив Старинг. [ 20 ] для пополнения запасов и подготовки к предстоящему рейду в Индийском океане . Этот рейд был предназначен для защиты недавно завоеванных Бирмы, Малайи и Голландской Ост-Индии от нападения союзников путем уничтожения базовых объектов и сил в восточной части Индийского океана. [ 30 ]
Рейд в Индийском океане
[ редактировать ]
26 марта 1942 года пять авианосцев Первого воздушного флота вылетели из Старинг-Бей; они были замечены «Каталиной» примерно в 350 морских милях (650 км; 400 миль) к юго-востоку от Цейлона утром 4 апреля. Нагумо приблизился к Коломбо в пределах 120 морских миль (220 км; 140 миль), прежде чем на следующее утро нанести авиаудар. Сорю предоставил в отряд восемнадцать B5N и девять Зеро. Пилоты последнего самолета утверждали, что сбили один Фейри Фулмар из 806-й военно-морской авиационной эскадрильи , а также семь других истребителей, потеряв при этом один свой. D3A и B5N нанесли некоторый ущерб портовым сооружениям, но дневное предупреждение позволило эвакуировать большую часть судов в гавани. британские тяжелые крейсеры «Корнуолл» и «Дорсетшир» Позже тем же утром были замечены , и Сорю запустил восемнадцать D3A. Они первыми атаковали и заявили, что нанесли четырнадцать попаданий по двум кораблям, потопив оба вместе с пикирующими бомбардировщиками других авианосцев. [ 31 ]
9 апреля Сорю направил восемнадцать B5N в сопровождении девяти Зеро для атаки на Тринкомали . Ее B5N первыми бомбили порт, и ее истребители не встретили британских истребителей. Тем временем гидросамолет с линкора «Харуна» заметил небольшой авианосец «Гермес» , сопровождаемый австралийским эсминцем «Вампир» , и для атаки кораблей были запущены все имеющиеся D3A. Сорю предоставил восемнадцать пикирующих бомбардировщиков, но они прибыли слишком поздно и вместо этого обнаружили три других корабля дальше на север. Они потопили нефтяной танкер «Британский сержант» и норвежское грузовое судно «Норвикен», после чего были атакованы восемью «Фулмарами» из 803-й и 806-й эскадрилий морской авиации. Пилоты Королевского флота заявили, что три D3A были сбиты из-за потери пары Fulmars; Японцы фактически потеряли четыре D3A и еще пять были повреждены. Пока это продолжалось, Акаги едва избежал повреждений, когда девять британских бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» с Цейлона проникли в CAP и сбросили бомбы с высоты 11 000 футов (3 400 м). У Сорю было шесть «Зеро» в воздухе, а также еще четырнадцать с других авианосцев, и в совокупности они стали причиной потери пяти британских бомбардировщиков одного из « Хирю Зеро » . После запуска D3A, потопившего «Гермес» и другие корабли, Первый воздушный флот изменил курс и направился на юго-восток к Малаккскому проливу , прежде чем вернуть свои самолеты; затем они отправились в Японию. [ 32 ]
19 апреля, проходя проливом Баши между Тайванем и Лусоном по пути в Японию, Акаги , Сорю и Хирю были отправлены в погоню за американскими авианосцами «Хорнет» и «Энтерпрайз» , которые начали рейд Дулитла против Токио. Они обнаружили только пустой океан, поскольку американские авианосцы немедленно покинули этот район и вернулись на Гавайи. Авианосцы быстро прекратили погоню и Хашираджима 22 апреля бросили якорь на якорной стоянке . Проведя постоянные операции в течение четырех с половиной месяцев, Сорю вместе с тремя другими авианосцами Первой и Второй авианосных дивизий был спешно переоборудован и пополнен в рамках подготовки к Объединенного флота следующей крупной операции , начало которой запланировано на один месяц отсюда. [ 33 ] Находясь в Хаширадзиме, Сорю авиагруппа базировалась на берегу в соседнем Касанохаре, недалеко от Кагосимы, и проводила летную подготовку и обучение использованию оружия вместе с другими авианосными подразделениями Первого воздушного флота. [ 34 ]
Мидуэй
[ редактировать ]
Обеспокоенный ударами авианосцев США на Маршалловых островах, Лаэ-Саламауа и рейдами Дулитла, Ямамото был полон решимости заставить ВМС США вступить в схватку, чтобы устранить угрозу со стороны американских авианосцев. Он решил вторгнуться и занять остров Мидуэй , что, как он был уверен, отвлечет внимание американских авианосцев. Японцы назвали операцию вторжения на Мидуэй под кодовым названием MI . [ 35 ]
25 мая 1942 года Сорю отправился с авианосной ударной группой Объединенного флота в составе Каги , Акаги и Хирю , составлявших Первую и Вторую авианосные дивизии, для атаки на остров Мидуэй. Ее авиационное вооружение состояло из восемнадцати Зеро, шестнадцати D3A, восемнадцати B5N и двух предсерийных разведывательных вариантов (D4Y1-C) нового пикирующего бомбардировщика Yokosuka D4Y . Также на борту находились три A6M Zeros из 6-го Кокутайского полка, предназначавшиеся для использования в составе воздушного гарнизона Мидуэя. [ 36 ]
Поскольку флот находился в 250 морских милях (460 км; 290 миль) к северо-западу от Мидуэя на рассвете (04:45 по местному времени) 4 июня 1942 года, участие Сорю в комбинированном воздушном налете из 108 самолетов заключалось в нанесении удара по аэродрому на Восточный остров с восемнадцатью торпедоносцами в сопровождении девяти Зеро. Авиагруппа сильно пострадала во время атаки; единственный B5N был сбит истребителями, еще два были вынуждены броситься на воду при возвращении (оба экипажа спасены), а пять (включая тот, который приземлился на борт «Хирю» ) были повреждены и не подлежали ремонту. [ 37 ] Японцы не знали, что ВМС США раскрыли их план МИ , взломав их шифр, и подготовили засаду, используя три имеющихся авианосца, расположенных к северо-востоку от Мидуэя. [ 38 ]
Авианосец также внес 3 Зеро в общее число одиннадцати, назначенных для первоначального боевого воздушного патруля (CAP) на четырех авианосцах. К 07:00 на авианосце было шесть истребителей с CAP, которые помогли защитить « Кидо Бутай» от первых атак США с острова Мидуэй в 07:10. [ 39 ] В это время авианосцы Нагумо были атакованы шестью «Grumman TBF Avengers» ВМС США из 8-й торпедной эскадрильи (VT-8) , временно переброшенной с « Хорнета» на Мидуэй, и четырьмя ВВС США (USAAC). «Martin B-26 Marauders» , все несущие торпеды. Мстители преследовали Хирю, в то время как Мародеры атаковали Акаги . Тридцать CAP Zero, находившиеся в воздухе в это время, включая шесть из Сорю , немедленно атаковали американские самолеты, сбив пять «Мстителей» и два B-26. Уцелевшие самолеты сбросили торпеды, но все промахнулись. Сорю запустил еще три Зеро, чтобы усилить CAP, в 07:10. [ 40 ]
В 07:15 адмирал Нагумо приказал перевооружить B5N на Каге и Акаги бомбами для новой атаки на сам Мидуэй. Этот процесс был ограничен количеством артиллерийских тележек (используемых для перевозки бомб и торпед) и артиллерийских подъемников, что не позволяло размещать торпеды под палубой до тех пор, пока все бомбы не будут подняты из магазина, собраны и установлены на самолет. Обычно этот процесс занимал около полутора часов; больше времени потребуется, чтобы поднять самолет в кабину экипажа, разогреть и запустить ударную группу. Около 07:40 Нагумо отменил свой приказ, когда получил сообщение от одного из своих самолетов-разведчиков о том, что американские военные корабли были обнаружены. Избавившись от боеприпасов, первые шесть Сорю CAP Zero приземлились на борту авианосца в 07:30. [ 41 ]
В 07:55 следующий американский удар с Мидуэя прибыл в виде шестнадцати Douglas SBD Dauntless бомбардировщиков из 241-й эскадрильи морских разведчиков (VMSB-241) под командованием майора Лофтона Р. Хендерсона . [ Примечание 3 ] Три истребителя CAP Сорю были среди девяти , все еще находившихся в воздухе, которые атаковали самолеты Хендерсона, сбив шесть из них, когда они выполнили бесплодную планирующую бомбардировку Хирю . Примерно в то же время дюжина самолетов Boeing B-17 Flying Fortress USAAC атаковала японские авианосцы, бомбя их с высоты 20 000 футов (6 100 м). Большая высота B-17 дала японским капитанам достаточно времени, чтобы предугадать, где приземлятся бомбы, и успешно вывести свои корабли из зоны поражения. Четыре B-17 атаковали Сорю , но все промахнулись. [ 43 ]
CAP отразила следующий американский воздушный удар с Мидуэя, сбив три из одиннадцати пикирующих бомбардировщиков Vought SB2U Vindicator с VMSB-241, которые безуспешно атаковали линкор «Харуна» , начиная примерно с 08:30. [ 44 ] Хотя все американские авиаудары до сих пор не причинили незначительного ущерба, они вывели японские авианосные силы из равновесия, поскольку Нагумо пытался подготовить ответ на полученное в 08:20 известие о появлении американских авианосных сил на северо-востоке. Около 08:30 Сорю запустила один из своих D4Y с миссией по подтверждению местонахождения американских авианосцев. [ 45 ]
Сорю начала восстанавливать свои ударные силы на Мидуэе примерно в 08:40 и вскоре закончила к 09:10. [ 46 ] Приземлившиеся самолеты были быстро поражены внизу, а экипажи авианосцев начали подготовку к обнаружению самолетов для удара по американским авианосным силам. Подготовка была прервана в 09:18, когда был замечен первый атакующий американский авианосец. В их состав входили пятнадцать Douglas TBD Devastator торпедоносцев VT-8 под командованием лейтенанта-коммандера Джона К. Уолдрона из Hornet . Три бортовых истребителя CAP Zero приземлились на борт в 09:30, когда американцы безуспешно попытались провести торпедную атаку на Сорю , но три утренних истребителя сопровождения все еще находились в воздухе и присоединились к восемнадцати истребителям CAP в уничтожении самолетов Уолдрона. Все американские самолеты были сбиты, в результате чего Джордж Х. Гэй-младший — единственный выживший летчик — топтался на месте. [ 47 ]
Вскоре после этого четырнадцать «Девастаторов» из 6-й торпедной эскадрильи (VT-6) с «Энтерпрайза » под командованием лейтенанта-коммандера Юджина Э. Линдси атаковали. Самолет Линдси попытался сбить Кагу , но CAP, усиленный еще тремя Зеро, запущенными Сорю в 09:45, сбил все Опустошители, кроме четырех, и Кага увернулся от торпед. Сорю запустил еще три CAP Zeros в 10:00 и еще три в 10:15 после того, как была замечена 3-я торпедная эскадрилья (VT-3) из Йорктауна . Wildcat, сопровождавший VT-3, сбил один из ее Зеро. [ 48 ]
Пока VT-3 все еще атаковал Хирю , американские пикирующие бомбардировщики почти незамеченными пролетели над японскими авианосцами и начали пикирование. Именно в это время, около 10:20, по словам Джонатана Паршалла и Энтони Талли, «японская противовоздушная оборона окончательно и катастрофически потерпит неудачу». [ 49 ] В 10:25 Сорю был атакован тринадцатью Бесстрашными из бомбардировочной эскадрильи Йорктауна 3 - й (VB-3) . Авианосец получил три прямых попадания бомбы массой 1000 фунтов (454 кг): одна пробила нижнюю палубу ангара на миделе корабля , а две другие взорвались в верхней палубе ангара в носовой и кормовой части. В ангарах находились вооруженные и заправленные самолеты, готовившиеся к предстоящему удару, что привело к вторичным взрывам и разрыву паровых труб в котельных. За очень короткое время пожар на корабле вышел из-под контроля. В 10:40 она остановилась, и через пять минут ее команде было приказано покинуть корабль. эсминцы Isokaze и Hamakaze Выживших спасли . Сорю все еще был на плаву и к вечеру не подавал никаких признаков того, что начал тонуть, поэтому Исокадзэ было приказано затопить его торпедами, чтобы позволить эсминцам использовать для возможных операций той ночью. В 19:15 эсминец сообщил, что Сорю затонул. [ 50 ] на позиции 30 ° 38' с.ш. 179 ° 13' з.д. / 30,633 ° с.ш. 179,217 ° з.д. . [ 5 ] Потери составили 711 членов экипажа из 1103 человек, включая капитана Янагимото, который решил остаться на борту. Это был самый высокий процент смертности среди всех японских авианосцев, потерянных на Мидуэе, в основном из-за разрушений на обеих ангарных палубах. [ 51 ]
Потеря Сорю и трех других авианосцев IJN в Мидуэе, составлявших две трети общего числа авианосцев Японии и опытное ядро Первого воздушного флота, стала решающим стратегическим поражением и внесла значительный вклад в окончательную победу союзников. Стремясь скрыть поражение, корабль не был сразу исключен из реестра кораблей ВМФ, ожидая «подходящего случая». [ 52 ] прежде чем его окончательно исключили из реестра 10 августа 1942 года. [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя некоторые источники показывают Сорю и Хирю как представителей одного и того же класса кораблей , несмотря на их различия, [ 2 ] данная статья следует тем источникам, которые рассматривают их как родственные конструкции отдельных классов. [ 3 ]
- ^ Японское стандартное время на 19 часов опережает гавайское стандартное время , поэтому в Японии нападение на Перл-Харбор произошло 8 декабря.
- ^ По сей день существует большая путаница по поводу VMSB-241 на Мидуэе. В то время эскадрилья находилась в процессе перехода от устаревших СБ2У «Виндикатор» к современным СБД-2 «Бесстрашный» и в бою летала на обоих самолетах. [ 42 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Боэйчо Боэй Кеншудзё, с. 344
- ^ Шено 1995, стр. 165–166; Паршалл и Талли, стр. 470–476.
- ^ Браун 1977, стр. 18–21; Шено 1980, с. 181
- ^ Шено, с. 165
- ^ Jump up to: а б с д и Йентшура, Юнг и Микель, с. 47
- ^ Браун 1977, стр. 18–19.
- ^ Паршалл и Талли, с. 9
- ^ Jump up to: а б с д Питти, с. 239
- ^ Jump up to: а б с Браун 1977, с. 18
- ^ Jump up to: а б с д Браун 1977, с. 19
- ^ Jump up to: а б Шено, с. 166
- ^ Кэмпбелл, стр. 192–193.
- ^ Jump up to: а б Паршалл и Талли, с. 143
- ^ Стилле 2007, с. 51
- ^ Кэмпбелл, с. 200
- ^ Сильверстоун, с. 337
- ^ Стертон, с. 181
- ^ Хата, Идзава и Шорс, стр. 150–151; Хутон, с. 15
- ^ Jump up to: а б с д и Хата, Идзава и Шорс, с. 151
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Талли
- ^ Полмар и Генда, с. 162
- ^ Браун 2009, стр. 116–117.
- ^ Зимм, стр. 159–60, 164, 168.
- ^ Полмар и Генда, с. 166
- ^ Браун 2009, стр. 118–119.
- ^ Полмар и Генда, с. 173
- ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. я, с. 161
- ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. I, стр. 226, 229, 231.
- ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. II, стр. 176–182.
- ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. II, стр. 307, 327, 392–393.
- ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. II, стр. 393–395, 399, 404–406.
- ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. II, стр. 413, 421–423, 426–429.
- ^ Паршалл и Талли, с. 12
- ^ Паршалл и Талли, стр. 10, 42, 88.
- ^ Стилле 2007, с. 22
- ^ Паршалл и Талли, стр. 3, 90.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 126, 129, 200, 204.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 151, 154; Стилле, с. 59
- ^ Паршалл и Талли, с. 505
- ^ Паршалл и Талли, стр. 151–152, 505; Лундстрем, с. 337
- ^ Паршалл и Талли, стр. 156–159, 505.
- ^ Кондон, с. 13
- ^ Паршалл и Талли, стр. 176, 178, 180.
- ^ Лундстрем, с. 338
- ^ Паршалл и Талли, стр. 183–189.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 154–155.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 205–209.
- ^ Паршалл и Талли, стр. 213–214, 221, 224, 505.
- ^ Паршалл и Талли, с. 219
- ^ Паршалл и Талли, стр. 236–238, 250–252, 261, 321, 332, 334–336.
- ^ Паршалл и Талли, с. 336
- ^ Паршалл и Талли, стр. 387–388, 419, 421.
Библиография
[ редактировать ]- Боэйчо Боэй Кеншудзё (1967), Сенши Сосё Гавай Сакусен Токио: Асагумо Симбунся.
- Браун, Дэвид (1977). Факты о Второй мировой войне: авианосцы . Нью-Йорк: Издательство Arco. ISBN 0-668-04164-1 .
- Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Шено, Роджер (1995). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время: Иллюстрированная энциклопедия (новое, исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-902-2 .
- Кондон, Джон П. (nd). Авиация Корпуса морской пехоты США . Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография. Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 года . Проверено 19 октября 2011 г.
- Хата, Икухико ; Идзава, Ясухо и Шорс, Кристофер (2011). Истребительные части ВВС Японии и их асы, 1932–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-906502-84-3 .
- Хутон, Эдвард Р. (1987). «Воздушная война над Китаем». Любитель воздуха (34). Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press: 7–24. ISSN 0143-5450 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-471-Х .
- Паршалл, Джонатан и Талли, Энтони (2005). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Даллес, Вирджиния: Потомакские книги. ISBN 1-57488-923-0 .
- Питти, Марк (2001). Санберст: рост японской военно-морской авиации 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-432-6 .
- Полмар, Норман и Генда, Минору (2006). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Том. 1, 1909–1945. Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 1-57488-663-0 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1992). Кровавые беспорядки . Том. I: Переход к войне и падение Сингапура. Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-50-Х .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1993). Кровавые беспорядки . Том. II: Защита Суматры до падения Бирмы. Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-67-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Стилле, Марк (2007). USN Carriers против IJN Carriers: Тихий океан, 1942 год . Дуэль. Том. 6. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-248-6 .
- Стертон, Ян (1980). "Япония". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Талли, Энтони П. (2000). «IJN Сорю: Табличный отчет о движении» . Кидо Бутай . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 16 июня 2013 г.
- Зимм, Алан Д. (2011). Нападение на Перл-Харбор: стратегия, бой, мифы, обманы . Хавертаун, Пенсильвания: Издательство Casemate. ISBN 978-1-61200-010-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Миланович, Катрин (2022). «Перевозчики IJN Сорю и Хирю ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 47–62. ISBN 978-1-4728-4781-2 .
- Стилле, Марк (2011). Тора! Тора! Тора!: Перл-Харбор, 1941 год . Рейд. Том. 26. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84908-509-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Авианосцы класса Сорю
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Куре
- корабли 1935 года
- Авианосцы Императорского флота Японии
- Военно-морские корабли Японии во время Второй китайско-японской войны
- Авианосцы Японии времен Второй мировой войны
- Нападение на Перл-Харбор
- Корабли битвы за Мидуэй
- Затопленные суда
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в июне 1942 г.