Jump to content

Японский авианосец Сорю

Координаты : 30 ° 38' с.ш. 179 ° 13' з.д.  /  30,633 ° с.ш. 179,217 ° з.д.  / 30,633; -179 217

Сорю на испытаниях, январь 1938 г.
Обзор класса
Операторы  Императорский флот Японии
Предшественник Рюдзё
Преемник Хирю
Построен 1934–1937
В комиссии 1937–1942
Завершенный 1
Потерянный 1
История
Япония
Имя Сорю
Тезка Цанлун , «Синий (или зеленый) дракон»
Строитель Удаленный военно-морской арсенал
Заложен 20 ноября 1934 г.
Запущен 23 декабря 1935 г.
Введен в эксплуатацию 29 декабря 1937 г.
пораженный 10 августа 1942 г.
Судьба Затоплен во время битвы за Мидуэй , 4 июня 1942 года.
Общие характеристики
Тип Авианосец
Смещение
Длина 227,5 м (746 футов 5 дюймов) ( о/а )
Луч 21,3 м (69 футов 11 дюймов)
Черновик 7,6 м (24 фута 11 дюймов)
Установленная мощность
Движение 4 × вала; 4 паротурбинных агрегата с редуктором
Скорость 34 узла (63 км/ч; 39 ​​миль в час)
Диапазон 7750 миль (14350 км; 8920 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час)
Дополнить 1,100
Вооружение
Самолет перевезен

Сорю ( яп . 蒼龍 , что означает « Синий (или Зеленый) Дракон») авианосец , построенный для Императорского флота Японии (IJN) в середине 1930-х годов. Родственный корабль , Hiryū , должен был следовать за Sōryū , но конструкция Hiryū была сильно изменена , и его часто рассматривают как отдельный класс . [ Примечание 1 ] Сорю Самолеты использовались в операциях во время Второй китайско-японской войны в конце 1930-х годов и поддерживали вторжение Японии во Французский Индокитай в середине 1940 года. В первые месяцы войны на Тихом океане она принимала участие в нападении на Перл-Харбор , битве при острове Уэйк , поддержала завоевание Голландской Ост-Индии . В феврале 1942 года ее самолет бомбил Дарвин, Австралия , и она продолжала оказывать помощь в голландской Ост-Индской кампании. В апреле помогли самолеты Сорю потопить два британских тяжелых крейсера и несколько торговых судов во время рейда в Индийском океане .

После непродолжительного переоборудования Сорю и три других авианосца 1-го воздушного флота ( Кидо Бутай ) участвовали в битве за Мидуэй в июне 1942 года. После бомбардировки американских войск на атолле Мидуэй авианосцы были атакованы самолетами с острова и авианосцами «Энтерпрайз». , Хорнет и Йорктаун . Пикирующие бомбардировщики из Йорктауна покалечили Сорю и подожгли ее. Японские эсминцы спасли выживших, но корабль спасти не удалось, и его было приказано затопить , чтобы освободить сопровождающие его эсминцы для дальнейших операций. Он затонул, потеряв 711 офицеров и рядовых из 1103 человек, находившихся на борту. Потеря Сорю и трех других авианосцев IJN у Мидуэя стала решающим стратегическим поражением Японии и внесла значительный вклад в окончательную победу союзников в Тихом океане.

Дизайн и описание

[ редактировать ]

Сорю Императорского флота Японии был одним из двух крупных авианосцев, одобренных к строительству в рамках Дополнительной программы на 1931–32 годы (второй был ее ближайшей сестрой Хирю ). В отличие от некоторых более ранних японских авианосцев, таких как «Акаги» и «Кага» , которые представляли собой переоборудованные линейного крейсера и линкора корпуса соответственно, «Сорю» начала проектировался с самого как авианосец и учитывал уроки, извлеченные из легкого авианосца «Рюдзё ». [ 4 ]

длину 227,5 метра (746 футов 5 дюймов) Корабль имел общую , ширину 21,3 метра (69 футов 11 дюймов) и осадку 7,6 метра (24 фута 11 дюймов). Его водоизмещение 16 200 тонн (15 900 длинных тонн ) при стандартной нагрузке и 19 100 тонн (18 800 длинных тонн) при нормальной нагрузке. Ее экипаж состоял из 1100 офицеров и рядовых . [ 5 ]

Фотография, сделанная на борту корабля, на которой видна часть кормы, а также океан позади корабля. Горизонт далеко, а за кораблем большой след. На фотографии изображена нижняя палуба корабля, а также опорная конструкция и днище верхней палубы. В задней части нижней палубы видно около шести членов экипажа, которые затмеваются конструкциями корабля.
Сорю на скоростных испытаниях, 11 ноября 1937 г.

Сорю был оснащен четырьмя паровыми турбинами с зубчатой ​​передачей общей мощностью на валу 152 000 лошадиных сил (113 000 кВт ), каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, подаваемый восемью Кампон водотрубными котлами . [ 5 ] Турбины и котлы были такими же, как и на «Могами» типа крейсерах . Мощность корабля и тонкий корпус крейсерского типа с соотношением длины к ширине 10:1 обеспечивали ему скорость 34,5 узла (63,9 км/ч; 39,7 миль в час). [ 6 ] и сделал ее самым быстрым авианосцем в мире на момент ввода в эксплуатацию. [ 7 ] Сорю перевозила 3730 метрических тонн (3670 длинных тонн) мазута , что давало ей дальность полета 7750 морских миль (14350 км; 8920 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 5 ] котла Воздухозаборники были выведены по правому борту корабля в миделе корабля и выведены наружу чуть ниже уровня кабины экипажа через две изогнутые вниз воронки . [ 8 ]

Летная палуба и ангары

[ редактировать ]
Фотография корабля, плывущего в океане, сделанная с места на поверхности океана на некотором расстоянии. Верхняя палуба корабля плоская, за исключением надстройки, видимой в центре корабля. Вдали за кораблем виднеется береговая линия и гористая местность; небо видно над горами.
Сорю на якоре на Курильских островах , незадолго до начала Тихоокеанской войны.

Полетная палуба авианосца длиной 216,9 метра (711 футов 7 дюймов) имела ширину 26 метров (85 футов 4 дюйма) и нависала над надстройкой с обоих концов, поддерживаемая парами колонн. [ 8 ] Сорю . Остров был построен на выступе правого борта , который выступал за борт корпуса, чтобы не вторгаться в ширину полетной палубы девять поперечных тормозных тросов На кабине экипажа были установлены , которые могли остановить самолет массой 6000 кг (13000 фунтов). Кабина экипажа находилась всего на высоте 12,8 метра (42 фута) над ватерлинией , и конструкторы корабля сохранили это расстояние на низком уровне за счет уменьшения высоты ангаров. [ 9 ] Верхний ангар имел размеры 171,3 на 18,3 метра (562 на 60 футов) и приблизительную высоту 4,6 метра (15 футов 1 дюйм); нижний был 142,3 на 18,3 метра (467 на 60 футов) и имел приблизительную высоту 4,3 метра (14 футов 1 дюйм). Вместе они имели приблизительную общую площадь 5736 квадратных метров (61742 квадратных футов). [ 8 ] Это вызвало проблемы с управлением самолетами, поскольку крылья Nakajima B5N «Kate» торпедоносца нельзя было ни разложить, ни сложить в верхнем ангаре. [ 10 ]

Самолеты перевозились между ангарами и кабиной экипажа с помощью трех лифтов : передний был расположен по центру острова, а два других - смещены по правому борту. [ 11 ] Передняя платформа имела размеры 16 на 11,5 метров (52 фута 6 дюймов × 37 футов 9 дюймов), средняя — 11,5 на 12 метров (37 футов 9 дюймов × 39 футов 4 дюйма), а задняя — 11,8 на 10 метров (38 футов 9 дюймов). дюйм × 32 фута 10 дюймов). [ 8 ] Они были способны переносить самолеты массой до 5000 кг (11000 фунтов). [ 9 ] У Сорю был запас авиационного бензина 570 000 литров (130 000 имп галлонов; 150 000 галлонов США) при запланированной вместимости самолетов в шестьдесят три плюс девять запасных. [ 11 ]

Вооружение

[ редактировать ]

вооружение «Сорю » Основное зенитное (зенитное) состояло из шести спаренных артиллерийских установок, оснащенных 50- калиберными 12,7-сантиметровыми орудиями двойного назначения «Тип 89», установленными на выступающих спонсонах , по три с каждой стороны корпуса авианосца. [ 10 ] Орудия имели дальность действия 14 700 метров (16 100 ярдов) и потолок 9 440 метров (30 970 футов) при высоте +90 градусов. Их максимальная скорострельность составляла четырнадцать выстрелов в минуту, но постоянная скорострельность составляла около восьми выстрелов в минуту. [ 12 ] Корабль был оборудован двумя системами управления огнем Тип 94 для управления 12,7-сантиметровыми (5,0 дюйма) орудиями, по одному на каждый борт корабля. [ 13 ] хотя директор правого борта на острове мог управлять всеми орудиями Типа 89. [ 10 ]

Легкое зенитное вооружение корабля состояло из четырнадцати спаренных артиллерийских установок для лицензионных Hotchkiss 25-мм (1 дюйм) зенитных орудий Type 96. Три из них были расположены на платформе чуть ниже носовой части кабины экипажа. [ 10 ] Это орудие было стандартным японским легким зенитным оружием во время Второй мировой войны, но имело серьезные конструктивные недостатки, которые делали его практически неэффективным. По словам историка Марка Стилле, у оружия было много недостатков, в том числе неспособность «сражаться с высокоскоростными целями, потому что его нельзя было натренировать или поднять достаточно быстро ни рукой, ни силой, его прицелы были неадекватны для высокоскоростных целей, оно обладало чрезмерным вибрация и дульный взрыв». [ 14 ] Эти орудия имели эффективную дальность стрельбы 1500–3000 метров (1600–3300 ярдов) и потолок 5500 метров (18000 футов) при высоте +85 градусов. Эффективная скорострельность составляла всего от 110 до 120 выстрелов в минуту из-за частой замены магазинов на 15 патронов . [ 15 ] Орудиями «Тип 96» управляли пять директоров «Тип 95», по два с каждого борта и один в носовой части. [ 13 ]

Для экономии веса Сорю имел минимальную броню; ее ватерлинийный пояс толщиной 41 миллиметр (1,6 дюйма) из стали Ducol защищал только машинные отделения и магазины . Сопоставимые цифры для Хирю составляли 90 миллиметров (3,5 дюйма) над машинными отделениями, а резервуары для хранения авиационного бензина увеличивались до 150 миллиметров (5,9 дюйма) над магазинами. Сорю переборка поддерживала внутренняя противоосколочная . Ватерлинию корабля Палуба имела толщину всего 25 мм над машинными помещениями и 55 миллиметров (2,2 дюйма) над магазинами и резервуарами для хранения авиационного бензина. [ 9 ]

Строительство и сервис

[ редактировать ]
Сорю дооснащается , начало 1937 года.

В соответствии с японскими соглашениями о присвоении авианосцам Сорю был назван «Синий (или Зеленый) Дракон». [ 16 ] Корабль был заложен на Военно-морском арсенале Куре 20 ноября 1934 года, спущен на воду 23 декабря 1935 года и вступил в строй 29 декабря 1937 года. [ 5 ] [ 17 ] После ввода в строй ее направили во Вторую авианосную дивизию . Первоначально предполагалось, что ее авиагруппа будет состоять из восемнадцати Mitsubishi A5M («Клод») истребителей -монопланов , двадцати семи пикирующих бомбардировщиков Aichi D1A2 («Сьюзи») Тип 96 и двенадцати Yokosuka B4Y («Жан») Тип 96 торпедоносцев , но A5M были в дефиците, и вместо них были выпущены бипланы Nakajima A4N1 . 25 апреля 1938 года девять A4N, восемнадцать D1A2 и девять B4Y были переброшены в Нанкин для поддержки сил, наступающих вверх по реке Янцзы . Авиагруппа продвигалась вперед, ведя успешное японское наступление, несмотря на оборону китайских ВВС и советской добровольческой группы ; его перевели в Уху в начале июня , а затем в Аньцин . О ее операциях там мало что известно, но ее основной ролью в то время была противовоздушная оборона. Один летчик-истребитель группы погиб после того, как сбил китайский самолет. Оставив несколько истребителей и их пилотов в качестве ядра новой истребительной части, авиагруппа вернулась в г. Сорю , 10 июля. Корабль поддерживал операции над Кантоном в сентябре, но его самолеты не участвовали в воздушных боях. Она вернулась домой в декабре и провела большую часть следующих полутора лет, тренируясь. [ 18 ]

В сентябре–октябре 1940 года корабль базировался на острове Хайнань для поддержки японского вторжения во Французский Индокитай . В феврале 1941 года Сорю переехал на Тайвань, чтобы усилить блокаду южного Китая. [ 19 ] 2-я авианосная дивизия была передана в состав Первого воздушного флота , или Кидо Бутай . Два месяца спустя 10 апреля [ 20 ] группа Сорю Авиационная была выделена в середине июля и переброшена на остров Хайнань для поддержки оккупации южного Индокитая. [ 19 ] Сорю вернулся в Японию 7 августа и стал флагманом 2-й дивизии. Она была освобождена от этой должности 22 сентября, когда начала небольшой ремонт, который завершился 24 октября. Через два дня корабль прибыл в Кагосиму , и он вернулся к своей прежней роли флагмана дивизии. [ 20 ]

Перл-Харбор и последующие операции

[ редактировать ]
На фотографии видно, как четыре самолета выстроились в ряд, а рядом работают несколько мужчин. Вдалеке видно море и весь корабль, а также горизонт и немного неба.
Пикирующие бомбардировщики D3A «Вал» готовятся к взлету с авианосца для атаки на Перл-Харбор; Сорю на заднем плане.

В ноябре 1941 года Объединенный флот IJN под командованием адмирала Исороку Ямамото готовился принять участие в развязывании Японией войны с Соединенными Штатами, нанеся упреждающий удар по флота США базе Тихоокеанского в Перл-Харборе , Гавайи. 22 ноября Сорю под командованием капитана Рюсаку Янагимото и остальная часть Кидо Бутай под командованием вице-адмирала Тюичи Нагумо , включая шесть авианосцев из Первой, Второй и Пятой авианосных дивизий, собрались в заливе Хитокаппу на Эторофу острове . Флот покинул Итуруп 26 ноября. [ 19 ] и следовал курсом через северо-центральную часть Тихого океана, чтобы избежать торговых путей. [ 21 ] В это время Сорю принял на борт 21 Mitsubishi A6M Zero истребитель , 18 пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A «Val» и 18 торпедоносцев Nakajima B5N. С позиции в 230 морских милях (430 км; 260 миль) к северу от Оаху Сорю . и другие пять авианосцев запустили две волны самолетов утром 8 декабря 1941 года (по японскому времени) [ 22 ] [ Примечание 2 ]

В первой волне восемь Сорю B5N должны были атаковать авианосцы, которые обычно стояли на стоянке на северо-западной стороне острова Форд , но ни один из них в тот день не находился в Перл-Харборе; шесть B5N атаковали присутствовавшие корабли, торпедировав корабль-мишень «Юта» , в результате чего он перевернулся , и старый легкий крейсер «Роли» , повредив его. Два пилота B5N направились к своей вторичной цели, корабли пришвартовались у пирса 1010, где обычно швартовался флагман флота . Этот линкор находился в сухом доке, а его позицию занимали легкий крейсер «Хелена» и минный заградитель «Оглала» . Одна торпеда прошла под Оглалой и поразила Хелену в одном из ее машинных отделений; другой пилот отклонил эти цели и атаковал линкор «Калифорния» . Другим десяти ее B5N было поручено сбросить 800-килограммовые (1800 фунтов) бронебойные бомбы на линкоры, стоящие на юго-восточной стороне острова Форд («Роу линкора»), и, возможно, нанести по ним одно или два попадания. [ 23 ] Ее восемь A6M Zeros обстреляли самолеты, припаркованные на авиабазе морской пехоты Ева , заявив, что двадцать семь самолетов были уничтожены в дополнение к пяти сбитым самолетам. [ 19 ]

волна Сорю Вторая состояла из девяти A6M Zeros и семнадцати D3A. [ 24 ] Первый атаковал военно-морскую авиабазу Канеохе-Бей , потеряв один «Зеро» от американских зенитных орудий. На обратном пути пилоты «Зеро» заявили, что сбили два американских самолета, потеряв при этом два своих. [ 19 ] D3A атаковали различные корабли в Перл-Харборе, но невозможно определить, какой самолет атаковал какой корабль. [ 25 ] Двое из них были сбиты во время атаки. [ 26 ]

Возвращаясь в Японию, вице-адмирал Тюичи Нагумо , командующий Первым воздушным флотом, приказал 16 декабря отделить Сорю и Хирю для атаки на защитников острова Уэйк , которые уже отразили первую атаку японцев на остров. [ 20 ] Два авианосца достигли окрестностей острова 21 декабря и запустили двадцать девять D3A и два B5N в сопровождении восемнадцати Зеро для атаки наземных целей. Они не встретили воздушного сопротивления и на следующий день запустили тридцать пять B5N и шесть A6M Zero. Их перехватили два уцелевших истребителя Grumman F4F Wildcat из морской истребительной эскадрильи пехоты VMF-211 . «Уайлдкэтс» сбили два B5N, прежде чем «Зеро» сбили их самих. Гарнизон сдался на следующий день после высадки японских войск. [ 27 ]

Авианосцы прибыли в Куре 29 декабря. Они были приписаны к Южным силам 8 января 1942 года и через четыре дня отправились в Голландскую Ост-Индию . Корабли поддержали вторжение на острова Палау и битву при Амбоне . [ 20 ] атаковали позиции союзников на острове 23 января пятьдесят четырьмя самолетами. Четыре дня спустя авианосцы выделили восемнадцать Зеро и девять D3A для действий с наземных баз в поддержку японских операций в битве за Борнео . 30 января они уничтожили два самолета на земле и сбили летающую лодку Qantas Short Empire, летевшую в Сурабаю, чтобы забрать беженцев. [ 28 ]

Сорю и Хирю прибыли в Палау 28 января и ждали прибытия авианосцев Кага и Акаги . Все четыре авианосца покинули Палау 15 февраля и четыре дня спустя нанесли авиаудары по Дарвину, Австралия . Сорю направил в атаку восемнадцать B5N, восемнадцать D3A и девять Зеро, управляя боевыми воздушными патрулями (CAP) над авианосцами. Ее самолет атаковал корабли в порту и его объекты, потопив или поджег восемь кораблей, а три других пришлось выбросить на берег, чтобы они не затонули. Зеро уничтожили одну Consolidated PBY Catalina летающую лодку ; один D3A был потерян. Японские самолеты заметили корабль на обратном пути, но израсходовали все свои боеприпасы, и их пришлось перевооружить и дозаправить, прежде чем они смогли атаковать судно. Несколько часов спустя девять Сорю D3A обнаружили и разбомбили американское судно снабжения водоизмещением 3200 брутто-тонн (GRT) «Дон Исидро» , поразив его пять раз, но не сумев потопить. [ 29 ] Сорю и другие авианосцы прибыли в залив Старинг на острове Целебес 21 февраля, чтобы пополнить запасы и отдохнуть, прежде чем через четыре дня отправиться для поддержки вторжения на Яву . [ 20 ] 1 марта 1942 года корабельные D3A настолько сильно повредили эсминец USS Edsall , что его поймали и потопили японские крейсеры. Позже в тот же день пикирующие бомбардировщики потопили нефтяной танкер USS Pecos . 5 марта четыре авианосца нанесли авиаудар по Тджилатжепу с участием 180 самолетов , потопив пять небольших кораблей, повредив еще девять настолько сильно, что их пришлось затопить , и подожгли город. Двумя днями позже они атаковали остров Рождества , а 11 марта вернулись в залив Старинг. [ 20 ] для пополнения запасов и подготовки к предстоящему рейду в Индийском океане . Этот рейд был предназначен для защиты недавно завоеванных Бирмы, Малайи и Голландской Ост-Индии от нападения союзников путем уничтожения базовых объектов и сил в восточной части Индийского океана. [ 30 ]

Рейд в Индийском океане

[ редактировать ]
Слева направо: Акаги , Сорю , Хирю и линкоры Хиэй , Киришима , Харуна и Конго . Взято из Дзуйкаку , 30 марта 1942 года.

26 марта 1942 года пять авианосцев Первого воздушного флота вылетели из Старинг-Бей; они были замечены «Каталиной» примерно в 350 морских милях (650 км; 400 миль) к юго-востоку от Цейлона утром 4 апреля. Нагумо приблизился к Коломбо в пределах 120 морских миль (220 км; 140 миль), прежде чем на следующее утро нанести авиаудар. Сорю предоставил в отряд восемнадцать B5N и девять Зеро. Пилоты последнего самолета утверждали, что сбили один Фейри Фулмар из 806-й военно-морской авиационной эскадрильи , а также семь других истребителей, потеряв при этом один свой. D3A и B5N нанесли некоторый ущерб портовым сооружениям, но дневное предупреждение позволило эвакуировать большую часть судов в гавани. британские тяжелые крейсеры «Корнуолл» и «Дорсетшир» Позже тем же утром были замечены , и Сорю запустил восемнадцать D3A. Они первыми атаковали и заявили, что нанесли четырнадцать попаданий по двум кораблям, потопив оба вместе с пикирующими бомбардировщиками других авианосцев. [ 31 ]

9 апреля Сорю направил восемнадцать B5N в сопровождении девяти Зеро для атаки на Тринкомали . Ее B5N первыми бомбили порт, и ее истребители не встретили британских истребителей. Тем временем гидросамолет с линкора «Харуна» заметил небольшой авианосец «Гермес» , сопровождаемый австралийским эсминцем «Вампир» , и для атаки кораблей были запущены все имеющиеся D3A. Сорю предоставил восемнадцать пикирующих бомбардировщиков, но они прибыли слишком поздно и вместо этого обнаружили три других корабля дальше на север. Они потопили нефтяной танкер «Британский сержант» и норвежское грузовое судно «Норвикен», после чего были атакованы восемью «Фулмарами» из 803-й и 806-й эскадрилий морской авиации. Пилоты Королевского флота заявили, что три D3A были сбиты из-за потери пары Fulmars; Японцы фактически потеряли четыре D3A и еще пять были повреждены. Пока это продолжалось, Акаги едва избежал повреждений, когда девять британских бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» с Цейлона проникли в CAP и сбросили бомбы с высоты 11 000 футов (3 400 м). У Сорю было шесть «Зеро» в воздухе, а также еще четырнадцать с других авианосцев, и в совокупности они стали причиной потери пяти британских бомбардировщиков одного из « Хирю Зеро » . После запуска D3A, потопившего «Гермес» и другие корабли, Первый воздушный флот изменил курс и направился на юго-восток к Малаккскому проливу , прежде чем вернуть свои самолеты; затем они отправились в Японию. [ 32 ]

19 апреля, проходя проливом Баши между Тайванем и Лусоном по пути в Японию, Акаги , Сорю и Хирю были отправлены в погоню за американскими авианосцами «Хорнет» и «Энтерпрайз» , которые начали рейд Дулитла против Токио. Они обнаружили только пустой океан, поскольку американские авианосцы немедленно покинули этот район и вернулись на Гавайи. Авианосцы быстро прекратили погоню и Хашираджима 22 апреля бросили якорь на якорной стоянке . Проведя постоянные операции в течение четырех с половиной месяцев, Сорю вместе с тремя другими авианосцами Первой и Второй авианосных дивизий был спешно переоборудован и пополнен в рамках подготовки к Объединенного флота следующей крупной операции , начало которой запланировано на один месяц отсюда. [ 33 ] Находясь в Хаширадзиме, Сорю авиагруппа базировалась на берегу в соседнем Касанохаре, недалеко от Кагосимы, и проводила летную подготовку и обучение использованию оружия вместе с другими авианосными подразделениями Первого воздушного флота. [ 34 ]

Фотография, смотрящая прямо на поверхность океана с большой высоты. На поверхности есть грубый круг примерно такой же ширины, как на фотографии. Верхняя палуба корабля видна в левом нижнем углу круга; длина корабля намного меньше длины окружности.
Аэрофотоснимок Сорю и его кругового следа утром 4 июня 1942 года. Корабль кружил, уклоняясь от бомб, сброшенных с большой высоты американским самолетом B-17 . Фотография была сделана с одного из B17.

Обеспокоенный ударами авианосцев США на Маршалловых островах, Лаэ-Саламауа и рейдами Дулитла, Ямамото был полон решимости заставить ВМС США вступить в схватку, чтобы устранить угрозу со стороны американских авианосцев. Он решил вторгнуться и занять остров Мидуэй , что, как он был уверен, отвлечет внимание американских авианосцев. Японцы назвали операцию вторжения на Мидуэй под кодовым названием MI . [ 35 ]

25 мая 1942 года Сорю отправился с авианосной ударной группой Объединенного флота в составе Каги , Акаги и Хирю , составлявших Первую и Вторую авианосные дивизии, для атаки на остров Мидуэй. Ее авиационное вооружение состояло из восемнадцати Зеро, шестнадцати D3A, восемнадцати B5N и двух предсерийных разведывательных вариантов (D4Y1-C) нового пикирующего бомбардировщика Yokosuka D4Y . Также на борту находились три A6M Zeros из 6-го Кокутайского полка, предназначавшиеся для использования в составе воздушного гарнизона Мидуэя. [ 36 ]

Поскольку флот находился в 250 морских милях (460 км; 290 миль) к северо-западу от Мидуэя на рассвете (04:45 по местному времени) 4 июня 1942 года, участие Сорю в комбинированном воздушном налете из 108 самолетов заключалось в нанесении удара по аэродрому на Восточный остров с восемнадцатью торпедоносцами в сопровождении девяти Зеро. Авиагруппа сильно пострадала во время атаки; единственный B5N был сбит истребителями, еще два были вынуждены броситься на воду при возвращении (оба экипажа спасены), а пять (включая тот, который приземлился на борт «Хирю» ) были повреждены и не подлежали ремонту. [ 37 ] Японцы не знали, что ВМС США раскрыли их план МИ , взломав их шифр, и подготовили засаду, используя три имеющихся авианосца, расположенных к северо-востоку от Мидуэя. [ 38 ]

Авианосец также внес 3 Зеро в общее число одиннадцати, назначенных для первоначального боевого воздушного патруля (CAP) на четырех авианосцах. К 07:00 на авианосце было шесть истребителей с CAP, которые помогли защитить « Кидо Бутай» от первых атак США с острова Мидуэй в 07:10. [ 39 ] В это время авианосцы Нагумо были атакованы шестью «Grumman TBF Avengers» ВМС США из 8-й торпедной эскадрильи (VT-8) , временно переброшенной с « Хорнета» на Мидуэй, и четырьмя ВВС США (USAAC). «Martin B-26 Marauders» , все несущие торпеды. Мстители преследовали Хирю, в то время как Мародеры атаковали Акаги . Тридцать CAP Zero, находившиеся в воздухе в это время, включая шесть из Сорю , немедленно атаковали американские самолеты, сбив пять «Мстителей» и два B-26. Уцелевшие самолеты сбросили торпеды, но все промахнулись. Сорю запустил еще три Зеро, чтобы усилить CAP, в 07:10. [ 40 ]

В 07:15 адмирал Нагумо приказал перевооружить B5N на Каге и Акаги бомбами для новой атаки на сам Мидуэй. Этот процесс был ограничен количеством артиллерийских тележек (используемых для перевозки бомб и торпед) и артиллерийских подъемников, что не позволяло размещать торпеды под палубой до тех пор, пока все бомбы не будут подняты из магазина, собраны и установлены на самолет. Обычно этот процесс занимал около полутора часов; больше времени потребуется, чтобы поднять самолет в кабину экипажа, разогреть и запустить ударную группу. Около 07:40 Нагумо отменил свой приказ, когда получил сообщение от одного из своих самолетов-разведчиков о том, что американские военные корабли были обнаружены. Избавившись от боеприпасов, первые шесть Сорю CAP Zero приземлились на борту авианосца в 07:30. [ 41 ]

В 07:55 следующий американский удар с Мидуэя прибыл в виде шестнадцати Douglas SBD Dauntless бомбардировщиков из 241-й эскадрильи морских разведчиков (VMSB-241) под командованием майора Лофтона Р. Хендерсона . [ Примечание 3 ] Три истребителя CAP Сорю были среди девяти , все еще находившихся в воздухе, которые атаковали самолеты Хендерсона, сбив шесть из них, когда они выполнили бесплодную планирующую бомбардировку Хирю . Примерно в то же время дюжина самолетов Boeing B-17 Flying Fortress USAAC атаковала японские авианосцы, бомбя их с высоты 20 000 футов (6 100 м). Большая высота B-17 дала японским капитанам достаточно времени, чтобы предугадать, где приземлятся бомбы, и успешно вывести свои корабли из зоны поражения. Четыре B-17 атаковали Сорю , но все промахнулись. [ 43 ]

CAP отразила следующий американский воздушный удар с Мидуэя, сбив три из одиннадцати пикирующих бомбардировщиков Vought SB2U Vindicator с VMSB-241, которые безуспешно атаковали линкор «Харуна» , начиная примерно с 08:30. [ 44 ] Хотя все американские авиаудары до сих пор не причинили незначительного ущерба, они вывели японские авианосные силы из равновесия, поскольку Нагумо пытался подготовить ответ на полученное в 08:20 известие о появлении американских авианосных сил на северо-востоке. Около 08:30 Сорю запустила один из своих D4Y с миссией по подтверждению местонахождения американских авианосцев. [ 45 ]

Сорю начала восстанавливать свои ударные силы на Мидуэе примерно в 08:40 и вскоре закончила к 09:10. [ 46 ] Приземлившиеся самолеты были быстро поражены внизу, а экипажи авианосцев начали подготовку к обнаружению самолетов для удара по американским авианосным силам. Подготовка была прервана в 09:18, когда был замечен первый атакующий американский авианосец. В их состав входили пятнадцать Douglas TBD Devastator торпедоносцев VT-8 под командованием лейтенанта-коммандера Джона К. Уолдрона из Hornet . Три бортовых истребителя CAP Zero приземлились на борт в 09:30, когда американцы безуспешно попытались провести торпедную атаку на Сорю , но три утренних истребителя сопровождения все еще находились в воздухе и присоединились к восемнадцати истребителям CAP в уничтожении самолетов Уолдрона. Все американские самолеты были сбиты, в результате чего Джордж Х. Гэй-младший — единственный выживший летчик — топтался на месте. [ 47 ]

Вскоре после этого четырнадцать «Девастаторов» из 6-й торпедной эскадрильи (VT-6) с «Энтерпрайза » под командованием лейтенанта-коммандера Юджина Э. Линдси атаковали. Самолет Линдси попытался сбить Кагу , но CAP, усиленный еще тремя Зеро, запущенными Сорю в 09:45, сбил все Опустошители, кроме четырех, и Кага увернулся от торпед. Сорю запустил еще три CAP Zeros в 10:00 и еще три в 10:15 после того, как была замечена 3-я торпедная эскадрилья (VT-3) из Йорктауна . Wildcat, сопровождавший VT-3, сбил один из ее Зеро. [ 48 ]

Пока VT-3 все еще атаковал Хирю , американские пикирующие бомбардировщики почти незамеченными пролетели над японскими авианосцами и начали пикирование. Именно в это время, около 10:20, по словам Джонатана Паршалла и Энтони Талли, «японская противовоздушная оборона окончательно и катастрофически потерпит неудачу». [ 49 ] В 10:25 Сорю был атакован тринадцатью Бесстрашными из бомбардировочной эскадрильи Йорктауна 3 - й (VB-3) . Авианосец получил три прямых попадания бомбы массой 1000 фунтов (454 кг): одна пробила нижнюю палубу ангара на миделе корабля , а две другие взорвались в верхней палубе ангара в носовой и кормовой части. В ангарах находились вооруженные и заправленные самолеты, готовившиеся к предстоящему удару, что привело к вторичным взрывам и разрыву паровых труб в котельных. За очень короткое время пожар на корабле вышел из-под контроля. В 10:40 она остановилась, и через пять минут ее команде было приказано покинуть корабль. эсминцы Isokaze и Hamakaze Выживших спасли . Сорю все еще был на плаву и к вечеру не подавал никаких признаков того, что начал тонуть, поэтому Исокадзэ было приказано затопить его торпедами, чтобы позволить эсминцам использовать для возможных операций той ночью. В 19:15 эсминец сообщил, что Сорю затонул. [ 50 ] на позиции 30 ° 38' с.ш. 179 ° 13' з.д.  /  30,633 ° с.ш. 179,217 ° з.д.  / 30,633; -179,217 . [ 5 ] Потери составили 711 членов экипажа из 1103 человек, включая капитана Янагимото, который решил остаться на борту. Это был самый высокий процент смертности среди всех японских авианосцев, потерянных на Мидуэе, в основном из-за разрушений на обеих ангарных палубах. [ 51 ]

Потеря Сорю и трех других авианосцев IJN в Мидуэе, составлявших две трети общего числа авианосцев Японии и опытное ядро ​​Первого воздушного флота, стала решающим стратегическим поражением и внесла значительный вклад в окончательную победу союзников. Стремясь скрыть поражение, корабль не был сразу исключен из реестра кораблей ВМФ, ожидая «подходящего случая». [ 52 ] прежде чем его окончательно исключили из реестра 10 августа 1942 года. [ 20 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хотя некоторые источники показывают Сорю и Хирю как представителей одного и того же класса кораблей , несмотря на их различия, [ 2 ] данная статья следует тем источникам, которые рассматривают их как родственные конструкции отдельных классов. [ 3 ]
  2. ^ Японское стандартное время на 19 часов опережает гавайское стандартное время , поэтому в Японии нападение на Перл-Харбор произошло 8 декабря.
  3. ^ По сей день существует большая путаница по поводу VMSB-241 на Мидуэе. В то время эскадрилья находилась в процессе перехода от устаревших СБ2У «Виндикатор» к современным СБД-2 «Бесстрашный» и в бою летала на обоих самолетах. [ 42 ]
  1. ^ Боэйчо Боэй Кеншудзё, с. 344
  2. ^ Шено 1995, стр. 165–166; Паршалл и Талли, стр. 470–476.
  3. ^ Браун 1977, стр. 18–21; Шено 1980, с. 181
  4. ^ Шено, с. 165
  5. ^ Jump up to: а б с д и Йентшура, Юнг и Микель, с. 47
  6. ^ Браун 1977, стр. 18–19.
  7. ^ Паршалл и Талли, с. 9
  8. ^ Jump up to: а б с д Питти, с. 239
  9. ^ Jump up to: а б с Браун 1977, с. 18
  10. ^ Jump up to: а б с д Браун 1977, с. 19
  11. ^ Jump up to: а б Шено, с. 166
  12. ^ Кэмпбелл, стр. 192–193.
  13. ^ Jump up to: а б Паршалл и Талли, с. 143
  14. ^ Стилле 2007, с. 51
  15. ^ Кэмпбелл, с. 200
  16. ^ Сильверстоун, с. 337
  17. ^ Стертон, с. 181
  18. ^ Хата, Идзава и Шорс, стр. 150–151; Хутон, с. 15
  19. ^ Jump up to: а б с д и Хата, Идзава и Шорс, с. 151
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г Талли
  21. ^ Полмар и Генда, с. 162
  22. ^ Браун 2009, стр. 116–117.
  23. ^ Зимм, стр. 159–60, 164, 168.
  24. ^ Полмар и Генда, с. 166
  25. ^ Браун 2009, стр. 118–119.
  26. ^ Полмар и Генда, с. 173
  27. ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. я, с. 161
  28. ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. I, стр. 226, 229, 231.
  29. ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. II, стр. 176–182.
  30. ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. II, стр. 307, 327, 392–393.
  31. ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. II, стр. 393–395, 399, 404–406.
  32. ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. II, стр. 413, 421–423, 426–429.
  33. ^ Паршалл и Талли, с. 12
  34. ^ Паршалл и Талли, стр. 10, 42, 88.
  35. ^ Стилле 2007, с. 22
  36. ^ Паршалл и Талли, стр. 3, 90.
  37. ^ Паршалл и Талли, стр. 126, 129, 200, 204.
  38. ^ Паршалл и Талли, стр. 151, 154; Стилле, с. 59
  39. ^ Паршалл и Талли, с. 505
  40. ^ Паршалл и Талли, стр. 151–152, 505; Лундстрем, с. 337
  41. ^ Паршалл и Талли, стр. 156–159, 505.
  42. ^ Кондон, с. 13
  43. ^ Паршалл и Талли, стр. 176, 178, 180.
  44. ^ Лундстрем, с. 338
  45. ^ Паршалл и Талли, стр. 183–189.
  46. ^ Паршалл и Талли, стр. 154–155.
  47. ^ Паршалл и Талли, стр. 205–209.
  48. ^ Паршалл и Талли, стр. 213–214, 221, 224, 505.
  49. ^ Паршалл и Талли, с. 219
  50. ^ Паршалл и Талли, стр. 236–238, 250–252, 261, 321, 332, 334–336.
  51. ^ Паршалл и Талли, с. 336
  52. ^ Паршалл и Талли, стр. 387–388, 419, 421.

Библиография

[ редактировать ]
  • Боэйчо Боэй Кеншудзё (1967), Сенши Сосё Гавай Сакусен Токио: Асагумо Симбунся.
  • Браун, Дэвид (1977). Факты о Второй мировой войне: авианосцы . Нью-Йорк: Издательство Arco. ISBN  0-668-04164-1 .
  • Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-108-2 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Шено, Роджер (1995). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время: Иллюстрированная энциклопедия (новое, исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-902-2 .
  • Кондон, Джон П. (nd). Авиация Корпуса морской пехоты США . Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография. Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 года . Проверено 19 октября 2011 г.
  • Хата, Икухико ; Идзава, Ясухо и Шорс, Кристофер (2011). Истребительные части ВВС Японии и их асы, 1932–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-1-906502-84-3 .
  • Хутон, Эдвард Р. (1987). «Воздушная война над Китаем». Любитель воздуха (34). Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press: 7–24. ISSN   0143-5450 .
  • Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-87021-893-Х .
  • Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-471-Х .
  • Паршалл, Джонатан и Талли, Энтони (2005). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Даллес, Вирджиния: Потомакские книги. ISBN  1-57488-923-0 .
  • Питти, Марк (2001). Санберст: рост японской военно-морской авиации 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-432-6 .
  • Полмар, Норман и Генда, Минору (2006). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Том. 1, 1909–1945. Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN  1-57488-663-0 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1992). Кровавые беспорядки . Том. I: Переход к войне и падение Сингапура. Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-50-Х .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1993). Кровавые беспорядки . Том. II: Защита Суматры до падения Бирмы. Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-67-4 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Стилле, Марк (2007). USN Carriers против IJN Carriers: Тихий океан, 1942 год . Дуэль. Том. 6. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84603-248-6 .
  • Стертон, Ян (1980). "Япония". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-146-7 .
  • Талли, Энтони П. (2000). «IJN Сорю: Табличный отчет о движении» . Кидо Бутай . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 16 июня 2013 г.
  • Зимм, Алан Д. (2011). Нападение на Перл-Харбор: стратегия, бой, мифы, обманы . Хавертаун, Пенсильвания: Издательство Casemate. ISBN  978-1-61200-010-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Миланович, Катрин (2022). «Перевозчики IJN Сорю и Хирю ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 47–62. ISBN  978-1-4728-4781-2 .
  • Стилле, Марк (2011). Тора! Тора! Тора!: Перл-Харбор, 1941 год . Рейд. Том. 26. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84908-509-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21769f2a6756a9996538bb57a6f09fa1__1722107280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/a1/21769f2a6756a9996538bb57a6f09fa1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese aircraft carrier Sōryū - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)