СС Терсо
СС Терсо
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | СС Терсо |
Владелец | Линия Вильсона Эллермана |
Строитель | SP Austin & Son Ltd, Сандерленд |
Номер двора | 304 |
Запущен | 24 сентября 1919 г. |
Завершенный | 1919 |
Переименован |
|
Порт приписки | Халл |
Идентификация | Официальный номер : 144022. |
Судьба | Потоплен 15 июня 1942 г. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 2436 брт |
Длина | 303 фута 2 дюйма (92,4 м) |
Луч | 43 фута (13,1 м) |
Черновик | 20 футов 8 дюймов (6,3 м) |
Движение |
|
Скорость | 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) |
Экипаж | 36 |
SS Thurso — грузовой пароход компании Ellerman’s Wilson Line . Thurso был построен в 1919 году компанией SP Austin & Sons в Сандерленде как War Bramble для контролера судоходства. Корабль водоизмещением 2436 тонн имел скорость 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час). Он был продан компании Ellerman Lines еще в стадии строительства и оставался в компании до тех пор, пока не погиб во время Второй мировой войны .
Последняя поездка
[ редактировать ]Под командованием мастера Уильяма Уолди Терсо входил в состав конвоя HG 84. [ 1 ] который покинул Лиссабон Гибралтар , и направился в Ливерпуль и 9 июня зашел в 36 чтобы присоединиться к -й эскортной группе под командованием капитана «Джонни» Уокера .
SS Thurso покинул Гибралтар 9 июня около 18:00, заняв позицию № 63 в конвое HG84. Это была прекрасная ночь с хорошей видимостью; Ветер был юго-восточный, сила 2, и после того, как все успокоилось, появилась небольшая зыбь. [ 2 ]
Терсо перевез 850 тонн пробки , генеральных грузов и 1500 мешков почты для немецких военнопленных в Великобритании. У нее был экипаж из 36 человек и шесть артиллеристов.
Она была вооружена 4-дюймовыми .12-фунтовыми пулеметами, двумя пистолетами «Гочкис», двумя «Твин-Марлинами», двумя полосовыми пистолетами Льюиса, РАС и воздушными змеями. «Секретные книги», которые также находились в утяжеленной сумке в радиорубке, затонули вместе с кораблем. .Размагничивание было включено. [ 2 ]
15 июня 1942 года в 00.58 и 00.59 U-552 под командованием капитан-лейтенанта Эриха Топпа атаковала конвой HG84. [ 3 ] потопив три корабля « Этриб» , [ 4 ] Пелайо [ 5 ] и Слемдал .
Мы не получали никаких предупреждений о присутствии подводных лодок поблизости и, следовательно, не знали, что опасность неминуема, до 01:00 15 июня, когда 2-й офицер сообщил, что норвежский танкер « Слемдаль » [ 6 ] [ 3 ] находившийся на позиции 62, был торпедирован по правому борту. Он действительно видел вспышку этой торпеды. Я сразу пошел на мост, постоял немного, наблюдая, как стреляют снежинки. Я понимаю, что Этриб [ 7 ] был торпедирован незадолго до « Слемдаля» , но я ничего об этом не знал, и, похоже, никто ничего не видел. [ 2 ]
конвой снова подвергся нападению примерно в 300 морских милях к западу от мыса Финистерре Рано утром 15 июня 1942 года со стороны U-552 . После предварительной перестрелки Топп выпустил по конвою три торпеды между 04:32 и 04:34. Терсо шел посередине и был одним из двух кораблей, которые попали и затонули; другой - город СС Оксфорд . [ 8 ]
Согласно устной истории, рассказанной капитаном. «Джонни» Уокер, « Терсо» первым был поражен торпедами:
SS Thurso , находившийся в середине конвоя, буквально разлетелся на осколки и на мгновение словно распался в белый пылающий огненный шар. [ 9 ]
Из отчета капитана Уолди:
В 04.20, когда он находился на позиции 430 41' северной широты и 18' 02' западной долготы, прямо в кормовой части раздался громкий взрыв, и вспышка, за которой последовала струя воды, прошла через мостик с кормы. Пропеллер, очевидно, взорвался, поскольку инженер рассказал мне впоследствии, что двигатели сильно заработали, прежде чем он смог их остановить. Торпеда попала немного в кормовую часть правого борта, а поскольку жилые помещения для экипажа находились в кормовой части, тринадцать человек, вероятно, пострадали в каютах экипажа, которые были полностью разрушены. Кормовая артиллерийская платформа взорвалась через сопутствующий люк помещения экипажа и запечатала его, так что других способов спастись не было.
Корабль постепенно осел на корму, поэтому старшему офицеру было приказано убрать спасательные шлюпки. Корабль быстро занял перпендикулярное положение, и мы покинули его в 04:40. Я сел в спасательную шлюпку, оторвался и увидел, что борт корабля был значительно поврежден. В 06:00 корабль наконец затонул за кормой, а в 06:20 выжившие, включая двух раненых артиллеристов, были подобраны HMS Marigold , и пострадавшим была немедленно оказана медицинская помощь. [ 2 ]
В это время на 4-дюймовом дежурили два артиллериста, один из которых, Невард, был серьезно ранен в результате взрыва и сломал ногу в двух местах. Двое других артиллеристов, Лэнгридж и Даулинг, несли раненого. вдоль палубы и на шлюпочную палубу, поместили его в спасательную шлюпку и, несомненно, были ответственны за спасение жизни канонира Неварда. Наводчик Хагон, страдавший от внутренних повреждений, сумел доползти без посторонней помощи. на шлюпочную палубу и в лодку, где он потерял сознание. [ 2 ]
Потери
[ редактировать ]Тринадцать Терсо членов экипажа из 42 человек погибли. [ 10 ] Капитан, капитан Уолди, 22 члена экипажа и шесть артиллеристов выжили, были подобраны корветом HMS Marigold и высажены в Гриноке . Эти погибшие мужчины были перечислены на панелях 107–108 Мемориала Тауэр-Хилл , посвященного мужчинам и женщинам торгового и рыболовного флотов, погибшим в обеих мировых войнах и чьи могилы не известны. Он стоит на южной стороне сада Тринити-сквер в Лондоне, недалеко от Лондонского Тауэра . [ 11 ]
Мемориалы
[ редактировать ]Матрос на борту корабля сопровождения написал:
Мы с большим уважением относились к морякам торгового флота. Я думаю, что они были недооценены, особенно сегодняшней британской общественностью, потому что они говорят о битве за Британию. Конечно, пилоты проделали изумительную, изумительную работу, но если остановиться и подумать, как им удалось доставить топливо для управления этими самолетами, то это были моряки торгового флота... И, честно говоря, я думаю, что они самые храбрые. люди вышли, Торговый флот.
Адмирал лорд Маунтеванс писал после войны:
Те из нас, кто сопровождал конвои в любой из великих войн, никогда не забудут дни и особенно ночи, проведенные в компании с этими медленно движущимися эскадрильями железных бродяг - клубами дыма из их труб, фосфоресцирующими следами, металлическим звоном. железных дверей в конце ночного дежурства, которые сообщали нам, что пожарные Торговой службы прибудут через четыре часа в отапливаемые машинные отделения или котельные, где им пришлось пройти сквозь строй торпед или мой, наверное, половину лет войны. Я помню, как часто думал, что те, кто находился в машинных отделениях, если бы их торпедировали, вероятно, утонули бы, не дойдя до ступеней машинного отделения. [ 12 ]
Историк Джон Киган писал:
30 000 солдат британского торгового флота, ставших жертвами подводных лодок в период с 1939 по 1945 год, большинство из которых утонули или погибли в жестоких водах Северной Атлантики, были столь же несомненно воинами на передовой, как гвардейцы и летчики-истребители которым они переправили необходимое для боя. Ни они, ни их американские, голландские, норвежские или греческие коллеги-моряки не носили униформу, и лишь немногие имеют какие-либо мемориалы. Тем не менее они стояли между Вермахтом и мировым господством. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Convoy HG-84. Архивировано 17 ноября 2011 г. на сайте Wayback Machine Warsailors.com , по состоянию на 2 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Отрывок из письменного отчета об интервью с капитаном СС Терсо, капитаном Уолди, 30 июня 1942 г.
- ^ Jump up to: а б «Слемдаль (норвежский моторный танкер) — Корабли, побитые немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны — uboat.net» . www.uboat.net . Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ «Этриб (британский торговец паром) — Корабли, пораженные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны — uboat.net» . www.uboat.net . Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ «Пелайо (британский торговец автомобилями) — Корабли, пораженные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны — uboat.net» . www.uboat.net . Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ «M/T Slemdal — Норвежский торговый флот 1939-1945» . www.warsailors.com . Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ «СС Этриб» . www.wrecksite.eu . Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ Терсо (британский торговец паром). Корабли, сбитые немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны , Uboat.net , по состоянию на 2 января 2012 г.
- ^ Капитан Джон Фредерик Уокер: Соедините главную скобу, часть третья. Архив воспоминаний людей о Второй мировой войне, написанный общественностью, собранный BBC , по состоянию на 2 января 2012 г.
- ↑ Ассоциация торгового флота Халла — Мемориал. Архивировано 27 августа 2011 года в Wayback Machine , Ассоциация торгового флота Халла , по состоянию на 2 января 2012 года.
- ^ «Мемориал Тауэр-Хилл» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Торговый флот во Второй мировой войне» . Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 17 июня 2015 г.
43 ° 41' с.ш. 18 ° 2' з.д. / 43,683 ° с.ш. 18,033 ° з.д.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Пароходы Соединенного Королевства
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Корабли компании Ellerman Lines
- корабли 1919 года
- Морские инциденты в июне 1942 г.