Jump to content

Итальянский крейсер Тренто

Координаты : 36 ° 10'00 "N 18 ° 40'00" E  /  36,1667 ° N 18,6667 ° E  / 36,1667; 18,6667
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Тренто в начале карьеры
История
Королевство Италия
Имя Трент
Тезка Город Тренто
Строитель Верфь братьев Орландо , Ливорно
Заложен 8 февраля 1925 г.
Запущен 4 октября 1927 г.
Введен в эксплуатацию 3 апреля 1929 г.
пораженный 18 октября 1946 г.
Судьба Потоплен 15 июня 1942 г.
Общие характеристики
Тип Тяжелый крейсер
Смещение Полная загрузка : 13 334 длинных тонны (13 548 т )
Длина 196,96 м (646 футов 2 дюйма)
Луч 20,6 м (67 футов 7 дюймов)
Черновик 6,8 м (22 фута 4 дюйма)
Установленная мощность
Движение
Скорость
  • Испытания: 35,6 узлов (65,9 км/ч; 41,0 миль в час)
  • Сервис: 31 узел (57 км/ч; 36 миль в час)
Диапазон 4160 миль (7700 км; 4790 миль) на скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час)
Дополнить
  • Мирное время: 723 г.
  • Военное время: 781
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 2 × IMAM Ro.43 гидросамолета

«Тренто» был первым из двух «Тренто» крейсеров класса ; это были первые тяжелые крейсеры , построенные для итальянской Regia Marina (Королевский флот). Корабль был заложен в феврале 1925 года, спущен на воду в октябре 1927 года и вступил в строй в апреле 1929 года. «Тренто» был очень легкобронирован, с бронепоясом толщиной всего 70 мм (2,8 дюйма) , хотя он обладал высокой скоростью и тяжелой главной батареей. из восьми 203-мм (8 дюймов) орудий. были построены в соответствии с ограничениями Вашингтонского военно-морского договора Хотя номинально эти два крейсера , они значительно превысили ограничения по водоизмещению, установленные договором.

Тренто часто служил флагманом крейсерской дивизии на протяжении 1930-х годов. В предвоенный период она также совершала длительные поездки за границу, в том числе тур по Южной Америке с мая по октябрь 1929 года и командировку в Китай с января по июнь 1932 года для защиты итальянских граждан во время гражданской войны в Китае . Она также принимала участие в многочисленных военно-морских смотрах, проводимых для иностранных лидеров.

После того, как Италия вступила во Вторую мировую войну в июне 1940 года, Тренто участвовал в обширных боевых действиях в Средиземном море , в том числе в сражениях при Калабрии , мысе Спартивенто и мысе Матапан в июле, ноябре 1940 года и марте 1941 года соответственно. Она также присутствовала во время безрезультатных Первого и Второго сражений при Сирте , а в последнем серьезно повредила британский эсминец . Тренто также часто приходилось сопровождать конвои с снабжением итальянских войск в Северной Африке, а также перехватывать британские конвои на Мальту . Во время одной из последних миссий по атаке конвоя британской операции «Гарпун» в июне 1942 года Тренто был дважды торпедирован: сначала торпедоносцем Бристоль Бофорт» « , а затем потоплен подводной лодкой HMS Umbra с очень большими человеческими жертвами.

План и профиль Тренто

Тренто составляла 196,96 метра (646 футов 2 дюйма) Общая длина , ширина 20,6 м (67 футов 7 дюймов) и осадка 6,8 м (22 фута 4 дюйма). Его водоизмещение составляло 13 334 длинных тонны (13 548 т ) при полной загрузке , хотя номинально ее водоизмещение находилось в пределах ограничения в 10 000 длинных тонн (10 160 т), установленного Вашингтонским военно-морским договором . корабля Надстройка включала большую боевую рубку в носовой части и меньшую по размеру второстепенную боевую рубку в кормовой части. Он был оснащен парой треножных мачт , одна сразу за боевой рубкой, а вторая дальше в корме. Ее экипаж состоял из 723 офицеров и рядовых, хотя за время войны их число увеличилось до 781. [ 1 ]

Ее силовая установка состояла из четырех «Парсонс», паровых турбин приводимых в движение двенадцатью нефтяными котлами «Ярроу» , которые были объединены в две воронки на миделе корабля . Ее двигатели имели мощность на валу 150 000 лошадиных сил (110 000 кВт) и максимальную скорость 36 узлов (67 км / ч; 41 миль в час). [ 1 ] На испытаниях она достигла всего 35,6 узла (65,9 км/ч; 41,0 миль в час), а в эксплуатации ее практическая максимальная скорость составляла всего 31 узел (57 км/ч; 36 миль в час). Корабль имел дальность плавания 4160 морских миль (7700 км; 4790 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час). [ 2 ]

«Тренто» имел на вооружении главную батарею из восьми 203-мм (8 дюймов) Mod 24 50-го калибра орудий в четырех орудийных башнях . Башни располагались суперстрелковыми парами в носовой и кормовой части . Противовоздушную оборону обеспечивала батарея из шестнадцати 100-мм (4 дюйма) 47-кал. орудия в спаренных установках, четыре 40-мм/39-мм пушки Виккерс-Терни в одиночных установках и четыре 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета. Помимо артиллерийского вооружения, он нес восемь торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21 дюйм) в четырех спаренных палубных пусковых установках. На ее борту находилась пара IMAM Ro.43 гидросамолетов для воздушной разведки; ангар располагался под баком , а неподвижная катапульта устанавливалась по средней линии в носовой части. [ 1 ] [ 2 ]

раз Тренто несколько За время ее карьеры аккумуляторная батарея пересматривалась. 100-мм пушки были заменены на более новые версии Mod 31 того же калибра. В 1937–1938 годах были сняты две крайние кормовые 100-мм пушки и все четыре 12,7-мм пулемета; восемь 37 мм (1,5 дюйма) 54-кал. пушки Breda M1932 и восемь 13,2-мм (0,52 дюйма) пулеметов Breda M1931 Вместо них были установлены , все в спаренных установках. В 1942 году корабль получил четыре 20-мм (0,79 дюйма) калибра 65 кал. Орудия Breda M1940 в одиночных установках. [ 3 ] [ 4 ]

Он был защищен бронепоясом толщиной 70 мм (2,8 дюйма) на миделе корабля с броневыми переборками толщиной от 40 до 60 мм (от 1,6 до 2,4 дюйма) на обоих концах. Ее броневая палуба имела толщину 50 мм (2 дюйма) в центральной части корабля и уменьшалась до 20 мм (0,79 дюйма) на обоих концах. Орудийные башни имели обшивку лицевых сторон толщиной 100 мм (3,9 дюйма), а опорные барбеты, в которых они находились, имели толщину от 60 до 70 мм (2,4–2,8 дюйма). Основная боевая рубка имела борта толщиной 100 мм. [ 1 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Киль « Тренто » был заложен на судне «Cantiere navale fratelli Orlando» 8 февраля 1925 года. Готовый корпус планировалось спустить на воду 4 сентября 1927 года, но в результате диверсии со стороны антифашистских рабочих верфи, которые подмешали песок в смазку на стапель, не позволяющий кораблю соскользнуть в воду. После неоднократных попыток завершить спуск на воду верфи пришлось прибегнуть к буксировке «Тренто» со стапеля 4 октября 1927 года с помощью пассажирского судна SS Principe di Udine . После достроечных завершения был принят в состав итальянского флота. работ корабль 3 апреля 1929 года [ 1 ] [ 5 ] 11 мая 1929 года «Тренто» стал флагманом крейсерской дивизии; пять дней спустя она и ее сестра Триест отправились в круиз по северному Средиземноморью, который включал остановку в Барселоне . Два крейсера вернулись в Специю 4 июня. В следующем месяце Тренто отправился в гораздо более амбициозный круиз, покинув итальянские воды 23 июля и направляясь в Южную Америку. В течение следующих трех месяцев она посетила Кабо-Верде , Рио-де-Жанейро , Сантос , Монтевидео , Буэнос-Айрес , Баия-Бланку , Лас-Пальмас и Танжер , прежде чем вернуться в Италию 10 октября. [ 5 ]

Тренто (в центре) и Больцано (на заднем плане) в пути.

15 сентября 1930 года Тренто отправился в круиз по восточному Средиземноморью, который завершился в Специи 21 ноября. В середине 1931 года он вошёл в сухой док в Специи для модификации треноги-фок-мачты; для снижения вибрации в системе управления огнем была установлена ​​более прочная пятилапая версия. 28 января 1932 года «Тренто» направился в Гаэту , где он и эсминец «Эсперо» встретился с контингентом батальона Сан-Марко. Затем два корабля отправились в Китай, где усилили итальянскую Дальневосточную дивизию, в которую входил старый защищенный крейсер «Ливия» и канонерские лодки «Себастьяно Кабото» и «Эрманно Карлотто» . Силам было поручено защищать итальянских граждан, находящихся в стране во время гражданской войны в Китае . Корабли остановились в Порт-Саиде , Адене , Коломбо и Сингапуре по пути в Шанхай , куда прибыли 4 марта. С 26 апреля по 1 мая Тренто посетил Нагасаки , Япония. Две недели спустя, 14 мая, Тренто покинул Шанхай, чтобы вернуться в Италию и 30 июня прибыл в Специю. [ 5 ]

6–7 июля 1933 года «Тренто» принял участие в крупном смотре флота, проходившем в Неаполитанском заливе по поручению итальянского диктатора Бенито Муссолини . 2 декабря Тренто стал флагманом 2-й дивизии 1-й эскадрильи. Корабль посетил Дураццо 23–26 июня 1934 года и 1 июля стал флагманом 3-й дивизии. С 8 по 20 марта 1935 года она совершила еще один круиз по восточному Средиземноморью, во время которого совершила заходы на Родос и Лерос . 18 июня Триест временно сменил Тренто с поста флагмана дивизии. Еще один военно-морской смотр был проведен в Неаполитанском заливе 27 ноября 1936 года в честь регента Венгрии Миклоша Хорти , который в то время находился с визитом в Италии. Триест снова заменил Тренто в качестве флагмана 27 января 1937 года. С 10 по 12 марта 1937 года Муссолини совершил короткое путешествие по итальянской Ливии на борту тяжелого крейсера «Пола » в сопровождении Тренто . два крейсера остановились в Бенгази , Триполи и Рас-Лануфе . Во время путешествия [ 5 ]

Корабль участвовал в еще одном смотре флота 5 мая 1938 года, проведенном в честь государственного визита немецкого диктатора Адольфа Гитлера в Италию. Другая проверка, посвященная принцу Югославии Павлу , была проведена 17 мая 1939 года в Неаполитанском заливе. С 5 по 19 июня Тренто присоединился к остальному флоту в Ливорно на первом праздновании Дня военно-морского флота 10 июня. Еще один круиз по восточному Средиземноморью последовал 9 июля, во время которого Тренто остановился в Триполи, Тобруке , Родосе и Леросе, а затем вернулся в Таранто 29 числа. С октября по декабрь корабль прошел капитальный ремонт, включавший доработку вооружения и установку заглушек воронок . [ 5 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Тренто и Триест в конце 1930-х годов, вид с кормы миноносца.

10 июня 1940 года Италия объявила войну Франции и Великобритании, присоединившись к своему союзнику Германии во Второй мировой войне . В то время «Тренто» дислоцировался в Мессине , снова флагмане 3-й дивизии. На следующий день Тренто и остальная часть 3-й дивизии присоединились к 6-й дивизии для патрулирования в Сицилийском проливе , где они заложили минное поле. 8 июля 3-я дивизия сопровождала конвой в Ливию вместе с линкорами 1-й дивизии; На следующий день возвращающиеся военные корабли столкнулись с хорошо защищенным британским конвоем. В последовавшей битве при Калабрии « Тренто» вступил в бой с британскими крейсерами и был сильно атакован британской авиацией, но остался неповрежденным. Отряд из 120 итальянских самолетов прибыл после того, как оба флота вышли из боя, и некоторые итальянские пилоты случайно атаковали итальянские суда, что побудило флот нарисовать красные полосы на баках каждого корабля. Еще один конвой в Ливию, который прошел без происшествий, последовал за ним 30 июля, а Тренто вернулся в Мессину 1 августа. 31 августа 3-я дивизия вышла на перехват британских конвоев в Операция «Шляпы» , однако итальянский флот прервал операцию, не встретив торговых судов. Тренто вернулся в Таранто 2 сентября. [ 5 ]

Рано утром 12 октября итальянские эсминцы и торпедные катера вступили в бой с парой британских крейсеров в битве у мыса Пассеро ; один из эсминцев, Artigliere , был сильно поврежден в бою. Тренто , Триесту и Больцано было приказано сменить итальянские легкие силы в 08:00, хотя было уже слишком поздно, чтобы спасти Артильер , который был затоплен примерно через час. [ 6 ] На обратном пути британская авиация безуспешно атаковала итальянские крейсера. 21 октября «Тренто» был переведен в Таранто, и он присутствовал в гавани в ночь с 11 на 12 ноября, когда британцы совершили набег на порт . Во время атаки в корабль попала единственная бомба, но она не взорвалась. Тем не менее он повредил переднюю 100-мм установку по левому борту. [ 5 ]

26 ноября Тренто вышел в бой с флотом. [ 7 ] в попытке перехватить еще один конвой на Мальту . [ 8 ] На следующее утро гидросамолет-разведчик из Больцано обнаружил британскую эскадрилью. [ 9 ] Вскоре после 12:00 доклады итальянской разведки сообщили командующему итальянским флотом вице-адмиралу Иниго Кампиони о численности британского флота, и он приказал своим кораблям выйти из боя. К этому времени «Тренто» и другие тяжелые крейсеры уже начали вступать в бой со своими британскими коллегами в битве у мыса Спартивенто и нанесли два попадания по крейсеру HMS Berwick , второе из которых приписывается либо «Триесту» , либо «Тренто» . [ 10 ] [ 11 ] Линейный крейсер HMS Renown вмешался, чтобы защитить британские крейсеры, что вынудило Кампиони ввести линкор «Витторио Венето» в бой . Это, в свою очередь, вынудило британские крейсеры прекратить бой, позволив обеим сторонам выйти из боя. [ 12 ]

Битва у мыса Матапан

[ редактировать ]
Карта, показывающая движения итальянского и британского флотов.

3-я дивизия сопровождала еще один конвой в Северную Африку 12–13 марта 1941 года. Две недели спустя, 27 марта, дивизия, которой в то время командовал контр-адмирал Луиджи Сансонетти, вместе с остальным флотом вышла на крупный штурм в направлении остров Крит. [ 13 ] [ 14 ] В 06:55 28-го числа гидросамолет IMAM Ro.43 , запущенный Витторио Венето , обнаружил эскадру британских крейсеров, а к 07:55 Тренто и 3-я дивизия оказались в пределах видимости. Семнадцать минут спустя итальянские крейсеры открыли огонь с дистанции 24 000 ярдов (22 000 м), положив начало первой фазе битвы у мыса Матапан ; В течение следующих сорока минут Тренто выпустила в общей сложности 204 бронебойных снаряда , хотя проблемы с ее дальномерами и чрезвычайная дальность действия не позволили ей добиться каких-либо значительных попаданий. [ 15 ] [ 16 ]

В 08:55 командующий итальянским флотом вице-адмирал Анджело Якино приказал Сансонетти прервать бой с британскими крейсерами и повернуть на северо-запад, чтобы заманить британские корабли в зону действия Витторио Венето . Примерно к 11:00 Витторио Венето сократил расстояние настолько, чтобы открыть огонь, что побудило Сансонетти повернуть три своих крейсера обратно, чтобы присоединиться к бою. Британские крейсеры с 6-дюймовым вооружением уступили как итальянским тяжелым крейсерам, так и «Витторио Венето» , и они быстро изменили курс. Пока обе стороны все еще маневрировали, группа британских торпедоносцев с Крита прибыла и вскоре после 12:00 безуспешно атаковала Тренто и остальную часть ее дивизии. [ 17 ] Дальнейшие атаки авианосца HMS Formidable убедили Якино прекратить боевые действия и отступить в 12:20. [ 18 ]

Позже в тот же день Витторио Венето и Пола были торпедированы британским самолетом, последний остался обездвиженным. Тренто , Триест и Больцано также подверглись атаке авиации, но им удалось уйти без повреждений. Тренто достиг Таранто вместе с поврежденным Витторио Венето в 15:30 следующего дня. Тем временем «Пола» и два других крейсера класса «Зара» были уничтожены в ночном бою с британскими линкорами поздно вечером 28 числа. [ 19 ]

Конвойные операции и потери

[ редактировать ]

Тренто переехала в Специю 6 мая для капитального ремонта, который продлился до 5 августа, после чего она вернулась в Мессину. Она приняла участие в Дуйсбурга конвое 8–9 ноября вместе с «Триестом» , двумя кораблями, служившими прикрытием конвоя. Конвой был атакован британскими военными кораблями рано утром 9 ноября, однако силы прикрытия не смогли вмешаться, и конвой был уничтожен. [ 13 ] [ 20 ] Другой конвой последовал за ним 21 ноября и во время перехода через Тренто помог защититься от нападения британской авиации. Менее чем через месяц, 16 декабря, «Тренто» присоединился к большинству других тяжелых частей флота для сопровождения двух больших конвоев в Бенгази и Триполи. На следующий день флот столкнулся с британскими войсками, прикрывавшими торговое судно, направлявшееся на Мальту, что привело к безрезультатной Первой битве при Сирте . 22 марта 1942 года «Тренто» присоединился к линкору «Литторио» , крейсерам «Гориция» и «Джованни делле Банде Нере» , а также нескольким эсминцам в попытке перехватить британский конвой. Во Второй битве при Сирте четыре корабля атаковали конвой MW10, но британский эскорт — четыре лёгких крейсера и восемнадцать эсминцев — не позволили итальянцам атаковать торговые суда. По некоторым данным, в этом бою «Тренто» поразил эсминец HMS Kingston , нанеся ему тяжелые повреждения. [ 21 ] Два итальянских эсминца, Lanciere и Scirocco , затонули после боя в плохую погоду; Тренто попыталась прийти им на помощь, но они затонули прежде, чем она успела до них добраться. [ 13 ]

14 июня Тренто покинул Таранто вместе с Литторио , Витторио Венето , Горицией и легкими крейсерами Джузеппе Гарибальди и Эмануэле Филиберто Дука д'Аоста, чтобы атаковать британский конвой из Александрии, направлявшийся на Мальту в рамках операции «Гарпун» . На следующее утро, находясь в Ионическом море , британский бомбардировщик-торпедоносец «Бристоль Бофорт» поразил Тренто около 05:00 . Торпеда вызвала серьезный пожар в носовых котельных , что вынудило корабль остановиться. Некоторые из эсминцев сопровождения поставили дымовую завесу, чтобы скрыть корабль от дальнейших атак, и попытались отбуксировать его обратно в порт, но в 09:10 британская подводная лодка «Умбра» торпедировала подбитый крейсер. Передние магазины взорвались, и Тренто затонул за считанные минуты. [ 13 ] Его быстрое затопление обрекло на гибель многих членов его экипажа: вместе с кораблем затонуло около 549 человек из военного состава, состоящего из 51 офицера и 1100 военнослужащих. Среди погибших был и ее командир капитан Станислао Эспозито. Другим итальянским военным кораблям удалось спасти 602 человека, из которых около трети были ранены. Из них 21 мужчина позже скончался от ран. [ 22 ] 18 октября 1946 года послевоенный итальянский флот официально исключил Тренто из военно-морского реестра . [ 13 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Гардинер и Шено, с. 291
  2. ^ Jump up to: а б Брешия, с. 72
  3. ^ Гардинер и Шено, стр. 291–292
  4. ^ Кэмпбелл, стр. 345–347.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хогг и Вайпер, с. 2
  6. ^ О'Хара, с. 61
  7. ^ Хогг и Вайпер, стр. 2–3.
  8. ^ Грин и Массиньяни, с. 116
  9. ^ Маттезини, с. 114
  10. ^ Грин и Массиньяни, с. 119
  11. ^ О'Хара, стр. 70–71
  12. ^ О'Хара, с. 72
  13. ^ Jump up to: а б с д и Хогг и Вайпер, с. 3
  14. ^ Беннетт, с. 119
  15. ^ Грин и Массиньяни, стр. 150–151.
  16. ^ Беннетт, с. 120
  17. ^ Беннетт, стр. 120–121.
  18. ^ Грин и Массиньяни, стр. 152–153
  19. ^ Хогг и Вайпер, с. 10
  20. ^ Брешия, с. 48
  21. ^ Брешия, с. 74
  22. ^ Фиораванзо, с. 312
  • Беннетт, Джеффри (2003). Морские сражения Второй мировой войны . Барнсли: Перо и меч. ISBN  0-85052-989-1 .
  • Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини: Справочник по Regia Marina 1930–1945 гг . Барнсли: Сифорт. ISBN  978-1-84832-115-1 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Фьораванцо, Джузеппе. Итальянский флот во Второй мировой войне - Том II: Война в Средиземноморье - Военно-морские действия - Том 2: с 1 апреля 1941 года по 8 сентября 1943 года . Рим: Историческое управление военно-морского флота.
  • Гардинер, Роберт и Шено, Роджер, ред. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-913-8 .
  • Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (1998). Морская война в Средиземном море, 1940–1943 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN  1-86176-057-4 .
  • Хогг, Гордон Э. и Вайпер, Стив (2004). Иллюстрация 23 военного корабля: итальянские тяжелые крейсеры времен Второй мировой войны . Цветы, Т.А. (иллюстратор). Тусон: Издательство Classic Warships. ISBN  0-9710687-9-8 .
  • Маттезини, Франческо (2000). Битва у мыса Теулада: 27-28 ноября 1940 г. (на итальянском языке). Рим: Историческое управление военно-морского флота.
  • О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-648-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брешиа, Маурицио; де Торо, Аугусто (2022). Итальянские тяжелые крейсеры: от Тренто до Больцано . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-68247-871-4 .
[ редактировать ]

36 ° 10'00 "N 18 ° 40'00" E  /  36,1667 ° N 18,6667 ° E  / 36,1667; 18,6667

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28bfb30835e33fc82462b800556fea36__1711978140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/36/28bfb30835e33fc82462b800556fea36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Italian cruiser Trento - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)