Советский добровольческий отряд
Советский добровольческий отряд | |
---|---|
Советские добровольцы в Китае | |
![]() Советские авиаторы на аэродроме Ханькоу | |
Активный | 1937–1941 |
Страна | ![]() |
Верность | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Размер | 3665 пилотов и наземный персонал (пик) |
Гарнизон/штаб | Нанкин Наньчан Ланьчжоу |
Помолвки | Вторая китайско-японская война |
Самолет летал | |
Бомбардировщик | Tupolev TB-3 , Tupolev SB |
боец | Polikarpov I-16 , Polikarpov I-15 |
Советская добровольческая группа была добровольческой частью советских ВВС, направленной для поддержки Китайской Республики во время Второй китайско-японской войны между 1937 и 1941 годами. После инцидента на мосту Марко Поло советско -китайский пакт о ненападении был подписан . значительной советской военной помощи Китаю, в том числе добровольческими эскадрильями. Китай заплатил за поддержку сырьем.
Фон
[ редактировать ]После краха Уолл-стрит в 1929 году и последующего мирового экономического кризиса Японская империя проводила экспансионистскую политику против своих ослабленных соседей на Дальнем Востоке . 18 сентября 1931 года Япония инсценировала Мукденский инцидент, используя его как предлог для вторжения в китайскую Маньчжурию . Япония продолжала превращать северо-восток Китая в марионеточное государство под названием Маньчжоу-Го . В планах японского генерального штаба Маньчжоу-Го должно было послужить трамплином для будущего завоевания остального Китая. Столкнувшись с растущим давлением, Китай укрепил свои связи с Германией . Начиная с 1933 года немецкая миссия во главе с Гансом фон Сектом оказывала решающую военную поддержку правительству Чан Кайши , реорганизовывая армию, обеспечивая обучение и современное вооружение. Помощь Германии начала уменьшаться в 1937 году и была полностью прекращена в мае 1938 года, когда Адольф Гитлер вместо этого присоединился к Японии и Маньчжоу-Го. [ 1 ]
Китайско - советские дипломатические отношения были прерваны после советско-китайского конфликта (1929 г.) . В то время Советский Союз осуществлял общенациональную программу массовой индустриализации в рамках подготовки к потенциальной войне на два фронта (с Германией и Японией соответственно). Создание Маньчжоу-Го осложнило ситуацию, поскольку на ее территории теперь располагалась колония из 40 тысяч советских граждан, работающих на Китайско-Восточной железной дороге . Хотя Советы отказались официально признать новое государство, они продали железную дорогу японцам в марте 1935 года по сниженной цене после серии японских провокаций. Советы почувствовали себя неготовыми к новой конфронтации с Японией, решив улучшить отношения с Китаем в качестве временной контрмеры. Лига Наций хранила молчание по вопросу японского империализма, подталкивая Китай к активизации своих неофициальных каналов связи со своим единственным оставшимся потенциальным союзником. Антикоминтерновский пакт , подписанный 25 ноября 1936 года, устранил последние сомнения обеих сторон относительно продолжающихся усилий по примирению. 7 июля 1937 года Инцидент на мосту Марко Поло положил начало Второй китайско-японской войне . 21 августа Китай и Советский Союз подписали пакт о ненападении. Хотя в пакте не упоминалась советская военная поддержка, он де-факто установил молчаливое понимание того, что Советы окажут как военную, так и материальную помощь. [ 2 ]
В сентябре 1937 года секретным постановлением Оргбюро СССР предписывалось 225 самолетов, в том числе 62 Поликарпова И-15 , 93 Поликарпова И-16 и 8 учебно-тренировочных Яковлева УТ-4 отправить в Китай . В марте и июле 1938 г., а также в июле 1939 г. Китай получил кредиты в размере 50, 50 и 150 млн долларов соответственно с годовой процентной ставкой 3%. Кредиты должны были погашаться за счет экспорта чая, шерсти, кожи и металлов. По просьбе Китая Советы также согласились предоставить военных советников и пилотов-добровольцев. Первая группа военных советников прибыла в Китай в начале июня 1938 года. К февралю 1939 года 3665 советских военных специалистов во главе с Михаилом Дратвиным . было дислоцировано [ 3 ]
Операция
[ редактировать ]
В октябре 1937 года около 450 советских летчиков и техников собрались в Москве , а затем отправились в Алма-Ату, чтобы доставить в Китай 155 истребителей, 62 бомбардировщика и 8 учебно-тренировочных самолетов. Советские граждане прибыли как частные лица и первоначально носили гражданскую одежду, миссия оставалась секретом даже от их ближайших родственников. Им было приказано избегать использования термина «товарищ» , а в случае захвата они должны были заявить, что являются бывшими членами Белого движения, постоянно проживающими в Китае. Перед каждым вылетом пилоты переодевались в китайскую форму, а их самолеты маркировались знаками различия ВВС Китая. К 1941 году количество отправленных в Китай самолетов советской постройки составило 885, включая двухмоторные и четырехмоторные бомбардировщики, хотя последние так и не использовались в боевых действиях. Помимо вышеупомянутых И-15, И-16 и УТ-4, Советский Союз также поставлял бомбардировщики Туполев ТБ-3 , Туполев СБ и Ильюшин ДБ-3 . К концу 1941 года в Китай было отправлено более 1200 самолетов. [ 4 ] К моменту прибытия первых советских добровольцев численность китайских ВВС сократилась до менее чем 100 исправных самолетов. Это были машины настолько устаревшие, что Советы называли их «музеем древности», и в них работало менее 600 человек. Моральный дух был низким, а улучшению ситуации мешали коррумпированные чиновники, скупавшие устаревшее иностранное оборудование в обмен на взятки. Японцы превосходили китайцев в воздухе в соотношении 13:1 и были лучше обучены. Более того, японские самолеты были быстрее и оснащены такими новинками, как приборы ночного видения и радиостанции, что позволяло легко перехитрить и одолеть любое сопротивление. [ 5 ]
Хотя личный состав был проинформирован о ситуации в Китае и важности своего участия в борьбе против Японии, они не были добровольцами; советскими ВВС Командующий Александр Локтионов и его заместитель Яков Смушкевич отобрали личный состав Советского добровольческого отряда. На пике своего развития Советский добровольческий отряд насчитывал 3665 человек, включая врачей, водителей, механиков, метеорологов, криптографов, радистов, руководителей аэродромов и пилотов. Из них 2000 были летчиками, 1000 принимали участие в боевых вылетах. Некоторые из них были отправлены прямо с передовой линии гражданской войны в Испании, где у Советов также была значительная военная миссия. Из поставленных самолетов половина была передана ВВС Китая, а половина эксплуатировалась и обслуживалась советским персоналом. Советские авиационные части дислоцировались на базах вблизи городов Нанкин , Ханькоу и Чунцин , а также в Ланьчжоу на северо-западе Китая, на конечной точке советского маршрута снабжения. [ 6 ] 13 декабря 1937 года бывшая временная столица Нанкин пала перед японцами, превратив аэродром Сянъян в главную советскую базу. В обороне новой столицы Ханькоу приняли участие 200 советских летчиков, летавших в смешанных эскадрильях вместе с китайскими летчиками. [ 7 ]
23 февраля 1938 года Советская добровольческая группа провела свою первую операцию за пределами границ Китая: 12 и 28 бомбардировщиков вылетели из Нанкина и Ханькоу соответственно. Целью был остров Тайвань , главная база японских ВВС , на которой также размещался широкий спектр грузовых судов, содержащих топливо и запасные части, предназначенные для базы. Летя на большой высоте и приближаясь к острову с севера, бомбардировщики оставались незамеченными, пока не сбросили полезную нагрузку и благополучно вернулись. В результате налета японцы потеряли крупную партию топлива, на земле было уничтожено 40 самолетов, портовые сооружения и ангары разрушены, несколько кораблей получили незначительные повреждения. 28 апреля японцы совершили массированный воздушный налет на военный аэропорт Уханя с целью отпраздновать день рождения императора Хирохито . В 10 часов утра их встретили 60 советских истребителей И-15 и И-16. В крупнейшем на тот момент воздушном бою японцы потеряли 21 самолет, тогда как советские потери ограничились двумя. Среди погибших был советский летчик Лев Шустер, выполнявший воздушный таран после исчерпания топлива и боеприпасов. 31 мая 18 японских бомбардировщиков во второй раз приблизились к Уханю под прикрытием 36 истребителей. По итогам боя японские бомбардировщики не достигли цели, 14 из них были сбиты советскими истребителями. К маю советские летчики уничтожили 625 самолетов противника и повредили 150 военных и гражданских кораблей. [ 8 ] Советские эскадрильи были выведены после пакта о ненападении между Советским Союзом и Германией в 1939 году. В результате китайцы обратились к США, которые санкционировали создание американской добровольческой группы «Летающие тигры» . [ 9 ]
Памятники
[ редактировать ]
Среди выдающихся летчиков, воевавших в отряде, - Федор Полынин , Павел Рычагов , Сидор Слюсарев , Тимофей Хрюкин , Степан Супрун , Григорий Кравченко , Константин Коккинаки , Георгий Захаров , Григорий Тхор и Павел Жигарев . С 1937 по 1940 год в боях или в результате несчастных случаев погибло 236 советских летчиков. Всего в Китае установлено 70 памятников советским авиаторам. Самым известным из них является Цзефан Гунъюань (Парк Освобождения) в Ухане , построенный в 1956 году и в котором находятся останки 15 советских летчиков. Мемориал Парк Освобождения был отремонтирован в 2008 году. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Чудодеев 2017 , с. 7–11.
- ^ Чудодеев 2017 , с. 11–21.
- ^ Чудодеев 2017 , с. 21–29.
- ^ Вагнер 1991 , с. 23.
- ^ Чудодеев 2017 , с. 57–60.
- ^ Эриксон 2001 , с. 491.
- ^ Чудодеев 2017 , с. 57–69.
- ^ Чудодеев 2017 , с. 74–106.
- ^ Форд 2007 , с. 28.
- ^ Чудодеев 2017 , с. 110–116.
Ссылки
[ редактировать ]- Chudodeev, Yuriy (2017). На Земле и в Небе Китая: Советские военные советники и летчики–добровольцы в Китае в период японо–китайской войны 1937–1945 гг [ In the Skies and on the Ground in China: Soviet military advisors and volunteer pilots in China during the period of the Sino–Japanese War 1937–1945 ]. Moscow: Russian Academy of Sciences. ISBN 978-5-89282-717-1 .
- Эриксон, Джон (2001). Советское высшее командование: Военно-политическая история, 1918–1941 (3-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 0-7146-5178-8 .
- Форд, Дэниел (2007). Летающие тигры: Клэр Шенно и его американские добровольцы, 1941–1942 гг . Книги Харпер Коллинз-Смитсоновский институт. ISBN 978-0-06-124655-5 .
- Вагнер, Рэй (1991). Прелюдия к Перл-Харбору: Воздушная война в Китае, 1937–1941 гг . Аэрокосмический музей Сан-Диего. ОСЛК 28440168 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иностранные воинские части и соединения
- Части и соединения советских ВВС
- ВВС Китайской Республики
- Отношения Китая и Советского Союза
- Отношения Японии и Советского Союза
- Добровольческие воинские части и формирования
- Воинские части и соединения, созданные в 1937 году.
- Воинские части и соединения расформированы в 1940 году.
- Бомбардировка Чунцина