Степан Супрун
Stepan Pavlovich Suprun | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Степан Павлович Супрун |
Рожденный | Richky , Russian Empire (now Ukraine) | 2 августа 1907 г.
Умер | 4 июля 1941 г. Толачинский район Белорусской ССР , Советский Союз (ныне Белоруссия) | ( 33 года
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1929 – 1941 |
Классифицировать | Подполковник |
Единица | 401-й истребительный авиационный полк специального назначения |
Битвы/войны | Вторая китайско-японская война Вторая мировая война |
Награды | Герой Советского Союза (дважды). |
Степан Павлович Супрун ( русский : Степа́н Па́влович Супру́н ; 2 августа [ OS 20 июля] 1907 - 4 июля 1941) был советским летчиком-испытателем, испытавшим за свою карьеру более 140 типов самолетов. Он также был летчиком-истребителем и дважды удостоен звания Героя Советского Союза .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Супрун родился 2 августа [ OS 20 июля] 1907 года в украинской семье в Харьковской губернии Российской империи . В 1910 году он с семьей переехал в США, а в 1913 году — в Канаду, где окончил восемь классов школы в Виннипеге и вступил в Коммунистический союз молодёжи Канады. [ 1 ] до переезда в новообразованный Советский Союз в 1924 году. Первоначально он жил в Алтайском крае, а затем переехал в Алма-Ату . Работать на Украине начал подмастерьем в мастерской в 1925 году, а с 1926 по 1928 год работал плотником в городе Сумы . В 1928 году начал работать на заводе фрезеровщиком. [ 2 ]
Авиация и военная карьера
[ редактировать ]Поступив в армию в октябре 1929 года, начальную авиационную подготовку окончил в марте 1930 года в Смоленске , где прошел дальнейшее обучение в составе 83-й учебной эскадрильи, а обучение летному делу получил у Сергея Денисова . Выполнив программу в июле 1931 года, Супрун был направлен в 91-ю истребительную авиационную эскадрилью командиром звена. [ 2 ] [ 3 ]
В июле 1933 года стал летчиком-испытателем НИИ ВВС РККА, где проводил испытания самолетов И-1Б, И-21 и И-180 . Через год после начала работы летчиком-испытателем он начал летать на парадах над Красной площадью. он познакомился С Александром Покрышкиным (впоследствии ставшим асом и трижды Героем Советского Союза) во время отдыха на побережье Черного моря в 1935 году. В 1937 году он стал депутатом Верховного Совета Севастополя, а с 1937 по 1938 год он посетил США в составе советской делегации. Валерий Чкалов похвалил его за храбрость во время поездки делегации. После возвращения в Советский Союз ему представилась возможность провести испытательные полеты на трофейном Bf-109, в ходе которых он выяснил, почему пилоты немецкого самолета не вступали в воздушный бой с некоторыми советскими истребителями, способными совершать резкие виражи. [ 2 ] После смерти Валерия Чкалова Супрун получил разрешение начать полеты на И-180. Во время одной из приземлений после испытательного полета сломалось правое шасси, но он пережил катастрофу, получив лишь легкие травмы. [ 4 ] [ 5 ]
Вторая китайско-японская война
[ редактировать ]С июля 1939 года по январь 1940 года он был командиром группы истребительной авиации, дислоцированной в Китае для обеспечения защиты от атак японцев на густонаселенные районы. Его подразделение численностью около 50 самолетов было приписано к городу Чунцин , а в декабре их перебросили в Юньнань, где им было поручено защищать стратегически важные аэродромы и технику. За время конфликта Супрун совершил 83 боевых вылета на И-15 и И-16, из них семь — ночью.
Возврат из развертывания
[ редактировать ]По возвращении в СССР в январе 1940 года Москва попросила его войти в состав делегации по закупке самолетов в Германию в марте. В ходе визита он провел предварительные полеты на немецких самолетах, которые собирался купить Советский Союз. С помощью Супруна Советский Союз смог закупить различные самолеты, в том числе Bf 109 , Bf 110 , Do 215 , Fw 58 , He 100 и Ju 88 . [ 3 ]
20 мая 1940 года за участие в испытаниях новых самолетов и действия в Китае ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он продолжал работать летчиком-испытателем и на протяжении всей своей карьеры летчика-испытателя проводил испытательные полеты на более чем 140 типах самолетов. [ 6 ]
Вторая мировая война и смерть
[ редактировать ]Через два дня после начала операции «Барбароза» Супрун запросил разрешение института на создание и командование полком из летчиков-испытателей. После одобрения его предложения Сталиным из летчиков института было сформировано шесть полков; два были оснащены Ил-2 для штурмовых целей, два были назначены пикирующим бомбардировщиком Пе-2 , а один получил Пе-8 и стал бомбардировщиком дальнего действия. Подразделение, которым командовал Супрун, имело 32 истребителя МиГ-3 и получило обозначение 401-й истребительный авиационный полк специального назначения. Несмотря на то, что он был командиром полка, он совершал боевые вылеты и одержал свою первую воздушную победу 27 июня 1941 года на Hs 126 . [ 6 ] Он погиб в бою 4 июля 1941 года после столкновения с самолетом Люфтваффе; неясно, одержал ли он победу в воздухе во время своего последнего воздушного боя, и некоторые источники указывают, что он сбил Bf-109 прямо перед своей смертью. Источники также расходятся во мнениях относительно того, был ли он сбит вражеской авиацией или наземными войсками. [ 7 ] [ 8 ] После его смерти он был награжден золотой звездой во второй раз, что сделало его первым человеком, дважды Героем Советского Союза во время войны. Первоначально его останки были захоронены в Толачинском районе недалеко от места его смерти, но в 1960 году его останки были перенесены на Новодевичье кладбище . [ 9 ]
Его брат Александр тоже был летчиком, воевал на войне. Во время боевого задания в октябре 1941 года ему удалось посадить свой истребитель со 118 пулевыми отверстиями, несмотря на тяжелые ранения. [ 10 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- Дважды Герой Советского Союза (20 мая 1940 г. и 22 июля 1941 г.).
- Два ордена Ленина (25 мая 1936 г. и 20 мая 1940 г.)
- Орден Облака и Знамени Китая (1939 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Степан Супрун» . Победа.sokolniki.com . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 347.
- ^ Перейти обратно: а б Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 348.
- ^ Soviet Military Review . Krasnaya Zvezda Publishing House. 1971. p. 44.
- ^ Форсгрен, Январь (2017). Мессершмитт Bf 109: конструкция и история эксплуатации . Фонтхилл Медиа. п. 306.
- ^ Перейти обратно: а б Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 349.
- ^ Mitroshenko, V (1978). Летчики . Moscow: Молодая гвардия.
- ^ Simonov, Andrey. "Супрун Степан Павлович" . warheroes.ru (in Russian) . Retrieved 2019-05-13 .
- ^ Перейти обратно: а б Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 350.
- ^ Бергстрем 2007 , с. 107-108.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер (2007). Барбаросса: Воздушный бой, июль-декабрь 1941 года . Хершам: Мидленд. ISBN 978-1-85780-270-2 . OCLC 489305879 .
- Simonov, Andrey; Bodrikhin, Nikolai (2017). Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза (in Russian). Moscow: Фонд «Русские Витязи», Музей техники Вадима Задорожного. ISBN 978-5-9909605-1-0 . OCLC 1005741956 .
- 1907 рождений
- 1941 смертей
- Люди из Сумской области.
- People from Sumsky Uyezd
- Эмигранты из Российской империи в Канаду
- Украинские авиаторы
- Советские летчики-испытатели
- Советские летчики Второй мировой войны
- Советские военнослужащие, погибшие во Второй мировой войне
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена Ленина
- Авиаторы погибли в результате сбития
- Советские люди Второй китайско-японской войны
- Канадские эмигранты
- Иммигранты в Советский Союз
- Советские военнослужащие Второй мировой войны из Украины