Petlyakov Pe-2
Он-2 | |
---|---|
![]() | |
Пе-2ФТ в Центральном музее ВВС , Монино , Россия | |
Роль | Пикирующий бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Завод №22 ( Казань ), Завод №39 ( Москва ), Завод №124 ( Казань ), Завод №125 ( Иркутск ) |
Дизайнер | V.M. Petlyakov Design Bureau |
Первый полет | 22 декабря 1939 г. (ВИ-100) |
Введение | Март 1941 г. |
Ушедший на пенсию | 1951 ( Советские ВВС ), 1957 ( ВВС Польши ) |
Основные пользователи | Советские ВВС Польские ВВС , Чехословацкие ВВС , Болгарские ВВС |
Произведено | Декабрь 1940 г. - декабрь 1945 г. |
Количество построенных | 11 070 (+ 360 Пе-3) [ 1 ] |
Варианты | Petlyakov Pe-3 |
The Petlyakov Pe-2 ( Russian : Петляков Пе-2 — nickname «Пешка» ( Pawn ); NATO reporting name : Buck ) [ 2 ] — советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик, использовавшийся во время Второй мировой войны . Один из выдающихся тактических штурмовиков войны. [ 3 ] он также зарекомендовал себя как тяжелый истребитель , ночной истребитель ( вариант Пе-3 ) и самолет-разведчик . [ 4 ] Пе-2 был в численном отношении самым важным советским бомбардировщиком Второй мировой войны, на пике своего развития он составлял 75% советских двухмоторных бомбардировщиков. [ 5 ] Во время войны Советы произвели Пе-2 в большем количестве (построено 11 430 штук), чем любые другие двухмоторные боевые самолеты, за исключением немецкого Junkers Ju 88 и британского Vickers Wellington . [ 4 ] [ 6 ] Несколько коммунистических ВВС летали на этом типе после войны, когда он стал известен под кодовым названием Buck .
Разработка
[ редактировать ]В 1937 году Владимир Петляков был командиром бригады тяжелых самолетов ОКБ ответственным Туполева, за разработку четырехмоторного дальнего бомбардировщика АНТ-42 (который в конечном итоге поступил на вооружение как ТБ-7/Пе-8 ). Однако в том же году началась сталинская Великая Чистка , и никто не избежал подозрений; Андрея Туполева , главу ОКБ, в октябре 1937 года заставили подписать «признание» в том, что он сформировал антисоветскую группу, в которую входил Петляков, и оба мужчины вместе со многими другими были арестованы. [ 7 ]
Слишком ценные, чтобы их можно было просто казнить, в отличие от многих других арестованных во время Великой чистки, Петлякова и других конструкторов оружия вместо этого отправили в шарашки , специальные тюрьмы, находящиеся в ведении НКВД , где такие ценные заключенные могли продолжать свою работу под пристальным вниманием. В 1938 году Петлякову было поручено возглавить первое Специальное техническое управление (СТО — СпецТехОдьель ) для авиации, в которое входили и другие будущие известные конструкторы, такие как Владимир Мясищев , коллега Петлякова по ОКБ Туполева. [ 7 ]
ВИ-100
[ редактировать ]Поскольку "100" по-русски - "сто", то СТО позже переименовали в КБ-100, и там Петляков предложил разработать двухмоторный перехватчик против высотных бомбардировщиков дальнего действия, особенно тех, которые разрабатываемые в Германии, такие как Junkers Ju 86 P и Henschel Hs 130 . Его предложение было принято в марте 1938 года с требованием, чтобы первый прототип был готов к первому полету до конца 1939 года. Первоначально проект получил название Самолет 100 (букв. «Самолет 100»), а позже получил название ВИ-100. ( Высотный Истребитель — «Высотный истребитель»). [ 8 ]
Проект VI-100 был амбициозным для своего времени, с такими усовершенствованными характеристиками, как гермокабина, цельнометаллическая конструкция, турбонагнетатели и множество систем с электроприводом. Кроме того, требования к характеристикам также были весьма жесткими: он должен был развивать скорость 630 км/ч (391 миль в час) на высоте 10 000 м, потолок 12 500 м и дальность полета 1400 км. Самолету также потребуется усиленная конструкция, чтобы выдерживать нагрузки Маха при нанесении пикирующих атак с большой высоты по группировкам бомбардировщиков противника. Для оказания помощи в сложной разработке «100» были также привлечены другие ОКБ, такие как ОКБ Яковлева , Микояна и Гуревича и Сухого . Первый полномасштабный макет ВИ-100 был построен в мае 1939 года, а первый полет прототипа состоялся 22 декабря 1939 года. [ 9 ]
ВИ-100 представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом свободнонесущий , оснащенный двумя двигателями Климов М-105 Р, лицензионными двигателями Hispano-Suiza 12Y , которые были самыми совершенными на тот момент в Советском Союзе, и приводил в движение трехмоторный ВИШ-42. лопастные винты изменяемого шага , усиленные двумя турбонагнетателями ТК-3, установленными в мотогондолах. Его основным вооружением были две ШВАК 20-мм пушки и два 7,62-мм пулемета ШКАС , а также еще один пулемет ШКАС, установленный в неподвижной установке в хвостовом обтекателе для самообороны. Первый прототип ВИ-100 также был спроектирован для перевозки кассет КС-76 (48 модифицированных 76-мм артиллерийских снарядов с взрывателями с таймером) или КС-100 (96 бомб АО-25) в фюзеляже для сбрасывания на соединения бомбардировщиков противника. Вместо этого второй прототип был оснащен внешними бомбодержателями на 1000 кг бомб и внутренними бомбоотсеками на 600 кг бомб вместо кассет первого прототипа. [ 10 ]
Первый прототип ВИ-100 был публично продемонстрирован во время первомайского парада 1940 года, которым пилотировал майор Стефановский , а Петляков и его команда наблюдали за происходящим с крыш своей шарашки . [ 11 ] Во время испытаний в 1940 году второй прототип ВИ-100 из-за неправильно затянутой гайки подачи топлива загорелся кабину и врезался в детский сад, в результате чего погибли группа маленьких детей и учитель. [ 12 ] Несмотря на потерю второго прототипа и обнаружение нескольких дефектов в первом прототипе, VI-100 был признан удовлетворительным и пригодным для дальнейшей разработки. Его характеристики превосходили другие советские высотные истребители, такие как Микоян-Гуревич И-200 (будущий МиГ-3 ), и выгодно отличались от современных самолетов, таких как Potez 630 , Messerschmitt Bf 110 C и Bristol Beaufighter Mk. Я. [ 13 ] Однако события должны были привести к существенным изменениям в направлении проекта ВИ-100.
ПБ-100
[ редактировать ]Ценность тактического пикирующего бомбометания была доказана Ju 87 «Штука» пикирующими бомбардировщиками Люфтваффе Юнкерс во время блицкрига 1939 и 1940 годов, а также необходимость такого самолета в ВВС-РККА ( ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии). ) внезапно стало очень очевидным. Кроме того, после подписания Пакта о ненападении Молотова-Риббентропа советские эксперты смогли посетить немецкие авиационные заводы, где обнаружили, что в Германии не ведется крупномасштабная разработка высотных бомбардировщиков дальнего действия. Было также признано, что существующие самолеты соответствуют возможностям одномоторных истребителей, таких как И-200. [ 14 ]
В результате в мае 1940 года было принято решение о разработке и запуске в производство пикирующего бомбардировщика с хорошей аэродинамикой ВИ-100. Новый самолет, получивший теперь обозначение ПБ-100 ( « Пикирующий бомбардировщик »), должен был развивать максимальную скорость 535 км/ч на высоте 4800–4900 м, дальность полета на высоте 1600 км. высотой 5000 м и потолком 8000 м. [ 14 ] Петлякову и его команде было поручено в течение 45 дней переконструировать двухместный высотный истребитель в трехместный пикирующий бомбардировщик. [ 15 ] Уложиться в этот срок команде Петлякова помогали около 300 специалистов других ОКБ. [ 14 ]
Фюзеляж VI-100 пришлось перепроектировать для выполнения функций пикирующего бомбардировщика. Первоначально ПБ-100 имел три гермокабины для экипажа из трех человек, но ВВС посчитало, что гермокабина является несущественной роскошью для пикирующего бомбометания, и от нее отказались. Более того, высотные характеристики, обеспечиваемые турбонагнетателями, также оказались ненужными, и от них тоже отказались. В нижней части носовой части было добавлено обширное остекление, чтобы обеспечить пилоту максимальный обзор во время бомбометания с пикирования. В каждой мотогондоле был добавлен бомбоотсек для одной 100-килограммовой бомбы, при этом двигатели остались прежними. Крыло было модифицировано, добавлены тормоза пикирования. Кабина была перепроектирована, объединив штурмана и пилота, и получила обширное остекление, а в подфюзеляжном положении был добавлен оборонительный пулемет, управляемый наводчиком. [ 14 ]
Модернизация была завершена в срок, и ПБ-100 был заказан в производство без постройки опытного образца (проводились только статические испытания новых узлов, таких как фюзеляж), причем первые два серийных ПБ-100 были завершены Заводом 39. поздней осенью 1940 г. [ 16 ] Испытания головной машины (№ 390101) начались 15 декабря 1940 года. В соответствии с новыми правилами, также принятыми в декабре 1940 года, самолет также получил новое обозначение Пе-2 2М-105 . [ 16 ]
Особенности конструкции
[ редактировать ]Пе-2 унаследовал базовую схему двухмоторного низкоплана ВИ-100. Он имел цельнометаллическую конструкцию с напряженной обшивкой, тканью покрывали только элероны и поверхности управления. Хвостовое оперение имело сдвоенные кили и рули направления с выраженным двугранником на хвостовом оперении под углом 8 градусов; это было добавлено к PB-100, чтобы исправить плохую боковую устойчивость, обнаруженную у VI-100 во время испытаний. [ 17 ]
Конструкция крыла Пе-2 также была унаследована от ВИ-100, но она была оптимизирована для работы на больших высотах за счет меньшей подъемной силы на малой высоте, что приводило к неоптимальной маневренности и взлетно-посадочным характеристикам. [ 8 ] Например, хотя летные характеристики Пе-2 в целом были хорошими, когда он находился в воздухе, требовалось немалое усилие, чтобы поднять рули высоты и развернуть самолет для взлета. В российских ночных бомбардировках часто участвовали женщины-пилоты, и некоторым из них не хватало сил, чтобы самостоятельно поднять самолет в воздух. В случае возникновения такой ситуации штурман должен был сесть за кресло пилота, обхватить руками штурвал и помочь пилоту отвести штурвал назад. Как только самолет поднялся в воздух, штурман вернулся к своим обязанностям, а пилот продолжил управление самолетом без посторонней помощи. [ 18 ] Кроме того, Пе-2 имел репутацию любителя жестких посадок, а также пресловутого «подпрыгивания» при приземлении из-за неадекватных амортизаторов в шасси. [ 19 ] Это могло оказаться фатальным, если бы пилот не был к этому готов. [ 20 ] [ 21 ] Согласно проекту, крылья также были оснащены решетчатыми тормозами пикирования типа «жалюзи» для выполнения функций пикирующего бомбометания. [ 22 ]
Пе-2 оснащались системой пожаротушения самоуплотняющихся топливных баков инертным газом, которая постепенно заполняла топливные баки азотом с целью снижения риска возгорания при попадании в них огня противника. [ 17 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Пе-2 имел внутреннюю вместимость для шести 100-кг бомб, всего 600 кг; это было не лучше, чем у более старого бомбардировщика Туполева СБ . Внутренняя вместимость состояла из фюзеляжного бомбоотсека, способного нести четыре 100-килограммовые бомбы или дополнительный топливный бак, а также двух небольших внутренних бомбоотсеков в задней части мотогондол для одной 100-килограммовой бомбы каждый. [ 22 ] Это дополнялось четырьмя внешними подкрыльевыми стойками. Они были способны нести четыре бомбы по 100 или 250 кг или две бомбы по 500 кг в перегрузочной конфигурации, что давало максимальную бомбовую нагрузку 1000 кг. [ 22 ] При бомбардировке с пикирования можно было использовать только бомбы на внешних стойках; бомбы, перевозимые внутри, не имели механизма сброса при пикировании и не могли быть сброшены при крутом пикировании. [ 23 ]
Наступательное вооружение первоначально состояло из двух 7,62-мм пулеметов ШКАС, установленных в носовой части. [ 22 ] Правый ШКАС был заменен на более мощный УБК, начиная с серийных самолетов 13-й серии. 12,7-мм крупнокалиберный пулемет [ 24 ] Начиная с серии 32, предусматривались подкрыльевые направляющие для размещения до десяти неуправляемых ракет РС-132 или РС-82.
Оборонительное вооружение первоначально состояло из одного пулемета ШКАС в спинной установке ТСС, позднее турели МВ-3, пилотируемой штурманом в кабине позади пилота, и подфюзеляжного 7,62-мм пулемета ШКАС в установке в фюзеляже позади пулемета. бомбоотсек, наведенный через перископ. [ 20 ] [ 24 ] Это оборонительное вооружение оказалось совершенно недостаточным: начиная с 13-й серии подфюзеляжный ШКАС был заменен на один 12,7-мм УБТ в установке МВ-2. [ 25 ] при этом спинной ШКАС также был заменен на УБТ в различных установках, некоторые доработанные в полевых условиях, другие - на заводе:
- Башня МВ-7: Башенная установка испытана в сентябре 1941 г. Неудовлетворительна и не принята на вооружение. [ 26 ]
- Монтаж ФТ ( «Фронтовое требование »): разработан Леонидом Селяковым на Заводе 22 в ответ на просьбы экипажей Пе-2 соответствовать стандартному Пе-2 с минимальными изменениями в производстве и может быть установлен в полевых условиях. [ 27 ] Стандартизировано, начиная с серии 83. [ 24 ] [ 25 ] При таком креплении пришлось снять фонарь над штурманом, что снизило комфорт штурмана, управляющего орудием.
- Башня ВУБ-1: турельная установка, стандартизированная, начиная с серии 110. [ 20 ] [ 25 ] [ 26 ] Пе-2 с такой установкой в западной литературе часто называют «Пе-2ФТ», хотя башня ВУБ-1 не имеет никакого отношения к реальной установке ФТ. [ 28 ]
- Башня ФЗ ( « Фронтовое задание»): экспериментальная турельная установка введена в 1943 году. Для более простого и быстрого обращения с башней используются магазины для УБТ вместо ремней. Испытания прошли успешно, рекомендованы к производству, но не приняты на вооружение, чтобы не срывать производство Пе-2. [ 26 ]
Сообщалось, что замена оборонительных орудий ШКАС на УБТ позволит увеличить продолжительность жизни Пе-2 с 20 боевых вылетов до 54. [ 29 ]
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]
Впервые Пе-2 был публично продемонстрирован на первомайском параде 1941 года. [ 30 ] Испытания Пе-2 были завершены и он был принят на вооружение в июне 1941 года, незадолго до вторжения Германии в Советский Союз . [ 16 ] На ранних этапах вторжения экипажи Пе-2, которые были плохо обучены и незнакомы со своими новыми самолетами, часто отправлялись на почти самоубийственные бомбардировки на малых высотах наступающих немецких войск, где они были очень уязвимы для легких противовоздушных средств. авиационные пушки и немецкие истребители, либо бомбили с высоты с минимальной точностью и эффективностью против движущихся войск. [ 31 ]
Самолет не раскрыл свой истинный потенциал до конца 1941 года, когда советские ВВС получили возможность перегруппироваться после немецкого натиска зимой. Пе-2 быстро зарекомендовал себя как высокоэффективный самолет, способный ускользать от перехватчиков Люфтваффе и позволяющий их экипажам развивать большую точность при бомбардировке. Он мог вызвать приступ у немецких истребителей, когда мог их обогнать, иногда достигая скорости более 640 км/ч (400 миль в час). [ 3 ]

В записях 16-го и 39-го БАП ВВС Западного фронта отмечается, что наибольшие успехи в отражении атак истребителей противника экипажи Пе-2 имели в июне и июле 1941 года. 1 июля, например, шесть Пе-2 отбивали отразил атаки четырех Мессершмиттов Bf 109, сбив два из них. Через неделю группа Пе-2 была атакована четырьмя Bf 109 и снова сбила двоих нападавших. Оба раза Петляковы потерь не понесли. На южном фронте бомбардировка Плоешти в Румынии шестью Пе-2 под командованием капитана А. Цурцулина имела большой успех: в ходе налета было сожжено 250 450 кг (552 150 фунтов) нефти. Румынское информационное агентство заявило, что Плоешти бомбили не менее 100 советских самолетов.
Действия полков Пе-2 не всегда были успешными, а боевые летчики жаловались на недостаточное оборонительное вооружение и живучесть: был большой риск возгорания и недостаточная броневая защита, особенно штурманов и артиллеристов. Немецкие летчики вскоре обнаружили ограниченные углы прицеливания подфюзеляжной артиллерийской установки и ее низкую надежность. Боеукладка пулемета УБТ часто заклинивала после первой очереди при стрельбе в крайних положениях. Штурман и радист были плохо защищены. В среднем на каждого пилота приходилось десять стрелков Пе-2, а при потере одного пилота погибло двое-трое.
На протяжении 1942 года конструкция постоянно дорабатывалась и улучшалась при прямых консультациях с пилотами, которые фактически летали на них в бою. Была установлена улучшенная броневая защита, установлен пятый пулемет ШКАС и доработаны топливные баки. Несмотря на отдельные сообщения советских летчиков, Пе-2 были дневными бомбардировщиками, в первые годы войны их экипажи часто составляли новички, и они несли значительные потери, даже когда были хорошо защищены истребителями. В декабре 1942 года генерал Иван Тюркель советских ВВС оценил ожидаемый срок службы Пе-2 в 30 боевых вылетов. Примером уровня потерь после того, как Советы одержали верх, могут служить потери, понесенные 1-м и 2-м БАК. Первые начали июль 1943 года со 179 машинами и потеряли 52 в этом месяце, а в следующем - 59, закончив август со 156 бомбардировщиками после получения замены. 2-й БАК начал июль со 122 Пе-2, с ежемесячными потерями 30 и 20, а закончился в августе 1943 года со 114 Пе-2 после прибытия пополнения. Большая часть этих потерь была нанесена слабо растянутыми немецкими истребительными группами, которые продолжали наносить значительные потери, когда были в силе, даже в последние месяцы войны. Например, в Прибалтике, где JG54 «Грюнхерц» были основным противником, и их численность значительно превосходила советский 1-й Гв БАК, потерявший в период с 23 июля 1944 года по 8 февраля 1945 года 86 сбитых Пе-2 (еще 12 по другим причинам), в основном от немецких истребителей. 2FT для серийной серии после 83, где FT означает «Фронтовое требование», хотя в советских документах это обозначение не используется. Окончательные версии Пе-2К (переходная версия Пе-2И) и Пе-2И выпускались в небольших количествах из-за нежелания советской промышленности снижать объемы производства. [ 32 ]
С 14 апреля 1945 года часть самолетов Пе-2ФТ эксплуатировалась 1-й чехословацкой смешанной авиадивизией, сформированной из сосланных в Советский Союз чехословацких летчиков. После войны с мая 1946 по середину 1951 года восстановленные ВВС Чехословакии эксплуатировали 32 Пе-2ФТ и 3 УПе-2. Первые самолеты прибыли на аэродром Прага-Кбелы в апреле 1946 года и сформировали две эскадрильи 25-го авиаполка в Гавличкув-Броде. . Чехословацкие самолеты были известны под обозначениями Б-32 (Пе-2ФТ) и СВ-32 (УПе-2).
Финские ВВС
[ редактировать ]В 1941 году, после начала Войны-продолжения , Финляндия закупила у Германии шесть трофейных самолётов Пе-2. Они прибыли на территорию Государственного авиационного завода в Хярмяля, недалеко от Тампере , в январе 1942 года, где планеры прошли капитальный ремонт и получили финские серийные номера. Седьмой Пе-2 был куплен у немцев в январе 1944 года и в конце месяца переправлен в Финляндию.
Первоначально планировалось использовать эти самолеты в качестве пикирующих бомбардировщиков в 1-м звене LeLv 48, который начал получать свои самолеты в июле 1942 года, однако в ходе тренировок выяснилось, что это вызывает слишком большую нагрузку на двигатели. Таким образом, роль Пе-2 была изменена на выполнение задач дальней фото- и визуальной разведки для Генерального штаба армии. Эти вылеты начались в конце 1942 года и часто выполнялись с двумя 250-килограммовыми (551 фунтами) бомбами для преследующих бомбардировок и для прикрытия истинной цели миссий.
К моменту начала советского Четвертого стратегического наступления в июне 1944 года второстепенная роль бомбардировщиков уже закончилась, и уцелевшие Пе-2 стали использоваться исключительно над Карельским перешейком в фоторазведывательных полетах с целью обнаружения скопления войск противника, обычно сопровождаемых четырьмя ВВС Финляндии Bf 109 G . Эти жизненно важные задачи позволили артиллерии и бомбардировщикам финских ВВС и Люфтваффе отряда . Кульмея нанести удар по соединениям, готовившимся к атаке, что оказало важное влияние на исход битвы при Тали-Ихантале , где советское наступление было остановлено
В ходе Войны-продолжения три Пе-2 были потеряны в результате аварий или технических неисправностей, один уничтожен при бомбардировке аэродрома Лаппеенранты, один сбит советскими истребителями и один пропал без вести. Во время Лапландской войны единственная оставшаяся машина совершила один разведывательный вылет в октябре 1944 года. В среднем за войну самолет налетал около 94 часов на самолет.
ВВС Финляндии также эксплуатировали один Петляков Пе-3 (ПЕ-301), захваченный в 1943 году.
Пе-301 и Пе-215 были уничтожены при бомбардировке советской авиацией аэродрома Лаппеенранты 2 июля 1944 года. Пе-212 затонул в 1943 году, Пе-213 был уничтожен при вынужденной посадке в 1942 году. Пе-214 был уничтожен при неудачном взятии. Попытка взлета в Хярмяля 21 мая 1942 года. Поскольку аэродром Хярмяля был довольно коротким, пилоту пришлось пытался взлететь на слишком маленькой скорости, в результате чего самолет заглох и разбился, в результате чего погиб экипаж. Пе-217 сумел сбить советский истребитель в 1944 году. Пе-216 был уничтожен при вынужденной посадке в 1944 году. Пе-211 пережил войну и был исключен из списков ВВС в 1946 году. В 1952 году он все еще стоял возле аэродрома Каухава. , но дальнейшая информация о его судьбе неизвестна. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]
Всего было построено около 11 400 Пе-2; Также было разработано большое количество второстепенных вариантов.
- ПБ-100
- Прототип Пе-2, модифицированный на базе ВИ-100 в 1940 году.
- Он-2
- Первый серийный вариант.

- Он-2Б

- Стандартная версия бомбардировщика 1944 года.
- В 2D
- Трехместный вариант бомбардировщика с двумя поршневыми двигателями ВК-107А.
- On-2FT
- Основной вариант производства. В Чехословакии известен как B-32 . Улучшено оборонительное вооружение (7,62-мм пулемет в кормовой башне), сняты тормоза пикирования и форсированный двигатель. Также было уменьшено остекление носовой части. [ 33 ] [ не удалось пройти проверку ]
- На-2ФЗ
- Строится в небольшом количестве.
- Он-2И
- Улучшенная версия, разработанная Владимиром Мясищевым. двигатели ВК-107; измененный профиль крыла; хвостовая пушка с дистанционным управлением. Максимальная скорость 656 км/ч (408 миль в час). Мог нести бомбы массой 1000 кг (2204 фунта). Построено пять экземпляров.
- Он-2К
- Версия с радиальным двигателем, построено небольшое количество.
- Он-2К РД-1
- Один Пе-2К с дополнительным ракетным двигателем РД-1. В хвостовой части самолета был установлен ракетный двигатель Глушко РД-1 массой 300 кг (661 фунт).
- Для-2М
- Вариант Пе-2И с более тяжелым вооружением.
- На-2МВ
- Эта версия была вооружена 20-мм пушками ШВАК и двумя 12,7-мм (0,5 дюйма) пушками в подфюзеляжной гондоле, а также одним 7,62-мм (0,3 дюйма) пулеметом в спинной башне.
- On-2R
- Трехместная версия фоторазведчика с увеличенными топливными баками и увеличенной дальностью полета. построено небольшое количество.
- Он-2С
- Двухместный учебный вариант.
- Он-2Ш
- Прототип ПБ-100 был оснащен двумя 20-мм пушками ШВАК и одним 12,7-мм (0,5 дюйма) пулеметом под фюзеляжем.
- 2VI
- Версия высотного истребителя.
- Пе-2УТИ (УПе-2)
- Специальная тренировочная версия, выпущено небольшое количество. В Чехословакии известен как CB-32 .
- На 2 Параване
- Версия противозаградительного аэростата.
- На-3
- Версия дальнего ночного истребителя.
- Он-2 М-82ФН
- Пе-2 с двигателями Швецова М-82ФН . Также неофициально известен как Пе-4.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Финляндии эксплуатировали семь трофейных самолетов (с финскими серийными номерами от PE-211 до PE-217).
- ВВС Войска Польского (после 1947 г. ВВС Польши )
- Польский флот

- В период с 1945 по 1954 год СФР Югославских ВВС эксплуатировали 123 Пе-2ФТ и 9 УПе-2.
- 41-й бомбардировочный авиационный полк (1945–1948).
- 42-й бомбардировочный авиационный полк (1945–1948).
- 43-й бомбардировочный авиационный полк (1947–1948).
- Ночной бомбардировочный авиационный полк (1948 г.)
- 88-й бомбардировочный авиационный полк (1948–1952).
- 97-й бомбардировочный авиационный полк (1948–1952).
- 109-й бомбардировочный авиационный полк (1948–1952).
- 185-й смешанный авиационный полк (1949–1952).
- 715-я отдельная разведывательная эскадрилья (1949–1952)
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Норвегия
- 16/141 — Пе-2ФТ на выставке в Норвежском музее авиации в Будё, Нурланд . На выставке представлена только часть кабины, остальная часть самолета ожидает реставрации. [ 34 ] [ 35 ]
- Польша
- Пе-2ФТ на выставке в Музее Войска Польского в Варшаве, Мазовия . [ 36 ]
- Россия
- Композит – Экспонируется в Центральном музее ВВС в Монино . [ 37 ]
- On display at the UMMC Museum Complex in Verkhnyaya Pyshma, Sverdlovsk . [ 38 ]
- Чехия
- Кабина на выставке в музее Кбелы.
Технические характеристики (Петляков Пе-2)
[ редактировать ]
Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 12,66 м (41 фут 6 дюймов)
- Размах крыльев: 17,16 м (56 футов 4 дюйма)
- Высота: 3,5 м (11 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 40,5 м 2 (436 кв. футов)
- Профиль крыла : NACA 23012. [ 39 ]
- Вес пустого: 5875 кг (12952 фунта)
- Полная масса: 7563 кг (16674 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 8495 кг (18728 фунтов)
- Силовая установка: 2 поршневых двигателя Климов М-105ПФ В-12 жидкостного охлаждения мощностью 903 кВт (1211 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 580 км/ч (360 миль в час, 310 узлов)
- Дальность действия: 1160 км (720 миль, 630 миль)
- Практический потолок: 8800 м (28900 футов)
- Скорость набора высоты: 7,2 м/с (1420 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 186 кг/м 2 (38 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,250 кВт/кг (0,152 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) 2 фиксированных пулемета ШКАС в носовой части, один заменен на 12,7-мм (0,5 дюйма) Березин УБ на более поздних версиях .
- 2 7,62-мм (0,3 дюйма) пулемета ШКАС, стреляющие назад
- С середины 1942 года оборонительное вооружение включало 1 пулемет Березин УБ в верхней башне бомбардира, 1 пулемет Березин УБ в подфюзеляжном люке наводчика и 1 пулемет ШКАС, который мог вести огонь наводчиком из левой, правой или верхней установки. [ 40 ]
- установкой ДАГ-10, стрелявшей АГ- .
- Бомбы: 1000 кг (2205 фунтов) бомб.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список бомбардировщиков
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Medved', Khazanov 2007, p. 152
- ↑ Jane's All the World's Aircraft 1955-56, с. 188
- ^ Jump up to: а б Этел 1996, с. 152.
- ^ Jump up to: а б Анджелуччи и Матрикарди 1978, с. 234.
- ^ Смит 2003, стр. 155.
- ^ Гастон 1980, с. 173.
- ^ Jump up to: а б Смит 2003, стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Смит 2003, стр. 11.
- ^ Смит 2003, стр. 10–12.
- ^ Смит 2003, стр. 11–13.
- ^ Смит 2003, стр. 15.
- ^ Смит 2003, стр. 14.
- ^ Смит 2003, стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б с д Смит 2003, стр. 17.
- ^ Khazanov and Medved 2013, pp. 8.
- ^ Jump up to: а б с Смит 2003, стр. 18.
- ^ Jump up to: а б Смит 2003, стр. 27.
- ^ «Интервью со штурманом 125-го гвардейского бомбардировочного авиаполка Л.Л. Поповой » . Проверено 12 сентября 2008 г.
- ^ Смит 2003, стр. 36.
- ^ Jump up to: а б с Смит 2003, стр. 12.
- ^ Смит 2003, стр. 94.
- ^ Jump up to: а б с д Смит 2003, стр. 28.
- ^ Смит 2003, стр. 21.
- ^ Jump up to: а б с Смит 2003, стр. 100.
- ^ Jump up to: а б с Смит 2003, стр. 102.
- ^ Jump up to: а б с Airwar.ru о Пе-2 ФЗ Статья . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Смит 2003, стр. 102-103.
- ^ Смит 2003, стр. 202.
- ^ Уильямс и Гастин 2003, стр. 114–115.
- ^ Смит 2003, стр. 22.
- ^ Смит 2003, стр. 50-53.
- ^ Гордон 2006, стр. 368–369.
- ^ Блажевич, Славомир. «Самолет-бомбардировщик ПЕ-2ФТ» . Музей Войска Польского (на польском языке) . Проверено 4 сентября 2017 г.
- ^ «Петляков ПЕ-2 ФТ» . Norsk Luftfartsmuseum (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «Кабина Петлякова П-2» . DigitaltMuseum (на норвежском языке). 11 декабря 2014 года . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «Выставка под открытым небом» . Музей Войска Польского (на польском языке) . Проверено 4 сентября 2017 г.
- ^ «Фронтальный пикирующий бомбардировщик Пе-2» . Центральный музей ВВС (на русском языке) . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Авиация» . Музейный комплекс УГМК . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ переключение между креплениями заняло меньше минуты
Библиография
[ редактировать ]- Ан'аль, Йозеф, Ханс-Хейри Стапфер и Петер Новорольник. Петляков Пе-2 и Пе-3 (HT Model Special № 911) (на словацком языке с четырехстраничным обзорным листом на английском языке). Братислава, Словакия: Magnet Press sro, 2005. ISSN 1335-3667.
- Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978. ISBN 0-562-00096-8 .
- «От Сотки до Пешки: История петляковского Пе-2, его истоки и производные». Эйр Интернешнл . Август 1979 г., Том. 17 № 2. С. 76–83, 93–94.
- Драбкин Артем. Красная авиация на войне: Барбаросса и отступление к Москве – воспоминания летчиков-истребителей на Восточном фронте . Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Military, 2007. ISBN 1-84415-563-3 .
- Гордон Ефим и Хазанов Дмитрий. Советская боевая авиация Второй мировой войны, Том 2: Двухмоторные истребители, штурмовики и бомбардировщики . Эрл Шилтон, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 2006. ISBN 1-85780-084-2 .
- Ганстон, Билл. Самолеты Второй мировой войны . Лондон, ограниченное издание книги Octopus, 1980 г. ISBN 0-7064-1287-7 .
- Гастин, Эммануэль и Энтони Г. Уильямс. Летающие пушки: развитие авиационных орудий, боеприпасов и установок 1933–45 . Рамсбери (Массачусетс), Airlife, 2003 г. ISBN 978-1-84037-227-4 .
- Джексон, Роберт. Самолеты Второй мировой войны – Разработка – Вооружение – Технические характеристики Эндерби Ле, Silverdale Books, 2003. ISBN 1-85605-751-8 .
- Центральный, Калеви; Стенман, Кари и Ниска, Клаус. История финских ВВС 9, российские бомбардировщики (советские бомбардировщики) (на финском языке с аннотацией на английском языке). Эспоо, Финляндия: Тиетотеос, 1982. ISBN 952-99432-7-Х .
- Медведь, Йоппе. Продолжение войны летчиков-истребителей (на финском языке). Тамми, Финляндия: Кирьят, 1994. ISBN 951-31-0132-0 .
- Khazanov, Dimitry; Vladimir Kotelnikov and Aleksandr Medved. Le Petlyakov Pe-2 (in French). Outreau, France: Lela Presse, 2007. ISBN 2-914017-38-3 .
- Хазанов Дмитрий и Медведь Александр. Боевой самолет 96: Пе-2 гвардейских частей Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2013. ISBN 978-1-78096-065-4 .
- Медведь, А.Н. и Хазанов, Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка», ставшая ферзём . Москва: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. Medved', A.N and Khazanov, D.B. Pikiruyushchiy bombardirovshchik Pe-2. "Peshka", stavshaya ferzyom ( Pe-2 Dive Bomber. A "Pawn" That Became a Queen ). Moscow, Russia: Collection, Yauza, EKSMO, 2007. ISBN 978-5-699-24361-7 .
- Medved, Aleksandr Nikolaevich and Dmitrij B. Khazanov. Pe-2, part 1 (Armada no.13) (in Russian). M-Hobby Publishing, 1999.
- Medved, Aleksandr Nikolaevich and Dmitrij B. Khazanov. Pe-2, part 2 (Armada no.18) (in Russian). M-Hobby Publishing, 2000.
- Пассингем, Малкольм и Клепаки, Вацлав. Петляков Пе-2 и варианты (Самолет в профиле №216) . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1971.
- Smith, Peter C. Petlyakov Pe-2 'Peshka' . Ramsbury, UK: The Crowood Press, 2003. ISBN 1-86126-588-3 .
- Смит, Питер К. Петляков Пе-2: успешный сталинский легкий бомбардировщик Красных ВВС . Барнсли, Великобритания: Air World, 2020. ISBN 978-1-52675-930-6
- Стапфер, Ханс-Хейри. Петляков Пе-2 в действии (Самолет № 181) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 2002. ISBN 0-89747-439-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Советский бомбардировщик 1930-х годов.
- Советские средние бомбардировщики времен Второй мировой войны.
- Пикирующие бомбардировщики времен Второй мировой войны
- Petlyakov aircraft
- Низкоплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1939 году.
- Двухпоршневой самолет-тягач
- Самолеты Финляндии времен Второй мировой войны