Shvetsov ASh-82
АШ-82 | |
---|---|
Сохранившийся Швецов АШ-82 в Пражском музее авиации, Кбелы. | |
Тип | Радиальный двигатель |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Shvetsov & Evich, OKB-19 in Perm' |
Первый запуск | 1940 |
Основные приложения | Lavochkin La-5 Миль Ми-4 Petlyakov Pe-8 Polikarpov I-185 Сухой Су-2 |
Количество построенных | 70 000 (57 898 Ясеней-82, 82Ф и 82ФН в военное время) |
Разработано на основе | Shvetsov M-62 |
Развитый в | Shvetsov ASh-21 |
Швецов АШ-82 (М-82) — советский 14-цилиндровый двухрядный радиальный авиационный двигатель воздушного охлаждения, разработанный на базе Швецова М-62 . М-62 стал результатом развития М-25 , который представлял собой лицензионную версию Wright R-1820 Cyclone .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Аркадий Швецов переработал конструкцию «Циклона Райта» через возглавляемое им КБ ОКБ -19 под отечественные технологии изготовления авиационных двигателей и метрические размеры и крепежные детали, уменьшив ход поршня , габариты и массу. Это позволило использовать двигатель в легких самолетах, где не мог быть установлен Twin Cyclone американской конструкции массой около 930 кг (2045 фунтов) в «сухом» состоянии. [ 1 ]
Двигатель поступил в производство в 1940 году и использовался на ряде советских самолетов. На нем устанавливались бомбардировщики Ту-2 и Пе-8 , а рядным двигателем с ЛаГГ-3 был адаптирован для АШ-82, производя знаменитый истребитель Лавочкина Ла-5 и его развитие Лавочкин Ла-7 , а также Лавочкин Ла- №9 с его эскортным вариантом Ла-11 Лавочкина и авиалайнер Ил-14 7. Вокруг двигателя были созданы . Было построено более 70 тысяч АШ-82. Они были построены в 1950-1960-е годы по лицензии как в Чехословакии (как М-82) на заводе Walter (Motorlet) в Праге-Йинонице, так и в ГДР на предприятии VEB Industriewerke Karl-Marx-Stadt.
Варианты
[ редактировать ]- АШ-82-111 (М-82-111)
- Первый серийный АШ-82 с карбюраторами и одним двухскоростным нагнетателем. В суровых зимних условиях у двигателя возникли проблемы со смазкой и карбюратором.
- АШ-82-112 (М-82-112)
- Усовершенствованный М-82-111 с увеличенным межремонтным периодом (TBO) и повышенной надежностью. Модернизированные карбюраторы, масляные насосы, шестерня, турбокомпрессор и усиленные толкатели.
- АШ-82Ф (М-82Ф)
- Идентичен АШ-82, за исключением увеличенного межремонтного периода и улучшенной системы охлаждения и смазки.
- ASh-82FNV (M-82FNV)
- Усовершенствованный М-82Ф с непосредственным впрыском топлива, мощность увеличена до 1380 кВт (1850 л.с.) по сравнению с 1268 кВт (1700 л.с.) у М-82 и М-82Ф. [ 2 ]
- ASh-82FN (M-82FN)
- Серийное производство М-82ФНВ, [ 2 ] использовался Пе-8 и истребителями Лавочкина Ла-5ФН и Ла-7. дальними бомбардировщиками
- АШ-21 (М-21)
- Однорядный 7-цилиндровый вариант АШ-82 для учебно-тренировочного самолета Як-11 , запущенный в производство в 1946 году и используемый также в качестве двигателя, например, для вертолета Ми-1.
- АШ-82Т (М-82Т)
- Новая версия АШ-82ФНВ разработана в начале пятидесятых годов для гражданских самолетов. Двойные нагнетатели предыдущей версии были заменены большим односкоростным компрессором, прикрепленным к доохладителю (критическая высота составляла 2000 м (6561 фут). Были использованы новые сплавы и модернизированы некоторые компоненты, что позволило сократить объем работ по техническому обслуживанию. Особое внимание было уделено снижению уровня шума двигателя, и в качестве опции был доступен двойной глушитель выхлопной системы. Двигатель имел новую систему впрыска топлива и улучшенный удельный расход топлива.
- Для версии 82Т был разработан четырехлопастной высокоэффективный воздушный винт Тип АВ-50м. Взлетная мощность составляла 1900 л.с. (1417 кВт) при 2600 об/мин, бензин Avgas с октановым числом 95. Максимальная продолжительная мощность составляла 1630 л.с. (1215 кВт). При бензине Avgas с октановым числом 85 и незначительных модификациях номинальная мощность составляла 1700 л.с. (1268 кВт). [ 3 ]
- АШ-82В (М-82В)
- Вертолетный вариант АШ-82Т, разработанный в 1952 году, с осевым вентилятором, установленным в передней части фюзеляжа. Двигатель соединялся с двухступенчатым планетарным первичным редуктором Р-5 при помощи вала (который находился между сиденьями пилотов). Этот двигатель использовался на вертолетах Ми-4 и Як-24. [ 4 ]
- АШ-2ТК и АШ-2К (АШ-4К)
- Четырехрядный вариант АШ-82, разработанный в конце 40-х годов. АШ-2ТК имел двухступенчатую, двухскоростную систему наддува с промежуточным охладителем (аналогично АШ-73), что снижало большой общий ресурс двигателя. В конце концов от АШ-2ТК отказались, и была разработана новая версия, АШ-4К, с экспериментальным турбонагнетателем с регулируемой скоростью и доохладителем, что позволяло достичь крейсерской высоты 11 000 м (36 089 футов). Двигатель имел объем 82,4 литра (5030 куб. Дюймов) и мощность 4000 л.с. (2985 кВт) при 2600 об/мин (сухой). Версия Ясень-2К (АШ-4К) имела «мокрую» мощность 4700 л.с. (3507 кВт) с водометанольной системой.
- По политическим причинам эти двигатели были досрочно установлены на испытательные стенды Ту-4ЛЛ в конце 1950 года, когда первые испытания прототипов еще не начались. Двигатели имели различные проблемы с прорезыванием зубов и перегревом и требовали длительного периода испытаний. Большую часть недостатков устранили в середине пятидесятых годов, но производство свернули: в те времена приоритетом для советских ВВС были турбовинтовые и реактивные двигатели. [ 5 ]
- Донган HS-7
- Копия АШ-82ФН, построенная по китайской лицензии, и выбранный двигатель для современных репродукций Focke -Wulf Fw 190A XXI века . [ 6 ] [ 7 ]
- Донган HS-8
- Модифицированная версия Dongan HS-7, которая «объединила основной корпус и нагнетатель HS-7 с редуктором и приводом гребного винта Швецова АШ-82Т». [ нужна ссылка ] Построен компанией Dongan Engine Manufacturing Company (также известной как Харбинский моторный завод).
Приложения
[ редактировать ]
- Амторг КМ-2 (Улучшенный PBY Catalina , построенный по Объединенной лицензии)
- Дуглас ТС-82
- Gudkov Gu-82 (Prototype)
- Ильюшин Ил-2 (прототип)
- Ильюшин Ил-12
- Ильюшин Ил-14
- Кочеригин ОПБ-5 (прототип)
- Лисунов Ли-2
- Lavochkin La-5
- Lavochkin La-7
- Lavochkin La-9
- Lavochkin La-11
- МиГ-5
- МиГ-9 И-210 (прототип 1941 г.)
- Mikoyan-Gurevich I-211 prototype
- Миль Ми-4
- Petlyakov Pe-2
- Petlyakov Pe-8
- Поликарпов И-185 (Прототип)
- Сухой Су-2
- Сухой Су-4
- Сухой Су-7
- Сухой Су-12
- Tupolev Tu-2
- Yakovlev Yak-24
- Yakovlev Yak-3 (Yak-3U variant)
Технические характеристики (АШ-82Т)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Тип: 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель.
- Диаметр цилиндра : 155,5 мм (6,122 дюйма)
- Ход : 155 мм (6,102 дюйма)
- Рабочий объем : 41,2107 л (2514,83 куб. Дюймов)
- Длина: 2100 мм (82,7 дюйма)
- Диаметр: 1260 мм (49,6 дюйма)
- Сухой вес : 1020 кг (2250 фунтов)
Компоненты
- Клапанный механизм : Толкатель, два клапана на цилиндр с выпускным клапаном с натриевым охлаждением.
- Нагнетатель : Односкоростной центробежный нагнетатель с доохладителем.
- Топливная система: Непосредственный впрыск топлива с автоматическим контролем смеси.
- Тип топлива: от 90 до 100. с октановым числом бензин
- Масляная система: подача под давлением с помощью двух насосов.
- Редуктор : 9:16
Производительность
- Выходная мощность:
- 1400 кВт (1900 л.с.) при 2600 об/мин на взлете, давление наддува 1,64 атм (49 дюймов рт. ст.)
- 1220 кВт (1630 л.с.), 2400 об/мин на высоте 2000 м (6600 футов), номинальное давление наддува 1,34 атм (40 дюймов рт. ст.)
- 1140 кВт (1530 л.с.) при 2400 об/мин на высоте 4000 м (13000 футов), номинальное давление наддува 1,34 атм (40 дюймов рт. ст.)
- 538 кВт (721 л.с.) при 2400 об/мин на высоте 9500 м (31 200 футов)
- Степень сжатия : 6,9:1
- Удельный расход топлива :
- Взлет : 0,46–0,43 кг/кВтч (0,76–0,71 фунт/(л.с.⋅ч))
- Круиз : 0,346–0,372 кг/кВтч (0,568–0,611 фунт/(л.с.⋅ч))
- Отношение мощности к весу : 1,46 кВт/кг (0,89 л.с./фунт)
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лисс, Витольд (1967). Лавочкин Ла 5 и 7, номер 149 . Почтовый ящик, 1a North Street, Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profilepublications Ltd. с. 3.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Гордон, Ефим; Хазанов, Дмитрий (1998). Советские боевые самолеты Второй мировой войны Том. 1 . Мидленд Паблишинг Лимитед. п. 44. ИСБН 1857800834 .
- ^ Jump up to: а б "Об утверждении "Руководства по летной эксплуатации и пилотированию самолета Ил-14 с двумя двигателями АЛ-82Т". ПРИКАЗ. Начальника Гражданского Воздушного Флота. Постановление Совета Министров СССР Москва . 508. 5 августа 1963 года.
- ^ http://www.avid.ru/rus/pr/news/514/ [ только URL ]
- ^ Ефим Гордон, Владимир Ригмант (2002). Туполев Ту-4, советская суперкрепость . Красная Звезда. Том. 7. Мидленд Паблишинг. стр. 54–59. ISBN 1-85780-142-3 .
- ^ «Реплика и оригинал – FW 190» . IAR 80 FLY AGAIN (на румынском языке). Октябрь 2020.
- ^ Джейсон Мур (2017). Лавочкин Истребители Второй мировой войны .
- ^ Лисс, Витольд (1967). Лавочкин Ла 5 и 7, номер 149 . Profilepublications Ltd., почтовый ящик, 1a North Street, Лезерхед, Суррей, Великобритания. стр. 3, 5–6, 8–9.