Lavochkin La-9
Ла-9 | |
---|---|
![]() | |
Роль | боец |
Производитель | Lavochkin |
Первый полет | 1946 |
Введение | август 1946 г. |
Статус | Выведен из эксплуатации |
Основные пользователи | Советские ВВС Румынские ВВС ВВС Северной Кореи |
Произведено | 1946–1948 |
Количество построенных | 1,559 |
Развитый в | Lavochkin La-11 |
Лавочкин Ла-9 ( по классификации НАТО «Фриц ») — советский истребитель, выпущенный вскоре после Второй мировой войны. Это был один из последних истребителей с поршневым двигателем, выпущенных до широкого распространения реактивного двигателя .
Разработка
[ редактировать ]Ла-9 представляет собой дальнейшее развитие прототипа Лавочкина Ла-126 . Первый прототип, получивший обозначение Ла-130, был готов в 1946 году. Сходство со знаменитым Лавочкиным Ла-7 было лишь внешним – новый истребитель имел цельнометаллическую конструкцию и ламинарное крыло. Снижение веса за счет исключения древесины из планера позволило значительно улучшить запас топлива и четырехпушечное вооружение. Учебный бой показал, что Ла-130 равен Ла-7, но уступает Яковлеву Як-3 в горизонтальной плоскости. Новый истребитель, получивший официальное обозначение Ла-9, поступил в производство в августе 1946 года. Всего к концу производства в 1948 году было построено 1559 самолетов .
Варианты
[ редактировать ]Как и другие авиаконструкторы того времени, Лавочкин экспериментировал с использованием реактивного движения для повышения летно-технических характеристик истребителей с поршневыми двигателями. Одной из таких попыток стал Ла-130Р с жидкостным ракетным двигателем РД-1Х3 в дополнение к Швецова АШ-82 поршневой силовой установке ФН. Проект был отменен в 1946 году до того, как удалось собрать прототип. Более необычным вариантом был Ла-9РД , проходивший испытания в 1947–1948 годах. Это был серийный Ла-9 с усиленным планером и вооружением, сокращенным до двух пушек, оснащенных одним импульсным реактивным двигателем РД-13 (двигатель, приводивший в действие летающую бомбу Фау-1 , вероятно, взятый из избыточных запасов Люфтваффе) под каждым крылом. Увеличение максимальной скорости на 70 км/ч (45 миль в час) произошло за счет огромного шума и вибрации. Двигатели были ненадежны и ухудшали управляемость. От проекта отказались, хотя, как сообщалось, от 3 до 9 Ла-9РД выступали на авиашоу, несомненно, радуя толпу своим шумом.
Другими известными вариантами Ла-9 были:
- Ла-9УТИ – двухместный учебно-тренировочный вариант. Построен на заводе ГАЗ-99 в Улан-Удэ . Существуют две версии: с 12,7-мм пулеметом УБС и с одной 23-мм пушкой НС-23 (все вооружение установлено в капоте над двигателем, стрельба осуществляется через винт).
- Ла-132 ( Ла-132 ) — прототип с модернизированным двигателем Швецова М-93 . Прогнозируемая максимальная скорость 740 км/ч (460 миль в час) на высоте 6500 м (21325 футов). Двигатель оказался неисправным, и вместо него на единственном прототипе был установлен опытный АШ-82 М Швецова. В производство самолет не поступил.
- La-9M ( La-134 ) – long-range fighter prototype, see Lavochkin La-11
- Ла-9РД - один Ла-9 был оснащен двумя вспомогательными импульсными воздушно-реактивными двигателями РД-13 под крылом.
- Ла-138 - один Ла-9 был оснащен двумя подкрыльевыми вспомогательными прямоточными воздушно-реактивными двигателями ПВРД-450.
Операторы
[ редактировать ]- Китайская Народная Республика
- В 1950 году ВВС Народно-освободительной армии импортировали 129 самолетов Ла-9. Последние пять истребителей Ла-9 списаны в 1959 году.
- Восточная Германия
- Volkspolizei (5 действовали с 1952 по 1956 год до формирования ВВС Национальной народной армии )
- Северная Корея
- Румыния
- ВВС Румынии (10 поставлено в 1950 г.: 5 Ла-9 и 5 Ла-9 УТИ)
- Советский Союз
Выживший самолет
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]- Ла-9 6201 выставлен в Пекинском институте аэронавтики , Пекин, Китай, под номером 7504.
- Ла-9 (неопознанный серийный номер) на выставке в Музее ВВС Народно-освободительной армии , Датаншань, Чанпин, Китай, под номером 06.
- Ла-9УТИ (неопознанный серийный номер) на выставке в Музее ВВС Народно-освободительной армии , Датаншань, Чанпин, Китай
Северная Корея
[ редактировать ]- Ла-9 102 выставлен в Музее славной войны за освобождение Отечества , Пхеньян, Северная Корея. [ 1 ]
Румыния
[ редактировать ]- Ла-9 66 на выставке в Центральном военном музее , Бухарест, Румыния.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Ла-9 28 принадлежит Музею военной авиации Джерри Ягена и восстановлен компанией Pioneer Aero Restorations в Новой Зеландии в период с 2001 по 2003 год, годен к полетам как N415ML.
Технические характеристики (Ла-9)
[ редактировать ]
Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,63 м (28 футов 4 дюйма)
- Размах крыльев: 9,8 м (32 фута 2 дюйма)
- Высота: 3,56 м (11 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 17,6 м 2 (189 кв. футов)
- Соотношение сторон : 5,46
- Профиль профиля : ламинарный профиль ЦАГИ. [ 2 ]
- Вес пустого: 2638 кг (5816 фунтов)
- Полная масса: 3425 кг (7551 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 3676 кг (8104 фунта)
- Силовая установка: 1 × Швецов АШ-82ФН 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 1380 кВт (1850 л.с.) с 1-ступенчатым 2-скоростным нагнетателем и впрыском топлива.
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 690 км/ч (430 миль в час, 370 узлов) на высоте.
- Дальность: 1735 км (1078 миль, 937 миль)
- Практический потолок: 10 800 м (35 400 футов)
- Скорость набора высоты: 17,7 м/с (3480 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 150 кг/м 2 (31 фунт/кв. фут)
- Мощность/масса : 0,40 кВт/кг (0,24 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 4 × 23-мм Нудельмана-Суранова НС-23 , 75 выстрелов. пушки
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Грумман F8F Беаркэт
- Хоукер Си Фьюри
- Испано Авиация HA-1112
- Накадзима Ки-84
- Кавасаки Ки-100
- Североамериканский P-51 Мустанг
- Воут F4U Корсар
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Авиафото № 0861812: Лавочкин Ла-9 — Северная Корея — ВВС» . Авиалайнеры.нет . 9 мая 2005 года . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Гордон, Ефим. Поршневые истребители Лавочкина (Красная Звезда, том 10) . Эрл Шилтон, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 2003. ISBN 1-85780-151-2 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961. ISBN 0-356-01447-9 .
- Копенгаген, W (ред.), Большая книга типов самолетов (на немецком языке). Транспресс, 1987, ISBN 3-344-00162-0 .
- Меал, Ксавье (июнь 2004 г.). «Лавочкин 9: Финишеры гонки по-прежнему лучшие». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (415): 18–27. ISSN 0757-4169 .
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем