Испано Авиация HA-1112
ХА-1109 и ХА-1112 | |
---|---|
![]() | |
Hispano HA.1112-K1L Трипала | |
Роль | боец |
Производитель | Мессершмитт Испаноязычная авиация |
Первый полет | 2 марта 1945 г. |
Ушедший на пенсию | 27 декабря 1965 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Испанские ВВС |
Количество построенных | 239 |
Разработано на основе | Мессершмитт Bf 109 |
HA -1109 и HA-1112 представляют собой лицензионные версии Messerschmitt Bf 109 G-2, разработанные в Испании во время и после Второй мировой войны.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
В 1942 году испанское правительство заключило лицензию с компанией Messerschmitt AG на производство Bf 109 G-2, хотя двигатели, винты, инструменты и вооружение DB 605A должны были поставляться из Германии. Это оказалось невозможным, поскольку Германия была не в состоянии удовлетворить свои собственные потребности, не говоря уже об Испании, и фактически было поставлено только 25 планеров (без хвостов) и менее половины необходимых чертежей. [ 1 ] В результате компания Hispano Aviación заменила двигатель DB 605A мощностью 1300 л.с. на HS 89-12Z переименовала проект в Bf 109 J. , а компания Messerschmitt [ 2 ] Двигатель HS 89-12Z совершил успешный полет на Bf 109 E, использовавшемся в качестве летного испытательного стенда в Барселоне в 1944 году, а первый HA-1109-J1L совершил свой первый полет 2 марта 1945 года в Севилье с использованием винта VDM и хомута. -верхняя опора двигателя. [ 3 ] Остальные 24 планера летали в 1947–1949 годах с винтами Эшер-Висс , но так и не вступили в строй.
В мае 1951 года была разработана версия HA-1112-K1L , усовершенствованная двигательная установка Hispano-Suiza HS 17-12Z и оснащенная одним или двумя 12,7-мм Breda пулеметами и Pilatus восемью пакетами 80-мм ракет . Трехлопастной винт de Havilland Hydromatic заслужил прозвище Tripala («три лопасти»). [ 3 ]
Впервые он совершил полет в 1951 году, и хотя планировалось построить 200 самолетов, было построено только 65. Двигатель Hispano представлял собой вертикальный V12 вместо перевернутых двигателей V12 Daimler-Benz DB 601 и 605, используемых в Bf 109, но, обладая компактной конструкцией, он хорошо подходил к планеру Bf 109 и мог достоверно представлять Bf 109. в немецком фильме 1957 года Der Stern von Afrika ( «Звезда Африки ») об Люфтваффе асе Ханс-Иоахим Марсель . Первоначальная конструкция, начиная с Bf 109F, имела асимметричную аэродинамическую часть хвостового оперения с отклонением влево для противодействия крутящему моменту от вращения Daimler-Benz по часовой стрелке. Поскольку в Tripala это не изменилось, несмотря на то, что Hispano V12 вращался против часовой стрелки, хвост и двигатель вместе вызывали поворот вправо при взлете, которому было трудно противодействовать.
Вторая версия, HA-1110-K1L , представляла собой двухместный учебно-тренировочный тандем. [ 3 ]
ХА-1112-М1Л
[ редактировать ]

Последним вариантом стал HA-1112-M1L Buchón ( Pouter ), что на испанском языке означает голубь-самец. Первый полет он совершил 29 марта 1954 года на автомобиле Rolls-Royce Merlin 500-45 мощностью 1600 л.с. [ 4 ] двигатель и Rotol , приобретенные в качестве излишков в Великобритании. четырехлопастной винт [ 4 ] Этот двигатель имел подбородочный воздухозаборник, который изменил очертания планера Bf 109. Это была импровизированная сборка устаревших компонентов, но она соответствовала предполагаемой цели контроля испанских колониальных территорий в Африке, где в то время в изолированной Испании более сложные технологии были ненужны и недоступны. Он нес две 20-мм пушки Hispano-Suiza 404/408 и две Oerlikon или Pilatus восьмикомплектные 80-мм ракеты и оставался на вооружении до 27 декабря 1965 года.
В фильме
[ редактировать ]Из-за своего долголетия Бушоны появлялись в нескольких военных фильмах, маскируясь под Bf 109. В таких фильмах, как «Битва за Британию» (вместе с бомбардировщиками CASA 2.111 , построенной в Испании версией Heinkel He 111 ), «Штерн фон Африка» , «Мемфисская красавица» , «Дюнкерк» и «Летчики Таскиги» . Бюшон также играл противника Bf 109, Hawker Hurricane , в одной из сцен в «Битве за Британию» .
Варианты
[ редактировать ]



- HA-1109-J1L
- 1945 г. - построено первые 25 самолетов Bf 109 G-2 немецкого производства с установленными двигателями Hispano-Suiza 12Z -89 вместо Daimler-Benz DB 605 A с винтами VDM или Escher-Wyss . В эксплуатации не используется.
- ХА-1109-К1Л
- 1951 г. – первое производство ХА-1112-К1Л. Оснащенная двигателем Hispano-Suiza 12Z-17 и винтом De Havilland Hydromatic в усовершенствованной установке, эта версия появилась в мае 1951 года, вооруженная двумя 20-мм пушками Hispano HS-404 и 80-мм ракетами. 25 преобразований из HA-1109-J1L.
- ХА-1109-М1Л
- прототип НА-1112-М1Л. Одиночный самолет, модифицированный двигателем Rolls-Royce Merlin 500-45. Одна переделка HA-1112-K1L.
- ХА-1110-К1Л
- Двухместный учебно-тренировочный вариант с двигателем Hispano. Используется оперативно. Один построен.
- ХА-1110-М1Л
- Двухместный учебно-тренировочный вариант с двигателем RR Merlin. Только проект.
- ХА-1111-К1Л
- Двухместный учебно-тренировочный вариант с двигателем Hispano и топливными баками на законцовках крыла. Только проект.
- ХА-1112-К1Л «Жалоб»
- 1951 г. – используется в эксплуатации. Построено 65 (25 переоборудовано из HA-1109-K1L).
- ХА-1112-М1Л "Бюшон"
- 1954 г. - последний вариант с двигателем RR Merlin, вооруженный двумя 20-мм пушками Hispano HS-404 и 80-мм ракетами. Используется оперативно. 172 построено.
- HA-1112-M4L
- Двухместный учебно-тренировочный самолет с двигателем Merlin. Используется оперативно. Один построен и одна переоборудована из HA-1110-K1L.
Самолет на выставке
[ редактировать ]- 56 — HA-1112-K1L на статической экспозиции в Museo del Aire в Мадриде . [ 6 ] [ 7 ]
- 67 — HA-1112-M1L готов к полетам в компании Spitfire Ltd. из Сент-Хелиера, Джерси . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
- 133 — HA-1112-M1L готов к полетам в Музее военной авиации в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния . Компания Meier Motors переоборудовала его под Bf 109. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
- 156 — HA-1112-M1L на хранении в Музее воздуха и космоса в Париже . [ 15 ]
- 164 — HA-1112-M1L на хранении в Канадском музее авиации и космонавтики в Оттаве, Онтарио . [ 16 ] [ 17 ]
- 171 — HA-1112-M1L на статической выставке в Воздушном зоопарке в Портедже, штат Мичиган . [ 18 ] [ 19 ]
- 186 — HA-1112-M1L на статической экспозиции в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . [ 20 ] [ 21 ]
- 193 — HA-1112-M1L готов к полетам в коллекции самолетов Эриксона в Мадрасе, штат Орегон . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Компания Pacific Fighters восстановила его так, чтобы он напоминал Bf 109. [ 25 ]
- 199 — HA-1112-M1L на статической экспозиции в музее EAA AirVenture в Ошкоше, штат Висконсин . [ 26 ] [ 27 ]
- 211 - HA-1112-M1L на статической экспозиции в Museo del Aire в Мадриде. [ 6 ] [ 28 ]
- 235 — HA-1112-M1L готов к полетам в Музее авиации Кавано в Аддисоне, штат Техас . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Снят с публичной экспозиции, когда музей закрылся на неопределенный срок 1 января 2024 года. Будет перенесен в региональный аэропорт Северного Техаса в Денисоне, штат Техас . [ 32 ]
Технические характеристики (HA-1112-K1L)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Длина: 8,49 м (27 футов 10 дюймов)
- Размах крыльев: 9,92 м (32 фута 7 дюймов)
- Высота: 2,60 м (8 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 16 м 2 (170 кв. футов)
- Вес пустого: 2475 кг (5456 фунтов)
- HA-1112-M1L 2666 кг (5878 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 3200 кг (7055 фунтов)
- HA-1112-M1L 3330 кг (7341 фунт)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Hispano-Suiza 12Z-17 V-12 жидкостного охлаждения, мощностью 970 кВт (1300 л.с.)
- HA-1112-M1L мощностью 1193 кВт (1600 л.с.) 1 поршневой двигатель Rolls-Royce Merlin 500/45 V-12 с жидкостным охлаждением
- Гребные винты: 3-лопастной Hamilton-Standard. гребной винт постоянной скорости
- HA-1112-M1L 4-лопастной Ротол винт
Производительность
- Максимальная скорость: 600 км/ч (370 миль в час, 320 узлов)
- HA-1112-M1L 665 км/ч (413 миль/ч)
- Крейсерская скорость: 400 км/ч (250 миль в час, 220 узлов)
- Дальность: 690 км (430 миль, 370 миль)
- HA-1112-M1L 765 км (475 миль)
- Практический потолок: 9800 м (32200 футов)
- HA-1112-M1L 10 200 м (33 465 футов)
- Скорость набора высоты: 28,33 м/с (5577 футов/мин)
- ХА-1112-М1Л [ 33 ]
- Нагрузка на крыло: 200 кг/м 2 (41 фунт/кв. фут)
- ХА-1112-М1Л 206 кг/м 2 (42,2 фунта/фута 2 )
Вооружение
- Орудия: 2х20-мм Hispano-Suiza HS.404 /408. пушки
- Ракеты: две стойки по 8 х 80 мм ракет Oerlikon.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Фиат G.55 Кентавро
- Икарус С-49
- Кавасаки Ки-61 Хиен
- Макки C.205 Велтро
- Североамериканский P-51D Мустанг
- Супермарин Спитфайр Мк. IX
- Yakovlev Yak-9
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фицсаймонс, Бернард, изд. Иллюстрированная энциклопедия оружия и войны 20-го века (Лондон: Phoebus, 1978), том 11, стр.1193, «HA-1109/1112».
- ^ «Последний в длинном ряду, автор: Х. А. Герреро. Обзор AERONAUTICA andaluza № 26, 2013 г.» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г. Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фицсаймонс, стр.1193, "HA-1109/1112".
- ^ Перейти обратно: а б Фицсаймонс, стр.1194, "HA-1109/1112".
- ^ Перейти обратно: а б Дюнкерк – съемки воздушных сцен для эпического фильма , Warbirds News, 15 августа 2016 г. , дата обращения 25 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ангар 3 Музея воздухоплавания и космонавтики» . ВВС (на испанском языке). Архивировано из оригинала 18 января . Получено 31 января.
- ^ "Досье на планер - MesserschmittBf-109/HA-1109/1110/1112/S-99/199, серийный номер C.4J-10 EdA, c/n 56" . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Bf109 Buchon G-AWHE» . Летающие легенды . Архивировано из оригинала 17 июня 2020 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Messerschmitt-Hispano HA-1112-M1L, серийный номер C.4K-31 EdA, c/r G-AWHE» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Результаты поиска GINFO [G-AWHE]» . Управление гражданской авиации . Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Мессершмитт Прогресс» . Новости боевых птиц . Новости боевых птиц. 24 ноября 2014 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Мессершмитт в Пунго - Bf-109 из Музея военной авиации прибыл в США» . Новости боевых птиц . Новости боевых птиц. 3 ноября 2015 г. Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Messerschmitt Bf-109G-5 Gustav, серийный номер C.4K-64 EdA, c/n 133, c/r N109FF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N109FF]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Испано НА-1112 «Бюшон» и С-4К-156, код 471-28» . Список'В МАЭ (на французском языке) . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «ИСПАНО HA–1112–M1L БУШОН» . Канадский музей авиации и космонавтики . Канадская корпорация музеев науки и технологий. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Messerschmitt-Hispano HA-1112-M1L, серийный номер C.4K-114 EdA, серийный номер 164» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Испано Авиасьон HA-1112 Бюшон» . Воздушный зоопарк . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Messerschmitt-Hispano HA-1112-M1L, серийный номер C.4K-100 EdA, c/n 171, c/r N76GE» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ «Мессершмитт BF 109Е-3» . Музей полета . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Messerschmitt-Hispano HA-1112-M1L, серийный номер C.4K-122 EdA, c/n 186, c/r N109J» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «МЕССЕРШМИТТ МЕ-109» . Коллекция самолетов Эриксона . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Messerschmitt-Hispano HA-1112-M1L, серийный номер C.4K-130 EdA, c/n 193, c/r N90602» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N90602]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ «Тихоокеанские истребители Messerschmitt Bf-109 – Обновление восстановления» . Новости боевых птиц . Новости боевых птиц. 5 марта 2015 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ "Мессершмитт/Испано Бюшон HA1112-M1L - N109BF" . ЕАА . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Messerschmitt-Hispano HA-1112, серийный номер C.4K-127 EdA, серийный номер 199, серийный номер N109BF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Messerschmitt-Hispano HA-1112-M1L, серийный номер C.4K-158 EdA, серийный номер 211» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Самолет» . Музей полетов Кавано . Архивировано из оригинала 5 декабря 2018 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Messerschmitt-Hispano HA-1112, серийный номер C.4K-172 EdA, серийный номер 235, серийный номер N109GU» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N109GU]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Салливан, Коул (1 января 2024 г.). «Исторический музей полетов Аддисона объявляет о закрытии» . ВФАА . Даллас, Техас . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Джеймс Ф. Крейг, «Мессершмитт Bf.109», Arco Pub., 1968, стр. 54
Источники
[ редактировать ]- Оригинальные изображения и данные для этой статьи были взяты из Museo del Aire, Cuatro Vientos, Мадрид, Испания.
- Фицсаймонс, Бернард, изд. Иллюстрированная энциклопедия оружия и ведения войны 20-го века (Лондон: Phoebus, 1978), том 11, стр. 1193-4, «ГА-1109/1112».
- http://simviation.com/fsdcbainmm.htm
- https://web.archive.org/web/20081016094929/http://www.xs4all.nl/~tozu/me109/foreign/109-spain.htm
- Воздушные монографии: HA 1112-M1L "Buchón" - Педро Мигель Паниагуа Маган - ISBN 978-84-921179-0-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]