История эксплуатации Мессершмитта Bf 109
Messerschmitt Bf 109 — немецкий времен Второй мировой войны, истребитель разработанный Вилли Мессершмиттом и Робертом Люссером в начале-середине 1930-х годов. Это был один из первых по-настоящему современных истребителей той эпохи, включавший такие особенности, как цельнометаллическая монокок конструкция- , закрытый фонарь , убирающееся шасси , и оснащенный перевернутым V12 авиационным двигателем с жидкостным охлаждением .
Bf 109 принимал активное участие во многих военно-воздушных силах и участвовал в нескольких конфликтах за пределами Второй мировой войны.
Боевая служба в гражданской войне в Испании
[ редактировать ]Десятки истребителей Messerschmitt Bf 109 , включая варианты A, B, C, D и E, впервые приняли действительную службу в Легионе Кондор против советских самолетов в середине 1937 года в качестве испытательного полигона для нового немецкого истребителя с неподвижным крылом. . Bf 109 быстро заменил истребитель-биплан Heinkel He 51, понесший большие потери в течение первых 12 месяцев конфликта. Люфтваффе Из Jagdgruppen 136 Bf 109 были отправлены в Испанию, и 47 из них, включая Bf 109B, D и E, остались на вооружении испанских ВВС после окончания войны в 1939 году. Bf 109 [ нужна ссылка ] советского производства, , оснащенные в основном самолетами Поликарпов И-15 и Поликарпов И-16 республиканские силы понесли тяжелые потери от истребителей Националистов и Легиона Кондор. [ нужна ссылка ] . Около 20 Bf 109 были потеряны в Испании в результате действий противника как в воздушных боях, так и в результате обстрела с земли.
Боевая служба в Люфтваффе
[ редактировать ]Bf 109 совершил больше воздушных потерь, чем любой другой самолет. Сто пяти (возможно, 109) пилотам Bf 109 на счету уничтожения 100 и более самолетов противника. Тринадцать из этих людей совершили более 200 убийств, а двое - более 300. Всего на счету этой группы около 15 000 убийств. [ 1 ]
Среди многих участников боевых действий статус аса присваивался пилоту, совершившему пять и более убийств. Если применить это к пилотам-истребителям Люфтваффе и их записям, то окажется, что более 2500 немецких пилотов были асами. [ 2 ] Однако немцы не использовали этот ориентир; вместо этого они присвоили звание Experte летчику-истребителю, который не только продемонстрировал высокие боевые навыки, но и продемонстрировал лучшие личные качества. [ 3 ] Большинство пилотов Bf 109 сбили Советский Союз; однако пять пилотов действительно зарегистрировали более 100 претензий к западным союзникам . Записи Люфтваффе показывают, что во время операции «Барбаросса » немецкие пилоты сбили 7355 самолетов Bf 109, среди семи Jagdgeschwader ( JG 3 , JG 27 , JG 51 , JG 53 , JG 54 , JG 77 и LG 2 ), потеряв ровно 350 человек в ходе операции «Барбаросса». воздушный бой, соотношение чуть более 21:1, и это самый высокий показатель, достигнутый немцами на Восточном фронте . [ 4 ] [ Примечание 1 ] Во второй половине войны Bf 109 был выбран для использования в Rammkommando ELBE из-за его меньшего веса по сравнению с Fw 190. [ 5 ]
В период с января по октябрь 1942 года еще 18 немецких пилотов присоединились к избранной группе, которая к настоящему времени достигла 100 сбитых самолетов на Восточном фронте. За этот период пилоты Bf 109 заявили, что было уничтожено 12 000 советских самолетов. [ 6 ] [ 7 ]
Bf 109 в битве за Британию
[ редактировать ]Вероятно, самой известной из всех операций Bf 109 была борьба за превосходство в воздухе между Королевскими ВВС и Люфтваффе во время битвы за Британию летом 1940 года. Варианты E-1 и E-4 приняли на себя основную тяжесть боевых действий. боевой. 31 августа 1940 года истребительные части (за исключением JG 77 ) сообщили о наличии 375 Е-1, 125 Е-3, 339 Е-4 и 32 Е-7, что указывает на то, что большая часть Е-3 уже была переоборудована в Е-3. 4 стандарта. [ 8 ] К июлю одна группа (крыло) JG 26 была оснащена моделью Bf 109 E-4/N улучшенных характеристик, оснащенной новым двигателем DB 601N, работающим на с октановым числом авиационном топливе 100 . [ 9 ]
DB 601 с впрыском топлива оказался наиболее полезным против британских Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane , поскольку британские истребители использовали карбюраторные двигатели с гравитационным питанием, которые отключались при отрицательных перегрузках . , тогда как DB 601 этого не делал Таким образом, Bf 109 имели первоначальное преимущество в пикировании, как во время атаки, так и при бегстве, поскольку они могли «врезаться» прямо в пикирование без потери мощности. Еще одним отличием был выбор вооружения истребителей: «Харрикейны» и «Спитфайры» ВВС Великобритании в основном использовали восемь калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулеметов . Большинство вариантов Bf 109E (E-3, E-4, E-7) несли два 7,92-мм (0,312 дюйма) MG 17 и две 20-мм MG FF пушки . Последний стрелял смешанными типами боеприпасов, в том числе фугасными снарядами большой мощности типа Minengeschoß , которые были очень разрушительными, но имели баллистические свойства, отличные от MG 17. У MG FF был относительно небольшой запас боеприпасов по сравнению с пулеметами, каждый из которых питался из барабанного магазина емкостью 60 патронов. Составляя около трети Bf 109E, участвовавших в бою, E-1 имели полностью пулеметное вооружение из четырех 7,92-мм (0,312 дюйма) пулеметов MG 17, но в общей сложности имели 4000 патронов.
Британским пилотам, испытавшим трофейный Bf 109 E-3, понравились двигатель и приемистость, послушное и отзывчивое управление и характеристики сваливания на низких скоростях, но они раскритиковали характеристики управляемости на высоких скоростях (отчасти из-за автоматического открытия предкрылков крыла). меньший радиус поворота (850 футов по сравнению с 680 футами у Spitfire) и большие усилия управления, необходимые на скорости (отчасти из-за положения педали руля направления и отсутствия триммеров). [ 10 ]
прошли сравнительные испытания Erprobungsstelle Rechlin В августе 1940 года на центральном авиационном полигоне Люфтваффе Люфтваффе ведущий ас Вернер Мёльдерс , одним из участников которых стал . Испытания пришли к выводу, что Bf 109 имел превосходство по высоте и скорости набора высоты по сравнению со «Спитфайром» и «Харрикейном» на всех высотах, но также отметили значительно меньший радиус разворота британских истребителей (это подтверждают боевые отчеты более чем одного британского пилота, использовавшего более узкие круг разворота своего самолета, чтобы занять огневую позицию, или, наоборот, использовал его, чтобы уйти с дороги 109). Было рекомендовано не участвовать в воздушных боях, если преимущество Bf 109 в летных качествах не будет использовано в полной мере. Скорость крена Bf 109 была признана лучшей, как и его устойчивость при заходе на посадку. Сам Мёльдерс называл Spitfire «жалким боевым самолётом» из-за его двухшагового винта и неспособности карбюратора выдерживать отрицательные перегрузки . Его жалоба на пропеллер заключалась в том, что при выборе одной настройки пилот рисковал превысить обороты и вызвать нагрузку на двигатель, но, наоборот, выбор другой настройки означал, что самолет не мог работать в полную силу (ситуация примерно аналогична ситуации с автомобилем, имеющим слишком большой разрыв между передаточными числами). В политическом климате того времени в такие отчеты часто включалось значительное количество пропаганды с обеих сторон. [ 11 ] или информация быстро устаревает; например, в результате аварийной программы все «Спитфайры» и «Харрикейны» были модернизированы Rotol или Hamilton Standard винтами постоянной скорости к 16 августа 1940 года. [ 12 ]
Во время битвы за Британию главным недостатком Bf 109 была его малая дальность полета: как и большинство монопланов-перехватчиков 1930-х годов, он был разработан для поражения бомбардировщиков противника над дружественной территорией, а дальность и выносливость необходимы для сопровождения бомбардировщиков дальнего действия над территорией противника. не требовалось. Эскортные Bf 109E, использовавшиеся во время битвы, имели ограниченный запас топлива, в результате чего максимальная дальность полета составляла всего 660 км (410 миль) исключительно на внутреннем топливе. [ 13 ] и когда они прибыли над британской целью, у них было всего 10 минут полета, прежде чем они повернули домой, оставив бомбардировщики без защиты со стороны истребителей. Его будущий аналог, Focke-Wulf Fw 190 A, летал в виде прототипа только летом 1940 года; первые 28 Fw 190 не были поставлены до ноября 1940 года. Fw 190A-1 имел максимальную дальность полета 940 км (584 мили) на внутреннем топливе, что на 40% больше, чем у Bf 109E. [ 14 ] В Messerschmitt Bf 109 E-7 этот недостаток был исправлен путем добавления подфюзеляжной артиллерийской установки по центральной линии для установки бомбы SC 250 или стандартного 300-литрового сбрасываемого бака Люфтваффе , чтобы удвоить дальность полета до 1325 км (820 миль). Артиллерийская установка не была модернизирована на более ранние Bf 109E до октября 1940 года. «Спитфайр» и «Харрикейн», спроектированные с учетом аналогичных эксплуатационных требований, имели тактическое преимущество, поскольку они действовали практически над своими аэродромами базирования в качестве перехватчиков и, таким образом, могли оставаться там дольше. в районе боевых действий.
Боевая служба в Италии
[ редактировать ]- Королевские ВВС (1942–1943)
С ноября 1942 по апрель 1943 года Regia Aeronautica получила с собственных производственных линий всего 160 новых бомбардировщиков и 758 новых истребителей, потеряв при этом в боях около 1600 самолетов из-за аварий и других причин. По этой причине итальянские ВВС решили использовать немецкие самолеты. Генерал Кессельринг принял первую партию из примерно 30 Bf 109, которые были приписаны к 150° и 3° группам . Первое подразделение под командованием Маджоре Антонио Виццотто было готово к действию в апреле и перебралось на аэродром Кальтаджироне , а затем на Шакка аэродром на Сицилии . Непосредственно перед высадкой союзников на Сицилии в составе 150-й группы (363-й, 364-й, 365-й эскадрильи ) было 25 действующих Bf 109, а еще 17 Bf 109 находились в составе 3-й группы (153-й, 154-й, 155-й эскадрильи ) на Комизо аэродроме на Сицилии. . Большинство из них было уничтожено бомбардировщиками союзников. 12 июля, на четвертый день боев, две группы потеряли почти все самолеты. К середине июля 150° Gruppo была переброшена на аэродром Чампино , недалеко от Рима, а последние три оставшихся Bf 109 прибыли из Сицилии. Тем временем 23° Группа (70ª, 74ª, 75ª Squadriglia ) из 3° Stormo , на Черветери аэродроме , в Лациуме , получила 11 Bf 109G. К 8 сентября, когда Италия подписала Кассибилское перемирие , в исправности оставались только четыре Bf 109, базирующиеся на взлетно-посадочной полосе Чампино , и 150 групп . [ 15 ]
- НР (1943–1945)
Aeronautica Nazionale Repubblicana (ANR) — военно-воздушные силы, развернутые Repubblica Sociale Italiana (RSI). Хотя ANR была организована RSI, большая часть ее оперативного контроля осуществлялась Люфтваффе. Сначала истребительные части ANR (I° Gruppo Caccia и II° Gruppo Caccia [ Примечание 2 ] ) использовали Macchi C.205 и Fiat G.55 Centauros соответственно. Тем не менее, G.55 хорошо зарекомендовали себя против истребителей союзников, таких как «Спитфайр» и «Мустанг». [ 17 ] Люфтваффе Ягдфлигерфюрер (инспектор истребителей или Джафю ), учитывая, что многие пилоты подразделения имели опыт полетов на Bf 109G Regia Aeronautica Fiat G.55 II ° Gruppo Caccia над Сицилией, распорядился заменить на Bf 109G. Бывшие JG 4 самолеты Bf 109 G-6 начали прибывать в Кашина-Вага 29 мая, а две учебно-тренировочные машины G-12 были доставлены две недели спустя. К 22 июня подразделение было готово к первым операциям. [ 18 ]
Первая операция подразделения с Bf 109 произошла 22 июня 1944 года; одиннадцать Bf 109 совершили вылет с аэродрома, но ничего не добились.
I°Gr.C продолжал использовать комбинацию Macchi 205 и Fiat G.55; хотя по разным причинам [ Примечание 3 ] подразделение редко действовало с августа 1944 года по декабрь, когда прибыл первый учебно-тренировочный самолет Bf 109 G-12. Еще в декабре оставшиеся 17 пилотов I° Gruppo были переведены в Рангсдорф в Берлине, чтобы начать курс обучения на ракетном истребителе Me 163 . [ 19 ]
В ноябре 1944 года I°Gr.C был переведен в летную школу Люфтваффе в Хольцкирхене в Германии для переоборудования в Мессершмитты. [ 19 ] В начале февраля 57 пилотов I° были Gruppo готовы к работе на Bf 109; 51 (52, по другим данным [ 19 ] ) G-6, G-10 и K-4, большая часть которых поступила напрямую из Германии, были доступны в конце месяца. Истребители были размещены на пустоши между аэродромами Лонате-Поццоло и Мальпенса и тщательно замаскированы, чтобы защитить их от воздушных налетов союзников. Первая боевая операция произошла 14 марта 1945 года. I° Gruppo попыталась перехватить B-25 Mitchell из 321-й бомбардировочной группы возле озера Гарда , но, в свою очередь, была отбита P-47 Thunderbolts из 350-й истребительной группы. У 1° Gruppo три пилота погибли, один был ранен, три самолета потеряны и шесть повреждены; взамен один P-47 потребовался командующему Адриано Висконти.
Другая истребительная часть ANR, II° Gruppo , передавшая в конце мая 1944 года свои G.55 I° Gruppo , была перевооружена на 46 бывших I./JG 53 и II./JG 77 Bf 109 G. -6. [ 20 ] 22 июня 1944 года он совершил свой первый боевой полет на своих «Мессершмиттах», а три дня спустя сбил два P-47 из голлистского французского GCII/3. На этом этапе Люфтваффе приказало пилотам ANR действовать за пределами границ Италии. Например, 25 июля 18 Bf 109G из II° Gruppo было приказано перебраться в Тульн в Австрии , где они были подчинены JG 53 . Они действовали вместе с немецкими летчиками против налета бомбардировщиков союзников. В ходе этой совместной миссии было сбито восемь B-24 Liberator. [ 21 ]
2 апреля 1945 года II° Gruppo 29 Bf 109 с баз Авиано и Осоппо перехватила большую группу B-25 над Геди , Брешия , в сопровождении P-47D из 347-й истребительной эскадрильи. В завязавшемся воздушном бою пилоты ANR потерпели тяжелое поражение: было сбито 14 Bf 109 и убито шесть итальянских пилотов, не одержав ни одной победы в воздухе. [ 22 ] 10 апреля три Bf 109 под управлением Соттотененте (летного офицера) Умберто Галлори, Марешиалло (прапорщика) Марио Веронези и Марескиалло Дино Форлани перехватили P-47 из 57-й истребительной эскадрильи над Миланом и Комо. Форлани заявил, что P-47 поврежден, но два других итальянских истребителя были подбиты и получили легкие повреждения. 19 апреля 1-я группа «Ассо ди Бастони» провела свой последний бой, последнюю заявку и последнюю потерю. [ 23 ]
Боевая служба в Венгрии
[ редактировать ]В октябре 1942 года Люфтваффе согласилось частично перевооружить истребительные части Королевских ВВС Венгрии (MKHL) на Bf 109. Подчинялось немецкому Jagdgeschwader 52 на Восточном фронте, первому венгерскому истребительному подразделению, переоборудованному в Bf 109 F-. 4 был 1/1 для RHAF. vadaszszázad ( истребительная эскадрилья ). После краткого обучения этому типу Заслош ( прапорщик ) Лукач Отто совершил первые боевые вылеты 15 октября 1942 года. Подразделение в основном занималось истребителями-бомбардировщиками и обстрелами до 16 декабря 1942 года, когда Фёхаднадь ( лейтенант ) Дьёрдь Банлаки и Хаднаги ( Младший лейтенант ) Имре Панчел сбил четыре Ил-2 ; первые жертвы 109-х RHAF. Несколько других истребительных частей были переоборудованы в модели 109F и более поздние модели G в течение 1943 года и активно участвовали в боях на Восточном фронте . [ 24 ]
К концу 1943 года ВВС Великобритании осознали, что устаревшие истребители MÁVAG Heja местного производства не справляются с поставленной задачей, и начали оснащать истребительные эскадрильи домашней ПВО самолетами Bf 109. В апреле и мае 1944 года новые Bf 109G были сосредоточены в 101-м Honi Légvédelmi Vadászrepülő Osztály ( 101-й отечественный истребительный авиаполк ПВО ). Венгерский завод Мессершмитт в Дьёре производил многие из них по лицензии. Подразделение, которым командовал опытный ветеран Восточного фронта Орнадь ( майор ) Хеппес Аладар , также было известно как « Красные пумы» по знаку отличия. [ 25 ] Во время «Американского сезона», с мая по август 1944 года, 101-я дивизия забрала 15 P-51, 33 P-38 и 56 четырехмоторных бомбардировщиков . [ 26 ] Но венгерские потери тоже были велики: погибли 18 летчиков-истребителей. [ 27 ]
Самые тяжелые потери произошли 7 августа 1944 года, когда 18 Bf 109 из 101 истребительной группы, сопровождавшие Bf 109 G-6 Люфтваффе, вооруженные дополнительными пушками в подкрыльевых гондолах, взлетели на перехват 357 четырехмоторных американских бомбардировщиков в сопровождении 117 истребителей. «Мессершмитты» были перехвачены сопровождавшими их «Мустангами» Р-51, которые сбили восемь венгров и не менее девяти немецких Bf 109, потеряв при этом лишь двоих из своего числа. Среди убитых «Пум» был лейтенант Ласло Молнар Лукач, самый результативный венгерский пилот на сегодняшний день, сбивший 25 самолетов (включая семь американских самолетов). [ 28 ]
К ноябрю 1944 года 101-й полк был переформирован в истребительный полк и перевооружен новейшими истребителями Мессершмитт Bf 109 типов G-10 и G-14. В конце декабря пилоты получили новые Bf 109 в Винер-Нойштадте и впоследствии были переведены на аэродром Кеньери . В начале февраля 101-й истребительный авиаполк получил 26 новеньких Bf 109 G-10/U4 с указанием менять двигатели через 30–40 часов работы. [ 29 ] Однако боевые вылеты против подошли USAAF 15-й воздушной дивизии к концу, и главным противником 101-й в воздухе стали Красные ВВС . [ 30 ] Венгерские летчики численно сильно уступали советским, но тем не менее атаковали. 9 марта восемь Bf 109G из истребительной эскадрильи 101/3 перехватили группу из 25 советских бомбардировщиков «Дуглас Бостон» в сопровождении 16 Як-9 и сбили три. Две недели спустя восемь «Красных пум» атаковали 26 советских самолетов южнее озера Балатон и сбили пять без единой потери. [ 31 ]
В конце марта 1945 года МХЛ пришлось покинуть Венгрию. «Красные Пумы» перебрались сначала в Петерсдорф , затем в Винер-Нойштадт и Тульн , затем в Раффельдинг, Австрия . Оттуда венгерские истребители еще совершили множество разведывательных полетов и атак по наземным целям. Их потери были катастрофически велики: за два дня «Красные Пумы» потеряли десять истребителей и четырех пилотов. 17 апреля 1945 года сенатор-лейтенант Кисс одержал последнюю воздушную победу в МХЛ, сбив советский Яковлев Як-9 . [ 32 ] 4 мая 1945 года подразделение подожгло свои последние оставшиеся Bf 109 на авиабазе Раффелдинг , чтобы не допустить их попадания в руки наступающих американских войск. [ 33 ] Один экземпляр венгерского Bf 109, G-10/U4 с Werknummer 611 943, сохранился до наших дней в Музее самолетов славы .
Боевая служба в Финляндии
[ редактировать ]Финские ВВС получили свои первые Bf 109 в 1943 году. Всего предстояло закупить 162 самолета этого типа, и первый самолет приземлился в Финляндии 13 марта 1943 года. Всего на вооружение было принято 159 самолетов, в том числе два G- 6 и один G-8 были уничтожены по пути в Финляндию. Сорок восемь из них принадлежали к группе G-2, 109 — к группе G-6 и двое — к группе G-8. Bf 109 по-прежнему остается самым большим типом самолетов, служивших в ВВС Финляндии. Самолет в просторечии получил прозвище «Мерсу» (так же, как прозвище автомобилей Mercedes-Benz, чья материнская компания Daimler-Benz производила двигатель Bf 109) и имел обозначение МТ и трехзначный идентификационный номер. С появлением 109-х финны снова смогли сражаться на более равной основе, поскольку они могли соответствовать новейшим советским истребителям. Последний из закупленных самолетов прибыл в Финляндию 20 августа 1944 года, незадолго до перемирия с Советским Союзом . [ нужна ссылка ]
Во время Войны-продолжения Bf 109 находились на вооружении 24-й, 28-й, 30-й и 34-й истребительных эскадрилий:
HLeLv 24 | HLeLv 28 | HLeLv 30 | HLeLv 34 | |
---|---|---|---|---|
Победы | 304 | 15 | 3 | 345 |
Потери в бою | 14 | 0 | 2 | 18 |
Финны одержали на этом типе 667 подтвержденных побед, потеряв 34 Bf 109 от истребителей противника или зенитного огня. Еще 16 самолетов погибли в результате аварий, а восемь самолетов были уничтожены на земле. Двадцать три пилота погибли. [ 34 ]
Сто два Bf 109 пережили войну, и самолет оставался основным истребителем ВВС Финляндии почти десятилетие после окончания Второй мировой войны. Несмотря на ожидаемый короткий срок службы самолета (он был построен как самолет военного времени и рассчитан на около 100–200 часов полета), он продолжал эксплуатироваться до весны 1954 года, когда FAF вступили в эпоху реактивных самолетов . Последний полет совершил 13 марта 1954 года майор Эркки Хейниля на самолете МТ-507 .
- Самолет-музей в Финляндии
Несколько Bf 109 сохранились в Финляндии. МТ-452 выставлен на аэродроме в Утти, [ 35 ] а в Музее авиации Центральной Финляндии выставлен МТ-507 , который был последним летающим Bf 109 ВВС. [ 36 ] Финский авиаконструктор Valtion Lentokonetehdas также изготовил истребитель VL Pyörremyrsky , внешний вид которого очень напоминал Bf 109, но который также имеет некоторые существенные улучшения, такие как значительно более легкое управление, другая конструкция крыла и переработанное шасси. До конца войны был произведен один единственный самолет; сегодня он выставлен в Музее авиации Центральной Финляндии. Кроме того, докторская диссертация финского специалиста по авиации Ханну Валтонена называется «Tavallisesta kuriositeetiksi – Kahden Keski-Suomen Ilmailumuseon Messerschmitt Bf 109 -lentokoneen museoarvo» (От обычного к диковинке – Музейная ценность двух Мессершмиттов Bf 109 в Авиационном центре Центральной Финляндии). музей).
Боевая служба в Швейцарии
[ редактировать ]Швейцария получила первый из своих 115 Bf 109 в 1938 году, когда было поставлено десять Bf 109D. После этого с апреля 1939 года до самого вторжения Германии во Францию летом 1940 года прибыло 80 109 E-3. Во время войны еще четыре 109 (два F и два G) были приобретены ВВС Швейцарии через интернирование. 109E были дополнены восемью лицензионными самолетами, изготовленными из запчастей компанией Doflug в Альтенрайне и поставленными в 1944 году.
В апреле 1944 года еще 12 G-6 были приобретены в обмен на уничтожение совершенно секретного Messerschmitt Bf 110 G ночного истребителя , совершившего вынужденную посадку в Швейцарии. Новые 109G имели многочисленные производственные дефекты и после проблемной эксплуатации были выведены из эксплуатации к маю 1948 года. 109E продолжали эксплуатироваться до декабря 1949 года. [ 37 ]
С началом битвы за Францию швейцарские истребители начали перехватывать, а иногда и сражаться с немецкими самолетами, вторгающимися в воздушное пространство Швейцарии. 10 мая 1940 года несколько швейцарских Bf 109 атаковали немецкий Dornier Do 17 недалеко от границы в Бютшвиле; В ходе последовавшей перестрелки «Дорнье» был подбит и в конечном итоге был вынужден приземлиться возле Альтенрайна.
1 июня флюгваффе направило 12 Bf 109 E-1 для поражения 36 немецких Heinkel He 111 без сопровождения из Kampfgeschwader 53, которые пересекали воздушное пространство Швейцарии для атаки на железнодорожную систему Лион - Марсель . Швейцарские ВВС понесли первую потерю в бою, когда младший лейтенант Рудольф Рикенбахер погиб в результате взрыва топливного бака его Bf 109 после попадания в него ответного огня «Хейнкеля». Однако швейцарские «Эмильсы» сбили шесть He 111. [ 38 ]
8 июня самолет наблюдения C-35, устаревший биплан, был атакован над горами Юра двумя немецкими Bf 110; пилот и наблюдатель погибли. Позже в тот же день швейцарский капитан Линдекер возглавил около 15 швейцарских на перехват группы немецких He 111 в сопровождении II./ Zerstörergeschwader 1 110 Bf Эмилей . В результате боя было сбито пять Bf 110 (включая Staffelkapitän Gerhard Kadow) и потерян один швейцарский Bf 109. [ 38 ]
На последних этапах войны швейцарские Мессершмитты были окрашены красно-белыми полосками «маркировки нейтралитета» вокруг фюзеляжа и основных крыльев, чтобы избежать путаницы с немецкими 109-ми.
Служба в Югославии
[ редактировать ]В конце 1930-х годов Югославия приступила к реализации амбициозной программы модернизации своих военно-воздушных сил. Итак, с 1939 по 1941 год Vazduhoplovstvo Vojske Kraljevine Yuglavije (VVKJ — Королевские югославские ВВС ) [ 39 ] получила 83 Bf 109 E-3, первые два самолета были поставлены в начале 1939 года. Однако большую часть времени самолеты простаивали из-за нехватки запасных частей, что было немецкой военной тактикой. Югославские пилоты остались недовольны Bf 109 после нескольких аварий при приземлении из-за узкого шасси «Мессершмитта» и постоянных механических поломок. 6 апреля 1941 года, в первый день вторжения войск Оси в Югославию , VVKJ имел на вооружении 54 Мессершмитта Bf 109E-3as. [ 40 ] При обороне Белграда (6 LP, 31-я и 32-я группы) шли ожесточенные бои, в которых шли друг на друга югославские и немецкие Bf 109. В первый день боя югославским летчикам удалось уничтожить несколько немецких самолетов. К концу 12-дневной кампании почти все Bf 109 были уничтожены либо в бою, либо их экипажами, чтобы предотвратить захват. Некоторые из уцелевших самолетов позже были захвачены и проданы Румынии. [ 41 ]
После того, как Королевство Югославия было разгромлено и оккупировано державами Оси , было создано новое Независимое Государство Хорватия ( Nezavisna Država Hrvatska , NDH). был сформирован Хорватский легион ( Hrvatska Legija 27 июня по приказу Анте Павелича ) для поддержки немецких войск на Восточном фронте. Авиационный компонент Hrvatska Zrakoplovna Legija (HZL, Хорватский легион ВВС) был создан 12 июля. Назван 4-м смешанным полком ВВС . [ 42 ] в его состав входили два подразделения: бомбардировочная и истребительная группа. Последняя, Zrakoplovna lovacka skupina (ZLS), в составе 202 человек была отправлена в Германию и проходила обучение на Bf 109. [ 43 ] 10. Zrakoplovno lovacko jato (ZLJ, истребительная эскадрилья ВВС), оснащенная 10 Bf 109F и одним Bf 109E, была первым действующим хорватским подразделением. [ 43 ] Его первой базой была Полтава , на Украине , где он был подчинен III./JG 52 . Там 10. ZLS был переименован в 15( Kroatische )./JG 52. Первые воздушные победы хорватской авиации пришлись на 2 ноября 1942 года. В этот день гауптман Владимир Ференчина (будущий ас с 10 сбитыми) и лейтенант Баумгартен забрали Поликарпов И-16. Рата каждая, под Ростовом . [ 44 ] К концу войны 17 хорватских пилотов достигли статуса асов, летая на Bf 109, лучшим результатом стал Мато Дуковац с 44 сбитыми самолетами. [ 45 ]
В конце конфликта 17 самолетов Bf 109 Люфтваффе и хорватских ВВС были обнаружены югославскими партизанами на территории Югославии. [ 46 ] В конце войны эти самолеты использовались очень ограниченно, совершив несколько боевых вылетов против сил четников и хорватов в мае 1945 года. После окончания боевых действий эти самолеты мало использовались и были списаны в 1947 году. [ 47 ] В 1947 году Болгария осознала, что у нее имеется избыток самолетов сверх того, что было разрешено Парижскими мирными договорами , и было решено, что они будут переданы Югославии. Всего к 1949 году было передано 53 Bf 109G (известных на вооружении Югославии как Me 109) и шесть двухместных модификаций (обозначаемых UMe-109). [ 48 ] 83-й и 172-й истребительные полки СФР Югославских ВВС продолжали эксплуатировать 109-е до 1952 года, когда их заменили на вооружении американские Republic F-47D Thunderbolt . [ 49 ]
Боевая служба с Румынией
[ редактировать ]Королевские ВВС Румынии ( Forţele Aerene Regale ale României , FARR) использовали Bf 109E и G против Советского Союза сначала, а затем – после «смены фронтов», последовавшей за государственным переворотом под руководством короля Румынии Михаила I. в августе 1944 г. – против немцев. Первая партия, поставленная «Мессершмиттом» румынам, состояла из 50 Bf 109E-3/E-4, которыми оснащались Эскадрилы 56, 57 и 58. [ 50 ] 1942 года три эскадрильи Grupul Vanatoare 7 В июне под командованием командира. Капитан К. Григоре имел еще по 12 Bf 109E. [ 51 ]
С 28 марта по 1 июля 1943 года группа 7 под командованием подполковника Раду Георге действовала вместе с подразделениями люфтваффе JG 3 Udet на юго-востоке Украины. В этот период «свободной охоты» румыны, в том числе командир Эскадрилы 57 капитан Александру Шербэнеску , добились больших успехов. Всего за два дня летчики «Группы 7» сбили 23 советских самолета. [ 52 ]
23 августа 1944 года, после переворота короля Михаила, свергнувшего правительство Иона Антонеску , которое объединило Румынию с нацистской Германией , румынским пилотам пришлось сражаться с Люфтваффе и венграми на своих «Мессершмиттах»; даже неохотно и без всякого энтузиазма. [ 53 ]
Боевая служба во франкистской Испании
[ редактировать ]Уже вечером 22 июня 1941 года, в день вторжения Германии в СССР, министр иностранных дел Испании предложил послу Германии в Мадриде добровольцев для борьбы «против большевизма ». Испанские добровольцы сформировали так называемую Голубую дивизию, 250 ID (пехотную дивизию) Вермахта и Escuadrilla Azul , истребительную эскадрилью, первую из пяти подразделений, летавших в основном на Bf 109. 1.ª Escuadrilla de Casa покинула столицу Испании уже 25 июня 1941 года с 17 пилотами. Эти летчики во время гражданской войны в Испании сбили в общей сложности 179 самолетов республиканцев. Их лидером был команданте Анхель Салас Ларрасабаль, ас на счету 17 убийств. После обучения в Германии 5 сентября 1941 года испанцы были оснащены новыми Bf 109E-7 и отправлены на советский фронт. [ 54 ] 26 сентября 1.ª Escuadrilla de Caza со своими 12 «Мессершмиттами» вылетела в Минск , затем на свою оперативную базу Можня, где сформировала эскадрильи Jagdgeschwader 27 , 15.(Span.)/JG 27. Несколько дней спустя Команданте Ларрасабаль одержал первые два победы над Escuadrilla Azul , сбив одного И-16 «Рата» , бомбардировщик-разведчик «Петляков» Пе-2 и Вольфрам фрайгерр фон Рихтгофен , тогда командующий VIII авиацией . Fliegerkorps наградил его Железным крестом 2-й степени. 5 октября [ 55 ]
1.ª Эскадрилья базировалась в Витебске , когда 6 января 1942 года получила приказ об отступлении в Испанию. За 460 боевых вылетов испанцы уничтожили 10 самолетов в воздухе и четыре на земле, но потеряли пять пилотов. 2.ª Эскадрилья Азул была сформирована команданте Хулио Сальвадором и Диасом-Бенхумеа, асом гражданской войны в Испании, на счету которого 24 убийства. Диас-Бенжумеа будет назначен министром авиации Франко в 1969 году. [ 56 ]
После обучения в Германии новая Escuadrilla Azul была оснащена Bf109F-4 и числилась как 15. (размах.) JG 51 . Испанцы были переброшены в Орел . 2.ª Escuadrilla совершила 403 боевых вылета и на ее счету 13 убийств. Он понес всего два поражения. 30 ноября 1942 года 3-я эскадрилья прибыла в Орел для официальной смены 2-й эскадрильи, все еще находившейся в Орле. На следующий день 3.ª Escuadrilla понесла свою первую потерю, когда капитан Андрес Альварес-Аренас был сбит и взят в плен советскими войсками. [ 57 ]
До 27 января 1943 года испанцы совершили всего два убийства, когда на их счету было семь убийств. [ 58 ] Испанские летчики воевали против Советского Союза до весны 1944 года. Они совершили более 3000 боевых вылетов, уничтожили 159 человек, потери составили 30% (включая раненых). [ 59 ]
Служба с Японией
[ редактировать ]Пять Bf 109 E-7 были приобретены японцами в 1941 году без вооружения для оценки. В Японии они получили стандартный японский хиномарус и желтые передние кромки крыла, а также белые цифры на рулях направления. Вокруг хвостовой части фюзеляжа была нанесена красная полоса с белым контуром.
Они использовались в сравнительных испытаниях ВВС японской армии с Nakajima Ki-43 Hayabusa , Nakajima Ki-44 Shoki и Kawasaki Ki-61 Hien . Поскольку японцы были заинтересованы в двигателе DB 601 и построили его по лицензии для своего истребителя Kawasaki Ki-61 Hien и первых пикирующих бомбардировщиков Yokosuka D4Y Suisei, сам Bf 109 их мало интересовал.
Союзники, рассчитывая встретить в бою японские Bf 109, присвоили «Мессершмиттам» кодовое имя «Майк». Ни один из них не участвовал в боевых действиях японцами.
Союзные Bf 109
[ редактировать ]Королевские ВВС и Содружество
[ редактировать ]Несколько моделей и марок Bf 109 попали в руки британских ВВС различными способами на протяжении всей войны, включая захват сухопутными войсками союзников, вынужденную или ошибочную посадку немецкими пилотами и дезертирство. Затем они были переданы в отдел разработки воздушных боев ВВС Великобритании , где прошли тщательные испытания, прежде чем передать их рейсу № 1426 (вражеские самолеты) , получившему прозвище «Рафваффе». Всего у них было шесть Bf 109 , захваченных французскими или британскими войсками в период с ноября 1939 по 1943 год.
Среди других Bf 109, захваченных и эксплуатируемых ВВС Великобритании и Содружества, были следующие:
- В декабре 1941 года Bf 109 был захвачен на аэродроме Газала и испытан ВВС Великобритании.
- В мае 1942 года Bf 109F–4/B из 10.(Jabo)/JG 26 был поврежден зенитным огнем и приземлился на брюхо в Бичи-Хед. На нем летали ВВС Великобритании до конца войны.
- Несколько Bf 109 были захвачены и испытаны СААФ: Bf 109 G-4 «Black 13» был захвачен в Тунисе. Еще один G-4 был захвачен на Сицилии. Хорватский G-14 «Черная 10» дезертировал в Италию, приземлился в Джесси и был захвачен 3-м авиакрылом СААФ. Еще один G-14 «Black 4» был передан ВВС США, которые передали его итальянцам, а затем передали ВВС Польши. Троп Bf 109 F-2 был захвачен в Мейпл-Арч в 1942 году. Самый известный из них - Bf 109 F-4/Trop из JG27, захваченный в Дерне в декабре 1941 года, известный как «Yellow 2». Его отремонтировали и вылетели незадолго до того, как немцы отбили аэродром в январе 1942 года.
- В ноябре 1942 года Bf 109 G-2(trop) был оставлен JG27 и захвачен RAAF возле Тобрука. Он был отремонтирован 3-й эскадрильей и перекрашен по схеме RAF, получил код эскадрильи CV-V и прошел оценку в Северной Африке. Затем, в конце 1943 года, его передали Великобритании.
- Еще один Bf 109 F-4/Trop был захвачен на аэродроме Мартуба 3-й эскадрильей RAAF во время операции «Крестоносец» в 1941 году.
- Bf 109 G-6(trop) был захвачен в Северной Африке в 1943 году и возвращен в Великобританию для оценки AFDU под кодом VX101. 109-й был списан после вынужденной посадки на аэродроме британских ВВС Торни 19 мая 1944 года. [ 60 ]
- Bf 109 G-14 был захвачен британцами в конце 1944 года в Гильзе-Риене, Нидерланды.
Франция
[ редактировать ]- В сентябре 1939 года Bf 109D был захвачен французами.
- Bf 109 E-3, WNr. 1340, был захвачен во Франции и испытывался против Dewoitine D.520 и Bloch 152. Это был самолет 1./JG 76, которым пилотировал Fw. Карл Хиер вынужден приземлиться возле Верта 22 ноября 1939 года. Он был передан ВВС Великобритании 2 мая 1940 года, а затем отправлен в США в апреле 1942 года.
Несколько Bf 109E были захвачены французами в целости и сохранности вскоре после начала войны. Они были доставлены в летно-испытательный центр в Бриси и подверглись тщательным описательным испытаниям Французской авиационной службой. По завершении французских испытаний как минимум два Bf 109E, все еще имеющие французскую маркировку, были отправлены в Боскомб-Даун .
Советский Союз
[ редактировать ]- 4 декабря 1937 года, во время гражданской войны в Испании, Bf 109 A-0 с номерами 6–15 совершил вынужденную посадку в тылу республиканцев. Самолет был восстановлен и испытан. В январе 1938 года самолет также оценивала французская делегация. Этот самолет позже был отправлен в Советский Союз и также прошел испытания. Во время войны этот самолет служил в составе специального советского разведывательного подразделения, оснащенного трофейными немецкими самолетами, прежде чем был захвачен обратно JG 27 .
- 22 февраля 1942 года обер-лейтенант А. Нисс из 8./JG 51 заблудился и был обстрелян из пулемета в районе аэродрома Тушино. Его радиатор и топливный бак были повреждены, и ему пришлось посадить свой Bf 109 F-2, WNr. 9209, на советских позициях. Его передали в НИИ ВВС для комплексных испытаний.
- 29 мая 1942 года у пары немецких Bf 109 F-4 из III./JG3 закончилось топливо, и они совершили вынужденную посадку за линией фронта. Их готовили к летным испытаниям в НИИ ВВС РККА. Позже один был переведен в США, где стал EB 1 (Отдел оценки).
- Bf 109 G-2, WNr. 13903 из I./JG 3 , захвачен под Сталинградом поздней осенью 1942 года. На нем сравнивали его характеристики с советскими экспериментальными и серийными истребителями.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Bf 109 F-4, «Жёлтая 9», WNr. 7640, был захвачен в Советском Союзе и по требованию США передал им его в марте 1943 года, где он стал EB 1 (Evaluation Branch).
- Люфтваффе Bf 109 G-6 trop, WNr.16416, был захвачен ВВС США в мае 1943 года на аэродроме Солиман, первоначально принадлежавшем JG 77 . Впоследствии его разобрали, отправили и повторно собрали в США на аэродроме Райт для испытаний. 25 декабря после несложного ремонта его переправили в НИИ ВВС.
- Мессершмитт Bf 109G-2 с надписью «Ирмгард» на борту был захвачен в марте 1943 года в Северной Африке 79-й истребительной группой.
- 28 августа 1944 года румынский пилот кап. Кантакузино летал на Bf 109 G-6, WNr. 66130, с американским пленным подполковником. Джеймс А. Ганн III в Фоджиа, Италия. Самолет прошел испытания и после нескольких полетов был уничтожен.
Асы на Bf 109
[ редактировать ]На Bf 109 летали три самых результативных аса-истребителя Второй мировой войны: Эрих Хартманн , самый результативный летчик-истребитель всех времен, одержавший 352 победы, Герхард Баркхорн с 301 победой и Гюнтер Ралль с 275 победами. Все они летали в составе Jagdgeschwader 52 , подразделения, которое летало исключительно на Bf 109 и одержало более 10 000 побед, в основном на Восточном фронте . Ханс-Иоахим Марсель , самый результативный немецкий ас в Североафриканской кампании , также одержал все свои 158 побед на Bf 109 над пилотами западных союзников . [ 61 ]
Bf 109 также с хорошими результатами использовался не немецкими пилотами, такими как финский ас-истребитель Илмари Юутилайнен с 94 победами, самый результативный ненемецкий ас-истребитель во Второй мировой войне. [ 62 ] Румынский ас-истребитель Александру Шербэнеску с 47 победами, хорватский ас-истребитель Мато Дуковац с 44 победами и венгерский ас-истребитель Сентдьёрдьи Дежсо с 29 (+1 немецкий) подтвержденными и шестью неподтвержденными победами.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Файст 1993 , с. 50.
- ^ Файст 1993 , с. 51.
- ^ Кливер, Томас МакКелви. Летопись воздушного боя . Военная история Пасифики. п. VII. ISBN 1890988553 .
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2007, стр. 116.
- ^ "Зондеркоманда Эльбы". Архивировано 12 августа 2011 г. в Wayback Machine. Путеводитель по остаткам Второй мировой войны в Европе, Battlefieldsww2.com . Проверено: 13 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем и Пегг 2003, стр. 370.
- ↑ Советские записи указывают на превышение почти 2:1 и оценивают цифру примерно в 6000. [ 6 ]
- ^ Мейсон 1973, с. 9.
- ^ Манкау и Петрик 2001, стр. 24.
- ^ Грин 1980, с. 70.
- ^ Прайс 1996, с. 61.
- ^ Морган и Шекледи 2000, стр. 53–55.
- ^ Вагнер, Рэй; Новарра, Хайнц (1971). Немецкие боевые самолеты: комплексный обзор и история развития немецких военных самолетов с 1914 по 1945 год . Нью-Йорк: Doubleday & Company. п. 229.
- ^ Вагнер, Рэй; Новарра, Хайнц (1971). Немецкие боевые самолеты: комплексный обзор и история развития немецких военных самолетов с 1914 по 1945 год . Нью-Йорк: Doubleday & Company. п. 235.
- ^ Dimensione Cielo: Caccia Assalto 3, Итальянские самолеты во Второй мировой войне 1972 г., стр. 59–60.
- ^ Бил и др. 1996, стр. 25–26.
- ^ Джексон 2003, с. 76.
- ^ Бил и др. 1996, стр. 26, 36.
- ^ Jump up to: а б с Нойлен 2000 , с. 86.
- ^ Нойлен 2000 , с. 81.
- ^ Нойлен 2000 , с. 84.
- ^ Массимелло и Апостоло 2000, с. 28.
- ^ Пеше и Массимелло 1997, стр. 122–124, 131–132.
- ^ Пунка 1995, стр. 18–36.
- ^ Пунка 1995, стр. 37–47.
- ^ Пунка 1995, стр. 59.
- ^ Нойлен 2000 , с. 142.
- ^ Нойлен 2000 , с. 141.
- ^ Нойлен 2000 , с. 146.
- ^ Пунка 1995, стр. 63.
- ^ Нойлен 2000 , с. 147.
- ^ Нойлен 2000 , с. 148.
- ^ Пунка 1995, стр. 92.
- ^ Jump up to: а б Стенман и Кескинен 1998, стр. 86–88.
- ↑ МТ-452, фото с аэродрома в Утти.
- ↑ МТ-507, фото с сайта airliners.com.
- ^ Оше, Филипп (перевод Лоро, Патрика) 1996.
- ^ Jump up to: а б Хутон 2007, с. 82.
- ^ Савич и Чиглик 2002 , с. 9.
- ^ Савич и Чиглик 2002 , стр. 7–8.
- ^ Мемуары гл. Улчар В., Пор.Лайх О., Пор.Пресечник Б. Все защитники Белграда, 1941 год.
- ^ Савич и Чиглик 2002 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Савич и Чиглик 2002 , с. 15.
- ^ Савич и Чиглик 2002 , с. 16.
- ^ Савич и Чиглик 2002 , с. 88.
- ^ Савич и Чиглик 2002 , с. 49.
- ^ Чиглич 2024 , стр. 43–44.
- ^ Чиглич 2024 , стр. 44–45.
- ^ Чиглич 2024 , стр. 48.
- ^ Нойлен 2000 , с. 93.
- ^ Нойлен 2000 , с. 100.
- ^ Нойлен 2000 , стр. 104–105.
- ^ Нойлен 2000 , с. 117.
- ^ Нойлен 2000 , стр. 276–277.
- ^ Нойлен 2000 , с. 278.
- ^ Нойлен 2000 , с. 279.
- ^ Нойлен 2000 , с. 280.
- ^ Нойлен 2000 , с. 281.
- ^ Нойлен 2000 , с. 284.
- ^ «FalkeEins - блог Люфтваффе: Захваченный рейс Люфтваффе Fw 190–1426 в цвете» . 7 сентября 2010 г.
- ^ Асы Люфтваффе Западного фронта
- ^ Илмари Юутилайнен. Архивировано 4 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Обюссон, Чарльз (март 2000 г.). «Письма читателей». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (84): 3–4. ISSN 1243-8650 .
- Бил, Ник, Фердинандо Д'Амико и Габриэле Валентини. Воздушная война в Италии: ВВС Оси от освобождения Рима до капитуляции . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1996. ISBN 1-85310-252-0 .
- Бергстрем, Кристер. Барбаросса – Воздушный бой: июль – декабрь 1941 г. Лондон: Chevron/Иэн Аллан, 2007. ISBN 978-1-85780-270-2 .
- Бергстрем, Кристер и Мартин Пегг. Ягдваффе: Война в России, январь – октябрь 1942 года. Цвета Люфтваффе, Том 3, раздел 4. Лондон: Публикации классических цветов, 2003. ISBN 1-903223-23-7 .
- Чиглич, Борис (апрель 2024 г.). «След разрушения». Самолет . Том. 52, нет. 4. С. 42–48. ISSN 0143-7240 .
- Файст, Уве (1993). Борьба со мной 109 . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-1-85409-209-0 .
- Грин, Уильям. Мессершмитт Bf 109: Аугсбургский орел; Документальная история . Лондон: Macdonald and Jane's Publishing Group Ltd., 1980. ISBN 0-7106-0005-4 .
- Хутон, Эдвард Р. Блицкриг на Западе, 1939–1940 (Люфтваффе в войне: 2) . Хершам, Суррей, Великобритания: Midland Publishing, 2007. ISBN 978-1-85780-272-6 .
- Джексон, Роберт. Самолеты Второй мировой войны: Развитие – Вооружение – Технические характеристики . Эндерби, Лестер, Великобритания, Amber Books, 2003. ISBN 1-85605-751-8 .
- Манкау, Хайнц и Питер Петрик. Мессершмитт Bf 110, Ме 210, Ме 410 . Астронавтика, Германия: Aviatic Verlag, 2001. ISBN 3-925505-62-8 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Мессершмитт Bf 109B, C, D, E в Люфтваффе и дипломатической службе. Лондон, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 1973. ISBN 0-85045-152-3 .
- Массимелло, Джованни и Джорджио Апостоло. Итальянские асы Второй мировой войны . Оксфорд/Нью-Йорк, Osprey Publishing, 2000. ISBN 978-1-84176-078-0 .
- Морган, Эрик Б. и Эдвард Шекледи. Спитфайр: История. Стэмфорд, Великобритания: Key Books, 2000. ISBN 0-946219-48-6 .
- Оше, Филипп (январь 2000 г.). «Messerschmitt Bf 110 против Messerschmitt Bf 109 в Швейцарии» [Messerschmitt Bf 110 против швейцарского Messerschmitt Bf 109]. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (82): 35–40. ISSN 1243-8650 .
- Нойлен, Ганс Вернер (2000). В небе Европы . Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press. ISBN 978-1-86126-799-3 .
- Прайс, Альфред. Spitfire Mark I/II Aces 1939–41 (Самолеты Aces 12) . Лондон: Osprey Books, 1996, ISBN 1-85532-627-2 .
- Пунка, Дьёрдь. «Мессер»: Bf 109 в составе Королевских ВВС Венгрии «Гонвед» . Будапешт, Венгрия: ОМИКК, 1995. ISBN 963-593-208-1 .
- Роба, Жан-Луи и Кони, Кристоф (август 2001 г.). «Доннеркейль: 12 февраля 1942 года» [Операция Доннеркейль: 12 февраля 1942 года]. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (101): 10–19. ISSN 1243-8650 .
- Роба, Жан-Луи и Кони, Кристоф (сентябрь 2001 г.). «Доннеркейль: 12 февраля 1942 года» [Операция Доннеркейль: 12 февраля 1942 года]. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (102): 46–53. ISSN 1243-8650 .
- Савич, Драган; Чиглич, Борис (2002). Хорватские асы Второй мировой войны . Оспри Самолет асов. Том. 49. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-435-1 .
- Стенман, Кари и Калеви Кескинен. Финские асы Второй мировой войны (Osprey Aircraft of the Aces 23) . Лондон: Osprey Publishing Limited, 1998. ISBN 1-85532-783-X .