Накадзима Ки-44
Ки-44 Шоки | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | боец |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Авиационная компания Накадзима |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | ВВС Императорской армии Японии |
Количество построенных | 1,225 [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1940–1944 |
Дата введения | 1942 |
Первый полет | август 1940 г. [ 1 ] |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Накадзима Ки-44 Сёки (Чжун Куй, « Убийца дьяволов ») [ 2 ] — одноместный истребитель - перехватчик , разработанный авиастроительной компанией Накадзима и эксплуатировавшийся Императорской армией Японии с 1942 по 1945 год во время Второй мировой войны . Его официальное обозначение было «Армейский одноместный истребитель типа 2» (二式単座戦闘機), а его отчетное название для союзников — «Тодзё» .
Конструкция и разработка Ki-44 сильно отличались от конструкции других японских истребителей того времени: скорость и скороподъемность отдавались предпочтение маневренности. [ 3 ] Это было результатом потребности в тяжелом истребителе , который придерживался бы более наступательной доктрины, и Ki-44 часто классифицируется как истребитель ПВО. [ 3 ] [ 4 ] Его разработка шла почти параллельно с его предшественником, более легким и маневренным Nakajima Ki-43 , и тем не менее эти два самолета различались. Ки-44 имел более высокую посадочную скорость, но был менее маневренным. Это вызывало беспокойство у пилотов, которые сравнивали его с Ki-43 или Ki-27, которые были гораздо более маневренными и отзывчивыми. В результате Ki-44 сначала был ограничен пилотами с налетом не менее 1000 часов из-за его сложных характеристик управления. Однако позже выяснилось, что более молодые пилоты, не прошедшие обширную пилотажную подготовку более ранних кадров, могли прекрасно управлять самолетом, поэтому ограничение было снято. [ 3 ]
Тем не менее Ки-44 был самым скороподъемным японским истребителем того времени. Это был единственный тип перехватчика Императорской японской армии, когда в июне 1944 года B-29 Superfortress ВВС США начали бомбить материковую часть Японии. [ 3 ] [ 5 ] Хотя на большой высоте были ограничения по характеристикам, он превосходил Ки-43 в том, что был способен соответствовать самолетам союзников в наборе высоты и пикировании, давая пилотам большую гибкость в бою и большую уверенность пилотов, чем Ки-43; базовое вооружение, состоящее из четырех 12,7-мм пулеметов или двух 12,7-мм пушек и двух 20-мм пушек (или, на некоторых самолетах, двух 40-мм пушек Хо-301 ограниченной дальности), было гораздо мощнее, чем две 12,7-мм пушки старого Ки-43. пулеметы. [ 6 ] [ 7 ]
Производство Ki-44 было прекращено в конце 1944 года в пользу более совершенного Nakajima Ki-84 , и когда война закончилась, сэнтай . ими все еще были оснащены только три единицы [ 8 ]
Сегодня ни один пример не сохранился.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Накадзима начал разработку Ki-44 в 1940 году как чистый перехватчик с упором на воздушную скорость и скороподъемность, а не на маневренность, что является отходом от обычных японских стандартов. [ 9 ] Спецификация ВВС Японии предусматривала максимальную скорость 600 км/ч (370 миль в час) на высоте 4000 м (13 130 футов), которая должна быть достигнута за пять минут. Для повышения маневренности был установлен комплект боевых закрылков типа «бабочка» типа Ки-43 . Вооружение состояло из пары 7,7-мм (0,303 дюйма) и пары 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметов .
Nakajima Ha-41 (развитие Nakajima Ha-5 В качестве двигателя, выбранного для нового перехватчика, был выбран 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель ) , первоначально предназначенный для самолетов-бомбардировщиков. Хотя Ха-41 не был идеальным выбором из-за его поперечного сечения большого диаметра, команде разработчиков удалось объединить этот двигатель с гораздо меньшим фюзеляжем с узким поперечным сечением. При диаметре 1260 мм Ha-41 был на 126 мм больше, чем Nakajima Sakae диаметром 1144 мм (используемый в Mitsubishi A6M «Zero» и Nakajima Ki-43 «Hayabusa»). Однако Sakae имел объем всего 27,8 л и мощность 1000 л.с., тогда как Ha-41 имел объем 37,5 л и мощность 1260 л.с. (1440 в более поздней версии Ha-109). В любом случае, поскольку Sakae не был достаточно мощным, единственной доступной альтернативой был Mitsubishi Kinsei, который был немного меньше Ha-41 в диаметре, на пять литров меньше по рабочему объему и был менее мощным. К сожалению, это уже было востребовано для многих других самолетов, поэтому в качестве лучшей силовой установки был выбран Ха-41. Для достижения проектных целей площадь крыла была относительно небольшой, что приводило к высокой нагрузка на крыло и сравнительно высокая посадочная скорость, которые могли отпугнуть среднего японского пилота, который больше привык к самолетам с низкой нагрузкой на крыло, как предшественники Ки-44, Ки-43 и Ки-27 .
Имея цельнометаллическую конструкцию, Ки-44 имел металлическую обшивку, за исключением рулей, которые были обтянуты тканью. Относительно небольшие крылья давали самолету большую нагрузку на крыло и, как следствие, высокую посадочную скорость, что не нравилось многим пилотам. [ 10 ]
Первый прототип Ки-44 поднялся в воздух в августе 1940 года, и первые испытательные полеты в целом были обнадеживающими: управляемость считалась приемлемой, учитывая высокую нагрузку на крыло. Возникшие проблемы включали высокую посадочную скорость и плохую обзорность вперед во время руления из-за большого радиального двигателя.
Была заказана вторая предсерийная партия из 40 самолетов с четырьмя 12,7-мм пулеметами, перенесенным воздухоохладителем и дверцами главного шасси. [ 11 ]
Операционная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2021 г. ) |
Накадзима Ки-44 в свое время оснащал 12 сэнтаев (« групп / крыльев ») ВВС Императорской армии Японии: 9, 22, 23, 29, 47, 59, 64, 70, 85, 87, 104 и 246 сэнтай. . ВВС Маньчжоу-Го также эксплуатировали несколько Ki-44.

Предсерийный самолет Ки-44 и два прототипа были переданы армии для эксплуатационных испытаний 15 сентября 1941 года. Этот тип начал эксплуатироваться, когда девять самолетов были получены экспериментальным подразделением 47-го чутайского полка « Кавасеми Бунтай » (« Полет зимородка»). , 47-я эскадрилья») под командованием майора Тосио Сакагавы в Сайгоне , Индокитай, декабрь 1941 года.
Ki-44 также участвовал в значительных боевых действиях в составе 87-го полка Sentai в роли противовоздушной обороны, базировавшегося в Палембанге , Суматра . Другие подразделения, оснащенные Ki-44 в начале войны, дислоцировались в Китае , Бирме , Филиппинах и Корее .

Позже во время войны этот тип использовался в качестве противовоздушной обороны над родными островами – в основном вокруг крупных промышленных городов Японии. 47 Chutai , после того как он был переведен на функции противовоздушной обороны в Японии, был расширен до 47 Sentai .
Ki-44-II Otsu (также известный как Ki-44-IIb) мог быть вооружен 40-мм автоматической пушкой Ho-301 . Хотя это было относительно крупнокалиберное оружие, в нем использовались безгильзовые боеприпасы с низкой начальной скоростью и малой дальностью действия, которые были эффективны только при ближних атаках. Некоторые из этих самолетов использовались против бомбардировщиков USAAF специальным отрядом Shinten Seiku Tai ( подразделением превосходства в воздухе ), состоящим как минимум из четырех самолетов. [ 12 ] это была часть 47-го полка Сентай , базировавшегося на аэродроме Наримасу в Токио. Пилоты таких подразделений пытались сбить B-29 и, когда у них были израсходованы боеприпасы, таранить их , что фактически было атакой смертника. Хотя концепция казалась простой, на практике таранить B-29 на большой высоте было сложно.
К концу войны варианты Ki-44 были заменены Nakajima Ki-84 Hayate , который считался значительно превосходящим его – в других аспектах, кроме технического обслуживания и надежности.
В течение 1946–49 годов обе стороны Китайской революции использовали Ki-44, сданные или брошенные японскими частями. Авиационные части Народно-освободительной армии получили самолеты, ранее принадлежавшие 22 и 85 Сентай , расформированным в Чосене . Сообщается, что на некоторых из этих самолетов пилотировали японские ветераны. В ВВС Китайской Республики 18-я эскадрилья (12-я истребительная группа) была оснащена Ki-44, ранее входившими в состав 9-го сентая , который был расформирован в Нанкине, и 29-го сентая , который был расформирован на Формозе и участвовал в боевых действиях в 1990 году. [ 12 ] После отступления националистов ВВС Народно-освободительной армии (сформированные в 1949 году) использовали Ки-44 до начала 1950-х годов.
Выживший самолет
[ редактировать ]Полных сохранившихся экземпляров Ки-44 сегодня не существует. Однако центроплан крыла сохранился в Северо-Западного политехнического университета Музее авиации в Сиане , Китай. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]Год | Месяц | Самолет Произведено |
Правительство Заказ |
---|---|---|---|
1940 | Август | 1 | подготовка к производству [ 1 ] |
1940 | Сентябрь | 1 | подготовка к производству [ 1 ] |
1940 | Октябрь | 1 | подготовка к производству [ 1 ] |
1941 | Июнь | 1 | |
1941 | Июль | 4 | |
1941 | Август | 1 | |
1940–1 | Годовое производство | 9 | 9 |
1942 | январь | 1 | |
1942 | февраль | 4 | |
1942 | Маршировать | 4 | |
1942 | апрель | 5 | |
1942 | Может | 7 | |
1942 | Июнь | 5 | |
1942 | Июль | 3 | |
1942 | Август | 13 | |
1942 | Сентябрь | 12 | |
1942 | Октябрь | 13 | |
1942 | ноябрь | 34 | |
1942 | декабрь | 30 | |
1942 | Годовое производство | 131 | 168 |
1943 | январь | 30 | |
1943 | февраль | 33 | |
1943 | Маршировать | 42 | |
1943 | апрель | 37 | |
1943 | Может | 37 | |
1943 | Июнь | 40 | |
1943 | Июль | 30 | |
1943 | Август | 51 | |
1943 | Сентябрь | 51 | |
1943 | Октябрь | 47 | |
1943 | ноябрь | 56 | |
1943 | декабрь | 65 | |
1943 | Годовое производство | 519 | 506 |
1944 | январь | 73 | |
1944 | февраль | 54 | |
1944 | Маршировать | 75 | |
1944 | апрель | 85 | |
1944 | Может | 72 | |
1944 | Июнь | 65 | |
1944 | Июль | 39 | |
1944 | Август | 33 | |
1944 | Сентябрь | 29 | |
1944 | Октябрь | 22 | |
1944 | ноябрь | 11 | |
1944 | декабрь | 7 | |
1945 | январь | 2 | |
1944–5 | Годовое производство | 567 | 543 |
Общий | 1223 | 1223 |
- Ки-44
- Первый прототип (серийный номер 4401) с двигателем Ха-41 со сложной системой охлаждения, уникальной для первого прототипа.
- Ки-44
- Девять предсерийных самолетов (серийные номера 4402-4410), первые из которых сильно отличались от последующих. Эти самолеты использовались для боевых испытаний в составе 47-го отдельного истребительного полка Чутай в начале войны на Тихом океане . Их вооружение состояло из двух 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметов Тип 89 в носовой части и двух 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметов Хо-103 в крыльях. Телескопический прицел Тип 89, выступающий через лобовое стекло. Предусмотрена возможность установки одного подвесного бака под осевой линией фюзеляжа или двух подвесных баков под крыльями. Узнаваемы по заостренным колпачкам.
- Ки-44-И
- Оснащен двигателем Nakajima Ha-41 мощностью 930 кВт (1250 л.с.) с кольцевым масляным радиатором, максимальная скорость 580 км/ч (363 миль в час). Вооружение и прицел не изменились от предсерийных образцов. Предусмотрено размещение двух подвесных баков под крыльями. Закругленные колпачки с возможностью установки стартера Hucks . Поздние модели имели внешние охладители топлива. Выпущено сорок штук (серийный номер 111-150).
- Ки-44-II Ко (Ки-44-IIа)
- Оснащен двигателем Nakajima Ha-109 мощностью 1074 кВт (1440 л.с.) с внешним масляным радиатором и максимальной скоростью 604 км/ч (378 миль в час). Вооружение, прицел и подвесной бак как у Ki-44-I. Прямоугольные двери доступа в кабину заменили закругленные версии более ранних моделей. Произведено 355 штук (серийный номер 1001-1355).
- Ки-44-II Оцу (Ki-44-IIb)
- Стандартное вооружение сокращено до двух 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметов Хо-103 в носовой части. Дополнительное место для двух 40-мм (1,57 дюйма) пушек Хо-301 в крыльях. Их не всегда устанавливали из-за неутешительных боевых результатов, и иногда их заменяли двумя 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметами Хо-103 . Этот вариант сохранил в стандартной комплектации оптический прицел Тип 89. Произведено 394 экземпляра (серийный номер 1356-1749).
- Ki-44-II Эй (K-44-IIc)
- Стандартное вооружение: четыре 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета Хо-103 , два в носовой части и два в крыльях. Рефлекторный прицел Тип 100 устанавливается в стандартной комплектации. Произведено 427 штук (серийный номер 1750-2176).
- Ки-44-III
- Построен единственный прототип, оснащенный двухрядным 18-цилиндровым двигателем Ха-145 мощностью 1491 кВт (2000 л.с.).
- Ки-44-III Ко (Ки-44-IIIа)
- Предлагался вариант с вооружением из четырех 20-мм пушек Хо-5 .
- Ки-44-III Оцу (Ki-44-IIIb)
- Предлагаемый вариант с вооружением из двух 20-мм пушек Хо-5 и двух 37-мм (1,46 дюйма) пушек Хо-203 .
Общий объем производства: 1227
Операторы
[ редактировать ]- военное время
Маньчжоу-Го
- Нет. 9 IJAAF Сентай Хико
- Нет. 22 IJAAF Сентай Хико
- Нет. 23 IJAAF Сентай Хико
- Нет. 29 IJAAF Сентай Хико
- № 47 Докурицу Хико Чутай IJAAF/Хико Сентай IJAAF
- Нет. 59 IJAAF Сентай Хико
- Нет. 64 Хико Сентай IJAAF
- Нет. 70 IJAAF Сентай Хико
- Нет. 85 IJAAF Сентай Хико
- Нет. 87 IJAAF Сентай Хико
- Нет. 104 IJAAF Сентай Хико
- № 246 Хико Сентай IJAAF
- Армейская летная школа Акено
- Армейская летная школа Hitachi
- Послевоенный
Китай
- Китайские националистические ВВС эксплуатировали несколько трофейных самолетов
- К. 18 Чунгтуй (中隊 ~ эскадрилья) CNAF, октябрь 1945 г. - август 1946 г. [ 16 ]
Технические характеристики (Ки-44-II Оцу)
[ редактировать ]
Данные Накадзима Ки-44 Сёки [ 17 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 8,84 м (29 футов 0 дюймов)
- Размах крыльев: 9,45 м (31 фут 0 дюймов)
- Высота: 3,25 м (10 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 15 м 2 (160 кв. футов)
- Профиль профиля : корень: НН-2 мод. (14,8%); Совет: мод. НН-2. (9%) [ 18 ] -->
- Вес пустого: 2106 кг (4643 фунта)
- Полная масса: 2764 кг (6094 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 2993 кг (6598 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Nakajima Ha-109 ( Army Type 2 1450 л.с. с радиальным воздушным охлаждением / унифицированный - Nakajima Ha-34) 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 1133 кВт (1519 л.с.) на взлете.
- 1070 кВт (1440 л.с.) на высоте 2150 м (7050 футов)
- 980 кВт (1320 л.с.) на высоте 5250 м (17220 футов)
- Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт с постоянной скоростью вращения.
Производительность
- Максимальная скорость: 605 км/ч (376 миль в час, 327 узлов) на высоте 5200 м (17 100 футов).
- Крейсерская скорость: 400 км/ч (250 миль в час, 220 узлов) на высоте 4000 м (13000 футов).
- Скорость сваливания: 150 км/ч (93 миль в час, 81 узел)
- Дальность действия: 1200 км (750 миль, 650 миль)
- Перегоночная дальность: 1600 км (990 миль, 860 миль)
- Практический потолок: 11 200 м (36 700 футов)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 4 минуты 17 секунд.
- Нагрузка на крыло: 184 кг/м 2 (38 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,38 кВт/кг (0,23 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 2 фиксированных, направленных вперед, синхронизированных 12,7-мм (0,500 дюйма) пулемета Хо-103 + 2 крыльевых 12,7-мм (0,500 дюйма) пулемета Хо-103.
- Дополнительное место для двух 40-мм (1,575 дюйма) пушек Хо-301 в крыльях, стреляющих безгильзовыми боеприпасами .
- Узлы подвески: 2 емкостью 2 подвесных бака по 130 л (34 галлона США; 29 имп галлонов).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список истребителей
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов Японии времен Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Франсильон, 1979, с. 223
- ^ Самолеты мира: Полное руководство . США: Издательство International Masters. 1996. с. 32. ISBN 978-1886614161 .
- ^ Jump up to: а б с д Миллман, 2011 г., стр. 1–8.
- ^ Бюшель, 1971.
- ^ Самолеты мира: Полное руководство . США: Издательство International Masters. 1996. с. 32. ISBN 1886614164 .
- ^ Этелл 1995 , с. 101.
- ^ Этелл 1995 , с. 100.
- ^ Франсильон, 1979, стр.221.
- ^ Самолеты мира: Полное руководство . США: Издательство International Masters. 1996. с. 32. ISBN 1-886614-16-4 .
- ^ Самолеты мира: Полное руководство . США: Издательство International Masters. 1996. с. 34. ISBN 1-886614-16-4 .
- ^ Спик, Майк (2002). Иллюстрированный справочник бойцов . Сент-Пол, США: Издательство MBI. п. 481. ИСБН 0-7603-1343-1 .
- ^ Jump up to: а б Бюшель 1971 г.
- ^ Отчет USSBS 17, Приложение M. стр. 40-42.
- ^ Отчет USSBS 17, Приложение N. стр.78.
- ^ Франсильон 1979 , с. 222.
- ^ Феркл 2009 , с. 34.
- ^ Феркл 2009 , с. 13.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бриндли, Джон Ф. (1973). Накадзима Ки-44 Сёки («Тодзё») . Самолет в профиле №255. Виндзор, Великобритания: Профильные публикации. ASIN B000HDJOAW .
- Бюшель, Ричард М. (1971). Ki-44 Ia,b,c/IIa,b,c в ВВС Японии . Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-0850450408 .
- Этелл, Л. Джеффри (1995). Самолеты Второй мировой войны . Глазго, Великобритания: HarperCollins. ISBN 978-0004708492 .
- Феркл, Мартин (2009). Накадзима Ки-44 Сёки . Острава, Чехия: Реви. ISBN 978-8085957150 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30251-6 . OCLC 6124909 . (новое издание 1987 г., издательство Putnam Aeronautical Books, ISBN 0-85177-801-1 .)
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (седьмое издание, 1973 г.). ISBN 0356014479 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители японской армии, часть 2 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1977. ISBN 0354010689 .
- Хаггинс, Марк (январь – февраль 2000 г.). «Имперский демон: Накадзима Ки-44 Сёки - истребитель, который мог бы изменить ситуацию». Энтузиаст авиации (85): 62–67. ISSN 0143-5450 .
- Хаггинс, Марк (май – июнь 1999 г.). «Заходящее солнце: японская ПВО Филиппин 1944–1945». Энтузиаст авиации (81): 28–35. ISSN 0143-5450 .
- Миллман, Николас (2011). Самолеты 100 асов: Ki-44 «Тодзё» асов Второй мировой войны . Оксфорд, Англия: Издательство Osprey. стр. 1–8. ISBN 978-1849084406 .
- «Накадзима Ки.44 (Сики Тансен Сэнтоки Сёки)» (на японском языке). Мару Механик №. 9 марта 1978 г.