Кавасаки Ки-48
Ки-48 | |
---|---|
![]() Кавасаки Ки-48 | |
Общая информация | |
Тип | Легкий бомбардировщик |
Производитель | Кавасаки Кокуки Когё К.К. |
Дизайнер | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | ВВС Императорской армии Японии |
Количество построенных | 1,997 |
История | |
Дата введения | 1940 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Kawasaki Ki-48 ( японский : 九九式雙發輕爆擊機 , латинизированный : kyuukyuu-shiki-souhatu-keibaku-gekki , сокращенно «Soukei», армейский двухмоторный легкий бомбардировщик Тип 99 ) был японским близнецом. -моторный легкий бомбардировщик , использовавшийся во время Второй мировой войны . Его у союзников отчетное имя было « Лилия ».
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработка самолета началась в конце 1937 года по заказу высшего военного командования Японии. Кавасаки получила заказ на разработку «скоростного бомбардировщика », способного развивать скорость 480 км/ч (300 миль в час) на высоте 3000 м (9800 футов) и достигать высоты 5000 м (16000 футов) за 10 минут. Дизайн был вдохновлен советским Туполевым СБ .
Преимуществом Кавасаки был опыт проектирования Ки-45 двухмоторного тяжелого истребителя . Большинство технических проблем было решено; Однако самолет имел ряд недостатков. Он нес бомбовую нагрузку всего 800 кг (1760 фунтов). На самом деле это было больше , чем у современных легких бомбардировщиков , таких как « Бристоль Бленхейм» или «Туполев СБ» , и лишь немногим меньше, чем у легких бомбардировщиков, разработанных несколько лет спустя, таких как А-20 «Хавок » и поразительно похожих по внешнему виду «Мартин Мэриленд» и «Балтимор» . Скорость должна была стать его основной защитой, как и более поздний, невооруженный De Havilland Mosquito . Таким образом, у него было всего три пулемета (опять же, эквивалентное вооружению современных легких бомбардировщиков). Это сделало его очень уязвимым для истребителей противника на более поздних этапах войны, когда они стали достаточно быстрыми, чтобы его поймать. Летные характеристики Ки-48 также оставляли желать лучшего. Новые поколения истребителей союзников догнали их по скорости, и в конечном итоге Ки-48 оказался слишком медленным, чтобы их обогнать, в то время как превосходящие современные японские самолеты, такие как Yokosuka P1Y и Mitsubishi Ki-67 могли производиться лишь в небольших количествах. Первые версии были легкобронированными, поэтому Ки-48 был достаточно пилотажным и мог петлять и разворачиваться под управлением опытного пилота. Самолет часто использовался в качестве пикирующего бомбардировщика в Бирме. Самолет не обязательно был неудачным, и многие историки считали его приемлемым легким бомбардировщиком в течение первых нескольких лет войны. Как и истребитель Mitsubishi A6M Zero , он был удовлетворительным для того периода, когда его проектировали и производили.
Операционная история
[ редактировать ]
Самолеты служили в Китае с конца 1940 года, заменив Kawasaki Ki-32 , и широко использовались на Филиппинах , в Малайзии , в Бирме , Новой Гвинее , на Соломоновых островах и в голландской Ост-Индии , где модели Ki-48 Ia и Ib, медленные и плохо вооруженные, были дополнены незначительно улучшенными Ki-48 IIa и IIc, которые оставались на вооружении наряду со старыми типами до конца войны.
Все модели продолжали эксплуатироваться до битвы за Окинаву в апреле 1945 года, когда многие из них были переоборудованы в самолеты -камикадзе (Ki-48-II KAI Tai-Atari ), вооруженные бомбой массой 800 кг (1760 фунтов). Некоторые самолеты были модифицированы в качестве испытательных стендов; один нес управляемую ракету Kawasaki Ki-148, предназначенную для использования на Kawasaki Ki-102 в конце 1944 года, а другой был модифицирован для испытаний импульсного реактивного двигателя Ne-0 в конце 1944 - начале 1945 года.
Тот факт, что все модели оставались на вооружении до 1945 года, свидетельствует о том, что многие Ki-48 чаще всего выживали. Это произошло из-за использования небольших корабельных соединений (от трех до десяти самолетов) в сопровождении большого количества истребителей (25–75), обычно Nakajima Ki-43 . Хотя и не так быстро, как более современные истребители, после 1942 года самолет все же был достаточно быстрым, чтобы часто избегать перехвата, если только он не столкнулся с постоянным патрулем истребителей. [ нужна ссылка ] 90-й авиаполк 5-й воздушной армии (базирующийся в Хобэе, Северный Китай), оснащенный Ki-48, был единственным японским авиационным подразделением в самом Китае, которое вступало в бой с Советами, хотя другие находились в стадии подготовки. 14 августа 1945 года он совершил 20 боевых вылетов против Советов. [ нужна ссылка ]
Специальное штурмовое подразделение Ki-48
[ редактировать ]Британский Тихоокеанский флот покинул Цейлон 16 января 1945 года по пути в Австралию и нанес удар по удерживаемым японцами нефтяным скважинам и нефтеперерабатывающим заводам в Палембанге , Суматра 24–29 января 1945 года в ходе операции «Меридиан» .
29 января семь Kawasaki Ki-48 армейского Shichisi Mitate Tokubetsu Kōgeki Tai контратаковали флот союзников на малой высоте, когда британские самолеты возвращались из Палембанга. Британская радиолокационная картина была сбита с толку присутствием более 100 дружественных самолетов, и первые два или три перехвата Supermarine Seafire CAP произошли только перед тем, как группа Ki-48 вошла в зону ПВО. Последняя пара «Сифайров» преследовала пять оставшихся Ки-48 внутри заграждения и при поддержке вернувшихся Vought F4U Corsair и Grumman F6F Hellcats, которые только что поднялись в воздух, сбила их всех под интенсивным зенитным огнем. Один Seafire был слегка поврежден, а один Hellcat был списан из-за дружественного огня, но единственным поврежденным кораблем стал авианосец HMS Illustrious , пораженный тяжелыми зенитными снарядами.

Такой успех, незначительный по меркам боевых действий на Тихом океане того времени, дал британскому Тихоокеанскому флоту полезный опыт и уверенность в своей способности противостоять атакам камикадзе .
Варианты
[ редактировать ]- Ки-48
- Четыре прототипа с двигателями Nakajima Ha25 мощностью 708 кВт (963 л.с.) и пять предсерийных самолетов с модифицированным хвостовым оперением.
- К-48-ЭА
- Армейский двухмоторный легкий бомбардировщик Тип 99 Модель 1А; как модель первой серии. Выпускалось с 1940 года, построено 557 штук.
- Ки-48-Иб,
- Аналогичен Ia, с изменениями в оборонительных пулеметных установках.
- Всего выпущено Ки-48 Ia и Ib: 557 самолетов.
- Ключ-48-II
- Построено три прототипа.
- Ключ-48-IIa
- Оснащен более мощными двигателями, более длинным фюзеляжем, дополнительной броней и большей бомбовой нагрузкой. Выпускался с апреля 1942 года.
- Ки-48-IIб
- Версия пикирующего бомбардировщика с усиленным фюзеляжем и пикирующими тормозами.
- Ки-48-IIc
- Улучшенное защитное вооружение. Выпускается с 1943 года.
- Всего выпущено Ki-48 IIa, IIb и IIc: 1408 самолетов.
- Ki-48-II КАЙ Камикадзе (Тип Тай-Атари)
- Переоборудование с 800 кг (1760 фунтов) взрывчатки и двумя или тремя экипажами для камикадзе . задач
- Ки-66
- Носовая башня удалена и заменена цельной носовой башней с двумя фиксированными вперед пулеметами калибра 12,7 мм. Построено 8 прототипов различной конфигурации. Ни один из них не выбран для массового производства из-за минимального увеличения скорости. Тормоза пикирования, используемые на Ki-48 IIb.
- Ки-81
- Предлагаемый вариант Ки-48. Не построен.
- Ки-174
- Одноместный специальный ударный вариант. Не построен.
- Всего произведено всех версий: 1997 самолетов.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Императорской армии Японии [ 1 ]
- 3-й штурмовой авиационно-боевой полк (июнь 1942 г. - июнь 1945 г.)
- 6-й штурмовой авиационно-боевой полк (1942–1945).
- 8-й легкий бомбардировочный авиационно-боевой полк (август 1941-1945 гг.)
- 12-й легкий бомбардировочный авиационно-боевой полк (апрель 1944 г. - август 1945 г.)
- 16-й легкий бомбардировочный авиационно-боевой полк (1941–1945).
- 34-й легкий бомбардировочный авиационно-боевой полк (октябрь 1942 г. - апрель 1944 г.)
- 35-й легкий бомбардировочный авиационно-боевой полк (1942–1944).
- 45-й штурмовой авиационно-боевой полк (июль 1940 г. - февраль 1944 г.)
- 65-й штурмовой/легкий бомбардировочный авиационно-боевой полк (1940 - июль 1941)
- 75-й штурмовой авиационно-боевой полк (1941 - апрель 1945 г.)
- 90-й легкий бомбардировочный авиационно-боевой полк (октябрь 1941 г. - август 1945 г.)
- 206-й легкий бомбардировочный авиационно-боевой полк (июнь 1941 г. - июль 1941 г.)
- 208-й легкий бомбардировочный авиационно-боевой полк (март 1941 г. - май 1945 г.)
- 82-я независимая рота легких бомбардировщиков (1940–1942)
- 21-й отдельный полет штаба (июль 1939 г. - 15 октября 1942 г.)
- Летная школа легких бомбардировщиков армии Хокота
- Инструкторский летный дивизион легких бомбардировщиков Хокота
- Армейская летная школа Мито
- Школа технического обслуживания армейской авиации
- Школа технического обслуживания армейской авиации Токородзава
- Китайские националистические ВВС
- 6-я группа
- 5-я эскадрилья эксплуатировала трофейные самолеты.
- 6-я группа
- Коммунистические ВВС Китая эксплуатировали трофейные самолеты. Последний Ки-48 сошел с учебной службы в 1952 году.
- Индонезийские ВВС – тогдашние Народные силы безопасности Индонезии – использовали один самолет против голландского колониального правления. Этот самолет был собран из частей нескольких самолетов и стал первым двухмоторным бомбардировщиком в Народных силах безопасности Индонезии. [ 2 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
Ки-48 экспонируется в Музее Великой Отечественной войны в Москве . [ 3 ] В Музее авиации Китая в Датаншане есть Kawasaki Ki-48 в цветах ВВС Китайской освободительной армии. Воспроизведены некоторые части самолета. [ 4 ] [ 5 ] Известно, что в коллекции музея ВВС Индонезии в Джокьякарте также есть Ki-48. [ 6 ]
Технические характеристики (Ки-48-IIа)
[ редактировать ]
Данные из Энциклопедии военной авиации, [ 7 ] Японские самолеты Тихоокеанской войны , [ 8 ] и Kawasaki Ki.48-I/II Sokei в службе ВВС Японии, CNAF и IPSF, Aircam No.32. [ 9 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 12,75 м (41 фут 10 дюймов)
- Размах крыла: 17,45 м (57 футов 3 дюйма)
- Высота: 3,8 м (12 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 40 м 2 (430 кв. футов)
- Вес пустого: 4550 кг (10031 фунт)
- Полная масса: 6500 кг (14330 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 6750 кг (14 881 фунт)
- Силовая установка: 2 Nakajima Ha115 мощностью 843 кВт (1130 л.с.) каждый. 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 505 км/ч (314 миль в час, 273 узла) на высоте 5600 м (18 400 футов).
- Дальность: 2400 км (1500 миль, 1300 миль)
- Практический потолок: 10 100 м (33 100 футов)
Вооружение
- Орудия: калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) 3 пулемета Тип 89 в носовом, спинном и брюшном положениях.
- Бомбы: 800 кг (1764 фунта) бомб.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Японии во время Второй мировой войны
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список бомбардировщиков
- Список военных самолетов Японии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бюшель 1972 , стр. 49–50.
- ^ Бюшель 1972 , с. 12.
- ^ Котельников, Владимир (февраль 2017 г.). «Пленники Сталина». ФлайПаст . п. 104.
- ^ Ханна, Пол. «Кавасаки Ки 48» . Сохранилась ось самолета . Архивировано из оригинала 19 декабря 2011 г.
- ^ "Kawasaki Ki-48-II (копия)". Китайский музей авиации, Датаншань. Дата обращения: 25 августа 2010 г.
- ^ "Аэродром Бабо". www.pacificwrecks.com . Проверено: 25 августа 2010 г.
- ^ Джексон 2002 , с. ?.
- ^ Франсильон 1987 , с. 107.
- ^ Бюшель 1972 , стр. 50–51.
Библиография
[ редактировать ]- Бюшель, Ричард М. (1972). Кавасаки Ки. 48-I/II Sokei: на вооружении ВВС Японии, CNAF и IPSF . Ричард Уорд. Чтение: Оспрей. ISBN 0-85045-133-7 . OCLC 1083005847 .
- Франсильон, Рене Ж. (1987) [1979]. Японская авиация Тихоокеанской войны (2-е изд.). Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 0-85177-801-1 . OCLC 6124909 .
- Грин, Уильям и Суонборо, Гордон (nd). «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. ISSN 0143-5450 .
- Джексон, Роберт (2002). Энциклопедия военной авиации . Лондон: Паррагон. ISBN 0-7525-8130-9 .
- Милло, Бернар (ноябрь 1977 г.). «Kawasaki Type 99 Ki.48 «Лилия» (1)» [Kawasaki Type 99 Ki.48 «Лилия» Часть первая]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (96): 20–25. ISSN 0757-4169 .
- Милло, Бернар (декабрь 1977 г.). «Kawasaki Type 99 Ki.48 «Лилия» (2)» [Kawasaki Type 99 Ki.48 «Лилия» Часть вторая]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (97): 31–35. ISSN 0757-4169 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]