Кавасаки Т-4
Т-4 | |
---|---|
![]() | |
Кавасаки Т-4 приземляется в Хамамацу (2010 г.) | |
Роль | Промежуточный учебно-тренировочный самолет |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Кавасаки |
Первый полет | 29 июля 1985 г. |
Введение | 1988 |
Статус | Активный |
Основной пользователь | Силы воздушной самообороны Японии |
Произведено | 208+ |
Kawasaki T-4 — японский дозвуковой реактивный учебно-тренировочный самолет промежуточного класса, разработанный и производимый коммерческим конгломератом Kawasaki Heavy Industries . Его единственным оператором являются Силы воздушной самообороны Японии (JASDF), отчасти из-за исторических ограничений на экспорт военной техники. Помимо основной учебной задачи, Т-4 использовался группой JASDF Blue Impulse пилотажной , а также выполнял функции связи с большинством истребительных подразделений. [1] Первый прототип XT-4 поднялся в воздух 29 июля 1985 года, а первый серийный самолет был поставлен в сентябре 1988 года.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В ноябре 1981 года компания Kawasaki была выбрана главным подрядчиком для разработки и производства подходящего учебно-тренировочного самолета, первоначально получившего обозначение KA-850 , для удовлетворения потребностей японской программы MT-X , обойдя конкурирующие предложения от Mitsubishi и Fuji. . [2] Программа MT-X была запущена с целью закупки замены устаревшему Lockheed T-33. [3] и реактивный учебно-тренировочный самолет Fuji T-1 , который тогда находился на вооружении Сил воздушной самообороны Японии (JASDF). [4] Кроме того, существовало также желание, чтобы перспективный учебно-тренировочный самолет взял на себя часть учебной программы, которую выполнял современный Mitsubishi T-2 , сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет, являющийся основой истребителя Mitsubishi F-1 . [5] Первоначальная программа планировала произвести 220 самолетов и ввести их в эксплуатацию в 1988 году. [6]

Группу дизайнеров Kawasaki возглавлял авиационный инженер Коки Исодзаки, а также она работала в тесном сотрудничестве с проектировщиками японского оборонного агентства. [7] Проект, разработанный Kawasaki, должен был соответствовать аспектам режима обучения JASDF, который ранее выполнялся с использованием нескольких самолетов. [5] Таким образом, этот тип должен был продемонстрировать ряд околозвуковых аэродинамических эффектов, а также достичь высокого уровня маневренности, относительно низких эксплуатационных затрат и высокого уровня надежности. Также требовалось простое управление, чтобы стажеры могли переоборудовать с поршневым двигателем, Fuji T-3 налетав всего 70 часов. Более того, экономика эксплуатации этого типа должна была быть сопоставима с экономическими показателями ведущих международных конкурентов того времени. [8]
Дизайн должен был учитывать и другие политические желания; Большое значение придавалось оснащению этого типа первым турбовентиляторным двигателем японского производства Ishikawajima-Harima F3-IHI-30 . [8] Как сообщается, выбор двухмоторной конфигурации для учебно-тренировочного самолета был одним из самых простых решений, поскольку он был сделан не только из-за мощности двигателя, но и из-за высокого приоритета, придаваемого безопасности. [2] Для тренажера также была предусмотрена прочная, устойчивая к повреждениям и долговечная конструкция; Чтобы добиться этого, было решено ограниченно использовать композиционные материалы в виде углеродного волокна и кевлара в таких местах, как обтекатель и элементы заднего крыла, хвостового оперения и ходовой части. широкое использование методов компьютерного проектирования (CAD) и автоматизированного производства (CAM). Также применялось [8] Эти достижения способствовали тому, что конструкция была сертифицирована на общий срок службы 7500 летных часов. [9]
В результате этих усилий появился Т-4, учебно-тренировочный самолет отечественной разработки с нуля. По данным аэрокосмического издания Flight International , считалось вероятным, что Т-4 мог бы стать конкурентоспособным продуктом на мировом рынке учебно-тренировочных самолетов, если бы на него была установлена соответствующая цена, но такие экспортные возможности были отвергнуты давней японской политикой, которая запрещает любые военные экспортные продажи. Таким образом, не было реальной перспективы продажи этого типа зарубежным заказчикам, и изначально он разрабатывался с пониманием того, что Т-4 будет использоваться только JASDF. [7]
Первый полет
[ редактировать ]
29 июля 1985 года прототип этого типа, получивший обозначение XT-4 , совершил свой первый полет . Как сообщается, летчики-испытатели испытательного авиакрыла, летавшие на XT-4, заметили, что этот тип обладает большей дозвуковой маневренностью, чем McDonnell Douglas F-15 Eagle , маневренный истребитель завоевания превосходства в воздухе. [5] Выступая за несколько месяцев до первого полета XT-4, Каваски публично заявил, что этот самолет обладал высочайшими характеристиками среди всех доступных на тот момент дозвуковых учебно-тренировочных самолетов. [7] Несмотря на ограниченную доступность двигателя F3-IHI-30, он оказался надежным, что позволило избежать каких-либо серьезных ограничений на более широкую программу испытаний. [10] Летные испытания четырех прототипов XT-4 закончились через два с половиной года и было выполнено около 500 отдельных полетов; В ответ на полученные отзывы были внесены лишь незначительные изменения, такие как улучшенные тормоза и доработка с гидравлическим приводом системы управления полетом . [2]
28 июня 1988 года первый серийный Т-4 совершил свой первый полет; поставки в JASDF начались в сентябре того же года. Компания Kawasaki отметила, что программа не только была реализована в соответствии с графиком, но и самолет, и его силовая установка Ishikawajima-Harima F3-IHI-30 достигли своих соответствующих целевых показателей затрат; Flight International сравнила Т-4 с американским Fairchild T-46 , отмененным учебно-тренировочным самолетом, который стоил в пять раз дороже, чем предложение Kawasaki, но не был запущен в производство. [5]
Производством Т-4 занимался консорциум, состоящий из компаний Mitsubishi, Fuji и Kawasaki, причем последняя осуществляла руководство предприятием. [2] Линия окончательной сборки этого типа была установлена на заводе Kawasaki в Гифу ; эта линия была рассчитана на производство максимум двух с половиной самолетов в месяц. Первоначально планировался восьмилетний производственный цикл. [11]
Дизайн
[ редактировать ]
Kawasaki T-4 — японский дозвуковой реактивный учебно-тренировочный самолет промежуточного класса. Это двухмоторный самолет, оснащенный парой Исикавадзима-Харима производства двигателей F3-IHI-30 турбовентиляторных . Эти двигатели, способные развивать тягу до 15,7 кН (3520 фунтов силы), были разработаны собственными силами совместно с Т-4. [5] Flight International отметила, что характеристики Т-4 были сопоставимы с некоторыми широко экспортируемыми учебно-тренировочными самолетами, такими как франко-германский Dassault/Dornier Alpha Jet и британский BAE Systems Hawk . В частности, Т-4 имел меньшую нагрузку на крыло и на 20 процентов большую тяговооруженность, чем любой из этих самолетов, что легко позволяло начать набор высоты до скорости 3000 м (10 000 футов) в минуту. [12] Хотя на сегодняшний день не разработана ни одна боевая модель самолета, стандартный Т-4 имеет три точки подвески , позволяющие устанавливать различные ракеты класса «воздух-воздух» , бомбы и артиллерийскую установку . [2]
Т-4 имеет прочный, устойчивый к повреждениям планер, который в основном состоит из обычных алюминиевых сплавов некоторые композитные материалы. , хотя в некоторых областях также присутствуют [8] Его конструкция обладает достаточной прочностью, чтобы обеспечить маневры при высоких перегрузках , и рассчитана на мгновенное погружение с массой 7,33 g при полете в чистой конфигурации. [5] Он оснащен трансзвуковым крылом толстого сечения , разработанным Kawasaki и Японским институтом технических исследований и разработок (TRDI) для обеспечения превосходной управляемости при большом угле атаки и хороших характеристик вращения. Необычной аэродинамической особенностью Т-4 являются компактные удлинители передней кромки корня (LERX), расположенные прямо перед крыльями вдоль носовой части фюзеляжа. Они создают дополнительную вихревую подъемную силу и усиливают склонность самолета к вылету с высокой перегрузкой, например, подавление падения и тангажа крыла во время аэродинамического сваливания . Использование LERX позволило избежать необходимости в генераторах вихрей. [5]
Авионика Т-4 имеет цифровую природу; такой подход был выбран с целью уменьшения размеров и веса авионики, а также повышения ее надежности. [8] Как правило, эти системы и компоненты производятся внутри страны, хотя и с использованием некоторых базовых технологий нескольких американских отраслей; примеры этого включают инерциальную систему наведения , в которой используются Honeywell кольцевые лазерные гироскопы , а в компьютере данных о воздухе используются Sperry , поставляемые датчики . [8] Большинство бортовых систем имеют традиционный характер; однако, по данным Flight International, использование лицензированной бортовой системы генерации кислорода (ОБОГС) является необычным выбором для учебно-тренировочного самолета и потребовало значительных усилий для адаптации ее для использования на борту Т-4. система типе также используется британская В этом искусственного ощущения , компоненты которой производятся на месте. [8]
Варианты
[ редактировать ]- ХТ-4 : Прототип. 4 построено.
- Т-4 : построено 208 штук. [13]
Операторы
[ редактировать ]


Истребительные подразделения Воздушных сил самообороны Японии оснащены Т-4 в качестве учебно-тренировочных самолетов связи.
- Силы воздушной самообороны Японии
- Синий импульс (1995 – настоящее время)
- Эскадрилья поддержки Центрального авиационного командования
- Полет поддержки Северного авиационного командования
- Юго-западная эскадрилья поддержки авиационного командования
- Эскадрилья поддержки Западного авиационного командования
- Группа тактической подготовки истребителей
- Крыло разработки и испытаний авиации
- 31-я учебная эскадрилья (1989 – настоящее время)
- 32-я учебная эскадрилья (1990 – настоящее время)
- 23-я летная учебная эскадрилья (2000 – настоящее время)
- 3-я тактическая истребительная эскадрилья (1990 – настоящее время)
- 6-я тактическая истребительная эскадрилья (1991 – настоящее время)
- 8-я тактическая истребительная эскадрилья (1991 – настоящее время)
- 201-я тактическая истребительная эскадрилья (1992 – настоящее время)
- 202-я тактическая истребительная эскадрилья (1991–2000)
- 203-я тактическая истребительная эскадрилья (1992 – настоящее время)
- 204-я тактическая истребительная эскадрилья (1992 – настоящее время)
- 301-я тактическая истребительная эскадрилья (1991 – настоящее время)
- 302-я тактическая истребительная эскадрилья (1992 – настоящее время)
- 303-я тактическая истребительная эскадрилья (1992 – настоящее время)
- 304-я тактическая истребительная эскадрилья (1991 – настоящее время)
- 305-я тактическая истребительная эскадрилья (1992 – настоящее время)
- 306-я тактическая истребительная эскадрилья (1992 – настоящее время)
Несчастные случаи
[ редактировать ]- 12 марта 1991 года самолет 16-5654 был списан в результате катастрофы, упавшей в море при возвращении из тренировочного полета. [14]
- 1 июля 1991 года самолет 06-5653 разбился у побережья Хоккайдо , в результате чего погиб один человек. [15] [16]
- 4 июля 2000 года два самолета демонстрационной группы Blue Impulse (46-5727 и 46-5720) были уничтожены. [17] [18] [19] Три члена экипажа погибли. Из-за аварии пилотажная подготовка была приостановлена до марта 2001 года. [20]
- 29 января 2014 года самолеты 46-5731 и 46-5745 команды Blue Impulse столкнулись в воздухе во время тренировочного полета недалеко от Мацусимы. Оба самолета смогли благополучно вернуться на базу. [21] [22]
Технические характеристики (Т-4)
[ редактировать ]

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1988–89 гг. [23]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 13,00 м (42 фута 8 дюймов)
- Размах крыльев: 9,94 м (32 фута 7 дюймов)
- Высота: 4,60 м (15 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 21,00 м 2 (226,0 кв. футов)
- Соотношение сторон : 4,7:1
- Вес пустого: 3700 кг (8157 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 7500 кг (16535 фунтов)
- Запас топлива: 2241 л (493 имп галлона; 592 галлона США) внутреннего топлива
- Силовая установка: 2 Ishikawajima-Harima F3- IHI-30 турбовентиляторных двигателя с тягой по 16,32 кН (3670 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 1038 км/ч (645 миль в час, 560 узлов) на уровне моря.
- Скорость сваливания: 167 км/ч (104 миль в час, 90 узлов)
- Запас хода: 1668 км (1036 миль, 901 миль) с двумя двигателями объемом 450 л (99 имп галлонов; 120 галлонов США)
- Практический потолок: 15 240 м (50 000 футов)
- Скорость набора высоты: 51 м/с (10 000 футов/мин)
Вооружение
- Узлы подвески: 5 (4 под крылом и 1 под фюзеляжем) для сбрасываемых баков, учебных бомб и оборудования для буксировки мишеней.
См. также
[ редактировать ]
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Пилотажная группа Blue Impulse". aerobaticteams.net , дата обращения: 4 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Миддлтон и Лоу, 1988, с. 20.
- ^ "Тренер среднего уровня Т-4". Kawasaki Heavy Industries , Дата обращения: 4 февраля 2017 г.
- ^ "Кавасаки Т-4 Базовый и продвинутый тренажер". Military-Today , дата обращения: 4 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Миддлтон и Лоу, 1988, с. 18.
- ^ «Новости мировой аэрокосмической отрасли: Япония». Монитор аэронавтики (на французском языке). 49 : 9. Ноябрь 1981 г.
- ^ Jump up to: а б с Миддлтон и Лоу, 1988, с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Миддлтон и Лоу, 1988, с. 19.
- ^ Миддлтон и Лоу, 1988, стр. 19–20.
- ^ Миддлтон и Лоу 1988, стр. 18–19.
- ^ Миддлтон и Лоу 1988, с. 21.
- ^ Миддлтон и Лоу 1988, стр. 17–18.
- ^ "Дозвуковой учебно-тренировочный самолет Kawasaki T-4". Военный завод , дата обращения: 8 февраля 2017 г.
- ↑ Авиакатастрофа 12 марта 1991 г. «Т-4 06-5653». Сеть авиационной безопасности , дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ↑ Авиакатастрофа 01 июля 1991 г. «Т-4 06-5653». Сеть авиационной безопасности Дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ^ «Япония». Архивировано 29 июля 2017 г. в Wayback Machine Ejection History , дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ↑ Авиакатастрофа 4 июля 2000 г. «Т-4 46-5727». Сеть авиационной безопасности , дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ↑ Авиакатастрофа 4 июля 2000 г. «Т-4 46-5720». Сеть авиационной безопасности , дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ^ «Самолеты Blue Impulse пропали без вести 5 июля 2000 г.». Japan Times , дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ^ «База ASDF возобновляет тренировки по высшему пилотажу после перерыва, вызванного аварией 13 марта 2001 г.». Japan Times , дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ↑ Авиакатастрофа 29 января 2014 г. «Т-4 46-5731». Сеть авиационной безопасности , дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ↑ Авиакатастрофа 29 января 2014 г. «Т-4 46-5745». Сеть авиационной безопасности , дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ^ Тейлор 1988 , стр. 167–168.
Библиография
[ редактировать ]- Миддлтон, Питер и Дженис Лоу. «XT-4: мощный с потенциалом». Flight International , 9 января 1988 г., стр. 17–21.
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсден, Великобритания: Данные Джейн по защите. ISBN 0-7106-0867-5 .