Jump to content

Исикавадзима-Харима F3

F3
IHI F3 Turbofan Engine
Тип ТРДД
Национальное происхождение Япония
Производитель Корпорация IHI
Первый запуск 1981
Основные приложения Кавасаки Т-4
Количество построенных ~550 [1]

Ishikawajima -Harima Heavy Industries (IHI) F3 двигатель с малым двухконтурным ходом, турбовентиляторный разработанный в Японии компанией Ishikawajima-Harima Heavy Industries для Kawasaki T-4 реактивного учебно-тренировочного самолета . Первый прототип двигателя XF3 был изготовлен в 1981 году и впервые поднялся в воздух на XT-4 в июле 1985 года. Всего было построено около 550 двигателей. [1]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Исикаваджима-Харима начал разработку небольшого турбовентиляторного двигателя в конце 1970-х годов в качестве конкурента нового реактивного учебно-тренировочного самолета, разрабатываемого Kawasaki Heavy Industries . Экспериментальный двигатель получил название XF3 и был выбран вместо SNECMA Turbomeca Larzac в 1982 году для установки на учебно-тренировочный самолет XT-4 . Ранние модели двигателя создавали тягу 2600 фунтов силы (12 кН) , но более поздние модели (включая модель, выбранную для XT-4) создавали тягу 3600 фунтов силы (16 кН). [2]

Серийный двигатель получил обозначение F3-30 (альтернативный вариант - F3-IHI-30), и он впервые поднялся в воздух на самолете XT-4 в 1985 году. Производство сертифицированного двигателя также началось в 1985 году. [3]

После того, как двигатель и самолет были запущены в производство, произошло несколько инцидентов, когда одна или две лопатки турбины высокого давления вышли из строя, что вынудило самолет совершить аварийную посадку. [4] Расследование показало, что в секции турбины возникла проблема вибрационного резонанса , которая привела к поломке лопаток турбины. Лопасти были усилены и модифицированы для гашения вибраций. Двигатель и самолет вернулись в строй в 1990 году. [5]

Начиная с 1999 года компания IHI начала модернизацию эксплуатируемых двигателей новой турбиной высокого давления для увеличения срока их службы. Этот вариант двигателя был известен как F3-IHI-30B . [1]

В 2003 году IHI начала модернизацию двигателя, установив на него более совершенную систему полного цифрового управления двигателем (FADEC). Этот обновленный двигатель получил обозначение F3-IHI-30C . [1]

Вскоре после того, как IHI начала работу над XF-3, они приступили к разработке более мощного варианта двигателя как демонстратора технологий для теоретического сверхзвукового истребителя . Этот двигатель получил обозначение XF3-400. Он был разработан как более производительная с форсажной камерой версия XF-3 и тягой около 7600 фунтов силы (34 кН). Отличительным качеством этого двигателя было то, что он должен был иметь соотношение тяги к весу 7:1, что было выше, чем у любого двигателя аналогичного размера. [6]

Серьезная работа над этим двигателем началась в 1986 году, а демонстрационный двигатель был построен и испытан в 1987 году. IHI получила официальный контракт на двигатель в 1992 году, после того как предыдущие годы она потратила на разработку и испытания двигателя внутри компании. [6]

Основное различие между XF3-400 и стандартным F3-30 заключается в наличии форсажной камеры . Добавление форсажной камеры является основной причиной того, что максимальная тяга у -400 намного выше, чем у -30. Другие изменения включали компрессора аэродинамическую оптимизацию лопаток и турбины с использованием методов трехмерной вычислительной гидродинамики , а также улучшение температурных характеристик турбины высокого давления. [6]

Отчет 1998 года показал, что система управления вектором тяги также была интегрирована в XF3-400. [7]

F3 представляет собой двухвальный (или двухкатушечный) турбовентиляторный двигатель с малым байпасом . Он оснащен двухступенчатым вентилятором (компрессор низкого давления) на валу низкого давления, за которым следует пятиступенчатый компрессор высокого давления на валу высокого давления. В двигателе используется кольцевая камера сгорания , которая питает одноступенчатую турбину высокого давления, за которой следует одноступенчатую турбину низкого давления. Вариант XF3-400 включает форсажную камеру после турбины низкого давления, серийный F3 — нет. [6]

В двухступенчатом вентиляторе используются лопасти с широкой хордой, и в серийном F3, и в усовершенствованном XF3-400 используется один и тот же вентилятор. [3] [6] В отличие от вентилятора, пятиступенчатый компрессор F3 и XF3-400 отличается: усовершенствованный XF3-400 использует усовершенствования трехмерной вычислительной гидродинамики (CFD). [6]

Лопатки турбины высокого давления представляют собой монокристаллические лопатки и охлаждаются тонкой пленкой воздуха изнутри лопаток. Лопатки турбины низкого давления, как и компрессор высокого давления, были улучшены между F3 и XF3-400 с помощью 3D CFD. [6]

И F3, и XF3-400 используют FADEC для управления двигателем. [6]

Варианты

[ редактировать ]
XF3
Раннее обозначение разработки того, что стало F3-IHI-30. На этом этапе программы рассматривалось несколько различных конфигураций.
Ф3-ИХИ-30
Вариант производства двигателя. Используется на Kawasaki T-4 .
Ф3-ИХИ-30Б
Серийный вариант двигателя с модернизированной турбиной высокого давления.
F3-ИХИ-30С
Серийная версия двигателя с улучшенным FADEC.
ИХИ-17
XF3-400
Демонстрационный вариант сверхзвукового двигателя. Гораздо более высокая тяга, чем у серийного F3. Включает форсажную камеру и несколько аэродинамических улучшений.

Приложения

[ редактировать ]

Технические характеристики (Ф3-ИХИ-30)

[ редактировать ]

Данные из [8]

Общие характеристики

  • Тип: двухзолотниковый турбовентиляторный.
  • Длина: 79 дюймов (200 см)
  • Диаметр: 25 дюймов (63 см)
  • Сухой вес: 750 фунтов (340 кг)

Компоненты

  • Компрессор: осевой , 2-ступенчатый компрессор низкого давления, 5-ступенчатый компрессор высокого давления.
  • Камеры сгорания : кольцевые
  • Турбина : одноступенчатая турбина высокого давления, двухступенчатая турбина низкого давления.

Производительность

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д ИХИ F3. Авиационные двигатели Джейн . ( страница подписки [ постоянная мертвая ссылка ] ) Отредактировано 13 января 2009 г. По состоянию на 9 февраля 2010 г.
  2. ^ Выбран японский учебно-тренировочный двигатель . (1982, 11 декабря). Flight International, 1677. По состоянию на 4 февраля 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б Хамада Т., Акаги М., Тода Д., Симадзаки Х. и Омомо М. (1989). Результаты летных испытаний на совместимость воздухозаборника и двигателя Т-4. Представлено на 25-й совместной конференции AIAA/ASME/SAE/ASEE , Монтерей, Калифорния: Американский институт аэронавтики и астронавтики.
  4. ^ Япония решает проблемы с двигателем F3 . (1989, 29 ноября). Flight International, 16. По состоянию на 4 февраля 2010 г.
  5. ^ Япония нашла решение для тренера Т-4 . (1990, 17 января). Flight International, 27. По состоянию на 4 февраля 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Касикава И. и Акаги М. (1995). Исследование малогабаритного турбовентиляторного двигателя с высокой тяговооруженностью. Представлено на 31-й совместной конференции и выставке AlAA/ASME/SAE/ASEE в Сан-Диего, Калифорния: Американский институт аэронавтики и астронавтики.
  7. ^ Япония останавливает демонстрацию будущего истребителя . (1998, 21 октября). Рейс Интернешнл. Проверено 4 февраля 2010 г.
  8. ^ "ИХИ F3" . Справочник по аэрокосмической отрасли, 2010 г. Неделя авиации и космических технологий. ( страница подписки ). По состоянию на 2 февраля 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85c6f2f952787246a754967b2877ad8c__1671277260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/8c/85c6f2f952787246a754967b2877ad8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ishikawajima-Harima F3 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)