Шин Мейва US-1A
ПС-1/УС-1А | |
---|---|
US-1A в полете | |
Роль | Воздушно-морская спасательная амфибия |
Производитель | Шин Мейва |
Первый полет | 5 октября 1967 г. (PX-S) [ 1 ] |
Введение | 1971 (ПС-1) |
Ушедший на пенсию | 2017 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Морские силы самообороны Японии |
Произведено | ПС-1: 23 США-1:6 УС-1А: 14 |
Варианты | ШинМайва США-2 |
Shin Meiwa PS-1 и US-1A — это большие самолеты вертикального взлета и посадки, для противолодочной борьбы (ПЛО) и спасательных работ в воздухе и на море разработанные японским производителем самолетов Shin Meiwa (SAR) соответственно . ПС-1 Вариант противолодочной обороны (ПЛО) представляет собой летающую лодку с собственным береговым оборудованием на борту, а вариант US-1A, ориентированный на поисково-спасательные операции (SAR), представляет собой настоящую амфибию .
Разработка PS-1 берет свое начало в исследованиях летающих лодок, проведенных Shin Meiwa в 1950-х годах. Компания, полагая, что их конструкция пригодна для регулярного использования в открытом море, обратилась к японским военным с просьбой приобрести этот самолет в качестве морского патрульного самолета (MPA). После демонстрации переоборудованного испытательного самолета Grumman HU-16 Albatross , получившего обозначение UF-XS , Морские силы самообороны Японии (JMSDF) в 1966 году заключили с Shin Meiwa контракт на дальнейшую разработку его конструкции с помощью еще двух прототипов, которые получили обозначение PS-X . В 1969 году JMSDF разместила первый заказ на будущий парк из 21 противолодочного самолета, получившего обозначение PS-1 ; Заказы на вариант SAR, получивший обозначение US-1A , также были выданы в 1970-х годах.
Син Мейва стремился разработать дополнительные варианты и производные самолеты, в том числе существенно более крупные конструкции, которые они изучали, но многие из этих амбиций остались лишь на бумаге. В 1980-е годы JMSDF решила принять на вооружение Lockheed P-3 Orions наземного базирования , вытеснив PS-1 из роли противолодочной обороны и приведя к выводу этого варианта из эксплуатации в 1989 году. После вывода последнего действующего US-1A в 2017 году тип был заменен на ShinMaywa US-2 , модернизированный вариант.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны и начала оккупации Японии запрет на производство самолетов, введенный в декабре 1945 года, потребовал от авиационной промышленности Японии поиска другой работы. [ 2 ] В конце 1940-х годов японский производитель самолетов Kawanishi Aircraft Company реорганизовался, став ShinMeiwa Industries . В 1950-х годах начало холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом привело к отмене запрета на строительство самолетов; Shin Meiwa, которая в прошедшие годы занималась производством тяжелого машиностроения и двигателей, решила возродить свои старые авиационные заводы. Первоначально компания сосредоточилась на меньших усилиях, таких как субподрядные работы, производство подвесных баков и выполнение капитального ремонта планеров как японских, так и американских самолетов, таких как ВМС США летающие лодки Martin P5M Marlin . Однако высокопоставленные деятели, такие как главный авиаконструктор Сизо Кикухара и основатель Рюзо Каваниши, стремились реализовать проекты более масштабного масштаба. [ 2 ]
В начале 1950-х годов Каваниси сформировал комитет, возглавляемый Кикухарой, которому было поручено разработать конструкции гидросамолетов, которые бы отличались лучшими мореходными качествами. [ 2 ] В отличие от большинства гидросамолетов, они ставили перед собой амбициозную цель создать самолет, который мог бы приземляться в бурном море и практически не подвергаться воздействию волн и брызг. К 1959 году комитет почувствовал, что разработал проект, соответствующий его спецификациям. [ 2 ] [ 3 ] Два года спустя Кикухара, который теперь возглавлял подразделение разработки амфибий компании, лоббировал в Агентстве обороны Японии рассмотрение вопроса о принятии на вооружение летающей лодки для удовлетворения национальных потребностей в для противолодочной борьбы (ПЛО) патрульных самолетах . Шин Мейва заявил, что они разработают специальную конструкцию для выполнения миссии противолодочной обороны. Решающую поддержку оказали ВМС США, которые стремились к расширению возможностей противолодочной обороны Японии, чтобы помочь отслеживать и сдерживать растущее присутствие советских подводных лодок в Тихом океане. [ 2 ]
Концепция и тестирование
[ редактировать ]Для поддержки разработки ВМС США по запросу Шин Мейвы предоставили одну летающую лодку Grumman HU-16 Albatross , которая была значительно модифицирована и собрана в летающий испытательный самолет, получивший название UF-XS . [ 2 ] Переоборудованная летающая лодка имела множество модификаций, в том числе новую систему управления пограничным слоем для обеспечения улучшенных характеристик короткого взлета и посадки мощностью 1425 л.с. (1063 кВт) на «Альбатросе» Wright R-1820 (STOL), а два радиальных двигателя были дополнены двумя по 600 л.с. 450 кВт) Радиальные двигатели Pratt & Whitney R-1340 на модифицированных крыльях самолета, а также дополнительный General Electric T58 турбовальный мощностью 1250 л.с. (930 кВт) внутри корпуса самолета для привода системы управления пограничным слоем. [ 4 ] UF-XS также отличался новым Т-образным хвостовым оперением, напоминавшим усовершенствованный вариант Martin P5M-2 Marlin. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]
Начиная с 1962 года, UF-XS выполнил многочисленные испытательные полеты, продемонстрировав улучшенные характеристики, которые позволили летающей лодке как приземляться, так и взлетать из открытого океана; японские военные внимательно следили за этими испытаниями и критиковали их. [ 2 ] Со временем UF-XS продолжал модифицироваться для улучшения его стабильности и других ключевых критериев производительности. В 1966 году Морские силы самообороны Японии (JMSDF) заключили с Shin Meiwa контракт на дальнейшую разработку конструкции по производству патрульного самолета, способного выполнять задачи противолодочной обороны; соответственно, еще два прототипа были построены под обозначением PS-X . Помимо Shin Meiwa, другие японские компании, такие как Fuji Heavy Industries и NIPPI Corporation , также сыграли важную роль в разработке PS-X. [ 2 ] Адаптации привели к значительному улучшению мореходных качеств; во время испытаний, проведенных в канале Кии в 1968 году, PS-X успешно приземлился на огромных четырехметровых волнах, несмотря на то, что они превышали проектную цель в три метра. [ 2 ]
Получив должное впечатление, в 1969 году JMSDF разместили заказ на производство партии из 21 самолета, получившего обозначение PS-1 , для удовлетворения требований противолодочной обороны. [ 2 ] Несмотря на продемонстрированную эффективность, проект не остался без критиков. Программа вскоре стала политически спорной, поскольку ее относительно небольшой производственный тираж привел к чрезвычайно высокой удельной себестоимости этих самолетов, в основном из-за затрат, связанных с разработкой совершенно новых конструкций самолетов. Со своей стороны, Shin Meiwa предприняла усилия по коммерциализации элементов конструкции самолета, таких как гидравлика и системы управления двигателем; она экспортировала свою технологию демпфирования крена в бурном море другим компаниям, производящим гидросамолеты. [ 2 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]PS-1 не был на вооружении задолго до того, как JMSDF запросили разработку поисково-спасательного варианта (SAR). Шин Мейва, стремясь продолжить разработку самолета, приступил к выполнению этой просьбы. [ 2 ] За счет удаления большей части военного оборудования ПС-1 освободилось место для обеспечения самолета большим запасом топлива, убирающимся шасси и спасательным оборудованием. Новый вариант, получивший обозначение US-1A , также можно было быстро переоборудовать для перевозки войск. US-1A был первой японской амфибией , действовавшей с суши и с моря, а это означало, что он мог доставлять выживших на наземные объекты с помощью машины скорой помощи . быстрее [ 2 ] Первый полет состоялся 15 октября 1974 года, в следующем году он был принят на вооружение, всего было закуплено 19 самолетов. Начиная с седьмого самолета использовалась модернизированная версия исходного двигателя, все самолеты в конечном итоге были модифицированы до стандарта US-1A.
В 1990-е годы, когда парк US-1A начал показывать свой возраст, JMSDF попытались получить финансирование для приобретения замены, но не смогли обеспечить достаточно средств для разработки совершенно нового самолета. Поэтому в 1995 году ShinMaywa (как был переименован Shin Meiwa, как сообщается, для того, чтобы это имя было легче произносить неяпонцам) [ 2 ] ) приступил к планированию производства модернизированной версии УС-1А, первоначально именуемой УС-1А кай ( US-1A改 — «улучшенный УС-1А»). Этот самолет имеет многочисленные аэродинамические усовершенствования и модернизированные системы, а также гермокорпус и более мощные двигатели Rolls-Royce AE 2100 . [ 2 ] Летные испытания нового варианта начались 18 декабря 2003 года. JMSDF решила закупить до 14 таких самолетов, которые поступили на вооружение как ShinMaywa US-2 .
Недостроенный концептуальный самолет
[ редактировать ]В 1977 году компания Shin Meiwa сообщила, что у нее на чертежной доске было несколько идей концепции летающей лодки с возможностью взлета и посадки, но в конечном итоге ни одна из них так и не была построена. Это были Shin Meiwa LA (Легкая амфибия), легкая амфибия на 40 пассажиров для фидерных перевозок между островами; на 400 пассажиров Shin Meiwa MA (средняя амфибия); Shin Meiwa MS (средний гидросамолет) — летающая лодка дальнего действия на 300 пассажиров с собственным береговым оборудованием; и гигантский Shin Meiwa GS (Гигантский гидросамолет) вместимостью 1200 пассажиров на трех палубах. В отличие от Shin Meiwa LA и MA, которые по конструкции были похожи на US-1, двигатели Shin Meiwa MS и GS располагались перед крылом и над ним, чтобы воспользоваться эффектом Коанды . В конце концов, ни один из четырех проектов не вышел за рамки бумажных исследований. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]В период с 1971 по 1978 год на вооружение JMSDF поступила 21 летающая лодка ПС-1; начиная с 1973 года они эксплуатировались как 31-е авиационное крыло флота. [ 1 ] Противолодочный вариант ПС-1 нес самонаводящиеся торпеды , глубинные бомбы и 127-мм ракеты «Зуни» в качестве наступательного вооружения, но не имел какого-либо защитного вооружения. Он был оснащен погружающимся гидролокатором , который имел ограниченное применение, поскольку для развертывания самолету требовалось приземлиться на воду. Он также мог нести 20 гидроакустических буев . Экипаж состоял из десяти человек: пилот, второй пилот, бортинженер, штурман и шесть операторов датчиков и вооружения. [ 8 ] В типичном противолодочном полете PS-1 будет преодолевать сотни квадратных миль океана, приземляясь от 12 до 16 раз, чтобы опустить свой гидролокатор. [ 3 ]
Этот тип был способен на множество подвигов, например, на возможность регулярно приземляться в море с волнами высотой до 3 метров (9,8 футов). Расстояние по воде для взлета или посадки самолета весом 79 400 фунтов (36 000 кг) составляло 720 футов (220 м) при отсутствии ветра или 500 футов (150 м) при скорости ветра 15 узлов. [ 1 ] Помимо системы управления пограничным слоем, которая приводилась в действие независимой газовой турбиной, расположенной внутри фюзеляжа, самолет имел ряд других инновационных функций, в том числе систему подавления брызг при работе с водой, [ 1 ] и направить поток воздуха двигателей самолета от четырех турбовинтовых на его крылья, чтобы создать еще большую подъемную силу.
В 1976 году одиночный ПС-1 был экспериментально модифицирован для выполнения по тушению пожаров с воздуха задач ; его внутренняя емкость составляла 7350 литров (1940 галлонов США) воды. [ 9 ] В 1980-х годах JMSDF решили заменить PS-1 в роли противолодочной обороны на Lockheed P-3 Orions наземного базирования ; последние образцы противолодочного варианта были выведены из эксплуатации в 1989 году. Его пережил поисково-спасательный флот US-1A, который продолжал использоваться в 21 веке. [ 2 ]
Первое спасение US-1A было осуществлено с греческого судна в 1976 году. Несмотря на то, что US-1A предназначался в основном для спасения военнослужащих с воздуха и с моря, в основном US-1A участвовал в операциях по оказанию помощи гражданским лицам. [ 3 ] Сообщается, что в период с 1976 по 1999 год японский флот US-1A использовался в более чем 500 спасательных операциях и спас 550 жизней. [ 10 ] US-1A был выведен из эксплуатации 13 декабря 2017 года, когда последний экземпляр на вооружении JMSDF совершил свой последний полет. По данным авиационного журнала Air International , с момента поступления этого типа на вооружение в 1976 году с помощью самолетов US-1 было спасено в общей сложности 827 человек. [ 11 ] На смену ему пришел модернизированный US-2. [ 3 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (УС-1А)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1988-89 гг. [ 12 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 летного экипажа, 1 место вспомогательного экипажа и 2 наблюдателя.
- Вместимость: 20 сидячих мест / 12 носилок.
- Длина: 33,46 м (109 футов 9 дюймов)
- Размах крыльев: 33,15 м (108 футов 9 дюймов)
- Высота: 9,95 м (32 фута 8 дюймов)
- Площадь крыла: 135,82 м 2 (1462,0 кв. футов)
- Соотношение сторон : 8,1
- Вес пустого: 23 300 кг (51 368 фунтов)
- Полная масса: 36 000 кг (79 366 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 43 000 кг (94 799 фунтов) с воды.
- 45 000 кг (99 208 фунтов) с суши
- Запас топлива: 11 640 л (3 070 галлонов США; 2 560 имп галлонов) полезного топлива в пяти крыльевых баках + 10 849 л (2 866 галлонов США; 2 386 имп галлонов) полезного топлива в двух фюзеляжных баках
- Силовая установка: 4 двигателя Ishikawajima-Harima / General Electric T64-IHI-10J мощностью турбовинтовых 2605 кВт (3493 л.с.) каждый
- Силовая установка: 1 × турбовальный Ishikawajima-Harima / General Electric T58-IHI-10-M2. Генератор сжатого воздуха, приводящий в движение компрессор С-2.
- Гребные винты: 3-лопастные производства Sumitomo, Hamilton Standard 63E60-27, диаметром 4,42 м (14 футов 6 дюймов). реверсивные гребные винты с постоянной скоростью
Производительность
- Максимальная скорость: 511 км/ч (318 миль в час, 276 узлов)
- 522 км / ч (324 миль в час; 282 узла) на высоте 3050 м (10 007 футов)
- Крейсерская скорость: 426 км/ч (265 миль в час, 230 узлов) на высоте 3050 м (10 007 футов)
- Диапазон: 3817 км (2372 миль, 2061 миль) при 426 км/ч (265 миль в час; 230 узлов) на высоте 3050 м (10 007 футов)
- Практический потолок: 7195 м (23606 футов) на взлетной высоте.
- 8655 м (28396 футов) при 36000 кг (79366 фунтов)
- Скорость набора высоты: 8,133 м/с (1601,0 фут/мин) на взлетной высоте.
- 11,883 м/с (2339,2 фута/мин) при 36000 кг (79366 фунтов)
- Нагрузка на крыло: 331,4 кг/м 2 (67,9 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,232 кВт/кг (0,141 л.с./фунт)
- Взлетная дистанция до 15 м (49 футов): 655 м (2149 футов) закрылок 30°, BLC включен, на земле
- Посадочная дистанция с высоты 15 м (49 футов): 810 м (2657 футов) закрылок 40°, BLC включен, на земле
- Взлетная дистанция: 555 м (1821 фут) при массе 45 000 кг (99 208 фунтов), закрылок 40 °, BLC включен, на воде
- Посадочная дистанция: 220 м (722 фута) при 36 000 кг (79 366 фунтов), закрылок 60°, BLC включен, на воде
Авионика
- РЛС поиска океана АПС-80Н
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дин, Ральф Дж. (1984). «Стойкие гидросамолеты Японии». Слушания . 110 (3). Военно-морской институт США : 182 и 183.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Симпсон, Джеймс. «Японская оборонная промышленность в восторге от этого самолета-амфибии». The Week , 10 сентября 2015 г. Архивировано 10 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Райт, Тим. «Гигантская амфибия. В Японии есть один годзилла-гидросамолет». Журнал Air & Space , январь 2003 г.
- ^ Lake Air International , ноябрь 2005 г., с. 27.
- ^ Журнал Air Pictorial, май 1963 г., стр. 135-6 с фотографией.
- ^ «Эксперименты с UF-XS» . shinmaywa.co.jp/english/ . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Валь, Пол. «1200 пассажиров на трех палубах… возвращение на летающих лодках». Популярная механика , ноябрь 1977 г., стр. 84–85.
- ^ Бернард Фицсаймонс (1978). Иллюстрированная энциклопедия оружия и военного дела ХХ века . Том. 20. Колумбийский дом. п. 2149.
- ^ Jane's All the World's Aircraft 2003-2004 . Информационная группа Джейн. 2003. с. 313. ИСБН 0-7106-2537-5 .
- ^ «Спасательные операции» . ШинМайва Индастриз, Лтд . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Фишер, Боб (февраль 2018 г.). «Самфибия-амфибия US-1A на пенсии». Эйр Интернешнл . Том. 94, нет. 2. п. 17. ISSN 0306-5634 .
- ^ Тейлор 1988, стр. 172-173.
Библиография
[ редактировать ]- Лейк, Джон (ноябрь 2005 г.). «Инновационная амфибия ShinMaywa». Эйр Интернешнл . Том. 69, нет. 5. С. 26–30. ISSN 0306-5634 .
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1988). Джейн «Все самолеты мира», 1988–89 гг . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите. ISBN 0-7106-0867-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница самолетов ShinMaywa
- Кадры операций US-1A - YouTube.com
- Летающие лодки Shin Meiwa PS-1/US-1 и Harbin SH-5 - airvectors.net
- Самолет Шин Мейва
- Японский противолодочный самолет 1960-х годов.
- Японский военный спасательный самолет 1960-х годов.
- Летающие лодки
- Высокоплановый самолет
- Четырехмоторный самолет-тягач
- Четырехмоторный турбовинтовой самолет
- Самолет совершил первый полет в 1967 году.
- Т-образное хвостовое оперение самолета