Мартин П5М Марлин
П5М/П-5 Марлин | |
---|---|
Береговая охрана США Мартин P5M-2G Марлин | |
Роль | Патрульный самолет |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина |
Первый полет | 30 мая 1948 г. |
Введение | 1952 [1] |
Ушедший на пенсию | 1967 [1] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВМС США Береговая охрана США Французский флот |
Количество построенных | 285 |
Разработано на основе | Мартин ПБМ Маринер |
Martin P5M Marlin ( P-5 Marlin после 1962 года), построенный компанией Glenn L. Martin Company из Мидл-Ривер, штат Мэриленд с двумя поршневыми двигателями , представлял собой летающую лодку , которая поступила на вооружение в 1951 году и служила до конца 1960-х годов в армии США. ВМС США осуществляют военно-морское патрулирование. Он также служил в береговой охране США и ВМС Франции . было произведено 285 экземпляров.
Разработка
[ редактировать ]Построенный как преемник PBM Mariner , он имел лучшие двигатели, улучшенный корпус и одно оперение с вертикальным килем. Прототипы XP5M Marlin были основаны на последних PBM-5 Mariners, фирменное обозначение — Модель 237 . Этот тип был значительно улучшен, что снова привело к появлению P5M-2 (модель 237B), который был переименован в SP-5B . Для обучения также использовался ряд моделей П5М-1, получивших обозначение ТП-5А (после 1962 г.).
Дизайн
[ редактировать ]Marlin был спроектирован как самолет с крылом чайки, двигатели и пропеллеры которого располагались высоко над брызгами. Силовую установку обеспечивали два Wright R-3350 радиальных двигателя . Задняя часть корпуса не поднималась резко над водой в хвостовой части, а вместо этого устойчиво поднималась вверх - новшество Мартина; это дало самолету более длинную базу плавучести и уменьшило «морскую свинью» на волнах. [2]
Прототип имел носовую и хвостовую турели со сдвоенными 20-мм (0,79 дюйма) пушками в каждой, а также спинную башню с двумя 0,5-дюймовыми (12,7-мм) пулеметами M2 Browning . Зона кабины была такой же, как у «Маринера». Первый полет он совершил 30 мая 1948 года. [3]
Первый из 167 серийных самолетов Р5М-1 был выпущен в 1951 году и совершил полет 22 июня 1951 года. [3] Изменения по сравнению с прототипом включали приподнятую кабину экипажа для улучшения обзора, замену носовой турели на большой обтекатель поисковой РЛС AN/APS-44, удаление спинной турели и новые обтекаемые поплавки крыла. Мотогондолы были удлинены, чтобы освободить место для отсеков вооружения в задней части.
За Р5М-1 последовали 116 самолетов Р5М-2 . У них было Т-образное хвостовое оперение , защищающее хвостовое оперение от брызг, стрела AN/ASQ-8 MAD в задней части хвостового оперения, отсутствие хвостовых орудий (положение орудий заменено антенной для AN/APN- 122 ), улучшенное размещение экипажа и улучшенная носовая часть для уменьшения брызг при взлете и посадке.
Операционная история
[ редактировать ]ВМС США
[ редактировать ]Последними операциями летающих лодок ВМС США были Market Time патрули VP-40 . [4] Патрули морского наблюдения начались в феврале 1965 года для обнаружения небольших судов, доставляющих припасы из Северного Вьетнама в подразделения Вьетконга в Южном Вьетнаме. [5] VP-40 летал с тендеров на гидросамолеты и патрулировал дельту Меконга между Фукуоком и Вунгтау . [6] Последний P5M ВМС США, переименованный в SP-5B, был доставлен на авиабазу NAS Патаксент-Ривер , штат Мэриленд, 12 июля 1968 года для временного хранения в ожидании строительства выставочной площади в Смитсоновском институте в Вашингтоне, округ Колумбия. Поскольку выставочная площадка в Смитсоновском институте не была реализована, Позже самолет был перевезен в Национальный музей военно-морской авиации в NAS Пенсакола , Флорида, где он выставлен в настоящее время. [7]
Последний полет Marlin был выполнен VP-40 в залив Сан-Диего 6 ноября 1967 года. [8]
Береговая охрана США
[ редактировать ]Семь P5M-1G и четыре P5M-2G были построены для Береговой охраны США для спасательной службы в воздухе и на море , но они обнаружили, что эти самолеты сложны в обслуживании и не соответствуют требованиям. Впоследствии они были переданы ВМС США, которые переименовали их в ТП-5А и использовали в качестве учебных самолетов, поскольку у них не было вооружения.
Французский флот
[ редактировать ]В период с 1957 по 1959 год ВМС Франции получили десять бывших самолетов Marlins ВМС США, которые заменили Short Sunderlands в морской патрульной службе, базирующейся в Дакаре , Сенегал , в Западной Африке. Их вернули в 1964 году.
Варианты
[ редактировать ]Обозначения компании
[ редактировать ]- М-237
- Обозначение компании для П5М-1
- М-237Б
- Обозначение компании для П5М-2
- М-270
- Прототип ХР5М-1 переоборудован с доработанным корпусом. [9]
- М-290
- Обозначение компании для P5M-3 , который был полностью переработан в непостроенный четырехмоторный P7M SubMaster.
Обозначения до 1962 года
[ редактировать ]- ХР5М-1
- Прототип, переоборудованный из PBM Mariner с измененными корпусом и хвостовым оперением. [10]
- П5М-1
- Серийная модель для ВМС США , построено 160 штук, позже переименована в P-5A . [10]
- П5М-1Г
- Модифицированный P5M-1 для Береговой охраны США , семь модификаций, позже вернулся в ВМФ как P5M-1T . [10]
- П5М-1С
- Модифицированный П5М-1 с модернизированным электронным и противолодочным оборудованием, восемьдесят модификаций, позже переименованный в СП-5А . [10]
- П5М-1Т
- Семь бывших самолетов USCG P5M-1G вернулись в ВМФ в качестве инструкторов экипажей и один бывший P5M-1, позже переименованный в TP-5A . [10]
- П5М-2
- Обновленная модель: 108 построено для ВМС США и 12 для ВМС Франции. У P5M-2 было Т-образное оперение вместо низко расположенного горизонтального стабилизатора, используемого на P5M-1. Позднее самолеты США были переименованы в P-5B . [10]
- П5М-2С
- Большинство Р5М-2 были модифицированы модернизированным электронным и противолодочным оборудованием, позже переименованным в СП-5Б . [10]
- П5М-2Г
- Четыре P5M-2, построенные для USCG, позже переданы ВМС США как P5M-2. [10]
- П5М-3
- Полностью переработан как четырехмоторный М-313 P7M-1 SubMaster . Макет построен в 1956 году, но проиграл Lockheed P-3 Orion.
Обозначения после 1962 года
[ редактировать ]- П-5А
- П5М-1 переименован в 1962 году. [11]
- СП-5А
- П5М-1С переименован в 1962 году. [11]
- ТП-5А
- П5М-1Т переименован в 1962 году. [11]
- П-5Б
- П5М-2 переименован в 1962 году. [11]
- СП-5Б
- П5М-2С переименован в 1962 году. [11]
Операторы
[ редактировать ]Выжившие
[ редактировать ]Один SP-5B находится в Национальном музее военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида . Этот самолет, BuNo 135533 , считается последним оставшимся экземпляром Marlin. Сейчас он выставлен внутри нового ангара (по состоянию на весну 2010 года), а большая часть внешнего вида была восстановлена. Реставрацию финансируют музей и Ассоциация моряков и марлинов. [12]
Технические характеристики (П5М-2)
[ редактировать ]Данные самолетов ВМС США с 1911 года. [13] Джейн "Все самолеты мира" 1957–58, [14] Американские летающие лодки и самолеты-амфибии: иллюстрированная история [15]
Общие характеристики
- Экипаж: 11 человек
- Длина: 100 футов 7 дюймов (30,66 м)
- Размах крыльев: 117 футов 2 дюйма (35,71 м)
- Высота: 32 фута 9 дюймов (9,98 м)
- Площадь крыла: 1406 кв. футов (130,6 м ). 2 )
- Пустой вес: 50 485 фунтов (22 900 кг)
- Полная масса: 76 595 фунтов (34 743 кг)
- Максимальный взлетный вес: 78 000 фунтов (35 380 кг)
- Силовая установка: 2 Wright R-3350-32WA Duplex-Cyclone с воздушным охлаждением и впрыском воды мощностью 3450 л.с. (2570 кВт) каждый. 18-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- Гребные винты: 4-лопастные полностью реверсивные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 251 миль в час (404 км/ч, 218 узлов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 150 миль в час (240 км/ч, 130 узлов) на высоте 1000 футов (300 м).
- Диапазон: 2050 миль (3300 км, 1780 миль)
- Практический потолок: 24000 футов (7300 м)
- Скорость набора высоты: 1200 футов/мин (6,1 м/с).
- Нагрузка на крыло: 60,5 фунтов/кв. футов (295 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,13 кВт/кг.
Вооружение
до 8000 фунтов (3600 кг) внутри в бомбоотсеках гондолы + до 8000 фунтов (3600 кг) снаружи под крыльями
- 4 торпеды по 2160 фунтов (980 кг) или
- 4 мины или бомбы по 2000 фунтов (907 кг) или
- 8 мин по 1000 фунтов (454 кг) или
- 16 бомб по 500 фунтов (227 кг) или
- 16 глубинных бомб по 330 фунтов (150 кг) или
- 1 × ядерная бомба Mark 90, ядерная глубинная бомба
Авионика
- РЛС AN/APS-44 (позже заменена на РЛС AN/APS-80)
- Активный эхолотный гидролокатор Julie
- Пассивный гидролокатор акустического поиска AN/AQA-3 Jezebel
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список летающих лодок и гидросамолетов
- Список военных самолетов США
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Робертс 2000, стр. 663.
- ^ Bonnier Corporation (август 1948 г.). «Безопасная посадка с более длинным корпусом» . Популярная наука . Компания Бонньер. п. 90.
- ^ Иллюстрированное руководство по воздушной войне над Вьетнамом, написанное Нэлти, Бернардом К., Уотсоном, Джорджем М. и Нойфельдом, Джейкоб: Arco Publishing (1981), стр. 106–107.
- ^ Военно-морская воздушная война во Вьетнаме, Мерски, Питер Б. и Полмар, Норман: Морская и авиационная издательская компания Америки (1981), стр.30.
- ^ Война во Вьетнаме Бондса, Рэя: Salamander Books (1979), стр.132.
- ^ Флекно, Гарольд Дж. «Прогресс». Труды Военно-морского института США , октябрь 1968 г.
- ^ Джонс, Том (ноябрь 2016 г.). «Охота на подводную лодку на гидросамолете» . Воздух и космос . Смитсоновский институт . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ «Авиационная неделя 1952-06-23» . 23 июня 1952 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Андраде 1979 стр.207
- ^ Jump up to: а б с д и Андраде 1979 стр. 157
- ^ "P5M Марлин/135533." Архивировано 21 февраля 2015 года в Национальном музее военно-морской авиации Wayback Machine . Проверено: 21 февраля 2015 г.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1957). Джейн «Все самолеты мира», 1957–58 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd., стр. 334–335.
- ^ Джонсон, скорая помощь (2009). Американские летающие лодки и самолеты-амфибии: иллюстрированная история . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 258–264. ISBN 978-0-7864-3974-4 .
- Библиография
- Андраде, Джон, Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года , Публикации округов Мидленд, 1979, ISBN 0-904597-22-9 .
- Барт, Брюс Д., «Мартин P5M 'Марлин'». Пасифик Аэро Пресс, 1994.
- Робертс, Майкл Д. Словарь американских эскадрилий морской авиации: Том 2. История эскадрилий VP, VPB, VP (HL) и VP (AM) . Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морской исторический центр, 2000.
- Суонборо, Гордон и Бауэрс, Питер М. Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1976 г. ISBN 0-370-10054-9 .
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа 1982–1985), 1985, Orbis Publishing, страница 2420