Мартин RB-57D Канберра
РБ-57Д Канберра | |
---|---|
![]() | |
Martin RB-57D-2 Model 796 53-3979 для сбора образцов атмосферных частиц во время взрыва ядерной бомбы Juniper; Атомные эксперименты Operation Hardtack I Bikini , 22 июля 1958 года. | |
Роль | Разведка |
Производитель | Мартин |
Первый полет | 3 ноября 1955 г. |
Введение | апрель 1956 г. |
Ушедший на пенсию | 1979 (ЭБ-57Д) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВВС США ВВС Китайской Республики |
Количество построенных | 20 |
Разработано на основе | Мартин Б-57 Канберра |
Развитый в | Мартин / General Dynamics RB-57F Канберра |
Martin RB-57D Canberra — специализированный высотный стратегический разведчик, разработанный на базе тактического бомбардировщика Martin B-57 Canberra , лицензионной версии английского Electric Canberra . Он использовался ВВС США в 1950-х годах до оперативного использования Lockheed U-2 .
Разработка
[ редактировать ]РБ-57Д создавался исключительно как высотный разведчик. Он возник в декабре 1952 года в результате исследования ВВС США, финансируемого Центром развития авиации Райта, специального самолета -разведчика с турбореактивным двигателем и радиусом действия 2000 морских миль (3700 км; 2300 миль), который мог работать на высоте 65 000 футов (20 000 м). Дозвуковые характеристики считались приемлемыми, и считалось, что никакого защитного вооружения не потребуется. РБ-57Д был уникальным и подготовил почву для высотных разведывательных операций в разреженном воздухе стратосферы . Предварительное техническое задание было подготовлено ВВС 27 марта 1953 года. Проект выполнялся в условиях строгой секретности. Она была известна как Система вооружения MX-2147, а кодовое название — Белоголовый орлан. [1] [2]
Базовая конструкция B-57 Canberra использовалась в качестве отправной точки для модели D, но в нее было внесено несколько существенных изменений. Самым очевидным было сильно увеличенное крыло. Размах крыльев был увеличен на 42 фута (13 м) до 106 футов (32 м) в целом. крыла Также была увеличена хорда , что в сочетании с увеличенной длиной придало крылу очень высокую подъемную силу. [1]
Вторым крупным изменением в RB-57D стало добавление двигателей Pratt & Whitney J57 вместо двигателей Wright J65, использовавшихся на всех более ранних моделях B-57. Два двигателя J57 производили около 20 000 фунтов силы (89,0 кН общую тягу ), что примерно на 6 000 фунтов силы (26,7 кН ) больше, чем два двигателя J65. Другие изменения в модели D включали удаление всех топливных баков из фюзеляжа и установку топливных элементов «мокрого крыла». Все оборонительное вооружение было снято, а также снят бомбовый отсек и заменено оборудование авионики. Горизонтальный стабилизатор был заменен на изменяемый угол наклона или «полетной». К подвесным крыльям были добавлены спойлеры, помогающие элеронам управлять осью крена. [1]
Несмотря на сильно увеличенное крыло, пустой RB-57D весил ненамного больше пустого B-57 за счет принятых мер по облегчению. Самые крайние меры были приняты с крыльями, которые представляли собой тонкие металлические сотовые секции, образующие полностью мокрое крыло (даже по передним кромкам). Чтобы избежать тяжести заклепок, крылья были собраны с помощью специального клея. Обшивка крыла была натерта воском для обеспечения аэродинамической гладкости. Поскольку толщина поверхностной обшивки составляет всего 0,010 дюйма, падение небольшого инструмента на крыло может повредить обшивку. Даже противообледенительная жидкость, используемая на самолете, потенциально может привести к потере прочности используемого клея. [2]
При взлете требовалось только 50% мощности двигателя для разбега при взлете на высоту около 2000 футов (610 м). Поднимаясь под углом 25–30 градусов, RB-57D могли достичь высоты 50 000 футов (15 000 м) всего за 15 минут. Максимальная крейсерская высота составляла 65 000 футов (20 000 м), пилоты были одеты в герметичные скафандры. Имея на 200 галлонов США (760 л; 170 имп галлонов) топлива меньше, чем у стандартного B-57, RB-57D имел вдвое большую продолжительность полета, примерно семь часов по сравнению с четырьмя часами для B-57. Посадка была сложной, поскольку большое крыло летело на очень низких скоростях, а небольшая тяга двигателей на холостом ходу затрудняла снижение скорости для приземления. Даже с выдвинутыми спойлерами и выпущенным шасси самолет имел очень низкую скорость снижения, и пилотам приходилось удерживать РБ-57Д в нескольких небольших сваливаниях, чтобы доставить самолет на взлетно-посадочную полосу. [2]
Производство
[ редактировать ]

Всего было построено 20 РБ-57Д, но существовало четыре базовых варианта, в конструкцию каждого из которых были внесены изменения, специфичные для конкретного задания. [1]
- 6 - RB-57D Model 294 (с 53-3977 по 53-3982) - (Группа А) Базовая конфигурация построена как одноместный самолет. Основной задачей этих самолетов была высотная фоторазведка. В носовой нижней части фюзеляжа располагались четыре камеры разведки (две К38 и две КС1). [1]
- 7 – РБ-57Д Модель 744 (с 53-3970 по 53-3976) – (Группа Б) Базовая конфигурация с дозаправкой в воздухе. [1]
- 1 – РБ-57Д-1 (53-3963) – (Тип С) Одноместный базовый вариант, но его задачей была электронная (радиолокационная) разведка. Этот тип не имел камер, но имел обширный набор радиолокационного оборудования, установленного по всему фюзеляжу. Самолет имел носовой обтекатель, в котором размещалась антенна РЛС АН/АПН-107. Внутри фюзеляжа были установлены несколько поисковых радаров и бортовой радар бокового обзора (SLAR) AN/APQ-56. SLAR в основном использовался для радиолокационного картографирования, а его антенны были установлены в нижней части фюзеляжа, чуть ниже хвостового крыла. Эти антенны придали Д-1 уникальный внешний вид. [1]
- 6 - RB-57D-2 Модель 796 (от 53-3964 до 53-3969) - (Группа D) Двухместная версия, пилот и офицер / наблюдатель радиоэлектронной борьбы - была разработана для задач электронного хорька. Самолет имел тот же носовой радар AN/APN-107, но также имел радар AN/APA-69A с антенной, установленной в характерном нижнем обтекателе. [1]
Первый РБ-57Д поднялся в воздух 5 ноября 1955 года. [2]
Операционная история
[ редактировать ]ВВС США
[ редактировать ]


РБ-57Д оставался на вооружении всего около пяти лет. Первые поставки были в апреле 1956 года в 4025-ю стратегическую разведывательную эскадрилью 4080-го стратегического разведывательного крыла , входившую в состав Стратегического авиационного командования (САК). Первоначально самолеты должны были базироваться на авиабазе Локборн , штат Огайо, но вскоре их перебазировали на авиабазу Тернер , штат Джорджия. [2] [3]
Эскадрилья вступит в полную боевую готовность со своими первыми шестью RB-57D всего через 120 дней после поставки первого RB-57D. Эти первые шесть самолетов, все RB-57D группы A, в конце 1956 года были развернуты на авиабазе Йокота в Японии и на авиабазе Эйлсон на Аляске для разведывательных миссий над территориями, предположительно, Китаем , Северной Кореей и Советским Союзом . Отряд в Йокоте использовался для наблюдения за последствиями советских испытаний в ходе операции «Морской лев». Другие самолето-вылеты были совершены над коммунистическим Китаем, при этом эксплуатационный потолок RB-57D был значительно выше, чем у китайских МиГ-15 . Самолет, базирующийся в Эйлсоне, провел ELINT вокруг полуострова Камчатка Советского Союза. 15 декабря 1956 года три самолета пролетели над Владивостоком . [2] [3]
В начале 1956 года 4080-е авиакрыло перебралось на авиабазу Лафлин , штат Техас. RB-57D с возможностью дозаправки в воздухе (группа B и единственный тип C) были переброшены в 1957 году на авиабазу Рейн-Майн в Западной Германии для поддержки операций USAFE. Все операции RB-57D находились под строгим контролем, и об их ранних операциях просачивалось очень мало информации. Предположительно, они выполняли миссии ELINT/SIGINT вдоль восточногерманской границы и над Балтийским морем . Поскольку миссии выполнялись в обстановке строгой секретности, RB-57, возвращавшиеся с миссий над Балтикой, часто перехватывались перехватчиками RAF Hawker Hunter просто для того, чтобы убедиться, что это не советские самолеты. У этих конкретных версий РБ-57Д были вырваны внутренности из фюзеляжа. Они были оснащены камерой с фокусным расстоянием 24 фута (730 см) от объектива до диафрагмы. Они изготовили отдельные кадры размером 4х6 футов, чтобы аналитики ЦРУ могли их детально изучить при поиске ракетных шахт по всей Восточной Европе. Пилот и штурман, выполнявшие эти миссии, даже не успели посмотреть снятый ими фильм. После приземления сотрудник ЦРУ снимал пленку еще до того, как они покинули свои места в самолете. Когда в июне 1959 года 4025-я СРС была расформирована, самолеты РБ-57Д были переданы в состав 7407-я эскадрилья поддержки на авиабазе Рейн-Майн, в дополнение добавлены два дополнительных самолета, включая уникальный RB-57D-1, оснащенный SLR. Вылеты RB-57 по сбору разведывательной информации в Западной Германии продолжались до 1964 года, когда проблемы с усталостью крыла привели к выводу этого типа из эксплуатации. [2] [3]
RB-57D 4926-й испытательной эскадрильи (позже 1211-й испытательной эскадрильи) на авиабазе Киртланд , Нью-Мексико, участвовали в поддержке испытаний атомной бомбы на атолле Эниветок на Маршалловых островах и на полигоне AEC в Неваде в 1957–1963 годах. Высокие летные возможности РБ-57Д позволили им получать образцы ядерных частиц из высоких слоев атмосферы в рамках постдетонационного анализа. [2]
ЦРУ
[ редактировать ]В 1958 году Центральное разведывательное управление начало спонсировать программу, известную как Diamond Lil, в рамках которой пилоты китайских националистов обучались пилотированию RB-57D. Шесть тайваньских пилотов эскадрильи Black Cat прошли обучение на B-57C на авиабазе Лафлин, штат Техас, и вернулись на Тайвань , а два или три RB-57D группы A были переправлены на авиабазу Таоюань , недалеко от Тайбэя , Тайвань, в начале 1959 года. В 1959 году они совершили разведывательные полеты глубокого проникновения над материковой частью Китая, фотографируя аэродромы, военные объекты и порты. На них была маркировка ВВС Китайской Республики : белая сверху и черная снизу, с красными буквами по трафарету. [3]
РБ-57Д «5643», пилотируемый капитаном Ин-Чин Ваном, был сбит 7 октября 1959 года Народно-освободительной армии SA-2 зенитной ракетой , что стало первым успешным сбитием самолета. когда-либо достигнутых с помощью ЗРК. Кажется [ ВОЗ? ] [ когда? ] что пилот совершил преждевременное снижение при возвращении на Тайвань. Программа завершилась примерно в 1964 году, когда проблемы с усталостью лонжеронов крыла вынудили списать уцелевший самолет, который был возвращен в США. Их заменили четыре Lockheed U-2 , все из которых впоследствии были потеряны в операциях над материковой частью Китая. [3]
Выход на пенсию
[ редактировать ]
Темп полетов создал нагрузку на хрупкие крылья RB-57D, и первый самолет был поставлен на хранение SAC после двух инцидентов, когда крылья за пределами мотогондол треснули и упали во время приземления. Мартин спроектировал крылья всего на 500 летных часов, и многие из них уже превысили этот предел, но стратегическая необходимость привела к тому, что RB-57D все еще выполняли полеты. 4025-й СРС был снят с производства в июне 1959 года. Некоторые РБ-57Д, работавшие в составе 4025-го СРС, были адаптированы для выполнения других специальных функций. [2]
Командование ПВО взяло на себя оставшиеся РБ-57Д в качестве высотных целей для сверхзвуковых перехватчиков. Мартин модифицировал крылья, чтобы продлить срок их службы. Оснащенная средствами электронного противодействия, 4677-я эскадрилья по оценке систем защиты на авиабазе Хилл , штат Юта, была сформирована для использования 12 из 20 самолетов RB-57D для выполнения учебных миссий против объектов континентальной радиолокационной защиты в качестве самолетов электронного «агрессора». В результате попытки бросить вызов экипажам перехватчиков ADC эти самолеты получили обозначение EB-57D. [1] [2]
Некоторые из них использовались НАСА для летных испытаний на большой высоте и составления карт местности. Несколько самолетов были переброшены на Тайвань в конце 1950-х годов для выполнения высотных разведывательных операций. [1] [2]
Еще шесть RB-57D использовались для наблюдения за последней серией американских атмосферных ядерных испытаний, состоявшихся в 1962 году. Три RB-57D были приписаны к 1211-й испытательной эскадрилье (отбор проб) Службы MATS воздушной погоды на авиабазе Киртланд, Нью-Мексико и были переименованы в WB-57D. [1]
В 1964 году самолет RB-57D, выполнявший испытательные полеты с авиабазы Райт-Паттерсон (53-3973), потерял крыло на высоте 50 000 футов (15 000 м) над Дейтоном, штат Огайо , и врезался в школьный двор. Никто не пострадал, пилот смог благополучно катапультироваться. Эта авария вынудила все уцелевшие РБ-57Д быть выведены из эксплуатации и заземлены. [2] [4] Но ADC все еще нуждался в высотном самолете-мишени, и Мартин согласился модифицировать оставшиеся EB-57D еще на 3000 летных часов, и они выполняли эту роль наряду с другими испытательными ролями, пока последний не был списан в июле 1979 года из-за поломки крыла. -переломы лонжеронов [2]
Еще более крупной разведывательной версией B-57 был RB-57F с размахом крыла 122 фута (37 м) . Начиная с 1963 года компания General Dynamics переоборудовала 21 планер B-57 (четыре из них RB-57D) в RB-57F. Эти самолеты выполняли задачи, аналогичные RB-57D, а последний RB-57F, эксплуатируемый ВВС США, был снят с вооружения в начале 1970-х годов. [1]
Кларенс «Келли» Джонсон из Lockheed самостоятельно представил незапрошенное предложение, которое в конечном итоге вытеснило конструкцию RB-57D, в результате чего появился Lockheed U-2. [2] ВВС США считали U-2 более боеспособным самолетом и поэтому заменили RB-57D в стратегических разведывательных подразделениях США. [1]
Операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]- РБ-57Д
- 53-3982 — Национальный музей ВВС США , авиабаза Райт-Паттерсон , Дейтон, Огайо . Этот РБ-57Д — один из 13 фоторазведывательных РБ-57Д. Окрашенный в том виде, в котором он появился в конце 1950-х годов, когда он служил в 4025-м полку SRS(L), он был выставлен на обозрение в 2004 году. [5]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Данные из [1]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Длина: 66 футов 0 дюймов (20,1 м) в зависимости от варианта
- Размах крыльев: 106 футов 0 дюймов (32,3 м)
- Высота: 15 футов 7 дюймов (4,7 м)
- Максимальный взлетный вес: примерно 59 000 фунтов (26 760 кг).
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney J57 -P-9 турбореактивных двигателя с тягой 10 000 фунтов силы (44 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 520 узлов (600 миль в час, 966 км/ч) на высоте 45 000 футов (14 000 м)
- Крейсерская скорость: 420 узлов (480 миль в час, 780 км/ч) на высоте 65 000 футов (20 000 м).
- Боевая дальность: примерно 1700 миль (2000 миль, 3200 км)
- Практический потолок: примерно 70 000 футов (21 300 м).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Информационный бюллетень ВВС США Martin RB-57D Canberra
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Микеш, Роберт К. (1995), Мартин B-57 Канберра - Полная запись, Schiffer Pub Ltd. ISBN 0-88740-661-0
- ^ Jump up to: а б с д и Канберра: Оперативный отчет, Роберт Джексон, Smithsonian Institution Press, 1989.
- ^ Поиск серийного номера ВВС США
- ^ «Мартин RB-57D > Национальный музей ВВС США™ > Дисплей» . www.nationalmuseum.af.mil . Проверено 30 июля 2016 г.