МГМ-1 Матадор
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2009 г. ) |
Мартин MGM-1 Матадор | |
---|---|
Тип | «земля-земля» Крылатая ракета класса |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1952 - 1962 |
История производства | |
Разработанный | 1949 г. (первый полет) |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина |
№ построено | 1,200 [1] |
Технические характеристики | |
Масса | 12000 фунтов (5400 кг) |
Длина | 39 футов 6 дюймов (12,04 м) |
Диаметр | 4 фута 6 дюймов (1,37 м) |
Размах крыльев | 28 футов 7 дюймов (8,71 м) |
Боеголовка | Ядерный W-5 (мощность 50 кт) [1] [2] |
Двигатель | с тягой 4600 фунтов силы (20 000 Н) Турбореактивный маршевый двигатель Allison J33 -A-37 ; Твердотопливная ракета Aerojet General с тягой 55 000 фунтов силы (240 кН), горение 2 с. |
Оперативный диапазон | 250 миль (400 км) (ТМ-61А) [1] 620 миль (1000 км) (TM-61C) [1] |
Высота полета | 35 000–43 000 футов (11 000–13 000 м) [1] [3] |
Максимальная скорость | 650 миль в час (1050 км / ч; 0,85 Маха) [1] (сверхзвуковое терминальное погружение) [3] [4] |
Руководство система | Радиолокационная система наведения «А» ; "C" то же плюс Шаникл. |
Точность | 2700–1600 футов (820–490 м) CEP [3] |
Запуск платформа | Транспортер-монтажная пусковая установка |
Martin MGM-1 Matador была первой боевой крылатой ракетой класса «земля-земля », разработанной и построенной Соединенными Штатами. Он был разработан после Второй мировой войны с учетом военного опыта создания Republic-Ford JB-2 , копии немецкого V-1 . По своей концепции «Матадор» был похож на Фау-1, но имел радиоуправление , позволяющее корректировать курс в полете . Это позволило поддерживать точность на значительно расширенных дистанциях, чуть менее 1000 км. Чтобы обеспечить такую дальность полета, «Матадор» был оснащен небольшим турбореактивным двигателем вместо гораздо менее эффективного импульсного двигателя Фау-1 .
«Матадор» был вооружен ядерной боеголовкой W5 , по сути, улучшенной версией конструкции «Толстяка» , которая была легче и имела меньшее поперечное сечение. Единственная группа ВВС США , 1-я эскадрилья беспилотных бомбардировщиков , была вооружена этим оружием и держала их в боевой готовности с шестиминутным временем запуска. Его можно было легко перенацелить, в отличие от оружия, использующего инерциальные системы наведения . Точность на максимальной дальности составляла около 1 мили (1,6 км), что позволяло использовать его против любых крупных целей, таких как скопления войск или бронетанковые передовые части.
Совершив первый полет в 1949 году, "Матадор" поступил на вооружение в 1952 году и покинул службу в 1962 году. За время своего существования "Матадор" имел несколько обозначений, первоначально известных в системе военного министерства как SSM-A-1 . К моменту принятия его на вооружение уже были созданы ВВС, их называли бомбардировщиками и присвоили обозначение В-61 . [5] Позже она была переименована в TM-61 на «тактическую ракету» и, наконец, в MGM-1 , когда в 1963 году Министерство обороны США представило систему обозначения трехцелевых ракет и управляемых ракет .
История
[ редактировать ]Первый полет «Матадора», модели XSSM-A-1, произошел на ракетном полигоне Уайт-Сэндс 20 января 1949 года. Первые две серийные ракеты B-61 «Матадор» прибыли на авиабазу Эглин , штат Флорида, в сентябре 1953 года под контролем 6555-я эскадрилья управляемых ракет для климатических испытаний, хотя приборы и предварительные проверки позволяли проводить фактические испытания в холодную погоду с начала до ноября. [6] В конце 1953 года первая эскадрилья вступила в строй, но не была развернута до 1954 года как 1-я эскадрилья беспилотных бомбардировщиков , авиабаза Битбург , Германия, с B-61A, вооруженным ядерной боеголовкой W5 . Ракета была способна нести обычную боеголовку массой 2000 фунтов (910 кг), но неизвестно, была ли какая-либо из них действительно развернута. По крайней мере, к концу 1950-х годов все «Матадоры» несли ядерную боеголовку.
Последние «Матадоры» были сняты с вооружения в 1962 году, всего было произведено 1200 ракет. В то время они дислоцировались в эскадрильях в Битбурге , Западная Германия, в Тайнане, Тайвань, и в различных местах Южной Кореи. Специальные школы обучения техническому обслуживанию находились на заводе Гленна Л. Мартина и на авиабазе Лоури в Денвере, штат Колорадо, а подготовка к запуску проходила на базе ВВС Орландо , Флорида (позже переданной ВМС США и переименованной в Военно-морской учебный центр Орландо ) и База ВВС на мысе Канаверал , Флорида. Когда тайнаньские эскадрильи были выведены из строя, планеры стали непригодными для полетов путем вырубки осями точек крепления в переборках секций фюзеляжа и после снятия боеголовок были проданы на месте на металлолом. Большая часть вспомогательных транспортных средств, состоящая в основном из 2,5- и 5-тонных грузовиков, была продана на местном рынке. Предположительно, другие объекты аналогичным образом избавились от своих ракет и оборудования.
Руководство
[ редактировать ]Первоначально система была разработана для использования системы наведения SHANICLE (Машина ближней навигации). По сути, это была адаптация системы LORAN гиперболической навигационной к микроволновым частотам, чтобы сделать ее меньше и точнее. Всего на одну ракету требовалось четыре станции; два использовались для создания сигнала, определяющего линию, проходящую над целью, а вторая пара определяла дальность действия. ракеты Транспондеры ретранслируют эти сигналы, где они принимаются приемниками как «главная» станция. Разница между приемом сигналов от любой пары указывала на то, насколько далеко ракета находилась от желаемой отметки — нулевая задержка означала, что она находится точно на курсе. Разница подсчитывалась и необходимые обновления периодически отправлялись на автопилот ракеты. [7]
В декабре 1950 года была введена новая система MARC. Это была адаптация AN/MSQ-1, использовавшаяся во время Корейской войны для бомбардировки наземных целей . Вместо того, чтобы отправлять сигнал обратно по всей территории, MARC использовала модифицированные радары SCR-584 времен войны для непосредственного отслеживания ракеты, на которых был установлен транспондер AN/APS-11 для отражения сигналов обратно на станцию. Эти сигналы напрямую измеряли дальность до самолета, в отличие от измерений SHANICLE, которые были относительными значениями. Затем аналоговый компьютер рассчитал разницу между текущим положением ракеты и желаемой траекторией полета и отправил сигналы автопилоту, закодированные в сигналах радара. Наводочные испытания на мысе Канаверал быстро продемонстрировали превосходство системы MARC, и в сентябре 1951 года были запущены первые две производственные установки. [7]
MARC Связь прямой видимости ограничила дальность наведения примерно до 400 км (250 миль). Первоначально предполагалось, что MARC будет состоять из сети наземных станций, которые будут передавать наведение ракеты между станциями по мере ее полета к цели. На практике это редко приводило к успеху, и развернутые ракеты не пытались этого сделать. Как и всякая радиосвязь, он также был подвержен радиопомехам противника . [5]
В 1954 году ВВС США приступили к разработке версии YTM-61C совместно с SHANICLE. Он вступил в строй в 1957 году, увеличив максимальную дальность полета ракеты примерно до 620 миль (1000 км). Система Shanicle вскоре была снята с производства боевых ракет. К концу 1950-х годов все использовали наземную систему наведения MSQ-1 (которую экипажи называли «MisCue-1»).
Уникальной отличительной особенностью варианта ТМ-61С была приподнятая задняя часть фюзеляжа над выхлопной трубой, которую те, кто был прикомандирован к ракетным эскадрильям, называли «собачьей будкой». Первоначально здесь размещалась электроника SHANICLE, но она сохранилась, когда эти системы были удалены. «Собачья будка» не имела панелей доступа или дверей и представляла собой аэродинамический конструктивный элемент, добавленный к ТМ-61С и ТМ-76А для предотвращения «вздрагивания» и разрушения ракеты во время конечного пикирования. Он не содержал никаких функциональных компонентов. Боевые «Матадоры» в своих окончательных версиях имели зеленый хромат цинка , но эту собачью будку довольно часто оставляли натуральным алюминием , как и крылья и хвостовую группу.
Фургоны наведения MSQ, необходимые для управления «Матадором», были вывезены из Германии после сентября 1962 года, когда были выведены из строя последние оперативные подразделения «Матадора». [4]
Стартовый экипаж
[ редактировать ]Стартовый экипаж «Матадора» состоял из одиннадцати человек. Один офицер-стартер, который обычно был первым лейтенантом (О-2) или младшим капитаном (О-3), один руководитель экипажа, обычно технический сержант (Е-6), два техника по боеголовкам, два техника по системам управления полетом, два специалисты по наведению, два специалиста по планеру и двигателям — один из которых одновременно работал крановщиком, другой — специалистом по пусковой установке, и один техник по ракетам-носителям. Поскольку ракета хотя бы теоретически была «мобильной», все пусковое оборудование монтировалось на грузовиках и прицепах. В результате, помимо своих основных обязанностей, большинство членов экипажа прошли подготовку и одновременно работали в качестве водителей. Все зачисленные члены, кроме начальника экипажа, обычно были летчиками второго класса (Е-3) или летчиками (Е-2) при первом зачислении, хотя иногда были штабные сержанты (Е-5) или даже технические сержанты, которые уже служили несколько раз. призывы. Кроме того, на удаленных объектах имелись аналогичные по численности бригады наведения, а также персонал по техническому обслуживанию ракет, аппаратуры наведения и транспортных средств. Из-за количества людей, необходимых для поддержки ракеты, «мобильная» эскадрилья «Матадор» с пятью стартовыми расчетами могла оказаться весьма громоздкой. В результате эскадрильи вскоре были развернуты на стационарных базах, а от идеи мобильной ракеты отказались.
Отдельная ракета «Матадор» была отправлена с завода Мартина в свое подразделение в семи деревянных ящиках. [8] Для перемещения одной ракеты «Матадор» и связанного с ней вспомогательного оборудования требовалось множество транспортных средств. Имелась транспортная машина, представлявшая собой полуприцеп с короткой колесной базой , который перевозил ракету со снятыми крыльями и прикрепленной вдоль фюзеляжа, пусковая установка, представлявшая собой полуприцеп длиной более 40 футов (12 м) и весом более 30 000 фунтов (14 т). Имелся фургон выбора цели, фургон боевой части, дизель-генератор мощностью 60 кВт, буксир, гидроагрегат, передвижной блокпост и автомобильный гидрокран. Было несколько 2½- и 5-тонных грузовиков (тракторного типа) для крепления и буксировки пусковых установок, транспортного средства и генератора. В некоторых эскадрильях каждая стартовая группа имела большой трейлер, в котором хранилось оружие, боеприпасы и припасы.
Типичная стартовая площадка для ракет имела активную или «горячую» площадку, на которой ракета находилась в наиболее полной готовности к запуску. На этой площадке находился дежурный стартовый экипаж. Согласно книге, на это требовалось 15 минут, но некоторые экипажи могли сделать это чуть больше, чем за 6 минут. На площадке обычно была запасная площадка, на которой находилась ракета, для запуска которой требовалось несколько больше усилий. На этой площадке находился резервный экипаж, и, если бы они были на месте, обычно он был бы готов к запуску через 20–30 минут. Если бы была третья площадка, на ней могло бы вообще не быть ракеты. Если бы один из дежурных экипажей смог вовремя добраться до стартовой площадки, они попытались бы доставить ракету на пусковую установку и подготовить ее к запуску. Поскольку все стартовые площадки находились всего в нескольких минутах полета от потенциального противника, запуск третьей ракеты был маловероятен, но все экипажи прошли несколько тренировок в период работы в качестве дежурных и резервных расчетов, пытаясь сократить время, необходимое для запуска. убери ракеты. [ нужна ссылка ]
Часто эти учения сопровождались пролетом самолета Т-33 , на котором была установлена система наведения MSQ-1. ( F-100 Super Sabre из 36-го и 50-го TFW обычно использовались для имитационных учений по запуску в Европе). Этот самолет должен был пролететь над стартовой площадкой на очень малой высоте, а затем имитировать профиль полета ракеты под контролем экипажей наведения. Это дало экипажам наведения возможность попрактиковаться в управлении ракетой в полете, а также дало офицерам эскадрильи некоторое время полета.
Профиль полета «Матадора» был очень простым и предсказуемым, что, несомненно, и способствовало его гибели. Когда офицер-пусковой офицер нажал два пусковых переключателя, бутылка JATO выстрелила, разогнав ракету до 250 миль в час (400 км / ч; 220 узлов) за две с половиной секунды. В этот момент бутылка JATO упала, и ракета продолжала двигаться по заданному курсу и скорости набора высоты, пока не была обнаружена расчетами наведения и их оборудованием. Ракета не имела контроля высоты и скорости и продолжала лететь на максимально возможной скорости, набирая высоту по мере сгорания топлива, пока не достигла максимальной высоты. В точке примерно в 6 милях (10 км) от намеченной цели расчеты наведения подали сигнал «сброс», в результате чего ракета перешла в так называемое «конечное пикирование». Это пикирование было почти вертикальным и продолжалось до тех пор, пока ракета не достигла заданной высоты взрыва, определенной радиовысотомером, после чего оружие взорвалось. На случай выхода из строя радиовысотомера использовался резервный барометрический детонатор; в случае неудачи был ударный детонатор.
Как и у всех ракет и бомбардировщиков того времени, точность по сегодняшним меркам была невысокой. Все, что находилось в радиусе мили, считалось попаданием. Несмотря на то, что ракета была классифицирована как «тактическое» оружие, на самом деле она не была технически способна поражать отдельные цели, поэтому, скорее всего, она была нацелена на города, рядом с которыми существовал военный объект, такой как аэродром. Фактические цели были засекречены и скрыты от всех, кроме офицера наведения.
Варианты и этапы проектирования
[ редактировать ]- MX-771 : оригинальный номер проекта ВВС США.
- SSM-A-1 : раннее предложенное обозначение боевой ракеты. Это обозначение было отменено до того, как были изготовлены первые боевые ракеты.
- XSSM-A-1 : первое обозначение, присвоенное первым прототипам для разработки планера ракеты.
- YSSM-A-1 : первое обозначение, присвоенное прототипам для разработки системы наведения.
- B-61 : эксплуатационное обозначение предлагается заменить обозначение SSM-A-1. Это обозначение было призвано отнести ракету к беспилотным бомбардировщикам.
- XB-61 : переименование XSSM-A-1.
- YB-61 : переименование YSSM-A-1.
- B-61A : первая серийная версия Матадора. Принципиальным отличием от XB-61 и YB-61 была новая конструкция планера с высокими крыльями вместо прежних среднерасположенных крыльев.
- TM-61A : переименование B-61A, поскольку ВВС США решили классифицировать «Матадор» как тактическую ракету, а не как беспилотный бомбардировщик.
- TM-61B : Значительная модернизация TM-61A, которая в конечном итоге была переименована в отдельную систему TM-76 Mace .
- TM-61C : улучшенный TM-61A, разработанный в качестве временного решения, поскольку TM-61B находился в стадии разработки.
- MGM-1C : изменение обозначения TM-61C в 1963 году для соответствия новым стандартам обозначения самолетов и ракет, принятым ВВС США. Только TM-61C потребовал изменения обозначения, поскольку TM-61A был полностью снят с вооружения, а TM-61B был переименован в TM-76 Mace и в конечном итоге получил обозначение MGM-13.
Операторы
[ редактировать ]Германия: Бундесвер
Выжившие юниты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Ниже приведен список музеев, в коллекции которых есть ракета Матадор:
Германия
- «Битбург»-Матадор сохранился как ракетный памятник на бывшей станции GLCM 38-го крыла боевой поддержки « Пидна » в Вюшхайме.
- Музей ВВС Бундесвера , Берлин,
- Музей автомобилей и технологий Зинсхайм, Германия
Соединенные Штаты
- Музей космонавтики и ракет ВВС , станция космических сил на мысе Канаверал, Флорида. Этот первозданный артефакт находится в изолированном хранилище в ангаре R на мысе Канаверал AFS и не доступен широкой публике.
- Музей авиации Каролины , Шарлотта, Северная Каролина. Этот Матадор ранее выставлялся во Флорентийском музее авиации и ракетного искусства во Флоренции, Южная Каролина.
- Музей авиации , база ВВС Робинс , Джорджия. ТМ-61А, серийный номер 52-1891. [9]
- Национальный музей авиации и космонавтики , международный аэропорт Даллес
- Национальный музей ВВС США , база ВВС Райт-Паттерсон , Дейтон, Огайо
- Национальный музей ядерной науки и истории , расположенный рядом с базой ВВС Киртланд в Альбукерке, Нью-Мексико. [1]
- Музей авиации «Самолеты славы» , Валле, Аризона
- TM-61C Matador, серийный номер 56-1955, выставлен недалеко от Пайквилля, Северная Каролина , на стоянке церкви.
- «XTM-61» с серийным номером 52-1872 находится на статической экспозиции в аэропорту округа Хокинсвилл-Пуласки, Хокинсвилл, Джорджия .
- Матадор неизвестной модификации выставлен перед постом 160 ветеранов иностранных войн в Балтиморе/Вашингтонском международном аэропорту имени Тергуда Маршалла , Глен Берни, Мэриленд.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- MGM-13 Булава – ( США )
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- УБ.109Т – ( Великобритания )
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «МГМ-1» . Справочник военных ракет и ракет США.
- ^ Матадор . Энциклопедия астронавтики .
- ^ Jump up to: а б с Матадор . Федерация американских ученых .
- ^ Jump up to: а б Ракеты Martin Matador и Mace Mace-B.com
- ^ Jump up to: а б Фэй, Элтон К. (14 сентября 1951 г.). «ВВС находят новые проблемы в управляемых ракетах» . Новости Дезерета . (Солт-Лейк-Сити, Юта). Ассошиэйтед Пресс. п. 10А.
- ^ Коннорс, сержант. Дж. Дж., « Управляемые ракеты: Эглин испытывает матадоров в ангаре », Playground News, Форт-Уолтон-Бич, Флорида, 12 ноября 1953 г., том 8, номер 42, стр. 1.
- ^ Jump up to: а б Клири, Марк. «2» . 6555-й: ракетные и космические запуски до 1970 года . 45 Управление истории космического крыла.
- ^ «Беспилотный бомбардировщик, отправленный в ящиках». Популярная механика , август 1954 г., с. 90.
- ^ «Веб-сайт Музея авиации» . Архивировано из оригинала 10 августа 2007 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сембахские ракетчики
- TAC Missileers – воины тактической ракетной техники холодной войны
- «Беспилотный бомбардировщик может нести атомную бомбу со скоростью 700 миль в час» подробно описывает статью 1951 года о Матадоре, которая недавно была рассекречена.