Jump to content

Локхид Т-33

(Перенаправлено из Т-33 «Падающая звезда» )
Т-33 Падающая звезда
Демонстрационный Т-33 в полете в 2016 году.
Роль Учебный самолет
Производитель Локхид
Дизайнер Кларенс «Келли» Джонсон
Первый полет 22 марта 1948 г.
Ушедший на пенсию 31 июля 2017 г. ( ВВС Боливии )
Основные пользователи ВВС США
ВМС США
Силы воздушной самообороны Японии
Немецкие ВВС
Произведено 1948–1959
Количество построенных 6,557
Разработано на основе Локхид P-80 Падающая звезда
Варианты Локхид Т2В СиСтар
Canadair CT-133 Серебряная Звезда
Развитый в Локхид F-94 Старфайр
Боинг Скайфокс
Локхид НТ-33А

Lockheed T-33 Shooting Star (или T-Bird ) — американский дозвуковой реактивный учебно-тренировочный самолет . Он был произведен компанией Lockheed и совершил свой первый полет в 1948 году. Т-33 был разработан на основе Lockheed P-80/F-80, начиная с разрабатываемого как TP-80C/TF-80C, а затем получил обозначение T-33A . Он использовался ВМС США первоначально как ТО-2 , затем ТВ-2 , а после 1962 года — Т-33Б . Последний эксплуатант Т-33, ВВС Боливии, вывел этот тип из эксплуатации в июле 2017 года, после 44 лет службы. [1]

Дизайн и разработка [ править ]

Т-33 был разработан на основе Lockheed P-80/F-80 путем удлинения фюзеляжа чуть более чем на 3 фута (1 м) и добавления второго сиденья, приборов и органов управления полетом. Первоначально он обозначался как вариант Р-80/F-80, ТП-80С / TF-80С . [2]

Проектные работы над Lockheed P-80 начались в 1943 году, первый полет состоялся 8 января 1944 года. Вслед за Bell P-59 P-80 стал первым реактивным истребителем, поступившим на вооружение эскадрильи ВВС США. . Когда на вооружение поступили более совершенные самолеты, F-80 взял на себя еще одну роль — обучение пилотов реактивных самолетов. Двухместный самолет Т-33 предназначался для подготовки летчиков, уже имеющих квалификацию для управления винтовыми самолетами.

Первоначально получивший обозначение TF-80C, Т-33 совершил свой первый полет 22 марта 1948 года под летчика-испытателя Lockheed Тони Левьера управлением . Производство компании Lockheed продолжалось с 1948 по 1959 год. ВМС США использовали Т-33 в качестве учебно-тренировочного самолета наземного базирования, начиная с 1949 года. Он получил обозначение ТВ -2 был переименован в Т-33Б. , но в 1962 году -ВВС США P-80C как ТО-1 , заменены на ТВ-1 примерно год спустя. Авианосная версия семейства P-80/T-33 была впоследствии разработана Lockheed, что в конечном итоге привело к созданию в конце 1950-х - 1970-х годах T2V-1/T-1A SeaStar . Два прототипа TF-80C были модифицированы как прототипы всепогодного варианта двухместного истребителя, который стал F-94 Starfire . Всего было выпущено 6557 Т-33: из них 5691 компания Lockheed, 210 — Kawasaki, 656 — Canadair.

История эксплуатации [ править ]

ВВС США и ВМС США [ править ]

Двухместный Т-33 оказался пригодным в качестве усовершенствованного учебно-тренировочного самолета и использовался для решения таких задач, как наведение дронов и буксировка целей. разведывательная версия, известная как РТ-33А Также выпускалась , с камерой, установленной в носовой части, и дополнительным оборудованием в задней кабине. Хотя в первую очередь он предназначался для экспорта, ВВС США использовали единственный экземпляр этого типа для секретных облетов Южного Вьетнама и Лаоса с 1961 года под кодовым названием FIELD GOAL. Так продолжалось до тех пор, пока самолеты не были заменены более способными в этой роли McDonnell RF-101 Voodoo . [3]

ВВС США начали постепенно выводить Т-33 из обязанностей по подготовке пилотов на передовой в Командовании воздушной подготовки в начале 1960-х годов, когда самолеты Cessna T-37 Tweet и Northrop T-38 Talon начали заменять его для программы подготовки пилотов бакалавриата (UPT). ) программа. Т-33 использовался для обучения курсантов Военно-воздушной академии в Петерсон-Филд (ныне база ВВС Петерсон в Колорадо-Спрингс). Т-37 заменил Т-33 для обучения в Академии в 1975 году. Последний Т-33, использовавшийся для повышения квалификации, был заменен 8 февраля 1967 года на авиабазе Крейг , Алабама. [4] Подобная замена также произошла в ВМС США на ТВ-1 (также переименованный в Т-33 в 1962 году), поскольку более совершенные самолеты, такие как North American T-2 Buckeye и Douglas TA-4 Skyhawk II на вооружении появились . Версии Т-33 ВВС США и ВМС США использовались в 1970-х и 1980-х годах, при этом ВВС США и ВМС США использовались в качестве вспомогательных самолетов и учебных тренажеров, при этом некоторые из бывших самолетов ВМС США использовались в качестве полномасштабных воздушных мишеней для испытаний ракет класса «воздух-воздух». от военно-морских самолетов и испытания зенитных ракет с военно-морских кораблей.

Несколько Т-33 были переданы подразделениям ВВС США McDonnell F-101 Voodoo , Convair F-102 Delta Dagger и Convair F-106 Delta Dart , включая аналогично оснащенные Национальной гвардии подразделения ВВС Командования воздушно-космической обороны в качестве инструкторов и практики». самолет-призрак. Другие позже перешли в Тактическое авиационное командование , а TAC получила подразделения ВВС Национальной гвардии F-106 и McDonnell-Douglas F-4 Phantom II в аналогичной роли, пока они окончательно не были сняты с вооружения, причем последним был вариант NT-33, снятый с вооружения в апреле 1997 года. .

другими странами использование Военное

Т-33 служил более чем в 30 странах и продолжает использоваться в качестве учебно-тренировочного самолета в небольших военно-воздушных силах . Компания Canadair построила 656 Т-33 по лицензии для службы в ВВС Канады ( канадские вооруженные силы получили обозначение CT-133 Silver Star) , а компания Kawasaki произвела 210 самолетов в Японии . Среди других операторов были Бразилия , Турция и Таиланд , которые широко использовали Т-33.

Некоторые Т-33 сохранили два пулемета для учебной стрельбы, а в некоторых странах Т-33 даже использовался в бою: кубинские ВВС использовали их во время вторжения в залив Свиней , совершив несколько побед, включая потопление двух транспортных кораблей.

Версия РТ -33А , самолет-разведчик, производившийся преимущественно для использования зарубежными странами, имел камеру, установленную в носовой части, и дополнительное оборудование в задней кабине. Т-33 продолжали летать в качестве учебных тренажеров, буксировщиков дронов, боевых и тактических тренажеров, самолетов для «взлома», средств электронного противодействия, а также платформ для боевой подготовки и испытаний вплоть до 1980-х годов.

Самолет-разведчик Lockheed RT-33 ВВС США, сбитый албанским МиГ-15 в декабре 1957 года, выставлен на выставке в Гирокастре , Албания.
ВВС США Локхид NT-33A

В 1980-е годы была предпринята попытка доработать и модернизировать Т-33 как Boeing Skyfox , но отсутствие заказов привело к отмене проекта. Около 70% планера Т-33 было сохранено в Skyfox, но он был оснащен двумя двигателями Garrett AiResearch TFE731-3A турбовентиляторными .

В конце 1990-х годов 18 Т-33 Mk-III и Т-33 SF-SC из состава ВВС Боливии отправились в Канаду для модернизации на заводе Kelowna Flightcraft. Была установлена ​​новая авионика, проведен детальный осмотр и обновление фюзеляжа и крыльев. Большая часть самолетов вернулась в начале 2001 года и оставалась в эксплуатации до официального вывода из эксплуатации 31 июля 2017 года. [5]

21 июня 1996 года 1 Т-33А-5-LO (учебно-тренировочный TR-602) ВВС Греции, пилотируемый командиром эскадрильи Иоаннисом Курацоглу, успешно перехватил турецкий F-16C, нарушивший РПИ Афин, совершив маневры на малой высоте с большой перегрузкой. . [6]

Гражданское использование [ править ]

Ограниченное количество Т-33 находится в частной собственности, два из которых используются Boeing в качестве самолетов-преследователей. В 2010 году один Т-33, принадлежащий Boeing, использовался в качестве самолета-преследователя во время первого полета Boeing 787 . [7] В первом полете Boeing 737 MAX-7 16 марта 2018 года также участвовал самолет-погонщик Т-33. [8] В первом полете Боинга 777-9 25 января 2020 года также участвовал самолет-погонщик Т-33, вылетевший из KBFI и встретивший 777-9 в KPAE , он остановился в KMWH и снова взлетел, чтобы преследовать 777. -9 возвращается в KBFI, облетает гору Рейнир перед приземлением. [9] 4 декабря 2020 года компания Boeing списала свои самолеты T-33 Chase после 66 лет службы. [10] Оба Т-33, эксплуатировавшиеся компанией Boeing, были заменены одним Т-38 Talon . [11] Актер и пилот Майкл Дорн владел Т-33, который в шутку называл своим «звездолетом». [12]

Варианты [ править ]

ТП-80С
Первоначальное военное обозначение в США двухместного учебно-тренировочного самолета Lockheed Model 580 для ВВС США . Обозначение было изменено на TF-80C 11 июня 1948 года после создания ВВС США как отдельной военной службы в 1947 году, а затем на Т-33А 5 мая 1949 года; 20 построено.
Т-33А
Двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет для ВВС США и поставка иностранным ВВС в рамках Программы военной помощи , 5871 самолет, в том числе 699 переданы ВМС США под названием ТВ-2.
АТ-33А
Модификации Т-33А на экспорт в качестве варианта непосредственной поддержки с подкрыльевыми пилонами и точками подвески для бомб и ракет. Также использовался в первоначальной программе подготовки истребителей на авиабазе Кэннон , Нью-Мексико, примерно в 1972–1975 годах.
ДТ-33А
Такое обозначение было присвоено ряду Т-33А, переоборудованных в постановщики дронов.
НТ-33А
Это обозначение было присвоено ряду Т-33А, переоборудованных в специальные испытательные самолеты.
КТ-33А
Это обозначение было присвоено ряду Т-33А, переоборудованных в дроны-мишени для ВМС США .
РТ-33А
Т-33А, модифицированный перед поставкой как одноместный разведывательный вариант; Построено 85, в основном на экспорт в рамках Программы военной помощи .
Т-33Б
Переименование ТВ-2 ВМС США в 1962 году.
ДТ-33Б
Переназначение директора дрона TV-2D ВМС США в 1962 году.
ДТ-33С
Изменение обозначения мишени ТВ-2КД ВМС США в 1962 году.
ТО-1/ТВ-1
Обозначение ВМС США P-80C, 50 штук переданы USN в 1949 году в качестве учебно-тренировочных самолетов (технически не T-33 Shooting Star).
ТО-2
Обозначение ВМС США для 649 Т-33А, снятых с производства ВВС США. Двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет наземного базирования для ВМС США. Первые 28 самолетов были поставлены как ТО-2, прежде чем ВМФ изменил обозначение на ТВ-2 . 18 сентября 1962 года уцелевшие самолеты ВМС США и Корпуса морской пехоты США были переименованы в Т-33Б. [13]
ТВ-2
Изменение обозначения ТО-2 после того, как были построены первые 28 машин.
ТВ-2Д
ТВ-2, модифицированные как управляющие дронами, позже переименованные в ДТ-33Б.
ТВ-2КД
ТВ-2, модифицированные как радиоуправляемые мишени, могли летать как одноместные для переправы, позже переименованные в ДТ-33С.

Канада [ править ]

Серебряная Звезда Мк 1
Канадское обозначение Т-33А, поставлено 20 штук.
Серебряная Звезда Мк 2
Канадское обозначение Т-33А, ставшего прототипом Silver Star Mk 3.
Т-33АН/КТ-133 Серебряная Звезда Мк 3
Т-33АН — это Rolls-Royce Nene вариант Т-33А с двигателем для Королевских ВВС Канады ; 656 построен компанией Canadair под обозначением компании CL-30. Позже канадское военное обозначение было изменено с Т-33АН на СТ-133.

Другое [ править ]

Л-245
Один прототип, принадлежащий Lockheed, с более мощным двигателем. Позже был преобразован в T2V SeaStar . [14]
Аэроспасьяль Пегас
Canadair T-33AN был модифицирован компанией Aérospatiale с секцией крыла S17a толщиной 17%. [15]
Боинг Скайфокс
Проект комплексной модернизации и модернизации двигателя с использованием двух турбовентиляторных двигателей Garrett TFE-731 . Единственный прототип остается припаркованным без двигателей на территории Rogue Valley International (MFR) в Медфорде, штат Орегон .

Ходкар

Иранская переделка Т-33А в беспилотник. [16]

Бывшие операторы [ править ]

Т-33 ВВС Бельгии
Т-33 ВВС Тайваня на авиабазе Синьчжу, 2012 г.
Т-33 «Падающая звезда» ВВС Греции.
Т-33А ВВС Мексики
Т-33А ВВС Перу
Т-33 ВВС Португалии
Т-33 ВВС Республики Корея
Т-33 ВВС Испании
Т-33 ВВС Филиппин
ВВС Индонезии Т-33А
Т-33, принадлежавший бывшим Императорским ВВС Ирана (IIAF).
Т-33 в Саудовской Аравии
Т-33А ВВС Японии

Для эксплуатантов самолетов канадского производства см. Canadair CT-133 Silver Star .

 Бангладеш
 Бельгия
 Боливия
  • Боливийские ВВС - Боливия приобрела 15 Т-33АН у Канады в 1973–74 годах, закупив еще 5 у Канады в 1977 году и 18 Т-33СФ у Франции в 1985 году. [17] 18 были модернизированы до стандарта Т-33-2000 в 2000–2001 годах. [18] Вышел на пенсию в 2017 году. [19]
 Бразилия
 Бирма
 Канада
 Чили
 Китайская Республика
 Колумбия
 Куба
 Дания
 Доминиканская Республика
 Эфиопия
 Эквадор
 Сальвадор
 Франция
  • ВВС Франции - 163 Т-33А и РТ-33А (также 61 Т-33АН канадского производства)
 Германия
 Греция
  • ВВС Греции - Т-33А, РТ-33А и АТ-33АН канадского производства.
 Гватемала
 Гондурас
 Индонезия
 Иран
 Италия
 Япония (все на пенсии)
 Ливия
 Мексика
Т-33 ВВС Уругвая
 Нидерланды
 Никарагуа
  • FAN ВВС Никарагуа получила четыре самолета AT-33A от правительства США после неудавшегося вторжения в залив Свиней в 1961 году. Выведен из эксплуатации в 1979 году.
 Норвегия
 Пакистан
 Парагвай
  • ВВС Парагвая эксплуатировали шесть самолетов AT-33A, подаренных Тайванем в 1990 году. Они принадлежали 2-й группе Aerotáctico (GAT). Истребительная эскадрилья под названием «Индиос». Они были выведены из употребления в 1998 году.
 Перу
 Филиппины
 Португалия
 Саудовская Аравия
 Сингапур
 Южная Корея
 Испания
 Таиланд
 Турция
 Соединенные Штаты
 Уругвай
 Югославия

Самолет на выставке [ править ]

Многочисленные Т-33 сохранились в качестве музейных и памятных экспонатов.

и Известные инциденты аварии

28 января 1951 года :Ас Второй мировой войны Доминик Сальваторе Джентиле погиб в результате крушения учебно-тренировочного самолета T-33A-1-LO Shooting Star, AF Ser. № 49-0905, в Форествилле, штат Мэриленд. Джентиле за время своих боевых вылетов совершил 20 убийств с воздуха.

4 августа 1955 г.
Первый лейтенант Элмер К. Байби (из Уолдена, штат Колорадо) и второй лейтенант Конрад Дж. Зубалик (из Гринсбурга, Пенсильвания), ВВС США, летали на Т-33 во время тренировочного вылета с базы ВВС Перрин (Шерман, Техас). когда при повороте оторвалось крыло. Самолет разбился возле плотины Грейпвайн-Лейк к северу от аэропорта Даллас-Форт-Уэрт. Оба пилота-стажера погибли в результате крушения. [32] [ нужен лучший источник ]
4 июня 1957 г.
Майор Терухико Кобаяси, летный ас Императорских ВВС Японии, летал на Т-33 во время тренировочного вылета из Хамамацу, когда вскоре после взлета возникла техническая проблема. Он приказал своему спутнику в самолете катапультироваться. После того, как его товарищ это сделал, он попытался взять под свой контроль самолет и попытался посадить его вдали от населенных пунктов, но вскоре после этого разбился. [ нужна ссылка ]
23 декабря 1957 г.
1 американский Т-33, пилотируемый майором Ховардом Дж. Карраном, вошел в воздушное пространство Албании, утверждая, что у него возникли помехи, вынуждающие его летать в воздушном пространстве Албании. Он был вынужден приземлиться в аэропорту Ринас на двух албанских МиГ-15, которыми пилотировали Анастас Нгела и Махмут Хиса. Майор Ховард Дж. Карран позже был освобожден, но его Т-33 был помещен в музей замка Гирокастры, где он находится до сих пор. [33]
24 марта 1958 г.
Подполковник Джейкоб Э. Мэнч, член « Рейдеров Дулитла» во время Второй мировой войны , погиб в результате крушения учебно-тренировочного самолета Т-33 недалеко от Лас-Вегаса, штат Невада. Он приказал второму члену экипажа катапультироваться и направил свой бессильный самолет над окрестностями, в том числе начальной школой, избегая потенциальных жертв на земле. Когда он наконец катапультировался, его парашют не успел сработать должным образом, и он умер, ударившись о землю. [34]
20 мая 1958 г.
Самолет Национальной гвардии Lockheed T-33A столкнулся в воздухе с рейсом 300 авиакомпании Capital Airlines , самолетом Vickers Viscount , над Брансуиком, штат Мэриленд .
19 сентября 1968 г.
Т-33А ВВС Чили с экипажем младшего лейтенанта Хорхе Эмберга и младшего лейтенанта Рене Каталана разбился вскоре после взлета с авиабазы ​​​​Эль-Боске из-за отказа двигателя. [35] Эмбергу удалось благополучно катапультироваться, но Каталан и шесть человек на земле погибли, когда самолет разбился в районе Санта-Эрна. [36]
20 августа 1971 г.
20 августа 1971 года пилот-офицер Рашид Минхас должен был управлять учебно-тренировочным самолетом Lockheed T-33 с базы ВВС Масрур в Карачи . Бир Срешто Матиур Рахман , пилот-инструктор, [37] увидел, что Минхас собирается взлететь, и присоединился к нему через кресло инструктора. [38] Затем Рахман попытался захватить Т-33 в воздухе, намереваясь направить его в Индию, дезертировать и присоединиться к Освободительной войне Бангладеш и сражаться за свою родину. Минхас отправил сообщение на диспетчерскую вышку о том, что его захватили, прежде чем он потерял сознание. Приведенные в боевую готовность пакистанские ВВС подняли в воздух самолеты F-86 Sabre, но не смогли обнаружить Т-33. Тем временем Рашид пришел в сознание, между двумя пилотами произошла драка, и самолет разбился в Пакистане, в 40 километрах от границы с Индией, в результате чего оба пилота погибли; Точная причина крушения неизвестна. [39]

Технические характеристики (Т-33А) [ править ]

Силуэт Lockheed TF-80C в трех проекциях
3-view silhouette drawing of the Lockheed TF-80C

Данные Lockheed Aircraft с 1913 года. [40]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 37 футов 9 дюймов (11,51 м)
  • Размах крыльев: 38 футов 10,5 дюймов (11,849 м)
  • Высота: 11 футов 8 дюймов (3,56 м)
  • Площадь крыла: 234,8 кв. футов (21,81 м 2 )
  • Профиль крыла : NACA 65-213. [41]
  • Пустой вес: 8365 фунтов (3794 кг)
  • Полная масса: 12 071 фунт (5 475 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 15 061 фунт (6 832 кг)
  • Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Allison J33-A-35 с центробежным потоком, тягой 5400 фунтов силы (24 кН) на взлете с впрыском воды.
Максимум 4600 фунтов силы (20 461,82 Н) в непрерывном режиме, в сухом состоянии

Производительность

  • Максимальная скорость: 600 миль в час (970 км/ч, 520 узлов) на уровне моря.
  • Крейсерская скорость: 455 миль в час (732 км/ч, 395 узлов)
  • Диапазон: 1275 миль (2052 км, 1108 миль)
  • Практический потолок: 48 000 футов (15 000 м)
  • Скорость набора высоты: 4870 футов/мин (24,7 м/с).

Вооружение

  • Узлы подвески: 2 бомбы или ракеты грузоподъемностью 2000 фунтов (907 кг) ( АТ-33 ).

См. также [ править ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки [ править ]

  1. ^ «ВВС дезактивируют четыре учебно-штурмовых самолета Т-33 – Diario Pagin Siete» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 1 августа 2017 г. Проверено 31 июля 2017 г.
  2. Lockheed P-80/F-80. Архивировано 19 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
  3. ^ «Ранняя разведка ВВС США в Юго-Восточной Азии» . Национальный музей ВВС США™ . Проверено 10 августа 2023 г.
  4. ^ Шолин, Аллан Р., «Аэрокосмический мир», Дайджест ВВС и космоса , Ассоциация ВВС, Вашингтон, округ Колумбия, март 1967 г., том 50, номер 3, стр. 38.
  5. ^ «Учебно-штурмовые самолеты Т-33 ФАБ прекращают эксплуатацию в Боливии» (на испанском языке). Причина. 31 июля 2017 года . Проверено 31 июля 2017 г.
  6. ^ Полет и космос (18 марта 2019 г.). «Греческий Т-33 против турецкого F-16 – и это не видеоигра» . Полет и космос (на греческом языке) . Проверено 26 июня 2019 г.
  7. ^ «Первый полет 787 с самолета-погони». проводной.com . Проверено: 22 апреля 2010 г.
  8. ^ «ФОТО: Самый маленький современный Боинг 737, MAX 7, совершает свой первый полет» . Репортер авиакомпании. 21 марта 2018 года . Проверено 02 октября 2018 г.
  9. ^ «Отслеживание полетов и история N109X в реальном времени (T33 принадлежит BOEING LOGISTICS SPARES INC) ✈ 25 января 2020 г. ✈ KMWH - KBFI ✈ FlightAware» . FlightAware . 25 января 2019 года . Проверено 27 января 2020 г.
  10. ^ Хеммердингер, Джон (4 декабря 2020 г.). «Boeing снимает с производства старинные истребители Т-33» . Полет Глобал . Проверено 11 декабря 2020 г.
  11. ^ «N38TZ (1965 NORTHROP T-38A, принадлежащий BOEING CO) Регистрация самолета» . FlightAware .
  12. ^ Фриз, Ди (июнь 2008 г.). «Майкл Дорн: путь, который стоит запомнить» . Airportjournals.com . Журналы аэропорта . Проверено 13 июня 2015 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янсен, Клэй. «Локхид Т-33 Падающая звезда Корпуса морской пехоты США». Фотография Cloud 9, октябрь 1961 г. Дата обращения: 6 августа 2013 г.
  14. ^ Бек, Саймон. «Серия Lockheed Shooting Star». Архивировано 21 мая 2011 г. в Wayback Machine . Американские военные самолеты.нет . Проверено: 21 октября 2011 г.
  15. ^ Гайяр, Пьер (1991). Les Avions Francaisde 1965–1990 (на французском языке). Париж: Издания EPA. ISBN  2-85120-392-4 .
  16. ^ «Иран представил первый самодельный широкофюзеляжный беспилотник «Ходкар» » . Информационное агентство Мехр . 31 января 2019 г. Проверено 29 марта 2024 г.
  17. ^ Зигрист 1987, с. 175.
  18. ^ Международный обзор авиации , лето 2001 г., стр. 28.
  19. ^ Вассербли, Дэниел; Ольгин, Джонатан Р. (1 августа 2017 г.). «Боливия снимает с вооружения последний учебно-штурмовой самолет Т-33 и объявляет о замене» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
  20. ^ Андраде 1982, с. 35
  21. ^ Шредер, Ганс (1991). Королевские ВВС Дании . Клятва. Кей С. Нильсен. Тойхусмусеет, 1991, стр. 1–64. ISBN   87-89022-24-6 .
  22. ^ «Эфиопия расширяет воздушный флот грузовым самолетом С-130» . Африканский оборонный форум. 29 января 2019 г.
  23. ^ «Локхид РТ 33» . Аэронавтика Милитаре . Проверено 29 мая 2019 г.
  24. ^ «История аэрокосмического подразделения Кавасаки». Архивировано 3 августа 2010 г. в Wayback Machine Kawasaki Heavy Industries, Ltd. Дата обращения: 21 марта 2010 г.
  25. ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , с. 8
  26. ^ Купер 2017 , с. 14
  27. ^ Покок 1986, с. 92.
  28. ^ "www.tayyareci.com T-33 tayyaresi, T-33, T-33MKIII, RT-33A, Silverstar. 1951 - 2006 Период TUAF AIRCRAFT 1951 - 2006 dönemi Turk HvKK UCAKLARI" . www.tayyareci.com . Проверено 4 апреля 2021 г.
  29. ^ «Запрос на самолет: N109X» . Архивировано 9 октября 2016 г. в Wayback Machine . Регистр ФАУ. Проверено: 11 марта 2012 г.
  30. ^ «Воспоминания о времени полета» . www.pilotoviejo.com .
  31. ^ «Letelice Lockheed T-33A, RT-33A i TV-2 u JRV i njihove sudbine» (на хорватском языке). paluba.info . Проверено 23 декабря 2014 г.
  32. ^ Некролог Конрада Зубалика, похороненного на католическом кладбище Гринсбург, Пенсильвания.
  33. ^ «Главная страница» . 13 августа 2019 г.
  34. ^ История школы . OCLC   1021804936 .
  35. ^ «Первые реакторы Lockheed на заводе FACh» . 26 мая 2010 г.
  36. ^ «История права № 17298» .
  37. ^ «20 августа исполняется годовщина смерти Рашида Минхаса» . Нация . 20 августа 2014 года . Проверено 19 июня 2015 г.
  38. ^ «42-я годовщина мученической кончины, пилот-офицер Рашид Минхас Шахид [Нишан-э-Хайдер.] - SFP News» . www.shaheedfoundation.org . Проверено 3 января 2016 г.
  39. ^ «Сегодня отмечается 39-я годовщина смерти Рашида Минхаса» . Новости ААЖ . ПРИЛОЖЕНИЕ. Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года . Проверено 3 января 2016 г.
  40. ^ Франсильон 1982, стр. 287, 293.
  41. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография [ править ]

  • Баугер, Джо. «Локхид Р-80/Ф-80». Истребители ВВС США . Проверено: 11 июня 2011 г.
  • Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-912174-23-2 .
  • Купер, Том; Грандолини, Альберт; Делаланд, Арно (2015). Ливийские воздушные войны, часть 1: 1973-1985 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN  978-1-909982-39-0 .
  • Дэвис, Ларри. П-80 «Падающая звезда». Т-33/Ф-94 в действии. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1980. ISBN   0-89747-099-0 .
  • Дорр, Роберт Ф. «Варианты P-80 Shooting Star». Крылья славы Том. 11. Лондон: Aerospace Publishing Ltd., 1998. ISBN   1-86184-017-9 .
  • Франсильон, Рене Дж. Локхид Самолеты с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN   0-370-30329-6 .
  • «Воздушные силы Боливии». Международный обзор авиации . Том 1, лето 2001 г., стр. 28–31. ISSN   1473-9917 .
  • Гайяр, Пьер (1991). Французские самолеты 1965-1990 гг . Париж: Издания EPA. ISBN  2-85120-392-4 .
  • Халлион, Ричард П. (апрель – июль 1980 г.). «Т-33 и F-94… Еще звезды в галактике Локхид». Любитель воздуха . № 12. С. 11–23. ISSN   0143-5450 .
  • Хильтерманн, Гийс. Lockheed T-33 (Полет в Нидерландах 3) (на голландском языке). Эйндховен, Нидерланды: Flash Aviation , 1988. ISBN   978-90-71553-04-2 .
  • Хойл, Крейг. «ВВС мира 2015». Flight International , 8–14 декабря 2015 г., Том. 188, № 5517. С. 26–53. ISSN   0015-3710 .
  • Пейс, Стив. Локхид Сканк Воркс . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1992. ISBN   0-87938-632-0 .
  • Покок, Крис. «Сингапурский Стинг». Эйр Интернэшнл , Vol. 31, № 2. С. 59–64, 90–92.
  • Зигрист, Мартин. «ВВС Боливии — семьдесят лет спустя». Эйр Интернэшнл , Vol. 33, № 4, октябрь 1987 г., стр. 170–176, 194. ISSN   0306-5634 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07514be6ea1262516dcd0235899c33ac__1720253640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/ac/07514be6ea1262516dcd0235899c33ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed T-33 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)