Локхид Т-33
Т-33 Падающая звезда | |
---|---|
Демонстрационный Т-33 в полете в 2016 году. | |
Роль | Учебный самолет |
Производитель | Локхид |
Дизайнер | Кларенс «Келли» Джонсон |
Первый полет | 22 марта 1948 г. |
Ушедший на пенсию | 31 июля 2017 г. ( ВВС Боливии ) |
Основные пользователи | ВВС США ВМС США Силы воздушной самообороны Японии Немецкие ВВС |
Произведено | 1948–1959 |
Количество построенных | 6,557 |
Разработано на основе | Локхид P-80 Падающая звезда |
Варианты | Локхид Т2В СиСтар Canadair CT-133 Серебряная Звезда |
Развитый в | Локхид F-94 Старфайр Боинг Скайфокс Локхид НТ-33А |
Lockheed T-33 Shooting Star (или T-Bird ) — американский дозвуковой реактивный учебно-тренировочный самолет . Он был произведен компанией Lockheed и совершил свой первый полет в 1948 году. Т-33 был разработан на основе Lockheed P-80/F-80, начиная с разрабатываемого как TP-80C/TF-80C, а затем получил обозначение T-33A . Он использовался ВМС США первоначально как ТО-2 , затем ТВ-2 , а после 1962 года — Т-33Б . Последний эксплуатант Т-33, ВВС Боливии, вывел этот тип из эксплуатации в июле 2017 года, после 44 лет службы. [1]
Дизайн и разработка [ править ]
Т-33 был разработан на основе Lockheed P-80/F-80 путем удлинения фюзеляжа чуть более чем на 3 фута (1 м) и добавления второго сиденья, приборов и органов управления полетом. Первоначально он обозначался как вариант Р-80/F-80, ТП-80С / TF-80С . [2]
Проектные работы над Lockheed P-80 начались в 1943 году, первый полет состоялся 8 января 1944 года. Вслед за Bell P-59 P-80 стал первым реактивным истребителем, поступившим на вооружение эскадрильи ВВС США. . Когда на вооружение поступили более совершенные самолеты, F-80 взял на себя еще одну роль — обучение пилотов реактивных самолетов. Двухместный самолет Т-33 предназначался для подготовки летчиков, уже имеющих квалификацию для управления винтовыми самолетами.
Первоначально получивший обозначение TF-80C, Т-33 совершил свой первый полет 22 марта 1948 года под летчика-испытателя Lockheed Тони Левьера управлением . Производство компании Lockheed продолжалось с 1948 по 1959 год. ВМС США использовали Т-33 в качестве учебно-тренировочного самолета наземного базирования, начиная с 1949 года. Он получил обозначение ТВ -2 был переименован в Т-33Б. , но в 1962 году -ВВС США P-80C как ТО-1 , заменены на ТВ-1 примерно год спустя. Авианосная версия семейства P-80/T-33 была впоследствии разработана Lockheed, что в конечном итоге привело к созданию в конце 1950-х - 1970-х годах T2V-1/T-1A SeaStar . Два прототипа TF-80C были модифицированы как прототипы всепогодного варианта двухместного истребителя, который стал F-94 Starfire . Всего было выпущено 6557 Т-33: из них 5691 компания Lockheed, 210 — Kawasaki, 656 — Canadair.
История эксплуатации [ править ]
[ править ]
Двухместный Т-33 оказался пригодным в качестве усовершенствованного учебно-тренировочного самолета и использовался для решения таких задач, как наведение дронов и буксировка целей. разведывательная версия, известная как РТ-33А Также выпускалась , с камерой, установленной в носовой части, и дополнительным оборудованием в задней кабине. Хотя в первую очередь он предназначался для экспорта, ВВС США использовали единственный экземпляр этого типа для секретных облетов Южного Вьетнама и Лаоса с 1961 года под кодовым названием FIELD GOAL. Так продолжалось до тех пор, пока самолеты не были заменены более способными в этой роли McDonnell RF-101 Voodoo . [3]
ВВС США начали постепенно выводить Т-33 из обязанностей по подготовке пилотов на передовой в Командовании воздушной подготовки в начале 1960-х годов, когда самолеты Cessna T-37 Tweet и Northrop T-38 Talon начали заменять его для программы подготовки пилотов бакалавриата (UPT). ) программа. Т-33 использовался для обучения курсантов Военно-воздушной академии в Петерсон-Филд (ныне база ВВС Петерсон в Колорадо-Спрингс). Т-37 заменил Т-33 для обучения в Академии в 1975 году. Последний Т-33, использовавшийся для повышения квалификации, был заменен 8 февраля 1967 года на авиабазе Крейг , Алабама. [4] Подобная замена также произошла в ВМС США на ТВ-1 (также переименованный в Т-33 в 1962 году), поскольку более совершенные самолеты, такие как North American T-2 Buckeye и Douglas TA-4 Skyhawk II на вооружении появились . Версии Т-33 ВВС США и ВМС США использовались в 1970-х и 1980-х годах, при этом ВВС США и ВМС США использовались в качестве вспомогательных самолетов и учебных тренажеров, при этом некоторые из бывших самолетов ВМС США использовались в качестве полномасштабных воздушных мишеней для испытаний ракет класса «воздух-воздух». от военно-морских самолетов и испытания зенитных ракет с военно-морских кораблей.
Несколько Т-33 были переданы подразделениям ВВС США McDonnell F-101 Voodoo , Convair F-102 Delta Dagger и Convair F-106 Delta Dart , включая аналогично оснащенные Национальной гвардии подразделения ВВС Командования воздушно-космической обороны в качестве инструкторов и практики». самолет-призрак. Другие позже перешли в Тактическое авиационное командование , а TAC получила подразделения ВВС Национальной гвардии F-106 и McDonnell-Douglas F-4 Phantom II в аналогичной роли, пока они окончательно не были сняты с вооружения, причем последним был вариант NT-33, снятый с вооружения в апреле 1997 года. .
другими странами использование Военное
Т-33 служил более чем в 30 странах и продолжает использоваться в качестве учебно-тренировочного самолета в небольших военно-воздушных силах . Компания Canadair построила 656 Т-33 по лицензии для службы в ВВС Канады ( канадские вооруженные силы получили обозначение CT-133 Silver Star) , а компания Kawasaki произвела 210 самолетов в Японии . Среди других операторов были Бразилия , Турция и Таиланд , которые широко использовали Т-33.
Некоторые Т-33 сохранили два пулемета для учебной стрельбы, а в некоторых странах Т-33 даже использовался в бою: кубинские ВВС использовали их во время вторжения в залив Свиней , совершив несколько побед, включая потопление двух транспортных кораблей.
Версия РТ -33А , самолет-разведчик, производившийся преимущественно для использования зарубежными странами, имел камеру, установленную в носовой части, и дополнительное оборудование в задней кабине. Т-33 продолжали летать в качестве учебных тренажеров, буксировщиков дронов, боевых и тактических тренажеров, самолетов для «взлома», средств электронного противодействия, а также платформ для боевой подготовки и испытаний вплоть до 1980-х годов.
В 1980-е годы была предпринята попытка доработать и модернизировать Т-33 как Boeing Skyfox , но отсутствие заказов привело к отмене проекта. Около 70% планера Т-33 было сохранено в Skyfox, но он был оснащен двумя двигателями Garrett AiResearch TFE731-3A турбовентиляторными .
В конце 1990-х годов 18 Т-33 Mk-III и Т-33 SF-SC из состава ВВС Боливии отправились в Канаду для модернизации на заводе Kelowna Flightcraft. Была установлена новая авионика, проведен детальный осмотр и обновление фюзеляжа и крыльев. Большая часть самолетов вернулась в начале 2001 года и оставалась в эксплуатации до официального вывода из эксплуатации 31 июля 2017 года. [5]
21 июня 1996 года 1 Т-33А-5-LO (учебно-тренировочный TR-602) ВВС Греции, пилотируемый командиром эскадрильи Иоаннисом Курацоглу, успешно перехватил турецкий F-16C, нарушивший РПИ Афин, совершив маневры на малой высоте с большой перегрузкой. . [6]
Гражданское использование [ править ]
Ограниченное количество Т-33 находится в частной собственности, два из которых используются Boeing в качестве самолетов-преследователей. В 2010 году один Т-33, принадлежащий Boeing, использовался в качестве самолета-преследователя во время первого полета Boeing 787 . [7] В первом полете Boeing 737 MAX-7 16 марта 2018 года также участвовал самолет-погонщик Т-33. [8] В первом полете Боинга 777-9 25 января 2020 года также участвовал самолет-погонщик Т-33, вылетевший из KBFI и встретивший 777-9 в KPAE , он остановился в KMWH и снова взлетел, чтобы преследовать 777. -9 возвращается в KBFI, облетает гору Рейнир перед приземлением. [9] 4 декабря 2020 года компания Boeing списала свои самолеты T-33 Chase после 66 лет службы. [10] Оба Т-33, эксплуатировавшиеся компанией Boeing, были заменены одним Т-38 Talon . [11] Актер и пилот Майкл Дорн владел Т-33, который в шутку называл своим «звездолетом». [12]
Варианты [ править ]
- ТП-80С
- Первоначальное военное обозначение в США двухместного учебно-тренировочного самолета Lockheed Model 580 для ВВС США . Обозначение было изменено на TF-80C 11 июня 1948 года после создания ВВС США как отдельной военной службы в 1947 году, а затем на Т-33А 5 мая 1949 года; 20 построено.
- Т-33А
- Двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет для ВВС США и поставка иностранным ВВС в рамках Программы военной помощи , 5871 самолет, в том числе 699 переданы ВМС США под названием ТВ-2.
- АТ-33А
- Модификации Т-33А на экспорт в качестве варианта непосредственной поддержки с подкрыльевыми пилонами и точками подвески для бомб и ракет. Также использовался в первоначальной программе подготовки истребителей на авиабазе Кэннон , Нью-Мексико, примерно в 1972–1975 годах.
- ДТ-33А
- Такое обозначение было присвоено ряду Т-33А, переоборудованных в постановщики дронов.
- НТ-33А
- Это обозначение было присвоено ряду Т-33А, переоборудованных в специальные испытательные самолеты.
- КТ-33А
- Это обозначение было присвоено ряду Т-33А, переоборудованных в дроны-мишени для ВМС США .
- РТ-33А
- Т-33А, модифицированный перед поставкой как одноместный разведывательный вариант; Построено 85, в основном на экспорт в рамках Программы военной помощи .
- Т-33Б
- Переименование ТВ-2 ВМС США в 1962 году.
- ДТ-33Б
- Переназначение директора дрона TV-2D ВМС США в 1962 году.
- ДТ-33С
- Изменение обозначения мишени ТВ-2КД ВМС США в 1962 году.
- ТО-1/ТВ-1
- Обозначение ВМС США P-80C, 50 штук переданы USN в 1949 году в качестве учебно-тренировочных самолетов (технически не T-33 Shooting Star).
- ТО-2
- Обозначение ВМС США для 649 Т-33А, снятых с производства ВВС США. Двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет наземного базирования для ВМС США. Первые 28 самолетов были поставлены как ТО-2, прежде чем ВМФ изменил обозначение на ТВ-2 . 18 сентября 1962 года уцелевшие самолеты ВМС США и Корпуса морской пехоты США были переименованы в Т-33Б. [13]
- ТВ-2
- Изменение обозначения ТО-2 после того, как были построены первые 28 машин.
- ТВ-2Д
- ТВ-2, модифицированные как управляющие дронами, позже переименованные в ДТ-33Б.
- ТВ-2КД
- ТВ-2, модифицированные как радиоуправляемые мишени, могли летать как одноместные для переправы, позже переименованные в ДТ-33С.
Канада [ править ]
- Серебряная Звезда Мк 1
- Канадское обозначение Т-33А, поставлено 20 штук.
- Серебряная Звезда Мк 2
- Канадское обозначение Т-33А, ставшего прототипом Silver Star Mk 3.
- Т-33АН/КТ-133 Серебряная Звезда Мк 3
- Т-33АН — это Rolls-Royce Nene вариант Т-33А с двигателем для Королевских ВВС Канады ; 656 построен компанией Canadair под обозначением компании CL-30. Позже канадское военное обозначение было изменено с Т-33АН на СТ-133.
Другое [ править ]
- Л-245
- Один прототип, принадлежащий Lockheed, с более мощным двигателем. Позже был преобразован в T2V SeaStar . [14]
- Аэроспасьяль Пегас
- Canadair T-33AN был модифицирован компанией Aérospatiale с секцией крыла S17a толщиной 17%. [15]
- Боинг Скайфокс
- Проект комплексной модернизации и модернизации двигателя с использованием двух турбовентиляторных двигателей Garrett TFE-731 . Единственный прототип остается припаркованным без двигателей на территории Rogue Valley International (MFR) в Медфорде, штат Орегон .
Ходкар
Иранская переделка Т-33А в беспилотник. [16]
Бывшие операторы [ править ]
Для эксплуатантов самолетов канадского производства см. Canadair CT-133 Silver Star .
- ВВС Бангладеш (1 × РТ-33 эксплуатировались с 1972 года. Остаток ВВС Пакистана после Освободительной войны Бангладеш .)
- ВВС Бельгии (38 × Т-33А, 1 × РТ-33А эксплуатировались с 1952 г.)
- Боливийские ВВС - Боливия приобрела 15 Т-33АН у Канады в 1973–74 годах, закупив еще 5 у Канады в 1977 году и 18 Т-33СФ у Франции в 1985 году. [17] 18 были модернизированы до стандарта Т-33-2000 в 2000–2001 годах. [18] Вышел на пенсию в 2017 году. [19]
- ВВС Бирмы - 15 самолетов AT-33A для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов и непосредственной авиационной поддержки . [20]
- Королевские ВВС Канады
- Королевский канадский флот
- ВУ-32 Вспомогательная эскадрилья
- Канадские вооруженные силы
- Национальный исследовательский совет
- ВВС Доминиканской Республики - АТ-33А
- Эквадорские ВВС - АТ-33А
- ВВС Франции - 163 Т-33А и РТ-33А (также 61 Т-33АН канадского производства)
- Немецкие ВВС 192 х Т-33А
- ВВС Греции - Т-33А, РТ-33А и АТ-33АН канадского производства.
- ВВС Гондураса - Т-33А и РТ-33А
- Индонезийские ВВС - Т-33А
- С 1952 по 1982 год ВВС Италии эксплуатировали 60 Lockheed T-33A и 14 Lockheed RT-33A. [23]
- Япония (все на пенсии)
- Т-33А Сил воздушной самообороны Японии - собирался и позже производился компанией Kawasaki Heavy Industries Aerospace Company с 1956 года. [24]
- Группа тактической подготовки истребителей (1981–1992)
- 3-я тактическая истребительная эскадрилья (1956–1992)
- 6-я тактическая истребительная эскадрилья (1959–1992)
- 8-я тактическая истребительная эскадрилья (1959–1992)
- 201-я тактическая истребительная эскадрилья (1963–1974, 1986–1994)
- 202-я тактическая истребительная эскадрилья (1964–1992)
- 203-я тактическая истребительная эскадрилья (1964–1992)
- 204-я тактическая истребительная эскадрилья (1964–1993)
- 301-я тактическая истребительная эскадрилья (1973–1993)
- 302-я тактическая истребительная эскадрилья (1974–1994)
- 303-я тактическая истребительная эскадрилья (1976–1994)
- 304-я тактическая истребительная эскадрилья (1977–1993)
- 305-я тактическая истребительная эскадрилья (1978–1993)
- 306-я тактическая истребительная эскадрилья (1981–1994)
- Королевские ВВС Ливии - два Т-33А, подаренные Соединенными Штатами. [25]
- Мексиканские ВВС – 50 единиц АТ-33А.
- Королевские ВВС Нидерландов - 60 × Т-33А, 3 × РТ-33А
- FAN ВВС Никарагуа получила четыре самолета AT-33A от правительства США после неудавшегося вторжения в залив Свиней в 1961 году. Выведен из эксплуатации в 1979 году.
- ВВС Пакистана - Т-33А, РТ-33А
- ВВС Парагвая эксплуатировали шесть самолетов AT-33A, подаренных Тайванем в 1990 году. Они принадлежали 2-й группе Aerotáctico (GAT). Истребительная эскадрилья под названием «Индиос». Они были выведены из употребления в 1998 году.
- ВВС Перу Всего в период с 1955 по 1964 год эксплуатировали 27 Т-33А, все они ранее эксплуатировались ВВС США . Они были выведены из эксплуатации в 1981 году после замены на Aermacchi MB-339 . Единственный Т-33А-1-ЛО серийного 455 (серийный номер 580-9889) хранится в Парке дель Айре.
- Т-33А ВВС Португалии и один РТ-33А (все списаны)
- ВВС Республики Сингапур : 12 Т-33А бывших ВВС Франции поставлены в 1980 году, а затем еще 8 в 1982 году. [27]
- ВВС Республики Корея : Т-33А — первое внедрение. Время: август 1955 года. Он также служил в пилотажной группе ROKAF Black Eagles.
- ВВС Испании - 60 × Т-33А
- ВВС Турции - Т-33А и РТ-33А [28]
- Коммерческие самолеты Boeing (два Canadair CT-133 Silver Stars, N109X и N416X) [29]
- ВВС США
- ВМС США
- Корпус морской пехоты США [13]
- ВВС Уругвая эксплуатировали 13 АТ-33А-1. С 1956 по 1997 год [30]
- Югославские ВВС - эксплуатировали 125 Shooting Stars в четырех вариантах: 25 Т-33А, 22 РТ-33А, 70 ТВ-2 и 8 ТТ-33А. [31] [ ненадежный источник? ]
Самолет на выставке [ править ]
Многочисленные Т-33 сохранились в качестве музейных и памятных экспонатов.
и Известные инциденты аварии
28 января 1951 года :Ас Второй мировой войны Доминик Сальваторе Джентиле погиб в результате крушения учебно-тренировочного самолета T-33A-1-LO Shooting Star, AF Ser. № 49-0905, в Форествилле, штат Мэриленд. Джентиле за время своих боевых вылетов совершил 20 убийств с воздуха.
- 4 августа 1955 г.
- Первый лейтенант Элмер К. Байби (из Уолдена, штат Колорадо) и второй лейтенант Конрад Дж. Зубалик (из Гринсбурга, Пенсильвания), ВВС США, летали на Т-33 во время тренировочного вылета с базы ВВС Перрин (Шерман, Техас). когда при повороте оторвалось крыло. Самолет разбился возле плотины Грейпвайн-Лейк к северу от аэропорта Даллас-Форт-Уэрт. Оба пилота-стажера погибли в результате крушения. [32] [ нужен лучший источник ]
- 4 июня 1957 г.
- Майор Терухико Кобаяси, летный ас Императорских ВВС Японии, летал на Т-33 во время тренировочного вылета из Хамамацу, когда вскоре после взлета возникла техническая проблема. Он приказал своему спутнику в самолете катапультироваться. После того, как его товарищ это сделал, он попытался взять под свой контроль самолет и попытался посадить его вдали от населенных пунктов, но вскоре после этого разбился. [ нужна ссылка ]
- 23 декабря 1957 г.
- 1 американский Т-33, пилотируемый майором Ховардом Дж. Карраном, вошел в воздушное пространство Албании, утверждая, что у него возникли помехи, вынуждающие его летать в воздушном пространстве Албании. Он был вынужден приземлиться в аэропорту Ринас на двух албанских МиГ-15, которыми пилотировали Анастас Нгела и Махмут Хиса. Майор Ховард Дж. Карран позже был освобожден, но его Т-33 был помещен в музей замка Гирокастры, где он находится до сих пор. [33]
- 24 марта 1958 г.
- Подполковник Джейкоб Э. Мэнч, член « Рейдеров Дулитла» во время Второй мировой войны , погиб в результате крушения учебно-тренировочного самолета Т-33 недалеко от Лас-Вегаса, штат Невада. Он приказал второму члену экипажа катапультироваться и направил свой бессильный самолет над окрестностями, в том числе начальной школой, избегая потенциальных жертв на земле. Когда он наконец катапультировался, его парашют не успел сработать должным образом, и он умер, ударившись о землю. [34]
- 20 мая 1958 г.
- Самолет Национальной гвардии Lockheed T-33A столкнулся в воздухе с рейсом 300 авиакомпании Capital Airlines , самолетом Vickers Viscount , над Брансуиком, штат Мэриленд .
- 19 сентября 1968 г.
- Т-33А ВВС Чили с экипажем младшего лейтенанта Хорхе Эмберга и младшего лейтенанта Рене Каталана разбился вскоре после взлета с авиабазы Эль-Боске из-за отказа двигателя. [35] Эмбергу удалось благополучно катапультироваться, но Каталан и шесть человек на земле погибли, когда самолет разбился в районе Санта-Эрна. [36]
- 20 августа 1971 г.
- 20 августа 1971 года пилот-офицер Рашид Минхас должен был управлять учебно-тренировочным самолетом Lockheed T-33 с базы ВВС Масрур в Карачи . Бир Срешто Матиур Рахман , пилот-инструктор, [37] увидел, что Минхас собирается взлететь, и присоединился к нему через кресло инструктора. [38] Затем Рахман попытался захватить Т-33 в воздухе, намереваясь направить его в Индию, дезертировать и присоединиться к Освободительной войне Бангладеш и сражаться за свою родину. Минхас отправил сообщение на диспетчерскую вышку о том, что его захватили, прежде чем он потерял сознание. Приведенные в боевую готовность пакистанские ВВС подняли в воздух самолеты F-86 Sabre, но не смогли обнаружить Т-33. Тем временем Рашид пришел в сознание, между двумя пилотами произошла драка, и самолет разбился в Пакистане, в 40 километрах от границы с Индией, в результате чего оба пилота погибли; Точная причина крушения неизвестна. [39]
Технические характеристики (Т-33А) [ править ]
Данные Lockheed Aircraft с 1913 года. [40]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 37 футов 9 дюймов (11,51 м)
- Размах крыльев: 38 футов 10,5 дюймов (11,849 м)
- Высота: 11 футов 8 дюймов (3,56 м)
- Площадь крыла: 234,8 кв. футов (21,81 м 2 )
- Профиль крыла : NACA 65-213. [41]
- Пустой вес: 8365 фунтов (3794 кг)
- Полная масса: 12 071 фунт (5 475 кг)
- Максимальный взлетный вес: 15 061 фунт (6 832 кг)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Allison J33-A-35 с центробежным потоком, тягой 5400 фунтов силы (24 кН) на взлете с впрыском воды.
- Максимум 4600 фунтов силы (20 461,82 Н) в непрерывном режиме, в сухом состоянии
Производительность
- Максимальная скорость: 600 миль в час (970 км/ч, 520 узлов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 455 миль в час (732 км/ч, 395 узлов)
- Диапазон: 1275 миль (2052 км, 1108 миль)
- Практический потолок: 48 000 футов (15 000 м)
- Скорость набора высоты: 4870 футов/мин (24,7 м/с).
Вооружение
- Узлы подвески: 2 бомбы или ракеты грузоподъемностью 2000 фунтов (907 кг) ( АТ-33 ).
См. также [ править ]
Связанные разработки
- Боинг Скайфокс
- Canadair CT-133 Серебряная Звезда
- Локхид F-94 Старфайр
- Локхид P-80 Падающая звезда
- Локхид Т2В/Т-1А Систар
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки [ править ]
- ^ «ВВС дезактивируют четыре учебно-штурмовых самолета Т-33 – Diario Pagin Siete» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 1 августа 2017 г. Проверено 31 июля 2017 г.
- ↑ Lockheed P-80/F-80. Архивировано 19 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Ранняя разведка ВВС США в Юго-Восточной Азии» . Национальный музей ВВС США™ . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Шолин, Аллан Р., «Аэрокосмический мир», Дайджест ВВС и космоса , Ассоциация ВВС, Вашингтон, округ Колумбия, март 1967 г., том 50, номер 3, стр. 38.
- ^ «Учебно-штурмовые самолеты Т-33 ФАБ прекращают эксплуатацию в Боливии» (на испанском языке). Причина. 31 июля 2017 года . Проверено 31 июля 2017 г.
- ^ Полет и космос (18 марта 2019 г.). «Греческий Т-33 против турецкого F-16 – и это не видеоигра» . Полет и космос (на греческом языке) . Проверено 26 июня 2019 г.
- ^ «Первый полет 787 с самолета-погони». проводной.com . Проверено: 22 апреля 2010 г.
- ^ «ФОТО: Самый маленький современный Боинг 737, MAX 7, совершает свой первый полет» . Репортер авиакомпании. 21 марта 2018 года . Проверено 02 октября 2018 г.
- ^ «Отслеживание полетов и история N109X в реальном времени (T33 принадлежит BOEING LOGISTICS SPARES INC) ✈ 25 января 2020 г. ✈ KMWH - KBFI ✈ FlightAware» . FlightAware . 25 января 2019 года . Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Хеммердингер, Джон (4 декабря 2020 г.). «Boeing снимает с производства старинные истребители Т-33» . Полет Глобал . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ «N38TZ (1965 NORTHROP T-38A, принадлежащий BOEING CO) Регистрация самолета» . FlightAware .
- ^ Фриз, Ди (июнь 2008 г.). «Майкл Дорн: путь, который стоит запомнить» . Airportjournals.com . Журналы аэропорта . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янсен, Клэй. «Локхид Т-33 Падающая звезда Корпуса морской пехоты США». Фотография Cloud 9, октябрь 1961 г. Дата обращения: 6 августа 2013 г.
- ^ Бек, Саймон. «Серия Lockheed Shooting Star». Архивировано 21 мая 2011 г. в Wayback Machine . Американские военные самолеты.нет . Проверено: 21 октября 2011 г.
- ^ Гайяр, Пьер (1991). Les Avions Francaisde 1965–1990 (на французском языке). Париж: Издания EPA. ISBN 2-85120-392-4 .
- ^ «Иран представил первый самодельный широкофюзеляжный беспилотник «Ходкар» » . Информационное агентство Мехр . 31 января 2019 г. Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Зигрист 1987, с. 175.
- ^ Международный обзор авиации , лето 2001 г., стр. 28.
- ^ Вассербли, Дэниел; Ольгин, Джонатан Р. (1 августа 2017 г.). «Боливия снимает с вооружения последний учебно-штурмовой самолет Т-33 и объявляет о замене» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Андраде 1982, с. 35
- ^ Шредер, Ганс (1991). Королевские ВВС Дании . Клятва. Кей С. Нильсен. Тойхусмусеет, 1991, стр. 1–64. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ «Эфиопия расширяет воздушный флот грузовым самолетом С-130» . Африканский оборонный форум. 29 января 2019 г.
- ^ «Локхид РТ 33» . Аэронавтика Милитаре . Проверено 29 мая 2019 г.
- ^ «История аэрокосмического подразделения Кавасаки». Архивировано 3 августа 2010 г. в Wayback Machine Kawasaki Heavy Industries, Ltd. Дата обращения: 21 марта 2010 г.
- ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , с. 8
- ^ Купер 2017 , с. 14
- ^ Покок 1986, с. 92.
- ^ "www.tayyareci.com T-33 tayyaresi, T-33, T-33MKIII, RT-33A, Silverstar. 1951 - 2006 Период TUAF AIRCRAFT 1951 - 2006 dönemi Turk HvKK UCAKLARI" . www.tayyareci.com . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ «Запрос на самолет: N109X» . Архивировано 9 октября 2016 г. в Wayback Machine . Регистр ФАУ. Проверено: 11 марта 2012 г.
- ^ «Воспоминания о времени полета» . www.pilotoviejo.com .
- ^ «Letelice Lockheed T-33A, RT-33A i TV-2 u JRV i njihove sudbine» (на хорватском языке). paluba.info . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Некролог Конрада Зубалика, похороненного на католическом кладбище Гринсбург, Пенсильвания.
- ^ «Главная страница» . 13 августа 2019 г.
- ^ История школы . OCLC 1021804936 .
- ^ «Первые реакторы Lockheed на заводе FACh» . 26 мая 2010 г.
- ^ «История права № 17298» .
- ^ «20 августа исполняется годовщина смерти Рашида Минхаса» . Нация . 20 августа 2014 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ «42-я годовщина мученической кончины, пилот-офицер Рашид Минхас Шахид [Нишан-э-Хайдер.] - SFP News» . www.shaheedfoundation.org . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ «Сегодня отмечается 39-я годовщина смерти Рашида Минхаса» . Новости ААЖ . ПРИЛОЖЕНИЕ. Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Франсильон 1982, стр. 287, 293.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография [ править ]
- Баугер, Джо. «Локхид Р-80/Ф-80». Истребители ВВС США . Проверено: 11 июня 2011 г.
- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Купер, Том; Грандолини, Альберт; Делаланд, Арно (2015). Ливийские воздушные войны, часть 1: 1973-1985 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN 978-1-909982-39-0 .
- Дэвис, Ларри. П-80 «Падающая звезда». Т-33/Ф-94 в действии. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1980. ISBN 0-89747-099-0 .
- Дорр, Роберт Ф. «Варианты P-80 Shooting Star». Крылья славы Том. 11. Лондон: Aerospace Publishing Ltd., 1998. ISBN 1-86184-017-9 .
- Франсильон, Рене Дж. Локхид Самолеты с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN 0-370-30329-6 .
- «Воздушные силы Боливии». Международный обзор авиации . Том 1, лето 2001 г., стр. 28–31. ISSN 1473-9917 .
- Гайяр, Пьер (1991). Французские самолеты 1965-1990 гг . Париж: Издания EPA. ISBN 2-85120-392-4 .
- Халлион, Ричард П. (апрель – июль 1980 г.). «Т-33 и F-94… Еще звезды в галактике Локхид». Любитель воздуха . № 12. С. 11–23. ISSN 0143-5450 .
- Хильтерманн, Гийс. Lockheed T-33 (Полет в Нидерландах 3) (на голландском языке). Эйндховен, Нидерланды: Flash Aviation , 1988. ISBN 978-90-71553-04-2 .
- Хойл, Крейг. «ВВС мира 2015». Flight International , 8–14 декабря 2015 г., Том. 188, № 5517. С. 26–53. ISSN 0015-3710 .
- Пейс, Стив. Локхид Сканк Воркс . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1992. ISBN 0-87938-632-0 .
- Покок, Крис. «Сингапурский Стинг». Эйр Интернэшнл , Vol. 31, № 2. С. 59–64, 90–92.
- Зигрист, Мартин. «ВВС Боливии — семьдесят лет спустя». Эйр Интернэшнл , Vol. 33, № 4, октябрь 1987 г., стр. 170–176, 194. ISSN 0306-5634 .
Внешние ссылки [ править ]
- Т-33 в ВВС Мексики
- AeroWeb: Т-33 в списке показов
- Аллея боевых птиц: страница Т-33
- Обход Т-33 Shooting Star (Эскишехир, Турция)
- Фотографии Т-33 в парке Оук-Медоу (Лос-Гатос, Калифорния)
- Краткая история Т-33 на сайте музея командования воздушной мобильностью с фотографией экспоната Т-33 на авиабазе Дувр, Делавэр.