CASA C-101 Авиоджет
С-101 Авиоджет | |
---|---|
C-101 ВВС Испании | |
Роль | Усовершенствованный учебно-тренировочный самолет легкий штурмовик и |
Производитель | ДОМ |
Первый полет | 27 июня 1977 г. [ 1 ] |
Введение | 17 марта 1980 г. [ 1 ] |
Статус | Оперативный |
Основные пользователи | Испанские воздушно-космические силы Чилийские ВВС Гондурасские ВВС Королевские ВВС Иордании |
Количество построенных | 166 |
CASA C-101 Aviojet одномоторным реактивным двигателем, штурмовик с низкорасположенным — это современный учебно-тренировочный и легкий разработанный и производимый испанской авиастроительной компанией Construcciones Aeronáuticas SA (CASA).
C-101 был разработан в ответ на требование ВВС Испании , которым требовалась замена устаревшего Hispano Saeta . В 1975 году CASA начала работу над тем, что впоследствии стало C-101. Помимо собственной группы конструкторов, техническую помощь оказывали немецкая компания Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) и американская компания Northrop . В июне 1977 года первый из четырех прототипов совершил первый полет . Конструкция чем-то напоминала другие реактивные учебно-тренировочные самолеты той эпохи, такие как BAE Hawk и Alpha Jet , но была менее аэродинамически сложной, поскольку была оснащена нестреловидным крылом . Сообщалось, что характеристики С-101 во время летных испытаний превысили прогнозы.
17 марта 1980 года первые экземпляры были приняты на вооружение ВВС Испании, которые станут основным заказчиком C-101. Первоначальная модель обладала лишь ограниченными возможностями вооружения, эти возможности нападения были расширены на самолетах более поздней постройки. [ 2 ] Несколько моделей были экспортированы зарубежным операторам; C-101 принят на вооружение ВВС Чили , ВВС Гондураса и Королевских ВВС Иордании . Последняя улучшенная модель, получившая обозначение C-101DD , была продемонстрирована, но не нашла покупателей и поэтому не пошла в серийное производство. Помимо использования в качестве учебно-тренировочного самолета, он использовался для выполнения фигур высшего пилотажа ; в последнем случае на нем летала группа Patrulla Aguila пилотажная . По состоянию на 2019 год С-101 остается на вооружении ВВС Испании и ряда других стран.
В начале 2010-х годов шли разговоры о замене С-101. Наконец, в 2020 году было решено, что С-101 будет заменен на Pilatus PC-21. [ 3 ] (24) и учебно -тренировочный самолет Airbus Future Jet Trainer [ 4 ] [ 5 ] (50 - 55). [ 6 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]C-101 был разработан в ответ на требование ВВС Испании , выпущенное в 1975 году, требующее нового учебно-тренировочного самолета для замены устаревшего парка самолетов Hispano HA-200 и Ha.220. Подобно большинству современных европейских учебно-тренировочных самолетов, он также должен был иметь ограниченные возможности нападения. В 1972 году Hispano была поглощена испанской авиастроительной компанией Construcciones Aeronáuticas SA (CASA), которая заинтересовалась требованиями к инструкторам. [ 7 ] В октябре 1975 года на основании их заявки CASA получила контракт на разработку, согласно которому для целей испытаний должна быть построена пара статических планеров и четыре летных прототипа стоимостью 1 297 миллионов песет (22 миллиона долларов). [ 8 ]
Для разработки самолета CASA обратилась за технической помощью из-за границы. И немецкий производственный конгломерат Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB), и американская оборонная компания Northrop решили принять участие в этом предприятии; В частности, инженеры MBB работали над конструкцией задней части фюзеляжа и хвостовой части, а команда Northrop отвечала за конструкцию крыльев и воздухозаборников двигателя. [ 9 ] [ 7 ] В результате этих усилий была разработана относительно традиционная конструкция; По словам авиационного автора Джона К. Фредриксена, в конструкции были подчеркнуты принципы простоты и экономичности, избегая высоких характеристик. [ 7 ]
По базовой конфигурации С-101 представляет собой низкорасположенный моноплан с нестреловидным крылом. Кабина ; , которая была относительно просторной среди своих аналогов, вмещала экипаж из двух человек при тандемном размещении сиденья были расположены в шахматном порядке, чтобы обеспечить инструктору, находившемуся сзади, больший обзор. [ 7 ] Фюзеляж имел значительное внутреннее пространство, позволяющее устанавливать различные дополнительные авиационные или вспомогательные системы в соответствии с будущими требованиями или другими второстепенными функциями. [ 7 ] Предполагаемые второстепенные роли включали наземное нападение, вооруженное сопровождение, фоторазведку и платформу электронного противодействия (ECM). [ 8 ] [ 10 ]
Единственная удивительная особенность самолета [ по мнению кого? ] заключалось в наличии большого внутреннего оружейного отсека, расположенного под задней кабиной; это позволяло нести более широкий спектр вооружения, чем подкрыльевые узлы подвески могли вместить ; в качестве альтернативы этот отсек позволял перевозить другое оборудование, включая разведывательную нагрузку. Помимо оружейного отсека, вооружение и запасы могли размещаться на шести подкрыльевых узлах подвески. [ 7 ] Конструкция была разработана по модульному принципу, что упрощает как производство, так и обслуживание. Он был обеспечен значительной дальностью полета в результате первоначальных требований, предусматривавших возможность самостоятельного переброски на Канарские острова с материковой части Испании. [ нужна ссылка ]
В качестве силовой установки для самолета был выбран двигатель Honeywell TFE731-5-1J турбовентиляторный . [ 7 ] На самом деле этот агрегат представлял собой коммерческий двигатель, переработанный для использования в военных целях. Даже на ранней стадии разработки TFE731 рассматривался как лидер среди самолетов. [ 8 ] По словам Фредриксена, он показал относительно хорошие характеристики и высокий уровень топливной экономичности среди своих аналогов. [ 7 ] В целом самолет показал в основном хорошие характеристики, оставаясь при этом доступным учебно-тренировочным самолетом по сравнению с международными конкурентами. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]Хотя первый полет состоялся 27 июня 1977 года, [ 1 ] [ 11 ] Этап испытательного полета, который включал испытания на вибрацию, флаттер и вращение, начался только 17 апреля 1978 года. [ 12 ] Прототип участвовал в международном авиашоу в Фарнборо в конце июля 1978 года. Сообщается, что характеристики оказались лучше, чем ожидали конструкторы. [ нужна ссылка ] Первоначальный заказ на 88 самолетов разместили ВВС Испании; построен как специальная учебно-тренировочная версия, получившая обозначение C-101EB-01 от CASA и E.25 Mirlo («Черный дрозд») от ВВС. [ 11 ] 17 марта 1980 года первый самолет поступил на вооружение ВВС Испании. [ 1 ]
Вскоре после того, как эта специализированная учебно-тренировочная модель была представлена, в производство последовал комбинированный учебно-боевой вариант. Оснащенный форсированным двигателем этот вариант получил обозначение C-101BB-02 . [ 11 ] Его купили многочисленные экспортные клиенты, в том числе Гондурас , который купил четыре самолета, и Чили , который купил четыре самолета и детали еще для восьми, которые будут собраны на месте компанией ENAER . Чилийские BB-02 получили обозначение T-36 Halcón . [ 13 ] [ 14 ]
В 1983 году CASA использовала специальную ударную версию C-101CC-02 , которую снова заказала Чили. [ 11 ] На этот раз в Испании построили только прототип, а остальные 22 машины построила компания ENAER. Этот вариант отличался еще одной модернизацией двигателя и увеличенным запасом топлива; он получил обозначение A-36 Halcón («Сокол»). [ 11 ] [ 15 ]
Шестнадцать аналогичных самолетов C-101CC-04 были проданы Иордании . [ 11 ] В 2018 году последний из этих самолетов был снят с вооружения Королевских ВВС Иордании . [ нужна ссылка ]
Окончательная версия разрабатываемого C-101, получившая обозначение C-101DD , была впервые продемонстрирована CASA в 1985 году. [ 7 ] Эта модель отличалась значительно улучшенной авионикой и такими системами, как проекционный дисплей , кабина HOTAS AN/ALR-66 , приемник радиолокационных предупреждений , соломе и ракетам средства противодействия , а также возможность нести AGM-65 Maverick по воздуху. -наземная ракета; однако по состоянию на 2000 год заказов на него не поступило. [ 16 ]
В период с 1990 по 1992 год все C-101 ВВС Испании получили обширный пакет модернизации, который в основном касался систем навигации и вооружения самолетов. [ 11 ]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Чили (35 -12 С-101ВВ и 23 С-101CC). Около 20 C-101CC все еще находятся на вооружении как А-36.
- ВВС Гондураса (4 C-101BB)
- Королевские ВВС Иордании (16 C-101CC) - в отставке в 2018 г. [ нужна ссылка ]
- Испанские военно-воздушные и космические силы (88 C-101EB)
Технические характеристики (CASA C-101CC)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1989–90 гг. [ 17 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 12,5 м (41 фут 0 дюймов)
- Размах крыльев: 10,6 м (34 фута 9 дюймов)
- Высота: 4,25 м (13 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 20 м 2 (220 кв. футов)
- Соотношение сторон : 5,6
- Профиль : Norcasa 15 (15%) [ 18 ]
- Силовая установка: 1 двигатель Honeywell TFE731-5-1J турбовентиляторный , тяга 19,13 кН (4300 фунтов силы).
- Военный запас мощности (MPR): 20,91 кН (4700 фунтов силы)
Производительность
- Максимальная скорость: 769 км/ч (478 миль в час, 415 узлов) при весе 4500 кг (9921 фунт) на уровне моря.
- 806 км / ч (501 миль в час; 435 узлов) на высоте 6100 м (20 000 футов)
- 834 км / ч (518 миль в час; 450 узлов) на высоте 4575 м (15 000 футов) на MPR
- Крейсерская скорость: 656 км/ч (408 миль в час, 354 узла) / M0,6 на высоте 9145 м (30 000 футов)
- Скорость отклеивания: 213 км/ч (132 миль/ч; 115 узлов)
- Скорость приземления: 176 км/ч (109 миль в час; 95 узлов)
- Скорость сваливания: 183 км/ч (114 миль в час, 99 узлов) с поднятыми закрылками.
- 164 км / ч (102 миль в час; 89 узлов) закрылки опущены
- Никогда не превышайте скорость : 834 км/ч (518 миль в час, 450 узлов) / M0,8 при 4500 кг (9921 фунт).
- Боевая дальность: 519 км (322 мили, 280 морских миль), типичный перехват типа «ло-ло-ло», с 4 бомбами по 250 кг (551 фунт) и 1 30-мм (1,181 дюйма) пушкой.
- Типичный CAS lo-lo-lo 370 км (230 миль) с 4 ракетными установками и 1 30-мм (1,181 дюйма) пушкой
- Типичный CAS lo-lo-lo 315 км (196 миль) с 4 ракетными установками плюс 2 бомбами по 125 кг (276 фунтов) и 1 30-мм (1,181 дюйма) пушкой
- Типичный CAS lo-lo-lo 602 км (374 миль) с 2x AGM-65 Maverick и 1x 30-мм (1,181 дюйма) пушкой
- Типичный ECM 611 км (380 миль)
- Типичная фотография/разведка 964 км (599 миль)
- Перегоночная дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 морских миль) с запасом хода 30 минут.
- Автономность: обычный вооруженный патруль – 3 часа 30 минут.
- типичная тренировочная миссия 1 час 10 минут
- максимальная выносливость 7 часов
- Практический потолок: 12 800 м (42 000 футов)
- Пределы g: + 7,5–3,9 ) при 4500 кг (9921 фунт
- + 5,5 – 1 при 6300 кг (13 889 фунтов)
- Скорость набора высоты: 24,9 м/с (4900 футов/мин) (нормальная)
- 101,67 м (334 фута) (MPR)
- Тяга/вес : 0,322
- Разбег: 560 м (1840 футов)
- Разбег с высоты 15 м (49 футов): 800 м (2600 футов)
Вооружение
- Оружие:
- 1x 30-мм (1,181 дюйма) пушка DEFA
- или
- калибра 12,7 мм (0,500 дюйма) 2 пулемета М3 в съемных блоках под носовой частью фюзеляжа
- Ракеты:
- 2 - Рафаэль Шафрир (А-36 «Токи») ракеты класса «воздух-воздух».
- Бомбы:
- До 2220 кг (4894 фунтов) одноразовых магазинов на 6 подкрыльевых пилонах
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэро Л-39 Альбатрос
- Аэрмакки МБ-339
- АИДК АТ-3
- BAE Systems Хок
- Дассо/Дорнье Альфа Джет
- FMA IA-63 Пампа
- ХЕСА Ясин
- Хунду JL-8
- СНОВА 99
- Кавасаки Т-4
- Соко G-4 Супер Чайка
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1982, с. 180.
- ^ Джексон 2011, с. 175.
- ^ «ВВС Испании закупили 24 учебно-тренировочных самолета Pilatus PC-21» . ДЕФПОСТ . Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ «Airbus планирует создать новый учебно-тренировочный самолет для ВВС Испании» . Авиация сегодня . Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ «Airbus представляет новый учебно-тренировочный самолет для Испании, но с прицелом на Европу» . Новости обороны . Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ «Airbus предлагает испанский учебно-тренировочный самолет, способный нести вооружение» . Infodefensa.com . Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фредриксен 2001, стр. 71.
- ^ Jump up to: а б с «Каса С-101, добро». Flight International , 16 октября 1975 г. с. 560.
- ^ Фроули 2002, с. 58.
- ^ "Турборевентиляторный двигатель TFE731 Гаррета". Рейс Интернэшнл , 4 сентября 1976 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хьюсон 2001, с. 36.
- ^ Томас 2008, стр. 130–132.
- ^ Тобар, Альфонсо и Грэм Уорвик. "С нетерпением жду." Flight International , 14 апреля 1999 г.
- ^ Хойл, Крейг. «ФОТО: Чили получает первые четыре Super Tucano». Flight International , 5 января 2010 г.
- ^ «Справочник военных самолетов: CASA». Рейс Интернэшнл , 29 июля 1998 г.
- ^ Беттиг, Томас (2000). Современный истребитель. Вооружение, размещение, опознавательные особенности (на немецком языке). Гамбург; Берлин; Бонн: ES Mittler & Sohn . п. 46. ИСБН 9783813207170 .
- ^ Тейлор 1989, стр. 218–219.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг . Фишвик, АКТ, Австралия: ISBN Aerospace Publications Pty Ltd. 1-875671-55-2 .
- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО, 2001. ISBN 1-57607-364-5 .
- Хьюсон, Роберт. «Важное руководство по военной авиации». Эйрлайф, 2001. ISBN 1-84037-065-3 .
- Джексон, Роберт (2011). Самолеты с 1914 года по наши дни . ISBN 978-1-907446-02-3 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1982). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN 0-7106-0748-2 .
- Тейлор, Джон В.Р., изд. (1989). Jane's All the World's Aircraft 1989–90 (80-е изд.). Лондон: Информационная группа Джейн. ISBN 978-0710608963 .
- Томас, Синда (2008). Адская поездка, 2008 . Вселенная. ISBN 978-0-5955-2878-3 .