Бичкрафт Бонанза
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2010 г. ) |
Бонанза | |
---|---|
![]() | |
Бук S35 Бонанза | |
Роль | Гражданский многоцелевой самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Бичкрафт |
Первый полет | 22 декабря 1945 г. |
Введение | 1947 [1] |
Статус | В эксплуатации |
Произведено | 1947 – настоящее время |
Количество построенных | >17 000 |
Развитый в | Бичкрафт Т-34 Наставник Бичкрафт Трэвел Эйр Bay Super V Фудзи КМ-2 |
Beechcraft Bonanza — американский самолет гражданской авиации, представленный в 1947 году компанией Beech Aircraft Corporation из Уичито, штат Канзас . Шестиместный одномоторный самолет до сих пор производится компанией Beechcraft и находится в непрерывном производстве дольше, чем любой другой самолет в истории. [2] [3] Построено более 17 000 Bonanza всех вариантов. [4] [5] производится как с характерным V-образным, так и с обычным хвостовым оперением; ранние версии с обычным хвостовым оперением продавались как Debonair . [5] [6]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
В конце Второй мировой войны появились два цельнометаллических легких самолета , Model 35 Bonanza и Cessna 195 , которые представляли совершенно разные подходы к премиальному сегменту послевоенного рынка гражданской авиации. [ нужна ссылка ] Cessna 195 с высокорасположенным семицилиндровым радиальным двигателем , фиксированным шасси с хвостовым колесом и опускающимися боковыми окнами была продолжением довоенной технологии. Bonanza, однако, отличалась более простым в управлении горизонтально-оппозитным шестицилиндровым двигателем и убирающейся трехколесной ходовой частью (хотя носовое колесо изначально было не управляемым, а продольным). [7] [ нужна проверка ] и низкоплановой конфигурации.
Разработан командой под руководством Ральфа Хармона . [8] Модель 35 Bonanza представляла собой относительно быструю, полностью алюминиевую конструкцию с низкорасположенным крылом, в то время, когда большинство легких самолетов все еще делались из дерева и ткани. [ нужна ссылка ] Модель 35 отличалась убирающимся шасси и фирменным V-образным хвостовым оперением (оснащенным комбинированными рулями высоты и рулями направления, называемыми «рулями направления»). [9] Прототип 35 Bonanza совершил свой первый полет 22 декабря 1945 года, а сертификат летной годности тип получил 25 марта 1947 года. [8] Производство началось в том же году. [8] Первые 30–40 выпущенных Bonanza имели закрылки и элероны с тканевой обшивкой, после чего эти поверхности покрывались листами из магниевого сплава. [10]
Семья Бонанза в конечном итоге состояла из трех основных вариантов:
- Модель 35 Bonanza (1947–1982; V-образное хвостовое оперение) [11]
- Модель 33 Debonair или Bonanza (1960–1995; обычное хвостовое оперение) [12]
- Модель 36 Bonanza (1968 – настоящее время; удлиненная Модель 33) [12]
Модель 33 Debonair была представлена в 1960 году как более дешевая модель с более строгими стандартными приборами, внешним оборудованием, схемами окраски, а также внутренними тканями и отделкой, чем более престижная V-образная хвостовая часть Bonanza. [6] [13] Однако большинство функций Bonanza были доступны в качестве заводских опций для Debonair, и к середине 1960-х годов большинство покупателей Debonair заказывали большую часть или все эти опции. Понимая это, компания Beechcraft отказалась от названия Debonair и большинства основных и редко заказываемых стандартных функций с выпуском E33 в 1968 году. [13]
Несмотря на свое название, Twin Bonanza представляет собой значительно более широкий и тяжелый самолет, который во многом не похож на одномоторный Bonanza; Единственными основными общими частями являются передние борта фюзеляжа, окна и главная дверь кабины. [14] Однако у Twin Bonanza были проблемы с конкуренцией с такими же функциональными, но значительно более легкими Cessna 310 и Piper PA-23 , поэтому Beechcraft использовала базовый фюзеляж Bonanza и многие другие детали Bonanza для создания двухмоторного Travel Air , который позже был развит в Барон . [15]
Операционная история
[ редактировать ]Конструкция с V-образным хвостовым оперением завоевала репутацию «убийцы врачей с раздвоенным хвостом». [16] из-за аварий самоуверенных богатых пилотов-любителей, [17] несчастные случаи со смертельным исходом и поломки в полете. [18] «Доктор-убийца» иногда также использовался для описания версии с обычным хвостом. [19] [20] Однако подробный анализ, проведенный Ассоциацией владельцев самолетов и пилотов, записей об авиационных происшествиях на обычных одномоторных самолетах с убирающимся шасси в Соединенных Штатах в период с 1982 по 1989 год, показал, что уровень аварийности у Bonanza немного ниже, чем у других типов, участвовавших в исследовании. Ошибка пилота была указана в 73% аварий с V-образным хвостовым оперением и в 83% аварий с обычным хвостовым оперением, при этом причины, связанные с самолетами, составляют 15% и 11% аварий соответственно. [21] Однако в исследовании отмечается, что у самолета наблюдалась необычно высокая частота приземлений с поднятыми шасси и непреднамеренного уборки шасси на земле, что было связано с нестандартным переключателем уборки шасси на ранних моделях, который легко спутать с переключателем, который управляет закрылками . В моделях, выпущенных в 1984 году, используется более характерный перемещенный переключатель шасси, дополненный «приседающими переключателями» на шасси, которые предотвращают его работу при сжатии весом самолета, и переключателем положения дроссельной заслонки, который предотвращает уборку шасси при настройках низкой мощности двигателя. [21]
В 1982 году производство V-образного хвостового оперения Model 35 закончилось. [22] В конце 1980-х годов повторяющиеся структурные неисправности V-образного хвостового оперения побудили Министерство транспорта США и Федеральное управление гражданской авиации (FAA) провести обширные летные испытания и испытания в аэродинамической трубе , которые доказали, что V-образное хвостовое оперение не соответствует стандартам сертификации типа при определенных условиях. ; Кульминацией этих усилий стал выпуск директивы по летной годности по усилению хвостовой части, что значительно снизило количество поломок самолетов в полете. самолета Несмотря на это, Бич уже давно утверждает, что большинство отказов V-образного хвостового оперения связаны с операциями, выходящими далеко за пределы предполагаемого диапазона полета . [21] [12] Последующий анализ записей об авариях Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) в период с 1962 по 2007 год выявил в среднем три структурных отказа V-образного хвостового оперения в год, в то время как у Bonanza 33 и 36 с обычным хвостовым оперением в общей сложности произошло только одиннадцать таких отказов за те же 45 лет. . Большинство отказов V-образного хвостового оперения были связаны с полетом по правилам визуального полета в метеорологических условиях по приборам , полетом в грозу или обледенением планера . [23]
Помимо конструктивных проблем, Bonanza 35 имеет относительно узкий центр тяжести , а конструкция хвостового оперения не терпит дисбаланса, вызванного повреждениями, неправильным обслуживанием или перекраской. Такие дисбалансы могут вызвать опасный аэроупругий флаттер . [21] Из-за анодных свойств магния , используемого для обшивки V-образного хвостового оперения, они имеют тенденцию к коррозии, что часто приводит к постоянному заземлению затронутого самолета, поскольку проблему можно решить только полной заменой обшивки или всего хвостового оперения , а также нужных запчастей больше нет в наличии. [24] Американское общество Bonanza назначило награду в размере 500 000 долларов США для поощрения разработки сменных обшивок для вторичного рынка в соответствии с дополнительным сертификатом типа . [24] Несмотря на эти проблемы, многие владельцы Bonanza 35 настаивают на том, что самолет достаточно безопасен, а его репутация привела к снижению затрат на покупку для экономных покупателей. [23]
Модель 33 с обычным хвостовым оперением производилась до 1995 года. [5] [25] До сих пор выпускается модель 36 Bonanza, удлиненный вариант оригинальной конструкции с прямым хвостом. [26] введен в 1968 году. [5] [27] В 2021 году Bonanza не было поставлено, но 10 апреля 2022 года было объявлено, что производство Bonanza G36 возобновилось. [28]
Австралии В январе 2012 года Управление безопасности гражданской авиации издало директиву о летной годности, запрещающую все самолеты Bonanza, Twin Bonanza и Debonair, оснащенные одинарной штангой и в которых были отправлены кабели управления лифтом, возраст которых превышает 15 лет, до тех пор, пока они не будут проверены. . AD был выпущен на основании того, что у двух самолетов были обнаружены изношенные кабели, у одного из которых произошел отказ кабеля непосредственно перед взлетом, что вызвало обеспокоенность по поводу возраста кабелей в самолетах парка этого возраста. На момент заземления срок службы некоторых Bonanza достиг 64 лет. Самолеты с изношенными кабелями были заземлены до тех пор, пока кабели не были заменены, а те, которые прошли проверку, в любом случае должны были заменить кабели в течение 60 дней. AD затрагивал только австралийские самолеты и не был принят органом летной годности, ответственным за сертификат типа США , Федеральным управлением гражданской авиации . Вместо этого ФАУ решило выпустить специальный информационный бюллетень по летной годности с требованием проверять тросы управления рулем высоты во время ежегодной проверки. [29] [30] [31]
QU-22 Пейв Игл
[ редактировать ]QU -22 представлял собой самолет Beech 36/A36 Bonanza, модифицированный во время войны во Вьетнаме в самолет-реле радиосигнала электронного наблюдения, разработанный под названием проекта «Pave Eagle» для ВВС США . Army - Для снижения шумовой характеристики использовался двигатель Continental GTSIO-520-G с турбонаддувом и редуктором AiResearch, во многом похожий на более поздний Lockheed YO-3A . [ нужна ссылка ] Эти самолеты предназначались для использования в качестве беспилотных летательных аппаратов для мониторинга сейсмических и акустических датчиков, сброшенных вдоль тропы Хо Ши Мина в Лаосе , и сообщения о передвижениях войск и снабжения. Однако когда проект был введен в эксплуатацию в 1968 году, все самолеты пилотировали пилоты 1-го отряда 554-й разведывательной эскадрильи с позывным «Вампир». Отдельная операция «Флаг компаса» осуществляла наблюдение за Главным управлением тыла вдоль «Тропы Хо Ши Мина», связавшись с 6908-м охранным отрядом. [32]
Шесть прототипов YQU-22A (модель 1074, [33] модификации Beech 33 Debonair) прошли боевые испытания в 1968 году, два из них были потеряны в ходе боевых действий, при этом погиб гражданский летчик-испытатель. Двадцать семь QU-22B (модель 1079) [33] были модифицированы: 13 в 1969 году и 14 в 1970 году, шесть из которых были потеряны в бою. Два пилота ВВС погибли в бою. Все потери произошли из-за отказов двигателей или воздействия турбулентности. [34] Большой выступ капота над спиннером был приспособлен для генератора переменного тока, а более тяжелый комплект крыльев и лонжеронов Baron использовался для обработки топливной загрузки в 236 галлонов США (890 л). [32]
-
1965 S35 Bonanza с V-образным хвостовиком
-
B35 1950 года выпуска, которым управляла Национальная школа летчиков-испытателей в аэропорту Мохаве.
-
Совершенно новый Bonanza G36 2011 года выпуска на выставке Beechcraft; ЕАА AirVenture 2011
-
2013 Bonanza G36 на выставке AirVenture 2013
Варианты
[ редактировать ]Модель 35 Бонанза
[ редактировать ]- 35
- (1947–1948), первоначальная серийная версия с двигателем Continental E-185 или E-185-1 мощностью 165 л.с. (123 кВт), построено 1500 экземпляров. [11]
- А35
- (1949) Модель 35 с увеличенной взлетной массой, трубчатыми лонжеронами крыла и рулевым управлением носового колеса, построено 701 экземпляр. [11]
- Б35
- (1950) А35 с двигателем Continental E-185-8, построено 480 штук. [11]
- С35
- (1950-1952) B35 с двигателем Continental E-185-11 мощностью 185 л.с., металлическим винтом, увеличенным хвостовым оперением и увеличенной взлетной массой, одобренным для двигателя Lycoming GO-435-D1 , [35] построено 719 штук. [11]
- 35р
- (1951) Модернизированная модель 35 со многими улучшениями, внесенными в B35 и C35, задуманная как альтернатива производству нового C35, поскольку производство последнего пострадало от задержек из-за Корейской войны . 14 моделей Model 35 были модифицированы в соответствии с этим стандартом, причем к исходным серийным номерам каждой из них были добавлены суффиксы от «R1» до «R14». [5] [36]
- Д35
- (1953) C35 с увеличенной взлетной массой и небольшими изменениями, одобренный для двигателя Lycoming GO-435-D1. [35] построено 298 штук. [11]
- Е35
- (1954) Оснащен двигателем E-185-11 или двигателем Continental E-225-8 мощностью 225 л.с. (168 кВт), построено 301 экземпляр. [37]
- Ф35
- (1955 г.) С двигателем Е-185-11 или Е-225-8. Дополнительное заднее окно с каждой стороны, усиленные передние кромки крыла и колпаки хвостового лонжерона. построено 392 человека. [37]
- G35
- (1956) Оснащен двигателем Continental E-225-8, более толстое лобовое стекло. построено 476 штук. [37]
- Н35

- (1957) Оснащен двигателем Continental O-470-G мощностью 240 л.с. (180 кВт) и модифицированной конструкцией. построено 464 экземпляра. [37]
- J35
- (1958) Оснащен двигателем Continental IO-470-C с впрыском топлива мощностью 250 л.с. (190 кВт). построено 396 штук. [37]
- К35
- (1959) Увеличенная топливная загрузка, дополнительное пятое сиденье и увеличенная взлетная масса, построено 436 экземпляров. [37]
- М35
- (1960) Аналогично К35, построено 400 штук. [37]


- N35
- (1961) Оснащен двигателем Continental IO-470-N мощностью 260 л.с. (190 кВт), увеличенным запасом топлива, увеличенной взлетной массой и увеличенными задними боковыми окнами. [38] построено 280. [37]
- О35
- (1961) Экспериментальная версия с аэродинамическим профилем с ламинарным потоком. Построен только один. [37]
- P35
- (1962–1963) Новая приборная панель. построено 467 штук. [37]
- С35
- (1964–1966) Оснащен двигателем Continental IO-520-B, большей взлетной массой, более длинным салоном, дополнительным пятым и шестым сиденьями и новым задним стеклом, [39] построено 667 штук. [37]
- В35
- (1966–1967) Оснащен цельным лобовым стеклом, оснащен двигателем IO-520-B или дополнительным двигателем TSIO-520-D с турбонаддувом мощностью 285 л.с. (213 кВт) (как V35-TC ). Всего построено 873 экземпляра, в том числе 79 V35-TC. [40]
- В35А
- (1968–1969) Оснащен обновленным лобовым стеклом, оснащен двигателем IO-520-B или дополнительным двигателем TSIO-520-D с турбонаддувом (как V35A-TC ), построено 470 экземпляров, включая 46 V35A-TC. [41]
- В35Б
- (1970–1982) Первоначально с небольшими улучшениями по сравнению с V35A, но подвергся серьезной внутренней переработке в 1972 году и 24-вольтовой электрической системе в 1978 году. Обычно питается от IO-520B, но доступен с дополнительным TSIO-520-D (как V35TC ) до тех пор, пока 1971 г. Построено 1335 машин, в том числе 7 V35TC. [42] [43]
Модель 33 Дебонэйр/Бонанза
[ редактировать ]
- 35-33 Дебонэйр
- (1959) На базе Bonanza с обычным килем и хвостовым оперением, базовой отделкой и интерьером, оснащен одним двигателем Continental IO-470-J мощностью 225 л.с. (168 кВт) , построено 233 экземпляра. [44] [45]
- 35-А33 Дебонэйр
- (1961) Оснащен улучшенной внутренней отделкой и оснащен двигателем IO-470J или IO-470K. 154 построено. [45]
- B33 Дебонэйр
- (1961-1965) Дальнейшая усовершенствованная версия с новой приборной панелью, контурной передней кромкой киля и модификациями топливного бака (как у N35 Bonanza). Двигатель ИО-470К. построено 426 штук. [45]
- C33 Дебонэйр
- (1965-1967) Увеличенная полная масса и возможность установки увеличенных задних окон. построено 304. [46]
- C33A Дебонэйр
- (1966-1967) Оснащен двигателем Continental IO-520-B мощностью 285 л.с. (213 кВт). 179 построено. [47]
- Д33
- Один S35, модифицированный как военный прототип непосредственной поддержки, с обычным хвостовым оперением и шестью узлами подвески под крылом. [47]
- E33 Бонанза
- (1968-1969) ИО-470К мощностью 225 л.с. (168 кВт). 116 построено. [47]
- E33A Бонанза
- (1968-1969) E33 с двигателем Continental IO-520-B мощностью 285 л.с., построено 85 штук. [47]
- E33B Бонанза
- E33 с усиленным планером и сертифицирован для выполнения фигур высшего пилотажа. Непостроенный. [47]
- E33C Бонанза
- (1968-1969) E33B с двигателем Continental IO-520-B мощностью 285 л.с., построено 25 штук. [48]
- F33 Бонанза
- (1970) E33 с измененными задними боковыми окнами и небольшими доработками, построено 20 штук. [49]
- F33A Бонанза
- (1970-1994) F33 с двигателем Continental IO-520-B мощностью 285 л.с., более поздние самолеты имеют более длинную кабину S35/V35 и дополнительные сиденья, построено 1502 экземпляра. [25] [49] [5]

- F33C Бонанза
- (с 1970 г.) F33A сертифицирован для выполнения высшего пилотажа, до 1987 г. построено 154 экземпляра по специальному заказу. [49] [5]
- G33 Бонанза
- (1972-1973) F33 с двигателем Continental IO-470-N мощностью 260 л.с. (190 кВт) и комплектацией V35B, построено 50 штук. [49]
Модель 36 Бонанза
[ редактировать ]

- 36
- (1968–1969) Модернизированный многоцелевой самолет с хвостовым оперением, аналогичным модели 33, с удлинением фюзеляжа на 10 дюймов (25 см), четырьмя окнами в кабине с каждой стороны, задними двойными дверями по правому борту и шестью сиденьями, одним двигателем Continental IO-520-B мощностью 285 л.с. , 184 построено. [50] [51]
- А36
- (1970–2005) Модель 36 с улучшенным роскошным интерьером, новой топливной системой, увеличенной взлетной массой, с 1984 года оснащена двигателем Continental IO-550-BB , измененной конструкцией приборной панели и органов управления, построено 2128 штук. [27] [52]
- А36АТ
- Модель A36 «Airline Trainer» с пропеллером уменьшенного диаметра, выхлопными перегородками и пониженной частотой вращения для снижения шума для летных школ. [53]
- А36ТС
- (1979–1981) Модель 36 с трехлопастным воздушным винтом и двигателем Continental TSIO-520-UB с турбонаддувом мощностью 300 л.с., построено 280 штук.
- Т36ТС
- (1979) A36 с Т-образным хвостовым оперением и двигателем Continental TSIO-520 мощностью 325 л.с., построен один
- B36TC
- (1982–2002) A36TC с крылом большего размаха, увеличенной дальностью полета, измененной конструкцией приборной панели и органов управления, увеличенной взлетной массой, построено 116 штук. [54]
- G36
- (2006 – настоящее время) - обновление стеклянной кабины A36 с Garmin G1000. системой [4] [55]
КУ-22
[ редактировать ]- YQU-22A (модель 1074)
- Военное обозначение ВВС США прототипа версии дрона для сбора разведывательной информации Bonanza 36, построено шесть штук.
- СЕГОДНЯ-22А (Модель ПД.249)
- Прототип недорогой версии с закрытой поддержкой с фюзеляжем Bonanza A36 и крыльями Baron B55, построен один
- КУ-22Б (модель 1079)
- Серийная модель дрона для операции ВВС США Pave Eagle, построено 27 штук, модифицирована турбонаддувом, трехлопастным винтом и наконечниками баков. [56]
Модификации
[ редактировать ]- Эллисон Турбина Бонанза
- Компания Allison совместно с Soloy Aviation Solutions сертифицировала переоборудование самолета Beech A36 Bonanza под турбовинтовой двигатель Allison 250-B17C . [57]
- Континентальный Вояджер Бонанза (A36)
- Стандартный самолет с двигателем жидкостного охлаждения Continental Motors TSIOL-550-B . [58] [59]
- Бонанза Недвижимость (A36)
- Стандартный самолет, модифицированный компанией Tradewind Turbines с двигателем Allison 250 -B17F/2 турбовинтовым (оригинальный STC № 3523NM от Soloy). [60]
- ТурбинЭйр Бонанза (B36TC)
- Модификация, произведенная дочерней компанией Rocket Engineering, West Pacific Air, LLC с двигателем Pratt & Whitney PT6A-21 турбовинтовым мощностью 500 л.с. и запасом топлива 124 галлона США (470 л; 103 имп галлона). [61] [62] [63] [64]
- Турбонормализованное золотое дно Whirlwind System II (36, A36, G36)
- Стандартный самолет, модифицированный Tornado Alley Turbo с турбонормализацией Tornado Alley (сохраняет мощность до 20 000 футов) [65] система и одобрена для взлетной массы 4000 фунтов.
- Whirlwind TCP Bonanza (A36TC или B36TC)
- Стандартный самолет, модифицированный Tornado Alley Turbo с двигателем TCM IO-550B и системой турбонормализации Tornado Alley. Этот планер одобрен для взлетной массы 4042 фунта.
- Bay Super V
- Многомоторная модификация C35 Bonanza.
- Модель 40
- Beechcraft Model 40 — экспериментальный двухмоторный самолет, созданный на базе Bonanza. В 1948 году был построен только один прототип. Он отличался уникальной вертикально-нижней компоновкой двух двигателей Франклина мощностью 180 л.с. , установленных друг на друге и приводивших в движение один винт. У самолета был капот двигателя, отличный от стандартного Bonanza, и передняя стойка не могла полностью убираться, но в остальном он очень напоминал серийные Bonanza того времени. Однако правила сертификации требовали установки межсетевого экрана между двумя двигателями, что остановило разработку. [66] Статус прототипа неизвестен.
- Нормальный 14
- , реконструированная на Производная организация оборонной промышленности Ирана базе F33A , оснащенная законцовками крыла. Первый полет состоялся 5 апреля 1988 года. К 2001 году в эксплуатации находится около 14 самолетов. [67] [68] [ не удалось пройти проверку ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]
Bonanza пользуется популярностью среди чартерных компаний и обслуживается частными лицами и компаниями.
В 1949 году авиакомпания Turner Airlines (позже переименованная в Lake Central Airlines ) начала полеты с использованием трех самолетов Bonanza с V-образным хвостовым оперением. [69] В том же году, Central Airlines начала полеты с использованием восьми самолетов Bonanza. [70] позже добавил к флоту еще три, прежде чем в 1950 году начал их вывод из эксплуатации в пользу Douglas DC-3 . [71]
Военный
[ редактировать ]Гаити
- Гаитянский авиационный корпус - 1 x Bonanza F33 [72]
Индонезия
- Индонезийская военно-морская авиация - 4 x Bonanza G36 [73]
Иран
- Имперские ВВС Ирана - 10 Bonanza F33A и 39 Bonanza F33C. [74]
Израиль
- ВВС Израиля - Бонанза А36 [75] называется Хофит. [76]
Кот-д'Ивуар
- ВВС Кот-д'Ивуара - 1 x Bonanza F33C [77]
Мексика
- Мексиканские ВВС - 10 x Bonanza F33C [78]
Нидерланды
- Государственная летная школа Нидерландов - 16 самолетов Bonanza F33C [79]
Никарагуа
- Национальная гвардия - 1 Бонаназа А35 [80]
Португалия
- ВВС Португалии - 1 × Bonanza A35 эксплуатировался в 1949–55 гг. [81]
Испания
- ВВС Испании - 29 Bonanza F33C и 25 Bonanza F33A. [82]
Таиланд
- Королевский флот Таиланда - 3 x Beech 35 Bonanza [83]
Соединенные Штаты
- ВВС США — QU-22B. [84]
Известные полеты
[ редактировать ]- В январе 1949 года четвертый самолет Bonanza, сошедший с конвейера, был пилотирован капитаном Уильямом Одомом из Гонолулу, Гавайи , в континентальную часть Соединенных Штатов (2900 статутных миль), и это был первый легкий самолет, совершивший это. [85] Самолет назывался Waikiki Beech , а его запас топлива с 40 галлонов (150 л) был увеличен (с использованием фюзеляжных и крыльевых баков) до 268 галлонов (1010 л), что давало дальность полета в неподвижном воздухе почти 5000 статутных миль.
- В марте 1949 года капитан Одом пилотировал Вайкики Бич на расстояние 5273 миль (8486 км) от Гонолулу до Тетерборо, штат Нью-Джерси , установив рекорд без остановок. Время полета составило 36:01 часов, со средней скоростью 146,3 миль в час (235,4 км/ч), с потреблением 272,25 галлонов США (1030,6 л; 226,70 имп галлонов) топлива. После этого полета самолет был передан в дар Национальному музею авиации Смитсоновского института , как Национальный музей авиации и космонавтики . тогда назывался [86] [87]
- 7 октября 1951 года американский конгрессмен от Иллинойс штата Питер Ф. Мак-младший начал кругосветное путешествие на Вайкики-Бич , арендованном у музея и отремонтированном на заводе «Бич», и переименованном в «Пламя дружбы» . Он провел 15 недель, путешествуя по 30 странам (налет 223 часа). В 1975 году самолет был снова отремонтирован и возвращен в Национальный музей авиации и космонавтики. Он до сих пор выставлен там, на боках которого написаны оба имени. [88]
- 31 мая 2014 года 19-летний студент Массачусетского технологического института Мэтт Гутмиллер из Абердина, Южная Дакота , покинул Гиллеспи Филд в Эль-Кахоне, Калифорния , на автомобиле A36 Bonanza 1981 года в одиночном кругосветном плавании продолжительностью 44 дня и 12 часов, что сделало его Обладатель Книги рекордов Гиннеса как самый молодой человек, совершивший в одиночку кругосветное путешествие, когда он приземлился в Эль-Кахоне 14 июля 2014 года в возрасте 19 лет, 7 месяцев и 15 дней. За 170 часов полета он совершил 23 остановки в 15 странах на пяти континентах и преодолел около 30 500 миль (49 100 км), одновременно повышая осведомленность об образовании в области компьютерных наук и поддерживая Code.org . [89]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 28 октября 1947 года губернатор штата Орегон Эрл Снелл , государственный секретарь штата Орегон Роберт С. Фаррелл-младший и президент Сената штата Маршалл Э. Корнетт погибли вместе с пилотом Клиффом Хоугом, когда их Bonanza 35 разбился в штормовую погоду к юго-западу от Дог-Лейк в Округ Лейк, штат Орегон. [90]
- 26 января 1952 года Зубейда Бегум и Ханвант Сингх , махараджа Джодхпура , погибли, когда их Beechcraft Bonanza разбился в Годваре ( Раджастан ), Индия . Ханвант Сингх был переутомлен во время предвыборной кампании и, как сообщается, спал всего четыре часа в сутки. Обломки этой катастрофы были обнаружены на складе в подвале Центральной тюрьмы в Джодхпуре в 2011 году. [91]
- 31 июля 1955 года восходящая звезда Голливуда Роберт Фрэнсис погиб вместе с двумя другими людьми, когда пилотируемый им «Бонанца» разбился сразу после взлета из аэропорта Бербанка . [92]
- 3 февраля 1959 года звезды рок-н-ролла Бадди Холли , Ричи Валенс и The Big Bopper , а также пилот Роджер Петерсон погибли, когда их Beechcraft Bonanza 35, регистрационный номер N3794N, разбился вскоре после взлета ночью в плохую погоду. [93] Авария в северной Айове позже стала известна как « День, когда умерла музыка », после того как Дон Маклин назвал ее этим именем в своей песне « Американский пирог ».
- 31 июля 1964 года звезда кантри-музыки Джим Ривз и его пианист Дин Мануэль погибли, когда самолет Beechcraft Debonair N8972M, которым управлял Ривз, разбился в районе Брентвуда в Нэшвилле во время сильной грозы. [94]
- 14 февраля 1975 года конгрессмен Джерри Петтис погиб, когда самолет Beechcraft Model V35B Bonanza, который он пилотировал, разбился недалеко от Черри-Вэлли, Калифорния , после того, как он столкнулся с неблагоприятными погодными условиями. Административный госпиталь Мемориала ветеранов Джерри Петтиса в Лома-Линда , Калифорния. В его честь назван [95]
- 7 февраля 1981 года Apple Computer соучредитель Стив Возняк разбил свой Beechcraft Bonanza при взлете из Sky Park Санта-Крус . Расследование NTSB показало, что Возняк не имел одобрения «высоких характеристик» (то есть у него не было юридической квалификации для управления самолетом) и «недостаточно знаком с самолетом». Причиной крушения был определен преждевременный взлет, за которым последовало сваливание и "врезание" в 12-футовую насыпь. [96] Позже Возняк полностью выздоровел, хотя и с временной антероградной амнезией .
- 19 марта 1982 года Оззи Осборна гитарист Рэнди Роадс погиб, когда крыло Bonanza F35, на котором он ехал, врезалось в туристический автобус группы, а затем врезалось в дерево и соседний дом. Оба других человека на борту самолета, пилот Эндрю Эйкок и визажист Осборна Рэйчел Янгблад, также погибли в результате крушения. NTSB назвал причинами крушения неверные решения, жужжание и неправильную оценку разрешения, а также указал на то, что использование самолета не было разрешено владельцем самолета. [97]
- 14 января 1996 года армяно-турецкий музыкант Онно Тунч погиб, когда частный Bonanza разбился в непогоду на горе Таздаг возле деревни Селимие Армутлу, Ялова, во время пути из Бурсы в Стамбул . [98]
- 13 марта 2006 года ведущий игрового шоу Питер Томаркен разбил свой Bonanza A36 в залив Санта-Моника , поднимаясь из аэропорта Санта-Моники в Калифорнии . Он направлялся в Сан-Диего, чтобы забрать больного раком, которому требовалась транспортировка в Медицинский центр Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе для лечения. Томаркен и его жена погибли в результате крушения. [99]
- 23 июля 2014 года Харис Сулеман , американский пилот пакистанского происхождения, пытавшийся облететь весь мир за 30 дней с целью популяризации образования, разбил свой Beechcraft Bonanza в Тихом океане , убив его и оставив пропавшим без вести его отца Бабара Сулемана, также находившегося на борту. . [100]
Технические характеристики (модель G36 2011 г.)
[ редактировать ]
Данные Hawker Beechcraft [101] [102]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Вместимость: пять пассажиров
- Длина: 27 футов 6 дюймов (8,38 м)
- Размах крыльев: 33 фута 6 дюймов (10,21 м)
- Рост: 8 футов 7 дюймов (2,62 м)
- Площадь крыла: 181 кв. фут (16,8 м 2 )
- Соотношение сторон : 6,2
- Профиль : Корень: NACA 23016.5. Совет:23012
- Пустой вес: 2517 фунтов (1142 кг)
- Полная масса: 3650 фунтов (1656 кг)
- Силовая установка: 1 × Continental IO-550-B , 300 л.с. (220 кВт)
- Гребные винты: трехлопастной гребной винт Hartzell диаметром 6 футов 8 дюймов (2,03 м).
Производительность
- Крейсерская скорость: 176 узлов (203 миль в час, 326 км/ч)
- Запас хода: 716 миль (824 миль, 1326 км) с полной пассажирской загрузкой
- Перегоночная дальность: 930 миль (1070 миль, 1720 км)
- Практический потолок: 18 500 футов (5600 м)
- Скорость набора высоты: 1230 футов/мин (6,2 м/с).
- Нагрузка на крыло: 20,16 фунтов/кв. футов (98,4 кг/м). 2 )
Авионика
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Белланка Викинг
- Цессна 210
- Муни М20
- Нормальный 14
- Пайпер ПА-24 Команч
- Piper PA-32R 301T Саратога II TC
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Поттс, Майк (июль 2007 г.). «Beech Bonanza: празднование 60-летия непрерывного производства и по-прежнему набирает силу» (PDF) . www.AvBuyer.com . Журнал мировых продаж самолетов. п. 109. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 г.
- ^ Андерс Кларк (25 июня 2015 г.). «Beechcraft A36 Bonanza» . Ученики полета . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Скотт Пердью (1 мая 2007 г.). «Золотое дно набирает 60 сильных и быстрых!» . PlaneAndPilotMag.com. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Beechcraft Bonanza G36. Анализ продукта» (PDF) . Уичито, Канзас: Hawker Beechcraft Corporation. стр. 3–4. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 г. Проверено 8 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Список серийных номеров Beechcraft, с 1945 по 2014 год» (PDF) . beechcraft.com . Бичкрафт. 26 августа 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2014 г. . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Якобсхаген, Норман (июнь 1960 г.). «Проверьте отчет пилота: Бук Дебонэр» . Летающий . Том. 66, нет. 6. Нью-Йорк: Зифф-Дэвис. стр. 38–39, 89–91 . Проверено 16 октября 2014 г.
- ↑ Летающий журнал, там же.
- ^ Jump up to: а б с Пеллетье 1995, с. 89.
- ^ «Бонанза» . Летающий . Том. 39, нет. 3. Нью-Йорк: Зифф-Дэвис. Сентябрь 1946 г. с. 31 . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Макклеллен, Дж. Мак (август 2007 г.). «60 лет непрерывного производства» . Летающий . Том. 134, нет. 8. С. 62–63 . Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пеллетье 1995, с. 90.
- ^ Jump up to: а б с «Бичкрафт Бонанза» . www.aopa.org . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . 9 октября 2009 года . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Bonanza F33A — билет в приключение» . www.aopa.org . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . 5 февраля 1998 года . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Беделл, Питер А. (5 сентября 1999 г.). «Буковое золотое дно-близнец: легенда ревет» . www.aopa.org . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Беделл, Питер А. (5 октября 2002 г.). «Бич Трэвел Эйр: Барон Лайт» . www.aopa.org . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Эмили Джонс (29 марта 2009 г.). «Конгрессмен увидел наводнение с высоты птичьего полета» . Стар Трибьюн (Миннеаполис-Сент-Пол). Архивировано из оригинала 3 апреля 2009 года.
- ^ Алисия Колдуэлл (13 сентября 1988 г.). «Пилот, попавший в аварию, имел только студенческие права». Тампа Бэй Таймс .
- ^ Билл Миллер (21 сентября 2008 г.). «Снимок: Плохой день для Летучего Голландца» . Почтовая трибуна .
- ^ Хоуз К. Спенсер (22 июня 2006 г.). «НОВОСТИ – Затруднительное положение Кроэ: причина крушения окутана туманом» . Крюк.
- ^ Лиза Грин (20 июля 2003 г.). «Врачи находят утешение в высоких местах» . «Санкт-Петербург Таймс» .
- ^ Jump up to: а б с д Ландсберг, Брюс (5 февраля 1994 г.). «Обзор безопасности золотого дна» . www.aopa.org . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ Макклеллан, Дж. Мак (апрель 2002 г.). «Золотое дно с V-образным хвостом для барона 58» . Летающий . Нью-Йорк: Зифф-Дэвис . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Твомбли, Ян Дж. (1 января 2018 г.). «Бюджетная покупка: Beechcraft Bonanza 35» . www.aopa.org . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Общество Бонанза увеличивает приз за разработку замены руля направления» . www.aopa.org . 20 октября 2021 г. . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Брэдли, Патрик (октябрь 1984 г.). «Золотая удача: Бук F33A» . Летающий . Нью-Йорк: Зифф-Дэвис . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Брехнер, Берл (август 1984 г.). «Эволюция самолетов: Буковое золото» . Летающий . Нью-Йорк: Зифф-Дэвис . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Молл, Найджел (май 1984 г.). «Отчет пилота: Bonanza A36» . Летающий . Нью-Йорк: Зифф-Дэвис . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Симпсон, Род (лето 2022 г.). «Известия гражданской авиации». Мир авиации Air-Britain . стр. 124–125. ISSN 1742-996X .
- ^ Найлз, Расс (15 января 2012 г.). «Австралийские земли для старых золотых дел» . AVweb . Проверено 16 января 2012 г.
- ^ ААП (16 января 2012 г.). «CASA издает директиву по легким самолетам» . Вестник Солнца . Проверено 16 января 2012 г.
- ^ Найлз, Расс (24 января 2012 г.). «Нет рекламы кабеля FAA Bonanza» . AVweb . Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Майк Коллинз (сентябрь 2014 г.). «Золотое дно идет на войну. Познакомьтесь с QU-22B и людьми, которые на нем летали». Пилот АОПА .
- ^ Jump up to: а б «Ушедшие Бичкрафты – Часть вторая» . Кинг Эйр . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «ВВС США Qu-22 Pave Eagle» . Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Федеральное управление гражданской авиации (26 марта 2007 г.). «Технические характеристики самолета А-777» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2009 г. Проверено 6 марта 2012 г.
- ^ Болл, Ларри А. (1971). Эти несравненные золотые монеты . McCormick-Armstrong Co., стр. 188–189.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Пеллетье 1995, с. 91.
- ^ Якобсхаген, Норман (январь 1961 г.). «Проверьте отчет пилота: Bonanza N35» . Летающий . Том. 68, нет. 1. Нью-Йорк: Зифф-Дэвис. стр. 40–41, 102 . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Шлегер, Джеральд Дж. (май 1964 г.). «Пилотный отчет: Sweet Sixteen Plus 2» . Летающий . Нью-Йорк: Зифф-Дэвис. стр. 40–41, 97–99 . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Пеллетье 1995, стр. 91–92.
- ^ Пеллетье 1995, стр. 92.
- ^ Пеллетье 1995, стр. 92–93.
- ^ Тейлор 1971, с. 228.
- ^ «Технические характеристики самолета 3А15, редакция 95» (PDF) . ФАУ. 12 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2016 г. . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Пеллетье 1995, с. 121
- ^ Пеллетье 1995, стр. 121–122.
- ^ Jump up to: а б с д и Пеллетье 1995, с. 122
- ^ Пеллетье 1995, стр. 122–122.
- ^ Jump up to: а б с д Пеллетье 1995, с. 123
- ^ Пеллетье 1995, с. 147
- ^ Тейлор 1969, с. 250
- ^ Макклеллан, Дж. Мак (сентябрь 1989 г.). «Просто неотразимо: Bonanza A36» . Летающий . Нью-Йорк: Зифф-Дэвис . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ «Тихое золотое дно» . www.aopa.org . 9 мая 1992 года . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Джордж, Фред (июнь 1992 г.). «Рекорд скорости от побережья до побережья на B36TC Bonanza» . Летающий . Нью-Йорк: Зифф-Дэвис . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Макклеллан, Дж. Мак (март 2006 г.). «Первый бук с полной системой G1000» . Летающий . Нью-Йорк: Зифф-Дэвис . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Air Progress : 75. Декабрь 1971 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Тейлор 1988, стр. 324–325.
- ^ Макклеллан, Дж. Мак. (май 1989 г.). «Сейчас, Вояджер» . Летающий . Том. 116, нет. 5. Нью-Йорк: Зифф-Дэвис. стр. 34–35 . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ «Дополнительный сертификат типа, номер SA3151SO» (PDF) . faa.gov . Федеральное управление гражданской авиации. 16 июля 2007 года . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ «Пассетные турбины» . Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ Пит Беделл (декабрь 2013 г.). «Перформанс-золотое дно». Пилот AOPA : Т=13.
- ^ «ТурбинЭйр» . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ «Дополнительный сертификат типа, номер SA01156SE» (PDF) . faa.gov . Федеральное управление гражданской авиации. 16 июля 2007 года . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Пит Биделл (январь 2015 г.). «Преобразование турбины». Пилот АОПА : Т-2.
- ^ « Скорость: покупка 180 узлов за 180 000 долларов »
- ^ Колби, Дуглас. «Совершенный V-образный хвост» . Журнал «Самолет и пилот» . Издательская корпорация Вернер . Проверено 21 июля 2009 г.
- ^ Джексон 2005, с. 298
- ^ «Пайванд – высокооснащенные ВВС Ирана» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2022 года . Проверено 29 сентября 2014 г.
- ↑ Наша история — Lake Central Airlines , веб-сайт US Airways, получено 14 января 2014 г.
- ^ «Central Airlines закупает 8 самолетов для фидерного обслуживания в 3 штатах» . «Утренние новости Далласа» . Даллас, Техас. Ассошиэйтед Пресс. 11 августа 1949 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Центральные авиалинии начнут выполнять рейсы DC-3 по маршрутам» . «Утренние новости Далласа» . Даллас, Техас. 7 сентября 1950 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
До тех пор, пока к нынешним трем не будут добавлены другие DC-3, Central продолжит использовать свои Bonanzas, которых насчитывается одиннадцать, на маршрутах Форт-Уэрт – Тексаркана и Форт-Уэрт – Уичито.
- ^ Андраде 1982, с. 97.
- ^ «Сегодня переданы четыре новых учебных самолета Пуспенербал - Сурья» . Сурабая.tribunnews.com. 30 декабря 2013 года . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Андраде 1982, с. 107.
- ^ «В ВВС появилась первая женщина-командир эскадрильи» . «Джерузалем Пост» | JPost.com .
- ^ «Закрытие торжественного пролета авиабазы Сде Дов» . 1 июля 2019 г. – через Flickr.
- ^ Андраде 1982, с. 126.
- ^ Андраде 1982, с. 156.
- ^ Андраде 1982, с. 164.
- ^ Андраде 1982, с. 166.
- ^ Николли Эйр Энтузиаст, май – июнь 1998 г., стр. 38.
- ^ Андраде 1982, с. 203.
- ^ World Air Forces – Исторические списки Таиланда (THL) , заархивировано из оригинала 25 января 2012 г. , получено 30 августа 2012 г.
- ^ Тейлор 1971, с. 230.
- ^ Воздух и космос Том. 22, № 3, август 2007 г., «Золотой юбилей», с. 14
- ^ Воздух и космос, Т 22, № 3, с. 14
- ^ Болл 1971 г.
- ^ Воздух и космос, Т 22, № 3, с. 15
- ^ «Студент MIT совершил рекордный кругосветный перелет» . BostonGlobe.com . Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ «Губернатор, основные средства, потерянные в результате аварии: ... Обнаружены обломки без признаков жизни (Эрл Снелл)» . Журнал государственного деятеля . 30 октября 1947 г. с. 1 – через газеты.com.
- ^ Парихар, Рохит (2 июля 2011 г.). «Махараджа Джодхпура и обломки самолета его жены обнаружены в тюрьме» . Индия сегодня .
- ↑ Обзор пресс-секретаря (через Google) , « Выясняется причина авиакатастрофы » от 2 августа 1955 г., получено 6 июня 2015 г.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии - файл № 2-0001» (PDF) . Управление гражданской авиации, стр. 3, раздел «Самолеты». 15 сентября 1959 года. Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2009 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ «Н8972М» . Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ «Известные люди, погибшие в авиационных катастрофах» . planecrashinfo.com . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Сводка происшествий NTSB LAX81FA044» . ntsb.gov . Национальный совет по безопасности на транспорте. 7 февраля 1981 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2012 года . Проверено 15 октября 2014 г.
- ^ «Предварительный отчет NTSB» . Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года.
- ^ «Кто такой Онно Тунч? Биография» . www.biography.org . 29 октября 2021 г.
- ^ «Предварительный отчет NTSB» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года.
- ^ «Пилот-подросток и его отец, погибшие в фатальном полете, вдохновили доноров пожертвовать 3,1 миллиона долларов» . Новости Эн-Би-Си . 2 декабря 2014 г.
- ^ Технические характеристики Hawker Beechcraft G36, заархивированные 2 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Производительность Hawker Beechcraft G36. Архивировано 28 июня 2011 г. на Wayback Machine.
- Библиография
- Андраде, Джон (1982). Милитар 1982 года выпуска . Лондон: Aviation Press Limited. ISBN 0-907898-01-7 .
- Болл, Ларри А. (1971). Эти несравненные золотые монеты . Уичито, Канзас: Маккормик-Армстронг. ISBN 9780964151413 .
- Болл, Ларри А. (1990). Они называли меня мистером Бонанза . Уичито, Канзас: Маккормик-Армстронг. ISBN 978-0911978056 .
- «Список серийных номеров Beechcraft, с 1945 по 2014 год» (PDF) . beechcraft.com . Бичкрафт. 26 августа 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2014 г. . Проверено 30 декабря 2016 г.
- Джексон, Пол, изд. (2005). Jane's All the World's Aircraft 2005–2006 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-2684-3 .
- Никколи, Риккардо (май – июнь 1998 г.). «Португальская нумерология: серийные системы, используемые Aeronautica Militar и Força Aerea Portuguesa». Любитель воздуха . Нет. 75. стр. 33–45. ISSN 0143-5450 .
- Пеллетье, AJ (1995). Самолеты «Бук» и их предшественники . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-062-2 .
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1969). Самолеты всего мира Джейн, 1969–70 . Лондон: Sampson Low Marston & Co., Ltd. ISBN 0-354-000-519 .
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1971). Самолеты всего мира Джейн, 1971–72 . Лондон: Sampson Low Marston & Co., Ltd. ISBN 0-354-00094-2 .
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Лондон: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0867-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]