Пейввей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2009 г. ) |
Paveway — серия бомб с лазерным наведением (LGB).
Pave или PAVE иногда используется как аббревиатура для точного векторного оборудования авионики ; буквально электроника для управления скоростью и направлением самолета . Лазерное наведение — это разновидность Pave.
Pave в паре с другими словами — первое название для различных лазерных систем, обозначающих цели для LGB, например Pave Penny , Pave Spike , Pave Tack и Pave Knife , а также для специализированных военных самолетов, таких как AC-130U Pave Spectre , MH. -53 Pave Low и HH-60 Pave Hawk .
Развитие [ править ]
Серия бомб с лазерным наведением Paveway была разработана компанией Texas Instruments , проект начался в 1964 году. Программа проводилась с ограниченным бюджетом, но полученный в результате акцент на простоте и экономичности оказался преимуществом и главным преимуществом перед другое более сложное управляемое оружие. Первое испытание с использованием в качестве боевой части бомбы М117 состоялось в апреле 1965 года.
Ранняя версия отличалась аэродинамическим дизайном под руководством Ричарда Джонсона . [1]
В январе 1967 года ВВС США утвердили проект 3169 в качестве официальной инженерной программы по разработке высокоточных боеприпасов, а в марте возобновили контракт с TI на модернизацию комплекта M117 с очень сжатыми сроками, прогнозируя его развертывание для боевых испытаний во время войны во Вьетнаме. в один год. В августе руководство программой было поручено отделу программы управляемых бомб на базе ВВС Райт-Паттерсон , а летные испытания начались в ноябре на базе ВВС Эглин под руководством межведомственной организации под названием Pave Way Task Force. На тот момент в программе было три раздела:
- Paveway 1 - боеприпасы с лазерным наведением
- Paveway 2 - боеприпас электрооптического наведения (ТВ), разработанный Rockwell International и получивший обозначение HOBO (« Ho ming Bo mb»), из которых в конечном итоге было произведено 4000 штук и 500 запущено в бой, и
- Paveway 3 - инфракрасная система самонаведения , которая так и не была развернута.
Paveway 1 стал центром внимания программы, потому что Paveway 2, хотя и был значительно более точным и функциональным, стоил в 4-5 раз дороже за единицу и был гораздо менее применим для большинства целевых ситуаций во Вьетнаме. Прототип оружия был отправлен в Юго-Восточную Азию для боевых испытаний в составе 8-го тактического истребительного авиаполка с мая по август 1968 года. В ходе боевых испытаний BOLT-117 достиг вероятности круговой ошибки (CEP) 75 футов (23 м), а Paveway достиг CEP 20 футов (6,1 м), при этом каждая четвертая бомба попадает в цель прямым попаданием. [2] [3]
Комплекты Paveway крепятся к различным боеголовкам и состоят из полуактивной лазерной (SAL) ГСН, компьютерной группы управления (CCG), содержащей электронику наведения и контроля, тепловую батарею и систему дополнения пневматического управления (CAS). Для устойчивости имеются передние рулевые оперения и задние крылья. Оружие наводится на отраженную лазерную энергию: искатель обнаруживает отраженный свет («искорку») целевого лазера и приводит в действие утки, чтобы направить бомбу к назначенной точке.
Первоначальная серия Paveway, получившая ретроактивное название Paveway I , в начале 1970-х годов уступила место улучшенной версии Paveway II , которая имела упрощенную, более надежную ГСН и выдвижные задние крылья для улучшения характеристик скольжения оружия. И Paveway I, и Paveway II используют простую систему управления «взрыв-взрыв» , в которой CAS подает команду на большие отклонения «утка» для корректировки курса, что приводит к заметному раскачиванию. Это относительно мало повлияло на точность, но быстро расходует энергию, ограничивая эффективную дальность стрельбы. Как следствие, большинство пользователей выпускают оружие Paveway I и II по баллистической траектории, активируя лазерный целеуказатель только в конце полета оружия, чтобы уточнить точку попадания.
В 1976 году ВВС США выдвинули требование на новое поколение, получившее название Paveway III , которое, наконец, поступило на вооружение в 1986 году. В системе Paveway III использовалась гораздо более сложная ГСН с более широким полем зрения и пропорциональным наведением, что, конечно же, минимизировало потери энергии. исправления. Paveway III имеет значительно большую дальность планирования и большую точность, чем Paveway II, но он значительно дороже, что ограничивает его использование дорогостоящими целями. Хотя комплекты Paveway III были разработаны для меньшего оружия Mk 82 , ограниченная эффективность заставила ВВС США принять комплект только для более крупного оружия класса 907 кг (2000 фунтов) ( Mk 84 и BLU-109 ). Комплекты наведения Paveway III также использовались на бомбах проникающего действия GBU-28 /B, принятых на вооружение в конце войны в Персидском заливе 1991 года . Система Paveway III также использовалась во время индийского наступления во время Каргильской войны 1999 года ВВС Индии с Mirage 2000 в качестве стартовой платформы. Raytheon , единственный поставщик вариантов Paveway III, в настоящее время поставляет как стандартные, так и расширенные версии для Правительство США и иностранные клиенты.
Существующие LGB на вооружении США можно модернизировать до двухрежимных бомб с лазерным наведением (DMLGB) путем добавления GPS- приемников, которые позволяют использовать их в любую погоду . Lockheed Martin выиграла первоначальный контракт на поставку DMLGB ВМС США (USN) в 2005 году, однако в следующем году деньги были «обнулены» в пользу последующей программы Direct Attack Moving Target Capability (DAMTC). Версия Raytheon, Enhanced Paveway II, получила контракты как в США, так и за рубежом.
Усовершенствованная бомба Paveway IV массой 225 кг (500 фунтов) от Raytheon находится на вооружении британских ВВС с 2008 года . На вооружении США он имеет обозначение GBU-49. В 2017 году офис программы F-35 поспешил внедрить GBU-49, чтобы использовать его способность поражать движущиеся цели и заполнить пробел, образовавшийся в результате досрочного вывода из эксплуатации кассетной бомбы CBU-103 . [4]
В марте 2017 года компания Lockheed переименовала свое оружие Paveway Dual-Mode Plus в «Paragon» с целью составить конкуренцию варианту JDAM с лазерным наведением , поскольку оно предлагает те же возможности, но при этом «как минимум на 30 процентов дешевле» из-за новые, менее дорогостоящие микропроцессоры и техника для электроники наведения. [5]
Варианты [ править ]
В серию бомб Paveway входят:
- GBU-10 Paveway II - Mk 84 или BLU-109 массой 2000 фунтов (907 кг) бомба
- GBU-12 Paveway II - бомба Mk 82, 500 фунтов (227 кг)
- GBU-16 Paveway II - бомба Mk 83 массой 1000 фунтов (454 кг)
- GBU-58 Paveway II - бомба Mk 81, 250 фунтов (113,4 кг)
- GBU-22 Paveway III - бомба Mk 82 массой 500 фунтов (227 кг). Разработан одновременно с GBU-24 и имел ограниченный экспортный успех, но не был принят на вооружение Соединенными Штатами, поскольку в то время считалось, что его боеголовка слишком мала для достижения желаемого эффекта.
- GBU-24 Paveway III - бомба класса Mk 84 / BLU-109 массой 2000 фунтов (907 кг)
- GBU-27 Paveway III - Бомба BLU-109 массой 2000 фунтов (907 кг) с проникающей боевой частью, специально разработанная для F-117 , поскольку большие стабилизаторы GBU-24 не помещались в бомбовый отсек F-117.
- GBU-28 Paveway III - Во время войны в Персидском заливе самые глубокие и защищенные иракские бункеры не могли быть поражены проникающей боеголовкой BLU-109/B, поэтому был разработан гораздо более мощный «разрушитель бункеров» GBU-28. Последней боеголовкой, используемой в серии GBU-28/B, является BLU-122/B, являющаяся развитием более ранней боеголовки BLU-113 на ранних версиях GBU-28.
- Paveway IV - бомба массой 500 фунтов (227 кг)
- GBU-48 Enhanced Paveway II - бомба Mk 83 массой 1000 фунтов (454 кг). Усовершенствованная двухрежимная версия GBU-16 с двумя режимами GPS и лазерного наведения от Raytheon.
- GBU-49 Enhanced Paveway II - бомба BLU-133 массой 500 фунтов (227 кг). Усовершенствованная версия GBU-12, работающая только с лазером, с двухрежимным GPS и лазерным наведением от Raytheon.
- GBU-50 Enhanced Paveway II - бомба Mk 84 или BLU-109 массой 2000 фунтов (907 кг). Усовершенствованная двухрежимная версия GBU-10 с двухрежимным GPS и лазерным наведением от Raytheon.
- GBU-59 Enhanced Paveway II - бомба Mk 81 массой 250 фунтов (113,4 кг). Усовершенствованная двухрежимная версия GBU-58 с двухрежимным GPS и лазерным наведением от Raytheon.
Хотя GBU-48 и т. д. являются формальным обозначением версий с GPS/INS, их широко называют EGBU-16 и т. д. («Улучшенный GBU-16»). [6]
Системы счисления [ править ]
Из-за вышеупомянутых систем нумерации существует значительная вероятность путаницы в отношении оружия под названием «Paveway X». Системы нумерации включают в себя:
- Исходная система нумерации от 1 до 3, с различными запланированными вариантами, отличающимися типами наведения. Поскольку номера 2 и 3 никогда не вводились в эксплуатацию, эта система нумерации устарела.
- Система, используемая в настоящее время силами США, нумерация в хронологическом порядке.
- Система, используемая RAF, в которой более ранние версии Paveway нумеруются как 2 и 3. [7] - где 2 относятся к бомбе массой 1000 фунтов, а 3 - к бомбе массой 2000 фунтов - и Enhanced Paveway 2 и 3 относятся к ее версиям с добавлением GPS / INS. [8] Пейввей 4 [9] это одно и то же оружие в этой и вышеописанной системе.
Сборка [ править ]
Торговая марка [ править ]
Lockheed Martin и Raytheon конкурируют за поставку LGB для ВВС США и других стран. Компания Raytheon заявила об исключительном праве на использование Paveway™ в качестве товарного знака для продажи продукции, связанной с LGB. В Lockheed Martin заявили, что Paveway — это общий термин в оборонной промышленности. Lockheed возражала против регистрации компании Raytheon компании Paveway в ходе возражения в Ведомстве США по патентам и товарным знакам . [10] 27 сентября 2011 г. Комиссия по рассмотрению споров и апелляций по товарным знакам ВПТЗ США решила, что Paveway — это общий термин в США для обозначения LGB. [11]
Впоследствии Raytheon подала иск на Lockheed Martin в федеральный суд Аризоны, обвиняя его в нарушении прав на товарный знак . Lockheed подала встречные иски по иску. В сентябре 2014 года компании договорились, что Raytheon является эксклюзивным владельцем «Paveway™» для бомб с лазерным наведением и сопутствующих товаров и услуг, а также что «Paveway» является охраняемым товарным знаком , но что Raytheon предоставит Lockheed лицензию на использование этого знака в связь с одномодовыми бомбовыми комплектами с лазерным наведением . [12] Обе компании каждый год конкурируют за заказы в США и за рубежом. [13]
Платформы [ править ]
- Боинг Б-52 Стратофортресс
- Роквелл Б-1 Лансер
- Нортроп Грумман B-2 Спирит
- General Dynamics F-111F Муравьед
- Локхид F-117 Найтхок
- Макдоннелл Дуглас F-4 Фантом II
- Нортроп F-5
- Грумман F-14 Томкэт
- McDonnell Douglas F-15 Eagle Варианты ( F-15E и F-15EX )
- General Dynamics F-16 Файтинг Фалкон
- Макдоннелл Дуглас F/A-18 Хорнет
- Локхид Мартин F-35 Лайтнинг II
- Дуглас А-4 Скайхок
- Грумман А-6 Интрудер
- ЛТВ А-7 Корсар II
- Макдоннелл Дуглас AV-8B Харриер II
- Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II
- Дженерал Атомикс MQ-9 Жнец
- СПЕЦИАЛЬНЫЙ Ягуар
- АМХ Международный АМХ
- Блэкберн Бакканьер
- Прыжковый реактивный самолет Харриер
- BAE Systems Хок
- Дассо/Дорнье Альфа Джет
- Дассо-Бреге Супер Этендард
- Дассо Рафаль
- Дассо Мираж F1
- Дассо Мираж 2000
- Дассо Мираж III
- Панавиа Торнадо
См. также [ править ]
- Модульное вооружение класса «воздух-земля»
- Joint Direct Attack Munition (JDAM) - пакет GPS- наведения для стандартной железной бомбы, произведенный Boeing.
- СКАЛЬПЕЛЬ
Ссылки [ править ]
- ^ «Ассоциация точных ударов | Премия Ричарда Х. Джонсона» . www.precisionstrike.org . Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ Пул, Уолтер (2013). Адаптация к гибкому реагированию, 1960–1968 гг . Исторический офис, Канцелярия министра обороны. стр. 352–3.
- ^ Джон Коррелл (1 марта 2010 г.). «Появление умных бомб» . Журнал ВВС .
- ^ Дрю, Джеймс; Селигман, Лара (21 февраля 2017 г.). «F-35 превосходно уничтожает цели, если они не двигаются» . Aviationweek.com . Пентон . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ↑ Проблемы Lockheed «Paragon» в PGM. Архивировано 12 марта 2017 г. на Wayback Machine - Airforcemag.com, 8 марта 2017 г.
- ^ «Рэйтеон Пейвэй II» . обозначение-systems.net .
- ^ здесь, Подробности РАФ. «РАФ — Paveway II и III» . raf.mod.uk. Архивировано из оригинала 25 мая 2015 г. Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ здесь, Подробности РАФ. «RAF — Enhanced Paveway II и III» . raf.mod.uk. Архивировано из оригинала 28 октября 2016 г. Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ здесь, Подробности РАФ. «РАФ-Паввей IV» . raf.mod.uk. Архивировано из оригинала 16 мая 2015 г. Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ «Ведомство США по патентам и товарным знакам» . ttabvue.uspto.gov . Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ «ЭТО МНЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕЦЕДЕНТОМ ТТАБ» . ttabvue.uspto.gov . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ «Raytheon и Lockheed прекращают войну в сфере интеллектуальной собственности из-за бомб Paveway — Law360» . www.law360.com . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ «Lockheed продвигает бомбы Dual Mode Plus и Scalpel» . Flightglobal.com . 29 марта 2016 г.
- ^ «Бомба Paveway® II Plus с лазерным наведением (LGB)» (PDF) . Локхид Мартин . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ «Разработка высокоточных управляемых бомб» (PDF) . Министерство обороны США .
- ^ «PavewayTM — бомбы с лазерным и GPS/лазерным высокоточным наведением» (PDF) . Рэйтеон . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2006 г. Проверено 29 апреля 2024 г.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Paveway, на Викискладе?