Цессна О-1 Берд Дог
О-1 Птичья Собака Л-19 / ВЫ | |
---|---|
Птичья собака О-1А | |
Роль | Самолет наблюдения |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Цессна |
Первый полет | 14 декабря 1949 г. |
Введение | 1950 |
Ушедший на пенсию | 1974 (США) |
Статус | Активен как боевые птицы и гражданские пилоты. |
Основные пользователи | Армия США ВВС США Корпус морской пехоты США Королевские ВВС Таиланда |
Произведено | 1950-1959 |
Количество построенных | 3,431 |
Разработано на основе | Цессна 170 |
Варианты | Цессна 308 |
Развитый в | СИАИ-Маркетти SM.1019 |
Cessna O-1 Bird Dog — самолет связи и наблюдения, который впервые поднялся в воздух 14 декабря 1949 года и поступил на вооружение в 1950 году как L-19 во время Корейской войны . Он пошел на службу во многие рода войск США, не выходил в отставку до 1970-х годов в ряде вариантов, а также участвовал в войне во Вьетнаме . На вооружении ВМФ его также называли OE-1 и OE-2, а в 1960-х годах он был переименован в O-1. Это остается гражданским самолетом Warbird , и его образцы есть в авиационных музеях. Это был первый цельнометаллический самолет, заказанный для армии США после отделения от нее армейских ВВС в 1947 году. Bird Dog сделал долгую карьеру в вооруженных силах США, а также в других странах. выпущено более 3400 штук.
В 1970-х годах он получил дальнейшее развитие в версию с турбовинтовым двигателем - SIAI-Marchetti SM.1019 . Экспериментальным вариантом была Cessna 308 , единственная в своем роде, предназначенная для изучения возможности версии для связи с четырьмя людьми.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Армия США искала самолет, который мог бы пролетать над позициями противника для сбора информации о расположении и расстоянии целей артиллерийского огня, а также выполнять функции связи и желательно быть полностью металлическим, поскольку самолеты связи с тканевой обшивкой использовались во время Вторая мировая война (в первую очередь продукция Stinson и Piper ) имела короткий срок службы. После того как была выпущена спецификация на двухместный моноплан связи и наблюдения, компания Cessna Aircraft Company представила Cessna Model 305A , развитие Cessna 170 . Cessna 305A представлял собой одномоторный, легкий, подкосный моноплан с высоким расположением крыла и хвостовым колесом шасси .
Самым большим отличием от Cessna 170 было то, что у 305A было только два сиденья в тандемной конфигурации (самый большой самолет с тандемными сиденьями, когда-либо производившийся Cessna) с наклонными боковыми окнами для улучшения наблюдения за землей. Другие отличия включали переработанную заднюю часть фюзеляжа, обеспечивающую обзор прямо назад (функция, позже получившая название «Omni-View», перенесенная на одномоторный самолет Cessna после 1964 года), и прозрачные панели в центральной части крыльев над крылом. кабина (аналогичная той, что была на Cessna 140 и более поздней модели Cessna 150 Aerobat ), которая позволяла пилоту смотреть прямо над головой. Была установлена более широкая дверь, чтобы можно было загрузить носилки. [ нужна ссылка ]
В апреле 1950 года армия провела конкурс на получение контракта с претендентами от Cessna, Piper, Taylorcraft и Temco; компания Cessna была выбрана для эксплуатации. [1]
Армия США заключила с Cessna контракт на поставку 418 самолетов, получивших обозначение L-19A Bird Dog . Прототип Cessna 305 (регистрационный номер 41694) впервые поднялся в воздух 14 декабря 1949 года и сейчас находится в Центре Spirit of Flight в Эри, штат Колорадо. Поставки начались в декабре 1950 года, и вскоре самолет использовался в своей первой войне в Корее с 1950 по 1953 год. Вариант учебно-тренировочного самолета был разработан в 1953 году, более поздние версии имели винты с постоянной скоростью , а последняя версия, L-19E , имел большую полную массу.
Примерно в 1950 году заказы ВВС США (USAF) на шестьдесят самолетов L-19A были переданы Корпусу морской пехоты США (USMC), который получил обозначение OE-1 в соответствии с системой обозначения самолетов ВМС США 1922 года , поставка осуществлялась с 1951 по 1953 год. и разместил самолет в Корее. [2] [3] В 1959 году два самолета L-19E, переданные из армии США в состав морской пехоты США, также получили обозначение OE-1. [3] [4] Морская пехота США выдвинула требование о создании более крупной и быстрой версии, что побудило Cessna адаптировать крылья Cessna 180 мощностью 260 л.с. (190 кВт) и более мощный двигатель Continental O-470-2 к самолету, получившему обозначение OE-2 ; Было поставлено 27 таких улучшенных самолетов, но резкое повышение цен отговорило морскую пехоту США от будущих заказов. [3] [4] [5]
Cessna произвела 3431 самолет; [6] он также был построен по лицензии компанией Fuji в Японии . [7] Первоначально с 1950 по 1954 год было произведено 2486 экземпляров, еще 945 - до 1958 года, и еще 60 были произведены в Японии. [8]
L-19 получил название Bird Dog в результате конкурса, проведенного с сотрудниками Cessna на название самолета. Победившая работа, представленная Джеком А. Суэйзи, промышленным фотографом, была выбрана советом армии США. [9] Название было выбрано потому, что роль нового армейского самолета заключалась в том, чтобы найти врага и выйти на орбиту над головой до тех пор, пока артиллерия (или штурмовик) не сможет направиться на врага. Летя низко и близко к полю боя, пилот наблюдал за взрывающимися снарядами и корректировал огонь по радио, подобно охотничьей собаке ( подружейной собаке ), используемой охотниками на дичь . [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Военная служба
[ редактировать ]Министерство обороны США (DOD) заказало 3200 самолетов L-19, построенных в период с 1950 по 1959 год, которые вошли в арсенал как армии США, так и корпуса морской пехоты. Самолеты использовались в различных служебных целях, таких как корректировка артиллерии, связь на передовой, медицинская эвакуация и обучение.
На вооружении США L-19 заменил Piper L–4 Grasshoppers и Stinson L–5 Sentinels . [1]
С принятием в 1962 году системы обозначения самолетов Tri-Service в США армейский L-19 и OE корпуса морской пехоты были переименованы в O-1 Bird Dog и вскоре вступили в войну во Вьетнаме . В начале 1960-х годов на самолете Bird Dog летали ВВС Республики Вьетнам (RVNAF), армия США и морская пехота США в Южном Вьетнаме, а затем тайные передовые авиадиспетчеры (например, Ravens ) в Лаосе и Камбодже. Из-за короткого взлета и посадки (STOL) и возможностей малой высоты и низкой воздушной скорости O-1 позже также нашел свое применение в ВВС США в качестве самолета передового авиадиспетчера (FAC) для управления более быстрыми истребителями и штурмовиками и поддержки боевого поиска. Аварийно-спасательные работы по подъему сбитых экипажей.
Во время войны во Вьетнаме Bird Dog использовался в основном для разведки, обнаружения целей, корректировки артиллерии, радиореле, сопровождения конвоев и передового воздушного управления тактической авиацией, включая бомбардировщики, выполнявшие тактическую роль.
Дополняя О-1, а затем постепенно заменяя его, ВВС США перешли на Cessna O-2 Skymaster и North American OV-10 Bronco , а Корпус морской пехоты США принял поставки OV-10 для замены своих устаревших O-1. Оба были более быстрыми двухмоторными самолетами, причем ОВ-10 был турбовинтовым самолетом. Тем не менее, армия США сохраняла «Берд Дог» на протяжении всей войны: до 11 рот разведывательных самолетов (RAC) были развернуты для прикрытия всего Южного Вьетнама, вьетнамской демилитаризованной зоны (ДМЗ) и южной окраины Северного Вьетнама. Его более низкий уровень шума, меньшая скорость, более жесткая маневренность, короткая взлетно-посадочная полоса и лучшая видимость (даже сзади) позволили ему высоко цениться наземными подразделениями, которые он поддерживал, и вызывать большой страх у вражеских подразделений, над которыми он пролетал. Последний О-1 Bird Dog армии США был официально снят с вооружения в 1974 году.
Во время войны во Вьетнаме по разным причинам было потеряно 469 собак O-1 Bird Dogs. ВВС США потеряли 178, морская пехота США потеряла 7 и 284 были потеряны от армии США, RVNAF и тайных операторов. Три Bird Dogs были потеряны в результате попадания вражеских ручных ракет класса «земля-воздух» (ЗРК). [10]
Два самолета O-1 Bird Dogs были переданы в аренду австралийской армии, действовавшему 161-му разведывательному полету в районе Нуи-Дат в провинции Фуок-Туй . Один погиб в результате пожара с земли в мае 1968 года, в результате чего погиб командир 161-го дивизиона. Еще один Bird Dog был построен ремонтной бригадой этого подразделения с использованием секций самолетов, собранных на свалках вокруг Вьетнама. Он прошел испытательный полет, а затем был переправлен контрабандой обратно в Австралию по частям и помещен в ящики с пометкой «запасные части для самолетов». Этот самолет сейчас находится в Музее армейской авиации в Центре армейской авиации в Оки , Квинсленд . [11]
Поскольку ВВС США отказались от О-1 в пользу О-2 и OV-10, многие О-1 в Соединенных Штатах были проданы как излишки. В течение 1970-х и 1980-х годов компания Ector Aircraft модернизировала многие самолеты как Ector Mountaineer с их оригинальными силовыми установками и как Ector Super Mountaineer с Lycoming O-540 -A4B5.
В вооруженных силах США его в основном заменили O-2 Skymaster и OV-10 Bronco, хотя он оставался во многих ролях из-за уникальных преимуществ. [8]
Служба гражданского воздушного патруля
[ редактировать ]В начале 1970-х годов, когда O-2 Skymaster и OV-10 Bronco заменили O-1 на передовой службе ВВС США, несколько бывших О-1 ВВС США были переданы гражданскому вспомогательному подразделению ВВС США, Гражданскому воздушному патрулю (CAP), для такие обязанности, как воздушный поиск в поддержку внутренних поисково-спасательных операций (SAR). Однако, поскольку очень немногие пилоты CAP имели предварительную подготовку и опыт работы в качестве профессиональных военных авиаторов и / или значительный опыт работы с самолетами с хвостовым колесом, многие самолеты CAP O-1 были повреждены в результате заземления и других ошибок при взлете, посадке или рулении.
Чтобы снизить как риск, так и затраты на ремонт, ВВС США дали указание CAP, чтобы все самолеты O-1, находящиеся на вооружении CAP, были в конечном итоге заменены по соображениям безопасности одномоторными гражданскими самолетами Cessna с трехколесным двигателем, обычными для авиации общего назначения, в первую очередь Cessna 172 и Cessna 182 самолетами . Единственный O-1, оставшийся в инвентаре CAP, — это постоянный статический выставочный самолет на пилоне перед штаб-квартирой CAP на базе ВВС Максвелл , штат Алабама.
Гражданское использование
[ редактировать ]Многие бывшие самолеты ВВС США и CAP O-1 и L-19 были проданы частным владельцам в качестве самолетов для отдыха, а другие отправились в планерные клубы США в качестве надежного и прочного транспортного средства для буксировки планеров в воздух. Как и большинство самолетов, используемых для буксировки планеров, самолет также оснащен зеркалами, прикрепленными к стойкам. Другие отправились в музеи, где их обычно выставляют в боевой маркировке.
В Канаде Королевские канадские воздушные кадеты используют бывший самолет CAF L-19, оснащенный буксирным устройством, для буксировки своих Schweizer 2-33A. [12] планеры для планерной программы Air Cadet. [13] Эти конкретные варианты L-19 используются в Атлантическом, Восточном и Тихоокеанском регионах. Они были модифицированы для снижения шума с использованием четырехлопастного композитного винта Хоффмана меньшего диаметра во всех регионах, кроме Тихоокеанского региона, и модификации выхлопа. Система подачи топлива также была изменена по сравнению с исходной конструкцией: клапан выбора топлива был размещен ближе к пилоту. L-19/O-1 — популярный боевой самолет среди частных пилотов.
В США Ассоциация парящих полетов Франконии во Франконии, штат Нью-Гэмпшир, по состоянию на июль использует самолет O-1 с бортовым номером N4796G для буксировки своих планеров, в том числе планеров Schweizer SGS 1-26 и планеров Grob G103 Twin Astir и Pilatus B4-PC11. 2012. [14]
США было зарегистрировано более 330 самолетов По состоянию на июнь 2009 года в Федеральном управлении гражданской авиации . Другие принадлежат и управляются за пределами США частными лицами и летными организациями.
Известные полеты
[ редактировать ]Американский телеведущий и актер Эд МакМэхон был летчиком морской пехоты, который пилотировал OE во время Корейской войны, совершил 85 боевых вылетов и заработал шесть воздушных медалей в 1953 году. [15]
Капитан армии США Сидни Харрисон, ветеран Второй мировой войны и Корейской войны , разбился на своем Cessna O-1 во время полета из Уичито, штат Канзас, на базу ВВС Бакли, штат Колорадо, в 1952 году. Обломки до сих пор находятся в леса над озером Палмер, штат Колорадо, и до него можно добраться, пройдя 17,9 км. [16]
Капитан Хиллиард А. Уилбенкс , ВВС США, посмертно получил Медаль Почета за то, что отдал свою жизнь 24 февраля 1967 года при поддержке батальона рейнджеров АРВН в Ди Лине , недалеко от Далата , Южный Вьетнам . Узнав, что их засада раскрыта и скоро придет поддержка истребителей, вьетконговцы атаковали рейнджеров. Пытаясь их замедлить, Уилбенкс выпустил по врагу остальные свои фосфорные ракеты. После того, как у него закончились ракеты, он начал обстреливать противника, стреляя из винтовки М16 из бокового окна самолета. После третьего захода он был ранен, разбился и погиб при эвакуации на вертолете. [ нужна ссылка ]
29 апреля 1975 года, за день до падения Сайгона во время войны во Вьетнаме, майор ВВС Республики Вьетнам Бунг-Ли погрузил свою жену и пятерых детей в двухместный самолет Cessna O-1 Bird Dog и вылетел с Кон Сон острова . . Уклонившись от наземного огня противника, майор Бунг-Ли направился в море и заметил авианосец « Мидуэй» . Когда топлива осталось всего на час, он бросил записку. [17] просил расчистить палубу, чтобы он мог приземлиться. [18] Поскольку другого способа освободить место не было, Midway командир капитан (впоследствии контр-адмирал) Лоуренс Чемберс южновьетнамские вертолеты Bell UH-1 Iroquois приказал сбросить за борт («Хьюи») стоимостью 10 миллионов долларов США. Южно-Китайское море . Птица-собака, которую майор Бунг-Ли посадил на борт Мидуэя, теперь выставлена в Национальном музее военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида. [19] Похожий самолет был восстановлен по маркировке самолета, на котором пилотировал майор Бунг-Лай, для выставки в USS Midway музее в Сан-Диего, Калифорния . [20]
Варианты
[ редактировать ]- Л-19А (Цессна 305А)
- Первоначальная серийная версия для армии США мощностью 213 л.с. (159 кВт) с двигателем Continental O-470-11 , переименованным в O-1A в 1962 году. [21] 2486 построено
- Л-19-ИТ
- L-19А переоборудован в приборную подготовку. 66 преобразовано. [22]
- ТЛ-19А
- L-19А переоборудовали в учебно-тренировочные машины с двойным управлением, в 1962 году переименованные в ТО-1А. [22]
- XL-19B
- L-19A с двигателем Boeing XT-50-BO-1 мощностью турбовинтовым 210 л.с. (160 кВт) , построен один. [23]
- XL-19C
- L-19A с турбовинтовым двигателем Continental CAE XT51-T-1 мощностью 210 л.с. (160 кВт) , построено два. [23]
- ТЛ-19Д (Цессна 305Б)
- Тренажер по приборам с двойным управлением и двигателем Continental O-470-15 мощностью 210 л.с. (160 кВт), переименованным в TO-1D в 1962 году. Построено 310 самолетов. [23]
- L-19E (Цессна 305С)
- Усовершенствованная версия с усиленным планером и двигателем Continental O-470-15 в 1962 году стала O-1E. [24] 469 построено
- Л-19Л (Цессна 182Д)
- Военный вариант Cessna 182D для канадской армии . Построено четыре, все почти идентичны гражданскому 182D. [25]
- ОЭ-1
- 60 L-19A и два L-19E поставлены морской пехоте США, переименованы в O-1B в 1962 году. [2] [3] [4]
- ОЭ-2 (Цессна 321)
- Модернизированная версия для морской пехоты США с крыльями Cessna 180, Continental O-470-2 мощностью 260 л.с. (190 кВт) и модифицированным фюзеляжем стала O-1C в 1962 году, построено 27 самолетов. [3] [4] [5]
- О-1А
- L-19А переименован в 1962 г. [22]
- ТО-1А
- Переименование ТЛ-19А [26]
- О-1Б
- OE-1 переименован в 1962 году.
- О-1С
- ОЭ-2 переименован в 1962 г.
- О-1Д
- Некоторое количество ТО-1Д переоборудовано для выполнения обязанностей передового авиадиспетчера ВВС США .
- ТО-1Д
- TL-19D переименован в 1962 году. [23]
- О-1Е
- L-19E переименован в 1962 году. [23]
- О-1Ф (Цессна 305Е)
- Модернизация переднего авиадиспетчера O-1D для ВВС США
- О-1Г (Цессна 305D)
- Переоборудование переднего авиадиспетчера О-1А для ВВС США.
- СО-119
- СИАИ-Маркетти SM.1019
- Турбовинтовой вариант для итальянской армии
- Цессна 325
- Сельскохозяйственный вариант модели 305 с опрыскивателями и бункером в закрытой задней кабине, построено четыре штуки.
Операторы
[ редактировать ]В основном это исторический (не текущий) список операторов:
- Австралийская армия - 161 разведывательный рейс эксплуатировал 2 самолета во время войны во Вьетнаме . Один из них был сбит 23 мая 1968 года, в результате чего погиб командир звена майор Джордж Констебль. Самолет был заменен и продолжал эксплуатироваться до тех пор, пока 161 самолет не был выведен из Вьетнама. Второй самолет, Bunny 2, был собран из частей, добытых членами подразделения, доставлен в полет, затем разобран и контрабандой отправлен обратно в Австралию в качестве «запасных частей», где он был собран и отправлен в полет.
- В 1992 году авиакрыло Вооружённых сил Мальты получило из Италии пять О-1Е. [35]
- Народные ВВС Вьетнама (трофейные самолеты Южного Вьетнама) [44]
Технические характеристики (О-1Е)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1962–63 гг. [45]
Общие характеристики
- Экипаж: один/два
- Длина: 25 футов 10 дюймов (7,87 м)
- Размах крыльев: 36 футов 0 дюймов (10,97 м)
- Высота: 7 футов 4 дюйма (2,24 м)
- Площадь крыла: 174 кв. футов (16,2 м 2 ) [46]
- Пустой вес: 1614 фунтов (732 кг)
- Максимальный взлетный вес: 2430 фунтов (1102 кг)
- Запас топлива: 41 галлон США (34 имп галлона; 160 л)
- Силовая установка: 1 × Continental O-470-11 воздушного охлаждения оппозитный шестицилиндровый двигатель , 213 л.с. (159 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 115 миль в час (185 км/ч, 100 узлов)
- Крейсерская скорость: 104 миль в час (167 км/ч, 90 узлов) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Диапазон: 530 миль (850 км, 460 миль)
- Практический потолок: 18 500 футов (5600 м)
- Абсолютный потолок: 24 800 футов (7600 м).
- Скорость набора высоты: 1150 футов/мин (5,8 м/с).
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 560 футов (170 м)
- Посадочная дистанция с 50 футов (15 м): 600 футов (180 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Cessna L-19 Bird Dog: лучший друг солдата» . www.aopa.org . 6 января 2011 года . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Баугер, Джо (6 мая 2023 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (с 130265 по 135773)» . joebaugher.com . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 419.
- ^ Jump up to: а б с д Баугер, Джо (10 марта 2023 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (с 140053 по 145061)» . joebaugher.com . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Баугер, Джо (21 апреля 2023 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (с 145062 по 150138)» . joebaugher.com . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Дарлинг 1993 , с. 551.
- ^ Дарлинг 1993 , с. 554.
- ^ Jump up to: а б «История Tinker: профиль самолета Cessna L-19 Bird Dog» . База ВВС Тинкер . 4 декабря 2017 года . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Томпсон, Минард « Название птичьей собаки, архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine ». Международная ассоциация птичьих собак (по состоянию на 13 августа 2015 г.)
- ^ Страница 46: Хобсон, Крис. Потери авиации Вьетнама, потери самолетов ВВС США, ВМС и морской пехоты в Юго-Восточной Азии в 1961-1973 гг . Хинкли Великобритания: Midland Press, 2001. ISBN 1-85780-115-6 .
- ^ «Зайка II» . www.161recceflt.org.au . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ "Программа планирования". Архивировано 8 декабря 2006 года в Wayback Machine Air Cadets. Проверено: 7 июня 2012 г.
- ^ «Планирование: планеры». Архивировано 13 июля 2006 года в Wayback Machine Air Cadets. Проверено: 7 июня 2012 г.
- ^ "Взрыв" . Взрыв . Архивировано из оригинала 14 марта 2013 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Military.com « Знаменитый ветеран: Эд МакМахон. Архивировано 22 августа 2015 г. в Wayback Machine ». Параграф 3. Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ " Место крушения Харрисона через Ледяную пещеру" " . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Разрешение на посадку». Архивировано 28 апреля 2016 г. в Wayback Machine , Примечание.
- ^ Хайльбрунн, Шарон. «Начальник авианосца USS Midway Air вспоминает героическое спасение самолета Bird Dog». Архивировано 12 апреля 2011 г. на сайте Wayback Machine kpbs.org, 25 апреля 2010 г.
- ^ Уоттер, Стив. «Очистите колоды». Архивировано 6 мая 2008 г. в Wayback Machine Focus on the Family , 2004 г. Дата обращения: 9 июля 2008 г.
- ^ «Экспонаты на палубе ангара» . Музей военного корабля США «Мидуэй» . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Хардинг 1990, стр. 77, 80.
- ^ Jump up to: а б с Хардинг 1990, с. 77
- ^ Jump up to: а б с д и Хардинг 1990, с. 78
- ^ Хардинг 1990, стр. 78, 80.
- ^ Филлипс, Эдвард Х: Крылья Cessna, модель 120 до Citation III , Flying Books, 1986. ISBN 0-911139-05-2
- ^ Адкок 1988, с. 7
- ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 169.
- ^ Jump up to: а б с д Дорогая 1993 , с. 564.
- ^ Jump up to: а б Wheeler Flight International , 15 августа 1974 г., с. 171.
- ^ «История воздушного кадета, часть 4» . Лига воздушных кадетов Канады. Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 174.
- ^ Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 42. ИСБН 978-1-913118-74-7 .
- ^ Jump up to: а б Wheeler Flight International , 15 августа 1974 г., с. 178.
- ^ Налти, Нойфельд и Уотсон, Иллюстрированное руководство по воздушной войне над Вьетнамом (1982), стр. 46–49.
- ^ Брукс, Робин. «Островная авиация». Воздушная иллюстрация , Том. 57, № 6. Июнь 1995. С. 268–269.
- ^ «Цессна Л-19 Берд Дог» . Аэрофлайт . 9 апреля 2016 г.
- ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 181.
- ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 182.
- ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 179.
- ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 190.
- ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 185.
- ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 186.
- ^ Jump up to: а б с World Air Forces – Исторические списки Таиланда (THL) , заархивировано из оригинала 25 января 2012 г. , получено 30 августа 2012 г.
- ^ Дарлинг 1993 , с. 563.
- ^ Тейлор 1962, стр. 192–193.
- ^ Хардинг 1990, с. 80.
Библиография
[ редактировать ]- Адкок, Ал. 0-1 Берд Дог. (Самолет № 87) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1988. ISBN 0-89747-206-3 .
- Бернард К. Налти, Джейкоб Нойфельд и Джордж М. Уотсон, Иллюстрированное руководство по воздушной войне над Вьетнамом , Salamander Books Ltd, Лондон, 1982. ISBN 978-0668053464
- Дарлинг, Кев (5–18 ноября 1993 г.). «Плодовитая птичья собака Cessna». Новости авиации . Том. 22, нет. 12. С. 550–556.
- Грин, Уильям и Джеральд Поллинджер. Самолеты мира . Лондон: Макдональд, 1955.
- Хардинг, Стивен. Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1990. ISBN 1-85310-102-8 .
- Роббинс, Кристофер. Вороны: люди, участвовавшие в тайной войне в Лаосе . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1987. ISBN 978-0-517-56612-1 .
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-968-5 . .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1962–63 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company Ltd, 1962.
- Уилер, Барри К. «ВВС мира, 1974 год» . Flight International , 15 августа 1974 г., Vol. 106, № 3414. С. 167–190.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей авиации Атлантической Канады
- Аллея боевых птиц
- Стандартные характеристики самолета: O-1C (публикация Navair)
- Видеоклип: Исторические кадры посадки Cessna O-1 пилота VNAF майора Буанга на борт военного корабля США Midway во время операции «Частой ветер».
- Короткометражный фильм Staff Film Report 66-19A (1966) доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .