Jump to content

Цессна О-1 Берд Дог

О-1 Птичья Собака
Л-19 / ВЫ
Птичья собака О-1А
Роль Самолет наблюдения
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Цессна
Первый полет 14 декабря 1949 г.
Введение 1950
Ушедший на пенсию 1974 (США)
Статус Активен как боевые птицы и гражданские пилоты.
Основные пользователи Армия США
ВВС США
Корпус морской пехоты США
Королевские ВВС Таиланда
Произведено 1950-1959
Количество построенных 3,431
Разработано на основе Цессна 170
Варианты Цессна 308
Развитый в СИАИ-Маркетти SM.1019

Cessna O-1 Bird Dog самолет связи и наблюдения, который впервые поднялся в воздух 14 декабря 1949 года и поступил на вооружение в 1950 году как L-19 во время Корейской войны . Он пошел на службу во многие рода войск США, не выходил в отставку до 1970-х годов в ряде вариантов, а также участвовал в войне во Вьетнаме . На вооружении ВМФ его также называли OE-1 и OE-2, а в 1960-х годах он был переименован в O-1. Это остается гражданским самолетом Warbird , и его образцы есть в авиационных музеях. Это был первый цельнометаллический самолет, заказанный для армии США после отделения от нее армейских ВВС в 1947 году. Bird Dog сделал долгую карьеру в вооруженных силах США, а также в других странах. выпущено более 3400 штук.

В 1970-х годах он получил дальнейшее развитие в версию с турбовинтовым двигателем - SIAI-Marchetti SM.1019 . Экспериментальным вариантом была Cessna 308 , единственная в своем роде, предназначенная для изучения возможности версии для связи с четырьмя людьми.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Cessna XL-19C Берд Собака

Армия США искала самолет, который мог бы пролетать над позициями противника для сбора информации о расположении и расстоянии целей артиллерийского огня, а также выполнять функции связи и желательно быть полностью металлическим, поскольку самолеты связи с тканевой обшивкой использовались во время Вторая мировая война (в первую очередь продукция Stinson и Piper ) имела короткий срок службы. После того как была выпущена спецификация на двухместный моноплан связи и наблюдения, компания Cessna Aircraft Company представила Cessna Model 305A , развитие Cessna 170 . Cessna 305A представлял собой одномоторный, легкий, подкосный моноплан с высоким расположением крыла и хвостовым колесом шасси .

Самым большим отличием от Cessna 170 было то, что у 305A было только два сиденья в тандемной конфигурации (самый большой самолет с тандемными сиденьями, когда-либо производившийся Cessna) с наклонными боковыми окнами для улучшения наблюдения за землей. Другие отличия включали переработанную заднюю часть фюзеляжа, обеспечивающую обзор прямо назад (функция, позже получившая название «Omni-View», перенесенная на одномоторный самолет Cessna после 1964 года), и прозрачные панели в центральной части крыльев над крылом. кабина (аналогичная той, что была на Cessna 140 и более поздней модели Cessna 150 Aerobat ), которая позволяла пилоту смотреть прямо над головой. Была установлена ​​более широкая дверь, чтобы можно было загрузить носилки. [ нужна ссылка ]

В апреле 1950 года армия провела конкурс на получение контракта с претендентами от Cessna, Piper, Taylorcraft и Temco; компания Cessna была выбрана для эксплуатации. [1]

Армия США заключила с Cessna контракт на поставку 418 самолетов, получивших обозначение L-19A Bird Dog . Прототип Cessna 305 (регистрационный номер 41694) впервые поднялся в воздух 14 декабря 1949 года и сейчас находится в Центре Spirit of Flight в Эри, штат Колорадо. Поставки начались в декабре 1950 года, и вскоре самолет использовался в своей первой войне в Корее с 1950 по 1953 год. Вариант учебно-тренировочного самолета был разработан в 1953 году, более поздние версии имели винты с постоянной скоростью , а последняя версия, L-19E , имел большую полную массу.

Примерно в 1950 году заказы ВВС США (USAF) на шестьдесят самолетов L-19A были переданы Корпусу морской пехоты США (USMC), который получил обозначение OE-1 в соответствии с системой обозначения самолетов ВМС США 1922 года , поставка осуществлялась с 1951 по 1953 год. и разместил самолет в Корее. [2] [3] В 1959 году два самолета L-19E, переданные из армии США в состав морской пехоты США, также получили обозначение OE-1. [3] [4] Морская пехота США выдвинула требование о создании более крупной и быстрой версии, что побудило Cessna адаптировать крылья Cessna 180 мощностью 260 л.с. (190 кВт) и более мощный двигатель Continental O-470-2 к самолету, получившему обозначение OE-2 ; Было поставлено 27 таких улучшенных самолетов, но резкое повышение цен отговорило морскую пехоту США от будущих заказов. [3] [4] [5]

Cessna произвела 3431 самолет; [6] он также был построен по лицензии компанией Fuji в Японии . [7] Первоначально с 1950 по 1954 год было произведено 2486 экземпляров, еще 945 - до 1958 года, и еще 60 были произведены в Японии. [8]

L-19 получил название Bird Dog в результате конкурса, проведенного с сотрудниками Cessna на название самолета. Победившая работа, представленная Джеком А. Суэйзи, промышленным фотографом, была выбрана советом армии США. [9] Название было выбрано потому, что роль нового армейского самолета заключалась в том, чтобы найти врага и выйти на орбиту над головой до тех пор, пока артиллерия (или штурмовик) не сможет направиться на врага. Летя низко и близко к полю боя, пилот наблюдал за взрывающимися снарядами и корректировал огонь по радио, подобно охотничьей собаке ( подружейной собаке ), используемой охотниками на дичь . [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]
USMC OE-1 из VMO-6 зимой 1951/52 года в Корее.

Военная служба

[ редактировать ]
Австрийский Люфтваффе L-19 показан здесь в 1997 году; в следующем году он был списан.

Министерство обороны США (DOD) заказало 3200 самолетов L-19, построенных в период с 1950 по 1959 год, которые вошли в арсенал как армии США, так и корпуса морской пехоты. Самолеты использовались в различных служебных целях, таких как корректировка артиллерии, связь на передовой, медицинская эвакуация и обучение.

На вооружении США L-19 заменил Piper L–4 Grasshoppers и Stinson L–5 Sentinels . [1]

С принятием в 1962 году системы обозначения самолетов Tri-Service в США армейский L-19 и OE корпуса морской пехоты были переименованы в O-1 Bird Dog и вскоре вступили в войну во Вьетнаме . В начале 1960-х годов на самолете Bird Dog летали ВВС Республики Вьетнам (RVNAF), армия США и морская пехота США в Южном Вьетнаме, а затем тайные передовые авиадиспетчеры (например, Ravens ) в Лаосе и Камбодже. Из-за короткого взлета и посадки (STOL) и возможностей малой высоты и низкой воздушной скорости O-1 позже также нашел свое применение в ВВС США в качестве самолета передового авиадиспетчера (FAC) для управления более быстрыми истребителями и штурмовиками и поддержки боевого поиска. Аварийно-спасательные работы по подъему сбитых экипажей.

Во время войны во Вьетнаме Bird Dog использовался в основном для разведки, обнаружения целей, корректировки артиллерии, радиореле, сопровождения конвоев и передового воздушного управления тактической авиацией, включая бомбардировщики, выполнявшие тактическую роль.

Дополняя О-1, а затем постепенно заменяя его, ВВС США перешли на Cessna O-2 Skymaster и North American OV-10 Bronco , а Корпус морской пехоты США принял поставки OV-10 для замены своих устаревших O-1. Оба были более быстрыми двухмоторными самолетами, причем ОВ-10 был турбовинтовым самолетом. Тем не менее, армия США сохраняла «Берд Дог» на протяжении всей войны: до 11 рот разведывательных самолетов (RAC) были развернуты для прикрытия всего Южного Вьетнама, вьетнамской демилитаризованной зоны (ДМЗ) и южной окраины Северного Вьетнама. Его более низкий уровень шума, меньшая скорость, более жесткая маневренность, короткая взлетно-посадочная полоса и лучшая видимость (даже сзади) позволили ему высоко цениться наземными подразделениями, которые он поддерживал, и вызывать большой страх у вражеских подразделений, над которыми он пролетал. Последний О-1 Bird Dog армии США был официально снят с вооружения в 1974 году.

L-19 (O-1) армии США из 21-й роты разведывательных самолетов (RAC) с бензовозом на LZ Baldy , недалеко от Хойана, Республика Вьетнам, конец 1967 или начало 1968 года.

Во время войны во Вьетнаме по разным причинам было потеряно 469 собак O-1 Bird Dogs. ВВС США потеряли 178, морская пехота США потеряла 7 и 284 были потеряны от армии США, RVNAF и тайных операторов. Три Bird Dogs были потеряны в результате попадания вражеских ручных ракет класса «земля-воздух» (ЗРК). [10]

Два самолета O-1 Bird Dogs были переданы в аренду австралийской армии, действовавшему 161-му разведывательному полету в районе Нуи-Дат в провинции Фуок-Туй . Один погиб в результате пожара с земли в мае 1968 года, в результате чего погиб командир 161-го дивизиона. Еще один Bird Dog был построен ремонтной бригадой этого подразделения с использованием секций самолетов, собранных на свалках вокруг Вьетнама. Он прошел испытательный полет, а затем был переправлен контрабандой обратно в Австралию по частям и помещен в ящики с пометкой «запасные части для самолетов». Этот самолет сейчас находится в Музее армейской авиации в Центре армейской авиации в Оки , Квинсленд . [11]

Поскольку ВВС США отказались от О-1 в пользу О-2 и OV-10, многие О-1 в Соединенных Штатах были проданы как излишки. В течение 1970-х и 1980-х годов компания Ector Aircraft модернизировала многие самолеты как Ector Mountaineer с их оригинальными силовыми установками и как Ector Super Mountaineer с Lycoming O-540 -A4B5.

В вооруженных силах США его в основном заменили O-2 Skymaster и OV-10 Bronco, хотя он оставался во многих ролях из-за уникальных преимуществ. [8]

Служба гражданского воздушного патруля

[ редактировать ]

В начале 1970-х годов, когда O-2 Skymaster и OV-10 Bronco заменили O-1 на передовой службе ВВС США, несколько бывших О-1 ВВС США были переданы гражданскому вспомогательному подразделению ВВС США, Гражданскому воздушному патрулю (CAP), для такие обязанности, как воздушный поиск в поддержку внутренних поисково-спасательных операций (SAR). Однако, поскольку очень немногие пилоты CAP имели предварительную подготовку и опыт работы в качестве профессиональных военных авиаторов и / или значительный опыт работы с самолетами с хвостовым колесом, многие самолеты CAP O-1 были повреждены в результате заземления и других ошибок при взлете, посадке или рулении.

Чтобы снизить как риск, так и затраты на ремонт, ВВС США дали указание CAP, чтобы все самолеты O-1, находящиеся на вооружении CAP, были в конечном итоге заменены по соображениям безопасности одномоторными гражданскими самолетами Cessna с трехколесным двигателем, обычными для авиации общего назначения, в первую очередь Cessna 172 и Cessna 182 самолетами . Единственный O-1, оставшийся в инвентаре CAP, — это постоянный статический выставочный самолет на пилоне перед штаб-квартирой CAP на базе ВВС Максвелл , штат Алабама.

Гражданское использование

[ редактировать ]
Гражданский L-19, используемый для запуска планеров (показан в 2021 году)
Кабина О-1А Берд Дог (2011 г.)

Многие бывшие самолеты ВВС США и CAP O-1 и L-19 были проданы частным владельцам в качестве самолетов для отдыха, а другие отправились в планерные клубы США в качестве надежного и прочного транспортного средства для буксировки планеров в воздух. Как и большинство самолетов, используемых для буксировки планеров, самолет также оснащен зеркалами, прикрепленными к стойкам. Другие отправились в музеи, где их обычно выставляют в боевой маркировке.

В Канаде Королевские канадские воздушные кадеты используют бывший самолет CAF L-19, оснащенный буксирным устройством, для буксировки своих Schweizer 2-33A. [12] планеры для планерной программы Air Cadet. [13] Эти конкретные варианты L-19 используются в Атлантическом, Восточном и Тихоокеанском регионах. Они были модифицированы для снижения шума с использованием четырехлопастного композитного винта Хоффмана меньшего диаметра во всех регионах, кроме Тихоокеанского региона, и модификации выхлопа. Система подачи топлива также была изменена по сравнению с исходной конструкцией: клапан выбора топлива был размещен ближе к пилоту. L-19/O-1 — популярный боевой самолет среди частных пилотов.

В США Ассоциация парящих полетов Франконии во Франконии, штат Нью-Гэмпшир, по состоянию на июль использует самолет O-1 с бортовым номером N4796G для буксировки своих планеров, в том числе планеров Schweizer SGS 1-26 и планеров Grob G103 Twin Astir и Pilatus B4-PC11. 2012. [14]

США было зарегистрировано более 330 самолетов По состоянию на июнь 2009 года в Федеральном управлении гражданской авиации . Другие принадлежат и управляются за пределами США частными лицами и летными организациями.

Известные полеты

[ редактировать ]
Майор Бунг из ВВС Республики Вьетнам приземляет свой О-1 на борт военного корабля США Midway во время операции «Частой ветер» , 1975 год.

Американский телеведущий и актер Эд МакМэхон был летчиком морской пехоты, который пилотировал OE во время Корейской войны, совершил 85 боевых вылетов и заработал шесть воздушных медалей в 1953 году. [15]

Капитан армии США Сидни Харрисон, ветеран Второй мировой войны и Корейской войны , разбился на своем Cessna O-1 во время полета из Уичито, штат Канзас, на базу ВВС Бакли, штат Колорадо, в 1952 году. Обломки до сих пор находятся в леса над озером Палмер, штат Колорадо, и до него можно добраться, пройдя 17,9 км. [16]

Капитан Хиллиард А. Уилбенкс , ВВС США, посмертно получил Медаль Почета за то, что отдал свою жизнь 24 февраля 1967 года при поддержке батальона рейнджеров АРВН в Ди Лине , недалеко от Далата , Южный Вьетнам . Узнав, что их засада раскрыта и скоро придет поддержка истребителей, вьетконговцы атаковали рейнджеров. Пытаясь их замедлить, Уилбенкс выпустил по врагу остальные свои фосфорные ракеты. После того, как у него закончились ракеты, он начал обстреливать противника, стреляя из винтовки М16 из бокового окна самолета. После третьего захода он был ранен, разбился и погиб при эвакуации на вертолете. [ нужна ссылка ]

29 апреля 1975 года, за день до падения Сайгона во время войны во Вьетнаме, майор ВВС Республики Вьетнам Бунг-Ли погрузил свою жену и пятерых детей в двухместный самолет Cessna O-1 Bird Dog и вылетел с Кон Сон острова . . Уклонившись от наземного огня противника, майор Бунг-Ли направился в море и заметил авианосец « Мидуэй» . Когда топлива осталось всего на час, он бросил записку. [17] просил расчистить палубу, чтобы он мог приземлиться. [18] Поскольку другого способа освободить место не было, Midway командир капитан (впоследствии контр-адмирал) Лоуренс Чемберс южновьетнамские вертолеты Bell UH-1 Iroquois приказал сбросить за борт («Хьюи») стоимостью 10 миллионов долларов США. Южно-Китайское море . Птица-собака, которую майор Бунг-Ли посадил на борт Мидуэя, теперь выставлена ​​в Национальном музее военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида. [19] Похожий самолет был восстановлен по маркировке самолета, на котором пилотировал майор Бунг-Лай, для выставки в USS Midway музее в Сан-Диего, Калифорния . [20]

Варианты

[ редактировать ]
Птичья собака O-1A на выставке в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Шантильи, Вирджиния.
USAF O-1F на выставке в музее RAAF
О-1Г Берд Дог (305D)
Американский O-1F взлетает в 1968 году.
Л-19А (Цессна 305А)
Первоначальная серийная версия для армии США мощностью 213 л.с. (159 кВт) с двигателем Continental O-470-11 , переименованным в O-1A в 1962 году. [21] 2486 построено
Л-19-ИТ
L-19А переоборудован в приборную подготовку. 66 преобразовано. [22]
ТЛ-19А
L-19А переоборудовали в учебно-тренировочные машины с двойным управлением, в 1962 году переименованные в ТО-1А. [22]
XL-19B
L-19A с двигателем Boeing XT-50-BO-1 мощностью турбовинтовым 210 л.с. (160 кВт) , построен один. [23]
XL-19C
L-19A с турбовинтовым двигателем Continental CAE XT51-T-1 мощностью 210 л.с. (160 кВт) , построено два. [23]
ТЛ-19Д (Цессна 305Б)
Тренажер по приборам с двойным управлением и двигателем Continental O-470-15 мощностью 210 л.с. (160 кВт), переименованным в TO-1D в 1962 году. Построено 310 самолетов. [23]
L-19E (Цессна 305С)
Усовершенствованная версия с усиленным планером и двигателем Continental O-470-15 в 1962 году стала O-1E. [24] 469 построено
Л-19Л (Цессна 182Д)
Военный вариант Cessna 182D для канадской армии . Построено четыре, все почти идентичны гражданскому 182D. [25]
ОЭ-1
60 L-19A и два L-19E поставлены морской пехоте США, переименованы в O-1B в 1962 году. [2] [3] [4]
ОЭ-2 (Цессна 321)
Модернизированная версия для морской пехоты США с крыльями Cessna 180, Continental O-470-2 мощностью 260 л.с. (190 кВт) и модифицированным фюзеляжем стала O-1C в 1962 году, построено 27 самолетов. [3] [4] [5]
О-1А
L-19А переименован в 1962 г. [22]
ТО-1А
Переименование ТЛ-19А [26]
О-1Б
OE-1 переименован в 1962 году.
О-1С
ОЭ-2 переименован в 1962 г.
О-1Д
Некоторое количество ТО-1Д переоборудовано для выполнения обязанностей передового авиадиспетчера ВВС США .
ТО-1Д
TL-19D переименован в 1962 году. [23]
О-1Е
L-19E переименован в 1962 году. [23]
О-1Ф (Цессна 305Е)
Модернизация переднего авиадиспетчера O-1D для ВВС США
О-1Г (Цессна 305D)
Переоборудование переднего авиадиспетчера О-1А для ВВС США.
СО-119
СИАИ-Маркетти SM.1019
Турбовинтовой вариант для итальянской армии
Цессна 325
Сельскохозяйственный вариант модели 305 с опрыскивателями и бункером в закрытой задней кабине, построено четыре штуки.


Операторы

[ редактировать ]
Единственный L-19A австралийской армии, номер 51-4883 Bunny 2 , приобретенный и неофициально эксплуатируемый во Вьетнаме, выставлен в Музее авиации австралийской армии, Оки (2007 г.).
Этот L-19E использовался Королевскими канадскими воздушными кадетами в атлантическом регионе Канады, с видимыми модификациями четырехлопастного винта и выхлопной системы.
ROCMC OE-1 в Музее морской пехоты Китайской Республики
Передовой авиадиспетчер О-1Е «Бёрд Дог» в разведке возле лагеря спецназа во Вьетнаме
Птица-собака сохранилась в Инчхоне, Южная Корея.
Кабина О-1 в музее авиации

В основном это исторический (не текущий) список операторов:

 Австралия
  • Австралийская армия - 161 разведывательный рейс эксплуатировал 2 самолета во время войны во Вьетнаме . Один из них был сбит 23 мая 1968 года, в результате чего погиб командир звена майор Джордж Констебль. Самолет был заменен и продолжал эксплуатироваться до тех пор, пока 161 самолет не был выведен из Вьетнама. Второй самолет, Bunny 2, был собран из частей, добытых членами подразделения, доставлен в полет, затем разобран и контрабандой отправлен обратно в Австралию в качестве «запасных частей», где он был собран и отправлен в полет.
 Австрия
 Бразилия
 Камбоджа
 Канада
 Чили
 Франция
 Индонезия
 Ирак
 Италия
 Япония
Лаос Королевство Лаос
 Мальта
 Северная Корея
 Норвегия
 Пакистан
 Филиппины
 Южная Корея
 Южный Вьетнам
 Испания
 Саудовская Аравия
 Тайвань
 Таиланд
 Турция
 Соединенные Штаты
 Вьетнам

Технические характеристики (О-1Е)

[ редактировать ]
Чертеж самолета Cessna O-1C Bird Dog в трех видах

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1962–63 гг. [45]

Общие характеристики

  • Экипаж: один/два
  • Длина: 25 футов 10 дюймов (7,87 м)
  • Размах крыльев: 36 футов 0 дюймов (10,97 м)
  • Высота: 7 футов 4 дюйма (2,24 м)
  • Площадь крыла: 174 кв. футов (16,2 м 2 ) [46]
  • Пустой вес: 1614 фунтов (732 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 2430 фунтов (1102 кг)
  • Запас топлива: 41 галлон США (34 имп галлона; 160 л)
  • Силовая установка: 1 × Continental O-470-11 воздушного охлаждения оппозитный шестицилиндровый двигатель , 213 л.с. (159 кВт)

Производительность

  • Максимальная скорость: 115 миль в час (185 км/ч, 100 узлов)
  • Крейсерская скорость: 104 миль в час (167 км/ч, 90 узлов) на высоте 5000 футов (1500 м)
  • Диапазон: 530 миль (850 км, 460 миль)
  • Практический потолок: 18 500 футов (5600 м)
  • Абсолютный потолок: 24 800 футов (7600 м).
  • Скорость набора высоты: 1150 футов/мин (5,8 м/с).
  • Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 560 футов (170 м)
  • Посадочная дистанция с 50 футов (15 м): 600 футов (180 м)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Cessna L-19 Bird Dog: лучший друг солдата» . www.aopa.org . 6 января 2011 года . Проверено 5 декабря 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б Баугер, Джо (6 мая 2023 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (с 130265 по 135773)» . joebaugher.com . Проверено 20 мая 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 419.
  4. ^ Jump up to: а б с д Баугер, Джо (10 марта 2023 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (с 140053 по 145061)» . joebaugher.com . Проверено 20 мая 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Баугер, Джо (21 апреля 2023 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (с 145062 по 150138)» . joebaugher.com . Проверено 20 мая 2023 г.
  6. ^ Дарлинг 1993 , с. 551.
  7. ^ Дарлинг 1993 , с. 554.
  8. ^ Jump up to: а б «История Tinker: профиль самолета Cessna L-19 Bird Dog» . База ВВС Тинкер . 4 декабря 2017 года . Проверено 30 ноября 2023 г.
  9. ^ Томпсон, Минард « Название птичьей собаки, архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine ». Международная ассоциация птичьих собак (по состоянию на 13 августа 2015 г.)
  10. ^ Страница 46: Хобсон, Крис. Потери авиации Вьетнама, потери самолетов ВВС США, ВМС и морской пехоты в Юго-Восточной Азии в 1961-1973 гг . Хинкли Великобритания: Midland Press, 2001. ISBN   1-85780-115-6 .
  11. ^ «Зайка II» . www.161recceflt.org.au . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 5 мая 2018 г.
  12. ^ "Программа планирования". Архивировано 8 декабря 2006 года в Wayback Machine Air Cadets. Проверено: 7 июня 2012 г.
  13. ^ «Планирование: планеры». Архивировано 13 июля 2006 года в Wayback Machine Air Cadets. Проверено: 7 июня 2012 г.
  14. ^ "Взрыв" . Взрыв . Архивировано из оригинала 14 марта 2013 года . Проверено 5 мая 2018 г.
  15. ^ Military.com « Знаменитый ветеран: Эд МакМахон. Архивировано 22 августа 2015 г. в Wayback Machine ». Параграф 3. Проверено 13 августа 2015 г.
  16. ^ " Место крушения Харрисона через Ледяную пещеру" " . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 8 июля 2019 г.
  17. ^ «Разрешение на посадку». Архивировано 28 апреля 2016 г. в Wayback Machine , Примечание.
  18. ^ Хайльбрунн, Шарон. «Начальник авианосца USS Midway Air вспоминает героическое спасение самолета Bird Dog». Архивировано 12 апреля 2011 г. на сайте Wayback Machine kpbs.org, 25 апреля 2010 г.
  19. ^ Уоттер, Стив. «Очистите колоды». Архивировано 6 мая 2008 г. в Wayback Machine Focus on the Family , 2004 г. Дата обращения: 9 июля 2008 г.
  20. ^ «Экспонаты на палубе ангара» . Музей военного корабля США «Мидуэй» . Проверено 24 апреля 2022 г.
  21. ^ Хардинг 1990, стр. 77, 80.
  22. ^ Jump up to: а б с Хардинг 1990, с. 77
  23. ^ Jump up to: а б с д и Хардинг 1990, с. 78
  24. ^ Хардинг 1990, стр. 78, 80.
  25. ^ Филлипс, Эдвард Х: Крылья Cessna, модель 120 до Citation III , Flying Books, 1986. ISBN   0-911139-05-2
  26. ^ Адкок 1988, с. 7
  27. ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 169.
  28. ^ Jump up to: а б с д Дорогая 1993 , с. 564.
  29. ^ Jump up to: а б Wheeler Flight International , 15 августа 1974 г., с. 171.
  30. ^ «История воздушного кадета, часть 4» . Лига воздушных кадетов Канады. Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
  31. ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 174.
  32. ^ Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 42. ИСБН  978-1-913118-74-7 .
  33. ^ Jump up to: а б Wheeler Flight International , 15 августа 1974 г., с. 178.
  34. ^ Налти, Нойфельд и Уотсон, Иллюстрированное руководство по воздушной войне над Вьетнамом (1982), стр. 46–49.
  35. ^ Брукс, Робин. «Островная авиация». Воздушная иллюстрация , Том. 57, № 6. Июнь 1995. С. 268–269.
  36. ^ «Цессна Л-19 Берд Дог» . Аэрофлайт . 9 апреля 2016 г.
  37. ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 181.
  38. ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 182.
  39. ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 179.
  40. ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 190.
  41. ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 185.
  42. ^ Wheeler Flight International, 15 августа 1974 г., с. 186.
  43. ^ Jump up to: а б с World Air Forces – Исторические списки Таиланда (THL) , заархивировано из оригинала 25 января 2012 г. , получено 30 августа 2012 г.
  44. ^ Дарлинг 1993 , с. 563.
  45. ^ Тейлор 1962, стр. 192–193.
  46. ^ Хардинг 1990, с. 80.

Библиография

[ редактировать ]
  • Адкок, Ал. 0-1 Берд Дог. (Самолет № 87) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1988. ISBN   0-89747-206-3 .
  • Бернард К. Налти, Джейкоб Нойфельд и Джордж М. Уотсон, Иллюстрированное руководство по воздушной войне над Вьетнамом , Salamander Books Ltd, Лондон, 1982. ISBN   978-0668053464
  • Дарлинг, Кев (5–18 ноября 1993 г.). «Плодовитая птичья собака Cessna». Новости авиации . Том. 22, нет. 12. С. 550–556.
  • Грин, Уильям и Джеральд Поллинджер. Самолеты мира . Лондон: Макдональд, 1955.
  • Хардинг, Стивен. Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1990. ISBN   1-85310-102-8 .
  • Роббинс, Кристофер. Вороны: люди, участвовавшие в тайной войне в Лаосе . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1987. ISBN   978-0-517-56612-1 .
  • Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-968-5 . .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1962–63 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company Ltd, 1962.
  • Уилер, Барри К. «ВВС мира, 1974 год» . Flight International , 15 августа 1974 г., Vol. 106, № 3414. С. 167–190.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 59795f6e3844fa32e02a1cc60aebeec5__1718499060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/c5/59795f6e3844fa32e02a1cc60aebeec5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cessna O-1 Bird Dog - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)