Белл CH-146 Грифон
CH-146 Грифон | |
---|---|
![]() | |
CH-146 Griffon из 430-й эскадрильи тактических вертолетов. | |
Роль | Универсальный вертолет |
Национальное происхождение | США / Канада |
Производитель | Белл Вертолет |
Первый полет | 1992 |
Введение | 1995 |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | Королевские ВВС Канады |
Произведено | 1992–1997 |
Количество построенных | 100 |
Разработано на основе | Белл 412 |

Bell CH-146 Griffon — многоцелевой многоцелевой вертолет, разработанный Bell Helicopter Textron как вариант Bell 412EP для вооруженных сил Канады . Он используется в самых разных целях, включая воздушную огневую мощь, разведку, поиск и спасение , а также задачи аэромобильности. [ 1 ] CH-146 имеет экипаж из трех человек, может перевозить до десяти военнослужащих и имеет крейсерскую скорость 220–260 км/ч (120–140 узлов; 140–160 миль в час). [ 2 ]
CH-146 является продолжением десятилетия использования семейства Huey канадскими военными, начиная с модели UH-1H в 1968 году и расширяясь за счет использования UH-1N Twin Huey; известные как CH-118 и CH-135 соответственно. Оба были выведены из эксплуатации в 1990-х годах и заменены CH-146; он также заменил ранние модели вертолетов CH-147 Chinook и CH-136 Kiowa, хотя в 2010-х годах были приобретены дополнительные вертолеты Chinook новейшего типа. CH-146 служил в миссиях за рубежом и внутри страны. Они были построены в Канаде. В настоящее время флот модернизируется для эксплуатации до 2030-х годов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
CH-146 — канадское военное обозначение Bell 412CF, модифицированной модели Bell 412, заказанной Канадой в 1992 году. [ 3 ] CH-146 был построен в Мирабель, Квебек , на канадском заводе Bell. Он поставлялся в период с 1995 по 1997 год в одной из двух конфигураций: версия эскадрильи боевой поддержки (CSS) для поисково-спасательных операций и универсальный тактический транспортный вертолет (UTTH), несущий экипаж из трех человек и секцию из восьми человек . [ 1 ]
Семейство Bell 412 пользуется популярностью у военных операторов по всему миру, а также производилось по лицензии в Италии компанией Augusta; 412 и его варианты представляли собой дальнейшую модернизацию Bell 212 . [ 4 ]

«Гриффон» может быть оснащен различными специализированными комплектами для выполнения задач с болтовым креплением, которые могут улучшить его характеристики: от увеличения дальности полета до улучшения защиты от огня противника и т. д. [ 1 ]
Хотя CH-146 может быть оборудован в общей сложности 13 сиденьями в грузовом отсеке в дополнение к двум передним местам для экипажа, ограничения по весу обычно приводят к тому, что нормальная боевая нагрузка составляет восемь экипированных военнослужащих или меньше, в зависимости от вооружения и перевозимого топлива. . В самолете также можно разместить до шести носилок. [ 1 ] [ 5 ]
Незначительная разборка позволяет транспортировать Griffon самолетами CC-130 Hercules или CC-177 Globemaster III для развертывания на большие расстояния. [ 1 ]
Обслуживание и обновления
[ редактировать ]Предполагалось, что CH-146 будет выведен из эксплуатации уже в 2021 году, но с возможностью продления. Компания Bell Helicopter Textron Canada Inc. получила контракт на сумму 640 миллионов канадских долларов на капитальный ремонт и ремонт парка самолетов CH-146 до вывода их из эксплуатации в 2021 году. Контракт включает в себя возможность продления контракта до 2025 года в случае необходимости. [ 6 ] [ 7 ]
В январе 2019 года Канада объявила о планах модернизировать и продлить срок эксплуатации существующих 85 CH-146 до 2031 года. [ 8 ] В мае 2022 года контракт был подписан. [ 9 ] Контракт с Bell Canada позволит этому типу находиться на вооружении до 2030-х годов. [ 10 ] Работы по техническому обслуживанию проводятся в Канаде и обеспечивают там более 1100 рабочих мест. [ 11 ]
В апреле 2024 года правительство Канады объявило о планах потратить 18,4 миллиарда канадских долларов в течение 20 лет на приобретение дополнительных вертолетов, которые будут более «современными, мобильными и эффективными» для увеличения скорости и грузоподъемности при реагировании на стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и угрозы. суверенитета. Неясно, подразумевается ли пополнение или замена парка CH-146. [ 12 ] CH-146 - один из нескольких активов в канадском портфеле вертикальных подъемников, который к 2020-м годам будет включать CH-149 Cormorant (поисково-спасательный самолет средней грузоподъемности (EH101)), CH-147 Chinook (двухвинтовой тяжелый вертолет). , CH-148 Cyclone (морской средний транспортный и противолодочный (С-92)), среди других .
В 2024 году правительство Канады объявило о контракте на обслуживание флота CH-146 Griffon. [ 13 ]
Операционная история
[ редактировать ]





Канадские вооруженные силы закупили 100 самолетов. [ 3 ] и получил их в 1995–1997 гг. [ 2 ] [ 5 ] В 2005 году девять CH-146 были проданы консорциуму Allied Wings для использования в качестве учебно-тренировочных в 3-й летной школе канадских вооруженных сил . [ 14 ] К 2020-м годам более 80 из них все еще находились на вооружении в 11 эскадрилиях, и Канада планировала эксплуатировать их до 2030-х годов. [ 15 ]
Некоторые из задач, для которых используются вертолеты, - это обучение, служебное обслуживание, тактическая транспортировка, поиск и спасение, вооруженное сопровождение «Чинуков». [ 16 ]
Канада
[ редактировать ]CH-146 Griffon использовались в различных операциях в Канаде с момента их появления в 1995 году. Они использовались во время операции «Сагеней» в 1996 году и операции «Помощь» в 1997 году. CH-146 также сыграли важную роль во время великой ледяной бури. 1998 года . [ 17 ] Они были развернуты во время 28-го саммита G8 и 36-го саммита G8 . Они также были задействованы для обеспечения безопасности Зимних Олимпийских игр 2010 года во время операции «Подиум». [ 18 ] В мае 2016 года четыре «Гриффона» были задействованы в рамках операции LENTUS 16-01 для оказания экстренной помощи жертвам лесного пожара в Форт-Мак-Мюррей в 2016 году . [ 19 ]
Гаити и Балканы
[ редактировать ]CH-146 были развернуты на Гаити . Они использовались во время операций «Стандарт» и «Констебль» в период с 1996 по 1997 год. [ 20 ] [ 21 ] Совсем недавно они были развернуты во время операции «Ореол» в 2004 году и операции «Гестия» в 2010 году.
Грифоны использовались в Боснии и Косово во время операции «Кинетик» в период с 1999 по 2000 год и операции «Паладиум» в период с 1998 по 2004 год. [ 22 ]
Афганистан
[ редактировать ]В 2007 году Canadian American Strategic Review предложило канадским вооруженным силам рассмотреть возможность развертывания Griffons в Афганистане, поскольку они были сопоставимы с UH-1 Hueys , развернутыми Корпусом морской пехоты США . [ 23 ] Морская пехота США использовала как Bell UH-1N Twin Huey (также используемый Канадой), так и более новый Bell UH-1Y Venom .
26 ноября 2008 года канадские вооруженные силы объявили в своем заявлении, что восемь «Гриффонов» будут модифицированы для использования в качестве вооруженного сопровождения вертолетов CH-147 «Чинук» в Афганистане . [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Оснащенные миниганом M134D , вертолеты использовались в оборонительных и вспомогательных целях, включая эвакуацию раненых с поля боя. [ 27 ] Восемь CH-146 прибыли в международный аэропорт Кандагара 20 декабря 2008 года. [ 28 ]
Соответствие роли
[ редактировать ]CH-146 был приобретен CF для замены четырех существующих вертолетов: CH-136 Kiowa для наблюдения, CH-135 Twin Huey для тактического армейского вертолета, CH-118 Iroquois для базового спасательного вертолета и тяжелого вертолета. лифт CH-147 «Чинук» . С момента покупки военные аналитики критиковали самолет, указывая на то, что его закупка политически мотивирована и что самолет не может адекватно выполнять ни одну из своих предполагаемых функций. Его назвали «гражданским самолетом, спроектированным и построенным только с зеленой краской». [ 29 ] [ 30 ]
В 2006 году военный аналитик Шэрон Хобсон сказала:
Вертолет «Гриффон» стал чуть ли не посмешищем. Он недостаточно мощный для транспортной роли, которую он должен выполнять армии, и слишком велик для разведывательной роли. В то время, когда канадские вооруженные силы испытывают нехватку оборудования, можно сказать, что около 20 «Гриффонов» уже припаркованы. [ 29 ]
CH-146 был исключен из участия в миссии в Афганистане генералом Риком Хиллером, когда он был начальником штаба обороны в 2008 году, из-за недостаточной мощности. Ее также критиковал за недостаточную мощь Мартин Шедвик, военный аналитик и профессор Йоркского университета . Шедвик заявил в июле 2009 года: [ 31 ]
Его двигатели подходят для большинства внутренних потребностей Канады и более умеренных температур, но [Griffon] на самом деле не обладает достаточной мощностью, чтобы полностью раскрыть свой потенциал в таком месте, как Афганистан. [ 31 ]
В ходе расследования гибели капитана Бена Бабингтона-Брауна (погибшего 6 июля 2009 года в результате крушения самолета № 146434) лейтенант Уильям Робли из Летной школы вертолетов Министерства обороны Великобритании подтвердил, что эксплуатация самолета на такой высоте, температуре и весе означало, что это не тот вертолет для этой миссии. На вопрос коронера: «Если бы вы были там, были бы вам очевидны риски, связанные с использованием вертолета «Гриффон» в таких условиях?» Лейтенант-коммандер Робли ответил: «Да». Когда его спросили: «Можно ли ожидать, что компетентный пилот поймет, что это неправильный вертолет для этой миссии?», лейтенант-командир Робли ответил: «Это зависело от подготовки пилотов; если они не прошли подготовку, они находятся в полете». открытия». [ 32 ]
Генерал-лейтенант в отставке Лу Куппенс защищал характеристики самолета:
Когда велись дискуссии об Афганистане, очень быстро выяснилось, что, если провести анализ погоды, самолет не сможет нести ту же боевую нагрузку, что и в Канаде, и приземлиться в умеренном климате. Но все, что вам тогда нужно сделать, это использовать больше из них для выполнения той же миссии. Глядя на операции, которые мы проводили в других местах на Ближнем Востоке с использованием аналогичных самолетов, все они имеют те или иные ограничения, и вы работаете с этими ограничениями». [ 31 ]
Министр обороны Питер Маккей также выступил в защиту самолета:
Я считаю, что «Гриффон» — это превосходный вертолет, в хорошем состоянии, это универсальный вертолет, который служит нашим интересам как в Афганистане, так и здесь, в Канаде. [ 31 ]
Латвия
[ редактировать ]Начиная с 2025 года Канада планирует отправить 4 Griffon в Латвию в рамках миссии НАТО там, в частности операции REASSURANCE . [ 33 ] [ 34 ]
Операторы
[ редактировать ]

Информацию о других пользователях см. В разделе военных операторов Bell 412. CH-146 — канадская версия этого самолета.
- Роль тактического вертолета
- 400-я эскадрилья тактических вертолетов [ 36 ]
- 403-я эскадрилья оперативной подготовки вертолетов [ 37 ]
- 408-я эскадрилья тактических вертолетов [ 38 ]
- 427-я авиационная эскадрилья специальных операций [ 39 ]
- 430-я эскадрилья тактических вертолетов [ 40 ]
- 438-я эскадрилья тактических вертолетов [ 41 ]
- Поисково-спасательная роль
- Эскадрильи боевой поддержки
- 417-я эскадрилья боевой поддержки [ 43 ]
- 439-я эскадрилья боевой поддержки [ 44 ]
- 444-я эскадрилья боевой поддержки [ 45 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 18 июля 2002 года самолет № 146420 444-й эскадрильи разбился к северу от CFB Goose Bay , возвращаясь из отмененной поисково-спасательной операции. Оба пилота погибли при ударе, а техник SAR и бортинженер получили серьезные ранения. Причиной катастрофы стала потеря хвостового винта самолета после выхода из строя лопасти рулевого винта от усталости. [ 46 ]
- 6 июля 2009 года самолет № 146434 разбился примерно в 80 километрах (50 миль) к северо-востоку от города Кандагар в Афганистане, в результате чего погибли два канадских солдата и капитан британских королевских инженеров . Еще трое канадцев получили ранения. Сообщается, что крушение произошло в результате несчастного случая из-за потери пилотом визуального ориентира в рециркулирующей пыли, а не из-за действий противника. [ 31 ] [ 47 ] [ 48 ] но в ходе расследования смерти капитана Бена Бэбингтона-Брауна было установлено, что вертолет непригоден для операций в Афганистане. [ 32 ] В апреле 2016 года выяснилось, что военная полиция проводит расследование в отношении старших офицеров ВВС по факту халатности за необеспечение должной подготовки летного экипажа по выполнению взлетов в запыленных условиях, а также за превышение эксплуатационной полной массы самолета выше безопасной для полетов. операция. [ 49 ]
Технические характеристики (СН-146)
[ редактировать ]

Данные Министерства национальной обороны [ 1 ] [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека (пилот, второй пилот и бортинженер)
- Вместимость: 10 военнослужащих или 6 носилок (в некоторых источниках указано максимум 8 пассажиров).
- Длина: 56 футов 1 дюйм (17,09 м)
- Высота: 15 футов 1 дюйм (4,60 м)
- Максимальный взлетный вес: 11 900 фунтов (5 398 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Pratt & Whitney Canada PT6T-3D Twin-Pac турбовальный , мощностью 1250 л.с. (930 кВт).
- Аварийное питание с одной силовой секцией мощностью 900 л.с. (671 кВт)
- Диаметр несущего винта: 46 футов 0 дюймов (14,02 м)
- Площадь несущего винта: 1662 кв. футов (154,4 м ). 2 )
- Секции лопастей: - корневая Boeing VR-7; наконечник Wortmann FX 71-H-080 [ 50 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 140 узлов (160 миль в час, 260 км/ч)
- Крейсерская скорость: 118 узлов (136 миль в час, 219 км/ч)
- Дальность: 354 миль (407 миль, 656 км)
Вооружение
- 7,62-мм С6 пулемет общего назначения (GPMG), опционально устанавливаемый в одну или обе двери.
- 7,62-мм Dillon Aero M134D «Minigun», опционально устанавливаемый в одну или обе двери. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
- .50 калибра (12,7 мм) GAU-21 в рамках проекта совместимой системы наблюдения за разведкой и сопровождением Griffon (INGRESS). [ 54 ] [ 55 ]
- Съемная броня для защиты экипажа и пассажиров кабины от огня и осколков стрелкового оружия.
Авионика
- Система стабилизированных камер системы тепловидения WESCAM 16TD-A (TIS)
- Экипаж оснащен системой ночного видения с усилением изображения (II) поколения III.
- CMC Electronics CMA-2082A Система управления полетом
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Канадская армия – Техника – Вертолет Griffon (CH-146)» . Департамент национальной обороны . Октябрь 2006 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2011 г. Проверено 24 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ВВС Канады – Самолет – CH-146 Griffon – Технические характеристики» . Департамент национальной обороны . Март 2007 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2010 г. Проверено 24 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иден, Пол, изд. «Звонок 212/412». Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- ^ «Двухмоторный универсальный/транспортный вертолет Bell Model 412» . www.militaryfactory.com . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ВВС Канады – Самолет – CH-146 Griffon – Технические характеристики» . Департамент национальной обороны . Март 2007 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 г. Проверено 24 февраля 2008 г.
- ^ «AIAC поздравляет Bell Helicopter Textron с контрактом правительства Канады, который поддерживает канадские вооруженные силы и сохраняет рабочие места» (PDF) . Ассоциация аэрокосмической промышленности Канады . 14 января 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 апреля 2015 г. . Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ «Канада заключила контракт на техническое обслуживание Bell 412EP Helis» . Ежедневник оборонной промышленности . 17 января 2011 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ Рейм, Гарретт. «Канада продлит срок службы вертолетов Bell CH-146 Griffon до 2031 года». Архивировано 28 января 2019 г. на Wayback Machine . Flight Global, 28 января 2019 г.
- ^ Правительство Канады объявляет о контракте на продление срока службы парка Королевских ВВС Канады, состоящего из 85 вертолетов CH-146 Griffon.
- ^ «Bell Textron Canada продлит срок службы канадских вертолетов CH-146 Griffon» .
- ^ «Bell заключила контракт на сумму 2,28 миллиарда долларов на содержание флота RCAF CH-146 Griffon» . Вертикальный маг . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Наш Север, сильный и свободный: обновленный взгляд на оборону Канады» . Правительство Канады. 8 апреля 2024 г.
- ^ Макнил, Гарри (18 января 2024 г.). «Канада инвестирует 1,7 миллиарда долларов в продление срока службы вертолетов CH-146 Griffon» . Военно-воздушные технологии . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «17 КРЫЛО – ВИННИПЕГ: ЭСКИДРОНИИ» . Связи с общественностью ВВС/Министерство национальной обороны . Декабрь 2007 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2007 г. Проверено 20 августа 2008 г.
- ^ «Bell заключила контракт на сумму 2,28 миллиарда долларов на содержание флота RCAF CH-146 Griffon» . Вертикальный маг . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Bell заключила контракт на сумму 2,28 миллиарда долларов на содержание флота RCAF CH-146 Griffon» . Вертикальный маг . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «СН-146 Грифон» . ДНД . 2010. Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 1 июля 2010 г.
- ^ ДНД (2010). «Операция Podium Air Component доставляет» . Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 1 июля 2010 г.
- ^ «Операция ЛЕНТУС» . Архивировано из оригинала 8 мая 2017 года . Проверено 6 мая 2016 г.
- ^ «Операция СТАНДАРТ» . ДНД . 2010. Архивировано из оригинала 23 марта 2011 года . Проверено 28 ноября 2008 г.
- ^ Операция «Констебль» . ДНД . 2010. Архивировано из оригинала 22 октября 2010 года . Проверено 28 ноября 2008 г.
- ^ «Операция КИНЕТИК» . ДНД . 2010. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ «Сенатор призывает отправить в Афганистан небольшие вертолеты» . Служба новостей Canwest . 30 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2013 г. . Проверено 17 сентября 2013 г.
Канадско-американское стратегическое обозрение, интернет-сайт, ориентированный на оборону и действующий на базе Университета Саймона Фрейзера, отметил, что до июля 2006 года морские пехотинцы США выполняли обязанности по сопровождению конвоев с аэродрома Кандагара на вертолетах Хьюи. Эти вертолеты похожи на «Гриффоны», но менее мощные, добавляет сайт. Он также задался вопросом, почему морские пехотинцы могут использовать такие вертолеты, если канадские вооруженные силы считают местные условия в Кандагаре слишком экстремальными для грифонов.
- ^ «Канада отправит ударные вертолеты Griffon в Афганистан». Архивировано 13 февраля 2009 г. в Wayback Machine . CBC News, 26 ноября 2008 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ «INGRESS — совместимая система наблюдения за сопровождением разведки «Гриффон»: два пресс-релиза о заключении контракта» . Канадско-американский стратегический обзор . Июль 2008 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 г. Проверено 17 сентября 2013 г.
MND Питер Маккей объявил, что восемь грифонов INGRESS отправятся в Кандагар в начале 2009 года.
- ^ «CH-146 Griffons направляется в Кандагар – пресс-релиз DND/CF» . Канадско-американский стратегический обзор . 26 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2008 г. Проверено 17 сентября 2013 г.
Министерство национальной обороны опубликовало краткое заявление, в котором объявило, что первые два (по крайней мере) многоцелевых вертолета CF CH-146 Griffon, предназначенные для Афганистана, вскоре будут на пути в Кандагар.
- ^ «Мини-пистолет Dillon Aero DMG134S (пистолет Гатлинга) и комплекты деталей — уведомление MERX ACAN о системе вооружения, устанавливаемой на вертолете» . Канадско-американский стратегический обзор . Февраль 2008 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 г. Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ Канадская радиовещательная корпорация (декабрь 2008 г.). «Вертолеты Griffon канадского производства прибывают в Кандагар» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 21 декабря 2008 года . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хобсон, Шэрон (лето 2006 г.). «Прямой разговор – кто решает?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 года . Проверено 28 июля 2009 г.
- ^ Кук, М. Пол (2005). «Канада под атакой» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 ноября 2010 года . Проверено 28 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Вертолет CH-146 Griffon» . Новости ЦБК . Канадская радиовещательная корпорация . Июль 2009 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2009 г. Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Следствие по делу о крушении вертолета в Афганистане стало «непригодным»: отчет» . Дейли Телеграф . 27 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 27 августа 2014 г.
- ^ «Канада отправляет в Латвию вертолеты Griffon и Chinook» . Вертикальный маг . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Пресса, Сара Ричи, канадка (15 декабря 2023 г.). "Канада отправит в Латвию вертолеты в следующем году", - говорит министр обороны" . Торонто Стар . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013. Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2012 года . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ «400-я эскадрилья» . canadianwings.com. Архивировано из оригинала 6 августа 2012 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «403-я эскадрилья (вертолетная) эскадрилья оперативной подготовки (Хель ОТС)» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «408-я эскадрилья тактических вертолетов (THC)» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «427-я тактическая вертолётная эскадрилья» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «430-я тактическая вертолётная эскадрилья (THS)» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «438-я эскадрилья тактических вертолетов (THS)» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «424 (Поисково-спасательная/транспортная) эскадрилья» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «417-я эскадрилья боевой поддержки (CSS)» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «439-я эскадрилья боевого обеспечения (КСБ)» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «444-я эскадрилья боевого обеспечения» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Сводка о происшествиях с самолетами . Управление безопасности полетов канадских вооруженных сил, 20 августа 2002 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс (июль 2009 г.). «Афганская пыль могла стать причиной крушения вертолета: отчет» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 10 июля 2009 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ Сводка о происшествиях с самолетами . Управление безопасности полетов канадских вооруженных сил
- ^ «В отношении старшего военного офицера ведется расследование по делу о крушении вертолета в Афганистане в 2009 году – Канада – CBC News» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Новости ДНД/CF (ноябрь 2008 г.). «Канада увеличивает воздушные возможности в Афганистане» . Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Изображение 7,62-мм M134D в действии недалеко от Кандагара.
- ^ Система вооружения, установленная на вертолете. Архивировано 6 сентября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ «Аренда полигона для испытаний вертолетного вооружения» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ CH-146 Griffon, вооруженный ГАУ-21. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]