Белл Х-5
Х-5 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Экспериментальный самолет |
Производитель | Белл Эйркрафт Корпорейшн |
Дизайнер | Роберт Дж. Вудс |
Первый полет | 20 июня 1951 г. |
Ушедший на пенсию | декабрь 1958 г. |
Основные пользователи | ВВС США Национальный консультативный комитет по аэронавтике |
Количество построенных | 2 |

Bell X-5 стал первым самолетом, способным менять в полете стреловидность крыльев . Он был вдохновлен непроверенной конструкцией военного времени P.1101 немецкой . Messerschmitt компании В ходе дальнейшего развития немецкой конструкции, в которой угол стреловидности крыла можно было регулировать только на земле, инженеры Bell разработали систему электродвигателей для регулировки стреловидности в полете.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Неполный прототип истребителя Messerschmitt P.1101, извлеченный войсками США в 1945 году из экспериментального комплекса в Обераммергау, Германия, был доставлен обратно в Соединенные Штаты. Несмотря на повреждения при транспортировке, прототип инновационного истребителя был доставлен на завод Bell в Буффало, штат Нью-Йорк, где инженерный состав компании внимательно изучил конструкцию и под руководством главного конструктора Роберта Дж. Вудса представил предложение по аналогичной конструкции. [ 1 ]
Несмотря на внешнее сходство, X-5 был намного сложнее, чем P.1101, с тремя положениями стреловидности: 20 °, 40 ° и 60 °, что создавало летную платформу с «изменяемой геометрией». Домкратный винт перемещал шарнир крыла по набору коротких горизонтальных направляющих, используя дисковые тормоза для фиксации крыла в полетном положении. Переход от полного выдвижения к полной стреловидности занял менее 30 секунд. Сочленение шарнира и шкворней частично компенсировало смещение центра тяжести и центра давления при движении крыльев.
Несмотря на это, Х-5 имел ужасные характеристики вращения , возникающие из-за несовершенной аэродинамической компоновки самолета, в частности из-за плохо расположенного хвостового оперения и вертикального стабилизатора, которые в некоторых положениях крыла могли привести к неустранимому вращению. Эта резкая нестабильность сваливания / вращения в конечном итоге привела к разрушению второго самолета и гибели его летчика-испытателя ВВС в 1953 году. [ 2 ]
Неблагоприятные характеристики вращения также привели к отмене предварительных планов ВВС США по модификации конструкции X-5 в недорогой тактический истребитель для НАТО и других зарубежных стран. [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]Было построено два Х-5 (заводские номера 50-1838 и 50-1839). Первый был завершен 15 февраля 1951 года, а свои первые полеты два самолета совершили 20 июня и 10 декабря 1951 года. Было совершено почти 200 полетов на скорости до 0,9 Маха и высоте 40 000 футов (12 000 м). Один самолет был потерян 14 октября 1953 года, когда ему не удалось выйти из штопора со стреловидностью 60°. Капитан ВВС Рэй Попсон погиб в результате крушения на базе ВВС Эдвардс . Другой X-5 оставался в Эдвардсе и продолжал активные испытания до 1955 года, а в качестве самолета-преследователя оставался в эксплуатации до 1958 года.
Х-5 успешно продемонстрировал преимущества конструкции поворотного крыла для самолетов, предназначенных для полетов в широком диапазоне скоростей. Несмотря на проблемы с устойчивостью X-5, концепция была разработана с использованием внешнего, а не внутреннего шарнира. [ 4 ] и позже был успешно реализован на таких самолетах, как General Dynamics F-111 и Grumman F-14 Tomcat , Микоян Гуревич МиГ-23 и МиГ-27 , Су-17/20/22 и Су-24 , Туполев Ту. -22М и Ту-160 , Панавиа Торнадо и Роквелл В-1 Лансер .
Выжившие
[ редактировать ]Единственный уцелевший X-5 сейчас находится в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо . Он был доставлен в музей в марте 1958 года. Он выставлен в ангаре исследований и разработок музея. [ 5 ]
Технические характеристики (Bell X-5)
[ редактировать ]
Данные с X-самолетов: от X-1 до X-29. [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 33 фута 4 дюйма (10,16 м)
- Размах крыльев: 30 футов 6 дюймов (9,30 м)
- Размах стреловидного крыла: 20 футов 9 дюймов (6,32 м) при стреловидности 60 °. [ нужна ссылка ]
- Высота: 12 футов 0 дюймов (3,66 м)
- Площадь крыла: 175 кв. футов (16,3 м 2 )
- Профиль крыла : корень: NACA 64A011 ; наконечник: NACA 64A08.28 [ 7 ]
- Пустой вес: 6350 фунтов (2880 кг)
- Полная масса: 9875 фунтов (4479 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Allison J35-A-17A турбореактивный , тяга 4900 фунтов силы (22 кН) на уровне моря.
Производительность
- Максимальная скорость: 705 миль в час (1135 км/ч, 613 узлов)
- Диапазон: 750 миль (1210 км, 650 миль)
- Практический потолок: 42 000 футов (13 000 м)
- Тяга/вес : 0,5 [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Грумман XF10F Ягуар
- Мессершмитт Р.1101
- Североамериканский F-86 Sabre
- будет 29, я знаю
- Шкода-Куба Р14
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Винчестер 2005, с. 37.
- ^ Халлион 1984, с. 52.
- ^ Халлион 1984, с. 47.
- ^ «Качающиеся крылья» . Журнал «Авиация и космос» . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ "Белл X-5". Национальный музей ВВС США. Проверено: 22 октября 2016 г.
- ^ Миллер, Джей (1983). X-самолеты: от X-1 до X-29 . Морской пехотинец на острове Санта-Крус: Специализация. стр. 56–63. ISBN 0933424353 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Библиография
- Халлион, Ричард П. На границе: летные исследования в Драйдене, 1946–1981 (NASA SP4303) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, 1984 г. (пересмотрено в Смитсоновском издании в 2003 г.). ISBN 1-58834-134-8 .
- Винчестер, Джим. «Белл Х-5». Концептуальный самолет: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Кент, Великобритания: Grange Books plc., 2005. ISBN 1-84013-809-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Американские автомобили X: инвентарь от X-1 до X-50 , SP-2000-4531 - июнь 2003 г.; Онлайн-монография НАСА в формате PDF
- Bonnier Corporation (август 1951 г.). «Самолет в форме дротика снова взмахивает крыльями в полете» . Популярная наука . Компания Бонньер. п. 84.