Jump to content

Белл Х-5

Х-5
Роль Экспериментальный самолет
Производитель Белл Эйркрафт Корпорейшн
Дизайнер Роберт Дж. Вудс
Первый полет 20 июня 1951 г.
Ушедший на пенсию декабрь 1958 г.
Основные пользователи ВВС США
Национальный консультативный комитет по аэронавтике
Количество построенных 2
Составная фотография, показывающая Bell X-5 . крыло изменяемой стреловидности

Bell X-5 стал первым самолетом, способным менять в полете стреловидность крыльев . Он был вдохновлен непроверенной конструкцией военного времени P.1101 немецкой . Messerschmitt компании В ходе дальнейшего развития немецкой конструкции, в которой угол стреловидности крыла можно было регулировать только на земле, инженеры Bell разработали систему электродвигателей для регулировки стреловидности в полете.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Неполный прототип истребителя Messerschmitt P.1101, извлеченный войсками США в 1945 году из экспериментального комплекса в Обераммергау, Германия, был доставлен обратно в Соединенные Штаты. Несмотря на повреждения при транспортировке, прототип инновационного истребителя был доставлен на завод Bell в Буффало, штат Нью-Йорк, где инженерный состав компании внимательно изучил конструкцию и под руководством главного конструктора Роберта Дж. Вудса представил предложение по аналогичной конструкции. [ 1 ]

Несмотря на внешнее сходство, X-5 был намного сложнее, чем P.1101, с тремя положениями стреловидности: 20 °, 40 ° и 60 °, что создавало летную платформу с «изменяемой геометрией». Домкратный винт перемещал шарнир крыла по набору коротких горизонтальных направляющих, используя дисковые тормоза для фиксации крыла в полетном положении. Переход от полного выдвижения к полной стреловидности занял менее 30 секунд. Сочленение шарнира и шкворней частично компенсировало смещение центра тяжести и центра давления при движении крыльев.

Несмотря на это, Х-5 имел ужасные характеристики вращения , возникающие из-за несовершенной аэродинамической компоновки самолета, в частности из-за плохо расположенного хвостового оперения и вертикального стабилизатора, которые в некоторых положениях крыла могли привести к неустранимому вращению. Эта резкая нестабильность сваливания / вращения в конечном итоге привела к разрушению второго самолета и гибели его летчика-испытателя ВВС в 1953 году. [ 2 ]

Неблагоприятные характеристики вращения также привели к отмене предварительных планов ВВС США по модификации конструкции X-5 в недорогой тактический истребитель для НАТО и других зарубежных стран. [ 3 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Было построено два Х-5 (заводские номера 50-1838 и 50-1839). Первый был завершен 15 февраля 1951 года, а свои первые полеты два самолета совершили 20 июня и 10 декабря 1951 года. Было совершено почти 200 полетов на скорости до 0,9 Маха и высоте 40 000 футов (12 000 м). Один самолет был потерян 14 октября 1953 года, когда ему не удалось выйти из штопора со стреловидностью 60°. Капитан ВВС Рэй Попсон погиб в результате крушения на базе ВВС Эдвардс . Другой X-5 оставался в Эдвардсе и продолжал активные испытания до 1955 года, а в качестве самолета-преследователя оставался в эксплуатации до 1958 года.

Х-5 успешно продемонстрировал преимущества конструкции поворотного крыла для самолетов, предназначенных для полетов в широком диапазоне скоростей. Несмотря на проблемы с устойчивостью X-5, концепция была разработана с использованием внешнего, а не внутреннего шарнира. [ 4 ] и позже был успешно реализован на таких самолетах, как General Dynamics F-111 и Grumman F-14 Tomcat , Микоян Гуревич МиГ-23 и МиГ-27 , Су-17/20/22 и Су-24 , Туполев Ту. -22М и Ту-160 , Панавиа Торнадо и Роквелл В-1 Лансер .

Выжившие

[ редактировать ]

Единственный уцелевший X-5 сейчас находится в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо . Он был доставлен в музей в марте 1958 года. Он выставлен в ангаре исследований и разработок музея. [ 5 ]

Технические характеристики (Bell X-5)

[ редактировать ]
Ортогональная схема Bell X-5.
Orthographically projected diagram of the Bell X-5.

Данные с X-самолетов: от X-1 до X-29. [ 6 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 33 фута 4 дюйма (10,16 м)
  • Размах крыльев: 30 футов 6 дюймов (9,30 м)
  • Размах стреловидного крыла: 20 футов 9 дюймов (6,32 м) при стреловидности 60 °. [ нужна ссылка ]
  • Высота: 12 футов 0 дюймов (3,66 м)
  • Площадь крыла: 175 кв. футов (16,3 м 2 )
  • Профиль крыла : корень: NACA 64A011 ; наконечник: NACA 64A08.28 [ 7 ]
  • Пустой вес: 6350 фунтов (2880 кг)
  • Полная масса: 9875 фунтов (4479 кг)
  • Силовая установка: 1 двигатель Allison J35-A-17A турбореактивный , тяга 4900 фунтов силы (22 кН) на уровне моря.

Производительность

  • Максимальная скорость: 705 миль в час (1135 км/ч, 613 узлов)
  • Диапазон: 750 миль (1210 км, 650 миль)
  • Практический потолок: 42 000 футов (13 000 м)
  • Тяга/вес : 0,5 [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания
  1. ^ Винчестер 2005, с. 37.
  2. ^ Халлион 1984, с. 52.
  3. ^ Халлион 1984, с. 47.
  4. ^ «Качающиеся крылья» . Журнал «Авиация и космос» . Проверено 18 июля 2021 г.
  5. ^ "Белл X-5". Национальный музей ВВС США. Проверено: 22 октября 2016 г.
  6. ^ Миллер, Джей (1983). X-самолеты: от X-1 до X-29 . Морской пехотинец на острове Санта-Крус: Специализация. стр. 56–63. ISBN  0933424353 .
  7. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
  • Халлион, Ричард П. На границе: летные исследования в Драйдене, 1946–1981 (NASA SP4303) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, 1984 г. (пересмотрено в Смитсоновском издании в 2003 г.). ISBN   1-58834-134-8 .
  • Винчестер, Джим. «Белл Х-5». Концептуальный самолет: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Кент, Великобритания: Grange Books plc., 2005. ISBN   1-84013-809-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9af918eafb9919b777a7b5ee33b1dae8__1718728080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/e8/9af918eafb9919b777a7b5ee33b1dae8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bell X-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)