Роквелл-МББ X-31
Х-31 | |
---|---|
Самолет Х-31 возвращается с испытательного полета компании VECTOR. | |
Роль | Экспериментальный самолет |
Национальное происхождение | США/Германия |
Производитель | Роквелл / Мессершмитт-Бельков-Блом |
Первый полет | 11 октября 1990 г. |
Основные пользователи | ДАРПА НАСА ДЛР |
Количество построенных | 2 |
Rockwell -Messerschmitt-Bölkow-Blohm X-31 — экспериментальный реактивный самолет, предназначенный для испытания технологии управления вектором тяги истребителей . Он был спроектирован и построен компаниями Rockwell и Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) в рамках совместной программы США и Германии по повышению маневренности истребителей , чтобы обеспечить дополнительные возможности управления по тангажу и рысканию, а также значительно большую маневренность, чем у большинства обычных истребителей. Усовершенствованная система управления полетом обеспечивала управляемый полет на больших углах атаки , где обычный самолет мог бы заглохнуть или потерять управление. Было построено два самолета, из которых сохранился только один.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В качестве первой международной программы X-plane Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны ( DARPA ) было высшим руководством правительства США, а ВМС США выступали в качестве военного агента через Командование военно-воздушных систем ( NAVAIR ). [1] НАСА поддержало программу X-31 через свой исследовательский центр в Лэнгли и центр летных исследований Драйдена . [1] Летно-испытательный центр ВВС США был участвующей испытательной организацией. [1]
Конструкция X-31 представляла собой, по сути, совершенно новую конструкцию планера, хотя она в значительной степени заимствовала элементы конструкции, а иногда и фактические части предыдущих серийных, прототипов и концептуальных проектов самолетов, включая Британскую программу аэрокосмических экспериментальных самолетов (выбор типа крыла с передним оперением). , плюс воздухозаборник под фюзеляжем), немецкий TKF-90 (концепции формы крыла и воздухозаборник под фюзеляжем), F/A-18 Hornet (носовая часть, включая кабину, катапультное кресло и фонарь; электрические генераторы), F-16 Fighting Falcon (шасси) , топливный насос, педали руля направления, шины носового колеса и аварийная силовая установка), F-16XL (приводы передней кромки закрылков), V-22 Osprey (приводы руля), Cessna Citation (колеса и тормоза основных стоек шасси), F- 20 Tigershark (гидразиновая система аварийного воздушного запуска, позже замененная) и B-1 Lancer (шпиндели от его управляющих лопаток, используемые для переднего оперения). Это было сделано специально, чтобы сократить время разработки и риски за счет использования компонентов, пригодных для полетов. Чтобы снизить стоимость оснастки для производства всего двух самолетов, компания Rockwell разработала концепцию «разлетающихся оснастки» (возможно, наиболее успешный вариант программы), в соответствии с которой 15 шпангоутов фюзеляжа были изготовлены с помощью ЧПУ , соединенный между собой крепежным приспособлением и прикрепленный к заводскому цеху с помощью геодезического оборудования. Эта сборка затем стала оснасткой для самолета, который был построен вокруг нее и, таким образом, «улетел» со своей собственной оснасткой. [1]
Было построено два Х-31, первый из которых совершил полет 11 октября 1990 года. [2] С 1990 по 1995 год было выполнено более 500 испытательных полетов. X-31 представляет собой -утку дельта , самолет с треугольным крылом, в котором носовая часть «утка» используется для основного управления по тангажу и вторичного управления вектором тяги. Дельта-утка ранее использовалась на ударном истребителе Saab Viggen и с тех пор стала обычным явлением на таких истребителях, как Eurofighter Typhoon , Dassault Rafale и Gripen , которые были разработаны и летали за несколько лет до X-31. X-31 имел коленчато-треугольное крыло (похожее на Saab 35 Draken и прототип F-16XL) и фиксированные стойки вдоль хвостовой части фюзеляжа, а также пару подвижных передних крыльев с компьютерным управлением для повышения устойчивости и маневренности. , Подвижного горизонтального оперения нет только вертикальное киль с рулем направления . Тангаж и крен контролируются уткой с помощью трех лопастей, направляющих выхлоп (вектор тяги). В конце концов, моделирование и летные испытания на одном из Х-31 показали, что полет будет стабильным без вертикального киля, поскольку сопло с вектором тяги обеспечивало достаточный контроль по рысканию и тангажу. [3]
В ходе летных испытаний самолет Х-31 установил несколько рубежей. 6 ноября 1992 года Х-31 совершил управляемый полет с углом атаки 70°. 29 апреля 1993 года второй X-31 успешно выполнил быстрый разворот на 180° с минимальным радиусом, используя маневр после сваливания , пролетев далеко за пределами диапазона углов атаки, обычного для обычных самолетов. Этот маневр был назван « маневром Хербста » в честь доктора Вольфганга Хербста, сотрудника MBB и сторонника использования полета после сваливания в бою воздух-воздух. [4] Хербст был разработчиком ракеты Rockwell SNAKE, которая легла в основу X-31. [5]
В середине 1990-х годов программа начала активизироваться, и поэтому в апреле 1999 года США и Германия подписали Меморандум о соглашении, чтобы начать сотрудничество по программе VECTOR для извлечения выгоды из предыдущих инвестиций. [6] Программа VECTOR стоимостью 53 миллиона долларов началась в январе 2000 года. [7] VECTOR — совместное предприятие, в которое входят ВМС США, немецкое агентство оборонных закупок BWB, Boeing Phantom Works и DASA ; Первоначально предполагалось, что в нем будет участвовать Швеция, которая вышла из проекта из-за финансовых ограничений. [8] В качестве площадки для летных испытаний была выбрана военно-морская авиабаза Патаксент-Ривер в штате Мэриленд. С 2002 по 2003 год X-31 выполнял чрезвычайно короткие заходы на взлет и посадку сначала на виртуальной взлетно-посадочной полосе на высоте 5000 футов (1500 м) в небе, чтобы гарантировать, что инерциальная навигационная система / система глобального позиционирования точно направляет самолет с точностью до сантиметра. точность, необходимая для приземления. Затем программа завершилась первой в истории автономной посадкой пилотируемого самолета с большим углом атаки (24 градуса) и короткой посадкой. Технологии включали в себя дифференциальную систему GPS, основанную на псевдолитной технологии от Integrinautics, и миниатюрную систему передачи данных о промывочном воздухе от Nordmicro. [ нужна ссылка ]
Самолет построен
[ редактировать ]- BuNo 164584 , 292 рейса — разбился 19 января 1995 года к северу от авиабазы Эдвардс , Калифорния. Причиной крушения стал лед внутри трубки Пито, из-за которого на компьютеры управления полетом были отправлены неверные данные о скорости полета. Факторы, способствовавшие этому, включали замену обогреваемой трубки Пито необогреваемым датчиком Киля , а также незнание наземным экипажем/пилотом возможности обойти компьютерное управление. Пилот благополучно катапультировался. [9] [10] [11] В 2005 году НАСА выпустило фильм «X-31: Разрыв цепи», в котором рассказывается об этих событиях. [12] Новинкой испытаний X-31 было компьютерное управление его революционными органами управления полетом (крыло-утка и перегородки двигателя), позволяющее выполнять маневры, невозможные для обычных реактивных истребителей. В фильме подробно обсуждается сочетание независимых ошибок (например, то, что сопровождающий пилот-преследователь не мог слышать радиопереговор летчика-испытателя со своей базой), приведших к потере управления, когда летчик-испытатель (правильно) катапультировался, чтобы спасти свою жизнь. На пленке крушения видно, как самолет находится в необычном положении, когда компьютер применил ложные данные, чтобы попытаться управлять полетом после того, как пилот катапультировался.
- BuNo 164585 , 288 полетов, последний из них - в 2003 году. Выставлен в постоянной экспозиции в Немецком музее Flugwerft Schleissheim в Германии.
Технические характеристики (Х-31)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг. [13]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 13,21 м (43 фута 4 дюйма)
- Размах крыльев: 7,26 м (23 фута 10 дюймов)
- Высота: 4,44 м (14 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 21,02 м 2 (226,3 кв. футов)
- Профиль : Роквелл 5,5% [14]
- Вес пустого: 5175 кг (11409 фунтов)
- Полная масса: 6622 кг (14600 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 7228 кг (15935 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель General Electric F404-GE-400 турбовентиляторный , тяга 71 кН (16 000 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 1449 км/ч (900 миль в час, 782 узла) [15]
- Максимальная скорость: 1,28 Маха.
- Практический потолок: 12 200 м (40 000 футов)
- Скорость набора высоты: 218 м/с (42 900 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 315,0 кг/м 2 (64,5 фунта/кв. футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Грумман Х-29
- Исследовательская машина с высоким альфа-исследованием
- Дженерал Дайнемикс Х-62 ВИСТА
- McDonnell Douglas F-15 STOL/MTD
Связанные списки
Галерея
[ редактировать ]- Х-31 Квази-Бесхвостый (без киля и руля направления). Концепция художника
- Выполнение атаки под большим углом. маневра
- Вид спереди на X-31 в Обершлайсхайме , Германия.
- Х-31 Квази-Бесхвостый (без киля и руля направления). Концепция художника
- Х-31 № 2
- X-31 № 1 с тремя лопастями управления вектором тяги (1993 г.)
- Кильский зонд внутри трубы. Этот необогреваемый зонд стал причиной гибели Х-31 №1 из-за обледенения.
- Кильский зонд, вид сбоку
- Х-31 ВЕКТОР демонстрирует чрезвычайно короткую посадку при очень большом угле атаки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Полет за пределами свалки (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия, 2014 г. Проверено 18 сентября 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дорр 1996 , с. 42.
- ^ Архив, СДАСМ (19 декабря 2002 г.). «Роквелл-МББ: Х-31» . фликр . Проверено 9 октября 2019 г.
- ^ Смит, Р.Э.; Дике, бакалавр; Равичандран, Б.; Эль-Фаллах, А.; Мехра, РК (2001). «Открытие новых боевых маневров истребителя в моделировании: моделирование творческих способностей летчиков-испытателей» (PDF) . ВВС США . Проверено 16 января 2007 г.
- ^ Ланжевен, Г.С.; Оверби, П. (17 октября 2003 г.). «Партнеры по свободе: Rockwell-MBB X-31» . НАСА Исследовательский центр в Лэнгли . Архивировано из оригинала 27 августа 2006 года.
- ^ «Программа ВЕКТОР начинается на реке Пакс» . navair.navy.mil . 1 апреля 2000 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Boeing X-31 снова отправляется в полет по новой многонациональной программе» . МедиаРум . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Баумгарднер, Нил (5 апреля 2000 г.). «ВМС США и Германия собираются начать программу X-31 VECTOR» . Оборонная газета . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ «Крушение Х-31А» . Проверено 21 ноября 2008 г.
- ↑ Уничтожено за секунды , Discovery Channel, эфир: 19 декабря 2008 г., 1:30 утра по восточному стандартному времени.
- ^ «Потеря Х-31А» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 года . Проверено 10 августа 2009 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «X-31: Разрыв цепи: извлеченные уроки» . Ютуб . 21 августа 2014 г.
- ^ Ламберт 1993 , стр. 176–177.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003, с. 39.
Библиография
[ редактировать ]- Дорр, Роберт Ф. (весна 1996 г.). «Роквелл/МББ Х-31». Мировой журнал авиации . 24 . Лондон: Аэрокосмическое издательство: 34–47. ISBN 1-874023-66-2 . ISSN 0959-7050 .
- Дженкинс, Деннис Р., Тони Лэндис и Джей Миллер. SP-2003-4531, «Американские автомобили X, инвентарь – от X-1 до X-50» . НАСА, июнь 2003 г.
- Ламберт, Марк (1993). Самолет Jane's All The Worlds, 1993–94 . Каудсдон, Великобритания: Отдел данных Джейнс. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Отчет ВВС США и НАТО RTO-TR-015 AC/323/(HFM-015)/TP-1 (2001 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- НАСА Драйден: X-31, заархивировано 1 декабря 2021 г. в Wayback Machine.
- История X-Plane Джеймса Шомберта. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- Галерея изображений НАСА X-31
- Разделение закрылков и установка крыла Х-31. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Видео крушения и расследования "X-31: Разрыв цепи"
- Самолет «Утка»
- База ВВС Эдвардс
- Самолет Мессершмитт-Бельков-Блом
- самолет НАСА
- Самолет Роквелла
- Экспериментальный самолет США 1990-х годов
- Самолет с дельта-крылом
- Одномоторный реактивный самолет
- Самолет совершил первый полет в 1990 году.
- Немецкий экспериментальный самолет 1990-х годов.
- Трехмерный самолет с вектором тяги
- Международный самолет 1990-х годов
- Военные отношения Германии и США
- Военная история США