Нортроп HL-10
ХЛ-10 | |
---|---|
Роль | подъемного кузова Демонстратор технологии |
Производитель | Нортроп |
Дизайнер | Исследовательский центр Лэнгли |
Первый полет | 22 декабря 1966 г. |
Ушедший на пенсию | 17 июля 1970 г. |
Статус | На выставке Центр летных исследований Армстронга НАСА. |
Основной пользователь | НАСА |
Количество построенных | 1 |
Northrop HL-10 был одним из пяти американских конструкций тяжелых несущих кузовов, которые летали в Центр Центре летных исследований НАСА (FRC — позже летных исследований Драйдена ) в Эдвардсе, Калифорния , с июля 1966 года по ноябрь 1975 года для изучения и проверки концепции безопасного полета. маневрирование и посадка корабля с низким аэродинамическим сопротивлением, предназначенного для входа в атмосферу из космоса. [ 1 ] Это был проект НАСА, созданный для оценки подъемного корпуса с перевернутым профилем и треугольной формы в плане . В настоящее время он выставлен у входа в Летно-исследовательский центр Армстронга на базе ВВС Эдвардс .
Разработка
[ редактировать ]Корпорация Northrop построила HL-10 и Northrop M2-F2 , первые два из парка «тяжелых» несущих тел, которыми управляет Центр летных исследований НАСА. Контракт на строительство HL-10 и M2-F2 составил 1,8 миллиона долларов. «HL» означает горизонтальную посадку, а «10» относится к десятой конструкции, изученной инженерами Исследовательского центра НАСА в Лэнгли , Хэмптон, Вирджиния . Главная передача представляла собой модифицированную систему Т-38 , убирающуюся вручную. [ 1 ] и снижается давлением азота. Носовая стойка представляла собой модифицированный агрегат Т-39 , убиравшийся вручную и опускавшийся под давлением азота. Система катапультирования пилота представляла собой модифицированную систему F-106 . Серебряно-цинковые батареи обеспечивали электроэнергией систему управления, летные приборы, радио, обогрев кабины и систему повышения устойчивости. Для облегчения предпосадочной подготовки четыре дросселируемые ракеты на перекиси водорода обеспечивали тягу до 400 фунтов силы (1,8 кН).
Операционная история
[ редактировать ]После доставки НАСА в январе 1966 года HL-10 совершил свой первый полет 22 декабря 1966 года с пилотом-исследователем Брюсом Петерсоном в кабине. Хотя был установлен ракетный двигатель XLR-11 (тот же тип, который использовался в Bell X-1 ), первые 11 падений с самолета-носителя B-52 представляли собой планирующие полеты без двигателя для оценки управляемости, устойчивости и управляемости. В конце концов, HL-10 был признан лучшим по управляемости из трех оригинальных тяжеловесных кузовов (M2-F2/F3, HL-10, X-24 A). [ 1 ]
В ходе программы исследований несущего кузова HL-10 совершил 37 полетов и зафиксировал самую большую высоту и максимальную скорость в программе несущего кузова . 18 февраля 1970 года летчик-испытатель ВВС Питер Хоаг пилотировал HL-10 до скорости 1,86 Маха (1228 миль в час или 1976 км/ч). Девять дней спустя пилот НАСА Уильям Х. «Билл» Дана поднял аппарат на высоту 90 030 футов (27 440 м), что стало самой высокой высотой, достигнутой в рамках программы. [ 1 ]
Во время обычного полета несущего корпуса B-52 с исследовательской машиной, прикрепленной к опоре на пилоне на правом крыле между фюзеляжем и внутренней подвеской двигателя, поднялся на высоту около 45 000 футов (14 000 м) и начальную скорость около 450 миль в час (720 км/ч). [ 1 ]
Через несколько мгновений после падения пилот зажег XLR-11. Скорость и высота увеличивались до тех пор, пока двигатель не отключался по выбору или из-за израсходования топлива, в зависимости от индивидуального профиля миссии. Несущие тела обычно имели достаточно топлива примерно на 100 секунд полета с двигателем и обычно достигали высоты от 50 000 до 80 000 футов (от 15 000 до 24 000 м) и скорости выше 1 Маха. [ 1 ]
После выключения двигателя пилот провел аппарат через смоделированный коридор возвращения из космоса на заранее запланированный заход на посадку на одну из взлетно-посадочных полос на дне озера Роджерс-Драй-Лейк в Эдвардсе. Для снижения высоты на этапе приземления использовался круговой заход на посадку. На последнем этапе захода на посадку пилот увеличил скорость снижения, чтобы накопить энергию. На высоте около 100 футов (30 м) маневр «разрыва» снизил скорость воздуха примерно до 200 миль в час (320 км / ч) для приземления. [ 1 ]
Необычные и ценные уроки были извлечены из успешных летных испытаний HL-10. На ранних этапах программы разработки космических шаттлов подъемные тела по форме HL-10 были одним из трех основных типов предложений. Позже они были отвергнуты, поскольку оказалось трудно разместить цилиндрические топливные баки в постоянно изогнутом фюзеляже, и с тех пор большинство проектов было сосредоточено на более традиционных самолетах с треугольным крылом .
- Пилоты HL-10
- Джон А. Манке - 10 полетов, 7 полетов с двигателем.
- Уильям Х. Дана - 9 полетов, 8 полетов с двигателем
- Джерольд Р. Джентри - 9 полетов, 2 полета с двигателем
- Питер К. Хоаг - 8 полетов, 7 полетов с двигателем
- Брюс Петерсон — 1 полет, 0 полетов с двигателем
Несостоявшийся космический полет
[ редактировать ]Согласно книге инженера-проектировщика Р. Дейла Рида «Бескрылый полет» , HL-10 считался предназначенным для полета в космос в начале-середине 1970-х годов. После отмены лунного проекта «Аполлон» Рид понял, что останется значительное оборудование «Аполлона», в том числе несколько летных модулей командного обслуживания (CSM) и ракеты «Сатурн-5» . [ 2 ]
Предложение заключалось в том, чтобы добавить к HL-10 абляционный тепловой экран, средства управления реакцией и другие дополнительные подсистемы, необходимые для пилотируемого космического полета. Теперь корабль, предназначенный для использования в космосе, затем должен был быть запущен в космос для лунного модуля на ракете-носителе «Сатурн-5» с ракетой-носителем «Аполлон». Планировалось, что после выхода на околоземную орбиту роботизированный манипулятор снимет HL-10 с третьей ступени ракеты и поместит ее рядом с пилотируемым космическим кораблем Apollo CSM. Затем один из астронавтов выйдет в открытый космос с «Аполлона» и сядет на подъемный корпус, чтобы выполнить проверку его систем перед входом в атмосферу. [ 2 ]
Планировалось, что по этой программе будет два полета. В первом случае пилот с подъемным корпусом вернется на «Аполлон» и отправит HL-10 обратно на землю без экипажа. Если этот полет окажется успешным, второй запуск будет включать пилотируемую посадку на авиабазе Эдвардс. Как сообщается, Вернер фон Браун с энтузиазмом отнесся к миссии и предложил подготовить два командных модуля «Сатурн V» и «Аполлон». Однако его отверг директор Летно-исследовательского центра, и из предложения ничего не вышло. [ 2 ] Запуск «Сатурна-5» на низкую околоземную орбиту с легкой полезной нагрузкой не будет эффективным использованием возможностей, и программа «Аполлон» была прекращена в основном по соображениям стоимости. [ нужна ссылка ]
Полеты HL-10
[ редактировать ]Транспортное средство Полет # |
Дата | Пилот | Мах | Скорость /км/ч | Высота /м | Продолжительность | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ХЛ-10 #1 | 22 декабря 1966 г. | Петерсон | 0.693 | 735 | 13,716 | 00:03:07 | Первый полет HL-10 Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #2 | 15 марта 1968 г. | Джентри | 0.609 | 684 | 13,716 | 00:04:03 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #3 | 3 апреля 1968 г. | Джентри | 0.690 | 732 | 13,716 | 00:04:02 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #4 | 25 апреля 1968 г. | Джентри | 0.697 | 739 | 13,716 | 00:04:18 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #5 | 3 мая 1968 г. | Джентри | 0.688 | 731 | 13,716 | 00:04:05 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #6 | 16 мая 1968 г. | Джентри | 0.678 | 719 | 13,716 | 00:04:25 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #7 | 28 мая 1968 г. | отсутствующий | 0.657 | 698 | 13,716 | 00:04:05 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #8 | 11 июня 1968 г. | отсутствующий | 0.635 | 697 | 13,716 | 00:04:06 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #9 | 21 июня 1968 г. | Джентри | 0.637 | 700 | 13,716 | 00:04:31 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #10 | 24 сентября 1968 г. | Джентри | 0.682 | 723 | 13,716 | 00:04:05 | Скольжение без двигателя XLR-11 установлен |
ХЛ-10 #11 | 3 октября 1968 г. | отсутствующий | 0.714 | 758 | 13,716 | 00:04:03 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #12 | 23 октября 1968 г. | Джентри | 0.666 | 723 | 12,101 | 00:03:09 | 1-й полет с двигателем неисправность двигателя приземлился Розамонд |
ХЛ-10 #13 | 13 ноября 1968 г. | отсутствующий | 0.840 | 843 | 13,000 | 00:06:25 | 3 пытается легкий двигатель |
ХЛ-10 #14 | 9 декабря 1968 г. | Джентри | 0.870 | 872 | 14,454 | 00:06:34 | - |
ХЛ-10 #15 | 17 апреля 1969 г. | отсутствующий | 0.994 | 974 | 16,075 | 00:06:40 | - |
ХЛ-10 #16 | 25 апреля 1969 г. | Дана | 0.701 | 744 | 13,716 | 00:04:12 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #17 | 9 мая 1969 г. | отсутствующий | 1.127 | 1,197 | 16,246 | 00:06:50 | 1-й подъемный орган сверхзвуковой полет |
ХЛ-10 #18 | 20 мая 1969 г. | Дана | 0.904 | 959 | 14,966 | 00:06:54 | - |
ХЛ-10 #19 | 28 мая 1969 г. | отсутствующий | 1.236 | 1,312 | 18,959 | 00:06:38 | - |
ХЛ-10 #20 | 6 июня 1969 г. | Хоаг | 0.665 | 727 | 13,716 | 00:03:51 | Скольжение без двигателя |
ХЛ-10 #21 | 19 июня 1969 г. | отсутствующий | 1.398 | 1,484 | 19,538 | 00:06:18 | - |
ХЛ-10 #22 | 23 июля 1969 г. | Дана | 1.444 | 1,350 | 19,446 | 00:06:13 | - |
ХЛ-10 #23 | 6 августа 1969 г. | отсутствующий | 1.540 | 1,656 | 23,195 | 00:06:12 | 1-я четверка полет с камерой |
ХЛ-10 #24 | 3 сентября 1969 г. | Дана | 1.446 | 1,542 | 23,762 | 00:06:54 | - |
ХЛ-10 #25 | 18 сентября 1969 г. | отсутствующий | 1.256 | 1,341 | 24,137 | 00:07:06 | - |
ХЛ-10 #26 | 30 сентября 1969 г. | Хоаг | 0.924 | 980 | 16,383 | 00:07:16 | - |
ХЛ-10 #27 | 27 октября 1969 г. | Дана | 1.577 | 1,675 | 18,474 | 00:06:57 | - |
ХЛ-10 #28 | 3 ноября 1969 г. | Хоаг | 1.396 | 1,482 | 19,544 | 00:07:19 | - |
ХЛ-10 #29 | 17 ноября 1969 г. | Дана | 1.594 | 1,693 | 19,687 | 00:06:48 | - |
ХЛ-10 #30 | 21 ноября 1969 г. | Хоаг | 1.432 | 1,532 | 24,165 | 00:06:18 | - |
ХЛ-10 #31 | 12 декабря 1969 г. | Дана | 1.310 | 1,402 | 24,372 | 00:07:08 | - |
ХЛ-10 #32 | 19 января 1970 г. | Хоаг | 1.310 | 1,399 | 26,414 | 00:06:50 | - |
ХЛ-10 #33 | 26 января 1970 г. | Дана | 1.351 | 1,444 | 26,726 | 00:06:51 | - |
ХЛ-10 #34 | 18 февраля 1970 г. | Хоаг | 1.861 | 1,976 | 20,516 | 00:06:20 | Самый быстрый подъем полет тела |
ХЛ-10 #35 | 27 февраля 1970 г. | Дана | 1.314 | 1,400 | 27,524 | 00:06:56 | Высший подъем полет тела |
ХЛ-10 #36 | 11 июня 1970 г. | Хоаг | 0.744 | 810 | 13,716 | 00:03:22 | Подъем/перетаскивание энергетический подход |
ХЛ-10 #37 | 17 июля 1970 г. | Хоаг | 0.733 | 803 | 13,716 | 00:04:12 | Последний рейс |
Серийный номер самолета
[ редактировать ]- Northrop HL-10 — НАСА 804, 37 полетов
Статус
[ редактировать ]HL-10 в настоящее время выставлен у входа в Летно-исследовательский центр Армстронга в Эдвардсе, Калифорния.
Технические характеристики (Нортроп HL-10)
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]- Экипаж: один пилот
- Длина: 21 фут 2 дюйма (6,45 м)
- Размах крыльев: 13 футов 7 дюймов (4,15 м)
- Рост: 9 футов 7 дюймов (2,92 м)
- Площадь крыла: 160 футов 2 (14,9 м 2 )
- Пустой: 5285 фунтов (2397 кг)
- Загружено: 6000 фунтов (2721 кг)
- Максимальная взлетная: 10 009 фунтов (4 540 кг) (масса топлива 3 536 фунтов - 1 604 кг)
- Силовая установка: 1 Reaction Motors XLR-11 четырехкамерный ракетный двигатель . Тяга 8000 фунтов силы (35,7 кН)
Производительность
[ редактировать ]- Максимальная скорость: 1228 миль в час (1976 км/ч)
- Дальность: 45 миль (72 км)
- Практический потолок: 90 303 футов (27 524 м)
- Скорость подъема: фут/мин (м/мин)
- Нагрузка на крыло: 62,5 фунта/фута 2 (304,7 кг/м 2 )
- Удельная тяга: 1:0,99
Вымышленные отсылки
[ редактировать ]В пилотном фильме и эпизоде сериала «Человек за шесть миллионов долларов » под названием «Смертельный повтор» серийный номер HL-10 804 идентифицирован как самолет, на котором пилотировал полковник Стив Остин , когда он разбился, что привело к его превращению в пилота. бионический человек, и в этом эпизоде также фигурирует HL-10. [ 3 ] Однако другие эпизоды и Мартина Кейдина оригинальный роман «Киборг » противоречат этому, идентифицируя самолет Остина как вымышленного двоюродного брата HL-10, M3-F5. [ 4 ] Еще больше путаницы добавляет тот факт, что и HL-10, и M2-F2 фигурируют в начальных титрах телешоу.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Информационный бюллетень по подъемному кузову HL-10» . Центр летных исследований Драйдена . НАСА . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рид, Р. Дейл; Дарлин Листер (2002). Бескрылый полет: история несущего тела . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-9026-6 . также доступен в виде PDF-файла .
- ^ Человек за шесть миллионов долларов : «Смертельный повтор». Автор Уилтон Дания. Первая трансляция 22 ноября 1974 г.
- ↑ Мартин Кэйдин , Киборг , Арбор-Хаус, 1972, и работы-сиквелы, а также телефильм 1987 года «Возвращение мужчины за шесть миллионов долларов и бионической женщины».