Jump to content

Нортроп HL-10

ХЛ-10
Роль подъемного кузова Демонстратор технологии
Производитель Нортроп
Дизайнер Исследовательский центр Лэнгли
Первый полет 22 декабря 1966 г.
Ушедший на пенсию 17 июля 1970 г.
Статус На выставке Центр летных исследований Армстронга НАСА.
Основной пользователь НАСА
Количество построенных 1

Northrop HL-10 был одним из пяти американских конструкций тяжелых несущих кузовов, которые летали в Центр Центре летных исследований НАСА (FRC — позже летных исследований Драйдена ) в Эдвардсе, Калифорния , с июля 1966 года по ноябрь 1975 года для изучения и проверки концепции безопасного полета. маневрирование и посадка корабля с низким аэродинамическим сопротивлением, предназначенного для входа в атмосферу из космоса. [ 1 ] Это был проект НАСА, созданный для оценки подъемного корпуса с перевернутым профилем и треугольной формы в плане . В настоящее время он выставлен у входа в Летно-исследовательский центр Армстронга на базе ВВС Эдвардс .

Разработка

[ редактировать ]

Корпорация Northrop построила HL-10 и Northrop M2-F2 , первые два из парка «тяжелых» несущих тел, которыми управляет Центр летных исследований НАСА. Контракт на строительство HL-10 и M2-F2 составил 1,8 миллиона долларов. «HL» означает горизонтальную посадку, а «10» относится к десятой конструкции, изученной инженерами Исследовательского центра НАСА в Лэнгли , Хэмптон, Вирджиния . Главная передача представляла собой модифицированную систему Т-38 , убирающуюся вручную. [ 1 ] и снижается давлением азота. Носовая стойка представляла собой модифицированный агрегат Т-39 , убиравшийся вручную и опускавшийся под давлением азота. Система катапультирования пилота представляла собой модифицированную систему F-106 . Серебряно-цинковые батареи обеспечивали электроэнергией систему управления, летные приборы, радио, обогрев кабины и систему повышения устойчивости. Для облегчения предпосадочной подготовки четыре дросселируемые ракеты на перекиси водорода обеспечивали тягу до 400 фунтов силы (1,8 кН).

Операционная история

[ редактировать ]
Кабина подъемного кузова ХЛ-10.

После доставки НАСА в январе 1966 года HL-10 совершил свой первый полет 22 декабря 1966 года с пилотом-исследователем Брюсом Петерсоном в кабине. Хотя был установлен ракетный двигатель XLR-11 (тот же тип, который использовался в Bell X-1 ), первые 11 падений с самолета-носителя B-52 представляли собой планирующие полеты без двигателя для оценки управляемости, устойчивости и управляемости. В конце концов, HL-10 был признан лучшим по управляемости из трех оригинальных тяжеловесных кузовов (M2-F2/F3, HL-10, X-24 A). [ 1 ]

В ходе программы исследований несущего кузова HL-10 совершил 37 полетов и зафиксировал самую большую высоту и максимальную скорость в программе несущего кузова . 18 февраля 1970 года летчик-испытатель ВВС Питер Хоаг пилотировал HL-10 до скорости 1,86 Маха (1228 миль в час или 1976 км/ч). Девять дней спустя пилот НАСА Уильям Х. «Билл» Дана поднял аппарат на высоту 90 030 футов (27 440 м), что стало самой высокой высотой, достигнутой в рамках программы. [ 1 ]

Во время обычного полета несущего корпуса B-52 с исследовательской машиной, прикрепленной к опоре на пилоне на правом крыле между фюзеляжем и внутренней подвеской двигателя, поднялся на высоту около 45 000 футов (14 000 м) и начальную скорость около 450 миль в час (720 км/ч). [ 1 ]

Через несколько мгновений после падения пилот зажег XLR-11. Скорость и высота увеличивались до тех пор, пока двигатель не отключался по выбору или из-за израсходования топлива, в зависимости от индивидуального профиля миссии. Несущие тела обычно имели достаточно топлива примерно на 100 секунд полета с двигателем и обычно достигали высоты от 50 000 до 80 000 футов (от 15 000 до 24 000 м) и скорости выше 1 Маха. [ 1 ]

После выключения двигателя пилот провел аппарат через смоделированный коридор возвращения из космоса на заранее запланированный заход на посадку на одну из взлетно-посадочных полос на дне озера Роджерс-Драй-Лейк в Эдвардсе. Для снижения высоты на этапе приземления использовался круговой заход на посадку. На последнем этапе захода на посадку пилот увеличил скорость снижения, чтобы накопить энергию. На высоте около 100 футов (30 м) маневр «разрыва» снизил скорость воздуха примерно до 200 миль в час (320 км / ч) для приземления. [ 1 ]

Необычные и ценные уроки были извлечены из успешных летных испытаний HL-10. На ранних этапах программы разработки космических шаттлов подъемные тела по форме HL-10 были одним из трех основных типов предложений. Позже они были отвергнуты, поскольку оказалось трудно разместить цилиндрические топливные баки в постоянно изогнутом фюзеляже, и с тех пор большинство проектов было сосредоточено на более традиционных самолетах с треугольным крылом .

  • Пилоты HL-10

Несостоявшийся космический полет

[ редактировать ]

Согласно книге инженера-проектировщика Р. Дейла Рида «Бескрылый полет» , HL-10 считался предназначенным для полета в космос в начале-середине 1970-х годов. После отмены лунного проекта «Аполлон» Рид понял, что останется значительное оборудование «Аполлона», в том числе несколько летных модулей командного обслуживания (CSM) и ракеты «Сатурн-5» . [ 2 ]

Предложение заключалось в том, чтобы добавить к HL-10 абляционный тепловой экран, средства управления реакцией и другие дополнительные подсистемы, необходимые для пилотируемого космического полета. Теперь корабль, предназначенный для использования в космосе, затем должен был быть запущен в космос для лунного модуля на ракете-носителе «Сатурн-5» с ракетой-носителем «Аполлон». Планировалось, что после выхода на околоземную орбиту роботизированный манипулятор снимет HL-10 с третьей ступени ракеты и поместит ее рядом с пилотируемым космическим кораблем Apollo CSM. Затем один из астронавтов выйдет в открытый космос с «Аполлона» и сядет на подъемный корпус, чтобы выполнить проверку его систем перед входом в атмосферу. [ 2 ]

Планировалось, что по этой программе будет два полета. В первом случае пилот с подъемным корпусом вернется на «Аполлон» и отправит HL-10 обратно на землю без экипажа. Если этот полет окажется успешным, второй запуск будет включать пилотируемую посадку на авиабазе Эдвардс. Как сообщается, Вернер фон Браун с энтузиазмом отнесся к миссии и предложил подготовить два командных модуля «Сатурн V» и «Аполлон». Однако его отверг директор Летно-исследовательского центра, и из предложения ничего не вышло. [ 2 ] Запуск «Сатурна-5» на низкую околоземную орбиту с легкой полезной нагрузкой не будет эффективным использованием возможностей, и программа «Аполлон» была прекращена в основном по соображениям стоимости. [ нужна ссылка ]


Полеты HL-10

[ редактировать ]
Транспортное средство
Полет #
Дата Пилот Мах Скорость /км/ч Высота /м Продолжительность Комментарии
ХЛ-10 #1 22 декабря 1966 г. Петерсон 0.693 735 13,716 00:03:07 Первый полет HL-10
Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #2 15 марта 1968 г. Джентри 0.609 684 13,716 00:04:03 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #3 3 апреля 1968 г. Джентри 0.690 732 13,716 00:04:02 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #4 25 апреля 1968 г. Джентри 0.697 739 13,716 00:04:18 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #5 3 мая 1968 г. Джентри 0.688 731 13,716 00:04:05 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #6 16 мая 1968 г. Джентри 0.678 719 13,716 00:04:25 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #7 28 мая 1968 г. отсутствующий 0.657 698 13,716 00:04:05 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #8 11 июня 1968 г. отсутствующий 0.635 697 13,716 00:04:06 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #9 21 июня 1968 г. Джентри 0.637 700 13,716 00:04:31 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #10 24 сентября 1968 г. Джентри 0.682 723 13,716 00:04:05 Скольжение без двигателя
XLR-11 установлен
ХЛ-10 #11 3 октября 1968 г. отсутствующий 0.714 758 13,716 00:04:03 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #12 23 октября 1968 г. Джентри 0.666 723 12,101 00:03:09 1-й полет с двигателем
неисправность двигателя
приземлился Розамонд
ХЛ-10 #13 13 ноября 1968 г. отсутствующий 0.840 843 13,000 00:06:25 3 пытается
легкий двигатель
ХЛ-10 #14 9 декабря 1968 г. Джентри 0.870 872 14,454 00:06:34 -
ХЛ-10 #15 17 апреля 1969 г. отсутствующий 0.994 974 16,075 00:06:40 -
ХЛ-10 #16 25 апреля 1969 г. Дана 0.701 744 13,716 00:04:12 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #17 9 мая 1969 г. отсутствующий 1.127 1,197 16,246 00:06:50 1-й подъемный орган
сверхзвуковой полет
ХЛ-10 #18 20 мая 1969 г. Дана 0.904 959 14,966 00:06:54 -
ХЛ-10 #19 28 мая 1969 г. отсутствующий 1.236 1,312 18,959 00:06:38 -
ХЛ-10 #20 6 июня 1969 г. Хоаг 0.665 727 13,716 00:03:51 Скольжение без двигателя
ХЛ-10 #21 19 июня 1969 г. отсутствующий 1.398 1,484 19,538 00:06:18 -
ХЛ-10 #22 23 июля 1969 г. Дана 1.444 1,350 19,446 00:06:13 -
ХЛ-10 #23 6 августа 1969 г. отсутствующий 1.540 1,656 23,195 00:06:12 1-я четверка
полет с камерой
ХЛ-10 #24 3 сентября 1969 г. Дана 1.446 1,542 23,762 00:06:54 -
ХЛ-10 #25 18 сентября 1969 г. отсутствующий 1.256 1,341 24,137 00:07:06 -
ХЛ-10 #26 30 сентября 1969 г. Хоаг 0.924 980 16,383 00:07:16 -
ХЛ-10 #27 27 октября 1969 г. Дана 1.577 1,675 18,474 00:06:57 -
ХЛ-10 #28 3 ноября 1969 г. Хоаг 1.396 1,482 19,544 00:07:19 -
ХЛ-10 #29 17 ноября 1969 г. Дана 1.594 1,693 19,687 00:06:48 -
ХЛ-10 #30 21 ноября 1969 г. Хоаг 1.432 1,532 24,165 00:06:18 -
ХЛ-10 #31 12 декабря 1969 г. Дана 1.310 1,402 24,372 00:07:08 -
ХЛ-10 #32 19 января 1970 г. Хоаг 1.310 1,399 26,414 00:06:50 -
ХЛ-10 #33 26 января 1970 г. Дана 1.351 1,444 26,726 00:06:51 -
ХЛ-10 #34 18 февраля 1970 г. Хоаг 1.861 1,976 20,516 00:06:20 Самый быстрый подъем
полет тела
ХЛ-10 #35 27 февраля 1970 г. Дана 1.314 1,400 27,524 00:06:56 Высший подъем
полет тела
ХЛ-10 #36 11 июня 1970 г. Хоаг 0.744 810 13,716 00:03:22 Подъем/перетаскивание
энергетический подход
ХЛ-10 #37 17 июля 1970 г. Хоаг 0.733 803 13,716 00:04:12 Последний рейс

Серийный номер самолета

[ редактировать ]
  • Northrop HL-10 — НАСА 804, 37 полетов

HL-10 в настоящее время выставлен у входа в Летно-исследовательский центр Армстронга в Эдвардсе, Калифорния.

Технические характеристики (Нортроп HL-10)

[ редактировать ]
Схема подъемного кузова NASA HL-10

Общие характеристики

[ редактировать ]
  • Экипаж: один пилот
  • Длина: 21 фут 2 дюйма (6,45 м)
  • Размах крыльев: 13 футов 7 дюймов (4,15 м)
  • Рост: 9 футов 7 дюймов (2,92 м)
  • Площадь крыла: 160 футов 2 (14,9 м 2 )
  • Пустой: 5285 фунтов (2397 кг)
  • Загружено: 6000 фунтов (2721 кг)
  • Максимальная взлетная: 10 009 фунтов (4 540 кг) (масса топлива 3 536 фунтов - 1 604 кг)
  • Силовая установка: 1 Reaction Motors XLR-11 четырехкамерный ракетный двигатель . Тяга 8000 фунтов силы (35,7 кН)

Производительность

[ редактировать ]
  • Максимальная скорость: 1228 миль в час (1976 км/ч)
  • Дальность: 45 миль (72 км)
  • Практический потолок: 90 303 футов (27 524 м)
  • Скорость подъема: фут/мин (м/мин)
  • Нагрузка на крыло: 62,5 фунта/фута 2 (304,7 кг/м 2 )
  • Удельная тяга: 1:0,99

Вымышленные отсылки

[ редактировать ]

В пилотном фильме и эпизоде ​​сериала «Человек за шесть миллионов долларов » под названием «Смертельный повтор» серийный номер HL-10 804 идентифицирован как самолет, на котором пилотировал полковник Стив Остин , когда он разбился, что привело к его превращению в пилота. бионический человек, и в этом эпизоде ​​также фигурирует HL-10. [ 3 ] Однако другие эпизоды и Мартина Кейдина оригинальный роман «Киборг » противоречат этому, идентифицируя самолет Остина как вымышленного двоюродного брата HL-10, M3-F5. [ 4 ] Еще больше путаницы добавляет тот факт, что и HL-10, и M2-F2 фигурируют в начальных титрах телешоу.

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Информационный бюллетень по подъемному кузову HL-10» . Центр летных исследований Драйдена . НАСА . Проверено 4 октября 2010 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Рид, Р. Дейл; Дарлин Листер (2002). Бескрылый полет: история несущего тела . Университетское издательство Кентукки. ISBN  0-8131-9026-6 . также доступен в виде PDF-файла .
  3. ^ Человек за шесть миллионов долларов : «Смертельный повтор». Автор Уилтон Дания. Первая трансляция 22 ноября 1974 г.
  4. Мартин Кэйдин , Киборг , Арбор-Хаус, 1972, и работы-сиквелы, а также телефильм 1987 года «Возвращение мужчины за шесть миллионов долларов и бионической женщины».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3fd99666d3abe27e5138d9ea858b3bc__1722594240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/bc/c3fd99666d3abe27e5138d9ea858b3bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Northrop HL-10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)